Автор Тема: «Королева индейцев» Перселла в Пермском оперном театре (дирижер  Т. Курентзис)  (Прочитано 8824 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн klevas-91

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
Новая версия либретто П. Селларса, текст арий Д. Драйдена, монологи из романа Р. Агиляр «Затерянные хроники terra firma»

Опера написана в 1695 году, в данной сценической версии поставлена в Перми в 2013-м. Исполняется на английском языке с русскими титрами. Продолжительность спектакля: 3 часа 15 минут (с одним антрактом)

Копродукция Пермского театра оперы и балета, Teatro Real (Мадрид) и Английской национальной оперы (Лондон)

«Королева индейцев» — последнее произведение первого великого композитора Англии Генри Пёрселла, оставшееся незавершенным в связи с кончиной автора в возрасте 36 лет.

Режиссер Питер Селларс, постановки которого на основе классики (будь то Моцарт, Гендель, Шекспир или Софокл) всегда бьют по актуальным общественно-политическим вопросам, совместно с маэстро Теодором Курентзисом воспроизводят недописанный оригинал «Королевы индейцев», дополнив его фрагментами из других сочинений Пёрселла.

В новом либретто вокальные номера чередуются с декламацией отрывков из романа современной никарагуанской писательницы Розарио Агиляр «Затерянные хроники terra firma».

Действие оперы разворачивается в Центральной Америке в период конкисты. Дочь индейского вождя становится наложницей офицера испанской армии, чтобы выведать способ победы над кровным врагом. Однако план оборачивается для нее внезапным счастьем: жертва полюбила своего палача — и одновременно трагедией, ведь испанцы продолжают резню среди индейцев.

Спектакль — лауреат российской театральной премии Casta Diva — 2013 в номинации «Событие года».

http://permopera.ru/playbills/playbill/detail/7461
« Последнее редактирование: Ноябрь 16, 2016, 12:29:47 от Александр П. »

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 648
Re: "Королева индейцев" Г.Перселл
« Ответ #1 : Декабрь 23, 2014, 01:32:38 »
Вчера были в Новой опере, на концертном исполнении "Королевы индейцев".
Мне кажется, что это событие, по крайней мере, что-то свежее и оригинальное. Это почти мистерия.
Я лично уже устала от мелодраматических сюжетов в опере.
Единственная для меня загадка - это два спектакля в Москве, один из которых концертное исполнение. Я не удивлюсь, если посмотревшие  оба  впадут в некоторое недоумение, потому что они увидят два разных спектакля.
Из недостатков концертного исполнения. Не  было либретто в программке, поэтому остаётся догадываться о происходящем на сцене. Джулия Баллок (США), номинация " Лучшая женская роль", например, поёт  Текулихуатцин и  Донью Луису. Я так подозреваю, что в спектакле она будет в разных костюмах, это как-то будет сыграно.

 Хор, замечательный, кстати,  поёт то от имени индейцев племени майя, то от имени испанских конкистадоров.
Это, как известно, семи-опера. Там довольно большое место занимает прозаический текст, который актриса. Кстати, текст этот - фрагменты из книги никарагуанской писательницы, не помню, как ею зовут.  Довольно интересно написано.
Я видела фрагменты оперы  ( на видео), ясно, что там огромную роль играет цвет, художник по костюмам и просто художник-постановщик номинированы на Маску. В концертном исполнении был только один цвет - чёрный. Кроме платья Надежды Кучер.
Оркестр местами играл почти в темноте, для эффекта, я думаю. Играли замечательно, вдохновенно,  были неопознаные мной лично инструменты. Наверное, эпохи Пёрселла.
 :D
« Последнее редактирование: Декабрь 23, 2014, 01:58:13 от Bartoli »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 573
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Королева индейцев" Г.Перселл
« Ответ #2 : Декабрь 24, 2014, 22:59:05 »
Пишет Слава (_arlekin_)

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2996547.html

"Королева индейцев" Г.Перселла, Пермский театр оперы и балета, реж. П.Селларс, дир. Т.Курентзис

Поверхностное впечатление от первого акта: "И вот от этой пошлой хрени все так радуются?" А вдогонку: "И ради чего я пропустил концерт Аниты Рачвелишвили?!" Однако же и Дмитрий Черняков, тоже накануне посетивший по-дружески Аниту во время репетиции в КЗЧ -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2996201.html

- предпочел все-таки пермский спектакль в Большом. Безусловно, "Королева индейцев" - значительная, серьезная работа, заслуживающая того, чтоб дать себе труд отделить зерна от плевел и агнцев от козлищ.

Прежде всего - большинство солистов демонстрируют великолепный вокал: арии, ансамбли, хоры выстроены превосходно, взаимодействие певцов с оркестром практически безупречно. Дирижерские достижения здесь, на мой взгляд, менее бесспорны. То есть технически все просто совершенно. Но замедленные темпы иногда дают удивительный эффект проникновенности и утонченности, а порой наводят на мысль, что Курентзис тупо тянет время. Вообще я не очень представляю, как это можно было воспринимать в варианте концертного исполнения, состоявшегося в "Новой опере" двумя днями ранее - с одной стороны, без сюжетной связки опера, собранная из кусков, сшитых белыми нитками, окончательно должна развалиться, а с другой, главное достоинство постановки - как раз в вокалистах, ну и, разумеется, в музыкальном материале (потрясающем, необыкновенном), что наилучшим образом проявляется именно в концертном формате, а на театральной сцене опошляется убогой, примитивной драматургией и режиссурой Селларса, не говоря уже про хореографию Кристофера Уильямса - она просто аховая. Начиная с весьма развернутого (я бы сказал - затянутого) "космогонического" пролога, составленного из псевдоритуальных, по меркам что аутентичного фольклорного танца, что контемпорари данса весьма примитивных движений "богов майя" в количестве четырех наряженных по моде театра 1920-х годов безликих фигур.

Впрочем, космогония - это еще что, дальше начинается развитие сюжета... Насколько я понимаю, в обрывках перселловского оригинала, написанных для пьесы Джона Драйдена, предполагается война инков с ацтеками, то есть изначальный замысел в чем-то сходен с "Апокалипсисом" Мела Гибсона. В "Королеве индейцев" нет ни тех, ни других, а есть майя, высокодуховный народ, живущий издревле на родной земле - и есть пришлые завоеватели с автоматами, наряженные в спецназовский камуфляж и сопровождаемые нарисованными на картонках в подчеркнуто наивной, "детской" стилистике танками. Причем убожество мышления художника по костюмам (Дуня Рамикова) доходит до того, что - зато политграмотность на высшем уровне! - и священники "пришельцев" облачены в рясы цвета хаки, а кресты вышиты поверх камуфляжных жилетов. Основная сюжетная линия связана с одной из пяти девственниц, дочерей индейских вождей, предназначенных в жены командирам армии захватчиков - с целью то ли военного шпионажа, то ли ритуального их умиротворения, то ли просто проверки, боги ли те, или все же обычные смертные мужчины. Героиня влюбляется в своего дона Педро (в роли которого выступает, что забавно, черный певец, мускулистый, но с более гладкой кожей, чем вокалом), а тот не желает венчаться с ней по христианскому обычаю, более того, берет в законные жены испанскую аристократку, индеанку же Лусию оставляя в качестве наложницы. При этом Педро Альваро безумно обожает прижитую от наложницы дочь Леонору. Побочная, едва просматривающаяся линия связана с Доньей Исабель, женой одного из завоевателей, много сделавшей для крещения индейцев, что, правда, не помогло им и от автоматчиков-захватчиков не спасло. Да и дон Педро свою дочку-метиску бессовестно использовал в качестве талисмана в борьбе против индейцев, которые, и без того слабые, плохо вооруженные, при таком раскладе были просто обречены. Образ Исабель не просто невнятный, но еще и двусмысленный, поскольку ее "заслуга" в покорении индейцев ничуть не менее велика, чем автоматчиков из нарисованных танков. С Лусией и ее дочкой в плане содержания все-таки чуть проще - за них говорит в микрофон артистка, чьи англоязычные велеречивые монологи, правда, имеют в структуре представления непомерно большой удельный вес, утяжеляют действие, мало что добавляя к нему по существу, но, по крайней мере, отчасти проясняя некоторые моменты на скорую руку сметанной фабулы самодеятельного либретто.

Помимо сомнений относительно формы спектакля, еще более скептически, разумеется, я воспринимаю его затхлый "антиколонизаторский", "антиимпериалистический" посыл, никак не связанный с музыкальным материалом и порой доводящий разыгрываемое на сцене действо до абсурда: скажем, когда жена-индеанка утешает мужа-захватчика (чернокожего) не только гениальной, но и шлягерной «Music for a while» - то есть женщина мужчину, утешает, конечно же, лаская руками его гладкий торс, а поет арию контртенор, выступающий от лица индейских божеств. Вообще "любовные" мизансцены главной пары героев, с черным мужиком в белых трусах, под пение и мелодекламацию, невозможно смотреть без смеха. А если уж пошел серьезный разговор о колониализме, то стоило бы вспомнить, как русские на Волге, Вятке, да в той же Перми, чтоб далеко не ходить за примером, насильственно обращали в православие вотяков и черемису, что по своим последствием обернулось для многих покоренных народов самым настоящим, без оговорок, геноцидом, о чем можно прочесть хотя бы у Герцена в первом томе "Былого и дум" - но кто ж нынче в России станет об этом вспоминать, конечно, "агрессия американской военщины" (тут и чернокожий певец придется "в кассу") продается куда лучше.
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 648
Re: "Королева индейцев" Г.Перселл
« Ответ #3 : Декабрь 24, 2014, 23:46:05 »
"Члены экспертного совета сезона 2013-14 по музыкальному театру сошлись во мнении, что этот спектакль — один из пиков прошлого сезона. Это работа мирового уровня, как с музыкальной точки зрения, так и с театральной. Именно единство всех составляющих — режиссуры, партитуры, оркестра, хора и солистов — делает этот спектакль серьезным событием в новой истории российского театра", — сказала РИА Новости председатель совета, музыкальный критик Юлия Бедерова"

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 648
Re: "Королева индейцев" Г.Перселл
« Ответ #4 : Декабрь 25, 2014, 00:01:28 »
  Прочитала текст некого Славы, местами на редкость бессвязно. При чём тут русские на Волге? Герцен? "Былое и думы"?
Вообще-то Селларс - американский режиссёр.
Я уверена, что он не читал Герцена. Зачем ему Герцен? Это вообще про другое.
Я уже говорила, что слушала в концертном варианте, так что ни режиссуры Селларса, ни хореографии Кристофера Уильямса не видела. Может, и они испортили впечатление. Но я знаю, что на многих "Королева индейцев" произвела сильное впечатление. Слышала это от тех, кто был вчера в Большом.
Интересно было бы почитать тех, кто видел и слышал оба спектакля. Уверена, что пару-тройку масок он получит.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: "Королева индейцев" Г.Перселл
« Ответ #5 : Декабрь 25, 2014, 01:44:48 »
Дым и прах

«Королева индейцев» из Перми не стесняется гуманизма

Майя Крылова

Спектакль Пермского театра оперы и балета «Королева индейцев», созданный совместно с Королевским театром Испании и Английской национальной оперой, был показан на Новой сцене Большого театра. Режиссер Питер Селларс и дирижер Теодор Курентзис воплотили старинную музыку Генри Перселла.

Все, что делает Курентзис, непредсказуемо. Знаменитый Селларс тоже часто удивляет: он любит пересматривать оперные истории в ключе наболевшего социума. «Королева индейцев» – не исключение. Начать с того, что такой оперы у Перселла нет. Хотя английский гений XVII века написал музыку к пьесе Драйдена, он не закончил работу из-за ранней кончины. Курентзис и Селларс дополнили партитуру другими произведениями композитора (в основном – церковными гимнами) и создали новое либретто. Если в прежнем речь шла о войне экзотических заокеанских племен (ацтеки против инков), то теперь действие разворачивается в период конкисты: испанцы покоряют племена майя. Пермская «Королева» построена по образцу «семи-оперы» – популярного во времена Перселла театрального зрелища, включающего слово, танцы, пение и музыку. В спектакле звучат отрывки из романа никарагуанской писательницы Розприо Агиляр «Потерянные хроники Terra Firma». Общее (кровавая драма, объединившая захватчиков и покоренных) неразрывно смыкается с частным: история видится глазами двух женщин – набожной европейки и дочери индейского вождя. Обе героини – жены главных испанских захватчиков (голосистый Тим Лоуренс и темнокожий красавец Ноа Стюарт). Девушку-майя соплеменники выдали замуж за испанца с тайной целью разведки в стане врага. Вопреки всему она привязалась к мужу, хотя он убивает ее соплеменников, и родила жестокому дону ребенка – дитя смешанной крови в мире, раздираемом противоречиями. Тут не поможет двойная мощь женской жертвенности, которую блистательно озвучивают и пермская певица Надежда Кучер в партии доброй доньи Исабель, и темнокожая американка Джулия Баллок (Текулихуатцин, королева индейцев, позже, после крещения, Донья Луиса).

Как сделать оперу, которая, с одной стороны, опирается на музыкальные традиции, а с другой – кровоточит актуальными аллюзиями? Селларс, чья четырехчасовая постановка порой кажется безразмерной, как мироздание, строит действие не на «психологической» актерской игре, а на ритуальном жесте. Погружать пение в пластику ему помогает хореограф Кристофер Уильямс. Режиссер, увлеченный трудностями диалога культур и агрессией по отношению «к другому», сумел сочетать несочетаемое. В результате спектакль, то вызывающе статичный, то лихорадочно эмоциональный, захватывает и не отпускает. Взгляд, при котором в 1521 году испанцы пьют пиво в баре, а отсылки к мифам и религиям запросто уживаются с утилитарным «утром в газете, вечером в куплете», как ни удивительно, вовсе не рвет барочно-аутентичные музыкальные формы «Королевы индейцев». Наоборот, помогает этим формам выпукло проявиться Хотя задуматься над рассказанной с помощью Перселла историей тоже стоит. Умение мирно жить в мировой коммуналке – штука, которая по сей день дается с огромным трудом.

…Корчась в ритуале сотворения мира, танцуют боги майя, проскальзывая между панно, нарисованными американским сценографом Гронком на полпути между яркостью древних фресок, динамизмом европейского экспрессионизма и наивной цветистостью граффити. Бравые безжалостные парни в камуфляже с автоматами наперевес, избывая пресловутое «бремя белых», теснят толпу индейцев, которые выглядят как живописно-фольклорно одетые жертвы бедности (костюмы Дуни Рамиковой). Мечется от неразделенной любви и боли за геноцид соплеменников Королева индейцев, внутренний голос которой озвучивает драматическая актриса Маритксель Карреро. Два духа майя (контртеноры Юрий Миненко и блистательный кореец Винс Ли) наглядно «зависают» в тайнах индейской религии вместе с бессильным перед испанцами шаманом. Молитвенно складывают ладони насильственно крещеные индейцы, беззвучно падая под испанскими выстрелами. Селларс не боится идеализации и отринутого постмодернизмом наглядного гуманизма, не чурается моралистических лозунгов и отчаянных призывов к Богу и добру. Ему не страшна даже сентиментальность. В сущности, битловско-ленноновский клич Аll you Need is Love сполна описывает смысл спектакля. Вот только как достичь гармонии в мире, где любовь никого не спасает и рассеивается в дым и прах?

Курентзис отвечает на этот вопрос, как подобает дирижеру: управляя оркестром и с исторической дотошной скрупулезностью, и с современной дерзкой решительностью.

Полностью:

Новые Известия. 25 декабря 2014 г.
http://www.newizv.ru/culture/2014-12-25/212477-dym-i-prah.html

http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,10756.msg151393.html#msg151393
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 573
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Королева индейцев" Г.Перселл
« Ответ #6 : Декабрь 25, 2014, 16:10:58 »
Интересно было бы почитать тех, кто видел и слышал оба спектакля.

Перселл, "Королева индейцев", 21 декабря 2014 года, к.и. в Новой Опере http://reznikers1.livejournal.com/32023.html

Перселл, "Королева индейцев", 23 декабря 2014 года, спектакль в Большом театре http://reznikers1.livejournal.com/32446.html#cutid1
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 573
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Королева индейцев" Г.Перселл
« Ответ #7 : Декабрь 25, 2014, 16:20:47 »
Пишет red-balls

http://red-balls.livejournal.com/103105.html

21 декабря
Г. Пёрселл
«Королева индейцев»
Опера в концертном исполнении
Пермский театр оперы и балета на сцене театра "Новая опера", Москва

Музыкальный руководитель и дирижер Теодор Курентзис
Хормейстер Виталий Полонский
Солисты, хор и оркестр MusicAeterna

Действующие лица и исполнители:
Хунапу, герой майя/ озорной дух-близнец — Винс И (контратенор)
Текулихуатцин, королева индейцев, позже Донья Луиса — Джулия Баллок (сопрано)
Дон Педрариас Давила — Тим Лоуренс (Великобритания)
Донья Исабель, жена Дона Педрариа­са Давилы — Надежда Кучер (сопрано)
Дон Педро де Альварадо, конкистадор — Ноа Стюарт (тенор)
Шбаланк, герой майя/ озорной дух-близнец — Юрий Миненко (контратенор)
Шаман майя — Лютандо Кэйв (баритон)
Леонор — Мариткселль Карреро (США)

Всегда восхищалась людьми, которые ценят и любят барочную музыку и способны отличить одну оперу Генделя от другой. Сие для меня недостижимо, но, понимая что это мои проблемы (а уж никак не Генделя), сознаю, что вкус не есть что-то неизменное, а закон перехода количества в качество по-прежнему действует.
Поэтому, покупая билеты на очередную Крещенскую неделю, не смогла пройти мимо "Королевы индейцев" Пёрселла.С одной стороны, не моя музыка и концертное исполнение, с другой - гастрольный спектакль Пермского театра оперы и балета, Курентзис, редкая опера - вообщем собралась.

И только опосля до меня стало что-то доноситься о номинации на Маску, что-то про общую шумиху и пр., но специально читать ничего не стала и тем неожиданнее стал результат.

Перед спектаклем специально отправилась пить кофе, дабы не заснуть на плече у соседа под монотонные стенания главных героев. Оказалось это было абсолютно напрасным действием, поскольку на спектакле с таким бешеным драйвом и энергетикой заснуть было невозможно. Боюсь, это серьезно расшатало мое понимание барочной оперы, я сильно профан в этом, но, подозреваю, что то, что было вчера на сцене в рамки традиционного исполнения (особенно вспоминая про модный тренд аутентичности) не умещается.

Опера не была закончена самим композитором, что традиционно развязывает руки постановщикам. Насколько я поняла и здесь Курентзис вместе с Питером Селларсом просто собрали совсем новую оперу, причем взяв (и похоже перетасовав) не только сохранившиеся куски Королевы индейцев, но дополнив их, в первую очередь, как мне показалось, религиозными гимнами (или как они там называются по-научному). Но они настолько великолепно легли в общую канву повествования, получились настолько органичными и, что называется, к месту, причем этому абсолютно не мешал текст (что меня удивляет до сих пор). И все это на фоне эскпрессивного монолога "за кадром", заменившим классические драматические диалоги. В качестве монолога зачитывался текст из современного романа, что придавало абсолютно другое звучание, меняя довольно архаичную конструкцию на абсолютно живую, энергичную, интересную, созвучную времени единую оперу. Получилась опера, которая в моем понимании барочной называться просто не может, это что-то абсолютно гениальное и абсолютно современное.

Не могу оценить в полной мере, но мне показалось, что звучание было отличным: хор, оркестр,  солисты - на удивление единое впечатление, впечатление согласованного четкого ансамбля. Все были абсолютно на месте, голоса - прямо заслушаться. Особенно запомнились два контр-тенора. Мне всегда кажется, что в партиях этого голоса всегда есть что-то напряжное, чрезмерное, на грани, здесь же - удивительная легкость, особенно у Винса И, а уж дуэт...

Немного растроилась из-за концертного исполнения, но, посмотрев фотографии постановки, а также учитывая, что доступна запись мадридского выступления, подумала, может оно и к лучшему...

Единственное "но". Сложновато было без синопсиса, не Кармен... В программке можно было хоть одним абзацем описать кто, куда, зачем. С другой стороны - давно я не смотрела оперу, не зная сюжета :)

Шикарная вещь. Огромное спасибо театру! Если еще будет возможность, схожу непременно - для меня это наивысшая оценка :))
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 573
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Королева индейцев" Г.Перселл
« Ответ #8 : Декабрь 25, 2014, 16:22:41 »
Пишет Лев Семёркин:

http://lev-semerkin.livejournal.com/620535.html

«КОРОЛЕВА ИНДЕЙЦЕВ», П.Селларс, ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, Пермь, 2013г. (10)

Попытка создать современный аналог «страстей» - грандиозного музыкально-драматического произведения. С рассказчиком-комментатором, хором-народом, историческими и мифологическими персонажами, даже с главным героем-жертвой, с повествовательным горизонтальным сюжетом и вертикальным религиозным месседжем. Сконструировать, смонтировать действо из разнородных элементов используя опыт современного синтетического концептуального театра и опыт современного человека – рефлексия над собственной историей, преодоления собственного эгоизма, рефлексия на тему единства человечества и множественности цивилизаций.

А в качестве основы, субстанции, скрепляющей разнородные элементы – возвышенный строй музыки Генри Перселла, музыки однородной, настолько несовременной, что воспринимается надмирной, вообще вне конкретного времени и места.

Чистой гармонии музыки соответствуют самый простые, даже простодушные, как детские рисунки, театральные приемы. Этот синтетический театр не технологичен, а по детски простодушен.

Музыка обьединила исполнителей не просто разных стран – разных рас. Сидел и думал –как прекрасен человеческий голос (когда его не форсируют), как прекрасен хор человеческих голосов (когда он настроен).

llliu
Детский? Вот-вот, я все время думала, что же из детства мне это напоминает? И вспомнила - был такой жанр - литературно-музыкальный монтаж. Я еде досидела до середины, все порывалась уйти, но пока не выслушала все голоса, стойко себе же сопротивлялась.

Очень плохо спето, голоса слабые (собственно, так и должно быть в опере барокко, которая предназначалась для небольших залов, но даже в маленьком Большом они потерялись), по-настоящему не было даже хорошо поставленных голосов, все фальшивили.

Подтанцовки в стиле примитивного конструктивизма криминальные.
Неплох был оркестр и хор, хоровые сцены поставлены интересно, если закрыть глаза на костюмы из серии ни к селу, ни к городу.

И вообще современный зрительный ряд жутко контрастировал с музыкой, эта музыка рассчитана на богов и героев, а нам каких-то цыган показывают и затертых уже Черняковым кумуфляжных персонажей.

Оставьте Перселла его времени и его духу. Автоматы с кумуфляжем, косынки на женских головах и на талиях и заплеванные бесформенными пятнами холсты - вон.
Я очень пожалела, так промахнулась с форматом, ну в этом виноват Созерцатель, в свое время расхваливший пермский спектакль, его мнение чужое. Надо было идти на концертное исполнение, Новая опера более приспособлена для этой музыки. Может быть, и на самодеятельность певцов так бы не раздражалась.

lev_semerkin
а я как раз благодарен Созерцателю за то, что навел меня на этот спектакль

"слабые" голоса так прекрасно звучали!
их было отлично слышно на балконе (в партере было слышно много "лишнего", пересел в антракте и сразу очарование потерялось, пришлось перестроить уши, чтобы очарование вернулось)

llliu
И еще - я часто слушаю барочные оперы - возвратившийся в Филармонию из Большого Фихтенгольц способствует тому, чтобы московские любители музыки не скучали без барокко.

Поэтому пермский спектакль, даже усиленный иностранцами, разочаровал своим музыкальным, верней вокальным уровнем.

В сентябре я в Чайнике слышала "Александр" Генделя в составе известных певцов - специалистов этого жанра и феноменальную Юлию Лежневу, после этого как мне воспринимать провинциальный вариант барокко? Хотя бы для компенсации музыкальной ущербности театрализовали бы прилично.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 573
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Королева индейцев" Г.Перселл
« Ответ #9 : Декабрь 25, 2014, 16:29:44 »
Елена Малик

https://www.facebook.com/permalink.php?id=100004594329365&story_fbid=398683423628132

Мне посчастливилось попасть на оба показа оперы «Королева Индейцев»,
которые Теодор Курентзис MusiсAeterna, Пермский театр Оперы и балета и вся международная команда показывали в Москве.

С тех пор я заболела, эта болезнь не причиняет мне страданий, напротив, мне хочется холить ее и лелеять, она сродни любовной горячке. Когда только и думаешь об объекте своей любви. Моя любовь – «Королева индейцев». У нее много лиц, голосов, движений, образов.

Я думаю о концертной версии: черно-белой, лаконичной, где только музыка и
глубокий голос Maritxell Carrero, от которого мурашки по коже. Я думаю о Теодоре Курентзисе, как о древнегреческом Аполлоне. Он кажется мне ретранслятором, соединенным с небом невидимыми нитями.

Я думаю о Питере Селларсе, Гронке, Дуне Рамиковой , которым удалось сделать ясным и выразительным действо. О большом вкусе.

Я думаю о потрясающем хоре, кажется, ты их хоть вверх ногами переверни, они споют свою партию пронзительно и чисто.

Я думаю о сплаве музыки, текста, танца, такое возможно только в команде с умными и талантливыми единомышленниками, которые прочувствовали музыку Генри Перселла, пропустили ее через себя.

Я думаю об озорных и злобных духах, готовых прийти на помощь Королеве индейцев.

О дуэте Генерал- Капитана и Дона Альварад, симулирующих счастье!

О том, как тонко запараллелены судьбы доньи Луисы и доньи Изабель…

Я неофит в опере, к оперным страстям и драмам я всегда относилась с недоверием, считая их неправдоподобыми и надуманными, но в этот раз смерть доньи Луизы, из-за невозможности помочь своему народу, обрести мир в семье, я воспринимаю, как единственно возможный выход…

Эта музыка, это исполнение отключает в тебе все рациональное, включает чувства.
И хотя «нет ничего, чему можно верить здесь, внизу», всему, происходящему на сцене веришь сердцем…
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 573
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Королева индейцев" Г.Перселл
« Ответ #10 : Декабрь 25, 2014, 16:32:09 »
Пермской «Королевой индейцев» открылась конкурсная программа фестиваля «Золотая маска»

Спектакль Теодора Курентзиса и Питера Селларса одновременно прост и радикален

http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/37829821/koroleva-indejcev-dobralas-do-moskvy

Елена Черемных Vedomosti.ru  25.12.2014


Театральный бомонд на спектакле Теодора Курентзиса — дело обычное, но на сей раз и его реакции зашкалили. После двух исполнений «Королевы индейцев» — концертного в «Новой опере» и сценического на Новой сцене Большого театра — фейсбук взвыл всеобщим восхищением. «Что-то случилось под ложечкой», — признаваясь в этом, люди вряд ли догадывались, что транслируют то мучающее и честное, что влилось в них звуками Перселла, мастерством оркестра и хора musicAeterna, роскошным шепотом актрисы Маритксель Карреро, скорбными откровениями сопрано Джулии Баллок и, конечно, лично переживаемой каждым ситуацией сообщности с Теодором Курентзисом.

Почувствовать Королеву индейцев как самого себя — это, пожалуй, закладывалось в самой идее постановки. Это никакая не опера — фантом. Последнюю работу 1695 г. к драме Джона Драйдена Перселл не дописал: умер. Курентзис набирал музыкальный текст из оставшихся кусков сочинения, каких-то известных арий вроде Music for a while, ранних хоровых антемов, даже сам присочинил интерлюдию с арабеской хоругвеносцев. Ну а сюжет с подачи режиссера Питера Селларса позаимствован из романа 1970-х гг. «Затерянные хроники Terra firma» никарагуанки Розарио Агилар. Роман и сам по себе вышибет слезу. А тут — еще Перселл.

Весь этот спектакль — тонкая вязь вещей, по сути малообязательных. Хореографические вставки Кристофера Уильямса и декоративный наив художника Гронка — скорее, оформительские причуды, нежели сценографическая опора. «Всесильный бог деталей, всесильный бог любви» балует здесь, щипая нервы веревочками подвешенных полотен, вкатывающихся танками живописных каляк-маляк, выпиваемого под славный дуэт захватчиками пивка, слепого и радостного свадебного обряда. И все же подвижная конструкция лоскутной музыки, романного текста, современных предметов и живых людей оказывается единственным в своем роде сосудом, в котором зыбкое пламя художественной и человеческой настоящести разгорается, надежно высекая искру Божью.

Американский радикал Питер Селларс наитием угадал и собрал то, что в этой постановке предстает свойственным вовсе не западной, а нашей культуре. Мятеж души, любовно-ненавистнические перепады между чуждым и родным, торжествующее непостоянство открываемого либо эмпирически (любовь), либо религиозно (страдание). Индейцы Селларса — не только снятые с сетчатки его глаза Малевич и Дейнека, но и ожившие пермские деревянные скульптурки, то вострубающие, то покоряющиеся гласу Божию. За это пастернаковское присутствие «в вековом прототипе» режиссуру принимаешь с какой-то недистанцируемой благодарностью. Что уж говорить о музыке Перселла, которая у Курентзиса звучит так, словно композитор позднего британского Возрождения знал о нас буквально все?!

В Большом театре Курентзис дирижировал с температурой. Спектакль — в сравнении с пермской премьерой — тоже немного лихорадило. Но излишне долгие паузы сделали звуковой рельеф тоньше, а сниженный адреналин создал эффект тихо и тревожно проживаемого свидания с музыкой, которую пермяки «маленькой вечностью» опрокинули в нашу жизнь.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 573
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Королева индейцев" Г.Перселл
« Ответ #11 : Декабрь 25, 2014, 16:33:31 »
Elena Cheremnych

https://www.facebook.com/permalink.php?id=100002190133091&story_fbid=765717696844561
 
После "Королевы индейцев" - обновленное чувство жизни. Ужасно стыдно признаваться, но это так. Последние два дня испытывала нечто вроде депрессии (хотя не люблю это слово применять к себе). В предыдущую неделю была дивно освежена общением с ребятами, жюрившими казанский театральный фестиваль "Ремесло". Как глоток воздуха - дивный Олег Лоевский, настоящий, умный, щедрый, чуткий, несуетный. - Мудрец, Вергилий российского регионального театрального пространства, умница, распахнутая душа и какой словесник! - Уши расцветали, слушая его.. Как опора и уверенность в настоящести себя - славный, честный и замечательно искренний Саша Вислов. Невероятно милый Алеша Гончаренко ("чистота кукловедения"!). Теплый душою Нияз Игламов!

Потом был Новосибирск с "Тангейзером" Тимофея Кулябина и совершенно загадочного в своей "измеримой человечности" Айнарса Рубикиса. Вагнер у него - не камнеметатель, не громовержец, а судьба: запутанная. сложная, но и такая же, как у всех нас. - Понятный Вагнер, теплый, тем и дорогой. И вот сразу после - что-то сломалось: хотелось плакать, жить не так как живу, Что-то накатило.

На пермского Перселла в Большой театр шла с болью в коленках. а вышла - здоровенькая и обновленная. Не то. чтобы услышанное ошеломило: я была на премьере, смотрела в ютьюбе и вообще, что называется, в материале, который,кажется, знаю наизусть. Тревога за то, что Теодор болен, скорее, мешала, чем помогала слушанию. Все то, что обычно в нашей среде в антрактах - скользнуло, не задев. И все же оставалось неформулируемое напряжение: Баллок занижала, Винс И был не так безупречен, как на премьере. Как-будто температурил спектакль, и без того на "тонком" устроенный, на "рисуночном" располагающийся. негромким задевающий. Ах, не знаю как точнее выразить! И все же вышла, улыбаясь, радуясь впечатленности других, А это, оказывается, тоже важно. тоже окрыляет, потому что как будто замечается и учитывается каким-то высшим учетчиком. Энергии... В театре говорят: "энергии", когда отмечают что-то неформулируемое, но влияющее на людей. Вот, видимо. и сегодня энергии были. И эти энергии меня выпрямили. И асфальт. под которым живая земля, снова не мешает понимать устройство земли. И что это - с нами , со мною сделано музыкой Перселла и живыми, живыми, живыми. живыми людьми. Счастье!.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 573
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Королева индейцев" Г.Перселл
« Ответ #12 : Декабрь 25, 2014, 16:34:56 »
Nina Zarkhi

https://www.facebook.com/permalink.php?id=100005240850396&story_fbid=345466262304733

Потрясена спектаклем Курентзиса и Селларса "Королева индейцев" по Перселлу. Ничего подобного по глубине, сложности и полифоничности замысла, формы, в которой полистилистика органично работает на целостность и ясность авторского высказывания, ничего подобного по степени мастерства я не видела. Режиссура, чутко сплетающая музыкальные куски с литературными инкрустациями (Перселл оперу оставил незаконченной), с танцевально-драматическими рифмами-комментариями, с хоровыми сценами создают мощнейшее эмоционально напряженной действо. Редкие в современной опере слезы - а спектакль Селларса сегодняшний театр в самом актуальном его понимании - льются в зале без стыда, и это не сантименты, а страдание и восторг совершенства. Сопрано полетные, гибкие, легкие, и контратенор Винсент И небесный, хора такого и аутентичного оркестра я никогда не слышала, piano у всех непревзойденное, взрывы актерские и вокальные как драгоценные антикварные раритеты. Актриса, читающая куски из романа Адилар, сценография, аскетичная и выразительная... Я не музыкальный критик, но уверена, что этот спектакль - честь для лучших сцен мира. Совсем не понимаю, почему он был показан лишь три раза с момента премьеры в 13 году: в Перми, Мадриде и вот вчера в Москве - благодаря попаданию в номинацию "Золотой маски". Может, коллеги прояснит ситуацию?
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 573
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Королева индейцев" Г.Перселл
« Ответ #13 : Декабрь 25, 2014, 16:44:03 »
Интересно было бы почитать тех, кто видел и слышал оба спектакля.

Ivan Nechaev

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=855404247835467

Прошло 3 часа.
Всегда выжидаю 3 часа, чтобы осел аффект.
Он осел. И теперь - "Королева Индейцев" стала моим самым сильным театральным потрясением.
Серьезно, я думал такое возможно лишь до определенного возраста.
Потом уже не так сильно влюбляешься. Точнее нет, не влюбляешься - заболеваешь.
У меня в голове все вертится только вокруг этого произведения.
______
Про концертное исполнение в Новая Опера.

Признаюсь, специально не спойлерил сюжет (да-да, балда).
Пришел на концертное исполнение - чистым листом. Конечно без толстого буклета (которого в Новой Опере не было) потерялся в духах сначала, но это оказалось так неважно.

Сидел прямо перед Мариткселль (моя самая любимая в мире драматическая актриса). Да-да, она находилась непосредственно в зрительном зале, если кто не был.

Так вот: мало того, что не знал на кого смотреть (на сцену или в зал) - как быстро стало понятно смотреть нужно было в себя. Так когда она начинала читать в микрофон, голос шел из колонок и прямо в ухо - незабываемое ощущение. Представьте, что со мной творилось перед бойней. Возможно по этой причине мне чтение в концертном исполнении запало глубже. Показалось более камерным, тихим и интимным.

Танцы и инструментальные номера - в концертном также рассеивали какой-то особенный трепет. Совершенно редкая и абсолютно непередаваемая атмосфера концентрации и единой пульсации.

Поскольку невнимательно читал программку - то что Мариткселль - это дочь, рассказывающая историю своей матери, отца и себя мне открылось лишь в конце. И это полностью обездвижило. Полностью.

Заново учился ходить.

_______
Про сценическую постановку в Bolshoi Theatre.

Постановка в Большом немного пугала. Можно ли воссоздать первое впечатление? Можно ли его перекрыть? Ожидания - удел глупцов, но от них некуда было деться.
Началось все с первого творения майя - происхождения Земли. В полной тишине. На концертном исполнении этого не было, если не считать выхода Теодора в полной тьме, освещающего свой путь светом фонаря.

Первое потрясение:

Происхождение Земли. Закладка домашних очагов. Воздвижение мирового древа. Первые игры в мяч.

На танце Жертвоприношения в Ином мире к горлу подкатил первый комок.
На танце возвращения из Иного мира - первый катарсис, со всем прилагающимся: мурашками и слезами. А это всего лишь первые 15 минут.

После этого дыхание контролировал только дирижер. Никогда не испытывал ничего подобного, но точно понимал - если он сейчас остановится - забуду как дышать, не справлюсь и задохнусь прямо тут. Он должен вывести меня отсюда. Из Иного мира.
Про сцену бойни, все ей предшествующее и за ней следующее я писать не буду. Прокусил губу, залив весь свитер кровью. Так что прошу вообще об этом не спрашивать.

Последние 40 минут провел в слезах. Никогда так много и так сильно не ревел в театре. С этими слезами вышло что-то, освободив место вполне конкретному.

______
Про Фестиваль "Золотая Маска".

Спасибо Маске большое. Спасибо Председателю совета отдельное. Особенное ей спасибо! Навсегда!
Умом все понимаю. Понимаю как это сейчас было сложно.
Но сердце отказывается понимать почему "Королеву" не номинировали еще.
Лучшая драматическая роль - тут.
Лучшая хореография - тут.
Тут вообще все лучшее.

______
Про целое.

Никогда бы не подумал, что возможен идеал. "Опера - условный жанр" - слышится со всех сторон. "Опера - жанр синтетический" - каноническая фраза. Раньше эти утверждения были понятны. Сегодня они рухнули. Какая же опера условная? Какая же она синтетическая? Может ли душа быть условной? Могут ли сердце и мозг быть синтетическими?
С этого дня родилось понимание и ощущение КАКОЙ должна быть опера.
Она должна быть целой.

______
Про Teodor Currentzis.

Все, кто сейчас морщит нос скептически - ох, какая впечатлительная натура, еще один оды Курентзису запел - знаете что? Идите-ка вы на ... балет!
Местами агрессивный менеджмент, местами всеобщее зашкаливание восторгов подобное секте вокруг Теодора побудили меня явится на эту оперу жестким скептиком и циником.
О, как я вам благодарен, мои восторженные друзья!
Если бы не было этой стены - нечему было бы с таким грохотом рушиться внутри.
Да, Теодор - гениален совершенно.
И если кому-то не хватает чего-то важного, чтобы это признать - их жаль.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 573
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Королева индейцев" Г.Перселл
« Ответ #14 : Декабрь 25, 2014, 16:47:03 »
Константин Львов

23 декабря в16.48
https://www.facebook.com/permalink.php?id=100004170963806&story_fbid=425641887584840

Шел в комнату, попал в другую.

"Королева индейцев", музыка Генри Пёрселла, дирижер Теодор Курентзис, Пермский театр оперы и балета, концертное исполнение на сцене Новой оперы.

Спектакль, поставленный Питером Селларсом, имеет такое же отношение к незавершенному первоисточнику, как "Карамазовы" Богомолова к роману.
Перселл писал придворную маску (семи-оперу) о войне двух империй доколумбовой Америки - инкской и ацтекской. Кстати, вопреки сомнениям скептиков, военный конфликт и в самом деле был, хотя Перселл, Драйден и остальные свою историю, разумеется, придумали.

Спектакль Пермского театра совсем о другой войне - испанцев с коренными жителями Америки. Либретто, написанное Селларсом и творчески переведенное на русский Верой Павловой, составлено не только из фрагментов незавершенной оперы, но и вокальных сочинений Перселла, отрывков из романа современной никарагуанской писательницы Розарио Агилар ( содержания примерно такого: "Мои чувства бились об его чресла"), кроме музыки английского композитора, звучат также этнические мелодии.

Получается какая-то дурно смешанная феминистическая каша на тему, метко описанную еще Джоном Донном:"Кто в Новом Свете приключений ждет,/ Стремится в Новый, попадет на Тот./Хочу я здесь, в тебе искать удачи:/ Стрелять и влагой истекать горячей".

Итак, вместо часовой придворной оперы получилась 3,5-часовая махина, шитая белыми нитками. Спектакль напоминает отнюдь не барочную оперу, но опус современного композитора - мастера по сочинению центонов. Исполнение более соответствует жанру мюзикла. Курентзис предпочитает до предела замедленные темпы, при которых почти исчезают короткие ноты и короткие паузы между ними. При этом следует отдать должное выучке хора и оркетсра Musicaeterna, понимающих своего маэстро даже в полной темноте.

Солисты хороши все, особенно выделяются поразительный контратенор Винс И, исполнявшая собственно партию Королевы Джулия Баллок, необыкновенно артистичный Губернатор Тим Лоуренс и баритон Лютандо Кэйв.

Я буду очень благодарен, если кто-то из посетивших полноценный спектакль на сцене Большого театра напишет что-нибудь. То есть, я увидел на сайте Королевского Мадридского театра, что испанцы,конечно же, в камуфляже, индейцы в обтягивающих костюмах, но в либретто много спорных мест. Возможно, пластические решения и иные мизансцены, придуманные Селларсом, помогут развеять непонимание.
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 648
Re: "Королева индейцев" Г.Перселл
« Ответ #15 : Декабрь 25, 2014, 21:15:48 »
 Да, товарища, который плакал, читала в ФБ.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: "Королева индейцев" Г.Перселл
« Ответ #16 : Декабрь 26, 2014, 10:44:14 »
Золотая маска" открылась оперой Перселла
 
Алена Карась, Ирина Муравьева
 
Оперу Генри Перселла "Королева индейцев" (копродукция Пермского театра оперы и балета, Королевского театра Испании и Английской национальной оперы) поставили американец Питер Селларс и грек Теодор Курентзис. Спектакль номинирован на "Золотую маску" по семи позициям.

"Королева индейцев" Генри Перселла экзотична по своему замыслу: на лондонской сцене XVII века война ацтеков и инков, перья индейцев, арии краснокожих. Партитура не была завершена, но через 300 лет, обращаясь к этой музыке, Питер Селларс и Теодор Курентзис воссоздали ее в совершенно другом измерении - как в музыкальном, дополненном другими перселловскими текстами, так и в драматическом, в основу которого вошли фрагменты никарагуанского романа "Затерянные хроники Terra Firma" Росарио Агилар. И эта реинкарнация "Королевы индейцев" с ее новой историей - конкисты, испанской колонизации майя, сталкивающей в роковой любви "королеву индейцев" Текулихуатцин и конкистадора дона Педро де Альварадо, проявила сокровенность перселловской музыки еще пронзительнее, прекраснее и мучительнее. Этот спектакль не похож ни на какой другой. Он символичен по своей структуре, поскольку его части, темы, идеи отражаются, проникают друг в друга, вращаются внутренними потоками, чтобы обнажить сияющее ядро - любовь, ее силу, энергию, ее величие.

Спектакль "Королева индейцев" начинается с долгого звука - тишины, преходящей в рокот, в тревожный гул. Так звучит хаос, неведомое, непознанное, надвигающееся, первоначало звука и образа, от которого рождается вселенная, люди, миф. И этот звук как порог в миф. Из рокота медленно вырастает и музыкальный космос спектакля, где грек-дирижер вместе с американцем-режиссером размышляют о трагедии непоправимой встречи древней цивилизации майя с европейским завоевательным пылом, о тайне насилия, обладания и любви, о гении Перселла, написавшего музыку будущего. В этой музыке - человеческое смятение и боль, тоска и прощение, насилие и любовь, ненависть и смирение слушают свое отражение в вечности. И хор MusicAeterna (хормейстер Виталий Полонский) дышит звуками Перселла, как воздухом, разливает звук, как солнечный свет, умиротворяет тихой молитвой и комментирует трагедию, как в античной традиции. Это настоящее музыкальное волшебство. ...

В этом пересечении музыкальных векторов и стратегий открываются новые объемы, где никто не навязывает идею ясности, простоты и единства. Они - в самой органике синтеза смыслов и средств. Четверо танцовщиков, напоминающих шекспировских эльфов и двигающихся в ритуальной пластике (хореограф Кристофер Уильямс), два барочных контратенора (Кристоф Дюмо и Винс И), американские и юаровские певцы, исполненная страсти актриса Мариткселль Карреро, говорящая по-английски с сильным испанским акцентом. Ей доверены "речитативы" - экспрессивная декламация поверх курентзисовского магического саунда. Ее персонаж - альтер-эго королевы майя Текулихуатцин (Джулия Баллок), отданной соплеменниками за конкистадора (Ноа Стюарт) во имя политического благоденствия и полюбившей его как Бога. Она же читает за свою дочь, рожденную в межрасовом браке. Драматургия спектакля исключительно актуальна. Исступленный рассказ о страданиях Текулихуатцин (ставшей доньей Луисой), о жестоком обращении в христианскую веру индейцев, о цинизме самих индейцев, ищущих контакт с завоевателями, стресс от любви к убийце своих соплеменников - это то, что в разных срезах пронизывает и нынешнюю жизнь.

Целый мир сошелся в пространстве, сочиненном американцем Гронком из обломков культуры майя, поп-арта и раннего экспрессионизма. Солдаты с автоматами и в камуфляже - испанские конкистадоры новой формации, прошедшие по землям Старого Света в новейшие времена, орнаменты индейцев - все это только вершина айсберга. Подлинная мистерия разворачивается на музыкальном плане - там, где тишина, шепот, дыхание хора встречается тоской скрипок, виолы да гамба, лютни, теобры. Опера, исполненная тайн и новых смыслов, то и дело точно замирает, и вы ловите звук влекущей вас тишины. Быть может, это путь в бездну, а, может, он выведет на самый верх.

Селларс и Курентзис размышляют о том, как этос связан с любовью, и как она связана с вечностью. Мистическая чувственность разлита во всей оркестровой фактуре, в атмосфере спектакля с напряженным кровавым светом и эротическими сценами Дона Педро и доньи Луисы (Текулихуатцин). Но в мире насилия, где один властвует над другим, где чувство превращается в цепь унижений, любовь не выживает. Но истинной любви открыта вечная жизнь. Прощальная ария королевы индейцев, умирающей от неразделенной любви к своему завоевателю и насильнику, - шедевр боли и веры. Об этом невозможно говорить. И когда бесплотное мертвое тело Текулихуатцин лежит, как святыня, в окружении потрясенных соплеменников, открывается последняя глубина: "нельзя верить тому, что здесь внизу". Только любовь является проводником человека в вечность. Эту мистерию современному человечеству полезно еще и еще переживать.

Полностью:

Российская газета. 26.12.2014
http://www.rg.ru/2014/12/26/koroleva-site.html

http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,10756.msg151469.html#msg151469
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: "Королева индейцев" Г.Перселл
« Ответ #17 : Декабрь 27, 2014, 10:55:17 »
Вадим Рутковский

Рок-дирижер и «Королева индейцев» на «Маске» будущего

23 декабря 2014 года на Новой сцене Большого театра — неофициальный старт фестиваля «Золотая маска» грядущего 2015 года. Первым спектаклем в гастрольной программе стала «Королева индейцев», проект Пермского театра оперы и балета. За пультом — Теодор Курентзис. Все билеты наверняка уже проданы

...

«Королева индейцев» — спектакль, получивший семь номинаций на национальную премию «Золотая маска», включая, разумеется, и дирижерскую работу, и режиссерскую — американского профи Питера Селларса. Он идет первым в гастрольной программе фестиваля «Золотая маска» — непреднамеренно, конечно, но эта вольная интерпретация короткой семи-оперы Генри Перселла, копродукция Перми с мадридским Teatro Real и Английской национальной оперой, выглядит значительнее большинства других номинантов и, похоже, будет соревноваться в первую очередь с другой пермской оперой — «Носферату» современного композитора Дмитрия Курляндского, поставленной греком Теодором Терзопулосом с использованием сценографии великого Янниса Кунеллиса. Эта «Королева» уникальна и в мировом, так сказать, масштабе: дело в том, что Перселл умер в 1695 году, оставив «Королеву индейцев» незаконченной; на самом деле за этим названием стоит лишь несколько разрозненных сцен, то есть около часа музыки на не слишком ладное либретто. По сути, Курентзис и Селларс сочинили новую оперу, дополнив музыкальный текст хорами, написанными Перселлом в юности, его же песнями для театра, известными прежде всего в концертном исполнении, и цитатами из исторической мелодрамы никарагуанки Розарио Агилар «Потерянные хроники terra firma». Для жанра семи-оперы драматические сцены в таком же порядке вещей, как и танцевальные, которых в пермской «Королеве» тоже немало.

Полностью:

Сноб. 18.12.14
http://snob.ru/selected/entry/85386
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 573
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Королева индейцев" Г.Перселл
« Ответ #18 : Декабрь 29, 2014, 22:28:52 »
Экзотическое обаяние элитарности

Пермская «Королева индейцев» на «Золотой маске»

Фёдор Борисович

Крепкий, по-оперному страстный, сюжет позволяет с исповедальной мощью обнажить самые сильные и самые сокровенные чувства героев. Музыка Пёрселла, хронологически оказавшаяся между временем действия и нашими днями, неожиданно отряхивает пыль барочной архаики, получая новое дыхание. Балетный квартет богов майя, открывающий спектакль пятью номерами — Пятью творениями, на протяжении всего действия вплетает в ткань спектакля танцы, синтезированные из современного и классического балета с использованием символики культуры майя.

http://www.operanews.ru/14122908.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 573
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Королева индейцев" Г.Перселл
« Ответ #19 : Декабрь 29, 2014, 22:36:10 »
Гремучая смесь аутентичности и современной беллетристики

На концертном исполнении «Королевы индейцев» Пёрселла в Москве

Игорь Корябин

Выдерживает ли критику соединение музыки Пёрселла конца XVII века с современным, стопроцентно американизированным взглядом на конкисту? Не убивает ли на корню соединением несоединимого и саму идею аутентичного подхода к этому опусу. Конечно, остается попытка аутентичности чисто музыкальной. Это бесспорно, но принятая за основу форма кровавого триллера с элементами психологического детектива нужна была режиссеру исключительно для того, чтобы банально вывести на сцену людей с автоматами и в камуфляже.

http://www.operanews.ru/14122907.html
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 648
Re: "Королева индейцев" Г.Перселл
« Ответ #20 : Декабрь 30, 2014, 00:15:24 »
Цитировать
    не деликатесом, а блюдом вполне будничного музыкального рациона, пусть и на редкость экзотического.
Вот трудно следовать за прихотливыми извивами мысли.
Вот будничное, но в то же время на редкость экзотическое. Это про " Королеву индейцев"

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: "Королева индейцев" Г.Перселл
« Ответ #21 : Декабрь 30, 2014, 22:17:03 »
«Королева индейцев» завоевала Москву

Сергей Бирюков

Теперь мы знаем на одну великую оперу о трагической любви больше

Приезд в Москву на один день пермского спектакля «Королева индейцев» стал чем-то гораздо большим, чем просто гастроли знаменитой труппы. Дело даже не в том, что это копродукция сразу трех выдающихся театров – Пермской оперы имени Чайковского, Королевской оперы Испании и Английской национальной оперы. В этот вечер мы узнали еще одну великую оперу о трагической любви – ранга и силы не меньшей, чем «Тристан и Изольда» или «Отелло». Такое случается не то что не каждый год – не каждое десятилетие. С этой высокой ноты начался в столице всероссийский театральный фестиваль «Золотая маска».

...

Идеей возвращения к жизни одного из последних творений основателя британской оперы загорелись одновременно греко-российский дирижер Теодор Курентзис и американский режиссер Питер Селларс, встретившиеся в Мадриде на постановке двух русских опер – «Иоланты» Чайковского и «Персефоны» Стравинского. Оба оказались энтузиастами неоконченной партитуры Перселла.

Конечно, надо отдавать себе отчет: то, что мы увидели и услышали, далеко выходит за рамки авторского материала «Королевы индейцев». И даже за рамки творчества Перселла: добавив тщательным отбором инструментальные номера из других его сочинений, ранние духовные хоры и театральные песни, создатели нынешней версии, помимо поэтических текстов XVII века, использовали роман современной никарагуанской писательницы Росарио Агилар «Затерянные хроники Terra Firma», где испанская конкиста Мексики показана в неожиданном ракурсе – через судьбы двух женщин, испанки и индианки, каждая из которых любила, но эта любовь вступила в неразрешимое противоречие с кровавой сутью событий.

...

Но драма не вышла бы на уровень мировых шедевров, если бы не музыка Перселла. Галантно-танцевальная в начале, она по ходу оперы все больше насыщается тонкими, странными красками, когда описываются таинственные обряды индейцев, и надломленной трагичностью, достигающей тихой кульминации в последней арии умирающей Луисы в конце четвертого действия. А контраст с духовными хорами, по проникновенной красоте не уступающими баховским хоралам, придает этому действу поистине вселенскую объемность, заставляющую вспомнить о «Страстях по Матфею» гениального лейпцигского мастера – хотя до них еще больше 30 лет.

Похвал заслуживают все главные солисты. Это сопрано – американка Джулия Баллок (Луиса) и наша Надежда Кучер (Исабель); контратенора – корейско-американский певец Винс И и украинец Юрий Миненко (озорные индейские боги-близнецы Хунапу и Шбаланк); тенора – британец Тим Лоуренс и американец Ноа Стюарт (вице-король дон Педрариас и конкистадор дон Педро)… Кстати, интересный штрих: эта парность голосов, как бы сглаживающая индивидуальность образов, подчеркивает сходство их драматургических функций. И, отдаляя действо от привычной оперы, приближает его к другому полюсу – мистерии, где действуют и сталкиваются не столько личности, сколько идеи. Стелларс и ставит «Королеву индейцев» как мистерию – с неспешным чередованием ритуальных танцев и вокальных номеров, которые, опять-таки совсем как у Баха, скорее музыкально-поэтические комментарии к сюжету, чем высказывания конкретных героев. Если кому-то кажется, что от этого убывает сила смыслового послания, – он волен так считать. Но чуткому и вдумчивому все откроется, уверены постановщики.

Автору этих строк не вполне, может быть, открылись детали оформления. Загадочной простоте декоративных панно-орнаментов, воспроизводящих древние индейские символы и так гармонирующей с замедленным ритмом обрядово-повествовательных танцев (хореограф Кристофер Уильямс), очень уж в лоб перечила расхожая брутальность фигур захватчиков, одетых, как в тысячах современных спектаклей, в камуфляж. Впрочем, может, этой нарочитой расхожестью американские художники Гронк (декорации) и Дуня Рамикова (костюмы) как раз хотели подчеркнуть пошлость европейского насилия на фоне тонкой символики туземного искусства?

Ну и еще об одном коллективном «герое» спектакля необходимо сказать – это хоровой и инструментальный ансамбль Теодора Курентзиса musicAeterna, которому подвластны сложнейшая полифония, тончайшие секреты звукоизвлечения и умение всегда оставаться в поле гармонии – в высшем, эстетическом смысле. Даже когда музыка вдруг выскакивает из привычной стилистики барокко и начинает удивлять, скажем, неожиданными индийскими (не индЕйскими, а именно индИйскими) медитациями – там, где повествуется о сладостных ухищрениях любви, – исполнители сохраняют общий прозрачно-(призрачно?)-сдержанный саунд, и художественное единство не нарушается. «Мы имели на это право, -- прокомментировал потом свою вольность Курентзис. – При Перселле традиции не только разрешали, но даже предписывали в некоторые моменты вставные номера – любые, какие постановщики сочтут уместными. Нам показалось уместным индийское звучание».

А на вопрос, почему совершать художественное открытие мирового значения захотелось именно в России, Теодор ответил: «А вы где-нибудь еще встречали такой коллектив, как musicAeterna?»

Было бы странно, если бы спектакль не получил наград «Золотой маски» хотя бы в некоторых из семи номинаций, по которым выдвинут (работал дирижера, режиссера, первых четырех из названных выше солистов, ну и сама оперная постановка в целом). А будь моя воля, я бы ввел еще одну номинацию – за лучший буклет. В стране еще только Большой театр выпускает к своим постановками подобные тома-исследования – содержательные, многосторонние, богато иллюстрированные, которые не стыдно потом ставить в самые серьезные библиотеки. Даже Мариинский такого не делает. Пермь и в этом отношении держит себя одной из культурных столиц России.

Полностью:

Труд. 12:42 30 декабря 2014 г.
http://www.trud.ru/article/30-12-2014/1321050_koroleva_indejtsev_zavoevala_moskvu.html

http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,10756.msg151741.html#msg151741
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: "Королева индейцев" Г.Перселл
« Ответ #22 : Август 15, 2016, 09:13:23 »
Пёрселл. Курентзис. Индейцы. В Женеве.

http://nashagazeta.ch/news/culture/pyorsell-kurentzis-indeycy-v-zheneve
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Modus

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 66
У меня довольно интересно получилось с этой вещью. В какой-то момент я решил плотно заняться изучением творчества Генри Пёрселла и прослушать его семи-оперы. Когда дело дошло до "Королевы индейцев", меня заинтересовал нагугленный сюжет - современная, селларсовская версия. Но когда я послушал запись Хогвуда, я обнаружил, что эту музыку довольно сложно соотнести с тем сюжетом, о котором я прочитал. Когда я перевёл буклет от диска Хикокса, оказалось, что никаких конкистадоров там нет. Все эти исследования и сопоставления вылились в написание статьи для Википедии, в которой я изложил оба прочтения - и современное, и изначально.

В целом, по исполнению мне больше нравится Хогвуд, таких роскошных теноров, как у Эйнсли, нет больше ни в одной записи, и дуэт воздушных духов How Happy Are We у него звучит просто шикарно. А по сюжету мне ближе вариант с конкистой, только жаль, что Селларс превратил этот дуэт в дуэт конкистадоров. Вся маска с шаманом и вызыванием духов у Пёрселла так хороша, что разбавлять её чем-то - только портить. Но сходить на этот спектакль я бы не отказался.