Автор Тема: «Пиковая дама» Чайковского в Большом (постановка Додина)  (Прочитано 48678 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
"Пиковая дама" в Большом театре как череда компромиссов

Марина Гайкович, аав. отделом культуры "Независимой газеты"

Владимир Галузин блестяще играет Германа: боязливые движения, стариковская походка, опасливый  или, напротив, стеклянный взгляд, инфантильная радость от карточной игры, колупание створки двери, куда удалилась Графиня, остервенение в поисках «клада», когда он яростно рвет одеяло, швыряя клочья ваты. Он крайне осмысленно произносит, интонирует текст, в предложенных режиссером условиях это идеальный Герман. За исключением одного, но главного – его исполнение лишь мелодекламация, пусть и самого высокого качества, но не пение.

Рассуждать о достоинствах других солистов непросто, им не подчинились элементарные вещи. За исключением, пожалуй, солистки Мариинки Ларисы Дядьковой (Графиня), исполненной, может, и без харизмы знаменитых «старух» Образцовой и Богачевой, но ровно и выразительно. Сцена в спальне решена Додиным не канонически: Графиня медленно кружится в танце воспоминаний, и Германа сначала воспринимает как кавалера, а когда понимает, что пришел «тот третий...», не трясется в испуге, а спокойно идет в постель и покорно встречает смерть. Остальные же споткнулись на элементарном – интонации. Эвелина Добрачева (Лиза) поет фальшиво, Станислав Куфлюк (Елецкий) начинает свою знаменитую арию чуть ли не на полтона ниже, даже Агунда Кулаева (до сих пор в подобном не замеченная!) завалила дуэт, постоянно занижая. Александру Касьянову (Томский) не дали полноценно раскрыться, по сути, лишив его выходной (и практически единственной, исключая песню про сучочки в финале) арии. Удивительно, как незначительная деталь способна разрушить целое: отдельные фразы знаменитой (и в тематическом отношении важной, с этой темы начинается опера) баллады поет Графиня, и динамический вектор ломается.

Полностью:

Независимая газета. 02.03.2015
http://www.ng.ru/columnist/2015-03-02/7_dame.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Игры разума, или Проклятие «Пиковой дамы»

МАРИЯ БАБАЛОВА

В минувшую пятницу в Большом театре показали знаменитый спектакль Льва Додина по самой мистической опере Чайковского.

Столь нервной премьеры история Большого, пожалуй, не помнит. Генеральную репетицию отменили по настоянию режиссера: против всех правил оперного театра он работал лишь с единственным составом исполнителей, а ключевой артист – Владимир Галузин-Герман, заболел. Так что быть премьере или нет, решилось за несколько часов до спектакля.

Однако такой неудачи Большой театр не знал давно. Первая и главная жертва представления – музыка Чайковского, к 175-летию которого и вымучили эту ретро-премьеру. Каноническое либретто оперы исковеркано неуклюжими вставками и переписками, что звучат поперек музыке. А состав певцов, кажется, подбирался, по принципу: чем хуже – тем лучше. Живущая в Берлине сопрано Эвелина Добрачёва в роли Лизы старательно и в интонациях, и манерах пыталась копировать Галину Вишневскую, но тщетно. Она запомнилась лишь перманентно резким и фальшивым звучанием.

Другие приглашенные солисты также уверено ставили антирекорды.

Полностью:

Вечерняя Москва. 12:14 1 марта 2015 г.
http://vm.ru/news/2015/03/01/igri-razuma-ili-proklyatie-pikovoj-dami-279847.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Лев Додин поставил «Пиковую даму» в Большом театре

Шефский концерт в психбольнице

Трудно говорить о работе дирижера при всем уважении к маэстро Юровскому. Тот диссонанс режиссуры и музыки, который помешал певцам, помешал и оркестру. Было много громких мест, преувеличенных крещендо и диминуэндо, которые были призваны обеспечить «драматизм». Но он остался чисто внешним. Да еще мешала фальшь в неожиданных местах — например, в дуэте «Уж вечер», который, кажется, могут дети в ДМШ спеть чисто. Удивило то, что Станислав Куфлюк (Елецкий) не попал в тональность в начале арии. Вызвали досаду ритмические несовпадения хора с оркестром. Впрочем, до того ли было хору? Поди подергайся в рассеянном склерозе — тут уж не до ритмической точности...

Екатерина Кретова

Полностью:

MK.ru. 01.03.2015 в 19:09
http://www.mk.ru/culture/2015/03/01/lev-dodin-postavil-pikovuyu-damu-v-bolshom-teatre.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Ужасающая картина! "Искренности пастушки", конечно, не было?

Легко представить, какая «прелестная» пастораль «Искренность пастушки» была сыграна в сумасшедшем доме силами психически больных. Ужасное раздражение вызвали переписанные слова либретто. Например, хрестоматийно известную реплику Лизы «уж полночь близится, а Германа все нет...» зачем-то исправили на «часы проносятся, что ждет меня теперь?». А в пасторали Герман–Галузин (именно он играет Миловзора в больничной самодеятельности) поет: «Мой миленький дружок, прелестный пастушок... ах, не пришлА плясать». Вот так вот, в женском роде. Вопреки грамматике, но реализму для. В напряженнейшей (у Чайковского) сцене явления призрака Графини (Лариса Дядькова — единственная из всех исполнителей, которой удается сопротивляться режиссерскому произволу) эта самая Графиня приходит к Герману в виде врача, проверяющего пульс больного. Слова «тройка, семерка, туз» она произносит, держа Галузина за запястье. И тут уже становится просто скучно от примитивности, банальности и унылого однообразия режиссерской фантазии.

Полностью:
http://www.mk.ru/culture/2015/03/01/lev-dodin-postavil-pikovuyu-damu-v-bolshom-teatre.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 566
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Лапшин Олег

"Пиковая дама", Большой театр, режиссер Лев Додин
https://www.facebook.com/olapshin/posts/844621438929830?pnref=story

Опера Большого нынче, как валюта: все время пытается "нащупать дно".

Из хорошего: последнюю арию "Что наша жизнь - игра" Галузин все таки решил таки спеть. И это, пожалуй, все.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 566
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Анна Галишникова

https://www.facebook.com/permalink.php?id=100007077000459&story_fbid=1591691187743433

Ну что ж, друзья! То чего так долго все ждали, свершилось! Большой театр , наконец-то, себя обозначил как Большой Дурдом! Резкая критика в адрес того, что ставят на сцене душевно больные люди невозможна! Как это в любимом фильме: "Грешно смеяться над больными людьми". Но постановка есть и поговорить мы о ней можем. Итак, заглянем в палату. Главный душевно больной в ней - господин додинн, с двумя "н" - по аналогии с главным героем нынешней "Пиковой дамы" -Германном, а не Германом.

Пересказывать содержание "Пиковой дамы " Пушкина, думаю не стоит, все здравомыслящие люди знакомы с этим произведением, ну , а на сцене Большого Дурдома это произведение прочитали по-своему. Вроде как Германн уже сошел с ума, и поглядите, люди добрые, как ему трудно, поглядите, вроде как нам , сумасшедшим, плохо бывает. Вспоминает наш сдвинутый Германн что ж с ним произошло ... Дело проиходит в психушке, психи, кровати и мы с вами в зале, в креслах правда.... Ни тебе сцены в Летнем саду, ни тебе пасторали "Искренность пастушки" Нет!

Пастораль есть, только её психи разыгрывают, спектакль вроде как... Вот кто-нибудь бы мне объяснил, какое имеет право некий додинн и примкнувшие к нему постановщики ломать то, что написано давным-давно. Время показало - это шедевр, зачем коверкать? "Пиковая дама" наикрасивейшее произведение, яркое, зрелищное! Чтобы воплотить на сцене такую оперу нужно быть очень, очень талантливыми людьми, а не хитромудрыми прожектёрами с больной психикой.

Напишите своё, господа-больные, про то, что вам интересно, про псих больницу, про больное воображение. Поставьте и дирижеры с диагнозом вам продирижируют. И артистов найдёте, которые не будут мучатся на сцене, так как мучаются те, кого вы сейчас заставили петь на сцене Большого Дурома? Да и примеры такие есть, Глинка-то своего Сусанина написал, господин Кавос очень даже рад был. Хотя история говорит, что Глинка душой не болел! Больше скажу. Я бы вас, больных додинных и прочих пожалела бы, если бы вы были сильно больны, а вы так чуть-чуть, от этого еще страшнее. Вы извращаете то, что создано гениями, потому что вы жалкая серость. И вы убиваете русскую культуру осмысленно и целенаправленно! Вы отвращаете молодых людей от серьезной музыки, от оперы...

Когда Мюнхенская опера ставит "Бориса Годунова" в непонятной трактовке и в сцене якобы коронации народ выходит на сцену вместо хоругвий с поднятыми портретами Путина - еще понятно, немцы , что с них взять?.... Мусоргский и Пушкин - не их музыка, не их культура Но вы-то люди русские! Послушайте, уйдите в живопись! Там еще никто ничего так не портил. Нарисуйте глазами душевно больного "Утро в сосновом лесу" или "Трёх богатырей", "Княжну Тараканову", наконец. И вам тоже ничего за это не будет. Наследников нет за давностью , как и у Чайковского, в суд подать некому... Да, только в народ не ходите!

Правда юродивых в народе не бьют, но на вас, господин додинн со товарищи этот закон не распространяется! Лечиться, господа, лечиться!

И последнее! Уважаемый ГОСПОДИН ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ! Понимаю, не время к Вам обращаться с такой просьбой! Других проблем у Вас много! Но сил больше нет! Дайте распоряжение, уймите уринных и додинных, да и в Правительстве тоже есть дамочки мало понимающие в музыке, но глубоко сочувствующие и резво помогающие в развале Большого театра! БОЛЬШОЙ ТЕАТР НА ГРАНИ ГИБЕЛИ!
Che mai sento!

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 484
Эффект, как и ожидалось, значительный. Опера Большого, конечно, далеко не бочка варенья, но две очередных больших ложки известной субстанции (от Карсена и Додина) ловко создают о ней вполне понятное впечатление.

Фантастически грамотный менеджмент, что тут сказать. Это же репутационные потери просто космического масштаба, сезон провален по части премьер.

"Свадьба Фигаро" и "Кармен", даже если будут умеренно удачными (на большее рассчитывать сложно) - уже не вытянут. А об улучшении музыкального уровня текущих постановок никто говорить так ярко не будет, потому что не все заметят.

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
Если ничего не путаю,  у руководства БТ была мысль возродить "Пиковую .." на исторической сцене в постановке Леонида Баратова (1944 год).
Может всё же "случится"?

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 161
Анна Галишникова
https://www.facebook.com/permalink.php?id=100007077000459&story_fbid=1591691187743433

Ну что ж, друзья! То чего так долго все ждали, свершилось! Большой театр , наконец-то, себя обозначил как Большой Дурдом...

Правда юродивых в народе не бьют, но на вас, господин додинн со товарищи этот закон не распространяется!..

И последнее! Уважаемый ГОСПОДИН ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ! Понимаю, не время к Вам обращаться с такой просьбой! Других проблем у Вас много! Но сил больше нет! Дайте распоряжение, уймите уринных и додинных, да и в Правительстве тоже есть дамочки мало понимающие в музыке, но глубоко сочувствующие и резво помогающие в развале Большого театра! БОЛЬШОЙ ТЕАТР НА ГРАНИ ГИБЕЛИ!

Эта рецензия, кажется, открыла мне тайный мессидж постановки Додина.
Если жизнь вокруг — Большой Дурдом, не следует обольщаться: вы — именно в дурдоме и никакое искусство, никакая пастораль «Искренность пастушки», вам скорее всего уже не поможет. Это вам только кажется, что, придя в БТ послушать это «наикрасивейшее произведение», вы попадаете в дурдом. На самом деле оттого-то и все проблемы, что в дурдом вы попали гораздо раньше, просто в обычной жизни это могло быть незаметно, а оказавшись в  зале («в креслах, правда») рядом с психами в кроватях, — можете ощутить свое положение более явственно. Это один посыл. Но есть и еще более жесткий: не просто находясь в дурдоме, но еще и культивируя этот дурдом годами и десятилетиями, вы уже ничего кроме дурдома и не заслуживаете.

И не знаю, кому как, а мне стилистика и уровень размышлений данного отзыва говорит о том, что автор (с которой я согласен относительно недопустимости превращения гениальных произведений в негениальный бред сумасшедшего), по-моему, напрасно тешит себя надеждой, что сама пребывает в мире победившей адекватности. Примечательно, что этот плач о погибели русской культуры завершается плохо завуалированным призывом побить режиссера (а то даже и посадить: «юродивых в народе не бьют» — их, как известно, сажают «за оскорбление чувств») и венчается челобитной в духе «Путин, введи войска» (в Большой театр).

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
В Большом театре премьера «Пиковой дамы» Чайковского

Старый парижский спектакль Льва Додина если и был когда-то нов, то устарел

Петр Поспелов

[...] новое руководство Большого театра решило не сдаваться и целых три постановки текущего сезона доверила режиссерам драмы: первым из них оказался как раз маститый руководитель Малого драматического театра – Театра Европы. Он собственноручно возродил старый спектакль в Большом, тем самым дебютировав на российской сцене как оперный постановщик.

Его «Пиковая дама» больше напоминает инсценировку «Записок сумасшедшего» Гоголя, хотя за аргументами Додин прибегает к Пушкину, чей герой сходит с ума, вместо того чтобы застрелиться, как это происходит в опере Чайковского. Опера начинается на больничной койке, на ней же и заканчивается. Все действие – флешбэк: безумный Герман проигрывает в памяти все события, приведшие его к роковой ошибке. Идея, мягко говоря, не нова [...] Но это меньшая часть беды: большая состоит в том, что характер Германа всецело лишается развития. Если у Чайковского Герман поначалу молод, влюблен и нимало не безумен и лишь постепенно идея выигрыша приводит его к гибели, то у Додина он с самого начала таков, каким мог бы оказаться лишь в конце.

Владимир Галузин – крупный артист с несомненной харизмой – играет весь спектакль насквозь, не покидая сцены. Окружают его, понятное дело, обитатели дурдома, а также санитары; подобие остроумного решения возникает, когда Графиня оказывается главврачом. Прочие персонажи то ли пришли навестить больного, то ли являются действующими лицами его воспоминаний – сценическая логика не вполне ясна.

К сожалению, к стилистической игре с петербургским мифом, созданной в музыке, выдающийся драматический режиссер остался глух.

Самый красноречивый тому пример – интермедия «Искренность пастушки», в которой Чайковский стилизует пастораль екатерининских времен. В интервью Додин ссылается на то, что этот эпизод возник в опере по настоянию дирекции императорских театров и являет собой вставной номер. Здесь и проявляется роковое расхождение оперной эстетики с принципами мышления драматического режиссера: для оперы вставной номер далеко не грех, но Додин вплетает интермедию в развитие основного сюжета, считая уместным передать партии одних персонажей другим и даже отредактировать текст либретто. В центре любовного треугольника у Додина оказывается не какая-то там пастушка Прилепа, а сам Герман, играющий в жмурки с Лизой и Графиней. Все бы ничего, но утонченную мелодию в стиле XVIII века вместо легкого сопрано приходится петь драматическому тенору, который к тому же не в силах обуздать силовую манеру собственного пения. Игра контрастных стилей, составляющая изюминку третьей картины, утрачивается начисто.

Так же непросто складываются отношения режиссера с композитором и в четвертой картине. Это единственное место, где Герман выглядит опрятно: похоже, здесь в воспоминания погружен не он, а Графиня, которой приснился молодой любовник. Графиня вдруг обретает легкую походку (у Ларисы Дядьковой это получается великолепно) и танцует с Германом галантный танец. Очень мило! Вот только кларнет в оркестре в это время изображает испуг трясущейся старухи – но этого драматический режиссер тоже не слышит.

За 17 лет сценической жизни «Пиковой дамой» продирижировало трое дирижеров Юровских, в Большом театре настал черед главы семейства – Михаила. Неизвестно, по душе ли мэтру метаморфоза, случившаяся с «Искренностью пастушки», но виноват в ней не он. Михаил Юровский ведет оперу в оптимальных темпах, не жертвуя звучностью оркестра, но и помогая певцам. Упомянутые Галузин (он взял даже си-бекар, хотя и недолго подержал) и Дядькова напоминают о былой славе Мариинского театра. В премьерный состав приглашены Эвелина Добрачева из Германии (Лиза) и Станислав Куфлюк из Польши (Елецкий) – они совсем неплохи, но разве в Москве нет своих? Агунда Кулаева (Полина), лишенная участия в интермедии, тем не менее оказывается одной из лучших в спектакле, тогда как Александр Касьянов (Томский) порой пропадает как в верхнем, так и в нижнем регистре. Максим Пастер, Вячеслав Почапский, Александр Науменко, Арсений Яковлев и Станислав Мостовой точны и не тушуются в ролях второго плана, а Евгении Сегенюк и две такие роли нипочем. Хор Большого поет ясно, как всегда, в том числе и детский. Премьерный успех был скромным.

Полностью:

Ведомости. 01.03.15
http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2015/03/01/bitaya-karta
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 646
   Слава (Арлекин) не был шокирован увиденным, но не нашел в постановке Додина ничего интересного:


"Как-то в голове не укладывается, что на моей памяти это уже вторая постановка "Пиковой дамы" в Большом которую я смотрю и слушаю не в записи, а живьем и на премьере. Причем в обоих случаях фигура дирижера изначально внушала доверие, а имя режиссера - наоборот.

[...] в "Геликоне", хотя редко идет, но сохраняется своя "Пиковая дама" - достаточно любопытная при всей непритязательности, особенно в нынешнем, "выездном" (новоарбатском) изводе:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2035244.html

А самой недавней перед Додиным версией была "Пиковая дама" Юрия Александрова в "Новой опере". Появись такой спектакль в Большом или хотя бы в театре Станиславского-Немировича-Данченко - скандал разразился бы такой, что никто бы уже не вспомнил про "Руслана и Людмилу" Чернякова, и только статус "Новой оперы" как заведения муниципального и сугубо творческого, без политических, "державных" амбиций, позволил избавиться от александровского сочинения по-тихому. Между тем спектакль Юрия Александрова (как и Льва Додина, тоже римейк постановки многолетней давности), несмотря на весь присущий ему дикий китч и трэш, сейчас вспоминается как весьма занятный, концептуальный и в известном смысле глубоко содержательный:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2724566.html

У Юрия Исааковича с Львом Абрамовичем есть кое-что общее, а именно - отсутствие вкуса и чувства меры. Но александровская безвкусица - кричащая, демонстративная, наотмашь, она агрессивна, но откровенна и по-своему честна. Безвкусица додинская - иного рода, она порой не сразу режет глаз, скрывается за внешним аскетизмом оформления, за красивыми словами, сказанными режиссером от первого лица на камеры, за, пуще того, за ничем лично для меня не объяснимым статусом Додина как величайшего, самого видного театрального деятеля современности, одновременно и наиболее прогрессивного, и последнего из классиков. В драме подобная репутация Додина всякий раз, когда я попадаю на его постановки, меня изумляет, отчасти возмущает, отчасти смешит. В опере, которую он до сих пор ставил только за границей, все еще менее очевидно, но и еще более спорно, поскольку пространство для режиссерского творчества сильнее ограничено материалом.

В постановке "Пиковой дамы", сделанной еще в 1988 году во Франции, а сегодня восстановленной в арендованных декорациях на сцене Большого, купированы кой-какие речитативы, отдельные фразы переданы не тем персонажам, которым изначально предназначены (например, "О боже" в партии Томского поет Графиня), но все равно от жесткой музыкальной драматургии оригинала далеко не оторвешься. А действие Додин поместил в сумасшедший дом, в Обуховскую больницу, где в пораженном сознании Германа разыгрываются видения былого. Дмитрий Бертман, который и сам ставил "Пиковую даму", вспоминал, как его педагоги по оперной режиссуре предупреждали, что существуют в музыкальном театре два запрещенных приема: все действие во сне и все действие в психбольнице. Для Додина запрещенных приемов нет, однако ход с больницей - это слишком предсказуемо и, честно говоря, довольно скучно, а главное - ну ничего экстраординарного из этого банального приема Додин не извлекает. Мало того - он еще и не заботится о том, чтоб в рамках предложенного взгляда увязать концы с концами: а зачем - он же псих, и это все объясняет.

Одним из видимых лейтмотивов постановки становится ослепленность и главного героя, и слепота как некая абстрактно философская категория: уже в первой сцене возникают дети с повязками на глазах
а в эпизоде пасторали уже главные герои играют в "жмурки". Кстати, у Юрия Александрова "пастораль" тоже разыгрывалась не как вставной номер, а при непосредственном участии основных действующих лиц, включенных в линейный сюжет, но все-таки как некий "театр в театре", а у Додина и пастораль - часть общего безумия, и Графиня выведена императрицей, и массовка сумасшедших окружает, корчится, мучается, как во всех остальных сценах. Зато нелепым до смешного, на мой взгляд, оказывается момент с явлением Графини отчаявшемуся безумцу Герману: она приходит... как медсестра, измеряет пульс, после чего, по результатам диагностики, записывает на прикроватной табличке с данными медицинских наблюдений "три верные карты": тройку, семерку, туз (ничего себе пульс, вот это намеряла!). Еще смешнее, что медсестра-Графиня ("пришла против воли"! а ведь Додин так гордится, что возвращается к Пушкину и очень внимателен к тексту либретто! по ходу - о либретто: использован альтернативный вариант, и моя любимая фразочка "уж полночь близится, а Германа все нет" - в спектакле отсутствует!) подходит к койке больного, пока остальные пациенты отпевают со свечками тело покойницы.

Пафос и ажиотаж, сопровождающий постановку Додина, дал по крайней мере один положительный эффект: давно в Большом так не пели, не демонстрировали - свои, не приглашенные солисты - столь высокого уровня вокал: Александр Касьянов - Томский, Станислав Куфлюк - Елецкий (блестяще провел свою важнейшую арию), Лариса Дядькова - Графиня, Эвелина Добрачева - Лиза, Агунда Кулаева - Полина и др. (Галузин не в счет, он - типа "приглашенная звезда" и к его вокалу как раз могут быть вопросы, хотя драматически роль, конечно, "сделана"). Впрочем невозможно недооценивать заслугу Михаила Юровского и в достижениях вокалистов. А уж оркестр у Юровского великолепен, безупречен. Сценография Давида Боровского с ее черно-бело-зеленым колоритом, пространство палаты, к концу первого акта размыкающееся в сад с колоннами и статуями - по моим понятиям невыразительное и компромиссное, способно устроить и "ревнителей традиций", и "сторонников новаций", но едва ли приводящее в восторг равно тех и других. А что касается опять-таки Додина, главной "звезды" проекта - я в его постановке не нахожу ни чего-либо важного для переосмысления (хотя бы просто для осмысления на новом уровне) оперы Чайковского, ни для себя лично. Подумаешь - видения проходят перед пациентом психбольницы: ну сумасшедший, что возьмешь. А карты довольно одной - медицинской".
Полностью: http://users.livejournal.com/_arlekin_/

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
3 марта 2015 г.

Дирижер   Михаил Юровский

Герман   Владимир Галузин
Граф Томский   Александр Касьянов
Чекалинский   Марат Гали
Сурин Вячеслав Почапский
Чаплицкий Арсений Яковлев
Нарумов   Александр Науменко
Распорядитель Станислав Мостовой
Графиня   Лариса Дядькова
Лиза    Эвелина Добрачева
Полина   Светлана Шилова
Маша   Евгения Сегенюк

http://www.bolshoi.ru/performances/809/roles/#20150303190000
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 566
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Запоздалый козырь

http://www.colta.ru/articles/music_classic/6477

В БОЛЬШОЙ ТЕАТР ПЕРЕСЕЛИЛАСЬ «ПИКОВАЯ ДАМА» ДОДИНА
текст: Екатерина Бирюкова

«Пиковая дама» — первый кураторский проект нового руководства Большого театра, первая постановка, придуманная уже Владимиром Уриным. ... Амстердам, Флоренция, Париж — вот места ее прежнего, вполне счастливого, обитания, последнее возобновление в парижской Бастилии было в 2012 году.

И вот теперь ей предложено скандализировать, очаровывать и сводить с ума Москву. Заодно Большой театр открывает российскому зрителю Льва Додина в качестве оперного режиссера. На Западе он поставил уже много опер, в России это дебют. Запоздалый, но все же козырь.

...Но вообще этот волюнтаризм — совершенно логичное следствие авторского прочтения, очень цельного, честного, профессионального. И еще в нем чувствуется очень высокая концентрация свободы. Это не провокация, не кукиш в кармане, а именно свобода. Впрочем, режиссер трезво оценивает ситуацию с восприятием того, что он натворил. «Весь вопрос в том, насколько сам зритель — да простят меня люди, сидящие в зале, — пропитан штампами. Не только режиссеры, артисты, певцы заражены ими, но и зритель сильно заражен штампом, бациллой вторичности. Иногда зритель требует от художника того, что он, зритель, уже знает, и не хочет видеть ничего другого, кроме того, к чему он привык» — это интервью Додина каждый может прочитать в буклете к спектаклю.

...

Самая щемящая сцена спектакля — последний жеманный танец Графини и Германа среди античных статуй. Самая жуткая — появление Пиковой дамы в халате главврача.

Роль заглавной героини Додиным максимально укрупнена, и без харизматичной представительницы старшего певческого поколения не обойтись. Такая есть — мариинская меццо Лариса Дядькова, и раньше певшая Графиню в додинском спектакле, не вызывает вопросов. На роль Лизы найдена европейская носительница русского языка, выпускница Берлинской хохшуле Эвелина Добрачева, допевающая ее не без напряжения. Александр Касьянов, оказавшийся приятной находкой в прошлогодней туристической костюмной «Царской невесте» Большого театра, не стал здесь заметным игроком. Зато Станислав Куфлюк из Краковской оперы в качестве Елецкого после своей мелодичной арии заслуженно добился аплодисментов у подмороженной и опешившей премьерной публики.

Прием додинского спектакля был осторожно-сдержанный — даже несмотря на выразительную горячность оркестра. За пульт на эту ответственную продукцию Большой театр пригласил Михаила Юровского, главу дирижерской династии, оба сына которого — и Владимир, и Дмитрий — в свое время работали с этим спектаклем (также его дирижерами были Семен Бычков и Геннадий Рождественский).

....Премьеру в Москве тоже пел Галузин — мастерски и расчетливо. Премьерная серия вроде вся идет с ним, хотя состав вывешивается на сайте театра только непосредственно в день спектакля. Сквозняки и аллергии, простуды и мучительный вопрос, сколько еще времени 59-летний тенор будет тащить эту лямку, неизбежно входят составной частью в долгий миф об этой постановке. В мае заявлена следующая серия «Пиковых дам», и Большой театр уверяет в наличии второго состава. Но мы-то знаем, что конкурент у Галузина в этой партии только один — он же сам на записи парижской версии спектакля.

Читайте полностью http://www.colta.ru/articles/music_classic/6477
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 566
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Получается, из всех критиков, чьи статьи вышли на данный момент, только Бирюкова похвалила додинскую "Пиковую даму"?
Che mai sento!

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 808
Получается, из всех критиков, чьи статьи вышли на данный момент, только Бирюкова похвалила додинскую "Пиковую даму"?

Ее статья - очевидная, но неловкая попытка оправдать постановку.

Запоздалый козырь
В БОЛЬШОЙ ТЕАТР ПЕРЕСЕЛИЛАСЬ «ПИКОВАЯ ДАМА» ДОДИНА
текст: Екатерина Бирюкова

...Но вообще этот волюнтаризм — совершенно логичное следствие авторского прочтения, очень цельного, честного, профессионального. И еще в нем чувствуется очень высокая концентрация свободы.

На роль Лизы найдена европейская носительница русского языка, выпускница Берлинской хохшуле Эвелина Добрачева, допевающая ее не без напряжения.
Читайте полностью http://www.colta.ru/articles/music_classic/6477

Какая прелестница, эта Бирюкова. Теперь любую режоперу, любую галиматью можно оправдать "очень высокой концентрацией свободы" режиссера. Она сама-то носительница русского языка?  ;D

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
«Пиковая дама» за 200 рублей
 
Сергей Бирюков

Выиграли от такого возвращения театр, публика и сама опера? Вопрос, на который у автора заметки нет однозначного ответа.

Т.е.возвращение одной из главных русских опер в главный русский оперный театр, безусловно, можно только приветствовать. Тем более с такими мировыми звездами, как Михаил Юровский за дирижерским пультом. Как выдающийся петербургский тенор Владимир Галузин в главной мужской роли. Как его прославленный земляк-режиссер Лев Додин.

Но дьявол кроется в подробностях. Владимир Галузин, говорят, перед постановкой заболел, и репетиционный процесс сдвинулся под самую премьерную дату. Возможно, этом объясняется, что оркестр зачастую звучал плосковато словно на ручках приемника увернули низкие и высокие частоты (и это оркестр Большого! Да еще под рукой международного мастера Юровского). Но даже такой «вегетарианский» оркестр певцам было явно некомфортно пробивать, особенно в первой половине оперы. Это касалось и не вполне, видимо, оправившегося после болезни Галузина, сперва больше рыдавшего и декламировавшего, чем певшего. И приглашенной солистки Большого, русской немки из Германии Эвелины Добрачевой (Лизы), чей голос никак не хотел перелетать со сцены на просторы зрительного зала. А ведь для премьеры театр собрал без преувеличения звездный состав — даже в партиях второго плана знаменитые Максим Пастер (Чекалинский), Вячеслав Почапский (Сурин), Агунда Кулаева (Полина)...

И вся виртуознейшая композиторская работа Петра Ильича, до степени кардиограммы выразившего в струнных и духовых тремоло последний трепет старого, СМЕРТЕЛЬНО ИСПУГАННОГО сердца, пропадает втуне: постановщик ее просто не заметил.

«Убит» в результате неудачной редактуры даже такой неубиваемый хит «Пиковой дамы», как баллада Томского (приглашенный солист Большого Александр Касьянов). Всего лишь тем, что одну-две фразы из его партии постановщики передали Графине (Лариса Дядько — знаменитое меццо из Мариинского театра). Сюжетное основание вроде у них было: в этот момент речь идет как раз о ней, «московской Венере». Но оказывается, вот до чего важно единство не только мелодии, но тембра: внутренняя пружина этого потрясающего рассказа-триллера сразу ломается. Петр Ильич, гигант из гигантов, все-таки лучше знал, где ввести элемент диалога, а где это совершенно излишне и даже вредно, потому что дробит музыкальный поток.

И все же — под конец вновь о хорошем. [...]

Полностью:

Труд. 08:03 02 марта 2015 г.
http://www.trud.ru/article/02-03-2015/1322687_pikovaja_dama_za_200_rublej.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 484
   
Пафос и ажиотаж, сопровождающий постановку Додина, дал по крайней мере один положительный эффект: давно в Большом так не пели, не демонстрировали - свои, не приглашенные солисты - столь высокого уровня вокал: Александр Касьянов - Томский, Станислав Куфлюк - Елецкий (блестяще провел свою важнейшую арию), Лариса Дядькова - Графиня, Эвелина Добрачева - Лиза, Агунда Кулаева - Полина и др. (Галузин не в счет, он - типа "приглашенная звезда" и к его вокалу как раз могут быть вопросы, хотя драматически роль, конечно, "сделана").

Чего это он - вроде ж не первый раз в опере? Там одна Кулаева "своя", остальные как раз приглашенные.

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 484
Получается, из всех критиков, чьи статьи вышли на данный момент, только Бирюкова похвалила додинскую "Пиковую даму"?

Бирюковой по роду деятельности положено - работа такая, куда деваться. Хорошая, кстати, работа, нетрудная. Видишь режоперу - накидай штампов про пространства немыслимой ментальной свободы или что там еще в этом духе, и сдавай материал.

Вон Бедерова из Коммерсанта тоже хвалит. "Событийность", говорит, в постановке присутствует.

А Бирюков мужского пола не озаботился даже проверить фамилии певцов, у него там "Лариса Дядько" участвует - это ж надо, критиковать оперу и не знать очень известную певицу по фамилии!
« Последнее редактирование: Март 03, 2015, 08:52:03 от Кирилл Чернышов »

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
А Бирюков мужского пола не озаботился даже проверить фамилии певцов, у него там "Лариса Дядько" участвует - это ж надо, критиковать оперу и не знать очень известную певицу по фамилии!

А он обрадовался билету за 200 рэ, поэтому ему сразу же стало не до фамилий исполнителей, а на программку денег не хватило. ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
   
Пафос и ажиотаж, сопровождающий постановку Додина, дал по крайней мере один положительный эффект: давно в Большом так не пели, не демонстрировали - свои, не приглашенные солисты - столь высокого уровня вокал: Александр Касьянов - Томский, Станислав Куфлюк - Елецкий (блестяще провел свою важнейшую арию), Лариса Дядькова - Графиня, Эвелина Добрачева - Лиза, Агунда Кулаева - Полина и др. (Галузин не в счет, он - типа "приглашенная звезда" и к его вокалу как раз могут быть вопросы, хотя драматически роль, конечно, "сделана").

Чего это он - вроде ж не первый раз в опере? Там одна Кулаева "своя", остальные как раз приглашенные.
Ещё Евгения Сегенюк своя, причём, в отличие от Агунды Кулаевой, изначально своя. Но ей очень несправедливо дали только очень небольшую партию притом, что в прошлой постановке она замечательно пела Графиню.

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 484
Ещё Евгения Сегенюк своя, причём, в отличие от Агунды Кулаевой, изначально своя. Но ей очень несправедливо дали только очень небольшую партию притом, что в прошлой постановке она замечательно пела Графиню.

Да, но ее не было среди перечисленных рецензентом. Правда, о справедливости по отношению к певцам тут вряд ли можно вести речь - тут к Петру Ильичу-то безо всякой справедливости отнеслись, чего уж там.

Может, оно и к лучшему - что позорились в основном вышедшие в тираж "звезды" и непонятные персонажи из европейской оперной глубинки.


Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 566
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Эффект, как и ожидалось, значительный. Опера Большого, конечно, далеко не бочка варенья, но две очередных больших ложки известной субстанции (от Карсена и Додина) ловко создают о ней вполне понятное впечатление.

Фантастически грамотный менеджмент, что тут сказать. Это же репутационные потери просто космического масштаба, сезон провален по части премьер.

"Свадьба Фигаро" и "Кармен", даже если будут умеренно удачными (на большее рассчитывать сложно) - уже не вытянут. А об улучшении музыкального уровня текущих постановок никто говорить так ярко не будет, потому что не все заметят.

Две вторичные постановки ("Риголетто" и "Пиковая дама") Большой театр уже получил. Интересно, последует ли третья, "Свадьба Фигаро? :) Ведь Писарев уже ставил спектакль на этот сюжет у себя в театре http://www.teatrpushkin.ru/plays/zhenitba-figaro, и теперь практически та же команда ставит "Свадьбу Фигаро" http://bolshoi.ru/performances/810/. :D
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 566
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Большой театр превратился в дурдом

3 марта 2015, 19:26   |   Культура   |   Ярослав Тимофеев
На исторической сцене показали знаменитую «Пиковую даму» Льва Додина

...Самое удивительное, что все предпръемьерные ахи и охи — о том, что спектакль такой революционный и шокирующий ― оказались проблемой исключительно для музыкантов и опероманов. Для «нормальной» публики, которая составляет не меньше 80% посетителей Большого, тут как раз нет никаких оснований для возмущения. Премьера принята благосклонно и весьма спокойно...

Читайте полностью http://izvestia.ru/news/583634
Che mai sento!

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 484
Ведь Писарев уже ставил спектакль на этот сюжет у себя в театре http://www.teatrpushkin.ru/plays/zhenitba-figaro, и теперь практически та же команда ставит "Свадьбу Фигаро" http://bolshoi.ru/performances/810/. :D

"Дама" и "Риголетто" - просто переносы, так что действительно вторичны.

А тут все-таки постановка новая (и всего вторая работа Писарева в опере). Смотрится, во всяком случае, симпатично, да и в музыкальном чутье Писареву не откажешь. Так что подождем и посмотрим - у меня билеты уже куплены.

Видимо, пора про эту постановку топик заводить  :)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 566
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
А тут все-таки постановка новая (и всего вторая работа Писарева в опере). Смотрится, во всяком случае, симпатично, да и в музыкальном чутье Писареву не откажешь. Так что подождем и посмотрим - у меня билеты уже куплены.

Не соглашусь насчёт чутья и особенно вкуса :) Кроме того, могу сослаться на очевидца, посетившего и "Итальянку", и "Женитьбу Фигаро" и высказавшего такое предположение.
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,8252.msg137692.html#msg137692

Видимо, пора про эту постановку топик заводить  :)

Заводите по образцу! :)
Che mai sento!