Автор Тема: «Пиковая дама» Чайковского в Большом (постановка Додина)  (Прочитано 47817 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн lgb

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 219
Совершенно неожиданно для себя побывала сегодня на "Пиковой".
Большой театр, 3 марта 2015 г.

Дирижер Михаил Юровский
Герман Владимир Галузин
Граф Томский Александр Касьянов
Князь Елецкий Станислав Куфлюк
Чекалинский Марат Гали
Сурин Вячеслав Почапский
Чаплицкий Арсений Яковлев
Нарумов Александр Науменко
Распорядитель Станислав Мостовой
Графиня Лариса Дядькова
Лиза Эвелина Добрачева
Полина Светлана Шилова
Маша Евгения Сегенюк

Родился такой вот текст....

"МузЫку я разъял как труп..."
Лев Додин


Начну свой рассказ с режиссуры. Она – главное действующее лицо спектакля, без нее все бессмысленно. Это не тот случай, когда можно закрыть глаза и погрузиться в музыку, если действо вас раздражает. Но обо всем по порядку.
Начало спектакля, где герой - пациент психбольницы вспоминает все с ним произошедшее, не вызвал отторжения. Все перемешалось в горячечном бреду: пациенты больницы, санитары, прохожие, картежники, Лиза и Графиня. И даже когда Лиза с Полиной начали петь дуэт, сидя на постели больного героя, все было нормально... но вот дальше логики в действии уже никакой не было. Как не было ни любви, ни страсти к Лизе. Так, бред  воспаленного воображения... и что должна была символизировать Пастораль, любовный треугольник которой был разыгран Германом, Лизой и Графиней - с повязками на глазах??? Эпизод, увы, разыгранный абсолютно бездарно. Или явление Графини в облике Екатерины?!
Нет, я понимаю, что все, что происходит в спектакле Додина – результат воспаленного сознания героя, и логику искать тут бессмысленно. В конце концов, повесть Пушкина должны были читать  все, как и слышать оперу Чайковского, ну а самые умные – еще и знают разницу.
Во второй половине спектакля действие стало как-то осмысленнее. Роскошна сцена в спальне, где Герман сначала пытается вальсировать  Графиню, после чего она укладывается в кровать, натягивая на себя простыню, и вот он сдергивает простыню, а Графиня уже мертва. Потом появляются санитары и перекладывают тело с кровати на каталку. Затем казарма: отпевание Графини (в современном театре обязательными атрибутами должны быть либо обнаженка, либо гроб на сцене. Обнаженка тут не прокатит -  это вам не "Риголетто" с соблазнением невинной Джильды, зато гроб - в самый раз!), появление Графини в облике медсестры, шепчущей Герману «…Спаси Лизу, женись на ней, и три карты...», похоронная процессия, затем возвращение "в реальность": облачение в больничные одежды, привязывание к кровати. Психбольница сменяется почти дворцом: белая лестница, античные статуи... Герман впервые за весь спектакль не выглядит безумным: то ли сам сбежал из больницы, то ли отпустили - чтоб узнал тайну трех карт... А вот сцена у Зимней канавки явно выглядит искусственной, ибо непонятно, зачем вообще этому Герману понадобилась Лиза. Самый эффектный момент - когда под трагический марш оркестрового завершения Герман методично раздирает матрас и достает оттуда заветные купюры - для Игры...
Отлично разыгран и финал. И этот снег, и картежники вперемежку с пациентами больницы, и поверженный Герман – гибнущий не от выстрела, но от Разочарования…
Вообще кроме идеи безумия героя, других мыслей я в спектакле не увидела. Ни любви, ни страсти здесь места нет. Ни к Лизе (всю оперу – абсолютно ходульный персонаж), ни к Игре (достаточно вспомнить, как буднично «по-больничному» герой разбрасывает картишки, сидя на койке), ни к Графине. Разве что нехитрая мысль, что во всех бедах настоящих мужчин виноваты бабы. Мысль, конечно, не то чтобы новая, тем более не оригинальная,  но уж какая есть...
И наконец о музыке. Такого фиаско я не ожидала. Весь спектакль я пела про себя вместе с героями, и – честно – эта «музыка» вдохновляла меня больше, чем звучащая со сцены и из оркестровой ямы. Оркестр был корректен – не более того: ни страсти, ни ужаса, ни тоски, ни мОрока, ни даже наступающего безумия – я не услышала Н И Ч Е Г О…  Хору по обыкновению зачет: разве что в первых фразах не успевали за оркестром. О певцах. Это самое больное место спектакля. Режиссура не напугала меня настолько, насколько напугал вокал…  У Галузина все в прошлом: весь первый акт (это для простоты: спектакль идет с 1 антрактом) он почти мелодекламировал (и  я понимаю, что такова была задумка режиссера: чтобы «выпуклее» подать текст), а когда начинал петь, очень орал. К тому же,  невероятный кач в голосе. Просто стыдно. Да, артист, но только во 2 акте (в 1-м одна краска: безумие) – точнее, ближе к финалу. Мое любимое место в «Пиковой» - «Ты меня не знаешь! Нет, мне её не разлюбить!...» - было исполнено не могу сказать, что без ускорения темпа, но почти бесстрастно… Надо сказать, что оркестр часто давал слишком медленные темпы – и все начинало разваливаться... «Мне страшно» - одно из знаковых мест «Пиковой» - вызвало скуку.
Эвелина Добрачева – Лиза. Вначале было не айс, но терпимо (ну не каждому дается от природы красивый голос!), но вот в сцене у Канавки – mamma mia. На верхах визги, на низах захлебывается, а хрипы порой такие, что я всерьез думала: не допоет. Допела………. Актриса никакая.
Графиня – Лариса Дядькова – скорее порадовала. Голос в полном порядке, хотя местами хотелось более глубоких низов.
Ужасающе спела Светлана Шилова «Подруги милые…» Низов нет, верхи ужас. «Могила» оказалась такой прозаической…
Порадовал разве что Елецкий – Станислав Куфлюк, но режиссер явно не разрешил ему в арии проявить хоть какую-то эмоциональность, и все прозвучало ужасно пресно. А голос  неплохой, потенциал явно есть.
И еще Маша – Евгения Сегенюк. Говорят, она вообще-то пела Графиню (уточняю: речь, очевидно, о постановке Фокина в БТ). Вполне может! Такое глубокое барахатное меццо. Помню, она мне очень понравилась няней Сенты в «Летучем голландце»…
Томского  режиссер чудовищно «оскопил», передав часть текста Баллады – Графине. Такой же маразм, как передача Пасторали главным героям:  тенор – драмсопрано – глубокое меццо - звучали тут просто чудовищно.
Вся музыкальная часть спектакля – на совести Додина. Абсолютная глухота к музыке, непонимание ее законов, пренебрежение  идеями композитора в угоду «отыгрыванию» сюжета (причем, своего собственного), странные темпы, выбор певцов – это не к Юровскому (ну вот «зуб даю»!).
Пока в спектакль не введут нормальных вокалистов, а театр не поймет, что пение в опере важнее обыгрывания идиотского сюжета – смотреть и слушать это не имеет никакого смысла…
« Последнее редактирование: Март 04, 2015, 09:08:23 от lgb »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 410
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Ещё один отзыв на спектакль 3 марта

Юлия Рахаева

https://www.facebook.com/permalink.php?id=100001340628552&story_fbid=804535272934486

Начну с совсем грустного. Мы уже давно привыкли, что Онегину не дают допеть: "Позор, тоска, о, жалкий жребий мой!", но вот чтобы аплодировали посреди арии Германа "Что наша жизнь?" - это у меня впервые. Да, мне повезло побывать сегодня на третьем, кажется, премьерном спектакле "Пиковая дама". Историческая сцена Большого, Додин, Юровский (самый старший, то есть, папа), Галузин и tutti quanti... Очень сложные ощущения... С одной стороны, партитуру изуродовали, как бог черепаху: то, что написано для женщин, пели мужчины (и наоборот). Там, где мешали слова либретто, придумали новые (вместо "Я только поднял пистолет" стало, если я не ослышалась, "Я только руку протянул", - и действительно, какой-такой пистолет в дурке!).

Пастораль "Искренность пастушки" вписали в основное действие. Какие к черту аллегории? Все по-взрослому! До такой степени, что Герман в конце этой самой "пасторали" оказывается на больничной койке с графиней. Что, впрочем, не мешает ей почти сразу превратиться чуть ли не в Екатерину Великую, во всяком случае, у Чайковского тут звучит "Славься сим Екатерина!" Ну, и так далее.

Но есть и с другой стороны. Уровень собственно спектакля был отменным. И еще я поняла, за что Галузина назвали в свое время лучшим в мире Германом. Да, с голосом у него проблемы, хотя уже к середине и он зазвучал тоже. Но оказалось, что в оперном спектакле может быть нечто поважнее голоса... Вот как-то так, если вкратце.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 410
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Елена Шиляева

https://www.facebook.com/permalink.php?id=100004568404729&story_fbid=416497365179207

В Большом премьера: Пиковая дама, постановщик Л.Додин. В Париже Пиковую даму ставил тоже Л.Додин. Так что кому до Москвы далеко- пожалуйте в Париж. А что бывают люди, которые могут не захотеть послушать эту оперу, да еще в постановке живого классика - я не верю, раньше не верила. А сейчас такие могут появиться, в Москве. Мне-то очень понравилось. Дело в том, что действие происходит в сумасшедшем доме. И все события - это бред Германа. И тут становится ясно, что у него в опере нет ни одного позитивного слова - только бред, слова помешанного. А затем и у Лизы (она пациентка той же больницы) -все бред, а Елецкий, с его идеальной любовью - ей привиделся. Это единственное совпадение с Пушкиным -у него Лиза бредит идеальной любовью. Графиня, само собой, выжила из ума, у Чайковского она бредит любовниками. Вот что нам показали в Большом, и смотреть было интересно, и слушать. А Пушкин снова ни при чем. Это не по его повести. Как и все другие постановки.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 410
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Viki Guschina

https://www.facebook.com/permalink.php?id=100002903321198&story_fbid=644903078949797

Не могу не поделиться! Вчера были в Большом, на исторической сцене! Впечатлений масса! Безумно красиво! Опера "Пиковая дама"....какие голоса! Партия Германа безумно сложна, все время ловила себя на мысли " ....вот это связки у человека...". Оркестр - это отдельная тема. Дирижер, лично меня, вводил в транс, с такой самоотдачей он делал свое дело. Любителей масштабных декораций разочарую, убранства и костюмов театра Оперетты вы не увидите (но я сужу только по данной постановке, не берусь говорить о других). Но и вряд ли вы найдете сумасшедших в кренолинах (выделение моё - Papataci), так что все соответствовало... В общем, рекомендуем!
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 410
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Константин Львов

Три карты.

"Пиковая дама" Петра Чайковского, дирижер Михаил Юровский, режиссер Лев Додин, Большой театр, Большая сцена.

https://www.facebook.com/permalink.php?id=100004170963806&story_fbid=456435077838854

Премьерной эта постановка является только для "несвободного мира" - в свободном он идет уже давно, - художник-постановщик Давид Боровский умер десять лет назад.

История, сочиненная Додиным, какая-то английская: бедлам (значительная часть действия происходит в Обуховской лечебнице), карьера пройдохи (Фильдинг,Теккерей,Хогарт) и "нос в табаке".

Итак, Давид Боровский воздвиг больничные сцены успокоительного зеленоватого цвета, а Лев Додин вывел целый хор кошмарных сумасшедших, кашляющих, припадающих на ногу, ползающих на четвереньках и проч.

Дирижер Михаил Юровский исполнял Чайковского так, словно П.И. жил и работал в первые десятилетия ХХ века, вместе с Малером и Р.Штраусом, тогда как мы, зрители, должны были воспринимать этого Чайковского, держа в памяти Шостаковича.

Герман уже в увертюре оказывается на койке в сумасшедшем доме, где его подвергают "лечению" зловещими порошками (бутафорский снег), театрализованной терапией и прямолинейным привязыванием. Иногда появляются знакомые из прежней жизни: Томский, Лиза, Елецкий, Сурин и другие.
Большая часть спектакля - воспоминания, фантазии, сны, а также галлюцинации героя.

Герман стоит на одной из нижних ступенек социальной лестницы, но примириться с этим не может: "Любить - так королеву, иметь - так миллион!"

И он начинает действовать, влюбляется и влюбляет в себя Лизу, узнает странную тайну Старой графини, деньги и власть прельщают его не меньше красоты и чистоты, Графиня эротически привлекает его уже не меньше, чем её молоденькая родственница. Историю любовного треугольника выразительно передает вставной буколический эпизод, в котором реплики поделены между Германом, Лизой и Графиней, для чего всем трем певцам приходится переходить в неподвластные регистры.

К середине второго действия Герману как будто удается поймать судьбу за хвост: Лиза готова идти с ним хоть на край света, графиня умерла, но секрет раскрыла. Герман уже готов предъявить три свои козырные карты: Любовь, Деньги, Независимость. Но соперники одолевают: колода крапленая, выигрыш уплывает, любимую уводит Елецкий, и вся эта мелкотравчатая аристократия с удовольствием отправляет нервного героя (а вы бы сохранили спокойствие?) на принудительное лечение, используя в качестве предлога "доведение до смерти старухи по неосторожности".

И вот сидит Герман в Обуховской больнице и медленно сходит с ума от лекарств, обстановки и невозможности что-то изменить.

Кошмарная история, у меня от всего этого даже руки дрожали.

Теперь об исполнении.
Как нетрудно понять, идеи Додина меня , по меньшей мере, увлекли. Понравились сделанные им купюры: выброшенную реплику про приближение полночи и отсутствие Германа, слава богу, убрали песню в казармах ("Дадим отпор врагам России"). Пантомима пастушков - они играют в жмурки - отлично передает давнюю мысль о слепоте наших чувств. Режиссер тщательно поработал со всеми актерами и хористами - массовые сцены в бедламе, похороны графини, финальная молитва производят сильное впечатление; теперь я понимаю, почему у Додина что-то могут сыграть и звезды МДТ.

Впечатляющих достижений у вокалистов, пожалуй, не было, но В, Галузин (Герман) и Л, Дядькова (Графиня) добиваются если не голосами, то артистизмом и опытом, С.Куфлюк (Елецкий) проникновенно спел "Я Вас люблю безмерно", Э.Добрачева (Лиза) пела весьма изящно, а их дуэт с С.Шиловой (Полина) был просто превосходен, А.Касьянов (Томский) арию о трех картах, увы, спел довольно заурядно. Я слушал 20 лет назад старую постановку Б.Покровского с М.Касрашвили, Е.Образцовой, Ю.Мазурком, и как же пел Юрий Веденеев эту арию, до сих пор забыть не могу.

О сценографии Боровского я уже написал, ближе к антракту еще появляются копии помпейских статуй из сада дворца Графини (Петербург - Античность - Летербург). С декорациями замечательно совпадали костюмы Хлои Оболенски - чудесных расцветок и рисунков.

Юровский дирижировал, можно сказать, гениально; мне только не нравится, как он выглядит, дай бог ему здоровья.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
«Пиковая дама» Льва Додина в Большом театре разочаровала критиков

Текст: Евгения Смурыгина

Опера, которую поставил режиссер по приглашению директора театра Владимира Урина, вызвала неоднозначную реакцию, как экспертов, так и простых зрителей. Скандала не произошло, но и ожидаемой сенсации не случилось

Сложнее всего пришлось несведущей публике, которая пришла на «Пиковую даму», ничего не зная об истории постановок Льва Додина.

Далее:

BFM.ru. 05.03.2015, 00:36
http://www.bfm.ru/news/287599
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 410
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Репортаж Первого канала

На сцене с Большого театра с успехом идет опера "Пиковая дама"

http://www.1tv.ru/news/culture/279091
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 410
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Евгения Семерикова

Всем в театр! Пиковая дама. Лучше оперы не слышала, хоть и не разбираюсь в этом совсем. Голоса изумительные, и постановка не утомила.

По ссылке - непременное фото люстры! http://vk.com/wall2651217_2937
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 410
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Анна Кошмина

На премьере оперы "Пиковая дама" Л.Додина в Большом театре, 27 февраля 2015г.

Постановка творческого союза выдающихся и авторитетных Л.Додина, М.Юровского и Д.Боровского дали возможность нового прочтения "Пиковой Дамы". Можно поспорить или согласиться со взглядом драматического режиссера на данную версию, но, побывав на ней однажды, нельзя остаться равнодушным и усомниться в ее впечатляющей, мистической и завораживающей силе и таланте всей творческой команды, вдохнувшей в оперу новую жизнь...на исторической сцене Большого театра. Браво!!!

По ссылке - непременные люстра и шампанское http://vk.com/wall2371026_3377
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Пусть неудачник плачет

Лев Додин дебютировал в России как оперный режиссер

Майя Крылова

Премьера оперы «Пиковая дама» прошла в Большом театре. Спектакль сделал режиссер Лев Додин, перенеся в Москву свой давний (1998 года) европейский проект.

Версия Додина – режиссерская опера, построенная на доминирующем приеме, под который подкладывается и фабула, и партитура. Как всегда, в подобных случаях спектакль теряет в многообразии красок, и становится жаль не столь прямолинейный, как в спектакле, замысел Чайковского (не последнего в опере персонажа). Но в определенном смысле зрелище приобретает точность стрелы, летящей в цель, особенно для поклонников режиссера драмы Додина. Он рассказал о неспособности людей справляться с собственными пагубными страстями. И открыл психологическую бездну, в которую падают герои – те, кто умеет чувствовать.

Полностью:

Новые Известия. 5 марта 2015 г.
http://www.newizv.ru/culture/2015-03-05/215960-pust-neudachnik-plachet.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 613
Я сегодня послушала и посмотрела " Пиковую даму". Напишу завтра о своих впечатлениях.
А сейчас вкратце.
Додин оказался заложником своих идей. Самая неудачная идея, что с самого начала Герман находится в психиатрической лечебнице. Т.е. Режиссёр начинает с конца, поэтому никакого развития образа нету. Да и зрелище из-за этого странное. Лиза страстно влюблена в немолодого пациента психушки, который всё время ходит в подштанниках. Ок, мы понимаем, что это его воспоминания, т.е. мы должны представить на месте пациента другого Германа, ну в этого она вряд ли могла влюбиться.
Все метафоры пушкинского текста + оперного текста следует понимать  прямолинейно. Т.е. безумец не в метафорическом смысле, а просто безумец. Как результат - первое действие ну очень скучное. Стоит эта одинокая кровать, кто на ней только ни лежал. И Герман, и Лиза, и графиня. А вот второе действие  гораздо интереснее - вдруг появляется драматургия, интересные решения, иногда неожиданные. Хотя по-прежнему много сумасшедших.

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 799
 
Я сегодня послушала и посмотрела " Пиковую даму".
Самая неудачная идея, что с самого начала Герман находится в психиатрической лечебнице. Лиза страстно влюблена в немолодого пациента психушки, который всё время ходит в подштанниках...
Хотя по-прежнему много сумасшедших.

На улице и в транспорте - много сумасшедших.
Включишь телевизор - очень много сумасшедших.
Пойдешь в театр на оперу - а и тут они!  >:(

Оффлайн lgb

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 219
На улице и в транспорте - много сумасшедших.
Включишь телевизор - очень много сумасшедших.
Пойдешь в театр на оперу - а и тут они!  >:(
Не могу отказать себе в удовольствии процитировать высказывание вдовы Григория Козинцева, которое однажды мне пересказали:
"Я понимаю, что живу в сумасшедшем доме. Я понимаю, что я сама сумасшедшая. Но ЭТО - не мое отделение..."

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Пушкинский сюжет в гоголевской шинели


Елена Алексеева

Лев Додин поставил в Большом театре России оперу Петра Чайковского «Пиковая дама». 

Жесткая трактовка, поддержанная и замыслом Пушкина, и настроениями Чайковского, как ни печально, со дня первой додинской премьеры не утратила актуальности. Семнадцать лет назад, когда его стиль еще не определяли как постдраматический, он выпустил спектакль, насыщенный культурными подтекстами и контекстами. Поставил оперу не о безумной любви или безумной игромании, а о тотальном безумии. За эти годы человечество не поумнело, не избавилось от иллюзий, лишь обросло новыми фобиями. «Дурдом» – едва ль найдется слово, точнее характеризующее мир, в котором мы живем. Перекличка эпох – «Что наша жизнь? Игра!» – порой наглядней, чем хотелось бы.

Полностью:

С.-Петербургские ведомости. 06.03.2015
http://spbvedomosti.ru/news/culture/pushkinskiy_syuzhet_v_nbsp_gogolevskoy_shineli/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 410
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет annabaskakova

Впервые в жизни в антракте сбежала из Большого театра. С "Пиковой дамы". ...

...

Если постановщик полагает, что перенести действие классического спектакля в психушку, общественный туалет или в бордель - это свежий прием, то боюсь, он ошибается. Полная жизни музыка, прекрасные голоса - все это напрочь контрастировало с весьма натуралистичными сумасшедшими на сцене. Если не смотреть на сцену - то опера весьма радовала.

У меня крайне запутанная трудовая биография, я успела в том числе и поработать в психиатрической клинике санитаркой и подтверждаю - да, сумасшедшие очень похожи на настоящих. Но "Пиковая дама", боюсь, тут ни при чем.

...

Читайте полностью http://annabaskakova.livejournal.com/718808.html
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 613
Просто в "Пиковой даме" Додин сразу в самом начале раскрывает все карты. И это очень ослабляет динамику.
Если бы это был фильм, это было бы можно сделать интереснее. Флэш-бэки могли быть с другим Германом, молодым. А тут всё с пациентом психбольницы. История болезни такая.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 410
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Наталья Зимянина

https://www.facebook.com/permalink.php?id=100003811732722&story_fbid=570529353084117

Как же истосковалась вчера на «Пиковой даме» в Большом театре! Весь вечер сумасшедшие на сцене. Иногда в хоровых сценах они размазываются по стенам в «брюлловских» позах очень даже красиво. Но кто в больнице лежал – вообще невозможно три часа смотреть на железную койку с этой советской подушкой и всегда мятой простынью.

Конечно, Галузин – он и есть Галузин, Дядькова хорошо пела Графиню, Агунда Кулаева - Полину. Самое неинтересное была дохлая музыка (это «Пиковая»-то!). Хотела позорно сбежать из ложи, Но, поскольку все шипели «безобразие!» и «издевательство!» - принципиально досидела. Перенос спектакль 1998 года, тогда еще модно было переводить действие в дурдом. Очень все устарело; никаких эмоций не вызывает. Театр прикрылся именем Додина и представил исторический экспонат. И именем Юровского, да, популярное имя, но Юровский-отец – не выдающийся дирижер, хотя вошел в роль. Думаю, что спектакль сойдет со сцены быстро, как с белых яблонь дым. Писать о спектакле рецензию отказалась. Какое-то пришло время больших ошибок.

Да, вот, забыла еще. В конце безумный Герман стаскивает грязный матрас и терзает его на полу, выдергивая куски ваты. Смешно в связи с частым употреблением этого слова в ФБ.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 410
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет ностальгия

Истинная режиссерская любовь

http://mari-r-22.livejournal.com/3340.html

Чайковский. Хочу слушать Чайковского. Много-много. Поняла, что так давно не слушала Чайковского, а без него сердце как будто мерзнет. Люблю музыку Чайковского. А еще я люблю Владимира Галузина. Помню, как уже довольно много лет назад в Новосибирске видела "Пиковую даму" с ним - это был единственный спектакль, и попала на него я как-то криво, почти чудом, разумеется, благодаря НСМШ. И вот теперь - кто бы мог подумать! - я очень легко попала на "Пиковую даму" с Галузиным в Большой театр. Таки да, на стоячее место четвертого яруса - я ощутила даже легкую дрожь в пальцах, когда прикоснулась к позолоченным перилам.

Декорации уже насторожили, к тому же я слишком долго смотрела на них, и они уже начали нехорошо действовать. Да и странные это были декорации - бело-синяя оштукатуренная стена с небольшим подиумом на высоте человеческого роста и больничная койка с застеленными белыми простынями. Во время оркестрового вступления с левого края на сцену вышел растерянный Герман, белый свет падал на его лицо - и тут я сильно пожалела, что не сижу в партере. Было очень далеко, приходилось щуриться, чтобы концентрироваться, а лиц разглядеть было невозможно вообще. Шутка ли, середина четвертого яруса... Почти под куполом! На Германе как положено в особых заведениях была белая рубашка и брюки, а сверху накинуто что-то вроде светло-коричневого халата. Забегая вперед, скажу, что за исключением одного момента он носил этот костюм всегда до самого конца спектакля. Это одеяние придавало романтичности и без того романтическому образу Германа. Светло-русые взлохмаченные волосы чуть-чуть не доходили до плеч. На краткое мгновение я перенеслась в школу, в тот самый день, когда разожгла настоящую дискуссию по поводу Германа из "Пиковой дамы" Пушкина. Всего мгновение. Герман потрясенно качал головой, сидя на белой кровати, а потом закинул на нее ноги и завернулся в халат, не смотря на зрителей. Декорации не поменялись, только верхняя часть стены чуть-чуть отъехала назад - выступ стал более широким и туда смог выйти целый отряд, а вернее даже три отряда по очереди. Стало ясно, что психиатрическая клиника никуда не денется - все действие и будет происходить здесь. А эти люди - как будто на улице.

Сразу приходится сделать маленькую оговорку - я ни в коем случае не претендую на полное понимание истинного замысла режиссера этой постановки, поэтому могу ошибаться. Все мысли - это только мысли и, если угодно, домыслы, вполне вероятно, что другие увидят все иначе, и может более верно истолкуют. Но ладно.

Поначалу мне все слишком не нравилось. Герман протягивал руки к хору - его голова как раз оказывалась на уровне ног всего шествия на подиуме - а они махали ему. Двигались колонны хора как-то слишком искусственно и замедленно, не создавая ощущения свободной толпы на улице, даже марширующие дети не были веселы. Появились Сурин, Томский и Чекалинский с пышным брюшком и очень колоритный. А Герман по-прежнему ходил у них под ногами (как-то вот даже в прямом смысле) и хмуро созерцал свою кровать. А его первые фразы воскресили во мне воспоминания о Галузине еще больше.

Что поделать, мне до невозможности нравится его тембр! Его совершенно странный голос, сбивающий с толку - на первый взгляд будто и не тенор поет, но с другой стороны самый настоящий тенор. Его разные оттенки тона, как будто каждая фраза несет свое особое значение. Надо признать, что из абсолютно всех сегодняшних артистов слова были понятны только у Галузина, причем всегда, без исключений. Не приходилось напрягаться, чтобы понять его. Ни напрягаться, ни вслушиваться. Поначалу его иногда слегка натянутые верхние ноты меня беспокоили, но потом это словно прошло. И конечно, я не могла снова не придти в истинный режиссерский экстаз от его игры. Движения! Страстность, тонкая нервность без перебарщивания, отчаяние безумца. Чем дальше, тем больше я становилась зла на режиссера, ибо по его вине невозможно было дать полную волю мастерству Галузина - мне так казалось. В первой картине было слишком много статики. Сцена грозы во все той же клинике вообще мало убедила - не поменялось даже освещение. Спасла только невероятная эмоциональная напряженность Германа, его активность, передавшаяся вниманию зрителя. И си первой октавы была взята должным образом, но отчаянное заламывание рук и терзание и без того растрепанных волос победило даже эту си.

Но кажется я снова забегаю вперед... Томский, несмотря на свой убедительный и красивый средний регистр, чуть только добирался до первой октавы начинал страшно вопить и выдавать много петухов, вернее, петушков - легких таких. Почти всегда, а на всех фа-диезах так точно.

Застывший квинтет вообще остановил всех - все замерли по своим углам. Внезапный дуэт Германа и Князя (все-таки напоминающий мне "Враги? Враги!" из "Евгения Онегина") был бы скучен без напряженного и ясного тенора Галузина. Елецкий был вообще загадочной фигурой всего этого действа, он был человеком в шляпе, призрачной тенью, всегда отбрасываемой на стену.

Но что же вы думаете - в конце картины Герман не изменил своему принципу и лег в свою кровать. Свет никуда не исчез и даже не поменялся, а Лиза и Полина спокойно подошли к спящему Герману, встав по обе стороны от кровати. Кроме того, на сцену в это же время выкатилась целая куча... назовем из психами, ибо так оно и есть. Они очень быстро и со знанием дела расселись в эстетически организованный кружок - слушать пение Лизы и Полины.

Полина была замечательная, правда романс она предварила словами "Я вам свою любимый твой романс", обращаясь к Лизе - хотя в клавире, как известно, "Я вам свою романс любимый Лизы". Это не упрек - я просто это заметила. Да и романс по атмосфере удался, я наконец отвлеклась от внимательно следящих за Полиной и публикой психов. Хороводная особо веселой не удалась, психи сильно не бегали, да и вообще двигались как-то малоохотно. Ариозо гувернантки тоже не порадовало моего внутреннего режиссера: гувернантка эта стояла у стены все время, прижав к ней локти, и ни разу с места не сдвинулась. При том, что пела очень и очень неплохо.

Сцена Лизы и Германа заворожила меня конечно же благодаря прекрасному Галузину. У меня душа рвалась за него. Сердце отвратительно жгло желание помочь. Как он отличался от крайне малоэмоциональной Лизы! Когда он опускался на колени, потягивал к ней руки, в отчаянии прислонялся к стенке кровати, умолял, клялся, грозился умереть - дыхание замирало от передаваемой им боли. Но когда он усадил Лизу на кровать, а сам подошел сзади и обнял ее нежно-нежно за шею и плечи, на неожиданно мягком piano ведя кульминацию, стало совсем невозможно дышать, к горлу подступил комок, внутри все сжалось от этой трогательности, нежности, печали и болезненно-потерянного счастья.

Когда в дверь начала стучать Графиня, Лиза не смогла придумать ничего другого кроме как спрятать Германа... к себе под юбку. Не совсем, конечно, под, но затолкав Германа под кровать она накрыла его юбкой все-таки довольно забавно. Получалось, что ей никак нельзя было теперь встать, но, собственно, это и не понадобилось. После ухода Графини они вдвоем на высоком напряжении связок все же вытянули ми мажорную кульминацию сцены.

Вот только действие не кончилось, и несмотря на то, что мои ноги явно хотели, чтоб я села, я все же осталась стоять - третья картина плавно вытекла из второй. Снова появились психи! Только тебе уже не было органичности: двое выволокли одного психа, несколько еще забежали сбоку, часть с другого края. Ну конечно же, какое еще двор у королевы, мы же до сих пор в психушке! - думала я, досадуя на режиссера. Правда, внес свою лепту и Елецкий, очень долго и стоя на одном месте растягивая свою арию. Герман один не остается - психи всегда следуют за ним, и его внутренние терзания слышны всем присутствующим. Но дальнейшее вообще с трудом поддается объяснению. Если к хору психов я уже была подготовлена, то к неожиданной смене ролей нет - меж тем Прилепа и Миловзор не появились, зато Герман и Лиза, с завязанными широкой повязкой глазами а ля игра в салочки, были готовы их заменить. Правильно, зачем нам лишние герои, когда мы можем устроить настоящий абсурд с оттенками сюрреализма из тех, кто имеется! Герман пел "Мой миленький дружок...", Лизе было отчаянно низко и ее было вообще не слышно, а вместе они составляли очень комичный эффект.

Место Златогора заняла Графиня. Акценты сместились, благодаря повязкам на глазах, коварным руководителям этого мероприятия Томскому-Сурину-Чекалинскому удалось довести дело того, что Герман оказался на кровати с Графиней. Поэтому шутка про "Смотри, любовница твоя!", изначально имевшая другой смысл, здесь оказалась неожиданно уместной. Но все равно эти события довели меня почти до слез от смеха и беспрестанного изумления.

В заключительной сцене Лиза наскоро переговорила с Германом и быстро скрылась во внезапной двери с правой стороны стены. Герман ринулся за ней, намереваясь проникнуть в дверь, но та захлопнулась, и Герман только провел руками по гладкой стене. Бедный Герман! Ему не везет. У меня опять подскочил градус на шкале жалости.

Но сюрпризы на этом не кончились - психи расступились, и на сцену важно прошагала... Графиня! Конечно, зачем нам Екатерина! Графиня тут главная! И вот здесь-то наконец начался антракт.

После антракта я оказалась на третьем ряду партера по центру. Мои глаза и душа наконец-то полностью открылись этому спектаклю и, увы, еще тяжелее пали от любви к Владимиру Галузину. Но обо все по порядку.

Мои любимые картины как раз четвертая, пятая, шестая, седьмая... В четвертой Герман наконец покинул стены своей тюрьмы - и даже переоделся! Очевидно, сбежал, иначе как это еще объяснить? Теперь на нем были черные брюки на подтяжках, белая рубашка и серая шинель, которая очень радовала меня. Он вдруг стал похож на каноничного Германа, каким должен был быть всегда. Пока он ходил по сцене один и терзался тревогой, сомнениями и страхами, я упивалась игрой Галузина, все больше думая про себя, возможно ли это. Графиню приживалки привели, раздели вплоть до парика и оставили одну. Что вы думаете, Графиня спела свою песенку и легла? Нет, она начала танцевать! Очень медленно, поднимая руки, она танцевала с воображаемым партнером под ту музыку, где каноничная Графиня обычно засыпала. Герман незаметно вышел из-за статуи и... подал Графине руку. Та без возражений приняла ее, и они продолжили танец уже вдвоем. Без единого слова. Под музыку сна Графини, внезапного появления Германа и ее испуга! И все-таки это было хорошо, хотя и против музыки.

Наконец Герман и Графиня словно вышли из сна: Графиня замерла, а Герман изложил ей свой план со всем актерским пылом. Надо сказать, Графиня умерла совсем не в тот момент, в который это обычно происходит, а гораздо раньше. Она почти стремительно подошла к кровати, легла на нее, скрестив на груди руки, и слегка прикрылась белой простыней. Герман ходил вокруг, выжидал, умолял, продолжал свою речь - а я продолжала смотреть на него, ловя каждое движение, наблюдая за игрой света на его лице. Гораздо дольше, чем обычно, он сидел в задумчивой позе, и только потом догадался откинуть покрывало с Графини, дабы убедиться, что она мертва.

"Она мертва!" - он этой медленно-жутко произнесенной фразы у меня побежали мурашки по спине и рукам. От всей последующей сцены уже начала колотить мелкая дрожь: разбирательство с Лизой, сверхвыразительная игра Галузина, слишком близкое расположение оркестра и оттого оглушающие духовые - все будто начинало сводить с ума.
Под хоровую музыку начала пятой картины принялись хоронить Графиню. Делали все медленно, с расстановкой, не обращая внимания на совершенно потерянного Германа, подавленно созерцающего все из своего угла. Наконец Герман один, он то и дело то хватает одеяло, то отбрасывает его. Лиза почему-то стоит за ширмой, в момент "чтения письма" она просто выглядывает и очень плохо с точки зрения актерства читает текст своего послания, после чего снова скрывается за ширмой. Исчезают все тени, Герман один со своим безумием... и со странным снегом, изредка влетающим белым вихрем бумажек снежинок с левой стороны сцены.

Мой внутренний режиссер устроил стоячую овацию Галузину. Герман срывался на крик, почти не пел, залезал ногами на кровать, пугался, прятался, отчаянно снова кричал, почти рыдая - я поняла в эти минуты совершенно осознанно, что если бы довелось мне ставить на сцене "Пиковую даму", мой Герман был бы именно таким. Ну или мой Герман был бы Галузин. Но в любом случае сейчас я видела своего идеального Германа.

И тут новый порыв снега принес Графиню. Она была одета в довольно короткий медицинский халат, на ней были туфли на каблуках. Свободно сунув руки в карманы, она быстрым и уверенным шагом подошла к совсем оробевшему Герману и склонилась над ним. Еще один ход против музыки - мертвенная партия Графини и музыка, сопровождающая ее (целотоновый ряд), явно шли вразрез с бойкой медсестрой, которая пришла выписывать рецепт для своего больного. Однако она успешно поведала Герману о трех картах, для убедительности даже написав их на белой крутящейся табличке возле кровати. Предполагаю, что эта табличка тоже имеет не последнюю роль в этом всем.

Пятая картина плавно перетекла в шестую, на заднике открылось прямоугольное отверстие, в котором падал снег - намек на улицу, окно, выход, и одновременно на состояние Лизы. Очень взволнованно она влетела на сцену и произнесла странную фразу: "Часы проносятся... Что ждет меня теперь?" ...Часы проносятся? Как могут проноситься часы? И где же полночь, которая близится? Тут внезапно я поняла, почему фраза про "Германа все нет" крайне неактуальна в данной ситуации - конечно, вот же Герман, лежит себе на кровати спиной к зрителям в своем халате, он и не должен никуда идти. Лиза тут, видимо, выложила всю свою эмоциональность на арию, но меня не поразила она ничем, при всей достойности своей. Герман очнулся в тот момент, когда по нормальному сюжету он должен был появиться - что ж, придется это принимать. Классическая сцена за исключением финала - Галузин-Герман все больше захватывал меня, и его это помешательство с идеей бежать "в игорный дом" тоже было обыграно мастерски. И - накал страстей! - Лиза бросается под ноги Герману, хватает за подол халата, а он на словах "Кто ты? Тебя не знаю я" почти отталкивает Лизу, вырывая подол, и перебегает на другой конец сцены. Лиза падает на пол ничком, раскинув руки, а Герман хватает подушку и начинает ее яростно потрошить в такт половинным длительностям. На последних аккордах Герман с безумным взглядом достает пачку денег из разграбленной подушки, прижимает их к себе - и свет стремительно гаснет.

Никакого игорного дома - все та же палата, только помимо уже ставшей привычной кучи психов еще коварная троица Сурин-Томский-Чекалинский, последний садится за стол и раскидывает карты. Томский - непостижимо! - поднимает лежащую на полу Лизу и увлекает ее за собой в танец! Впрочем, публику очень порадовала с наслаждением спетая Томским песенка о "сучках" - то ли от легкой двусмысленности, то ли от действий Томского на сцене, публику это зацепило чрезвычайно, и я даже в метро ловила шутки о постановке: "а эти сучки, ахаха... сучечки..."

Наконец поднялся Герман. Все это время он сидел на полу с очень потерянным видом в правом углу, бессмысленно глядя перед собой и изредка притрагиваясь к клочкам поверженной недавно подушки. Выиграв две карты, он начал арию. Боже мой! Да я не слышала более искреннего исполнения, такого выразительного, не видела еще, чтобы пели ее именно так, балансируя на грани между безумием, бредом, реальностью и действительностью. От игры Галузина мой внутренний режиссер растекался в блаженстве по креслу, а от голоса я сама получала какое-то небывалое наслаждение. Финальный жест Германа возле стола, обращенный к публике, поразил меня, как большого поклонника мюзиклов - это действительно напоминало эффектные финалы быстрых мюзикловых номеров. Вопреки моим надеждам Герман таки не застрелился, и даже не закололся, но очень эстетично упал, закрывшись волосами. Потом простился с Елецким, стоящим как камень неподалеку, и проводил взглядом Лизу, действительно прошедшую на середину сцены вместе с Графиней, одетой во все черное. Свет постепенно оставил освещенным только обезумевшего Германа и Лизу с Графиней. Несчастный Герман рыскал по полу в поисках чего-то неизвестного, а все вокруг замерли и только смотрели на него, безумного.

...Я встала одна из первых и вышла со своего ряда вперед, чтобы как можно ближе видеть артистов. Как он улыбался! Сложно даже поверить, что этот человек только что страдал, кричал, умолял, умирал, наконец. Он улыбался до ушей, протягивая руки в знак благодарности в артистам, оркестру, к нам - публике. И я тоже протянула вперед руки, поймав его взгляд - не знаю, видел ли он именно меня, но я предпочту думать, что видел. Мой идеальный Герман.
Che mai sento!

Оффлайн diletantka

  • ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 316
Пишет ностальгия

Истинная режиссерская любовь

http://mari-r-22.livejournal.com/3340.html
Очень стильно и красиво написан отзыв,но я еще от "Евгения Онегина" не отошла,чтобы что-то воспринимать и впитывать. :) Пусть пока другие по театрам расхаживают. :)
АЭЛИТА-«видимый всем свет звезды»

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 410
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В пику даме

Елена ГУБАЙДУЛЛИНА,
специально для «Новой»

Премьера «Пиковой дамы» в Большом театре глазами музыкального критика

«Пиковая дама» в постановке Льва Додина — спектакль про Германа, вопреки либретто, пациента психушки с первых тактов интродукции. Не так и у Пушкина, к которому режиссер стремился приблизить спектакль. Только последние строки повести сообщают о том, что «Герман сидит в Обуховской больнице». Как он до такого дошел, постановщику не интересно. Констатируется факт, ставится беспристрастный диагноз — все происходящее разыгрывается в больном воображении. И в этой беспристрастности Лев Додин противоречит музыке Чайковского, музыке искренних переживаний и глубоких трагических прозрений. Дирижер Михаил Юровский, согласно режиссерской концепции, как мог, приглушил эмоции. Оркестр играет Чайковского суховато и сдержанно. Сглажены контрасты, порой затянуты взволнованные темпы. Снят пафос, уменьшен масштаб звучаний. Жуткого трепета меньше даже в знаменитой теме страха из четвертой картины, где Герман выпытывает у Графини тайну трех карт. Сомнения: «А если тайны нет? И это всего лишь бред моей больной души?» — развеяны. Ответ однозначен. Всё — бред. На мистику и романтические фантазии режиссер смотрит трезвым взглядом ученого-эксперта.

Читайте далее http://www.novayagazeta.ru/arts/67549.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 410
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Садовник своего ада

Марина Токарева

...Как известно, специалист подобен флюсу, и в опере Додин — не «специалист». Это освобождает. Можно обдуманную статику мизансцен, намеренно неспешную пластику главных персонажей сочетать с подробной и разнообразной жизнью «хора». Можно перевернуть ход вещей в сюжете. Можно поставить драматические ударения в главных рифмах характеров и музыки. И главное — пропустить через оперу ток трагедии.

Читайте полностью http://www.novayagazeta.ru/arts/67548.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Что наша жизнь? Болезнь


Светлана НАБОРЩИКОВА

 
Год Чайковского Большой театр открыл премьерой «Пиковой дамы» в постановке Льва Додина. Известная за рубежом совместная продукция Парижской национальной оперы, Нидерландской оперы и фестиваля «Флорентийский музыкальный май» в России ставится впервые.

Далее:


Культура. 05.03.2015

http://portal-kultura.ru/articles/opera/89627-chto-nasha-zhizn-bolezn/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 410
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Три Карты», две «Хованщины» и один «Вампир»

Александр Журбин

Здесь собраны разрозненные впечатления от увиденных за последние месяцы оперных спектаклей. Конечно не всех - я хожу в оперу часто, и далеко не каждый раз мне хочется об этом написать.

Но бывает так, что спектакль, увиденный только что, выволакивает из памяти что-то виденное ранее, и все связывается в связную связку.

( каламбур не случаен!)

 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

http://snob.ru/profile/28646/blog/89010
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 410
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
“Пиковая дама” в Большом, или из сумасшедшего дома с любовью

BY TANYAMELAMORI

“Пиковая Дама” – одна из моих самых любимых опер, и когда я узнала, что дата премьеры в Большом совпадает с моей поездкой в Москву, то подняла на уши всех друзей, знакомых и знакомых знакомых, чтобы найти-таки билет. Купить его на неофициальных сайтах предлагали за 80 000 рублей и выше, поэтому я уже было совсем опустила руки, как внезапно выяснилось в ночь перед оперой, что одному из коллег срочно нужно продать один билет в партер за смешные деньги… И вот я на премьере :)

Читайте далее http://tanyamelamori.com/2015/03/07/queenofspades/
Che mai sento!

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
Тантрис, Вы слышите... 80 тыс., а Вы мне про 22-25 тыс. весь "мозг вынесли", ещё во лжи уличили... грех Вам.