Автор Тема: Варвара Дмитриевна Гагарина (1904-1990), контральто Большого театра  (Прочитано 2929 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 886
    • Русское исполнительское наследие на CD
К 110-летию В.Д. Гагариной вышла свежая статья про неё - а значит есть повод открыть отдельную тему.


Соло Варвары Гагариной

К 110-летию со дня рождения выдающейся русской певицы



Варвара Гагарина – певица, обладательница великолепного контральто грудного бархатистого тембра, заслуженная артистка РСФСР, солистка Государственного академического Большого театра СССР с 1936 по 1960 год – родилась в Иркутске в большой семье священника. В дружной семье Дмитрия Николаевича и Ольги Павловны Гагариных было 10 детей, самой младшей была Варя

В семье Гагариных не было профессиональных музыкантов, но петь любили и умели все, и будущая певица уже в раннем детстве в домашней обстановке сроднилась с песней. По окончании средней школы 2-й ступени Варя поступила в Иркутский государственный музыкальный техникум и училась по двум отделениям – педагогическому и вокальному, окончив первое в 1927-м, и второе – в 1929-м.

«В Иркутске в 20–30-е годы много было хороших музыкантов, отличных педагогов по музыкальным дисциплинам, – вспоминала Варвара Гагарина, – они старались нам, ученикам, передать свои знания, привить культуру, развить музыкальный вкус, научить глубоко, серьёзно относиться к искусству».

Большую роль в формировании творческого облика Гагариной в годы учёбы сыграли так называемые «музыкальные пятницы», возникшие по инициативе Иркутского университета и организованные педагогом Иркутского музыкального техникума Городецкой и лектором-музыковедом, музыкальным критиком  Поповым. Основной формой «пятниц» была лекция-концерт. Они проходили в актовом зале педагогического факультета (ул. Желябова, 2) со строгой периодичностью два раза в месяц на протяжении 10 лет (1922–1932 гг.), а с 1927 года  стали транслироваться по иркутскому радио. Сюда собиралось большое количество слушателей, а педагоги и учащиеся музыкального техникума выступали перед ними с лекциями и обширными концертными программами. Варя Гагарина была неизменной участницей «музыкальных пятниц».

В 1930 году Варвара уезжает в Москву и поступает в Московскую консерваторию. Вместе с товарищами по учёбе она много времени посвящает организации самодеятельных коллективов. Занимаясь в классе профессора Туровской, Гагарина по конкурсу проходит в хор Большого театра, поёт там, постепенно получая небольшие сольные партии.

Варвара Гагарина вспоминала начало своей работы в Большом театре: «…Работала много. Никогда не просила ролей, их мне давало руководство. В общем, могу смело сказать, что жилось мне в театре хорошо. Были, конечно, неудачи, но у кого их не бывало? Вначале пела маленькие партии, такие как Кэт из «Чио-Чио-Сан» и т.п.».

Начало творческой деятельности Гагариной на сцене Большого театра совпало с гастролями в нём крупного немецкого дирижёра Фрица Штидри, под управлением которого в 1936 году ставилась «Свадьба Фигаро» Моцарта. Партия Керубино, чаще поручаемая сопрано, оказалась нелёгкой для Варвары Дмитриевны. Но благодаря плодо-творным занятиям с Штидри и режиссёром Зоном она преодолела трудности и стала основной исполнительницей партии маленького пажа в этой постановке оперы.

Вскоре на спектакле «Иван Сусанин» дирижёр Самосуд заметил молодую дублёршу, успешно заменившую певицу, исполнявшую партию Вани. Это была Гагарина, с тех пор она стала основной исполнительницей этой партии. Приведём отзыв народного артиста СССР Ханаева о работе Гагариной, участвовавшей в 1940 году в смотре оперной молодёжи: «В «Иване Сусанине» хорошо играла и пела Гагарина, работающая в нашем театре четыре года. Московский зритель уже знает её по интересному исполнению партии Ольги в «Евгении Онегине», Весны в «Снегурочке», Зибеля в «Фаусте» и т.д. Её новая роль, показанная на смотре молодых, – большая удача. Ваня Гагариной полон обаяния молодости и сценической правды. Отличные вокальные данные сочетаются у молодой артистки с незаурядным сценическим дарованием…».


Кончаковна

С 1936 по 1960 год Варвара Гагарина – солистка Большого театра, где исполняет ведущие партии контральтового и меццо-сопранового репертуара. Оперные образы, созданные Варварой Дмитриевной, выразительны и запоминаются благодаря гармоничному сочетанию прекрасного голоса с яркой красотою лица и всей статью фигуры. Пела она прекрасно, отличалась высокой музыкальностью, культурой и дисциплиной в ведении своей партии. С возрастом голос певицы приобрёл красивый тембр глубокого контральто.

За годы своей сценической деятельности Варвара Гагарина спела множество партий, в том числе такие, как Княгиня («Русалка» Даргомыжского), Полина («Пиковая дама» Чайковского), Ваня («Иван Сусанин» Глинки), Ратмир («Руслан и Людмила» Глинки), Фёдор («Борис Годунов» Мусоргского), Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта), Кончаковна («Князь Игорь» Бородина), Ольга («Евгений Онегин» Чайковского)…

Любила Гагарина и камерное пение, часто выступала в концертах, исполняя романсы Чайковского, Римского-Корсакова, Шуберта, песни советских композиторов. Концерты с её участием почти всегда знаменовали какое-либо значительное событие в музыкальной или общественной жизни. Такие, например, как авторские вечера композиторов Глиэра, Дунаевского или концерты, посвящённые Прокофьеву, VI фестивалю молодёжи и студентов «За мир и дружбу», а также программные концерты с симфоническим оркестром. Каждое появление заслуженной артистки РСФСР Варвары Гагариной на концертной эстраде сопровождалось таким же успехом, как и выступления на оперной сцене.

Замуж Варвара Дмитриевна вышла в 1931 году, когда была студенткой консерватории. Муж Константин окончил музыкальный техникум, также был певцом, пел в военном ансамбле, позднее исполнял должность инспектора хора. Первое время молодым жить было негде, стипендии небольшие, трудностей было предостаточно. Детей у них не было (с 1941 года воспитывали племянника Виталия), жили очень дружно. Умерла Варвара Дмитриевна в Москве 8 июля 1990-го на 86-м году жизни.

Записей голоса Гагариной сохранилось очень мало. В Гостелерадиофонде находятся записи опер Даргомыжского «Русалка», Мусоргского «Борис Годунов», Гаджибекова «Лейли и Меджнун», Жуковского «От всего сердца» с участием Гагариной. Записаны «Баркарола» Оффенбаха, исполненная с другой иркутянкой, Казанцевой, две песни Дунаевского – «Воспоминание» и «Звёзды милой Родины». К сожалению, сохранившиеся на пластинках и плёнках записи не отражают в полной мере подлинной красоты голоса нашей выдающейся землячки.

В 1982 году в издательстве «Советский композитор» выходит в свет сборник «Из прошлого советской музыкальной культуры», в который вошла статья Ирины Харкеевич «Из истории музыкальной жизни г. Иркутска первых лет советской власти». Гагарина пишет своей подруге Вере Матвеевой: «…Не могу найти слов, чтобы выразить свою благодарность Ирине Юрьевне за её чудесный труд, так тепло написано о нашем родном городе, о наших замечательных, скромных, высокообразованных людях, которые, не жалея времени, здоровье и силы отдавали нам для того, чтобы их знания, любовь к искусству воспитывали людей, нашу иркутскую молодёжь и в дальнейшем передавались бы из поколения в поколение».

К сожалению, неизвестно, пришлось ли Варваре Дмитриевне увидеть монографию Ирины Харкеевич «Музыкальная культура Иркутска», вышедшую в свет в 1987 году в издательстве Иркутского университета. В ней автор исследует вопросы музыкального образования, музыкально-общественной, музыкально-театральной, концертной жизни города за полтора столетия, воссоздаёт биографии выдающихся музыкальных деятелей Иркутска, отдаёт должное творчеству замечательной русской певицы Варвары Гагариной.
Сергей МЕДВЕДЕВ
http://www.vsp.ru/culture/2014/12/02/549236
(благодарю уважаемую Papataci за присланную ссылку!)

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 886
    • Русское исполнительское наследие на CD


Несколько записей:

Ария Княгини (А. Даргомыжский "Русалка", 3 д.)
http://www.youtube.com/watch?v=-5MXFOEDkjI

Две записи с авторского концерта И.О. Дунаевского в КЗЧ (апрель 1954 г.)

Воспоминание
http://sovmusic.ru/download.php?fname=vospomi5
Звёзды
http://sovmusic.ru/download.php?fname=zvyozdi1

Романс Зои (В. Юровский, из кинофильма "Новая Москва")
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=16535&sessionid=tacg97a0v9kf9knag7pan2kpm1

Баркарола из "Сказок Гофмана" (с Н. Казанцевой)
http://www.youtube.com/watch?v=oeFOmnwP29I

Фрагменты из оперы "Красная шапочка" (М. Раухвергер)
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=18113&sessionid=tacg97a0v9kf9knag7pan2kpm1
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=18115&sessionid=tacg97a0v9kf9knag7pan2kpm1
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=18116&sessionid=tacg97a0v9kf9knag7pan2kpm1
« Последнее редактирование: Декабрь 02, 2014, 13:31:00 от Максим »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 886
    • Русское исполнительское наследие на CD
К перечисленным в вышеприведённой статье записям В.Д. Гагариной следует добавить партии Дуняши в "Царской невесте", Кончаковны в "Князе Игоре", "Реквием" Моцарта, сцену из "Сказки о царе Салтане". Насчёт полных записей "Бориса" и "Лейлы и Меджнун" - не могу подтвердить. Есть "живая" сцена в тереме, которую мы выпускали на диске Пирогова (http://aquarius-classic.ru/album?aid=71&tid=9) и есть ария Лейлы. По некоторым сведениям, должна быть ещё ария Ратмира, которая, якобы, выходила на какой-то учебной пластинке для музыкальных школ, но она пока ещё не встретилась.

Оффлайн Eugen B

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 588
а что за Князь Игорь? спс

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 886
    • Русское исполнительское наследие на CD
а что за Князь Игорь? спс

Живой, 1956 г., дир. М.Н. Жуков, в партии Игоря - Душан Попович (сербский баритон).

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Послушал Гагарину.
Замечательный голос, прекрасный природный материал.
Конечно, сказывается влияние унаследованной русской дореволюционной ещё вокальной школы - это прослеживается в специфике интонирования, в особенностях взятия высоких нот, в дикции и т.д. Тембр в целом светлый, низы не слишком мощные - конечно, больше контральтовые, нежели меццовые. Чем-то напоминает Легостаеву и других певиц той эпохи. Заметно, что это следствие не только полученной школы, но и, прежде всего, отбора человеческого материала. Вот такой вокальный стандарт был в те времена.
Да, любопытная страничка истории отечественного оперного театра.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Konstantin K.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 224
Похоже на полную запись Красной Шапочки (или монтаж), изданную на пластинках 78 об.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 886
    • Русское исполнительское наследие на CD
Похоже на полную запись Красной Шапочки (или монтаж), изданную на пластинках 78 об.

Да нет, увы..

Оффлайн Konstantin K.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 224
Достаточно развернутый набор фрагментов! Интересно, из каких номеров состоял полный комплект?

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 886
    • Русское исполнительское наследие на CD
Ещё вот:
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=18114&sessionid=tacg97a0v9kf9knag7pan2kpm1#nav

Других, вроде, больше нет.

Одна пластинка - с оркестром, другая - с фортепиано. Вряд ли это часть одного монтажа. 

Оффлайн Konstantin K.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 224
Так сказать, selection.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 886
    • Русское исполнительское наследие на CD
Тогда была специальная программа по выпуску детских пластинок с участием академических певцов. Подобным же образом были, например, записаны фрагменты из балета Д. Клебанова "Аистёнок". Колыбельную из этого балета записал С. М. Хромченко (http://www.youtube.com/watch?v=Zmpvt0TCsOE).
« Последнее редактирование: Декабрь 14, 2014, 01:29:49 от Максим »

Оффлайн Konstantin K.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 224
Да, причем академические певцы писали детские песни еще долго! Первые записи Т. Милашкиной (изданные еще на пластинках на 78 об.) - детские песни. Много из этого репертуара записала ее педагог - Е. Катульская (по большей части - Ц. Кюи). Детские песни есть и в дискографии М. Максаковой. К сожалению, их не найти, а ведь там был и Р. Шуман (из Альбома для юношества)!