Автор Тема: Россию лишают полноценного музыкального образования  (Прочитано 17426 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 870

Открытое письмо руководителю Дирекции образовательных программ Калачиковой Екатерине Андреевне от концертмейстера одной из московских ДМШ Натальи Бутенко


Уважаемая Екатерина Андреевна!

Внимательно просмотрела Ваше видеообращение на Ютубе в отношении развития детских музыкальных школ и школ искусств.

И позволю себе категорически не согласиться с Вами.

Возможно, я буду одной из очень немногих, кто позволит себе возразить Вам, человеку, поставленному руководить нами и процессом начального музыкального образования. Но то, о чем Вы говорите в видеозаписи, а также то, что происходит последнее время в сфере дополнительного образования в области культуры и искусства, заставляет меня написать это письмо. Я больше не могу молчать.

Я за правду.

А правда заключается прежде всего в том, что Вы позволили себе выставить это Ваше видеообращение во всеобщий доступ в интернете. И это обращение уже гуляет по соц.сетям.

И его содержание никак не совпадает с мнением абсолютного большинства моих коллег, и меньше всего мы хотим, чтобы непосвященный читатель/зритель считал, что мы разделяем Ваше мнение относительно развития детских школ искусств.

Чтобы Вы понимали, что я не последний человек в музыкальном образовании, расскажу коротко о себе.

Я закончила ГМПИ имени Ипполитова-Иванова по классу Фортепиано, несколько лет работала там же и в ГКА имени Маймонида преподавателем и концертмейстером и в силу семейных обстоятельств вынуждена была «спуститься в низы» и продолжить свою карьеру в детской музыкальной школе, где работаю по сей день. Я концертмейстер высшей категории и совмещаю эту деятельность с концертной и педагогической практикой.

Я являюсь той средней возрастной прослойкой, которая действительно была утеряна — видимо, Вы именно мое поколение считаете перекупленным в Японию и Китай. К счастью, это не так. Я из того поколения, которое заканчивало своё образование в самые тяжёлые годы для нашего государства, для его экономики и положения на мировой арене, и не все мои однокурсники смогли выдержать нищету и безденежье, которые выпали на долю молодых специалистов. Я из поколения, почти полностью утраченного для классической музыки, для передачи опыта обучения классической музыки. Да, сейчас в музыкальные школы приходят новые силы, новые педагоги и концертмейстеры — но делается это с таким огромным трудом, опять же, благодаря политике УМЦ РОСКИ, что старым, неизбежно уходящим на пенсию педагогам некому будет однажды передать свой опыт. Но это уже отдельная тема.

Я начинала учиться как раз тогда, когда, как Вы выразились, государство существовало в парадигме классической музыки. И то, что я наблюдаю сейчас, заставляет меня усомниться в том, что наши культурные руководители, в том числе Вы, выбрали правильный путь развития классического музыкального образования.

Музыка действительно всегда окружала человека; до появления средств звукозаписи человек сам творил её: сам создавал, сам воспроизводил — что говорит о том, что без музыки жизнь человека пуста и никчемна. Веками накопленное музыкальное богатство Европейской цивилизации пережило всё: и смены режимов, и стремительное техническое развитие, и финансовые кризисы и войны. Классическая музыка по-прежнему востребована обществом.

И мы, российские музыканты и педагоги, все еще держим высочайшую планку в музыкальном образовании во всем мире. Российские педагоги действительно очень востребованы на Западе. Но, должна заметить, они не перекуплены Японией и Китаем — как Вы упомянули; они, конечно, ездят на заработки в Европу, но неизменно возвращаются и работают здесь, в России, стремясь сохранить то, что передали им их педагоги, и бережно, в полном объеме, передать своим ученикам.

В Вашем обращении я, прежде всего, услышала желание с помощью силовых средств, путем создания новых систем, заставить нас сдать свои позиции на мировой музыкальной арене, якобы поддавшись веяниями общества.

Поэтому я хочу аргументированно возразить Вам на каждое Ваше утверждение. По пунктам. 10 причин ответить Вам.
1. Хочу Вам в первую очередь сказать, что музыкальные школы, которые создавались в советское время, НЕ подразумевали поголовное воспитание профессиональных музыкантов. Они создавались на базе веками выверенных направлений в классическом музыкальном образовании, что подразумевает всестороннее изучение предмета, включающее в себя теорию (сольфеджио и музыкальную литературу), совместное музицирование, индивидуальные занятия и как итог представление своих достижений на выступлениях.

2. Возможно, когда Вы записывали видеообращение, Вами не были приняты во внимание многие события и факты из истории, в том числе и недавней. Поэтому, не желая усомниться в Ваших знаниях, хочу напомнить Вам в ответ на Ваши утверждения о том, что высшее руководство страны каждый вечер находилось в Большом театре… — оно там НЕ находилось каждый вечер! Оно находилось там тогда, когда требовалось продемонстрировать руководителям других держав наш — опять же! — высочайший профессионализм в области культуры и искусств.

3. Вы утверждаете, что все медиа были заточены под классическую музыку — отнюдь! Приняв во внимание то обстоятельство, что до примерно 1985 года на радио и телевидении существовало всего по три канала вещания, каждый из этих каналов при этом имел абсолютно равное наполнение как классической музыкой, так и современной эстрадной, а также в программы вещания этих каналов включались чтения стихов, романов и показ спектаклей — наряду с развлекательными и спортивными передачами. То есть, досуг человека, потребляющего медийные продукты, был в равной степени наполнен всеми видами культурной деятельности.


4. Пять с половиной тысяч музыкальных школ в России в настоящий момент — это прекрасно! Это не дает нашим детям получать «уличное» воспитание. Дети заняты развитием в одной из самых высоких сфер, которые может предоставить им современная цивилизация — в искусстве, в частности, в музыке. И было бы ещё лучше, если бы все-таки эта цифра выросла до упомянутой Вами — до 8 тысяч! Глядишь — и преступность бы, например, снизилась…

5. Относительно ярких моментов Великой Отечественной войны, переживаемых, по Вашим словам, под музыку 7-й симфонии Д. Шостаковича… В блокадном Ленинграде, несмотря ни на что, действительно звучала музыка — как и во всей стране. Но звучал не только Шостакович. В Ленинграде масса музыкантов, в том числе приехавших по Дороге жизни, давали концерты классической музыки, включавшие не только вышеназванное произведение. Интересный факт, о котором Вы, похоже, не знаете, и о котором я Вам напомню: Симфонический оркестр Ленинградского радио в начале блокады (до написания 7 симфонии) специально для слушателей в Англии (!) давал концерт по радио, начинавшийся в 24 часа по времени Ленинграда. А после в полном составе отправился на дежурство на крышах домов — сбрасывать зажигательные бомбы. А оперный театр имени Кирова продолжал ставить классические оперы, несмотря на повреждения здания самого театра. И люди, полуголодные, измученные, ходили слушать и смотреть эти оперы!

Вот она, высокая планка классического музыкального образования! Это не только ориентированность на всестороннее и профессиональное изучение музыки, но и привитая людям высокая культура и ответственность перед своими близкими, перед Отечеством.

6. Вы противопоставили «эпохальные» события в блокадном Ленинграде «эпохальным» событиям в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года и их музыкальное наполнение. Хочу сказать Вам, что события 11 сентября в Нью-Йорке озвучивались в первую очередь классической музыкой, не только созданной несколькими столетиями раньше, но и написанной композиторами Голливуда, чьи произведения созданы именно в классическом ключе и уже вошедшие в мировую музыкальную культуру как образцы истинно классической музыки. Приведу пример ещё одного «эпохального» события: похороны президента Польши Л. Качиньского в 2010 году происходили под звуки Реквиема В. А. Моцарта.

7. Государство, выделяя средства на классическое музыкальное образование, делает долгосрочные вложения в общую культуру своих граждан. Дина Кирнарская, проректор РАМ имени Гнесиных, написавшая о 10 причинах, чтобы отдать ребенка учиться в музыкальную школу, во-первых, подразумевала, что родители приведут своего ребенка именно в, как Вы считаете, старорежимную ДМШ или ДШИ, где существует устоявшаяся система классического образования, а во-вторых, она проводила психологические исследования, которые однозначно показали, что ребенок, занимающийся классической музыкой (подразумевалась опять же устоявшаяся система музыкального образования), значительно опережает в своем развитии сверстников, которым музыка по тем или иным причинам оказалась недоступна. А технические ВУЗы прибавляют по два балла при поступлении тем абитуриентам, которые предоставляют дипломы школ искусств.

Это называется «Креативная экономика» — то, что сейчас активно развивается во многих странах, в том числе упомянутых Вами Японии и Китае. То, что сделало эти державы передовыми.

8. «Теперь же всё поменялось», — говорите Вы.

А ЧТО именно поменялось? И где поменялось? Наполняемость медиа, о которых вы упоминаете? Так оно целиком и полностью зависит в том числе и от Вас, и от тех структур, в которых Вы работаете. Если к примеру убрать из вещания одного из центральных каналов некие конкурсы сомнительного содержания, в которых хаотично перемешаны все виды искусства разом, и транслировать тот же конкурс «Щелкунчик» или «Большую оперу» или «Большой балет», или в прайм-тайм Первого канала транслировать не безобразные ток-шоу, а, например, оперу «Манон» с Анной Нетребко или театральные постановки и передачи на исторические темы и таким образом подавать обществу информацию совершенно иного качества, то, уверяю Вас, интерес к классическому образованию возрастет в несколько раз, а культурный уровень людей вырастет многократно. В том, что в медиа царит полная безвкусица, есть и Ваша вина. И Вы, к сожалению, пытаетесь нам объяснить, что падение культуры, а следовательно и нравов — это неизбежный путь развития цивилизации.

9. Да, мы закрылись в «состоянии сохранения». Потому что мы, педагоги и концертмейстеры музыкальных школ, понимаем, что мы — последний оплот культуры в этом обществе, в самой его основе. Мы пытаемся расчистить засоренное современным низкопробным ширпотребом «от искусства» сознание детей и их родителей, пытаясь наполнить классической музыкой их быт и передать им те знания, которые благодаря Вашим в том числе усилиям и пропаганде грозят стать жалкими остатками. Наша «неповоротливось системы» — это как раз сопротивление насаждению ложных ценностей и идей, которые стали основными для развития — а по сути деградации — общества. И — да, мы нашли смысл своего существования в том числе и в сохранении тех ценностей, которые устоялись веками, которые были определяющими в развитии европейской цивилизации, которые привели нас к данному моменту — и которые теперь целенаправленно и методично разрушаются.

И, вопреки Вашему мнению, эта система не исчезнет — если только соответствующие структуры, во главе одной из которых стоите Вы, не разрушат ее. У человека всегда была потребность в музыке, в чистой, классической музыке — не в «попсе», даб-степе, рэпе, панке, роке и т. д. Это все то, что называется субкультура. Опять же, повторюсь, «запрос от общества на совершенно другие форматы» формируется в том числе Вами.

10. Вы говорите про «кризис смыслов». А кто этот кризис создал? Не тот ли, кто продвигает на первые строчки и первые планы «кумиров», которые только и умеют, что спеть песенки в две ноты и постить в инстраграммах селфи с маникюрами и всякими накладными частями?.. И откуда вообще взялся этот кризис? Не от того ли, что наша жизнь полна противоречий на духовном уровне, где идет борьба за умы и души людей? Где порождения нынешней Западной культуры пытаются сломать наши устоявшиеся принципы и правила? Сломанная система общего среднего образования уже показала нам все свои негативные стороны — не дайте же и в области искусства, в чём мы пока впереди планеты всей, провести разрушительные мероприятия!

Телега едет туда, куда возничий направит свою лошадь. По дороге или с обрыва. Возведите в первую степень именно академическое образование в области искусства на всех уровнях, сделайте это мейнстримом — это же в Ваших силах! Падение уровня культуры уже наблюдается во всех слоях общества, мы, преподаватели музыкальных школ, наблюдаем это прогрессирующее с удручающей скоростью явление во всей красе! Примеров множество, но речь сейчас не о них. Они — итог. Они — прекрасное подтверждение того, как разрушается понятие культуры и воспитания. По-настоящему образованный человек образован прежде всего в области искусства. Музыкальные школы в своем «сохранном» виде ещё пока способны дать подрастающим поколениям тот минимальный уровень знаний и культуры, который обществу необходим для того, чтобы оставаться гуманным, патриотичным. Убирая до минимума классическое начальное музыкальное образование, Вы убираете из общества человечность и высокие интересы и идеалы.

Вы твёрдо убеждены в необходимых переменах — тогда Ваши убеждения должны быть на чем-то основаны: на документах, материалах, исследованиях. У Вас есть статистические данные, опросы населения, заказанные, например, ВЦИОМ и независимым организациям, о том, что классическое музыкальное образование должно быть пересмотрено и урезано?

После просмотра Вашего обращения создаётся твёрдое убеждение в том, что Вы пришли не создавать что-то новое, а разрушать старое, что было создано до Вас людьми и обществами высочайшего уровня культуры. При этом Вы не имеете ни опыта, ни обоснованной продуманной программы для создания чего-то нового. Надеюсь, что когда Вы всё же захотите её создать и представить, Вы учтёте хотя бы следующий момент: абсолютно все, кто сегодня пишет музыку для «звёзд» поп-эстрады и прочих субкультурных порождений, чьё «творчество» жёстко ротируется на всех топовых радио и тв-каналах, имеют КЛАССИЧЕСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ музыкальное образование. В том числе полученное в «сохраняющих себя» музыкальных школах у «перекупленных» педагогов.

Пересмотрите свои взгляды! Сохраните уникальность нашего начального музыкального образования — это в Ваших силах! И тогда Вас запомнят не по этому видеообращению, а по совсем другим, благим, правильным и благородным делам!

С уважением, Наталья Бутенко

https://www.classicalmusicnews.ru/articles/