Автор Тема: Фестиваль камерной музыки "Возвращение" (Москва)  (Прочитано 11867 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 135
Фестиваль камерной музыки "Возвращение"
7 ч. ·
Итак, начинаем публиковать программу. 8 января, Малый зал Консерватории - программа "Дилетанты".

Ричард I Львиное Сердце
Святой Лев IX, Папа Римский
Тибо IV Шампанский
Чарльз Айвз
Георгий Катуар
Эрнест Шоссон
Александр Грибоедов
Александр Бородин
Чарльз Спенсер Чаплин
Джачинто Шельси

Билеты: http://www.mosconsv.ru/ru/bilet.aspx?id=158907

помочь фестивалю: https://planeta.ru/campaigns/96111

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 135
Фестиваль камерной музыки "Возвращение"
6 ч. ·
продолжаем публиковать программу фестиваля

10 января 2019 г.

Ремейки

Иоганн Себастьян Бах – Сергей Рахманинов
Игорь Стравинский
Джоаккино Россини – Бенджамин Бриттен
Франц Шуберт – Ференц Лист
Карло Джезуальдо ди Веноза - Сальваторе Шаррино
Генри Перселл – Оливер Нассен
Джордж Бенджамин
Колин Мэтьюс
Вольфганг Амадей Моцарт – Эдвард Григ
Леонид Десятников

билеты: http://www.mosconsv.ru/ru/bilet.aspx?id=158908

сбор средств на проведение фестиваля https://planeta.ru/campaigns/96111

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 135
12
ЯНВАРЯ
СУББОТА
МАЛЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
1900
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА

«Нео»
 
цена билета 300 - 1500

XXII фестиваль камерной музыки «Возвращение»
Борис Абрамов (скрипка)
Борис Андрианов (виолончель)
Мария Алиханова (флейта)
Борис Бровцын (скрипка)
Дмитрий Булгаков (гобой)
Дмитрий Бурцев (аккордеон)
Илья Гофман (альт)
Андрей Гугнин (фортепиано)
Александр Демиденко (тромбон)
Антон Дресслер (кларнет)
Дора Кокаш (виолончель)
Елизавета Миллер (клавесин)
Роман Минц (скрипка)
Валерий Попов (фагот)
Айлен Притчин (скрипка)
Антон Прищепа (кларнет, бас-кларнет)
Михаил Рудой (альт)
Максим Рысанов (альт, дирижёр)
Арсений Самсонов (валторна)
Кирилл Солдатов (труба)
Павел Стёпин (контрабас)
Евгений Тонха (виолончель)
Вадим Холоденко (фортепиано)
Евгений Яковлев (флейта)
 
В программе:
Брайан Фернихоу
Вольфганг Рим
Богуслав Мартину
Астор Пьяццолла
Марьян Мозетич
Золтан Кодай
Пауль Хиндемит

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 142
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Дмитрий Булгаков: "Камерная музыка подразумевает близость публики и исполнителя"

Светлана Остужева

8 января в Малом зале Московской консерватории стартует XXII фестиваль камерной музыки «Возвращение». Фестиваль, обросший легендами. Фестиваль, которого с нетерпением ждут целый год и публика, и сами исполнители, а потом начинают всем миром собирать деньги на проведение следующего. В преддверии открытия Светлана ОСТУЖЕВА поговорила с одним из «отцов-основателей» «Возвращения» гобоистом Дмитрием БУЛГАКОВЫМ о цене независимости и жизни в соцсетях.

http://www.ng.ru/culture/2018-12-23/100_bulgakov231218.html
Che mai sento!

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 135
Подробная программа фестиваля


Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 135
Роман Минц: “Я дружу вне зависимости от количества денег”

С 8 по 14 января 2019 в Малом зале Консерватории пройдет фестиваль “Возвращение” – серия из четырех эксклюзивных концертов, которая стала неотъемлемой частью новогодних праздников московских меломанов.
Число участников каждый год растет, но особая, по-домашнему теплая атмосфера сохраняется, ведь “Возвращение” начиналось как фестиваль друзей, вернувшихся на новогодние каникулы домой.

Теперь многие из них – звезды европейского масштаба, некоторых в России можно услышать только в эти январские вечера. Но, кроме приятных встреч, публика здесь всегда может рассчитывать на неожиданные ансамблевые комбинации и интересные репертуарные ходы.

О том, что нас ждет на грядущем XXII “Возвращении” рассказал один из руководителей фестиваля – скрипач Роман Минц.

— В Москве становится все больше фестивалей и концертных площадок. Чувствуете растущую конкуренцию?

— Нет, они же не проходят все одновременно. Кроме того, наш фестиваль имеет собственное лицо. Многие участники “Возвращения” выступают вне его рамок, но именно тут есть возможность взглянуть на них под другим углом. Вряд ли в иной ситуации можно услышать в исполнении Вадима Холоденко “Амурские волны”, вальсы Грибоедова или “Прощание” Шельси, о существовании которого он, может быть, никогда и не узнал, если бы я не предложил его сыграть.

— Ваши программы часто строятся вокруг литературной или исторической идеи. В этом году все темы – “Дилетанты”, “Ремейки”, “Нео” – скорее размышления о чисто музыкальных аспектах, о стиле, технике.

— У нас не бывает брейнсторма: а давай в этом году будем делать литературоцентричные программы. Нет, так получилось. Ремейки – давняя идея, я хотел ремейки песен делать. Потом мысль пошла дальше, ведь ремейки постоянно создавались. И речь идет не о транскрипциях, а именно о ремейках, которые значительно меняют оригинал, иногда до такой степени, что получается новое сочинение. Таких сочинений оказалось много, этот концерт будет самым длинным.

— Вы начинаете программу “Ремейки” с трех советских песен в версии Леонида Десятникова – хитового номера, которым, по идее концерт надо заканчивать.

— Да, так было бы очевиднее. Но мы начинаем с Десятникова, а закончим “Россини-сюитой” Бриттена – это саундтрек к мультику, такая сказка с неожиданной развязкой, в которую вмонтирована реклама банка, заказавшего фильм.

— Довольно неожиданно выглядит в программе “Нео” имя Брайана Фернихоу.

— Это новая сложность. После послевоенного авангарда, новой простоты и минимализма появилась новая сложность. Особенность этого направления в том, что сложность для исполнения является одной из примет стиля. Это настолько сложно играть, что сам (более или менее успешный) процесс преодоления сложностей выливается в ту или иную интерпретацию.

— Где вы находите сочинения таких неизвестных авторов, как, например, Марьян Мозетич или Фриц Фольбах?

— Кому-то они незнакомые, а кому-то знакомые. Несколько лет назад я записал скрипичный концерт Мозетича, в Канаде он известный композитор. Потом на эту запись ставили балет в Нью-Йорке, в Гонконге. Поскольку нам нужен был кто-то из неоромантиков, я поискал среди его сочинений и нашел подходящую вещь. А Фольбаха нашел Дима (гобоист Дмитрий Булгаков, соруководитель фестиваля – прим. “РГ”), когда просматривал варианты ансамблей духовых с фортепиано.

— Сколько времени обычно уходит на подбор и поиск сочинений?

— Когда-то это занимало гораздо больше времени, приходилось даже ходить в библиотеку (смеется). Сейчас все гораздо проще, есть много электронных ресурсов. То, что раньше надо было делать год-полгода, сейчас можно сделать за пару месяцев.

— Как в программу “Дилетанты” попал Джачинто Шельси, которого мы уже привыкли считать одной из крупнейших фигур в музыке ХХ века?

— Странно, обычно все спрашивают про Катуара. Катуар был из очень богатой промышленной семьи, не имел систематического музыкального образования, но писал музыку и иногда даже за ее издание сам платил. После революции 1917 года он пошел в консерваторию преподавать теорию. Поэтому когда он сочинял, то был как бы дилетантом (слово “дилетант” у нас в кавычках). А Шельси – просто дилетант. Он и не обучался, и не зарабатывал музыкой никогда – такой типичный музицирующий аристократ, только не XVIII, а ХХ века.

— Всегда интересно, кто из музыкантов что предложил для “Концерта по заявкам”.

— “Фантазию” Мартину с терменвоксом предложили мы с Димой, там и гобой, и скрипка. Второй квинтет Дворжака – Яша Кацнельсон. Шостаковича – Саша Кобрин. Он много лет прямо сверлил голову мне и Диме: хочу играть цикл “Из еврейской поэзии”. А мы не соглашались. Это очень известная вещь, с большой традицией исполнения, она требует большой вдумчивой работы и правильных солистов, и, кроме всего прочего, я не хотел делать еврейских программ, не понимал, как это подать. Но Саша очень настойчивый человек.

Холоденко сказал: давай сыграем “Камерную музыку” Хиндемита. В общем, мы подумали и решили попробовать. Хотели сыграть ее в последней программе, но в итоге это будет финал концерта “Нео”, тем более, что Макс Рысанов так любит дирижировать – в общем, все так сошлось.

— В фестивале снова будет участвовать ансамбль средневековой музыки Labyrinthus, который в программу прошлого года внес неожиданные краски. Вам понравилось?

— Главное, что у руководителя ансамбля Данила Рябчикова на любую тему, какую бы мы ни объявили, всегда есть предложения из большого корпуса средневековой музыки, которым он располагает. И играют они замечательно.

— Много в этом году новеньких среди участников?

— Много. Скрипач Айлен Притчин, флейтисты Евгений Яковлев и Зоя Вязовская, альтист Михаил Рудой, певица Алиса Тен, контрабасист Николай Горшков, Хор специальной музыкальной школы имени Гнесиных. Из Оксфорда приедет Лидия Кавина – она будет играть партию терменвокса в “Фантазии” Мартину.

— Каждого нового участника приводит кто-то из старых приводит за руку?

— Либо так, либо когда кто-то нужен, мы начинаем думать и приводим за руку. Обычно я привожу струнников, а Дима – духовиков.

Дмитрий Булгаков: “Камерная музыка подразумевает близость публики и исполнителя”



— У всей вашей фестивальной компании есть вполне определенный имидж: люди с отличным чувством юмора и ярко выраженным чувством иронии. Иногда кажется, что других вы и не берете.

— “Возвращение” – сугубо дружеская история. Поскольку чувство юмора для организаторов фестиваля является краеугольным камнем, круг друзей обуславливается и этим тоже. Но я понимаю, что самоирония для сцены – не самое лучшее качество. Многие известные музыканты ее лишены, потому что нельзя смеяться над собой, когда ты на полном серьезе что-то делаешь, например, говоришь о жизни и смерти. Есть те, кто умеет это отключать, они хорошие музыканты, есть те, кто не умеет. А есть те, у кого просто нет самоиронии, которые не шутят над собой, не понимают шуток в свой адрес, но при этом могут быть большими музыкантами.

— Вы уже пятый год проводите краудфандинговый сбор на “Планете”. Нынче он шел не слишком быстро, и вы обмолвились, что если не соберете миллион, это будет последний фестиваль. Вы действительно готовы расстаться с фестивалем, чтобы сохранить независимость?

— Вопрос надо формулировать иначе: готовы ли мы ради сохранения фестиваля продаваться? Люди, у которых есть деньги, иногда превратно понимают взаимоотношения с музыкантами: они думают, что что-то покупают, что имеют право на часть твоей души. С этой точки зрения краудфандинг для нас идеальная модель. На сайте четко написано, что, за какие деньги ты получаешь. Уметь дружить со спонсорами – это отдельное качество, которым не все обладают. Я вот не обладаю, потому что дружу вне зависимости от количества денег.

А “Планета” – не просто формальный сбор денег, он показывает, нужен ли фестиваль. 22 года назад нам было достаточно того, что это нужно нам. Сейчас другая ситуация: очень много усилий тратится на организацию, и мы хотим быть уверены, что это нужно кому-то еще.

Наталья Сурнина, “Российская газета”

https://www.classicalmusicnews.ru/interview/roman-minc-ja-druzhu-vne-zavisimosti-ot-kolichestva-deneg/

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 135
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
2019-01-09 02:12:00

"Возвращение-XXII": "Дилетанты" в МЗК: Айвз, Грибоедов, Катуар, Шельси, Бородин, Шоссон, Чаплин
Определение "дилетанты" кураторами предусмотрительно закавычено, хотя по отношению к авторам 10-12 веков, открывавшим первое отделение, оно, вероятно, применимо в любых смыслах и в максимальной степени, коль скоро один из них по основному роду занятий был королем Англии, другой Папой Римским, третий, правда, "всего лишь" королем Наварры... При этом старинная, особенно средневековая музыка - материя тонкая, это касается и исполнения, и восприятия, тут и слушателю как раз желательно быть профессионалом, специалистом, иначе недолго и приуныть, несмотря на все ее изысканное благозвучие. Впрочем, в трех вокальных номерах - "Поскольку речи пленного напор не свойствен" Ричарда Львиное Сердце (1193), "Святой Папа Григорий" Святого Папы Льва Девятого (1002-1054) и "Будь милостив, Господь, к моей судьбе" Тибо Четвертого Шампанского (1201-1253) - восхищала своим голосом Анастасия Бондарева, в Тибо колорита добавил крутивший ручку колесной лиры Роман Минц, ну отвечал (предполагаю) за весь "старинный" блок программы Данил Рябчиков как мастер и знаток, на цитоле аккомпанировавший певице в первом номере и опять-таки на колесной лире вместе с Минцем в третьем.

Шедевров и шлягеров от т.н. "дилетантов" ожидать как будто и не приходится, но самой популярной, общеизвестной, хрестоматийной музыкой на вечере безусловно оказались вальсы Грибоедова. С другой стороны, мелодии-то знакомые всякому, а в качестве концертных номеров и не вспомню, когда их исполняли - практикующему, концертирующему пианисту тут нечего играть, материал либо опять же для любителя, либо для ученика (я сам играл один из вальсов в музыкальной школе!). Что учел Вадим Холоденко, и по моим ощущениям не старался придать вальсам Грибоедова (как и "Амурским волнам" на предыдущем фестивале...) - симпатичным, мелодичным, но в самом же деле дилетантским, на уровне салонного музицирования - серьезности, весомости, содержательной значительности; наоборот, решил подчеркнуть своим исполнением простоту, ненавязчивость, "необязательность" и некоторую наивность музыки - как достоинство, ну или, по крайней мере, специфическую, уникальную ее черту. Получилось что-то феноменальное и уж точно неожиданное - вальс ми-минор настолько прочно ассоциируется с Грибоедовым и с "Горе от ума", что и в саундтреке к гениальному спектаклю Римаса Туминаса его на все лады использует (необычайно интересно, но с применением электроники, конечно; туда же включает и обработку "Черной шали" Верстовского, премьере которой Грибоедов аккомпанировал как пианист!) Фаустас Латенас, и Александр Маноцков в опере "Чаадский" им не пренебрегает - а чтоб вот так, в концерте взять и сыграть вальс - небывалый случай, и очень интересно вышло, и в "дилетантскую" концепцию двойной номер (вальсы ми минор и Ля-бемоль мажор) вписались безупречно!

Тогда как насчет Чарльза Айвза программному директору "Возвращения" Роману Минцу чаще всего приходилось "оправдываться" в фейсбучных комментариях, и то сказать: Айвз - дилетант? Да как же можно?! В буклете Татьяны Давыдовой "дилетантизм" Айвза раскрывается подробно - как он, не рассчитывая прожить доходами от композиторской деятельности и сознательно не желая халтурить, поработал четыре года органистом, а затем ушел в сферу страхования, где, между прочим, немало преуспел, стал даже чем-то вроде "коучера", бизнес-теоретика; а сочинять продолжал, подобно своему великому современнику Кафке, по ночам. В том же буклете приводится отличная цитата Геннадия Рождественского, которую хочется скопировать полностью, настолько ГН точен и в принципиальной оценке Айвза, его творчества, и в формулировке такой оценки:

"Как может композитор создавать произведения, заключающие в себе почти все "языковые" признаки музыки 20го столетия, задолго до того, как эти признаки появились в сочинениях других авторов, считающихся создателями этих признаков? Как может композитор, чья творческая деятельность носила явный характер хобби, претендовать на место одно из крупнейших композиторов 20го века? Это неправдоподобно..."

Largo для скрипки, кларнета и фортепиано (играли Борис Абрамов, Игорь Федоров и Ксения Башмет) датируется 1934 годом, но на самом деле это уже переработанная поздняя версия, а изначально дуэтная пьеса для скрипки и фортепиано, впоследствии ставшая частью скрипичной сонаты, создана в 1901 году - вот уж действительно, неправдоподобно! Помимо прочего, присутствие Айвза в программе "Дилетанты" подчеркивает не уничижительный, но как минимум амбивалентный, а может быть и вовсе комплиментарный характер употребления этого слова авторами программы: на мой личный вкус, при том что общая концепция над программой избыточно довлела, а конкретные произведения по большей части иллюстрировали ее умозрительный посыл, именно опус Айвза в ней был самым музыкально значимым, ну и сыграли его великолепно! Сравнительно редко Айвз попадает в "обычные" концертные программы, но каждое исполнение становится событием и сохраняется в памяти, как "Вопрос, оставшийся без ответа" сперва на фестивале РНО, потом у Курентзиса; "Центральный парк в темноте" - только что на юбилее "Студии новой музыки"; или другое трио Айвза на "Возвращении" четыре года назад в программе "Автоцитаты"; и не скажу уверенно за Бородина, а так, похоже, только Айвз из всех составивших программу композиторов появляется в репертуаре "Возвращения" не впервые, достаточно регулярно. Мало того, недавно в БЗК на юбилейном вечере "Студии новой музыки" Айвза играли в одной программе с Тарнопольским, Курляндским и т.п. - "Центральный парк...", сочиненный в 1906-м, т.е. раньше, чем остальные композиторы, чьи вещи прошли за вечер, появились на свет...: современнее Айвза даже по языку, по интонации, а не то что по "ответам", которые его музыка способна дать на сегодняшние, насущные вопросы (или хотя бы их поставить) не нашлось; "профессиональнее", пожалуй, тоже.

"Дилетантизм" Григория Катуара, чей фортепианный квинтет соль минор завершал первое отделение, тоже "с душком": представитель небедного семейства, после 1917го года для прокорма бывший выпускник физико-математического факультета Катуар удачно пристроился... профессором Московской консерватории, где до конца жизни преподавал, издавая труды по теоретическому музыковедению. Практике же композиции он, пусть частным порядком, учился у Римского-Корсакова и Лядова в Петербурге, а также в Германии... По музыке квинтета видно, учился Катуар хорошо, что для настоящего композитора плохо - квинтет, написанный в 1914 году - такой запоздалый "Чайковский для бедных", салонный, несамостоятельный, и если уж Танеева привыкли числить по второму разряду (что крайне несправедливо), Аренского по третьему... Катуар - даже не четвертый сорт. Первая часть квинтета попросту скучна, но во второй случилось какое-то чудо в фортепианной партии (Андрей Гугнин), а третью весь ансамбль (Андрей Гугнин, Марьяна Осипова и Борис Абрамов - скрипки, Тимур Якубов - альт, Борис Андрианов - виолончель) сыграли настолько вдохновенно, буквально con spirito, как предписано, и изысканно, и ярко - ну как будто это и в самом деле уж если не великая, но достойная исполнения музыка!

Второе отделение открывал снова "вернувшийся" Вадим Холоденко пьесой для фортепиано соло "Прощание" Джачинто Шельси, 1988. Ноты предоставил Фонд Изабеллы Шельси - уже одно это свидетельствует, что за эксклюзив, хотя велико искушение предположить, что недоступность материала связана отчасти и с его... недостаточной востребованностью. Судить о творчестве композитора, чье имя я впервые только что услышал, не берусь (в буклете он квалифицируется как недооцененный новатор...), а вот об исполнении Холоденко "Прощания", последнего, предсмертного опуса автора, прожившего на зависть долгую (1905-1988) жизнь, сказал бы, что Холоденко - идеальный для подобного рода музыки пианист, и я не знаю другого, способного преподнести ее как философическое, совсем не слезливое (даже анти-сентиментальное), но осмысленное, сугубо рациональное высказывание - если не откровение... - о неизбежном конце и уходе.

Наиболее репертуарного автора из программы - Александра Бородина - тоже вроде бы странно относить к "дилетантам", но надо признать, что даже на уроках музыкальной литературы прежде (не знаю как сейчас) предостерегали от попыток принизить научные достижения Бородина в области химии. А на уроках химии, кстати, если я ничего не путаю, рассказывали, совершенно безотносительно к музыке, что Бородин открыл химический элемент Германий... В общем, то, что сегодня Бородин известен прежде всего как композитор, а не ученый - превратности судьбы, хотя популярность его сочинений заслуженная. Я специально, готовясь к концерту "Возвращения" (надо же и публике как-то готовиться...), послушал его незавершенный Секстет ре минор, а заодно и Квинтет, более развернутый, законченный, продолжительностью раза в три длиннее... и мне показалось, что во столько же раз музыкально интереснее, оригинальнее - но и Секстет неплох, две его части (третья осталась в эскизах и не исполняется) сыграли Роман Минц и Борис Абрамов (скрипки), Тимур Якубов и Михаил Рудой (альты), Алексей Стеблёв и Евгений Тонха (виолончели). Что касается исполнителей - хотя мои предпочтения среди альтистов давно сформировались (да и выбор-то небогат...), открытием вечера для меня стал Михаил Рудой (он же и в финальном ансамбле выступал), в "Возвращении" участвующий впервые, в составе "Нового русского квартета" я тоже его вроде не слышал, а захотелось послушать в программе... не столь "концептуальной", иначе трудно что-то про отдельно взятого музыканта понять.

Эрнест Шоссон наряду с Чарльзом Айвзом при публикации программы "Дилетанты" вызвал, и у меня в том числе, наибольшие вопросы - имя композитора постоянно на афишах присутствует, его Поэма для скрипки с оркестром - настоящий репертуарный хит, а одно из моих личных наиболее ярких музыкальных впечатлений - исполнение его концерта для скрипки и фортепиано с участием Вадима Холоденко, память о котором не стирается с годами (а уже много лет прошло!). Однако ж рассудили, что защитивший докторскую по юриспруденции, но не закончивший консерваторию Шоссон - "дилетант", что небесспорно, но профессионалам виднее, кто дилетант, а кто нет (Глинка в список не попал почему-то...). "Вечная песнь" для сопрано, ф-но и струнного квинтета (1898) написана на стихи одного из "проклятых поэтов" Шарля Кро, в чьих стихах необычно много для его творческих единомышленников юмора и сарказма (самое известное, "Копченая сельдь" - вообще шуточное, почти детское), а предназначались они для чтения с кабаретной эстрады; вероятно, к "Ноктюрну", послужившему поэтической основой для "Вечной песни" (так называется цикл, куда входит стихотворение, написанный незадолго до смерти) это не относится - речь в нем идет о страданиях брошенной женщины. Страдала в сопровождении фортепиано (Яков Кацнельсон) и струнных (Борис Абрамов, Марьяна Осипова, Тимур Якубов и Алексей Стеблёв) меццо-сопрано Светлана Злобина - очень достойно, стоически выдержав напряжение вокальной партии.

Завершившая вечер ансамблевая, считай оркестровая - по составу инструментов - пьеса "Charie's smile" с большой натяжкой может считаться "дилетантской" и приписываться Чарли Спенсеру Чаплину, который, допустим, действительно не был профессиональным композитором, хотя его музыку даже отдельно от фильмов, к которым она написана, можно услышать в обиходе чаще, чем все остальные составившие программу сочинения вместе взятые; но по сути "Charie's smile" - концертная фантазия на темы Чаплина, причем не самые хрестоматийные (кроме "Огней большого города" в финальном разделе), которые в своей киношной практике он даже не сам оркестровал, а тут к делу подошел настоящий профессионал Антон Прищепа, инструментовку предложил вполне "академичную", где-то может и чересчур, вначале - с использованием приемов минимализма. Участники концерта (Роман Минц, Михаил Рудой, Борис Андрианов, Григорий Кротенко, Дмитрий Булгаков, сам Антон Прищепа как кларнетист и другие) сыграли ее с видимым удовольствием.

Короче, кто такие дилетанты? - вопрос, оставшийся без ответа... Ироническое - но не снисходительное, а в чем-то скорее наоборот, утрированно-почтительное - отношение к композиторам-"дилетантам" для проформы организаторы все-таки прояснили эпиграфом из словаря В.Даля: "Дилетант - охотник, любитель, человек, занимающийся музыкой, художеством, не по промыслу, а по склонности, по охоте, для забавы". Ну я-то знаю много разных охотников-забавников, но и сам причисляя себя к дилетантам во всех сферах (кроме журналистики, которой профессионально не занимаюсь уже около десяти лет), в своих наблюдениях стараюсь ни на что не претендовать - "поскольку речи пленного напор не свойствен". Разве что вдобавок к словарной статьи из Даля предложил бы в качестве проясняющего термин дополнения пассаж из рассказа Набокова "Ultima thule": "... По своей человеческой сути мы делимся на профессионалов и любителей..."

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 142
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
2019-01-11 01:13:00

"Возвращение-ХХII": "Ремейки" в МЗК: Десятников, Григ-Моцарт, Шаррино-Джезуальдо, Бриттен-Россини

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3944077.html
Che mai sento!

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 135
10 января, МЗК ("Возвращение", вечер 2: Ремейки)

Десятников. Колхозная песня о Москве (Маслов - Гусев)

https://www.facebook.com/roman.mints.9/videos/2295449520734617/

Полностью:

Л. Десятников Три песни советских композиторов из фильма «Москва» (2000)
https://www.youtube.com/watch?v=9UCrNLI-SLY&feature=youtu.be&fbclid=IwAR3k2LEX7swew9vEKFTbiTUhKxr9Ou1HGV5kiu6_JF_DBNzOk-PhDvQgDK8
Исп.:
Роман Минц (скрипка), Борис Абрамов (скрипка), Дмитрий Бурцев (аккордеон), Дмитрий Власик (ударные), Андрей Гугнин (фортепиано), Светлана Злобина (меццо-сопрано), Мария Михайловская (арфа), Сергей Полтавский (альт), Мария Симакова (сопрано), Павел Стёпин (контрабас), Алиса Тен (вокал) Мария Алиханова (басовая флейта), Евгений Тонха (виолончель)
« Последнее редактирование: Январь 11, 2019, 18:22:01 от lina »

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 135
М. Крылова

Иногда они возвращаются


http://muzlifemagazine.ru/inogda-oni-vozvrashhayutsya/?fbclid=IwAR2JGc6YTva6d2tYcUqOV8bFx8FcV1PBOYufWUn1PQxXuFYLjBmwqGsqUus

Рецензия на первые два концерта фестиваля

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 135
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
2019-01-13 00:03:00

"Возвращение-ХХII": "Нео" в МЗК: Мартину, Кодай, Рим, Фернихоу, Мозетич, Пьяццолла, Хиндемит


https://users.livejournal.com/-arlekin-/3945425.html

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 135
Н. Зимянина о последнем концерте фестиваля (фрагмент):

Наверное, фестиваль «Возвращение», на который возвращаются в Россию раз в год, примерно в Рождество, помузицировать вместе наши потрясающие музыканты, более-менее давно ее покинувшие, бог помог родить для того, чтобы вспомнить, что ты, слушатель, - человек со вкусом, со слухом, что ты умеешь наслаждаться безупречной чистотой, великой влюбленностью исполнителей в то, что они в данные минуты и секунды играют. Они собираются и выступают в Малом зале консерватории без гонорара, что-то удается собрать краудфаундингом, но уже и на дорогу туда-обратно не хватает.
22-й раз съехались. И называется этот сбор скучно-прескучно - «фестиваль камерной музыки».
А камерная музыка - это же бриллианты, по которым наши меломаны, поплевывая, уже давно ходят как по долбаной плитке. Поди замани их на какой-нибудь септет… Смешно. Потому что – все разучились, играют безобразно, слушают поэтому еще хуже – пропал обоюдный интерес.
И вот - «Возвращение». Я сходила только на последний концерт.
Боже ты мой, как звучали духовые в квинтете Фрица Фольбаха (1861-1940, я такого и не знаю). А это – один гобой (Дмитрий Булгаков), один кларнет (Антон Дресслер), один фагот (Валерий Попов, наш лучший был всегда, и ему восемьдесят – а он всё так же хорош) и одна валторна (Станислав Давыдов), на фортепиано – Андрей Гугнин. Ну, представьте, что кто-то один в таком составе возьмет в аккорде не ту ноту. Это же катастрофа. И что же было здесь? Не только пресловутая валторна, но и все духовые звучали голосами бога, его живым дыханием (где-то с любовью, где-то с улыбкой), чуть ритмизованным гениальными пальцами пианиста. Нет, такого квинтета я не слышала никогда.
А кто вообще слышал Фантазию (1944) чешского композитора Богуслава Мартину для терменвокса (Лидия Кавина), гобоя (Анна Борисова), струнного квартета (скрипки –Роман Минц и Борис Абрамов, альт - Сергей Полтавский, виолончель - Евгений Тонха) и фортепиано (Ксения Башмет)? Загадочный композитор, загадочная музыка. Мне почти никогда не нравится, как исполняют Мартину. В его музыке есть что-то иррациональное – а тут всё удалось, и полная замкнутость (для меня) внутреннего мира этого композитора, такого далекого нашему слушателю, совершенно не раздражала. И то, как он органично использует терменвокс неземными отзвуками - крайне интриговало. Стучала в голову простая, совсем простая, примитивная мысль: ну вот же, композиторы писали свою музыку и выпускали ее на волю для того, чтобы ею наслаждались, а не для того, чтобы ее бесконечно мучили (особенно пиля по струнам).
Четыре концерта «Возвращения» вообще были полны не слыханных нами сочинений. Новинки (для московского слушателя) плюс суперкачество – и зал на так наз. «фестивале камерной музыки» забит.
Больше всего вчера поразил Квинтет Дворжака для фортепиано и струнных ля мажор, соч. 81 (1887). Играли Яков Кацнельсон (ф-но), Борис Бровцын (скрипка), Роман Минц (скрипка), Максим Рысанов (альт), Дора Кокаш (виолончель). Когда музыканты успевают так отрепетировать? Ведь там сделано всё до крошки, всё продумано, в том числе как феноменально порой звучит рояль на фоне почти потусторонних струнных - они будто его обертоны! Чехи называют Дворжака своим Чайковским, и у него недаром вторая часть называется «Думка» (только она получше фортепианной Чайковского, потому что у Дворжака – это тихие слезы, и твои тоже), и какой же был стильный Фуриант (веселый народный танец), и как же меня эта музыка проняла от первой до последней ноты, потому что в ней именно от первой до последней ноты жил высокий человеческий дух, пела прекрасная человеческая душа.
И это была еще не вся программа концерта. И я надеюсь, что XXII фестиваль - не последний (но каждый может оказаться последним). И нужно слушать его от первой до последней ноты, этих музыкантов, играющих в свое большое удовольствие, чтобы в голове у тебя не заводились отвратительные мысли о собственной ненужности, об оторванности от мира вообще и мира прекрасного, который ты отыскиваешь со всё большим трудом, в частности. (...)
Полн. см.:
https://www.facebook.com/natalya.zimyanina/posts/1362599863877058

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 135
Ю. Бедерова

Охота не по промыслу


Настоящая и ненастоящая музыка на фестивале «Возвращение»

https://www.kommersant.ru/doc/3854475
« Последнее редактирование: Январь 17, 2019, 07:31:10 от Papataci »

Оффлайн Skripun

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 90
Ю. Бедерова

Охота не по промыслу


Настоящая и ненастоящая музыка на фестивале «Возвращение»

https://www.kommersant.ru/doc/3854475?fbclid=IwAR3FOr2OYmOINU3-5_ZXH2urQt41jMpw9WjMIrYFzwKcLMOqFgXumRWiXk4

Прекрасная статья музыкального "критика"!
Я тоже люблю фестиваль "Возвращение" (а отдельных музыкантов - так вообще), но нельзя так писать. Нельзя писать о квинтете Дворжака, что он был "сыгран с нарядным и немного шальным вдохновением", когда сыгран он был очень средне, с расхождениями между музыкантами в ритме, вялой партией фортепиано, да и сам квинтете - попсовая шняга, "чайковский для бедных", только еще и с бесконечными, занудными первыми двумя частями.

Нельзя писать об отличном Цемлинском (действительно отличном) и при этом не писать о совершенно провальном квинтете Фольбаха для духовых, на котором спала половина зала (уж насколько я люблю камерные произведения для духовых, а концертов Огринчука вообще стараюсь не пропускать, но тут и я не выдержал)

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 735
 Вот что о квинтете Дворжака пишет Зимянина: "  Ведь там сделано всё до крошки, всё продумано, в том числе как феноменально порой звучит рояль на фоне почти потусторонних струнных - они будто его обертоны! Чехи называют Дворжака своим Чайковским, и у него недаром вторая часть называется «Думка» (только она получше фортепианной Чайковского, потому что у Дворжака – это тихие слезы, и твои тоже)
Ср. с текстом Skripun
Но вот как, как могут у людей так отличаться впечатления?

Оффлайн Skripun

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 90
Вот что о квинтете Дворжака пишет Зимянина: "  Ведь там сделано всё до крошки, всё продумано, в том числе как феноменально порой звучит рояль на фоне почти потусторонних струнных - они будто его обертоны! Чехи называют Дворжака своим Чайковским, и у него недаром вторая часть называется «Думка» (только она получше фортепианной Чайковского, потому что у Дворжака – это тихие слезы, и твои тоже)
Ср. с текстом Skripun
Но вот как, как могут у людей так отличаться впечатления?

Мнение о самой музыке Дворжака безусловно может быть любым. Для меня попсовая шняга, а кому-то может и до слез, тем более что Наталья Зимянина много лет занималась богемистикой, и для нее чешская музыка - особенная. Думаю, поэтому она и не заметила технических огрехов, слишком много эмоций. Но Зимянина пишет в своем фэйсбуке, это ее личная страничка. А Бедерова пишет в газету, она на работе и должна быть объективной, и вот она не могла не заметить проблем в исполнении. Думаю, она их и заметила, но назвала это "шальным вдохновением", потому что не хотела нарушить хвалебно-рекламный посыл статьи и задеть добрую половину своей френдленты. И вот это как раз непрофессионально.

Оффлайн Skripun

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 90
Статья Поспелова о фестивале гораздо более взвешенная и профессиональная, хотя по поводу Дворжака мы и с ним не сошлись во мнениях. Зато по поводу Фольбаха у нас консенсус :)

https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2019/01/16/791500-muzikalnii-god
« Последнее редактирование: Январь 17, 2019, 07:30:48 от Papataci »

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 135
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
2019-01-15 00:06:00

"Возвращение-ХХII: "Концерт по заявкам" в МЗК: Мартину, Фольбах, Шостакович, Дворжак, фон Цемлинский

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3946375.html

Продолжая начатый выше разговор о Квинтете Дворжака, отмечу, что Шадронов от него в восторге, а я, слушая сей опус в записи, не могла дождаться конца первой части и отключила, так он мне надоел... Так что имхо тут не только в конкретном исполнении дело, но и в отношении к самой музыке.

Оффлайн Елена.7

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 59
Можете дать ссылку на запись с Дворжаком? Вроде все просмотрела - не нашла...

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 135

Оффлайн Елена.7

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 59
Большое спасибо, очень хотелось иметь возможность снова его услышать!

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 135
26 марта в Еврейском центре выступили "возвращенцы" Р. Минц, Д. Булгаков и другие с программой "Я так чувствую", исполнив ансамбли Бриттена, Десятникова и Брамса.
Исполнители:
Роман Минц – скрипка
Дмитрий Булгаков – гобой
Антон Дресслер – кларнет
Елена Корженевич – скрипка
Михаил Рудой – альт
Алексей Стеблев – виолончель
https://www.facebook.com/jewishwuseum/videos/1030538173811704/

Отзыв Нади Игнатьевой из ФБ:

Надя Игнатьева на Я так чувствую. Роман Минц и друзья с Романом Минцем и еще 3 в Еврейский музей и центр толерантности.
11 ч. · Москва ·
Если вкратце, то это был один из потрясающих концертов. И моё восхищение вызывают две глобальные вещи. Первая, и главная - это музыка и её исполнение. Очень чуткое, очень нежное, очень страстное, очень сдержанное, очень яркое. В общем, одно из тех исполнений, о которых писать -- адский труд. Непонятно, как вообще это всё вербализовать, не говоря уж о субъективности переживаний (и нежелание делиться ими с широкой публикой).
Вторая вещь -- это, конечно, тот дзен, с которым возвращенцы и Роман Минц воспринимают какие-то накладки. И насколько это всё оказывается несущественным перед музыкой. Для меня это какая-то особая магия: вот Рома подставляет стулья для зрителей (чем ещё заняться музыканту перед выходом на сцену). А вот звучит Брамс, который вообще звучит как из другого мира, и который настолько самодостаточен, что не то, что аплодисменты между частями, но и даже шум музейного кафе не мешает, ничего не нарушает и вообще происходит где-то в ином пространстве. #вечер_удался