Автор Тема: Вопрос дилетантки: дирижёр и партитура  (Прочитано 5653 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн rona

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 4
Здравствуйте, уважаемые посетители форума!

Совсем недавно я посмотрела по ТВ программу, посвященную двум великим дирижерам Артуро Тосканини и Герберту фон Карояну. Оказывается эти великие начинали работу с партитурой с ЗАУЧИВАНИЯ  наизусть этой самой партитуры. Фон Кароян вообще почти все свободное время проводил, обложившись партитурами! А А.Тосканини считал, что дирижер, управляющий оркестром, полностью уткнувшись в партитуру,  не может считаться дирижером... :o

Этот факт меня поразил и я стала присматриваться (и прислушиваться) к работе наших мастеров дирижирования. И что вы, уважаемые, думаете? Правильно! Наши маэстры почему-то предпочитают только изредка, да и то мельком взглядывать на оркестр, зато в партитуре они пребывают ПОЛНОСТЬЮ. Не хочу переходить на личности, но получается, что БОЛЬШИНСТВО отечественных дирижеров не соответствуют этому высокому званию. Или Тосканини неправ? ;)
   

 
 
 
 
« Последнее редактирование: Июль 21, 2008, 17:43:14 от Predlogoff »

Оффлайн Анатолий Лихницкий

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 495
  • (1936—2013)
Re: вопрос дилетантки
« Ответ #1 : Июль 18, 2008, 22:26:23 »
Здравствуйте, уважаемые посетители форума!
Совсем недавно я посмотрела по ТВ программу, посвященную двум великим дирижерам Артуро Тосканини и Герберту фон Карояну. Оказывается эти великие начинали работу с партитурой с ЗАУЧИВАНИЯ  наизусть этой самой партитуры. Фон Кароян вообще почти все свободное время проводил, обложившись партитурами! А А.Тосканини считал, что дирижер, управляющий оркестром, полностью уткнувшись в партитуру,  не может считаться дирижером... :o
Тосканини, все таки облалал поразительной музыкальной памятью.Ильф и Петров в своей кн."Одноэтажная Америка" описывают такой случай.Начинающий композитор долго добивался аудиенции у Тосканини , чтобы продемонстрировать ему свое гениальное произведение. Наконец  композитор был принят маэстро и даже сыграл ему это произведение,Тосканини, казалось бы, эту музыку совсем не слушал и в конце ее довольно резко забраковал.
Прошло много лет и постаревший компазитор встретился с Тосканини вновь и упрекнул его за то, что тот отрицательно отозвался о его музыке даже не слушая ее .Тосканини возмутился, сел за рояль и стал играть произведение композитора, постоянно повторяя :Вы слышите как это плохо написано.
Прошу извинения за неточности цитирования.
Этот эпизод я воспроизвел по памяти из вышеназванной книги ,которую я прочитал примерно 40 лет назад.
 
 



Оффлайн rona

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 4
Re: вопрос дилетантки
« Ответ #2 : Июль 19, 2008, 00:45:36 »
Допустим, что Тоскнини своего рода феномен...
Но как быть с другими импортными маэстрами? Не далее как сегодня на канале Культура дирижировал некто с цветочной фамилией Флор. И что Вы думаете? Тоже по памяти... :-\

А вот еще про японца вспомнила. Знаете, такой лохматый, но очень артистичный, фамилию запамятовала. Вот ведь японец, а тоже без нот шпарит! Чесслово, за державу АбЫднА. :'( :'( :'(

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вопрос дилетантки: дирижёр и партитура
« Ответ #3 : Июль 19, 2008, 14:36:38 »
Сначала текст из книги Ильфа и Петрова:

-------------------
В жизни Тосканини был маленький, но очень интересный случай.
     Когда он служил дирижером в миланской опере "La Scala",  в  Италии  был
объявлен конкурс на лучшую оперу. Тосканини был членом жюри  конкурса.  Один
довольно бездарный композитор, прежде чем представить свою  рукопись,  долго
увивался вокруг знаменитого музыканта, льстил ему и всячески его ублажал. Он
попросил,  чтобы  его  оперу  передали  на  отзыв   Тосканини.   Отзыв   был
убийственный и  оперу  отвергли.  Прошло  десять  лет,  и  вот  в  Нью-Йорке
бездарный композитор снова встретился с Тосканини.
     - Ну, маэстро, теперь дело прошлое, - сказал ему  композитор,  -  но  я
хотел бы знать, почему вы отвергли тогда мою оперу?
     - Она мне не понравилась, - ответил Тосканини.
     - А я уверен, маэстро, что вы ее даже не прочли. Если бы вы ее  прочли,
она бы вам обязательно понравилась.
     - Не говорите глупостей, - ответил Тосканини,  -  я  великолепно  помню
вашу рукопись. Она никуда не годится. Ну что это такое!
     Он присел к роялю и быстро сыграл наизусть несколько арий  из  скверной
оперы, забракованной им десять лет назад.
     - Нет, это никуда не годится, - приговаривал  он,  играя,  -  это  ниже
всякой критики!
---------------------------

(конец цитаты)


На самом деле вопрос использования или неиспользования партитуры во время исполнения - это вопрос не слишком принципиальный. Это вопрос исполнительской технологии, о которой нужно судить по результату, а не по способу его достижения.
И конечно многое зависит от способности визуального охвата партитуры - если дирижёр умеет читать партитуру как Лист или Рихтер, то я вообще не вижу почвы для сомнений, использовать ли партитуру :)
Партитурами пользовался и Голованов, хотя он-то их всегда знал наизусть. Но тем не менее он разрисовывал ноты своим знаменитым карандашом - делал пометки для себя, чтобы во время исполнения уже не тугодумствовать о своих замыслах - я подчёркиваю, не партитуру вспоминать, а свои намерения относительно неё.
По той же причине пользовался нотами и Рихтер - он их читал виртуозно и не имел проблем: он просто видел музыку насквозь через ноты и наличие нот в концертах его ничуть не сковывало. Кстати, этот его "прогляд" через ноты запечатлели некоторые фотографии - он смотрит остановившимся взглядом как бы не в конкретную точку, а будто на весь лист целиком, т.е. словно сразу в саму музыку. При этом уверенность исполнителя в качестве своей памяти колоссально повышается.
Кстати, закат Тосканини начался именно с того, что он ЗАБЫЛ на концерте исполняемую музыку, а партитуры перед ним не было - последовал провал, в пресса его потом разгромила.
Так что я не отказывался бы от партитуры - большинство великих дирижёров исполняли по партитурам и не считали это зазорным.
Хотя тот же Голованов иногда критиковал своих оркестрантов: "Уткнулись в ноты, пора бы уже наизусть выучить" и т.п. :)
Я не акцентировал бы внимание на присутствии или отсутствии партитуры, а также на степени погружённости в неё исполнителя, потому что внешние признаки - это не критерий. Важен лишь результат.
« Последнее редактирование: Июль 21, 2008, 17:43:44 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
Re: Вопрос дилетантки: дирижёр и партитура
« Ответ #4 : Май 05, 2013, 21:13:17 »
А я недавно слушал, а потом и пообщался с дирижером (Сергей Ханукаев), который дирижировал - и это его обычное дело, как он сказал - не просто без партитуры, но даже без пюпитра. Просто стоял на подиуме перед оркестром (1-я Рахманинова и 4-я Чайковского). Дирижирование без текста партитуры - это часто встречается??

Оффлайн gawkette

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
Re: Вопрос дилетантки: дирижёр и партитура
« Ответ #5 : Май 07, 2013, 15:16:52 »
Я ещё больше дилетант, видимо, именно поэтому дирижирование без партитуры, да и игра солиста без нот у меня в первую очередь ассоциируется с какой-то «спортивностью» достижения. Заскучавшему на концерте дилетанту можно, конечно, найти время оценить внешнюю эффектность этого. А на самом деле, наверное, просто нужно, чтобы в результате ничего не мешало — ни листание бумаги, ни внезапно отказывающая память. Ничего, если воткну пример, довольно нетипичный? http://www.youtube.com/watch?v=W_KS-wMiDpg