Автор Тема: Факультет музыкального театра ГИТИСа  (Прочитано 4126 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
Наверное, знатокам оперы слушать, как студенты оперу поют, не очень привлекательно. Я, увы, видимо, уже никогда не смогу отличить очень хороший вокал от хорошего и очень плохую игру оркестра от просто плохой (очень плохое от очень хорошего, похоже, всё-таки могу). :-)
И поэтому, посещая оперу ради спектакля и получения целостного ощущения, в котором музыка и пение будут играть важную роль, но не девяностопроцентную (или более), я сходил на спектакли студенческие.
В Москве я нашёл минимум три образовательных музыкальных учреждения, где ставят оперу. Я был пока в одном - в ГИТИСе (или РУТИ).
У них две площадки. Одна - уютнейший зальчик в подвальчике в самом центре - минута от метро Тверская (она же Чеховская, она же Пушкинская). Другой - внизу на оранжевой ветке (там, где сейчас основные учебные корпуса); зал достаточно вместительный, амфитеатром.
В ГИТИСе на факультете музыкального театра, минимум, четыре мастерские (Бармака, Бертмана, Кислярова и Тителя с Ясуловичем). Они ставят не только оперы, но и оперетты, и композиции литературно-музыкальные.
С творчеством учеников Тителя-Ясуловича я был знаком по постановкам в МАМТ; спектакли остальных мастерских посмотрел в этом сезоне.
В сентябре в Камерном (у Покровского) были "Бедные люди" Глеба Седельникова. Мастерская Кислярова, но режиссёр Наталия Анастасьева-Лайнер (мне она была знакома по "Дидоне и Энею" в Новой). В опере два действующих лица, которые поочерёдно читают свои письма друг к другу. То есть изначально сюжет минимален (как и в повести Достоевского). Поэтому режиссёрская задача была предельно трудна (зритель, конечно, свой и доброжелательный, но если выносить постановку в репертуар, то люди же могут сбежать). Конечно, можно было бы тут поднапустить традиционных средств зрительской завлекаловки (сюжетец-то: любовь пенсионера к девице!), но режиссёр шла за писателем и композитором: строгий, трагический и очень интересный диалог, решённый небогатыми внешними средствами и при этом совершенно заполняющий пространство.
В мастерской Бармака я смотрел "Не только любовь" (вот такой логичный переход от театра Покровского). Оперу я слушал; хотел даже в Питер ехать - смотреть её там; поэтому шёл в театр ради самой оперы, а студенты интересовали меня мало. И зря. Это была энергичная и трогательная постановка. Деревня и колхоз не вызывали отторжения (была иногда чуть лёгкая отстранённая ирония по отношению к месту действия, но именно "чуть"; никакого глумления или пародии). Молодые ребята были настолько уместны; их обаяние и задор просто затягивали. И вот тут я увидел, насколько интересно может быть хорошо срежессированное действие: каждая роль была выписана детально и чётко. И именно этим хороши студенческие спектакли: насколько я понимаю, готовятся они долго (год?), и есть возможность выписать рисунок роли до мелочей. И, кстати: опера шла под рояль (чего я не ожидал), но через минут пять мне уже полностью хватало звуков - всё было насыщено действием, вокалом и вот этим очень профессиональным роялем (насколько могу судить).
А в зале в Гнездиковском шёл "Каменный гость" от Бертмана. Спектакли его всегда на грани и при этом редко за грань выходят (возможно, был какой-то ранний Бертман, но его я , видимо, не застал). Здесь был спектакль, который можно переносить спокойно в "Геликон"; исполнители были - актёры, абсолютные. И даже бабушки (думаю, это были реальные бабушки студентов) аплодировали эротическим сценам ("Каменный гость" же) - и справедливо. Был фирменный бертмановский разворот сюжета, но он не переменил основного в опере. Тут тоже оркестра не было; только рояль (даже, кажется, электро).
На всех трёх постановках я был в небольших залах (включая и зал Камерного театра), поэтому вся мимика, жестикуляция, любые движения -прямо перед тобой.
Это, конечно, совершенно другое, чем масштабные и отработанные постановки в больших залах.
Но я все три раза наслаждался; и все три спектакля выделил в своём списке жирненьким - чтобы ещё раз сходить.
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 16 736
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Факультет музыкального театра ГИТИСа
« Ответ #1 : Февраль 22, 2015, 20:33:02 »
Спасибо за рассказ! Тема небезынтересная и на форуме поднималась и ранее.

У нас есть поток про Оперный театр Московской консерватории http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,7045.0.html

Есть поток про "Тайный брак" в МАМТе http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,10491.0.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: Факультет музыкального театра ГИТИСа
« Ответ #2 : Февраль 22, 2015, 22:16:05 »
В Москве я нашёл минимум три образовательных музыкальных учреждения, где ставят оперу. Я был пока в одном - в ГИТИСе (или РУТИ).
У них две площадки.

Евгений, скажите, пожалуйста, а как и где Вы узнаете о расписании, афише? И как туда пропускают - по приглашениям, свободно?
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
Re: Факультет музыкального театра ГИТИСа
« Ответ #3 : Февраль 22, 2015, 22:22:34 »
Евгений, скажите, пожалуйста, а как и где Вы узнаете о расписании, афише? И как туда пропускают - по приглашениям, свободно?
Вход по билетам. Я покупал в интернете, БигБилет. Но можно и в кассе.
А вот их странички с афишей:
http://gitis.net/afisha/index.shtml
http://gitis.net/afisha2/index.shtml
А вообще - можно подходить к началу, и билеты явно будут; вместимость залов явно больше, чем наплыв зрителей. :-) Тем более, если не премьера.
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
Re: Факультет музыкального театра ГИТИСа
« Ответ #4 : Февраль 23, 2015, 00:30:17 »
Спасибо за рассказ! Тема небезынтересная и на форуме поднималась и ранее.
Спасибо, прочитал!
Смотрю, форумчане хвалят оперный театр консерватории. А я туда откладывал посещение.
Теперь обязательно схожу даже на знакомые названия!  :)
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: Факультет музыкального театра ГИТИСа
« Ответ #5 : Февраль 23, 2015, 06:45:59 »
Евгений, спасибо за информацию! Очень интересно! У них там такие оперные редкости есть, как, например, оперы Д. Мийо. Жаль, в афише не указаны, какие именно.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
Re: Факультет музыкального театра ГИТИСа
« Ответ #6 : Март 18, 2015, 14:28:47 »
У них там такие оперные редкости есть, как, например, оперы Д. Мийо. Жаль, в афише не указаны, какие именно.
Вот удалось мне за вечер посмотреть аж четыре оперы Дариуса Мийо!  :) Вернее, даже за один час.  :)
Режиссёрами были студенты мастерской Тителя-Ясуловича (пишу для истории - а, может, и для будущего - их имена: Алексей Смирнов, Анастасия Чащинская и Анастасия Давыдкина); каждый из них поставил по одному акту в опере "Несчастья Орфея" и по одной опере-минутке (это у Мийо цикл из трёх опер, написанных в одном году), каждая из которых длилась минут по десять: "Похищение Европы", "Покинутая Ариадна" и "Возвращение Тезея".
Из авторов "шестёрки" я слушал только две оперы Пуленка. Трудно сказать, насколько произведения Мийо похожи на Пуленка музыкально (исполнялось по электроорган), но пели в некоем похожем стиле.
Все оперы представляли собой переработанные античные сюжеты. Я хотел написать "иронично переработанные", но потом остерёгся. Тем более, что вчерашний показ, как раз продемонстрировал, что ставить всё это можно очень по-разному и вполне серьёзно.
Как раз первая опера (длинная; полчаса, наверное) была подана вполне трагически; оперы-минутки представляли собой три шедевра замечательной дури; но я понимаю, что можно было сделать и наоборот.
Мне вообще очень нравятся студенческие спектакли - увлечённостью участников. И тут я тоже сидел в буквальном смысле открыв рот. И всё думал: "Куда же все эти талантливые ребята-режиссёры деваются потом?" Тут каждое движение продумано, действие интересное, живое. Но, возможно, это из-за того, что у них есть очень много времени на продумывание и постановку каждой детали; в театре просто невозможна такая проработка. Хотя пример Кислярова в Камерном показывает, что можно и в театре... 
Зал небольшой, голоса всем хватало; не было никакого неудобства за солистов. А какие лица запоминающиеся!! И пластика прекрасная (явно видна школа Ясуловича - то, что и в "Тайном браке" в МАМТе впечатляло).
Билеты я заранее не покупал; но тут был день премьеры, зал забит друзьями и родственниками Кролика; так что мне достался только дорогой билет - зато во втором ряду перед самой сценой - я не пожалел.  :)
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
Re: Факультет музыкального театра ГИТИСа
« Ответ #7 : Апрель 10, 2015, 10:35:12 »
8 апреля
К. Прасолова
ДОМ БЕРНАРДЫ АЛЬБЫ
Камерная опера по мотивам пьесы Федерико Гарсиа Лорки
Постановка и хореография – Рамуне Ходоркайте
Спектакль шёл на ГИТИСовской сцене на улице академика Пилюгина. Студенты мастерской Михаила Степановича Кислярова.
Зал там человек на двести пятьдесят, амфитеатром. Билеты дорогие (ну мне кажется, что на студенческий спектакль билеты от 500 до 1200 многовато - в Геликон, Камерный и Новую сходить можно дешевле). Но, видимо, считается, что сюда будут приходить или родственники с друзьями (а они заплатят уж) или извращенцы типа меня. :-) Правда, можно купить за 500, а потом пересесть на тысячное место (места всегда есть) и радоваться, как будто 500 рублей заработал!  :)
Кто такая К.Праслолова, я не знаю. Не знаю даже имени, потому что и в афише только инициал, и программки на этот раз не было (так что и певцов не знаю - узнал в лицо только исполнителя единственной мужской партии - он пел, видимо, в "Бедных людях"; но смотреть его фамилию в старой программке не стал - партия небольшая была здесь, и он невпечатлил). В интернете нашёл, что К.Прасолова читала в Гнесинке лекцию про валторну.
О - нашёл! - Ксения Прасолова - слава социальным сетям! Видимо, она и на поклоны выходила.
Опера по пьесе Лорки. У Лорки я читал только пару стихотворений и видел кукольный мультфильм по его пьесе. Кстати, как минимум, одна опера по Лорке уже есть - "Кровавая свадьба" Ширвани Чалаева, что шла у Покровского.
Суть сюжета: мать, муж умер, пять дочерей, все хотят замуж, но деньги есть только у одной (от другого брака), все (?) любят (?) некоего Пепе Римлянина, он женится на той, что с деньгами,ходит к другой, а ещё есть сумасшедшая бабушка, которая растравливает всех своими бодренькими призывами, что тоже хочет замуж. Кончается плохо.
Я такое люблю. Мне кажется, что материал благодатнейший.
Поставлено минималистски, но стильно. Девушки в чёрном, в длинных прилегающих платьях; основной эффект от их движений и замечательной подсветки - а режиссёр всё норовит их в профиль поставить, чтобы тени были рельефнее. Пластика, может, и не балетная, но убедительная.
Ксения Прасолова - точно композитор. Там действительно играет музыка; особенно хороши акапелльные ансамбли - и с пением, и со стонами, и в каких-то моментах даже с воем - но это очень хорошо, логично и по сюжету, и по настроению. Трагичная, гнетущая атмосфера, иногда разбавляемая комичными вставками, но уместно.
Но... Я не знаю, зачем (именно потому не знаю, что Ксения Прасолова точно явно композитор) в опере не менее половины текста не поётся, а просто говорится. В это время чаще всего играет музыка (на спектакли только фортепьяно и какие-то бубны иногда), иногда исполнительницы декламируют с вложением некоего мелоса, но всё-таки этих разговоров ну слишком много. Ладно бы пару раз перешли они на вскрик для придания новой окраски; но тут на мой вкус всё-таки перебор (тем более точно можно было написать музыку). Правда, эти разговоры всё время перетекают в пение и наоборот (это не номерное деление: поговорили - попели; тут всё смешивается, но...) Короче, хотелось бы второй редакции оперы; тем более что она вполне полноценная - больше часа.   
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
Re: Факультет музыкального театра ГИТИСа
« Ответ #8 : Апрель 10, 2015, 10:44:11 »
Хотя в БигБилете и по 200 рублей билеты есть. А школьникам-студентам-пенсионерам и по 150 в кассе на Пилюгина.
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Учебный театр ГИТИСа
« Ответ #9 : Июнь 30, 2017, 09:11:03 »
Театр действительно начинается с вешалки
 
Елена Широян

Показом-дефиле завершили учебу в ГИТИСе первые выпускники нового курса – художникипо сценическому костюму

Феерический мини-спектакль «Леденец-Град» на музыку Римского-Корсакова, разыгранный вчерашними студентам и, увы, показанный лишь единожды, состоялся на сцене учебного театра ГИТИСа. Изысканные костюмы, выдержанные в суровой, холодной цветовой гамме, озарили льдистым сиянием историческое пространство первого московского небоскреба — дома Нирнзее в Гнездниковском переулке.

http://www.trud.ru/article/30-06-2017/1351787_teatr_dejstvitelno_nachinaetsja_s_veshalki.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау