Автор Тема: Вагнеровский фестиваль в Байройте  (Прочитано 27462 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 921
  • Mundus universus exercet histrioniam
Вагнеровский фестиваль в Байройте
« : Август 05, 2008, 23:15:22 »
Программа на сайте Байройтского фестиваля:

http://www.bayreuther-festspiele.de/english/programme_2008_158.html

Фотографии спектаклей в разделах "Gallery":

http://www.bayreuther-festspiele.de/sitemap/sitemap_160.html

И еще информация ( http://hghltd.yandex.net/yandbtm?url=http%3A%2F%2Fwww.zheldor.info%2Fnews%2Fshow_lenta.phtml%3Fkod_news%3D27&text=%C1%E0%E9%F0%E5%E9%F2%F1%EA%E8%E9%20%F4%E5%F1%F2%E8%E2%E0%EB%FC ) :

"В  Байрейтском   фестивале  примет участие каскадер
 
Впервые в 132-летней истории  Байрейтского   фестиваля , целиком отданного музыке Вагнера, в постановке оперы "Парсифаль" примет участие каскадер. Как отмечает агентство DPA, это - выдающееся нововведение для крайне консервативных организаторов фестиваля.

Содержание трюка держится в т айне, известно только что каскадер Матиас Шендель будет дублировать Кристофера Вентриса, британского тенора, исполняющего партию Парсифаля. DPA пишет, что Шенделю п редстоит прыгнуть с шестиметровой высоты, но в какой сцене это произойдет, неизвестно. " Парсифаль " в постановке норвежца Стефана Херхейма будет показан в первый вечер фестиваля - 25 июля. На открытии фестиваля ожидается канцлер Германии Ангела Меркель и другие ва жные гости.

Ранее сообщалось о другом нововведении фестиваля: часть спектаклей будут транслироваться в интернет. Однако количество сетевых " посетителей " искусственно ограничат десятью тысячами. К тому же дирекция фестиваля установила немаленькую плату за трансляцию: 49 евро.

По окончании фестиваля ожидается, что по печители наконец назовут его нового директора: предыдущий, Вольфганг Вагнер, внук композитора, ушел в отставку в апреле 2008 года. На это место прочат младшую дочь Вол ьфганга Катарину или одну из ее кузин".
 

Видимо, лучшие места нынешнего Байрейтского театра - за семь евро наверху сбоку, где сцены совсем не разглядеть. А то увидишь подобное живьем, стошнит, чего доброго, на голову какого-нибудь сидящего внизу влиятельного немецкого политика - неприятностей не оберешься. Да и слушать там, увы, давным-давно некого...

Есть, между прочим, такая статья на эту тему ( http://www.vremya.ru/2007/151/10/185394.html ):

ПОЧЕМУ НЕ СТОИТ ЕЗДИТЬ НА БАЙРОЙТСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
Потомки Вагнера не в состоянии соответствовать уровню великого прадеда

Фестивалей нынче развелось как грязи. В Германии есть и Генделевские фестивали в Геттингене и Халле, и музыкальные «всеобъемлющие» фестивали в Швецингене и Людвигсбурге, и даже фестиваль Россини в Вильдбаде. Но такого фестиваля, как в Байройте, нет больше нигде в мире: в уникальном театре, построенном по мановению великого Рихарда Вагнера 130 лет назад, исполняются (по его завещанию) только его произведения, и толпа вагнероманов мчится сюда со всего света в надежде вдохнуть свежих идей в освоении бесценного наследия. Вот только за этим ездить сюда не след, скажу я сразу. Потому что, конечно, Фестивальный театр царит над всем городком на своем сакральном Зеленом холме, музыка Вагнера, конечно, звучит ежевечерне с 25 июля по 25 августа, и все места заполнены до отказа. Но...

Разъяснению этого «но» я и посвящу последующие строчки. В Байройте я бывал и раньше, в 1992 и 1993 годах, когда здесь шло «Кольцо нибелунга» в постановке Гарри Купфера, «Лоэнгрин» в интерпретации Вернера Херцога и «Тристан и Изольда» в провокационной версии Хайнера Мюллера. Не все было равноценно в Байройте 90-х годов, и прежде всего режиссерские работы руководителя фестиваля, внука великого композитора, Вольфганга Вагнера. Многие неоспоримые достижения того времени ушли в прошлое, а бездарный внук Вагнера остался. И сегодня он тащит всеми правдами и неправдами на наследный трон худрука свою залихватскую дочку Катарину Вагнер. И сегодня она, заурядная труженица немецкой сцены из тридцатилетних, удостаивается чести поставить «Нюрнбергских мейстерзингеров» на сцене, возведенной ее великим прадедом. Все немецкие СМИ резко разделились на два клана: прогрессисты печатают ехидные интервью с правнучкой и уничтожающие рецензии на спектакль, а глянцево-гламурные издания выстраивают на своих страницах результаты фотосессий со стройной леди, побывавшей в руках умелой визажистки, укрепляя простой народ в уверенности: дело Вагнера в надежных руках.

Конечно, ругать Катарину Вагнер только за то, что она правнучка гения, несправедливо. Давайте лучше разберем спектакль. Между прочим, поставить эту махину, в которой первый и третий акты идут по два часа (в Байройте не бывает купюр!), не фунт изюма. Свидетельствую: Катарина Вагнер -- хорошо выученный профессиональный режиссер, она знает, как грамотно организовать движение людских фигур по сцене, чтобы глазу не было скучно. Она уверенно переодевает всех горожан XVI века в сегодняшнее платье и даже лихо меняет способ выражения мейстерзингеров: здесь они изощряются в изобразительном искусстве, а вовсе не в деле пения. Ради вящего успеха она заставляет бездарного Бекмессера (блестящий Михаэль Фолле) превратиться в инсталляторщика и рокера, который пугает публику голой натурой унылого участника хеппенинга и шокирует обывателей, браво выпуская из ширинки мужское достоинство в виде надутого воздушного шарика длиной два метра. Катарина Вагнер решительно не знает, чем начинить этих людей изнутри, и пытается задушить тоску зрителя по живому образу мелкими уловками типа «вредные привычки героев»: Ганс Сакс чуть что хватается нервно за сигарету, Вальтер фон Штольцинг по поводу и без повода все поливает белой краской и т.п. Зачем ее великий прадед написал это произведение, она не знает и знать не желает: развлекательный спектакль закрывает поиск разных там внутренних смыслов. Я и сам не очень люблю эту бидермайеровскую комедию в наследии Вагнера, но помню, как в Берлине дирижерское искусство Даниэля Баренбойма открыло мне тайное очарование этой длинной и «головной» музыки. Здесь, в Байройте, и поют неважно (кроме Фолле и назвать больше некого), и хороший дирижер Себастьян Вайгле кроме тщательности ничего предложить не может. В результате семь часов (здесь антракты по часу) проводишь между удушьями скуки и приступами тихой ярости.

«Кольцо нибелунга» -- прошлогоднего разлива. Когда ставить тетралогию отказался знаменитый Ларс фон Триер, к делу срочно подключили немецкого драматурга Танкреда Дорста. Может быть, надеялись на то, что он повторит случай Хайнера Мюллера? Тот ведь сумел разрушить великий миф о любви своим радикальным вторжением в «святая святых»! Увы, Дорст оказался на деле скромной немецкой домохозяйкой, у которой и цветочки на подоконнике, и шницель не подгорел. Вкупе с бездарными художниками (стоит ли их называть?) он сварганил пустую сказочку про богов и людей, в результате которой сцена заполняется большим количеством театрального дыма. Другого итога я лично не обнаружил. Добавим к этому, что Брунгильду и Зигфрида поют заурядные громкоголосцы, не вдумывающиеся в великую музыку, а из многих остальных запомнишь одного-двух исполнителей неглавных партий. Дирижер Кристиан Тилеманн, при выходе которого на поклоны весь зал дружно встает, показался интересным только в орнаментально-живописных эпизодах типа «шелест леса» или «заклинание огня» и обнаружил отсутствие какого-либо интереса к человеческим отношениям, которые и позволяют вообще-то заглянуть внутрь этого трепещущего космоса.

Остается «Парсифаль» в постановке Кристофа Шлингензифа -- человека, не имеющего никакого отношения к театру, модного устроителя хеппенингов, скандальных акций и провокационных действ. Первые десять минут привыкаешь к тому, что на сцене нет НИЧЕГО, имеющего хоть сколько-нибудь прямое (или даже косвенное) отношение к проблематике и образному строю вагнеровского шедевра. И холодным взором (иногда все же с отвращением) смотришь на обряды Викка или Вуду с их культом менструальной энергии крови и еще на какие-то маловнятные ритуальные подробности. Параллельно нам на экране показывают долго, на протяжении всех трех длинных актов, метафорический видеоряд на тему, как жизнь уничтожается смертью: кролик сначала прыгает, живехонький, по лужку (его, настоящего, проносят по сцене в клетке), потом лежит убитый, а на протяжении последних десяти этак минут рапидом снято, как его изгладывают черви и как из него выливается какое-то жуткое гноище. А потом темнота, пустая сцена, а на ней -- коридор света, по которому идет только что умерший. И вот вам весь сказ. Прибавим к этому добротную, но без взлетов игру оркестра под управлением Адама Фишера и заурядный состав, в котором выделяется любимец Москвы Роберт Холл в партии Гурнеманца (про его роль сказать нечего). После закрытия занавеса, не выдержав зрелища разлагающегося кролика, ползала орет истошно «бу!».

Зачем сегодня ездить в Байройт? Вагнеровские дирижеры получше есть в других местах. «Кольцо нибелунга» в прошлые годы ставили интересно и даже захватывающе тоже не здесь -- в Штутгарте, Мангейме и Лондоне. Вагнеровские певцы отыщутся и вдали от Байройта. Колодец заглох, и наполнить его живой водой не удастся Катарине Вагнер, сколь ни хочет она показаться современной, -- нос не дорос. Байройт ждет своего обновителя, похожего на Жерара Мортье, сокрушившего незыблемые каноны караяновского фестиваля в Зальцбурге и превратившего его в подлинное «зерцало мира». До того, как Байройт омоют новые художественные идеи, ездить туда не стоит. Разве что для того, чтобы посмотреть на гениальный Фестивальный театр и подняться по Зеленому холму.

Алексей ПАРИН


Бедный, бедный Байрейт...  :'(

Боже мой, что бы сказал сам Вагнер, если б увидел, как расправились с его детищем...  :o
« Последнее редактирование: Август 16, 2016, 01:54:11 от Александр П. »
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Ramzaj

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 93
  • ロマン
Re: Вагнеровский фестиваль в Байрёйте
« Ответ #1 : Август 19, 2008, 15:12:04 »
Да, проблемы у нас есть, так же как они бывали и раньше! И в Вильдбаде не всегда всё в шоколаде! Но фестиваль есть и это хорошо, а в России ничего похожего нет :-[

А можно было бы где нибудь в Красном Селе провести фестиваль Чайковского ....

Оффлайн Анна2008

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 1
Re: Вагнеровский фестиваль в Байрёйте
« Ответ #2 : Август 19, 2008, 19:12:32 »
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, контакты Пресс-службы Мариинского театра, лучше сотовый Оксаны. Сейчас у них к телефону в театре не подходит, а нужен очень срочно. Я журналист и вообще м по работе ну очень надо, помогите.
nohomapeba@mail.ru


Оффлайн Queen of the Night

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 71
Re: Вагнеровский фестиваль в Байрёйте
« Ответ #3 : Август 20, 2008, 17:39:28 »
Но фестиваль есть и это хорошо, а в России ничего похожего нет :-[
Хорошо-то хорошо... Но, перефразируя одного мудрого человека, лучше вообще ничего не знать об опре, чем знать вот такое  ??? Ну и где же пресловутое неприятие немцами всего чужестранного, их консерватизм? Почитала выложенные здесь рецензии - так и отдает американщиной (в самом дурном смысле этого слова).
А у нас нет таких масштабных фестивалей просто от того, что финансов не хватает...

Оффлайн Ramzaj

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 93
  • ロマン
Re: Вагнеровский фестиваль в Байрёйте
« Ответ #4 : Август 20, 2008, 19:53:53 »
У нас, те в России просто всё зависит от одного человека! Вот будет следующий царь  любитель оперы, а не дзю-до и всё будет! и деньги найдутся, и организаторы и так далее!
Цитировать
Ну и где же пресловутое неприятие немцами всего чужестранного, их консерватизм?

Простите это кто Вас так неверно проинформировал! Немцы не англичане, консерватизм очень умеренный, готовность к новизне развита, так что вот и экспериментируем ;D

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 921
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Вагнеровский фестиваль в Байрёйте
« Ответ #5 : Август 20, 2008, 21:54:56 »


Немцы не англичане, консерватизм очень умеренный, готовность к новизне развита, так что вот и экспериментируем ;D

Вернее, это уже не немцы, если говорить о большинстве, "делающем погоду" в нынешнем как бы "немецком искусстве". Скорее, это большинство следует назвать мутантами, радостно оплевывающими доставшееся им наследие. После того, как Германия и вся ее культура были подвергнуты денационализации - не путать с денацификацией! - а подчас и откровенному шельмованию, Байрейт по мере сил противодействовал энтропии. Но за последние два десятилетия силы иссякли. Ровным счетом ничего не осталось от традиций прежнего, подлинно великого Байрейта - Байрейта Вильгельма Фуртвенглера, Ганса Кнаппертсбуша, Макса Лоренца, Людвига Зутхауса, Марты Мёдль и других титанов. Уже семидесятые годы свидетельствовали об упадке, а ныне - полный тупик. Сегодняшние байрейтские "эксперименты" - жест, выражающий тотальное бессилие. И логика здесь такова: если Лоренц и Зутхаус уже невозможны, их место занимает... каскадер.  :o :'(

А о Катарине Вагнер лучше вообще промолчать...

«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 921
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Вагнеровский фестиваль в Байрёйте
« Ответ #6 : Август 20, 2008, 21:58:13 »
лучше вообще ничего не знать об опре, чем знать вот такое 

Совершенно верно.  :'(
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Queen of the Night

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 71
Re: Вагнеровский фестиваль в Байрёйте
« Ответ #7 : Август 21, 2008, 16:56:39 »
Цитировать
Ну и где же пресловутое неприятие немцами всего чужестранного, их консерватизм?

Простите это кто Вас так неверно проинформировал! Немцы не англичане, консерватизм очень умеренный, готовность к новизне развита, так что вот и экспериментируем ;D
энтшульдиген, Рамзай. переволновалась я просто, вот и перепутала

Оффлайн Ramzaj

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 93
  • ロマン
Re: Вагнеровский фестиваль в Байрёйте
« Ответ #8 : Август 21, 2008, 17:03:09 »
Цитировать
Сегодняшние байрейтские "эксперименты" - жест, выражающий тотальное бессилие.

Я всё же не склонен так уж драматизировать, просто временная творческая пауза! Невозможно постоянно, много лет поддерживать устойчивый высокий уровень, ну не бывает так! Через пару тройку лет будет нам всем праздник!

Фрау Вагнер долго не продержится, так устроена система, просто ей придётся когда нибудь уйти или её уйдут ;D

На счёт перепутала, ничего страшного, только фестиваль правильно называется БАЙРОЙТСКИЙ и город БАЙРОЙТ, такая уж нИмецкая орфография! ;D

Оффлайн Queen of the Night

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 71
Re: Вагнеровский фестиваль в Байрёйте
« Ответ #9 : Август 21, 2008, 17:19:23 »
Но если быть точным, то и англичане не так консервативны, как их малюют... ;D
Я поддерживаю Локи. еще в 60-х годах 20 ст. Т. Адорно заявил о состоянии музыки вообще:"Начало упадка ощутимо, на него можно указать пальцем" (примерно так, за точность цитаты не отвечаю). И это разложение началось именно с Запада. Так что, Рамзай, раз уж Вы "там", предлагаю воспользоватся случаем и заняться поднятием местного уровня культуры ;)
Впрочем, Вы правы, невозможно все время быть на высоте :) Ладно, мы не будем слишком требовательны ;)
Но покритиковать уж ооочень хочется.
O, schrekliche Deutsche Sprache (это я насчет немецкой орфографии)! Однако в русском языке своя орфография, и согласно ее правилам некот. иностр. названия переделываются, напр. не Хайне, а Гейне, не Ляйпцихь, а Лейпциг. То же и с Байрейтом. Хотя приятнее звучит Байройт, тут я с Вами согласна!

Оффлайн Ramzaj

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 93
  • ロマン
Re: Вагнеровский фестиваль в Байрёйте
« Ответ #10 : Август 24, 2008, 01:33:30 »
Да, Вы уважаемая Королева Ночи совершенно правы!

На счет орфографии, это я так для информации, уж  очень мне ухо режет!

Ну будем над музыкой работать  ;)

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: Вагнеровский фестиваль в Байрёйте
« Ответ #11 : Август 25, 2008, 20:09:54 »
У нас, те в России просто всё зависит от одного человека! Вот будет следующий царь  любитель оперы, а не дзю-до и всё будет! и деньги найдутся, и организаторы и так далее!
Цитировать

Эх, Вашими устами бы мед пить :-)
Но очевидно, что вероятность этого РЕЗКО понизилась - поскольку как совсем юных, так и молодых людей, интересующихся оперой, очень мало.
Кстати, а что - теперь уроков музыки в школах вовсе нет ?

Оффлайн Ramzaj

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 93
  • ロマン
Re: Вагнеровский фестиваль в Байрёйте
« Ответ #12 : Август 26, 2008, 16:34:29 »
На сколько я знаю в моей семье, то в Петербурге есть и в Ораниенбауме у нас тоже есть, по крайней мере в гимназии! Вопрос на каком уровне?

Мне лично упорно старались отбить всяческое желание слушать классику! Как наказание, помню, практиковалась прослушка лунной сонаты .... ну не бредятина!? Учился я в 70 годах!

Нет не хотели у нас детей заинтересовать этим! Я скорее благодаря родителям и окружению, ну и благодаря себе полюбил классическую музыку. А слушать стал буквально лет 15 назад, но уже регулярно.

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: Вагнеровский фестиваль в Байрёйте
« Ответ #13 : Август 26, 2008, 20:37:16 »
...
Мне лично упорно старались отбить всяческое желание слушать классику! Как наказание, помню, практиковалась прослушка лунной сонаты .... ну не бредятина!? Учился я в 70 годах!
...

 ;D Кхм ... Лично я был бы счастлив послушать Лунную в школе ;-)
А мы, кроме нот, помнится, разучивали какие-то простенькие песенки.
 
Может, мне повезло: для меня Лунная соната - Божественная музыка еще с колыбельки.   
 

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 921
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Вагнеровский фестиваль в Байрёйте
« Ответ #14 : Сентябрь 17, 2008, 18:21:11 »

Ну будем над музыкой работать  ;)

Если Дочери Рейна и дальше будут вылезать на сцену из канализации, а по сцене будет бегать толпа идиотов с чемоданами, спасаясь от надвигающейся катастрофы и топоча и крича так, что ни Брюнхильду, ни оркестра не расслышать, - ничего у вас никогда не получится.  :-\
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 921
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Вагнеровский фестиваль в Байрёйте
« Ответ #15 : Сентябрь 17, 2008, 18:29:54 »
Через пару тройку лет будет нам всем праздник!


Да уж - когда на Венериной горе рак свистнет.  ;D
Запасайтесь старыми записями, господа! - Вот он, праздник, который всегда с тобой! ;)
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 921
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Вагнеровский фестиваль в Байрёйте
« Ответ #16 : Ноябрь 17, 2008, 19:50:52 »
Через пару тройку лет будет нам всем праздник!
"Пару тройку лет" ждать вовсе не обязательно. Загляните сюда:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1392.msg17370#msg17370

Послушайте - и будет праздник. ;D В Байрейте такого уже никогда не услышите. Да и за пределами Байрейта - тоже.
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Вагнеровский фестиваль в Байрёйте
« Ответ #17 : Август 03, 2010, 09:49:51 »
Лебединая песенка

Вагнеровский фестиваль в Байрейте

Газета «Коммерсантъ»   № 139 (4439) от 03.08.2010   

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=411d1def-0ec5-45bf-84e3-7e5710263920&docsid=1480954

Фестиваль музыка

В Байрейте проходит 99-й фестиваль музыки Рихарда Вагнера — первый с момента смерти внука композитора, Вольфганга Вагнера, руководившего фестивалем с 1951 года. Возглавляемый теперь двумя правнучками композитора фестиваль представил премьеру "Лоэнгрина" в постановке скандально известного мэтра немецкой оперной режиссуры Ханса Нойенфельса. Комментирует СЕРГЕЙ ХОДНЕВ.

Открытие выдалось нервным: накануне, во время генеральной репетиции, на исполнявшую в "Лоэнгрине" партию Эльзы Аннету Даш упал кусок декорации (немецкая пресса получила шанс поговорить о том, сколько получают технические службы фестиваля), а на третий день, не выдержав волнений и жары, слегла в больницу с сосудистым кризом старшая из двух руководительниц — 65-летняя Ева Вагнер-Паскье. На самом деле единокровные сестры Вагнер (компанию Еве составляет 32-летняя Катарина) уже обстрелянные: вагнеровским фестивалем они руководят второй год — их престарелый отец уступил им свой пост еще осенью 2008 года.

Тогда, придя к власти, сестры пообещали фестивалю всевозможное обновление. На первый взгляд, к обновительным мерам можно причислить и появление в Байрейте профессионального возмутителя спокойствия Ханса Нойенфельса. От сурово-возвышенной атмосферы вагнеровской легенды, действие которой разворачивается в раннесредневековом Брабанте, режиссер уж конечно не оставил камня на камне: хор и массовка наряжены гигантскими крысами, а Лоэнгринов лебедь появляется в один момент ощипанным догола. Публика посмеялась, повозмущалась, режиссер посетовал на разногласия с руководительницами — возмущение спокойствия зарегистрировано. Не очень, правда, значительное, да и сложно говорить о том, что для Байрейта этот "Лоэнгрин" оказался невиданным прежде театральным прорывом.

И более того, на самом деле, конечно, это не сестры Вагнер договорились с господином Нойенфельсом, так быстро подобные дела не делаются, решение принимал еще Вольфганг Вагнер, в долгое царствование которого оперно-театральный консерватизм в Байрейте постепенно сдавал бастион за бастионом, так что звучных режиссерских имен и радикальных решений на фестивале в последние два десятилетия было довольно много. Так что собственная инициатива сестер, несмотря на все заявления, пока что имела случай проявиться в очень немногих вещах. У фестиваля появилась детская программа — адаптированные для маленького зрителя представления по мотивам вагнеровских опер (в прошлом году был "Летучий голландец", в этом — "Тангейзер"). Фестиваль продолжает показывать свои спектакли на большом экране на площади, и это, в общем, не самый плохой утешительный приз для тех, кто не попал в заветное святилище местного "Фестшпильхауса", поскольку в технологическом смысле такие показы делаются очень качественно.

И то и другое в известном смысле щелчок по носу для ревнителей байрейтской фестивальной старины, один из устоев которой составляет элитарность: попасть на спектакли фестиваля чрезвычайно сложно, к тому же Вагнер вроде бы композитор не для широких масс и тем более не для детей. Но это и все новации. Руководительницы обещали еще общественное расследование на тему взаимоотношений фестиваля с нацистским режимом. Пока ничего значительного в этом смысле предпринято не было, но, с другой стороны, задумаешься, а так ли это оперному фестивалю нужно — реально, а не для красного словца?

Остается музыка, и вот здесь, видимо, действительно есть тенденции, о которых стоит говорить всерьез. В "Лоэнгрине" состоялся байрейтский дебют самого знаменитого тенора Германии Йонаса Кауфмана — уже эффектный ход, особенно если приплюсовать слухи о возможном приглашении в Байрейт других оперных звезд широкого профиля, Анны Нетребко например. Но самое главное — это обозначившийся интерес фестиваля к молодым звездам-дирижерам. Того же "Лоэнгрина" с успехом провел 31-летний Андрис Нельсонс, через три года музыкальным руководителем очередного нового "Кольца нибелунга" будет Кирилл Петренко. И вот это уж точно сильный жест, по крайней мере на взгляд консервативной публики, которая втайне почти смирилась уже с тем, что на сцене может происходить черт-те что, но продолжает в массе своей придерживаться убеждения, что дирижирование — искусство не молодежи, а седовласых маэстро-патриархов.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 921
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Вагнеровский фестиваль в Байрёйте
« Ответ #18 : Август 03, 2010, 22:23:47 »
Лебединая песенка

Вагнеровский фестиваль в Байрейте

Газета «Коммерсантъ»   № 139 (4439) от 03.08.2010   

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=411d1def-0ec5-45bf-84e3-7e5710263920&docsid=1480954

 Комментирует СЕРГЕЙ ХОДНЕВ.




Мда-с...  :-\ Еще один образчик махрового фельетонизма. Впрочем, что ж с этих коммерсантов взять-то...
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Вагнеровский фестиваль в Байрёйте
« Ответ #19 : Август 03, 2010, 22:37:14 »
Мда-с...  :-\ Еще один образчик махрового фельетонизма

В сравнении с тем, что выделывают режиссёры с операми Вагнера на самом фестивале, это пустяки.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн TUZIK

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 94
  • Тузик - карапузик
Re: Вагнеровский фестиваль в Байрёйте
« Ответ #20 : Октябрь 06, 2010, 18:51:49 »
На прошедшем этим летом Байройтском фестивале мне довелось послушать три спектакля: "Нюрнбергские майстерзинегры", "Лоэнгрин" и "Парсифаль".
По-моему, "Майстерзингеры" в постановке Катарины Вагнер уже идут третий год, и это значит, что эта опера останется в репертуаре еще 2 года. Первый акт вполне адекватен. Во втором появляется довольно много так называемых "символов". А в третьем эти символы наслаиваются один на другой со страшной силой, так что голова не успевает их расшифровывать. Не говоря уже о том, что эта погоня за оригинальностью выходит за границы здравого смысла, вкуса и другого чего угодно здравого. Слава богу, оркестр звучит потрясающе, и если можно так сказать, дифференцированно. Невольно начинаешь рассматривать эту партитуру как "камерную", настолько много звучит нюансов у разных оркестровых групп, настолько часто можно слышать довольно рискованные рубатные эпизоды, которые лишь подчеркивают изумительную форму этой партитуры.
"Лоэнгрин" слушал с 5 ряда партера, и Йонас Кауфманн, которого многие хорошо знают по его записям, просто потряс. Качество его пения идёт "оттуда", из эпохи великих оперных артистов. Иногда, правда, немного смущают его итальянские эффекты  :) но в конце концов, Доминго тоже пел Лоэнгрина и особенно Тангейзера в итальянской манере, да, насколько я понимаю, и сам Вагнер этого хотел. Постановку не хочется обсуждать - по сцене без конца дефилируют крысы всех размеров, цветов, полов и возрастов. Возможно, в этом есть какой-то глубокий смысл, но у меня вообще всегда были проблемы с расшифровкой режиссерских замыслов. Нельсонс изумительно дирижировал. Правда, по моим ощущениям, Лоэнгрин - это более монолитная партитура, чем "Майстерзингеры", и вряд ли там можно найти столько же нюансов и красок, но само течение музыки было и логичным, и захватывающим, и попросту очень красивым. Во время другого исполнения Лоэнгрина я наблюдал Нельсонса в монитор, стоя за кулисами, и его увлеченность, выражение его лица, его как бы "приглашение" оркестрантам к музицированию - всё это произвело огромное впечатление. Человек обожает Музыку. Не так часто это встретишь.
"Парсифаль" - это лучшее, что я слышал и видел. Концепция спектакля включает в себя разные периоды немецкой истории. Самым впечатляющим оказался финал второго акта, когда вновь появляется Клингзор. Звучание вагнеровской музыки, Байройт, нацистские красные полотнища с черными свастиками на белых кругах, эсэсовцы - такая гремучая смесь даже подняла моё давление, несмотря на то, что понимаешь, что это спектакль. Но всё сделано и сыграно так, что возникает полная иллюзия реальности. А в конце спектакля - чувство потрясающего совершенства. И это несмотря на то, что в этом спектакле не было вокалистов уровня Кауфманна. Просто всё в комплексе - оперное представление высшего класса. Квангчул Юнг (Гурнеманц) и Томас Есатко (Клингзор) произвели отличное впечатление. Собственно, корейский бас уже давно "вписан в историю", в частности, в историю Байройта. А Есатко - немецкий баритон - очень интеллигентный певец, очень профессиональный, мне доводилось с ним петь в вагнеровских операх, и впечатление всегда было отличным.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Вагнеровский фестиваль в Байрёйте
« Ответ #21 : Октябрь 06, 2010, 23:35:55 »
Владимир, спасибо за интереснейший отклик - тем более ценный, что вы и сами действующий исполнитель. Если вас не затруднит, прошу вас оставлять у нас на форуме отклики на зарубежные спектакли, которые вызвали ваш интерес.
Убеждён, что все наши посетители прочитают их с удовольствием.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн TUZIK

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 94
  • Тузик - карапузик
Re: Вагнеровский фестиваль в Байрёйте
« Ответ #22 : Октябрь 08, 2010, 13:34:46 »
Дорогой Предлогов, я в Байройте пока не пою  :)
У меня там были другие интересные дела, но надеюсь, что когда-нибудь и спою там.
В такой изумительной акустике всё воспринимается совершенно по-особенному.
Но я счастлив уже тем, что просто добрался до Байройта, походил, погулял, купил кучу книг и СД, послушал спектакли.
Мой вагнеровский опыт ограничивается участием в "Майстерзингерах" и "Гибели богов" в Маннхайме (Котнер и Гунтер), да ещё буду весной репетировать в Хельсинки Вотана в "Валькирии" и "Зигфриде".
Немного пока, но зато в Маннхайме устойчивые вагнеровские традиции. Например, Фридеманн Лайер, дирижировавший Майстерзингерами, ассистировал Караяну, Бёму и многим другим "мастодонтам", интересный мужик, и оркестр звучит потрясающе! Кайф и драйв!
Кроме того, мой второй спектакль "Гибели" совпал с прощанием со сценой немецкого тенора Вольфганга Нойманна (пел Зигфрида). Мировой известности у него нет, но пел он везде и очень много. Все основные театры ранга Мет, Вены и т.д. в его биографии присутствуют. Манерой пения он мне очень напомнил Вячеслава Николаевича Осипова, с которым я 10-12 лет назад спел около 30 спектакелей "Отелло" и "Пиковой" в театре Станиславского.
Единственная трудность, возникшая на этой "Гибели" - это замечание моей подруги из Швейцарии, которая в перерыве пришла за кулисы и сказала мне, что Нойманн очень похож на Брежнева (особенно бровями  ;D )... Так что "Гибель богов" прошла, по моим ощущения, в радостных и весёлых тонах  :) Иногда было трудно удержаться от смеха, особенно когда я привёл свою невесту Брунгильду в замок Гибихунгов и представлял её (и пару Зигфрид-Гутруна) своим вассалам.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Вагнеровский фестиваль в Байрёйте
« Ответ #23 : Сентябрь 21, 2011, 19:57:11 »
Буря и натиск

В Байройте проходит сотый Вагнеровский фестиваль

Ирина Муравьева, Байройт-Москва
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5560 (184)
22.08.2011, 00:12

http://www.rg.ru/2011/08/22/festival-poln.html

Юбилейный Вагнеровский фестиваль в  Байройте его постоянная публика, из года в год приезжающая в знаменитый театр на Зеленом холме, встретила бурным "буканьем".  Недовольную реакцию вызывала премьера сезона-2011 - "Тангейзер" и идущая уже несколько лет в форварде афиши постановка "Нюрнбергских майстерзингеров", сделанная праправнучкой композитора Катариной Вагнер.   

Это уже не первый сезон, когда благоговейная атмосфера зала байройтского Фестшпильхауса, построенного  когда-то для Вагнера  его поклонником-патроном королем Людвигом Баварским,  взрывается от  одновременного одобрительного топота и мощного унисона "Бу-у-у!", несущегося из всех рядов переполненного амфитеатра. К своему столетию, а по хронологии - 125-летию (первый Байройтский фестиваль провел сам Вагнер в 1876 году), храм вагнеровского искусства, подошел не в музейном состоянии, а в "переходном" и пока еще смутном по своим художественным параметрам качестве. 

Этот новый период наступил в 2008 году, когда на место скончавшегося хранителя патриархальных традиций Байройта, внука Вагнера Вольфганга Вагнера, возглавлявшего фестиваль 57 лет и часто подвергавшегося в последние годы критике за косность своей художественной стратегии, не допускавшей авангардной режиссуры на байройтскую сцену, вступила его младшая дочь Катарина Вагнер вместе со своей сводной сестрой Евой Вагнер-Паскье.  И тут же началась реформация  - если и не радикальная, то достаточно заметная, чтобы вызывать недовольство  публики, всегда считавшейся консервативной по своим эстетическим установкам (ирония по отношению к Вагнеру, который всю жизнь прокладывал пути для передового искусства будущего - знаменитого Гезамкунстверка).

Конечно, часть публики давно понимала, что в Байройте надо что-то менять, и вагнеровский миф должен как-то вписываться в актуальный театральный контекст -  многослойный  и часто дискомфортный. Но другая часть байройтской аудитории, выстрадавшая годами, а то и десятилетиями ожидания в очереди право купить билет на фестиваль и приобщиться, наконец, к байротскому "культу", вовсе не желала бы вместо "традиций" получить смутные реформы.  Байройтская публика всегда страшилась прослыть всеядной демократической аудиторией.  Именно поэтому седовласые старожилы Байройтского фестиваля теперь усердно кричат "Бу-у!" при виде ряженых крыс или голых актеров на священной вагнеровской сцене, а в атмосфере на Зеленом холме разливается печальная ностальгия по  старым байройтским временам, когда соблюдалась негласная конвенция - "тихая" режиссура (хотя в Байройте ставили  спектакли и Патрис Шеро, и Гарри Купфер, Кристоф Шлингензиф, Штефан Херхайм,  Альфред Кирхнер), придирчивый кастинг, фильтровавший лучшие в мире  вагнеровские голоса и дирижеров. К этим пунктам стоит добавить еще и незыблемый ритуал байройтского действа: растянутые часовые антракты, во время которых нарядные вагнерианцы степенно прогуливается по альпийским лужайкам Зеленого холма, поедают баварские колбаски с горчицей, дружно собираются под балконом Фестшпильхауса, чтобы услышать, как вместо привычных театральных звонков сверкающие фанфары возвещают мотивами из музыки Вагнера начало следующих актов.

Впрочем, на "домашние" ритуалы Байройта вряд ли посягнет чья-то рука. Но то, что за 125 лет, прошедшие со дня первого Вагнеровского Фестшпиля и за 100 лет его живой сценической истории, представление об актуальном воплощении  вагнеровского  искусства,  изменилось, это очевидно. Тем более что ХХ век  давал достаточно поводов размышлять на такую тему. Достаточно хотя бы иметь в виду историю экзальтированной любви Адольфа Гитлера к Байройту как центру "великогерманского духа".  Об этом теперь демонстративно и иронично напоминает скандальный спектакль "Нюрнберские майстерзингеры", ставший дебютом в Байройте в 2007 году правнучки Вагнера Катарины Вагнер. По сути, "Майстерзингеры" стали ее декларацией на эстетическое будущее Байройта, которое сегодня в качестве уже главы фестиваля она начинает воплощать в реальность.

А мессидж спектакля "Нюрнбергские майстерзингеры", уже который год подряд подвергающегося обструкции со стороны публики, состоит в развенчании "идолов" и фетишей, в число которых попала не только пропагандистская идеологема "германского духа", но и культовые фигуры немецких классиков - Баха, Бетховена, Дюрера, Клейста и др, включая самого Вагнера, выведенных в спектакле ходячими гипсовыми бюстами, подражание которым ведет майстерзингеров в ловушку схоластики и догм - главных врагов живого искусства. Поэтому Нюрнберг в спектакле  - не средневековый город, где гильдия майстерзингеров (мастеров пения) создала сложнейшую систему правил для сочинения песен - табулатуру искусства, а огромный музей, наполненный священными бюстами. У Катарины Вагнер этим застывшим фетишам противостоит даже не вагнеровский программный герой - Ганс Сакс, несущий идею величия нации и народного искусства, а художники-авангардисты, освобождающие сознание публики и мастеров, зажатых сводами музейной табулатуры.

От этой точки раскручивается карнавальное по духу действо с переворачивающимися смыслами, где Вальтер фон Штолцинг, вагнеровский рыцарь оказывается сначала в форварде актуального искусства, втыкая палки в бюст классика и перекраивая пазл "правил" Нюрнберга, а в финале он же торжествует буржуазный успех, получая вместе со своей женой - обабившейся музой Евой гигантский банковский чек за свое бизнес-искусство. Зато ординарный мастеровой Сикс Бекмессер, подворовывавший когда-то эскизы у Штолцинга, в финале шокирует степенную публику Нюрнберга-Байройта (хор, высаженный Катариной Вагнер на сцене зеркальным залу амфитеатром) авангардным перфомансом, участниками которого оказываются библейские "ню" - Адам и Ева. Стихия карнавала выплескивается в массовой сцене драки в финале второго действия, когда потоки краски льются из ведер на беснующуюся толпу, в которой перемешались все - и мастера-табулаторы, и авангардисты, и "бюсты" классиков. Эти "бюсты" на ножках выскакивают и в финальных сценах с пластиковыми рогами и  фаллосами, выплясывая дикий дионисийский танец, в центре которого крутится рогатый Вагнер в знаменитом берете и распахнутом "настежь" халате. А Ганс Сакс в противовес этой круговерти олицетворяет в финале устойчивый аплобм  великого духа Германии, произнося перед фетишем оленя, отлитого из золота, программный вагнеровский спич, столь полюбившийся фюреру, о величии немецкой нации. Огромные золотые фигуры в гитлеровской эстетике, вырастающие из-под земли, обрамляют карикатурно-помпезный финал "Майстерзингеров". В ответ из зала несется "Бу-у!".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Вагнеровский фестиваль в Байрёйте
« Ответ #24 : Сентябрь 21, 2011, 19:59:02 »
Любовь в клетке
На Вагнеровском фестивале кипят страсти
Версия для печати Facebook Twitter VKontakte LiveJournal Ирина Муравьева
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5561 (185)
23.08.2011, 00:20

http://www.rg.ru/2011/08/22/tangeizer-site.html

Единственную премьеру нынешнего сотого Вагнеровского фестиваля в Байройте - "Тангейзер" приняли в штыки и критика, и публика. Провокативный спектакль, оперирующий католическими, социальными, а также философским категориями, поставили берлинский режиссер Себастиан Баумгартен и сценограф из Нидерландов Юп ван Лисхaут.

Стоит заметить, что эта премьера "Тангейзера" поставила жирную точку в сознании той части байройтской публики, которая все еще надеялась, что после скандальных "Нюрнбергских мейстерзингеров", поставленных Катариной Вагнер, и прошлогодней премьеры "Лоэнгрина", где немецкий режиссер Ганс Нойнфельс переместил действие из Брабантского королевства в крысиную лабораторию, проводящую испытания с целью производства из грызунов мужчин и женщин - подданных королевства ("Мертвые души" Гоголя отдыхают), - все-таки экспериментам будет положен конец. Однако новый "Тангейзер" закрепил движение к радикальным изменениям, представив на этот раз на сцене гигантскую промышленную инсталляцию, иллюстрирующую работу фантасмагорического цеха по переработке отходов человеческой жизнедеятельности, конкретно - экскрементов в алкоголь.

Многоуровневая сложная система цистерн, баков, пронумерованных труб и шлангов, "новая" публика, следящая за происходящим из рядов, заполнивших боковые порталы, цилиндрической формы клетка, выезжающая из дауна - нижнего этажа, набитая вертлявыми человекоподобными существами, беспрерывно совокупляющимися (метафора мира Венеры), - все это художник Юп ван Лисхaут, известный москвичам по инсталляции "Город рабов", показанной на Третьей биеннале современного искусства, называет условно "Cистема Вартбург". Правда, вопрос, в какой части этой Системы идет коммуникация с вагнеровской музыкой, повествующей не о социуме, а о сокровенной дилемме человеческой природы: плотского и духовного начал, реализующихся в любви, остается нерешенным до конца спектакля.

В нагрузку к сценической инсталляции беспрерывно работает видеопроектор, еще более дистанцируя и без того далекие от Вагнера сценические аллюзии режиссера Себастиана Баумгартена: здесь и безликие арбайтеры, обслуживающие Вартбургскую систему, и отталкивающая Венера с огромным беременным пузом, окруженная "языческой" массовкой (в проекции на экране подозрительно похожее на Венеру женское лицо, обрамленное золотыми лучами, реанимирующее в сознании христианский образ мадонны), и Тангейзер, появляющийся на сцене в трусах: его битва с собой должна быть конкретной - свободная любовь в "клетке" Венеры или победа одухотворенной любви к Элизабет. Впрочем, авторы спектакля формулируют выбор Тангейзера абстрактно - между аполлоническим и дионисийским. Но такой выбор их герой не в состоянии осуществить.

Спектакль буквально трещит по швам от псевдоинтеллектуальных замашек постановщиков, создавших Систему, где под музыку Вагнера перекачиваются жидкости, экран беспрерывно пестрит то рентгеновскими иллюстрациями внутренностей человека, то подозрительным лицом венерианской мадонны, то движениями обнаженной женщины, занимающей непринужденные позы. Элизабет в спектакле прокалывает ножом свои ладони, истекая "стигматной" кровью за то, что Тангейзер воспевает утехи Венеры. Сам Тангейзер бросается в контейнер с надписью "Рим 4501" (метафора оруэлловского толка), выходя оттуда преображенным - лысым и сбрившим бороду. Венера выносит на сцену рожденного младенца. Мир, видимо, очищается новой плотью, а не воспитанием духа.

В ответ на это из зала вновь несется дружное "Бу-у-у!". Но музыкальная версия нового "Тангейзера" представлена как уникальная: дирижер Томас Хенгельброк создал для спектакля эксклюзивный вариант партитуры, восстановив по факсимильной копии вагнеровского манускрипта более поздние купюры. На одном дыхании, в стремительном темпе он провел весь спектакль, захватив и динамичными ансамблями, и резко сфокусированным четким звуком оркестра, лишенным, правда, вагнеровской "чувственности".

Зато спектакль спровоцировал давно назревшую в Байройте дискуссию, намеченную на последние дни фестиваля: почему именно опера способна вызывать столь крайние эмоции и почему вагнерианцы оказываются такими в высшей степени страстными в отстаивании верности и преданности написанному композитором произведению?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица