Автор Тема: «Иоланта» Чайковского в Большом театре (постановка 2015 г.)  (Прочитано 87645 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 714
Ой, ну просто прослезилась от смеха, читая dolchev'a! Гениально!

А еще про люстру в одном из откликов - сама в антракте утешала своих спутников - зато люстра-то какая!

Оффлайн Lara-Dor

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 2
А сколько длится сие действо, очевидцы?

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 714
28-го закончилось где-то в половине десятого, насколько я помню.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 571
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Татьяна Чемезова

http://vk.com/wall1811739_1716

Премьера "Иоланты" в Большом театре на фоне презентации нового BMW 7 серии или наоборот? не столь важно.
Поскольку и то и другое - потрясающе!

Стильные авто перед входом в Большой, концерт в Бетховенском зале с прекрасным фуршетом, атмосфера роскоши и изысканности.

"Иоланта" в постановке Сергея Женовача великолепна! С детства нелюбимая мною опера в постановке драматического режиссера ожила)

Символичны темная и светлая части сооружения на сцене...

Слепая Иоланта перед выбором: ее внутренний мир так прекрасен, а свет столь обнажающе ярок.. зачем прозренье?

Исцелиться Иоланта может лишь если захочет этого... а она готова на боль, страдания, на все лишения... но как ей захотеть того, чего она не знает?

Помощь приходит от любящего отца: или свет, или жизнь любимого...на грани жизни и смерти порой только и возможен сложный выбор..

вот она - сила мысли! не любовь исцеляет Иоланту, а ее мысль, желание... и вера близких, их любовь!

потрясающий финал, после которого еще долго думается.. как же хочется разжечь это желание яркой жизни, где нет страха, а есть свобода и красота...

Рекомендую очччень!!!!!! BMW не будет, но жизнь таки гораздо богаче игрушек)
Che mai sento!

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 459
Иду завтра вечером.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 571
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
На чем кататься? Пробки в это время. Всем придется бегать.
Никогда мы не узнаем, что же было в БЗК ;)
Вот буквально минуту назад мне вернули деньги за концерт в БЗК на карту, пришла СМС. :)))
Возможно, кто-то напишет в блоге, надо будет поискать в интернете. Мне интересно, как они вышли из этой ситуации.

Отсюда
http://forum.balletfriends.ru/viewtopic.php?t=6128&start=108

"Я была вчера в БЗК. История с этим проектом какая-то странная. Дней 10 назад фестиваль стартовал Травиатой в концертном исполнении, заявлена Алиева, но ее не было. Вчера на обложке программки (см. фото) первой в списке в качестве солистки стоит Алиева, перед концертом её объявили, как солистку. Но она так и не появилась. И в программке, там где подробно исполнители указаны её уже не было. Непонятки…
http://imglink.ru/show-image.php?id=090831dbfc98f538abbacb2132ba1559 "

;D
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 571
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Опять же, как у нас теперь принято говорить :)), я ни на чьей стороне и на спектакль вряд ли пойду...
А не иду я потому, что... не хочу попасть на ужасного тенора Либермана.
Либермана??? Вот это взлет - из гонца в "Аиде" прямо в Водемоны.
Опять же, как у нас теперь принято говорить: не, ну а чё? :o :)

К счастью, взлёт Либермана из Гонцов в Водемоны не состоялся.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 571
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Театральных студентов учат упражнению "одиночество на сцене", но чтобы 20 минут его воплощать.. Это и таланта великих актеров не хватит.
Об этом и спич.

Либо надо быть звездой уже такого масштаба, когда ничего не надо воплощать, а достаточно просто выйти.

Тогда им нужно было пригласить Нетребко. Ей достаточно выйти на сцену и кидаться в публику туфлЯми. Было бы весело и задорно :)
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 571
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Бедняжка Иоланта

Наталья Зимянина

http://www.trud.ru/article/30-10-2015/1330468_bednjazhka_iolanta.html
 
На Исторической сцене Большого театра довольно нелепо спели осанну творцу вселенной

Директор ГАБТа Владимир Урин никогда не забывает подчеркивать, что театр — дело живое: не каждый новый спектакль обречен быть шедевром, и даже известный мастер имеет право на неудачу. Видимо, он почему-то все еще чувствует себя новым директором (назначен в июле 2013 г.) и слегка подстраховывается.

Однако две последние, друг за другом, явные оперные неудачи — для ГАБТа многовато. Летняя «Кармен» в постановке Алексея Бородина поразила статичностью, а значит беспомощностью (по крайней мере в опере) главного режиссера соседнего Молодежного театра. На постановку «Иоланты» Чайковского тоже позвали драматического режиссера, и тоже умного, тонкого, не агрессивного Сергея Женовача. Ведь дирижировать должен был Владимир Федосеев, который с трудом терпит режиссерский произвол.

Но Федосеев за две недели до премьеры от работы был отстранен, и театр даже пытался замять это дело, тихо сменив имя на афише, будто никому не известно, что Федосеев — дирижер мирового класса, а сменивший его за пультом Антон Гришанин мало кому известен и должен был бы на цыпочках ходить перед маэстро и внимать ему не дыша. Тем более что «Иоланта» — одна из коронных опер Федосеева; ее гениальное концертное исполнение в Большом зале консерватории с участием Петра Бечалы невозможно забыть.

...

И если бы дирижировал он сам и сюита игралась просто при закрытом занавесе — будьте покойны, уже вышел бы праздник. Однако мало было за пультом Гришанина, так еще и Женовач решил, что такое долгое предисловие к опере просто скучно. И действительно, сама идея вне Федосеева кажется не вполне удачной. Поэтому на сцене с гигантским ангаром, разделенным на темную и светлую половины (художник Александр Боровский), все восемь частей сюиты по черной половине бродит пока еще молчащая Иоланта (Екатерина Морозова). Она прислушивается к музыке, к танцу Феи Драже, двигает ладошками, ползает по стенке и, наконец, кружится под Вальс цветов. Почти полчаса публика недоуменно взирает на эти самодеятельные пластические этюды. Надо понимать, нам представлен внутренний мир Иоланты, что особенно нелепо выглядит, скажем, под Китайский танец. И большинство, вероятно, думает: что за привидение ощупывает стулья и окна то ли на заваленном хламом чердаке, то ли в случайно запертом гараже? Хлопать артистке — не хлопать?

Но вот начинается собственно опера — и на другую, ярко освещенную половину ангара с громким смехом, будто из «Травиаты», вываливают подружки Иоланты с полными бокалами. Только поют почему-то «Вот тебе лютики...» Здесь и разворачивалось все последующее действие, в то время как на черной половине продолжала страдать, как наказанная собака в чулане, королевская дочь.

...

Зато этот спектакль, возможно, положит конец спору о том, кто в опере главнее — дирижер или режиссер. Потому что новая «Иоланта» — не «диропера» и не «режопера», а классический образец скуки, в которой не повинны ни оркестранты, ни певцы — такие, как, например, Олег Долгов (Водемон), героически старавшиеся придать своим героям человеческое лицо.

Читайте полностью http://www.trud.ru/article/30-10-2015/1330468_bednjazhka_iolanta.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 571
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Иоланта осталась без поддержки

Второй премьерный спектакль по опере Чайковского в Большом театре `прошел на грани срыва
Марина Гайкович   
Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

http://www.ng.ru/culture/2015-10-30/100_iolanta3010.html

Премьерные спектакли оперы Чайковского «Иоланта» идут в Большом театре. Обозреватель «НГ» по стечению обстоятельств побывала на втором спектакле – к большому сожалению, картина, открывшаяся за пределами парадного фасада премьеры, оказалась крайне печальной: и речь даже не о несостоятельности режиссерского решения, а о том, что в главном театре страны не набралось солистов для второго состава.

Пару слов о постановке – к сожалению, режиссер Сергей Женовач просто не дает возможности развернуто написать о его решении оперы Чайковского. ...

Собственно постановки здесь нет: ни мизансцен, ни психологических характеристик персонажей, ни развития их образов. Ни – учитывая стену – взаимодействия с ключевой героиней оперы. В начале Женовач пытается показать, что за люди окружают Иоланту: фривольные девицы заигрывают с музыкантами, кормилица Марта от них не отстает, несмотря на наличие мужа. Но и это брошенная линия: весь остальной спектакль хор и солисты (король Рене, в частности), с безразличными лицами лишь меняют свое положение – то у одной стены постоят, то у другой… Да, очень «оригинально» решены выходные ариозо Роберта и Водемона – они поют их , вскакивая на стулья. Режиссер, который известен своими работами именно в стиле русского психологического театра, оказался абсолютно несостоятелен в опере. Надежда Большого открыть русского Дзеффирелли (он по профессии – режиссер драматического театра ) в очередной раз терпит крах.

Но постановка – не самое печальное, в конце концов, бывают спектакли удачные, бывают не очень, эта – никак оперу Чайковского не раскрывает, но и не делает зла. Концерт в красивых костюмах, в них, кстати, наряжены даже музыканты оркестра – там тоже все поделено на две половины, один играют в традиционных нарядах (белая рубашка, черный пиджак), другие – в панталонах, жилетах и рубашках с жабо. Опечалило музыкального обозревателя «НГ» исполнение, оно, к сожалению ни при каких обстоятельствах не достойно Большого театра. Уход Владимир Федосеева с постановки тихо замят – ни одна из сторон ситуацию не комментирует (официальная версия – подвело здоровье маэстро, но это, скорее всего, неправда, или не вся правда). Слава богу, разрыв не окончательный - Владимир Иванович заявлен в зимней серии.

...

Премьерными спектаклями дирижирует Антон Гришанин – крепкий, профессиональный музыкант, но вот, к сожалению, пока оркестр в его руках лишь аккомпанирует, не претендуя на собственное интерпретационное высказывание. Да и оркестр не идеален: даже в «Щелкунчике», который из репертуара театра не уходит, звучит фальшь.

...

Но за глянцевым фасадом премьеры оказалась… пустота. У Большого театра, где пять лет функционирует Молодежная оперная программа, подарившая театру дюжину солистов, не нашлось второго состава для «Иоланты»! Бас Михаил Казаков (Король Рене), некогда первач, один из лучших Борисов Годуновых последнего времени, напрочь потерял форму и уже не может управлять своим голосом.. За ним – и Валерий Алексеев (Эбн-Хакиа), певец уже возрастной, со всеми вытекающими проблемами. Роберта пел Андрей Жилиховский, свой главный номер («Кто может сравниться с Матильдой моей») он постарался сделать выразительным (несмотря на нелепую позу на стуле), ну а голос у него замечательный.

А вот когда запел Водемон – пришлось замереть. Неизвестно, каким образом попал на историческую сцену Большого тенор из Екатеринбурга Ильгам Валеев, который и у себя в театре поет (чаще - кричит) неровно. Здесь же певец срывался в каждой фразе, так что в какой-то момент за него стало страшно (а за театр - стыдно), казалось, что до конца он просто не допоет. В ситуации, когда за кастинг отвечает некая художественная коллегия (то есть когда персональная ответственность не лежит ни на ком), видимо, и будут возникать такие ситуации. Очень бы хотелось, чтобы на этом спектакле присутствовал музыкальный руководитель Большого Туган Сохиев и сделал соответствующие выводы.

...

Очень жаль, что Динаре Алиевой (Иоланта) достались такие партнеры, как раз она великолепно справилась со своей партией, даже идеально. Певица, которая осторожно вступает на территорию русской музыки (об этом она часто говорит в своих интервью), с огромной ответственностью отнеслась к подготовке, партия выучена идеально. Хорошая кантилена, прекрасная фразировка, отличные верхние ноты, ровность переходов – все это вкупе с очень красивым, насыщенным голосом позволяет наслаждаться ее работой. А ей все это дает ту свободу, когда можно подумать о смысловом интонировании своей партии. Все чувства своей героини она выражает в пении (пространства для актерской игры режиссер ей не оставил): сомнение, страх, отчаяние, решительность, счастье. Эта работа – настоящая, достойная великих певиц, для которых и существует эта великая сцена.
Che mai sento!

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 183
Цитата: Марина Гайкович http://www.ng.ru/culture/2015-10-30/100_iolanta3010.html
Слава богу, разрыв не окончательный - Владимир Иванович заявлен в зимней серии.
Подозреваю, Владимир Иванович еще чего-нибудь придумает, лишь бы не иметь дел с БТ.

Цитата: Марина Гайкович http://www.ng.ru/culture/2015-10-30/100_iolanta3010.html
...Валерий Алексеев (Эбн-Хакиа), певец уже возрастной, со всеми вытекающими проблемами.
Зато 30 лет назад он пел эту партию великолепно — http://www.youtube.com/watch?v=obZe0rsi9SQ

Цитата: Марина Гайкович http://www.ng.ru/culture/2015-10-30/100_iolanta3010.html
и речь даже не о несостоятельности режиссерского решения, а о том, что в главном театре страны не набралось солистов для второго состава...

В ситуации, когда за кастинг отвечает некая художественная коллегия (то есть когда персональная ответственность не лежит ни на ком)...
Но коллегия-то, у которой состава не набралось (видимо, сам собой набирался, да так и не набрался почему-то), состоит из персоналий (огласите весь список, пожалуйста!). И потом, есть главные персонально ответственные — музыкальный руководитель и директор театра. Впрочем, такое громкое слово, как «ответственность» я бы не спешил здесь употреблять...

Оффлайн муся_соло

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 180
Цитата: Марина Гайкович http://www.ng.ru/culture/2015-10-30/100_iolanta3010.html

" Очень бы хотелось, чтобы на этом спектакле присутствовал музыкальный руководитель Большого Туган Сохиев и сделал соответствующие выводы."

Ха-ха, хотелось бы, но у Сохиева азиатский гастрольный тур по Японии и Ю.Корее с Немецким симфоническим оркестром Берлина с 24 окт по 3 ноя.  Совпало с Иолантой, понимаешь

Исправлено оформление цитаты.
« Последнее редактирование: Октябрь 31, 2015, 16:02:14 от Admin »

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 767
Ну а если не набралось, то что делать? Искать только на стороне

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 571
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Екатерина Кретова

https://www.facebook.com/ekaterina.kretova/posts/1112818925397587?pnref=story

...одно безобразие. Чудовищное, бездарное, провальное - Иоланта в Большом театре. Стыд и позор. Очередной провал хорошего драматического режиссера, полезшего в оперу, - черт его знает ради чего - ради бабла или престижа... Но точно не ради творчества. Потому что степень беспомощности, глухоты и полного непонимания - а че делать-то? - запредельная. Ну а музыка... Братцы... Чтоб так налажать в сюите "Щелкунчик" - это прям совсем нужно не уметь играть. Есть, правда, мнение, что оркестр сознательно саботировал дирижера. Федосеев-то спрыгнул вовремя - согласно официальной версии, якобы, по состоянию здоровья. Однако это состояние не мешает Владимиру Ивановичу продирижировать послезавтра программой, посвященной Свиридову, а через пару дней ночным концертом в Ночь искусств! Значит не в этом дело? Думаю, что речь здесь скорее о душевном здоровье: мало кто из настоящих музыкантов смирится с тем, что действие оперы "Иоланта" происходит в теплице для выращивания овощей, а кормилица Иоланты Марта ведет себя, как шлюха. И хочется спросить режиссера: Сергей Васильевич! ( прошу не путать с Рахманиновым!) вы вообще в своем уме? Вы, кто так бережно относится к литературным текстам, неужели оказались неспособным прочесть то, что написано в партитуре Чайковского? Ах, не умеете читать партитуры? Так какого хрена вас понесло в оперу? Неужто вам покой не по карману? Грустно, девушки, как говорил Остап Бендер...и жалко очень Большой театр...
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 571
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
jeanix

http://jeanix.livejournal.com/171048.html

Пётр Чайковский «Иоланта» в Большом театре, режиссёр Сергей Женовач, 2015

Действующие лица и исполнители
Рене, король Прованса — Михаил Казаков (!)
Роберт, герцог Бургундский — Андрей Жилиховский
Водемон, граф, бургундский рыцарь — Ильгам Валиев
Эбн-Хакиа, мавританский врач — Валерий Алексеев
Альмерик, оруженосец короля — Арсений Яковлев
Бертран, привратник королевского замка — Александр Рославец
Иоланта, слепая дочь короля Рене — Динара Алиева (!)
Марта, кормилица Иоланты — Ирина Долженко
Бригитта, подруга Иоланты — Руслана Коваль
Лаура, подруга Иоланты — Юлия Мазурова

С.Женовач впервые в своей режиссёрской практике обратился к символистской эстетике, и причины такого поворота очевидны – сюжет этой оперы сказочно-условный, и в формате психологического театра его если и можно интерпретировать, то лишь в архаических формах. В Большом же театре поставлен стильный современный красивый увлекательный спектакль.

На сцене – павильон из реек, своими контурами напоминающий дом, по сути – это символ дома-мира, пространство этого мира разделено на две равные части – пространство тьмы и одиночества, здесь обитает слепая Иоланта, и пространство света и радости, здесь живут и наслаждаются жизнью все остальные персонажи.

В прологе звучит симфоническая сюита «Щелкунчик», на сцене только Иоланта, она замкнута в левом тёмном блоке, в её движениях ощущается некоторая синхронность звучащей музыке, но это – не танец, и не real-time перемещения слепого или зрячего человека, по тому как Иоланта воспринимает эту сюиту и движется в музыке, мы понимаем, что эта музыка – её, в ней её предчувствия, её ожидания, её чувства, её мечты. По окончании сюиты две капельдинерши вынесли и поставили на авансцену огромную корзину цветов, я подумал, что это подношение оркестру и певице, которая ещё и не пела, во втором действии оказалось, что это – часть декорации и реквизита, именно из этой театральной корзины рыцарь будет доставать-срывать розы своей прекрасной даме.

Симфонический пролог окончен, и пока собственно опера ещё не зазвучала, раздаётся звонкий щебечущий женский смех, и правое светлое пространство заполняется девушками, они в белых декольтированных платьях, в руках – бокалы с шампанским, они веселы, радостны, красивы. Это подруги Иоланты и хор. Светлое и тёмное пространства – зеркальны, и там и там – нотные пюпитры и стулья рядом с ними, разница только в цвете и в свете. Пространство тьмы свет поглощает, пюпитры и стулья там почти не различимы, сливаются в чёрную массу. Только неприкаянная Иоланта выделяется во тьме светлым угасающим пятном. Светлое пространство свет излучает, причём свет золотистый, тёплый, мягкий, здесь радостно и весело, здесь появляются музыканты в ливреях, они даже пытаются играть на скрипках, но потом, конечно, усаживают к себе на колени декольтированных красавиц, по две, по три, по пять, … по многу.

Забредшие сюда заблудившиеся рыцари не случайно называют этот дивный уголок раем, видимо, это и есть рай - много-много красивых женщин, и они самые разные – блондинки, брюнетки, шатенки, пухленькие и стройные, высокие и маленькие, и все – красавицы, в них можно погружаться бесконечно, и много-много шампанского, и музыка, музыка, музыка, … Что ещё для райского блаженства нужно?

Впервые свет в пространство темноты попадёт вместе с рыцарем, он откроет дверь в ту половину и луч света прорежет тьму. И он будет первым, кто войдёт в то мрачное одинокое пространство. Прозрение Иоланты происходит без помощи каких-либо офтальмологических приборов, без волшебства, и не за сценой, оно случается как волевой акт – «Я могу/хочу видеть!» В момент прозрения чёрные стены медленно уходят, исчезает тёмный задник, свет затапливает всё пространство. Всё!.. Свет! Свет и небо! И люди! «Люди, как и я?» Звучит божественная музыка... хоры… Хвала творцу! И свету!
Che mai sento!

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 459
Я сразу хочу сказать вот что:
На мой взгляд и слух, музыкальная часть спектакля - на самом высоком уровне!
И иезуитствовать по поводу "приглашают невесть кого" не стоит. Дураку ясно, что для серьёзнейшего и опытного Гришанина это была работа тяжёлая во всех отношениях. И прежде всего - из-за непонятного "слива" Федосеева. Подозреваю, что и отношение оркестрантов было не ах.
Это был настоящий мрачный. поздне-романтический Чайковский, сыгранный по-гоффмановски мистично и мощно.  Оркестр - да, лажал. Киксы были. небрежность была... Но и они "проснулись" и заиграли на очень высоком нерве.
Для меня - главным разочарованием вечера явилась Динара Алиева. девушка вроде и пела, а вроде и не то))). А что именно - так сразу и не разберёшь. Вроде бы и играть старалась, но вот что именно - хрен поймёшь... Дикция у Алиевой вообще никакая. хорошо титры были!
Догов пел весьма достойно. Может, конечно, не везде полнозвучно, но везде аккуратно и всегда красиво.
Головатенко мне понравился. Это опять больше тенор, чем баритон, но "Матильду" он  спел на уровне. Не хватило красок.
Это вкратце и без Женовача.
Об этом после...

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 571
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Догов пел весьма достойно. Может, конечно, не везде полнозвучно, но везде аккуратно и всегда красиво.

Имеется в виду Олег Долгов :)

Это вкратце и без Женовача.
Об этом после...

Да, очень интересно про Казакова, Азизова и Женовача.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 571
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Слава (_arlekin_)

2015-11-01 15:24:00
http://users.livejournal.com/_arlekin_/3219628.html

жизнь природы неизменна: "Иоланта" П.Чайковского в Большом, реж. Сергей Женовач, дир. Антон Гришанин

Опять мутная предыстория с заменой дирижера-постановщика за несколько дней до премьеры - в сугубо музыкальном плане такая рокировка, положим, не смертельна, а в случае Гришанина вместо Федосеева не исключено что и выигрышна, но тут есть еще момент и репутационный, и художественный, если говорить о замысле спектакля, а не просто о звучании оркестра. Что касается первого пункта - как ни печально, ситуация по меркам последних пятнадцати лет истории Большого скорее типичная, нежели чрезвычайная, только на моей сравнительно недолгой памяти Большому устраивали разного масштаба демарши такие гранды, как Геннадий Рождественский, Мстислав Ростропович, Юрий Темирканов, Василий Синайский, дошла вот очередь и до Владимира Федосеева - чем он хуже? А в результате совершенно невозможно понять, в чем состояла исходная идея объединения оперной музыки "Иоланты" с балетной "Щелкунчика" и как это должно было выглядеть, звучать, разыгрываться в идеале.

По факту сюита из "Щелкунчика", а вернее сказать, чуть ли не произвольно надерганный набор номеров музыки балета - и из первого акта, и из дивертисмента, завершая "Вальсом цветов" - предваряет основное действо. В это время на сцене уже находится заглавная героиня, помещенная Сергеем Женовачом в коробку Александра Боровского, смахивающую формой на домик, а дизайном не то на крытую веранду, не то на теплицу (что напомнило мне похожее решение "Персефоны" Стравинского-Жида в постановке Серебренникова-Симонова).

Помещение симметрично поделено на две половины - темную и светлую. Светлая, в правой части коробки - комната для музицирования, с позолоченными пюпитрами, тоже белыми, как и одежды всех действующих лиц, включая Иоланту. Но Иоланта в белом сарафанчике-"ночнушке" находится в соседней, левой, "темной" комнате, обстановка которой зеркально отражает правую, и в которой она ходит, бродит, потягивается под музыку "Щелкунчика", звучащую от начала спектакля минут примерно двадцать. Остается предположить, что в нехитрых движениях под танец феи Сирени, арабский танец "кофе", танец пастушков и т.д. вплоть до вальса Иоланта внутренне проживает и скупо проявляет внешне свои тайные девичьи грезы, страхи, предчувствия - но для этого достаточно было любого из номеров, да и просто оркестрового вступления собственно к опере, которое следует за "сюитой". От "сюиты" спектакль отделяет еще и вынос капельдинершами корзины цветов - скорее как часть общего действа, нежели как приношение оркестру, потому что потом именно из этой корзины Иоланта сослепу будет подавать Водемону белые розы вместо красных. Подобный "театр в театре", помимо того, что уж очень он примитивен, еще и неоригинален - вспомнить Ратманского с его дефиле капельдинерш с цветами, так Ратманский остроумно шутил, а здесь и остроумия не чувствуется, и шутка не считывается.

Между тем, едва на сцене появляются хористки и солисты, режиссер оказывается заложником сценографической метафоры. Спасибо администрации Большого, я сидел строго по центру и мог оценить красивую "картинку" в стильном ЧБ, на фотографиях, должно быть, она смотрится отлично, на сцене, увы, освоить ее, по всей вероятности, невозможно: предположу, что из боковых лож глубина дальней половины выгородки едва просматривается, а с краев, подозреваю, и ближней тоже. Мизансцены статичные, движения внутри выгороженного пространства минимум.

Параллельное действие на "темной" половине Иоланты и на "светлой", где обитают зрячие персонажи, не сказать чтоб осмысленно, да и чисто технически продумано неважно, судя по тому, что девушки в белом умудрились зацепить и повалить добрую половину пюпитров, партнерам пришлось их поднимать - мелочь, и скорее забавная, чем катастрофическая, но тем не менее весьма показательная. И незачем плакаться, что хороших оперных режиссеров мало, приглашают драматических, а они ничего в опере не смыслят. Если уж на то пошло, то режиссерская карьера Женовача на первом ее этапе пошла в гору с постановки на Малой Бронной именно "оперы" - ну насколько можно назвать "оперой" в современном понимании опус 18-го века "Мельник, колдун, обманщик и сват" Аблесимова. Я сам видел этот спектакль, в восторг тогда не пришел и задним числом переоценивать его значимость не стал бы, но так или иначе, а спектакль, пусть и в драмтеатре, был музыкальным. Проблема, то есть, скорее в том, что приглашенные в оперу, а тем более в Большой режиссеры драмы как чумы боятся проявить избыток фантазии, свободомыслия, выбиться из формата. Оттого и итоги, мягко говоря, спорные. Но у Алексея Бородина в "Кармен", по крайней мере, действие по большей части выносилось ближе к рампе - осмысленности это не добавляло, но удобство для публики, при заведомой ложности подобного целеполагания в принипе, налицо. Женовач же с Боровским и о публике не особенно заботились, и что-то новое в "Иоланте" раскрыть даже не попытались.

Оркестр у Гришанина, волей обстоятельств превратившегося в многостаночника-"стахановца", играет аккуратненько, ровненько - но однообразно, я бы сказал, нудновато, хотя в такой постановке драматические контрасты темпа и звука едва ли пришлись бы к месту. Солисты стараются по возможности соответствовать, хорошо работает в заглавной партии Екатерина Морозова, достойна Ирина Долженко в партии Кормилицы, мужчины слабее, но ничего, приемлемо, Нажмиддин Мавлянов-Водемон даже трогателен, Константиш Шушаков, правда, совсем не соответствует ни голосом, ни тем более фактурой образу Роберта, впрочем, это все частности. Ну а что в этом спектакле чему по фактуре соответствует, коль на то пошло?

Безусловно, прежняя версия "Иоланты" в Большом, до недавнего времени на протяжении многих лет сохранявшаяся в репертуаре, эстетически устарела, хотя ту ансимовскую постановку я смотрел с Екатериной Щербаченко дебютировавшей тогда в партии Иоланты:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1693569.html

Сейчас Щербаченко опять поет Иоланту в очередь с Алиевой и Морозовой (я пошел на Морозову исключительно из организационного удобства: дневное представление), но концептуально, содержательно постановка Женовача ничуть не более "продвинутая", чем "архаичная" Ансимова, разве что ажурная "теплица" в модной подсветке смотрится лучше, чем прежняя "комната с гобеленами". Однако уже и в то время на сцене "Новой оперы" появился не шибко "радикальный", зато осмысленный спектакль Геннадия Шапошникова - не уверен, что его "Иоланта" дожила до своего пятилетия, и безусловной удачей мне на тот момент тоже не показалась, но сегодня и она бы по концептуальности дала фору нынешней премьере:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1674052.html?nc=3

А самое обидное, что в "Иоланте" есть за что зацепиться мыслящему режиссеру. Иоланта не знает, что слепа, и не понимает, чего лишена. А исцелить ее возможно лишь в том случае, если она сама захочет - но для этого она должна осознать свою болезнь, говоря прямым текстом, свою ущербность. И после этого, пройдя связанное со страхом и, может быть, страданием испытание, она увидит свет. Какой простор для интерпретация самого разного плана - от психоаналитического до историософского. Кстати, и оперной режиссуры тоже касается. Но драматические режиссеры, приходя в Большой, один за другим предпочитают работать с "закрытыми глазами". Шапошников в "Новой опере" мотив слепоты и прозрения решал тоже наглядно до прямолинейности, но проще по набору приемов и вместе с тем содержательнее. У Женовача даже в кульминационный для сюжета момент ничто не нарушает мизансценической статики - Иоланта по-прежнему пребывает на своей "темной половине" без движения, "великий мавританский врач" не сходит с места в светлой, а "прозрение" обозначает свет и отъезжающая в глубь сцены задняя стена декорации, потом уж хор выстраивается в "линеечку".

Получается, что никаких "испытаний" героиня не проходит, процедура не требует от нее никакого экзистенциального усилия, а все само собой, заданным порядком развивается. Пришел храбрый рыцарь, открыл спящей красавице глаза - сначала он сам в переносном смысле, а затем уж "великий мавританский врач" - и в прямом, ну и хорошо, ладно, все счастливы. Не пришел бы, не открыл бы - да и так вроде неплохо, жить можно, жизнь природы неизменна, если мир и в мрак одет. (Вот и у Богомолова в "Мушкетерах" силы зла настойчиво внушают: "быть незрячим - значит, жить не зря") При желании такую фатальность, отказ от права самостоятельно решать, менять свою судьбу можно счесть и мировоззренческим, и даже, по сегодняшним временам, остро-актуальным решением темы - но, боюсь, это означало бы проявлять к создателям постановки излишнее доверие.

Говорят, что у Исаакяна в театре Сац героиню "Иоланты" шпыняет зрячее окружение, над ней издеваются - может быть это, особенно в сравнении с тем, что предложил Женовач, даже любопытно, но помимо предполагаемого музыкального качества того спектакля (в Большом все-таки оперу слушать можно - дальше уже начинаются вопросы к частным моментам), там же еще в комплекте к спектаклю прилагается вступительный спич Роксаны Сац, от которой всегда хочется самому ослепнуть и оглохнуть.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 571
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
"Мы утрачиваем эталоны"

Почему премьера «Иоланты» в Большом театре прошла без Владимира Федосеева? С дирижером беседует Александр Трушин

На минувшей неделе в Большом театре состоялась премьера оперы Чайковского "Иоланта". Идея постановки принадлежит Владимиру Федосееву, но на премьере за дирижерским пультом его не было. Почему  — маэстро рассказал "Огоньку"

— Владимир Иванович, почему премьера прошла без вас?

— Очень сожалею, что в премьерной афише не было моего имени. Я сам предложил Большому театру эту постановку. Замысел заключался в соединении восьми фрагментов из балета "Щелкунчик" с последней оперой Чайковского. В свой последний год жизни Петр Ильич именно в таком сочетании и дирижировал. Наверное, он чувствовал внутреннюю связь этих сочинений, их интонационное единство. И мне такой замысел очень интересен. Я рассказал об этом Владимиру Урину, директору Большого, и идея была поддержана.

Мы начали работу, естественно, с прослушивания солистов. Честно говоря, у меня осталось печальное впечатление от состава. Певцы, которые приходили, меня не устраивали. Иоланты не было, Водемона тоже. Сейчас эту партию исполняет Олег Долгов, у него прекрасный голос, он дебютировал в Большом в 2008 году именно в этой роли. Но главная проблема в другом. Молодых певцов, которые справились бы с этими партиями, наверное, не нашлось... Они, конечно, есть, но их подготовка оставляет желать лучшего, с ними нужно было работать. А времени оставалось мало. Мне просто не хватило бы репетиций (ведь именно в репетициях рождается спектакль), чтобы достойно подготовить премьеру. Какие-то из них пришлось отменить, и по согласованию с Владимиром Уриным мы приостановили работу, перенесли мое участие в "Иоланте" на начало января.

— Значит, вы не отказались окончательно от постановки "Иоланты"?

— Нет, конечно. Я сейчас дирижировал девять спектаклей "Спящей красавицы" в миланском La Scala, вернулся в Москву и продолжу репетиции "Иоланты". По моей просьбе назначены дополнительные занятия с оркестром и с солистами. Первый спектакль назначен на 8 января будущего года.

— Вы ведь предлагали на роль Иоланты Асмик Григорян?

— Да, это очень хорошая певица, с прекрасными вокальными возможностями. Я хотел, чтобы она пела. Но по каким причинам театр не смог с нею договориться, я не знаю.

— А режиссер?

— Сергей Женовач прекрасный режиссер, я очень интересуюсь его работами. Но он в первый раз ставит оперу. И это стало одной из причин переноса репетиций, ему нужно было больше времени для подготовки спектакля.

— У вас сложилось мнение об оркестре Большого театра?

— К сожалению, мне не удалось его узнать. Я провел только один оркестровый прогон. Когда-то этот оркестр был очень известным и постоянно выступал с симфоническими программами. Был знаменит и ансамбль скрипачей Большого театра. Сейчас многое изменилось, и не знаю, играет ли оркестр свои симфонические программы.

Полностью здесь http://www.kommersant.ru/doc/2841739
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 571
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Цитата: Владимир Федосеевlink=topic=11346.msg167037#msg167037 date=1446447865

Мы начали работу, естественно, с прослушивания солистов. Честно говоря, у меня осталось печальное впечатление от состава. Певцы, которые приходили, меня не устраивали. Иоланты не было

А как же Иоланта Динара Алиева, суперзвезда мировой оперы? :)

Цитата: Владимир Федосеевlink=topic=11346.msg167037#msg167037 date=1446447865
Но главная проблема в другом. Молодых певцов, которые справились бы с этими партиями, наверное, не нашлось... Они, конечно, есть, но их подготовка оставляет желать лучшего, с ними нужно было работать.

А как же Молодёжная оперная программа? Появление её участников даже в маленьких партиях вызывает у критиков неуёмные восторги, а Федосеев говорит, что молодые певцы не подготовлены для выступлений на высшем уровне 8)
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 571
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Кстати, как справедливо заметили внимательные наблюдатели, в этой речи Владимир Урин прямым текстом говорит, что за подбор певцов отвечает дирижёр, в том числе Федосеев за кастинг на "Иоланту".

http://www.youtube.com/watch?v=UJUugOQpBBU
Che mai sento!

Оффлайн муся_соло

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 180
Асмик Григорян весь октябрь пела Чио-Чио-сан в Стокгольме, поэтому она и не могла принять предложение БТ. И Иоланту она  еще никогда не пела, а учить такую знаковую партию надо не одну неделю.
Я рада, что Федосеев продирижирует в январе.

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 459
А у меня вопросы к Федосееву. Такое ощущение, что реально на его неучастие в премьере повлияла только занятость Григорян.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 571
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Mikhail Fikhtengoltz товарищи-коллеги, нездоровье и прочие недуги, так как как и качество вокалистов (в Большом ЕСТЬ прекрасные певцы и ни на один состав) вообще не при чем. Просто Владимир Иванович откровенно лукавит: ему захотелось заработать денег и продирижировать еще одну серию спектаклей "Спящей" в Ла Скала. Это означало, что на репетициях "Иоланты" он бы присутствовал последние дней десять (вместо шести недель). Театральное руководство обомлело от такого плана действия и произошло расставание. А далее в ход пускаются всем известные клише - нет достаточного количества репетиций, певцы плохие, утрачены эталоны и т.д. тошно.

Отсюда https://www.facebook.com/marina.gaykovich/posts/1216458005037165
Che mai sento!

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 714
А мне так кажется, что Федосеев как раз и ответил на главный вопрос "почему": Женовач не смог вовремя справиться со своей частью  работы, и заранее спланированные и согласованные репетеции пришлось переносить. Сказано мягко, но четко. И спектакль просто не готов.
« Последнее редактирование: Ноябрь 02, 2015, 15:28:27 от Ренне »