Автор Тема: «Иоланта» Чайковского в Большом театре (постановка 2015 г.)  (Прочитано 87643 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
"Мы утрачиваем эталоны"

Почему премьера «Иоланты» в Большом театре прошла без Владимира Федосеева? С дирижером беседует Александр Трушин

Я сам предложил Большому театру эту постановку. Замысел заключался в соединении восьми фрагментов из балета "Щелкунчик" с последней оперой Чайковского. В свой последний год жизни Петр Ильич именно в таком сочетании и дирижировал.
Интересно, надо ли это понимать, что именно так и исполнялось: восемь фрагментов Щелкуника + Иоланта? Первый раз об этом слышу. Я то считал, что Иоланта шла в один вечер вместе с балетом «Щелкунчик».

Какая-то странная история. Я наивно считал, что прежде чем объявлять о постановке с привлечением внештатных участников, театр заключает с ними договор, в котором должен быть и пункт о неустойке в случае отказа. Причем это должно касаться всех, как певцов, так и дирижера.
« Последнее редактирование: Ноябрь 02, 2015, 14:48:52 от Читатель »

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 767
 А вот какой смысл обсуждать, почему так получилось? Понятно, что будет выдвигаться множество версий. И они будут противоречить друг другу.
Только результат считается.
У меня вопрос к Sasha E. Zhur. Вы обещали дорассказать о Ваших впечатлениях. Я бы  ( думаю, что и другие) с удовольствием бы почитала

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 571
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Константин Львов

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=549738571841837&set=a.479048822244146.1073741833.100004170963806&type=3&theate

Бездействие в двух частях.

"Иоланта" П.Чайковского, дирижер А.Гришанин, режиссёр С.Женовач, спектакль Большого театра, Главная сцена.

Последняя опера знаменитого композитора - крепкий орешек. Краткость сочинения побуждает дополнить чем-то ещё театральный вечер (или день). Сказочная неправдоподобность сюжета - история слепой принцессы, не подозревающий о своей болезни, - приглашает к символическим толкованиям.

Боюсь, что идея нынешней постановки родилась под несчастливой звездой. Дирижер Федосеев, предложивший объединение сюиты из "Щелкунчика" с "Иолантой", сам же и покинул проект. А проект, насколько теперь можно судить, и задумывался как дирижёрский - запоздалый дебют патриарха в опере главного театра.

Заменивший Федосеева Антон Гришанин точен, аккуратен и внимателен к возможностям певцов, но он не проявляет яркой индивидуальности.

Режиссёр из драматического театра Сергей Женовач решил ограничиться минимальным посредничеством между музыкой и художественным решением.
В результате замок короля Рене - убежище слепой девушки, - напоминающий простую стереометрическую фигуру, разделен на две половины - темную,где меланхолически томится Иоланта, окруженная стульями , пюпитрами и бутылками, и светлую, где робко развлекаются подружки-хористки с фальшивыми музыкантами, беседуют король и его свита, туда же проникают и два путешественника из Бургундии - Роберт (неохотный жених Иоланты) и Водемон (её любовь).

Вероятно, чтобы сразу указать на предельную абстрактность сценического действия, буквально за минуту до первых тактов служащие театра водружают на авансцену корзину красных и белых роз, благодаря которым Водемон и раскроет "секрет" принцессы.

Далее следует 20-минутная сюита из "Щелкунчика", которую очень внимательно слушает на тёмной половине слепая принцесса. Волшебные звуки, ласкающие её слух, станут важным аргументом в её споре со зрячим и настойчивым Водемоном. Как очень плохо видящий, могу подтвердить немалую пользу слепоты (относительной), - сколько уродливой фигни я не вижу!

После сюиты, которую оркестр Большого театра играет, как нетрудно догадаться, не приходя в сознание, начинается оперное действие. Вернее будет сказать, БЕЗДЕЙСТВИЕ.

Настоящая "Иоланта" - ещё один пример концертного исполнения в декорациях и костюмах. Герои и хористы с мимансом даже почти не двигаются; кроме робкой попытки усадить придворных девушек на колени седовласых придворных, и вспомнить нечего.

Странная история слепой принцессы, изолированной от мира и печальной правды собственным отцом, и последующее открытие секрета и излечение принцессы любовью - это история о дефлорации (отец, мужчина, красные и белые розы, перемена участи). Разумеется, что интенданты театра и постановщики спектакля могут лишь тайно помечтать о подобном безобразии у стен Кремля.

У Женовача в итоге получилась, скорее, оратория, но эта статичность "Иоланты" создала эффект, быть может, неожиданный.

Дело в том, что финальное прозрение девушки, когда и её темную половину дворца заливает яркий свет, и туда тоже приходят мужчины и женщины (хор), поставлено совершенно недвусмысленно: принцесса Иоланта попросту умерла во время мучительной и бесполезной операции Эбн-Хакии (нам не показанной) и вознеслась на небеса обетованные. Видимый теперь отец - Отец небесный, а возлюбленный жених - это Христос. Мне такое объяснение очень нравится, особенно если долго вглядываться в прочих персонажей оперы. Исполнители важных и второстепенных партий проявили много старания и за это их и можно благодарить.

Иоланту пела артистка молодёжной программы театра Екатерина Морозова - обладательница статной фигуры, сильного и выразительного голоса и красивой груди. Её Иоланта возвышается над разношерстной челядью, и выпавший героине жребий представляется наилучшим - Иоланта Морозовой слишком хороша для этого замершего мирка.
Che mai sento!

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 459
А вот какой смысл обсуждать, почему так получилось? Понятно, что будет выдвигаться множество версий. И они будут противоречить друг другу.
Только результат считается.
У меня вопрос к Sasha E. Zhur. Вы обещали дорассказать о Ваших впечатлениях. Я бы  ( думаю, что и другие) с удовольствием бы почитала
Бартоли, я обещаю. Но я всё-таки подожду ещё порции выплесков извне (я про рецензии "по ходу"). Да и мои впечатления о непосредственно спектакле уже сейчас достаточно рАзнятся с аутентичными)))).
Но Казаков - нет. Казаков - нет, и нет, и нет! )))))

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 459
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=549738571841837&set=a.479048822244146.1073741833.100004170963806&type=3&theate

Бездействие в двух частях.

Несмотря на провокативность названия, это интересная оценка. Интересная.
Слава Богу, что "пересмешничество" уходит.
Лично я всеми силами души сопротивляюсь "смертному" финалу. Я очень надеюсь, что Ёланта выжила и прозрела.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 571
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Опять двойка

«ИОЛАНТА» В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ
текст: Екатерина Бирюкова

http://www.colta.ru/articles/music_classic/9089

...Ощущение недоумения остается в зале до самого конца, сказываясь и на неуверенных хлопках после арий, хотя состав солистов (и не один) — как раз сильная сторона этой продукции. Хороша Иоланта в исполнении артистки Молодежной оперной программы Екатерины Морозовой, ее несостоявшийся жених Роберт (Игорь Головатенко) — вообще подарок, состоявшийся жених Водемон (Олег Долгов) показал сомнительное пиано на верхних нотах, но в остальном был молодец, держал марку старожил театра Вячеслав Почапский в роли короля Рене. Но вопрос, повисший в воздухе, так и остался без ответа. Что, собственно, нам хотели сказать? Сказкой для детского просмотра «Иоланта» уже перестала быть. Но никаким взрослым высказыванием так и не стала.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 571
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Бартоли, я обещаю. Но я всё-таки подожду ещё порции выплесков извне (я про рецензии "по ходу"). Да и мои впечатления о непосредственно спектакле уже сейчас достаточно рАзнятся с аутентичными)))).

Пишите, Саша, пишите :))
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 571
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Я не была на спектакле, но внимательно рассмотрела фотографии. Какие странные костюмы! Огромные вязаные одеяния на мужчинах - интересно, сколько они (одеяния) весят и не жарко ли в них? И как эта дополнительная физическая нагрузка повлияла на вокал и раскрытие образов?
Che mai sento!

Оффлайн Beta

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 28
Сергей Белкин
http://belkin-sergey.livejournal.com/183420.html

«Иоланта» – одна из оперных премьер «Большого театра» 2015 года. То, что эта одноактная опера возвращается на сцену театра – очень хорошо!
Но…

Вспоминается эпизод примерно 40-летней давности. Идет церемония награждения лауреатов Всесоюзного конкурса вокалистов. Все вполне традиционно, своим чередом вручают награды, лауреаты по очереди выходят на сцену, председатель жюри их награждает… А потом слово берет представитель то ли ЦК, то ли Минкульта и бодрым «комсомольским» голосом объявляет: «А теперь силами участников конкурса будет дан небольшой концерт!» Зал лёг!

Вспомнилось это не случайно, потому что столь точные формулировки не умирают. Итак: силами «Большого театра» в конце октября 2015 года была исполнена опера П.И.Чайковского «Иоланта».
И это важно, – что «силами Большого», – поскольку позволяет произвести, так сказать, замер этой силы, оценить состояние, уровень оперной части нашего великого во всех смыслах театра.

Поскольку «Иоланта» опера одноактная, ее традиционно совмещают с каким-то другим одноактным действом – оперой или балетом. Или, как в этот раз – с симфонической сюитой «Щелкунчик». В свое время Чайковский предлагал в качестве «дополнения» даже двухактный балет «Щелкунчик».

В общем, такое расширение представления до двух актов – вполне оправдано. Но ведь сделать это можно просто: первое отделение – «Щелкунчик», второе – «Иоланта», а можно и «с творческой выдумкой». Ну а раз мы переживаем жуткую эпоху режиссерской оперы, то, уж конечно – «с выдумкой». «Выдумка заключалась в том, чтобы сюиту укоротить, от «Иоланты" кусочек к ней как бы приставить и таким макаром заполнить первое действие. Потом – антракт-буфет, а потом продолжение музыкальной истории. А чтобы стыковочка сюиты с оперой стала не формальной, а творческим актом, режиссер (наверное, режиссер – кто же ещё?) велел героине – Иоланте – находиться на сцене не просто с самого начала, а даже раньше взмаха дирижерской палочки.


Что мы видим.

Мы видим на сцене двускатный вегетационный домик. Вегетационный домик это род большой теплицы, использующийся в сельскохозяйственной науке. Первый такой домик у нас в стране построил К.А Тимирязев в 1872 году. Теперь вот и в «Большом» построили.

Домик разделен на две половины. Левая – черная, темная, с черной крышей, черными стенами, черными стульями… Это символизирует мир без света и без цвета, в котором живет слепая от рождения Иоланта. Правая половина домика – белая: белые реечки самой конструкции, много ярко-белого света, белые стулья и пр. То есть – мир света, недоступный незрячей принцессе.

Сама по себе идея (вероятно, ее следует связать с именем художника-постановщика: Александр Боровский) вполне оправдана и, возможно, могла бы удержать на себе какой-нибудь драматический (не музыкальный) спектакль. Для оперы, даже одноактной, этого маловато будет. Статичная конструкция минут пять-десять живет на сцене нормально: пока вы отдаете должное этой метафоре художника, – а потом становится скучной… А потом – мешает… А потом и вовсе начинает разрушать, идти вразрез с музыкой.

Но, тем не менее – музыка «Щелкунчика» зазвучала, Иоланта – «вся в белом» – в темной комнате давно находится и как-то, подчиняясь замыслу режиссера (Сергей Женовач), неровно двигается меж черных стульев к черным стенам, изображая то ли рождение звучащей в ее сознании музыки, то ли что-то подобное вполне бесхитростное. Такое сценическое действо продолжается с полчаса: Иоланта сомнамбулирует в левой черной клетке, правая светлая клетка – пуста, оркестр – в яме… Потом «Щелкунчик» завершается вальсом и начинается опера «Иоланта».

Действие так и продолжается: пока Иоланта не прозрела – то есть почти всю оперу, ибо ее прозрение и означает счастливый финал – она пребывает в темной части домика, а все остальные – зрячие – в светлой. При этом все остальные персонажи и хор одеты «во всё белое». Довольно скоро это напоминает анекдот про еврея, спрашивающего раввина: "Скажите, ребе, белый – это цвет?" Раввин отвечает: "Да, белый – это цвет". "Ну, а черный – это цвет?" – продолжает спрашивать… Терпеливый раввин отвечает: «Да, черный – это тоже цвет». "Вот видишь, Хайм, – оборачивается спрашивающий к сопровождающему его другу, – значит я продал тебе таки цветной телевизор!"

Не шутки ради я вспомнил этот старый и общеизвестный анекдот. А потому что наш с вами мир, мир зрячих – не белый, а цветной! И в опере об этих красках мира говорится открытым текстом на русском языке. Но режиссеры-художники, попав в плен собственной метафоры, умертвили и саму метафору, и оперу, и ее смысл и много чего еще, включая зрелищность и театральность! И это вовсе не минимализм – как творческий метод, способный заострить внимание на главном, отбросить второстепенное… Это недостаток профессионализма у господ Женовача и Боровского. Это просто плохо сделанная вещь.

Но и это еще не всё…

На сцене появляются герои и хор. Тоже «весь в белом». Сперва в узенькую калитку протискиваются оркестранты – одетые в отлично сделанные камзолы светло-светло серого цвета, рассаживаются на белые стулья возле белых пюпитров, потом через ту же калиточку просачиваются хористки – с обнаженными плечами, игривые, с бокалами шампанского… И начинают ласкать музыкантов и ластиться к ним…
Иоланта же, напомню, в левой половинке теплички мается впотьмах.

Действо призвано отразить «все радости жизни людей зрячих» и противопоставить их мрачному миру тьмы людей слепых. Поскольку в «мире зрячих», придуманном волей режиссера и художника все равно только один цвет – просто он белый, а не черный, – то и радости жизни сведены, в значительной мере, не к возможности созерцать, а к наслаждению тактильными ощущениями и иной телесной радостью.

Проблему, от которой отмахнуться не удалось: наличие в опере белых и красных роз как важных участников сюжета, – пришлось решать вводя-таки третий цвет: на просцениум выносят корзину с белыми и красными розами…

Еще мы видим костюмы. Иоланта – в белой длинной полотняной рубашке для сна, ее отец – король Рене – в белоснежном банном вязаном халате. Окруженный игривыми хористками он своим халатом завершает образ всеобщей телесной радости бытия. Остальные костюмы то крупной, то более мелкой вязки, перемешивают участников до уровня неотличимости друг от друга. И только Мавританский Врач отмечен кашне и узором на халате…

Тиски «гениальной метафоры» сценографа корежат спектакль на всем его протяжении. Сегрегация персонажей на «зрячих» и «белых» против «незрячей впотьмах», их разделение непроницаемой стеной, приводит ко многим идиотическим мизансценам, в которых герои и по сюжету и по содержанию произносимых текстов должны соприкасаться друг с другом. Но – низзя! Непроницаемая стенка должна будет обеспечить драматургическую кульминацию путем раскрытия в ней дверцы и попадания пучка света в темное царство, когда Иоланта исцелится и прозреет! Ради этой простенькой мыслишки можно и глупости творить. А чё там церемониться: опера – искусство настолько условное, что…
Внимайте режиссерскому замыслу и восхищайтесь.



Что мы слышим.

Мы слышим сперва невыразительное, посредственное исполнение «Щелкунчика». Как это возможно – трудно понять, но – напоминаю формулу: «силами «Большого театра». Дирижировал – Антон Гришанин.

Потом мы слышим солистов. И тут я в затруднении… Потому что мой восторг и преклонение перед вокалистами, мое трепетное отношение к исключительной, ни с чем иным не сравнимой сложностью профессии, мое сострадание к их зависимости от всего на свете: здоровья, настроения, фаз Луны и всего прочего «видимого и невидимого» всякий раз сдерживает мою готовность отругать тех, кто спел плохо. Потому что петь хорошо – очень трудно, а ранимость вокалиста – это вообще за пределами обычной чувствительности…
Динара Алиева (Иоланта). Не могу сказать, что она с ролью не справилась. Справилась. И выполнила все идиотские требования режиссера торчать на сцене невыносимо долго до начала оперы и потом тоже никуда из клетки не отлучаться. Но тембр ее голоса – красивый, выразительный, «отличительный» – просто не подходит для этой роли. Но это мое суждение – из области вкусов и индивидуального видения роли, образа…

Олег Долгов (Водемон). Тоже – «неплохо спето». В пределах своих возможностей, как говорится. Но мне – зрителю, посетителю «Большого театра» – этих возможностей не вполне хватает.

Игорь Головатенко (Роберт). Думал, что он-то окажется лучшим из всех. Нет – с «Матильдой моей», как раз все было в порядке: спето! Но всю роль на том уровне, на каком он может «выдать» – не выдал. В целом, все-таки, не огорчил. И за то спасибо.

Эльчин Азизов (Мавританский врач). Вот он удивил и обрадовал: хорошо спето! Просто нет замечаний.

Михаил Казаков (король Рене). Тут вот я не нахожу слов. Потому что горько и обидно. Не знаю – что с ним. Может, нездоров, может еще что-то… Но это было просто весьма плохо исполнено. Тембр не держится, верхи вымученные, низы едва звучат... Просто беда. И большое сожаление.

Остальные солисты – тоже, можно сказать: «в меру своих возможностей». И в этом-то состоит основная драма произошедшего.

-=-

Драма в том, что музыкальный уровень, на котором была исполнена «Иоланта» – это лучшее, на что сегодня способна труппа «Большого театра». Произведенный «замер» показал, что некогда великий и прославленный коллектив находится на весьма заурядном, провинциальном уровне.

А что же должно было быть? А должно было в тот самый день 31-го октября 2015 года состояться лучшее в мировой истории исполнение «Иоланты». Ни больше ни меньше. Должно было быть потрясение художественным уровнем, восторг перед гением Чайковского, восхищение мастерством и талантом солистов, профессионализмом режиссера… И так должно быть на каждом спектакле. Потому что это «Большой театр»! Нет ни одной причины, чтобы не быть ему лучшим в мире оперным театром. А уж в исполнении русской оперы он обязан быть эталоном в каждом спектакле.

Вместо этого мы наблюдаем за уже четвертьвековой деградаций оперной части нашего национального достояния. И ведь ни у кого нет ни злого умысла, ни иных побуждений делать плохо. Просто все как-то само получается между «очень плохо» и «так себе».

01/11/15
« Последнее редактирование: Ноябрь 03, 2015, 16:18:48 от CF Editor »

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
«Иоланта» в Большом театре: прозрение откладывается

Фёдор Борисович
Специальный корреспондент

http://operanews.ru/15110207.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 571
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Михаил Казаков (король Рене). Тут вот я не нахожу слов. Потому что горько и обидно. Не знаю – что с ним. Может, нездоров, может еще что-то… Но это было просто весьма плохо исполнено. Тембр не держится, верхи вымученные, низы едва звучат... Просто беда. И большое сожаление.

Михаила Казакова раскритиковали в ещё нескольких рецензиях; похоже, что он действительно спел очень неудачно. Я слышала, что Казаков сильно похудел (намеренно), и, видимо, это сказалось на здоровье и на голосе.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 571
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Что мы видим.
Мы видим на сцене двускатный вегетационный домик. Вегетационный домик это род большой теплицы, использующийся в сельскохозяйственной науке. Первый такой домик у нас в стране построил К.А Тимирязев в 1872 году. Теперь вот и в «Большом» построили.

В МАМТе в "Хованщине" действие происходит в избе - или в сарае; в "Кармен" (Большой театр) на сцене декорации, которые издалека кажутся фанерными (на самом деле это пластик, но с виду - фанера!) - на многих старых дачах комнаты обиты фанерой; теперь в Большом построили теплицу ;D Похоже, художники-оформители черпают идеи в народном быте, стремятся быть ближе к простым людям :) А всякие снобы недовольны, требуют пышных декораций 8)
« Последнее редактирование: Ноябрь 03, 2015, 11:47:42 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 183
Олег Долгов (Водемон). Тоже – «неплохо спето». В пределах своих возможностей, как говорится. Но мне – зрителю, посетителю «Большого театра» – этих возможностей не вполне хватает.

Игорь Головатенко (Роберт). Думал, что он-то окажется лучшим из всех. Нет – с «Матильдой моей», как раз все было в порядке: спето! Но всю роль на том уровне, на каком он может «выдать» – не выдал. В целом, все-таки, не огорчил. И за то спасибо.

Эльчин Азизов (Мавританский врач). Вот он удивил и обрадовал: хорошо спето! Просто нет замечаний.
Слушал их в другой день, впечатления примерно те же.
Не скажу, правда, чтобы Азизов меня так уж прямо удивил, но во всяком случае он понравился мне больше, нежели в записи этого года из Мет. Ну и, повторюсь, в кульминации арии силы голоса и красоты взятия верхней ноты мне немного не хватило. Но в целом, да, действительно один из немногих, к кому не придерешься.

Михаил Казаков (король Рене). Тут вот я не нахожу слов. Потому что горько и обидно.
Да уж, при таком раскладе, пожалуй, мне стоит снять свои претензии к Почапскому.

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 183
А всякие снобы недовольны, требуют пышных декораций 8)
Да никто уже ничего не требует.
Предел мечтаний: концертное исполнение в пустом зале. А всё, что сверх того, — от лукавого. :)

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Пожалуйста (только, видимо, без пустого зала): http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,10174.msg167120.html#msg167120
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 183
ЗАМЕТКИ НА ПРЕМЬЕРНЫХ ПОЛЯХ
("Иоланта". Большой театр. 31 октября 2015 года, утро)


Дискограф
http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=106364&p=1591106&viewfull=1#post1591106

(выделения жирным шрифтом сделаны мною  — Александр П.)


...Постановочно-костюмировочная часть оставила гнетуще-убогое впечатление. Светлейшая и добрейшая по своей сути опера-сказка в умелых руках Женовача и Боровского преобразилась в занудное, лишенное даже намека на романтизм действо. Пылкость чувств, тяга к познанию нового были выхолощены. Внешне опера предстала совершенно стерильной. Я бы даже сказал - стерилизованной, причем стерилизованной искусственно. Можно много говорить, что такой замысел был изначально согласован с Владимиром Федосеевым, который так и не встал пока за пульт Большого, как бы перекладывая с больной головы на здоровую...

...Список режиссерских несуразиц одновременно и смешит, и удивляет. Постановщики решили обойтись минимумом грима и антуража. В итоге за что боролись, на то и напоролись.

Комически-сатирично прозвучала фраза Альмерика, обращенная к Бертрану, которого весьма недурно исполнил Александр Рославец: "Узнай, СТАРИК, Рауль вчера скончался!". А "старику" на самом деле еще и 30 лет не стукнуло. Он вполне цветущий молодой человек.

Или хотя бы обращение врача к пациентке после операции: "Тебя не испугает небо!". А над головой у бедняжки Иоланты черная крыша ангара... Или взять хотя бы методу лечения, предложенную мавританским врачом. Оказывается, возвращать зрение можно телепатически. Как говорил известный персонаж Плятта: "Главное - задуматься!". Даже филиппинские хирурги налагают руки на пациента, а тут просто колдовство какое-то...

Или момент узнавания Иолантой своего отца, находящегося от нее на расстоянии в добрых двадцать метров. Сначала она и знать не знает, кто это такой, а через пять секунд радостно возвещает: "Отец мой добрый!". Видимо, навеяло...


...Наиболее интересно в тот день под его управлением прозвучала сюита из "Щелкунчика". Гришанин преподнёс её именно как самостоятельное симфоническое произведение. Освобожденный от необходимости дирижировать "под ногу", он мог позволить себе заметную игру темпов. Из сюиты характерных танцев изначальную танцевальность сохранил лишь русский. Остальные воспринимались как иллюстративные картинки. Правда, эти картинки были сделаны очень тонко. Наиболее приятное впечатление оставили "Чай" и особенно "Кофе". Тягучая мелодика "кофейного" фрагмента завораживала игрой оркестровых тембров. А вот вальс снежных хлопьев прозвучал достаточно обыденно...

... Что касается собственно оперы, то Гришанин провел ее уверенно. Были взяты нормальные темпы, что весьма немаловажно для общей архитектоники "Иоланты".

И все же в двух моментах я бы не согласился с дирижером.

Первый - это ария Рене. Это ария-раздумье. Король полон мрачных мыслей, он размышляет на сцене. А размышление не может быть быстрым. На деле же эта красивейшая музыка была исполнена излишне оживленно, отчего явно пострадала ее значимость. И - напротив - следующая сцена между Рене и Ибн-Хакиа прошла в явно замедленном темпе. В результате пропал нерв этого диалога-противоборства, и оно превратилось в милую беседу типа "не хотите - как хотите". Однако в остальном Гришанин вел оркестр достаточно уверенно и не позволял себе нигде заглушать солистов...



...К счастью, на этом представлении все-таки была Иоланта. То есть исполнившая эту партию Екатерина Морозова вполне сумела с ней справиться вокально... У нее приятного усредненного тембра лирическое сопрано достаточной силы и полетности. Во всяком случае, голос легко летел через оркестр, певица его никак не форсировала. Чувствовалось, что она поет "с запасом". (автор рецензии слушал спектакль из первого ряда партера — прим. Александр П.)

Мои претензии к молодой певице связаны несколько с иным. Дело в том, что у Морозовой явный харьковский - "гурченковский" - диалект. То есть буквосочетания "-те", "-ти" и им подобные на слух воспринимаются как "-ке" и "-ки". Многократно имеющиеся в либретто возгласы и просто слово "оКец" очень сильно царапали мои нежные уши. Налицо очевидный "фефект фикции", требующий вмешательства логопеда-дефектолога. Неужели это не слышно со стороны, и молодой певице никто не может подсказать выход из данной ситуации?! Комплексовать в данном случае нечего - даже Юрий Левитан избавлялся от своего "володимирского говора" с помощью педагогов...

...В партии Водемона был занят Нажмиддин Мавлянов. Я впервые слышал этого певца и могу подтвердить устоявшееся мнение, что для его сладкого лирического тенора наиболее подходящей является партия Рудольфа в "Богеме", которую он с успехом поет в Стасике. В партии же Водемона хотелось бы слышать более крепкий и порывистый голос. Голос Мавлянова совсем неплох, но как-то мало ассоциируется с персонажем, который имеет смелость противоречить и не слушать указаний своего прямого сюзерена - герцога Роберта и задавать прямые и нелицеприятные вопросы старшему по возрасту, то есть королю, пусть на тот момент и являющемуся для него инкогнито.

Партия Водемона весьма неудобна. В ней много переходных нот, которые надо бы петь форте, а Мавлянов постарался максимально сгладить эти моменты. Возникало ощущение, что певец заметно бережется и не поет в полную меру своих возможностей. Знаменитый романс, надо отдать должное, прозвучал достаточно красиво и выразительно, чему немало способствовала хорошая дикция и артикуляция...

...Я многого ожидал от Константина Шушакова, певшего Роберта. Впервые услышав его три года назад в небольшой партии в "Марии Стюарт" в зале Чайковского, я даже поздравил Большой с обретением такого голоса. Похоже, мои поздравления оказались преждевременными. За прошедшее время я не почувствовал у певца никакого вокального прогресса. Сохранился лишь приятный тембр в центральном регистре. А вот с верхами реально надо что-то делать. В знаменитой арии про черные очи Матильды верхние ноты звучали зажато. А если есть зажим, то не может быть никакого блеска и яркости. В итоге голос не мог нормально перелететь через оркестровую яму и был вполне себе закрыт оркестром, который в данном случае обязан был давать форте...

...Исполнителя партии короля Рене Вячеслава Почапского я впервые слышал именно в "Иоланте" в 1986 году, когда он был еще стажером и исполнял партию Бертрана (еще через год я был на "Мазепе", когда уже штатный солист Почапский пел Орлика). По большому счету, Почапскому и надо было петь Бертрана. Не могу сказать, что он пел плохо. Это было бы неправдой. Но достоинства голоса у певца уже на исходе. Он достаточно качественно исполнил арию, в которой голос звучал вполне прилично. Но вот потом куда-то стала исчезать звучность, и во второй части спектакля Почапский пел уже невыразительно, с трудом пробиваясь сквозь оркестр. В этой партии я слышал Юрия Статника и Владимира Давыдова. Оба пели несравнимо лучше...

...Еще один давний знакомец - это Валерий Алексеев в партии Ибн-Хакиа. Его я слышал в 1991 году в Мариинке в партиях Яго и Шакловитого. И вот встреча через четверть века. Надо отметить, что Алексеев был единственным, кроме Морозовой, кого было очень хорошо слышно на всем диапазоне. Голос сохранил былую яркость и плотность. Но все-таки полностью избежать влияния безжалостного времени не удалось. На крайних верхних нотах у Алексеева была заметная качка. Хорошо, что пока не шторм... Однако качество тембра по-прежнему позволяет отнести Алексеева к надежным драматическим баритонам. Общего музыкального впечатления он никак не испортил...

...Если говорить о маленьких партиях, то они были исполнены очень даже неплохо. Наверное потому, что были поручены солистам, лишенным налета "моржовости". Рославец в партии Бертрана прозвучал весьма внушительно и интересно. И даже Долженко показала остатки роскоши в нижнем регистре.

Что касается хора и миманса, то нельзя не вспомнить форменный погром, явно не предусмотренный режиссерской экспликацией, в виде грохота, приключившегося от ниспровержения сразу трех массивных деревянных пюпитров на белой стороне сцены. Как на грех, подобные шалости приключились аккурат во время безмятежного сна Иоланты. Полагаю, что от такой канонады даже мертвый бы пробудился. Но наша дева красоты даже бровью не повела...

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 981

Михаила Казакова раскритиковали в ещё нескольких рецензиях; похоже, что он действительно спел очень неудачно. Я слышала, что Казаков сильно похудел (намеренно), и, видимо, это сказалось на здоровье и на голосе.
Я Михаила Казакова весной слышал в "Хованщине" в Мариинке, в роли Досифея. Я вообще не понял, что это было. Зачем так ОРАТЬ, абсолютно не попадая в ноты. И ЭТО - солист Большого театра?
А что касаемо Гришанина - слышал его выступления в Стасике. Могу сказать одно - "Тангейзер" был просто образцово-показательный. Возможно, Антон не смог сыграться с оркестром Большого - к сожалению такое бывает у приглашенных дирижеров. Хотя вроде он с самого начала эту постановку готовил? Непонятно.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 571
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Я Михаила Казакова весной слышал в "Хованщине" в Мариинке, в роли Досифея. Я вообще не понял, что это было. Зачем так ОРАТЬ, абсолютно не попадая в ноты. И ЭТО - солист Большого театра?

У меня точно такие же впечатления от его Филиппа - http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,4492.msg128333.html#msg128333

Однако я стараюсь сохранять объективность и замечаю, что его многие хвалят. Кроме того, сам факт приглашения в Мариинку тоже о чём-то говорит. Ещё Казаков будет петь Рене в к.и. "Иоланты" с Темиркановым 25 декабря в Петербурге.

Однако же в премьерном блоке "Иоланты" в Большом с Казаковым было что-то экстраординарное, поэтому я, совсем не будучи его поклонницей, сочла нужным пояснить, что он, видимо, был не совсем здоров.
Che mai sento!

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 981
Пожалуйста (только, видимо, без пустого зала): http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,10174.msg167120.html#msg167120
В Михайловском театре "Иоланта" очень даже неплохая. Классически-незатейливая - я бы так назвал, но общее впечатление отличное.
А с Большим как-то не складывается. Последнее, что мне понравилось в Большом - "Чародейка" в режиссуре Тителя. Но в этом сезоне пока не заявлена, к сожалению

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 571
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Последнее, что мне понравилось в Большом - "Чародейка" в режиссуре Тителя. Но в этом сезоне пока не заявлена, к сожалению

Renato выкладывал на форум информацию из буклета Большого театра на сезон - когда будут какие спектакли, в том числе весной (на сайте афиши пока нет). "Чародейка" в буклете на этот сезон не заявлена вообще.
Che mai sento!

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 484
ЗАМЕТКИ НА ПРЕМЬЕРНЫХ ПОЛЯХ
("Иоланта". Большой театр. 31 октября 2015 года, утро)



...К счастью, на этом представлении все-таки была Иоланта. То есть исполнившая эту партию Екатерина Морозова вполне сумела с ней справиться вокально... У нее приятного усредненного тембра лирическое сопрано достаточной силы и полетности. Во всяком случае, голос легко летел через оркестр, певица его никак не форсировала. Чувствовалось, что она поет "с запасом". (автор рецензии слушал спектакль из первого ряда партера — прим. Александр П.)

Мои претензии к молодой певице связаны несколько с иным. Дело в том, что у Морозовой явный харьковский - "гурченковский" - диалект. То есть буквосочетания "-те", "-ти" и им подобные на слух воспринимаются как "-ке" и "-ки". Многократно имеющиеся в либретто возгласы и просто слово "оКец" очень сильно царапали мои нежные уши. Налицо очевидный "фефект фикции", требующий вмешательства логопеда-дефектолога. Неужели это не слышно со стороны, и молодой певице никто не может подсказать выход из данной ситуации?! Комплексовать в данном случае нечего - даже Юрий Левитан избавлялся от своего "володимирского говора" с помощью педагогов...


Вы очень точно подметили, что автор сидел близко. Дефекты дикции в согласных из бельетажа услышать и так внимательно разобрать непросто, туда не весь голос долетает.

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 459
Много, очень много написано...
Я вот кое-что на фб писал и даже чуть там с кем-то не поругался!) Понимаю, что оребу по полной, но скажу...
Как-то мне расхотелось примыкать к хору негодующих. Вернее так:  единственный аспект, по которому я не сойдусь с ооочень многими, - оркестр Большого театра. Не дирижёр, а именно оркестр!
Уж не знаю, кем надо быть, чтоб ТАК погано киксовать! Я не думаю, чтобы Гришанин был настолько неопытен, чтобы допускать такие ритмические расхождения. А вот оркестранты-то наши - люди опытные. И эту музыку они, по идее, должны норально сыграть даже во сне... Я вот не в курсе, кто у нас где сидел, просматривая премьерные спектакли, но я сидел довольно близко. Я отлично видел, как вовлечённо и увлечённо работает Гришанин. Я отлично видел и то, насколько странно ведут себя некоторые оркестранты: простите, но переговаривания, перешёптывания, отсутствующий , если не сказать больше, вид и явное ОТНОШЕНИЕ (ну, вы меня понимаете).
Равнодушие  к тому, чем ты занимаешься, у наших оркестрантов БТ отмечается (не только мной) очень давно! Но вот, чтобы такое было на премьере оперы - это я впервые вижу. Я ни секунды не сомневаюсь в том, что даже если бы оркестром и этой музыкой дирижировал бы, простите, олигофрен, то ЭТОТ оркестр должен был бы сыграть пусть без "космоса", но АККУРАТНО!!! Но неаккуратность, вялость и всяко-разно "несупер" было в основном вначале. Потом, оркестр "разыгрался")))). Хорошо!
Вот!
Женовач...
Я сейчас думаю, что во многом его работа (с кучей нелепостей, но которые выглядят ещё нелепее) пострадала из-за действительно отвратительной сценографии, мерзких, совершенно глупых, костюмов и поганого света!
Да, это концернт. Да, поддерживается ораториальность, как концепция. Да, "гимничность" оперы к тому располагает. Да. И в условийх столь жёсткой и неблагодарной для режиссёра концепции (её предложил и "пожелал" Федосеев, насколько я понял?) Женовач сделал довольно интересную штуку именно театрального свойства.
У КАЖДОГО персонажа ЕСТЬ СВОЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ рисунок роли, своя "жизнь", свой портрет, своя история. На моём спектакле, с Алиевой, всё было СЫГРАНО замечательно! Серенюк, Щёголева и Меннибаева всё сделали идеально: интересно по реакциям, глубоко и точно. И как-то так я думаю, что "виноват" в этом режиссёр Женовач. У каждой была интересная история.
Трудно было Алиевой (не бог весть какаой артистке, равно как и вокалистке - и ведь я посвятил ей ЦЕЛУЮ ветку форума) оправдывать своё пребывание на сцене во время сюиты. Но я, например, хорошо увидел режиссёрские задачи по смене настроения, по смысловому наполнению и т.д. А вот насколько Алиева в этом смысле оправдала возложенные на неё задачи режиссёра - вопросы к Алиевой! Она ж у нас тоже - мастерица по гастролям (вопрос: кому ж она нужна такая!?).
Так вот, несмотря ни на что, это выглядело не беспомощно! Говорят, Щербаченко играет круто!!!
С учётом ораториальности и (ну, раз уж ораториальность, то) следующей из этого антитеатральности, я понимаю и оправдываю многочисленные условности этой постановки: хор - это лес, дворец-не дворец и т.д.
(Ах, если бы художник не был бы таким... странным!!!)
Иоланта показалсь мне некоей спящей красавицей, вокруг которой давно всё устоялось-устаканилось. Её недуг, особенность, стали ВСЕМ удобны: все делают свои дела, все чувствуют себя нормально. Но вот что-то эдакое начинает происходить. Кстати, король-то и не удивился, услышав "диагноз" врача. Вероятно, Эбн-Хакия даже не 10-ый дохтур, которму показывали Ёланту-детку. И король привык к своему вечному горю, и его слуги привыкли это горе обслуживать...Пока не явились ОНИ!
Если честно, то лично я не получил (помимо хорошего оркесра вначале) ещё и световой концепции, светового решения, которое бы соответствовало масштабу перелома!
Блёклые, "слоновой кости и топлёного молока" костюмы, отличающиеся только немудрёными нюансами покроя и отделки, вот глаз совем не радовали. Более того, женский хор с подчёркнутыми бюстами напомнил о прачечной 19-ого века, вызывая весьма специфические ассоциации)))),
Мужики были реально смешны. И , я думаю, тут все в курсе.
Итак. Вот не могу я назвать работу Женовача уж совсем провально-отвратительной! Не могу я соединить вместе страстного Гришанина и уставше-неряшливый оркестр, всё-таки взявший себя в руки, то ли благодаря энергетике дирижёра, то ли стыдясь великой музыки Чайковского!
Про пефцоффф. Про них тоже много было сказано. И совершенно правильно написано. Казаков досадно бессилен: что случилось??? Говорят он сильно сбросил вес... "Уж сколько раз твердили миру и т.д."
Азизов - один из наиболее харизматичных на сей момент в труппе БТ певцов. Здесь он был ну просто супер к месту. И внешность, и умение "восточно" фразировать, и правильная интонация. Я не назову его вокал выдающимся. Но как образ, как единое целое - да!
Про девушек я уже выше написал. Они всё сделали и были хороши.
Вот Алиева... Я не буду больше любить эту певицу. Она не обидится, а я сохраню нервы.
(написано сумбурно. понимаю. если нужно, то уточню и поясню)

Оффлайн Наталья Леонидовна

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 195
Ну, т.е., из всего вышесказанного следует один печальный вывод: в бывшем большом нет не только балета, но и оперы. И чтоб послушать "Иоланту" без выпендрежа, надо ехать в Михайловский?

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Или в ЦОП.

Оффлайн dolchev

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 302
Страстность значит  ;D

Страстность Гришанина в музыке никаким образом не отражалась именно в опере (Сюита откровенно не к месту и сыграна была дежурно). Иоланта такая светлая, жизнеутверждающая, там столько прекрасных мелодий, но так скучно все это было под управлением страстного дирижера.