Автор Тема: «Сирой» Хассе (КЗЧ, 15 октября 2015)  (Прочитано 6438 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Сирой» Хассе (КЗЧ, 15 октября 2015)
« : Октябрь 13, 2015, 12:01:39 »
Иоганн Адольф Хассе.
«Сирой» – опера в концертном исполнении
15 октября 2015, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
               
Оркестр Armonia Atenea
Дирижер – Георгий Петру (Греция)
Макс Эмануэль Ценчич (контратенор, Австрия)
Юлия Лежнева (сопрано)
Диляра Идрисова (сопрано)
Мари-Эллен Неси (меццо-сопрано, Греция)
Роксана Константинеску (меццо-сопрано, Румыния)
Хуан Санчо (тенор, Испания)
В ПРОГРАММЕ:
Хассе
«Сирой» – опера в концертном исполнении

http://meloman.ru/concert/iogann-adolf-hassesiroj-opera-v-koncertnom-ispolnenii/

Уважаемые слушатели!
После концерта в фойе Концертного зала имени
П. И. Чайковского пройдет автограф-сессия участников постановки.
« Последнее редактирование: Ноябрь 15, 2016, 14:33:12 от Александр П. »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Вот здесь можно найти запись "Сироя" практически в том же составе, который будет петь в КЗЧ.

http://intoclassics.net/news/2014-12-26-37449
Che mai sento!

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Ооо, спасибо, очень интересно. Будем готовиться.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Синопсис (отсюда http://intoclassics.net/news/2014-12-26-37449)

Акт Первый
Косрой, царь Персии, в бою убил Асбита, царя Камбайи. Дочь Асбита Эмира, желая отомстить за смерть отца, переоделась в мужское платье и проникла во дворец Косроя, назвавшись Гидаспом. Узнать ее смог только возлюбленный - Сирой, старший сын царя Персии. Его положение при дворе осложнено тем, что младший сын царя Медарс стремится скомпрометировать старшего брата, чтобы самому наследовать престол. Ему удается навлечь на Сироя отцовский гнев. Эмира, пытаясь использовать обиду Сироя на отца в своих целях, просит его выступить против Косроя. Но Сирой, несмотря ни на что, отказывается предать отца. Эмира отвергает его любовь и начинает плести против него интригу. Она дает понять любящей Сироя принцессе Лаодике, что та может надеяться на взаимность. Лаодика открывает свое чувство Сирою, но получает отказ. Обиженная принцесса охвачена желанием отомстить. Зная, что Косрой испытывает к ней нежные чувства, она намеренно вводит его в заблуждение: Сирой будто бы пытался ее соблазнить. Их разговор невольно подслушал сам "виновник": Сирой ожидал случая раскрыть отцу глаза на козни Медарса. Прямое объяснение с царем теперь невозможно, поэтому Сирой решает написать анонимное послание о грозящей опасности.

Акт Второй
Лаодика отвергает извинения Сироя, хотя по-прежнему неравнодушна к нему. Эмира возобновляет свои требования, доведя Сироя до отчаяния. Но он вновь и вновь отказывается причинить отцу зло. Не видя иного выхода, Сирой выхватывает меч, чтобы покончить с собой. Застав сына с оружием в руках, Косрой полагает, что тот пытался напасть на «Гидаспа». Сирой отказывается что-либо объяснять и безропотно дает себя арестовать. Лаодика просит Гидаспа/Эмиру развеять заблуждение Косроя и вступиться за невинно арестованного. Однако Эмира, преследуя собственные цели, заявляет, что ей невыгодно защищать Сироя, так как "Гидасп" тоже любит Лаодику и видит в принце своего соперника.

Акт Третий
Косрой отдает генералу Арасу приказ казнить Сироя. В это время сторонники Сироя окружают дворец, требуя справедливости. Видя непреклонность царя, Лаодика признается, что несправедливо очернила его сына. Ее поддерживает и Гидасп, мотивируя свое заступничество желанием усмирить бунтовщиков. Но когда Косрой отменяет свой приказ, Арас сообщает, что помилование пришло слишком поздно и казнь уже состоялась. Узнав об этом, Эмира раскрывает инкогнито и открыто заявляет о своей цели - отомстить Косрою. В действительности, однако, Сирой не погиб. Арас сообщил о его смерти лишь для того, чтобы разоблачить мнимого Гидаспа. Он желает арестовать Эмиру, но она сама устремляется в тюрьму, чтобы предотвратить готовящееся убийство Сироя сторонниками Медарса. Сирой и Эмира вместе с Арасом спасают Косроя от бунтовщиков и вместе с царем успевают остановить уже начавшуюся церемонию коронации Медарса. Косрой объявляет Сироя царем, Эмира отказывается от своей мести, Медарс и Лаодика, несмотря на свои интриги, получают прощение.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 131
Юлия Лежнева: «Свои записи я слушаю на репетициях»

Сегодня в Концертном зале имени П. И. Чайковского прозвучит редко исполняемая опера Иоганна Адольфа Хассе «Сирой», барочный аттракцион с чрезвычайно сложными ариями. Бравурные колоратуры будут выводить австрийский контртенор Макс Эмануэль Ценчич и сопрано Юлия Лежнева вместе с интернациональной командой певцов. Оркестровую деликатность обеспечат дирижер Георгий Петру и оркестр Armonia Atenea. В преддверии концерта Юлия Лежнева ответила на вопросы ЕЛЕНЫ КРАВЦУН.

– В версии Ensemble Serse эта опера Хассе с перерывами шла около пяти часов. Какая редакция будет у вас? Правильно ли я понимаю, что 1763 года, то есть та, что была сделана спустя 30 лет после премьеры оперы?

– Мы будем исполнять эту оперу практически без изменений в ее второй дрезденской версии, за исключением некоторых сокращений в речитативах. По времени концертное исполнение будет длиться около трех часов.

http://www.kommersant.ru/doc/2832714
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
Самое сильное впечатление: женщина в первом ряду перед сценой ровно посредине - просто балдела все три часа!  :) ::)
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 392
Вечер просто чумовой!
Напишу отчёт, но , думаю, он будет неоригинален: всё сегодня было исключительно.
Я сидел практически в центре, в первом ряду партера, и видел, кто и как работает. Насколько по-разному они добивались выразительности и виртуозности, артикуляции и артистичности.
Поразил Санчо. Он, при всей своей неброскости, гениально распоряжался своим тенором. Это надо было видеть!
Это - мастера!

Оффлайн lgb

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 203
«Сирой» И.А. Хассе - КЗЧ, концертное исполнение. 15.10.2015
Оркестр Armonia Atenea
Дирижер – Георгий Петру (Греция)
Макс Эмануэль Ценчич (контратенор, Австрия) (Сирой),
Юлия Лежнева (сопрано) (Лаодиче),
Диляра Идрисова (сопрано) (Аракс),
Мари-Эллен Неси (меццо-сопрано, Греция) (Медарсе),
Роксана Константинеску (меццо-сопрано, Румыния) (Эмира),
Хуан Санчо (тенор, Испания) (Косрой)
Очередная барочная опера. Со всеми вытекающими. Чередование речитативов и арий. Ни хоров, ни ансамблей - больших и малых. И полное ощущение того, что ты уже это слышал. У Генделя, например (ария Эмиры в 3 акте - ну просто калька с Оберто из "Альцины": " Barbara! Io ben lo so è quello il genitor..."). Диалоги призваны как-то обозначить действие, а главное - это сольные вокальные номера. Ну тут фантазия автора безгранична: при очень скупой мелодической линии такое богатство всяческих "финтифлюшек" в виде колоратур-фиоритур, что просто диву даешься. Не скажу, что все труднейшие пассажи были пропеты с вдохновенной легкостью, но со "вкусом" и с восторгом - точно! А еще с чувством стиля. Всеми - без исключения. Я бы назвала сегодняшнее исполнение оперы совершенным, особенно если принять во внимание, что барокко пели не на стадионах (которым КЗЧ по сути является): все сегодняшние исполнители - камерные певцы, и озвучить такой зал им не всегда под силу. Найти 2 разных сопрано и 2 меццо, ТАК отличающихся по голосам (у нас в Большом, к примеру, в "Cosi…" Фьордилиджи от Дорабеллы не отличить)  - это очень нерядовой каст. И среди них абсолютно выдающийся голос - это Юлия Лежнева. Тембр, вокальная школа, техническое совершенство, умение петь барочную музыку и создавать образ исключительно вокальными средствами - сегодня ей нет равных.
В общем, всем – bravi!
Вообще про вокал писать не берусь: не моя компетенция. Многие опишут это лучше, точнее, тоньше. А я прочту. Соглашусь или возражу. Про себя. :)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Это было грандиозно!!!
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет reznikers1

Год назад вышла первая в мире запись оперы «Сирой» Хассе. В этом году в поддержку выхода диска проводится тур по трем городам: Краков, Москва, Амстердам. Целый год мы ждали это событие мирового масштаба. Концерт вызвал неописуемый восторг. Барочное звучание можно слушать бесконечно.

Первоклассный состав солистов. Особенно выделяется фантастическая Юлия Лежнева - моя любовь с 2011 года, когда я случайно наткнулся на один её ролик в ютубе. Еще очень понравилась Диляра Идрисова с голосом редкой красоты. В КЗЧ из-за особой акустики всегда теряется часть удовольствия, но всех было слышно более-менее хорошо. Оркестр под управлением Петру зажигал. Порадовали полные субтитры. Хотелось бы всегда видеть субтитры на концертных исполнениях опер в КЗЧ. По сравнению с диском состав немного перетасовали. Остался только один контратенор. Потеря Фаджоли невосполнима. Купировали какие-то речитативы и две арии: арию Арассе "Contente non siete" и арию Эмиры "Sgombra dall'anima". Антракт был между вторым и третьим действиями. По окончании в фойе прошла официальная автограф-сессия.

аудиозапись с балкона:https://yadi.sk/d/nCJ4fMj3jmaFi
https://yadi.sk/d/snmgGmPhjmaHn

По ссылке видеофрагменты, фото поклонов и автограф-сессии
http://reznikers1.livejournal.com/79512.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 131
Пишет reznikers1

Порадовали полные субтитры. Хотелось бы всегда видеть субтитры на концертных исполнениях опер в КЗЧ.

Поддерживаю!
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 392
Пишет reznikers1

 Потеря Фаджоли невосполнима. Купировали какие-то речитативы и две арии: арию Арассе "Contente non siete" и арию Эмиры "Sgombra dall'anima". Антракт был между вторым и третьим действиями. По окончании в фойе прошла официальная автограф-сессия.

Да ладно! Была б "потеря" реально невосполнимой, мы б вчера такого удовольствия не получили!
Неси была не так экзотична, но вполне достойна.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Слава (_arlekin_ )

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3207053.html

"Сирой" И.А.Хассе в КЗЧ, оркестр Armonia Atenea, дир. Георгий Петру, сол. Юлия Лежнева

Почти тем же составом чуть больше года назад Петру представлял в КЗЧ концертное исполнение "Александра" Генделя":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2925839.html

"Сирой" по событийности "Александру" как минимум не уступил: вещь еще более редкая, Иоганн Адольф Хассе вообще не на слуху, от его прижизненной славы уже в 19-м веке ничего не осталось, а музыка между тем отменная, такая итальянская опера сериа германского розлива на либретто Метастазио из "придворной жизни" древней Персии, по сюжету чем-то перекликающаяся с "Королем Лиром", причем одновременно с линиями и самого Лира, и Глостера.

Может быть Лежнева, главное с точки зрения маркетинга имя проекта, выступила не столь же блистательно, но все равно хорошо - колоратура у нее феноменальная, филигранная, а упреки в "бездумности" ее пения лично мне кажутся наветами, пускай внешность у нее совсем не "барочная" и не "классическая" (Хассе творил на стыке позднего барокко и классицизма), при таком лице разве что "с подружками по ягоду ходить". А в "Сирое" героиня Лежневой, Лаодиче, наложница царя Косроя, безнадежно влюбленная в его опального старшего сына Сироя, постоянно раздираема противоречивыми чувствами, то делает подлости, то раскаивается - и Лежнева все перипетии показывает исключительно вокальными средствами, то в меру форсируя звук, то почти растворяясь в оркестре, но не пропадая там полностью, благо Петру - дирижер ловкий, при этом умудряется, скажем, даже лютнисту предоставить немного времени "посолировать", приглушая остальной оркестр, и показать тембр инструмента прежде, чем он окончательно, вместе с клавесином, превратится в "ритм-секцию".

В отличие от "Александра", в "Сирое" обошлось без вульгарной псевдотеатральщины, и это тоже приятно. Другое дело, что в этот раз Лежнева была, по-моему, местами небрежна в деталях, не смертельно, но для меня на первый план вышел Макс Эммануэль Ценчич, который выступил еще лучше, ровнее, чем в прошлый раз. В арии, где царь Косрой оплакивает Сироя, думая, что он умер (на самом деле принц в полном здравии и в финале займет трон) - это потрясающе, проникновенно. Страшненьий, конечно, Ценчич- но, впрочем, контртенора редко бывают красавцами, а школа, культура, да и голос - все при нем. Субтильный Хуан Санчо, в "Александре" певший второстепенную партию, в "Сирое" получил одну из главных, персидского царя Косроя, решившего уступить трон сыну, но по недомыслию избравшего не верного, только слишком свободолюбивого, независимого Сироя, а двуличного младшего Медарсе.

Последнего пела греческая меццо Мари-Эллен Неси, и тоже очень хорошо, а еще больше порадовала даже если не идеальным, то очень качественным вокалом Роксана Константинеску в партии пленной принцессы Эмиры, под видом мужчины решившей отомстить царю Косрою за смерть отца - ее героиня, в которую к тому же влюблен Сирой, является двигателем сюжета, и на певице особая ответственность, но все прошло хорошо.

Из прошлогоднего ансамбля еще одна голосистая умница Диляра Идрисова, наоборот, пела маловато - ее партия Аракса, друга заглавного героя, не самая выигрышная и объемная, при том что у каждого есть роскошные сольные арии (в отсутствие дуэтов и ансамблевых сцен, не считая куцего финального секстета), некоторые при более частом исполнении могли бы легко стать шлягерными, как, например, ария Медарсе во 2-м акте или ария Эмиры в конце того же 2-го акта.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Лариса Кириллина

Сирой, безупречный герой

15 октября в КЗЧ состоялось роскошное пиршество для ушей, а отчасти и для глаз: в концертном исполнении прозвучала опера Иоганна Адольфа Хассе "Сирой" (Siroe) на либретто Пьетро Метастазио.
Информацию об исполнителях, взятую с сайта филармонии, я позволю себе дополнить пояснениями, кто кого пел, и в каких взаимоотношениях находятся персонажи оперы.

http://cleofide.livejournal.com/931745.html
Che mai sento!

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Ну вот, впечатления немного улеглись, но чувство радости и восхищения не стало ничуть меньше. Это был фантастический дивертисмент, да нет, настоящий фейерверк виртуознейше исполненных арий редкой красоты. Все солисты и музыканты были великолепны. Приятно удивил Ценчич - по сравнению с его выступлением в "Александре" в прошлом сезоне это исполнение было много-много-много более объемным и красвым по звучанию. Чуть менее приятно удивила Лежнева, голос у которой сильно изменился с прошлой осени (последний раз ее слышала в концерте, проходившем в рамках фестиваля Барокко в Большом театре),  и его звучание было непривычно низким и "большим"(мне показалось, что певица не до конца с этим научилась справляться, отсюда и некоторые помарки в исполнении). Но в контексте столь прекрасного ансамбля солистов это ерунда. Солисты вели себя намного естественнее, чем в "Александре", не пытаясь телодвижениями изображать сюжетные страсти и отдав все выразительные возможности голосу -это пошло только на пользу всему действу. При этом энергетика исполнителей просто зашкаливала, так что я даже не удержалась от того, чтобы на финальных аплодисментах спуститься поближе к сцене.

Думаю, спасибо за этот чудесный праздник Барокко сказать надо не только солистам и музыкантам,, но и Филармонии, взявшей на себя труд его для нас устроить.

Оффлайн Renato

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 366
В сложившейся ситуации, когда абсолютно каждый считает концертное исполнение "Сироя" грандиозным событием музыкальной жизни современной Москвы, мне неловко вставлять свои пять копеек, но промолчать трудно.  ;D Без сомнения, событие, само по себе, неординарное, да и если бы не доброта некоторых людей, на него бы не попал. Нисколько не жалею о том, что была возможность (пусть и не такая бюджетная) убедиться в том, что барочная опера-это то, что мне может понравиться в последнюю очередь, такой стиль мне не просто не близок, я от него крайне далёк. Честно говоря, не стесняюсь в данной ситуации выглядеть чайникоподобным олухом, ибо мои суждения наверняка покажутся крайне дилетантскими и примитивными, но... что имеем, как говорится. 8)
Уж насколько я терпим к либретто опер, но читать "Сироя" - себя мучить. Ни о чем... запутанно и абсолютно бесцельно, голова пухнет, правда.  :o Увы, музыкального воплощения происходящих событий услышать лично мне не получилось. Тяжко... Одна радость - нам предложили титры... За это категорическое "СПАСИБО". Не знаю, чем бы я занялся, если бы их не было! Также меня смущает абсолютно однообразное деление на сменяющие друг друга речитативы и арии. В речитативах хоть что-то происходит в отношении действия при абсолютно одинаковом аккомпанементе, в ариях же однообразная музыка при абсолютно бессмысленном содержании, но зато есть сложнейшая техника пения. Только эти и можно спастись! Меня убивало то, что музыкальная мысль никуда не шла, никак не развивалась, всё идёт по кругу. :-\ В результате, почти двухчасовое первое отделение - испытание не для слабонервных.

Еще один вопрос (к себе самому, разумеется): почему во всей опере только одна мужская партия, и та для лирического тенора? Я, конечно, ничего не понимаю, но зачем в ней контратенор? Может быть, в этом и есть красота, но я ее не разглядел, увы... Да и разделение партий, не в пользу облагораживания музыкальной части! Вероятно, оркестр (по размерам) при исполнении барокко таким и должен быть, но было непривычно. И всё же раздражал избыток клавесина.

Уж если говорить про исполнение оперы, то здесь, конечно, как ни крути, всё на высшем, нет, на наивысшем уровне. Бросается в глаза мобильность и высокая подвижность дирижёра Георгия Петру, работал он с самозабвением и, как мне показалось, довольно ювелирно. Так что вопросов нет, равно как и к вокалистам. Хотя, повторюсь, главный «бренд» вечера Макс Эмануэль Ценчич меня лично не впечатлил. Ну не люблю я мужчин, поющих женскими голосами. Мне и вокал оценить трудно, да не знаю, как оно должно быть… Должен сказать, что европейские девушки впечатлили больше всего - Мари-Эллен Неси и Роксана Константинеску. Причём первая больше. Поначалу были не очень однозначные места, но далее очень красиво (при лично моём специфическом восприятии). Они обе мастерски старались, самобытно, по-своему. Крайне выгодно в ариях смотрелась и Диляра Идрисова, голос добротный, слушалась отлично. Насколько я понимаю, Юлия Лежнева изначально позиционировалась, как «гвоздь программы», оттого зал так восторженно её принимал, да и есть за что, не спорю. Про внешние данные говорить не буду, мы же не на конкурсе красоты. :) Надо сказать, что ранее мне не приходилось слушать эту певицу, но скажу, что она оставляет самое приятное впечатление. Однако, мне не понятно, почему именно ей в этот вечер было столько внимания? Она справилась с достоинством, хотя не без шероховатостей. Многие говорят про тенденцию к занижению в её голосе, но сравнить не могу. Могу только задать риторический вопрос: почему её так преподносят, хотя другие певицы объективно в этот вечер были ничуть не хуже? Про тенора говорить не стану, хороший испанец, но не без отдельных погрешностей, которые в общем-то абсолютно не криминальны. И ещё выделялось вот что: в речитативах (минимум с участием двух певцов, а то и больше) выступающие вели себя расслабленно, но в ариях выкладывались по полной. Этот факт интересный, но если всё так циклично не повторялось, то может быть и вдохновило... Но если ансамбль только один, и тот в конце, то что говорить?!

Таким образом, исполнительский класс, разумеется, впечатляет, но не более. Само произведение меня оставило абсолютно равнодушным, скорее даже отвратило от специфического стиля барокко, где как и везде есть гениальные композиторы, но классицизм и веризм – это моё, так что к нему и пойду, не желая обидеть любителей барокко и само барокко!  ;)

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 131
Еще один вопрос (к себе самому, разумеется): почему во всей опере только одна мужская партия, и та для лирического тенора?

Не одна, а три, если я не ошибаюсь: тенор, первый кастрат, второй кастрат.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 131
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Renato

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 366
Еще один вопрос (к себе самому, разумеется): почему во всей опере только одна мужская партия, и та для лирического тенора?

Не одна, а три, если я не ошибаюсь: тенор, первый кастрат, второй кастрат.

Очень даже может быть, что допустил фактическую ошибку, но по сути мы слышим только один мужской голос - тенор (об этом написал и тов. Матусевич). Конечно, не хотелось бы обижать первых и вторых кастратов, но глаза и уши не воспринимают такое пение, как мужское, уж простите. Ну а в самом концертном исполнении, справедливости ради, мы второго кастрата не слышали!

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
Либретто, конечно, тут особое: я, прочитав содержание первого действия, не стал читать дальше; решил, что разберусь по ходу - или никак. Разобрался.  :) Персонажей мало, женщина в платье, мужчины (и женщина, переодетая мужчиной) в штанах - не перепутать.
Оркестр был перед носом: можно было наблюдать различия в манере игры гобоистов (?) - один всё раскачивался, а другой невозмутимо выдувал звуки.
Сцена была опоясана цветами; пока один не отвалился, я был уверен, что цветы искусственные. Вообще, это для искусственных комплимент: "как живые!"; а тут наоборот: "здорово! не отличишь от искусственных!!"  :)
Но это всё проза; теперь об опере.
Главное впечатление: я впервые слышал драматическое (по настоящему драматическое) исполнение барочной оперы. Я много раз задавался вопросом: барочная опера - это чистая красота или же в ней может быть и передача человеческих чувств. И вот в первый раз я это услышал!
Ещё было трудно привыкнуть к контртенору: потому что я привык, что они поют громко как-то скрипуче-внятно; а тут иногда шёпотом, с какими-то необычными красками, не форсируя. И это было хорошо.
Ну а Юлия Лежнева - ну что: она прекрасна, обаятельна, артистична и вдохновляюща.
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 131
Конечно, не хотелось бы обижать первых и вторых кастратов, но глаза и уши не воспринимают такое пение, как мужское, уж простите.

"Сирой" - барочная опера, а Вы пытаетесь измерить её мерками, применяемыми к "Травиате", но они к барочной опере не подходят совершенно. :D Это совершенно другая история! Это всё равно что измерять температуру линейкой. ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Renato

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 366
Конечно, не хотелось бы обижать первых и вторых кастратов, но глаза и уши не воспринимают такое пение, как мужское, уж простите.

"Сирой" - барочная опера, а Вы пытаетесь измерить её мерками, применяемыми к "Травиате", но они к барочной опере не подходят совершенно. :D Это совершенно другая история! Это всё равно что измерять температуру линейкой. ;D

Точно подмечено по поводу "Травиаты", но то ли не дорос я до барочных "заморочек", то ли они для меня противоестественны. Но уж измерять температуру линейкой не буду даже в глубоком бреду не стану в силу профессиональных навыков! Буду, разумеется, ТЕРМОМЕТРОМ, а не градусником, заметьте!  ;D

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 131
Свистать всем наверх

Макс Ценчич - о главном секрете контратенора
 

14.10.2015, 22:15
 
Текст: Владимир Дудин

http://m.rg.ru/2015/10/15/cencic.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В Филармонии триумфально исполнили оперу Хассе «Сирой»

http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2015/10/19/613285-filarmonii-trumfalno-ispolnili-operu-hasse-siroi

В исполнении шедевра барокко приняли участие и русские артисты
18.10.2015
Ведомости
Петр Поспелов

Композитор Иоганн Адольф Хассе при жизни был гораздо более известен, чем, к примеру, Иоганн Себастьян Бах, с которым они дружили домами. Хассе был властителем оперной сцены в середине XVII в. и пользовался успехом по всей Европе: его оперы доехали даже до Лондона, где царил Георг Фридрих Гендель, как и Хассе, писавший оперы-сериа на итальянском языке (хотя позже переключившийся на англоязычные оратории). Хассе был придворным капельмейстером, Гендель действовал как коммерсант на свой страх и риск, но об обоих принято говорить как о королях успеха – с той разницей, что Хассе был скорее композитором для аристократии, а Гендель писал для обычных горожан.
Что же они оба так успешно продавали публике? Возвышенные чувства. Именно этот товар составляет, например, содержание оперы «Сирой». Такая опера есть и у Генделя, и у Хассе, и многих других композиторов: либретто Пьетро Метастазио столь удачно придумано, что каждый рвался положить его на музыку. Сегодня в Концертном зале Чайковского нам досталась опера Хассе. Ее исполнение – проект греческого дирижера Георгия Петру и его оркестра Armonia Atenea, который исполняется в разных городах мира и который Московская филармония включила в абонемент «Вершины мастерства. Барокко».

...

Сюжет уложен либреттистом в три объемных акта с удивительным искусством: каждый поворот интриги раскрывает богатую ситуацию, положение, чувство или поэтическую мысль. А значит, появляется о чем попеть – вот и звучат одна за другой арии, все похожие, написанные в одной и той же трехчастной форме da capo, и все разные.

Музыка Хассе столь же превосходна, как и либретто, – своей строгостью, внутренней цельностью, единством стиля, законченностью выражения.

...

В заглавной партии выступил звездный австрийский контратенор Макс Эмануэль Ценчич: его мягкий, теплый тембр и доверительный стиль исполнения как нельзя лучше подходили характеру доброго и всеми огорченного принца. Юлия Лежнева, девочка-ангелочек, наоборот, выказала мастерство перевоплощения, сыграв и обиду, и коварство прекрасной Лаодиче. Столь же прекрасная Эмира, всю дорогу переодетая юношей, была пылка и заразительна в исполнении Роксаны Константинеску. Царь Персии Косрой удался тенору Хуану Санчо, сыгравшему метания слабого отца. Более одномерным получился лживый брат Медарсе у Мари-Эллен Неси. Еще одного храброго юношу, друга Аракса, чудесно сыграла солистка Башкирской оперы Диляра Идрисова, ничуть не уступив в мастерстве и чувстве стиля зарубежным коллегам.

...Переполненный Зал Чайковского взрывался аплодисментами. Вся команда виртуозов была награждена бурным признанием, особенно Юлия Лежнева и Макс Эмануэль Ценчич. Исполнение сопровождалось титрами – благое начинание, которое хотелось бы закрепить для всех будущих вокальных проектов.

Читайте полностью http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2015/10/19/613285-filarmonii-trumfalno-ispolnili-operu-hasse-siroi
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Запоздалый отчёт о концертном исполнении оперы Иоганна Адольфа Хассе «Сирой» 15 октября 2015 г. Я понимаю (умею слушать), чувствую и люблю барочную музыку, потому что в музыкальной школе играла произведения Баха и Генделя, пропустила их через себя. По-моему, музыка эпохи барокко чрезвычайно богата мелодиями и гармониями и способна передавать эмоции, при этом, в отличие от веризма, не теряя формы. Мне очень понравилась сама опера «Сирой», и я не согласна с мнением, будто это обычная барочная опера с ариями, неотличимыми одна от другой. После трёх прослушиваний оперы я запомнила как минимум по одной арии у каждого из персонажей и напевала их. По поводу отсутствия в опере дуэтов, терцетов и прочих ансамблей – это не стало для меня потерей, ведь здесь столько прекрасных арий! Вообще в классических операх одни из самых скучных моментов – это дуэты тенора и сопрано (имхо, конечно :) ).

Состав показался мне очень удачным и ровным. Всем удалось хорошо спеть и создать индивидуальный образ для своего персонажа. Говорю об этом, потому что тоже, как и многие, пыталась заранее читать либретто и бросила это дело. Слишком много персонажей и слишком запутанный сюжет с переодеваниями, трудно запомнить, кто все эти люди :)) В живом исполнении благодаря индивидуальностям солистов я очень быстро запомнила, кто есть кто и кто к чему стремится в этой опере. Большой плюс в том, что голоса всех солисток отличались по тембрам: это помогло различить персонажей и следить за сюжетом. Ещё забавно было читать нечто вроде «он успевает предупредить отца», и это «успевает» – ария минут на пять :))

Хочу выделить Юлию Лежневу, Хуана Санчо и Диляру Идрисову. У Лежневой самый большой голос из всех участников исполнения, при этом голос с тёплым тембром и виртуозная техника. Я отношу себя к поклонницам этой певицы, и мне нравится, что она не ведёт себя как примадонна, не подаёт себя как королева мира, а прежде всего хорошо поёт. Я хотела спросить у Ренато, считает ли он Х.Герзмаву красавицей, но не стану этого делать :))

Хуан Санчо запомнился мне по записям на youtube, у него очень ровный, приятный голос, пусть и не самый громкий. Забавно, что в этой опере лирический тенор поёт партию царя и выполняет функции баса, низкого голоса на фоне более высоких голосов :)

Диляра Идрисова год назад в к.и. оперы Генделя «Александр» спела хорошо, но проигрывала более опытным коллегам. В этот раз заметен огромный шаг вперёд, и Идрисова блестяще справилась со своей партией, продемонстрировав звонкий голос, хорошую технику и очень уверенную подачу материала.

Я спокойно отношусь к контратенорам, поэтому Макс Эмануэль Ценчич для меня не стал главной звездой, хотя спел хорошо и в своём типе голоса он большой молодец. Две меццо-сопрано, Мари-Эллен Неси и Роксана Константинеску, обладают не самыми тембрально богатыми голосами, но обе пели прилично и хорошо играли.

В кои-то веки хочу порадоваться поведению публики. При объявлении состава исполнителей зал реагировал со знанием дела, выделяя наиболее раскрученные имена – но сами имена исполнителей барочной музыки в нашей стране известны мало, поэтому можно сказать, что в зале наблюдалась высокая концентрация тех, кто интересуется этой музыкой и её записями. По ходу исполнения люди очень бережно дожидались окончания арий и затем бурно аплодировали, воздавая должное каждому исполнителю, и оваций было по заслугам. По окончании мероприятия зрители устроили бурный приём всем участникам. У меня осталось восторженное впечатление от оперы и от её исполнения. Замечательный абонемент! Жду Генделя в апреле:)
Che mai sento!