30 января 2016 года, суббота, 19:00
Премьера
Основная сцена
Заказать билеты
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик — Феликс Коробов
Манон Леско — Мария Макеева
Леско — Андрей Батуркин
Кавалер де Грие — Чингис Аюшеев
Граф де Грие — Денис Макаров
Гийо де Морфонтен — Евгений Поликанин
де Бретиньи — Дмитрий Кондратков
Пуссетта — Лилия Гайсина
Жавотта — Дарья Муромская
Розетта — Анастасия Хорошилова
Хозяин гостиницы — Максим Осокин
Обычно я готовлюсь к живому прослушиванию неизвестных для меня опер, но в этот раз я собиралась пропустить премьеру, потому что не люблю французскую оперу. Поэтому записи «Манон» Массне я не слушала. Однако уже после объявления составов удалось купить билеты (пусть и на самый край бельэтажа) на потенциально интересный состав, так что я сходила на спектакль - ознакомиться с оперой и с новой постановкой в МАМТе.
Обычно я слушаю оперу заранее и потому в основном сравниваю своё слуховое впечатление от записей с тем, что звучит живьём в зале. 30 января я слушала саму оперу, обдумывала сюжет и сравнивала с другими оперными впечатлениями. Опера мне понравилась. Она не такая упадочная декадансная, как «Вертер» того же композитора. Она не такая попсово-слащавая, как «Кармен». Не могу пока выделить особо яркие фрагменты, но я послушала от и до с удовольствием и неослабевающим вниманием (вернее, как только внимание ослабевало, наступал антракт, а их в этом спектакле две штуки).
Так как я мыслю аналогиями, то скажу, что постановка «Манон» примерно такая же, как «Сила судьбы» Исаакяна, то есть это усреднённая ухудшенная копия каких-то других постановок. Только, в отличие от «Силы судьбы», здесь есть перенос действия в другую эпоху, заявлено, что в 1960-е. Предполагаю, что этот перенос тоже откуда-то списан (видимо, из того же спектакля с участием Нетребко и Виллазона?), и напрасно. Ну никак невозможно связать 1960-е годы и уход в монастырь. Можно было переиначить, что героиня и герой удаляются куда-то лечить депрессию или заниматься волонтёрством, но монастырь в XX веке… И вообще ограничения никак не вписывается в эпоху 1960-х, известную своими вольностями в сфере любовных отношений. Это очень серьёзный просчёт, ломающий логику восприятия. Также непонятно, с чего вдруг умирает Манон – тюрьма не выглядит как некомфортное сырое подземелье.
Ещё мне показалось, что костюмы скорее из эпохи диско, то есть 1970-х годов. Я согласна с Александром П., что такие костюмы лучше, чем одежда из секонд-хэнда или непонятная униформа.
Декорации тоже более смотрибельные, чем, скажем, в «Медее». Поначалу достоверно изображается вокзал, потом квартира, потом в тех же декорациях, что вокзал, изображается овощной рынок со скутерами (в МАМТе есть спектакль со скутерами – «Севильский цирюльник», и вот тот трёхколёсный грузовой скутер «размножен», их тут штуки четыре разных цветов, а так как моя любовь к опере зародилась после того, как я увидела Фигаро, выезжающего на этом «муравье», то я обрадовалась, что этих скутеров теперь в театре много

). Затем в тех же «вокзальных стенах» появляется крест – это монастырь; потом казино, а потом полиция. Понятно, что сцены в квартире и в казино напоминают о «Травиате», а в монастыре – о «Силе судьбы» Верди.
Также я вдумывалась в сюжет и размышляла о том, какими должны быть те или иные герои, особенно главная героиня. Я прочитала краткое содержание романа аббата Прево и оперы Массне и пришла к выводу, что в романе Манон действует активно и старается «получить от жизни всё», а у Массне героиня скорее жертва обстоятельств, игрушка в руках мужчин, чем порочная от рождения девушка.
Мария Макеева не изображала (или не сумела изобразить, а потому пела во втором составе) проститутку (говоря по-простому). У Макеевой Манон – девушка, которая плывёт по течению, недалёкая (или, прямо скажем, глупая), но не порочная. Она со временем набирается столичных манер, но внутренне испорченной не становится. Мне показалось убедительным такое прочтение образа.
По вокалу. Я укрепилась во мнении, что у Макеевой хороший голос – тёплый, объёмный, с наполненными верхами. Голос не визгливый, это большой плюс, и владеет она им прилично. Чего не хватает лично мне – тембральной чистоты, но это сугубо субъективное восприятие. Макеевой пока не хватает опыта и зрелости в принципе и в этом спектакле в частности, но это дело наживное. Да, ещё поразила скромность Макеевой – на поклонах она очень мало стояла на авансцене, почти сразу сбежала к коллегам, хотя зал её хорошо принял.
Меня удивили своими отзывами постоянные посетители оперных театров, которые ждали в премьерном спектакле готовые решения образов Манон. Когда приходишь на спектакль, в котором артист поёт эту партию в первый раз, прорыв вряд ли случится. По-настоящему этот образ будет готов через несколько спектаклей. И у Макеевой есть что развивать, есть голос и есть внутренняя теплота.
Никто не обещал, что в МАМТе будет петь «готовая» Манон, т.е. певица, исполнявшая эту партию ранее. С другой стороны, послушав эту партию целиком, в том числе с протяжёнными верхними нотами, я посочувствовала тем, кто 29, да и 31 января слушал Афанасьеву (у неё визгливый голос, особенно верхние ноты). То есть Макеева – некий компромиссный вариант для исполнительницы этой партии, и, имхо, вполне приемлемый.
Де Грие пел Чингис Аюшеев. Мне нравится его тембр и манера исполнения. В нескольких верхних нотах звук не был сфокусированным, эти недочёты я заметила, но их было, на мой слух, немного. Дирижёр был внимателен и тенора с не самым большим голосом не глушил. Аюшеев пел изящно и с чувством, в сольных фрагментах хорошо держал внимание аудитории. На мой взгляд, Аюшеев спел очень добросовестно и вполне удачно.
Хорош был Андрей Батуркин, энергичный кузен Манон. Денис Макаров спел папу де Грие очень качественно, но бесцветно, серо, не хватает красок и эмоций. Евгений Поликанин (его хорошо приветствовали на поклонах, несмотря на то, что он пел маленькую партию) и Дмитрий Кондратков хорошо сыграли небольшие роли. Про ещё более мелкие роли ничего сказать не могу, они остались вне моего внимания.
По оркестру. Я, конечно, неофит по части музыки Массне (то есть я её совсем не знаю и не представляю, как именно звучит «стиль Массне»), но мне понравилось. Оркестр не мешал. Обычно, когда Коробов дирижирует известной мне оперой, возникает масса вопросов (проще говоря, я не испытываю
радости узнавания любимых произведений). А здесь всё прошло хорошо, так как сравнить не с чем. В общем, я не жалею, что сходила. Я не скучала и можно сказать, что мне понравилось (ещё раз оговорюсь, что это мнение сугубо неофитское и что я шла на спектакль с конкретным составом; на Афанасьеву я не пойду и никому не порекомендую идти).