Автор Тема: Кристиан Цимерман (р. 1956, Польша, пианист)  (Прочитано 2416 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 410
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Кристиан Цимерман (польск. Krystian Zimerman; род. 5 декабря 1956, Забже) — польский пианист и дирижёр.

Обучался игре на фортепиано у Анджея Ясиньского, сначала частным образом, затем в консерватории Катовице. Цимерман впервые выступил на публике в возрасте шести лет, а в 1975 году получил мировую известность, став самым молодым победителем Конкурса пианистов имени Шопена. В течение следующего года пианист совершенствовал своё мастерство под руководством Артура Рубинштейна. Прекратив на некоторое время в 1980 году свою концертную деятельность, Цимерман поселился в Лондоне, где продолжал усиленно работать над качеством своей игры. Первый концерт пианиста после перерыва имел огромный успех, критики отмечали свежесть и жизненность его исполнения. Цимерман ведёт концертную деятельность (не более 50 концертов в год) и делает записи, с 1996 года преподаёт в Высшей школе музыки в Базеле.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD,_%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD

Кристиан Цимерман

Стремительность артистического взлета польского артиста кажется просто невероятной: за считанные дни IX Шопеновского конкурса в Варшаве 18-летний студент Катовицкой музыкальной академии проделал весь путь от безвестности рядового музыканта к славе молодого победителя одного из крупнейших соревнований современности. Добавим, что он стал не только самым молодым за всю историю конкурса победителем, но и завоевал все дополнительные призы - за исполнение мазурок, полонезов, сонаты. А главное, он стал истинным кумиром публики и любимцем критики, демонстрировавших на сей раз безраздельное единодушие с решением жюри. Немного можно привести примеров всеобщего энтузиазма и восторга, которые вызвала игра победителя - вспоминается разве, что, триумф Вана Клиберна в Москве. "Это, бесспорно, один из будущих гигантов фортепиано- нечто такое, что редко встречается в наши дни как на конкурсах, так и вне их",- писал присутствовавший на конкурсе английский критик Б. Моррисон...

http://www.belcanto.ru/zimerman.html
Che mai sento!

Оффлайн Наблюдатель

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 199
Re: Кристиан Цимерман (р. 1956, Польша, пианист)
« Ответ #1 : Ноябрь 08, 2015, 19:51:31 »
Ну раз уж пошла речь об этом пианисте, то разрешите выложить свои небольшие впечатления от его игры на недавнем концерте в берлинской филармонии:

" На концерте Кристиана Циммермана .
6 ноября , большой зал берлинской филармонии.
В программе : две последние Сонаты Шуберта - 20-я Ля мажор D 959, и знаменитая 21 -я Си-бемоль мажор D-960

Честно говоря, составлять программу ТОЛЬКО из двух длинных сонат Шуберта, да еще выносить ее в огромный зал на 2500 тысячи мест - афера более, чем амбициозная. Для этого надо обладать огромным пианистическим и музыкантским ресурсом, чтобы удержать внимание публики. Или быть , как минимум, Рихтером, Горовицым или Соколовым, чтобы глубоко погрузить слушателя в бездны шубертовского мира с его бесконечными длиннотами. Стандартное составление монографических программ из Шуберта выглядит примерно следующим образом: в первом отделении играют прозведения малой формы - музыкальные моменты, экспромты, вальсы, лендлеры или листовские транскрипции его песен. А во втором, как правило одну-две сонаты. Это совершенно нормальный расчет , исходя из того, что можно показать себя в разных жанрах и быть достаточно интересным и разнообразным. И кроме всего всегда есть возможность компенсировать неудачу в исполнении одного жанра за счет другого.

Но Кристиан Циммерман все же пошел на этот риск. Но он решил на этот счет благоразумно застраховаться, играя всю программу ПО НОТАМ! И выглядело это очень любопытно: на пюпитр рояля была поставлена огромная и широченная «портянка»в целый метр, и во всех удобных местах ( огромное спасибо Францу Иосифычу за фирменные бесконечные ферматы с генеральными паузами! ) он переворачивал страницы. Причем делал это сам, без "перевермейстера".

Происходило это примерно следующим образом: например, в финале B-dur-ной Сонаты правой рукой очень долго удерживалась на педали октава «соль» , "валторновый клич" , перед каждым рефреном, а левая блогополучно переворачивала страницу. Или где-нибудь при генеральной паузе, тем самым жутко отвлекая внимание публики от музыки, учитывая монотонное постоянство сего процесса. И кстати говоря, пару раз он "проехал мимо", то есть зацепил две страницы сразу, а потом вынужден был возвращаться обратно.

Господа! Разрешите кратко высказать свое мнение по поводу игры по нотам в подобных концертах,так сказать ИМХО. Глубоко убежден, что по нотам допустимо играть прежде всего :

А -камерную или вокальную музыку, когда у пианиста перед глазами стоит фактически партитура со всеми партиями и он обязан за всем следить.
Б - премьерное исполнение любого совеременного произведения и также любого жанра со сложным текстом.
(Когда Рихтер в последние годы играл по нотам , это никому не мешало, потому что играл гений, и люди забывали обо всем. Но в свое время Рихтер переиграл НАИЗУСТЬ почти всю фортепианную литературу, так что ему по-любому это простительно. К тому же, он сам не переворачивал ноты, а сидел помощник).

Во всех остальных случаях убежден, что пианист просто обязан играть сольную программу наизусть! А уж если в гости в голову зачастил «склероз петрович», тогда в этом случае необходимо серьезно подумать о продолжении сценической сольной карьеры и полностью отказаться от сцены, или уйти в запись на радио. Откровенно говоря, шубертовский текст не представляет большой сложности для запоминания, - в этом смысле вся фактура у него достаточно прозрачная и простая. (Однажды в молодые годы мне понадобилось всего лишь полтора часа на то, чтобы запомнить наизусть «As-dur-ный Экспромт 90 опуса, тот, который с арпеджионными фигурациями в правой руке. Там вся музыка фактически укладывается на одну страницу, а все остальное - сплошные репризы с повторами).

И уж тем более B -durная Соната, которую по большому счету можно играть «с-листа», абсолютно легко запоминается и заходит в голову, и играть ее по нотам - ей-богу , смотрится не комильфо! На всякий случай подчеркну, что билеты на концерт Циммермана были отнюдь не дешевыми, 0 от 40 до 130 евро. Не уверен, что публика желала за такие деньги видеть подобную процедуру.


Прошу прощения за небольшие дополнительные ремарки и снова вернусь к Кристиану Циммерману.
Он безусловно является знаковой фигурой в современном музыкальном мире с того момента, когда стал победителем конкурса Шопена в 1975 году. В Польше он национальный герой, люди его обожают, он даже имеет свой собственный оркестр, ездит по всему миру и записывается с лучшими оркестрами. Давно уже входит в мировую элиту, Я очень хорошо помню его тогдашний 1-ый Концерт Шопена, 4-Скерцо и си-минорную Сонату. Это было феноменальное исполнение. И уникальность этого феномена состояла в том, что Циммерман играл совершенно естественно, органично, предельно просто по-музыке, не добавляя ничего лишнего от себя, и технически безупречно. Он не увлекался темпами, вычурной фразировкой, у него было все в меру, красиво и гармонично , эдакая аполлоническая игра. Играл, словно дышал. А учитывая, что Кристиан к тому же еще и потрясающий красавец, поляк, очень напоминающий своим профилем самого Шопена, то и вовсе создавалось впечатление, что играет сам автор. Сплошная реинкарнация!  Мне всегда казалось тогда, что индивидуальность Циммермана как раз и состояла в том, что ее у него «не было» со своим ярковыраженным лицом или почерком. Но она была в другом, словно растворялась в самой музыке, выводя ее на первый план. Он ничего своего не добавлял, но сама музыка говорила за себя. Иными словами, слушая Циммермана в Шопене, в первую очередь слушаю музыку Шопена, а потом вспоминаю о Циммермане. Возможно, в этом и есть высшая похвала артисту и его творчеству. Например, его известную видеозапись 4-х Баллад считаю в этом отношении эталонной! Наверное, сам Шопен их так и играл , честно слово!

Что же произошло у него в Шуберте на этот раз? А то, что все эти прекрасные исполнительские качества, которые были так замечательны в Шопене, Кристиан автоматически перенес в музыку Шуберта, и получился «федот, да не тот».

Та естественность, красота и простота, которые слушались органично в шопеновских малых и средних формах, наоборот, в шубертовсих огромных и пространных полотнах оказались совершенно недостаточными. Я не хочу сказать, что Сонаты Шуберта не нужно играть естественно, красиво и просто в высшем понимании этого слова. Поймите меня правильно, конечо же нет! Но там несколько другой «строительный»материал. В музыке больше и длиннее горизонтальные линии , фактура более «одинаковая» или однотипная, «настроение» более длительное» без особо резких контрастов, постепенная развертываемость событий, некая кажущаяся статичность в развитии музыкального материала , и тд. Не даром же называют его музыку, как «застывшее облако в движении». И следовательно, необходимо искать в исполнении несколько иные выразительные средства. А если играть шубертовские сонаты обыкновенно «просто, естественно и красиво», без всяких изысков и ранообразия, да в течении 45 минут , то получается неимоверно скучно, однообразно и утомительно. Плюс ко всему, все игралось одним звуком, очень приятным, округленным и без особой глубины.
Шуберта играть ОЧЕНЬ трудно, в нем скрыто слишком много подводных камней, трудно найти грань, чтобы музыка с «простой» фактурой на первый взгляд не превратилась бы в банальную и однообразную шарманку со скучными фигурациями, которая, к огромному сожалению , часто звучала у Циммермана.

Ту же самую си-бемоль мажорную Сонату двумя месяцами раньше слушал в исполнении А. Володося. В сравнении с Циммерманом это было небо и земля! Володось нашел в этой Сонате нужный темп, настроение, умело подчеркивая интонации едва заметными штрихами в узловых драматических моментах. И какая у него была огромная звуковая палитра ДАЖЕ в пределах piano! До сих пор у меня в ушах звучит его трогательная интонация главной партии в разработке, в ре-миноре, когда тема прозвучала, как мольба. Аж ком в горле стоял! Невозможно было слушать без слез! Или в скорбной второй части , в середине, переход от главной трагической темы в «небесный хор» в ля-мажоре, который всплыл, словно из подземелья. Это было настоящее чудо!

Циммерман «проплыл», к сожалению, через все эти узловые моменты очень элегантно и с огромной легкостью Смайлик «smile» В первой части этой сонаты он взял СЛИШКОМ подвижный темп, которые от начала и до конца всей части практически не менялся. Особо контрасты не подчеркивал, ни в какие глубокие дебри не вникал, звук особенно не менял, и играл все одинаковл «красиво, естественно и просто». Как говорится, крупным помолом, и из общих соображений. Многие гармонические фигурации из первой части часто напоминали волынку. А между прочим, именно маленьких деталях и кроется настоящее мастерство. Недаром же говорят, что в искуссте «чуть-чуть» решает ВСЕ! Но все же надо отдать должное, некоторые моменты у него были очень даже симпатичными, например , начало второй части в си-бемоль мажорной Сонате, тема прозвучала очень объемно и достаточно глубоко. Правда, потом немного развалили темп. Рондо ля-мажорной Сонаты, последняя часть, тоже было сыграно замечательно, и прелестным звуком.

Нужно еще отметить очень важную деталь в творческом облике К.Циммерман, которую я заметил раньше, еще с того триумфального конкурса Шопена. При всем его несомненном таланте, обаянии, интеллигентности и внешной красивости в игре, он все-таки достаточно холодный: нет у него особого темперамента, настоящей исполнительской страсти, ярких контрастов и подлинной увлеченности. Вроде играет все правильно, хорошо, особо придраться не к чему, но и отклика от игры оставляет мало. Поэтому от его обеих сонат у меня так и не осталось никаких особых впечатлений. Немного улетучилось до такой степени, что когда после концерта сел в машину, то никак не мог вспомнить мелодию Скерцо из третьей части B-dur ной Сонаты. Ну начисто забыл! Даже не помню, играл он его или нет, бывает же такое:) Словно играл в перчатках, а потом не оставил никаких следов в душе. Но зато Скерцо из ля-мажорной Сонаты запомнил: - хорошо создал образ, когда начальная тема у него немного напоминала кукарекарнье молодой курочки:)

Немного неприятно поразило и удивило то, что в конце программы он так и не сыграл ни одного «биса». Больше , чем уверен, что публика апплодировала ему больше не за сонаты, а для того, чтобы на «бис» сыграл что-нибудь из Шопена, раз уж он таковым является по статусу , в смысле шопенистом. Но ведь так и не сыграл, не смотря на то, что публика просила, и он четыре раза выходил кланяться. Понимаю, конечно, что устал от постоянного переворачивания нот. А между прочим Г.Соколов в своем концерте не заставлял себя долго упрашивать. Сразу играл «бисы», да еще КАК!

Вот такие примерно краткие впечатления..."

Небольшие фрагменты из концерта:
https://www.youtube.com/watch?v=EcBXDwebQv0
https://www.youtube.com/watch?v=-46Tztfwq-g
https://www.youtube.com/watch?v=8sGrQ0HnKbs
« Последнее редактирование: Ноябрь 08, 2015, 21:15:19 от Наблюдатель »

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 863
Re: Кристиан Цимерман (р. 1956, Польша, пианист)
« Ответ #2 : Июнь 25, 2018, 22:42:04 »
Очень нежная и романтичная 4-я баллада
https://www.youtube.com/watch?v=pe-GrRQz8pk