Автор Тема: Почему сегодня так мало хороших певцов ?  (Прочитано 92904 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 160
Re: Почему сегодня так мало хороших певцов ?
« Ответ #200 : Ноябрь 20, 2014, 19:07:20 »
Кто только не называет себя сегодня "серебряным" и "золотым", лучше не вспоминать... Впрочем, я допускаю, что этим занимается менеджмент, а не сами артисты.
Да я даже не сомневаюсь, что мнение артиста здесь, может быть, даже и не спрашивают. Сами себя золотыми артисты (по крайней мере артисты высокого уровня) не называют.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: мало хороших певцов ?
« Ответ #201 : Ноябрь 20, 2014, 20:22:01 »
Да я даже не сомневаюсь, что мнение артиста здесь, может быть, даже и не спрашивают. Сами себя золотыми артисты (по крайней мере артисты высокого уровня) не называют.

Ну почему же?? На личном сайте Южина он то серебряный, то золотой, а скоро, видимо, будет бриллиантовым. Некоторые артисты восхваляют себя самым бесстыжим образом, и это относится не только к певцам, но и, например, к пианистам. Самый яркий пример - Гaвpилoв: почитайте его сайт, сами увидите, какой он там великий и какие триумфы его сопровождают :)) В его воспалённом воображении, но дело же не в этом. Золотой кто-то или яхонтовый, с реальностью всё это редко соприкасается.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 464
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Почему сегодня так мало хороших певцов ?
« Ответ #202 : Ноябрь 22, 2014, 13:00:54 »
Любовь Казарновская:«Опера - не жанр для бабушек!»

http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=2014112211

...

- Не кажется ли вам, что мир классики, мир академической музыки начинает жить по законам шоу-бизнеса? Хотя, по сути, это абсолютно разные сферы.

- Совершенно верно, вы правы! Абсолютно разные. А сегодня законы спорта и шоу-бизнеса врываются в классическую музыку! Быстрее что-то сляпать, главное, чтобы был звон имен! «Ой, а вот этот вокалист поет там, сям, на всех сценах, да, значит, мы его сейчас позовем!» Вцепятся в одного певца и рвут его на части.

- Растиражируем, превратим одного из многих в звезду!

- Именно - растиражируем. Это так глупо, так бездарно. И совсем не в традициях нашей культуры!..

- Любовь Юрьевна, что вы скажете о новом поколении оперных певцов? Как вы оцениваете их уровень? Елена Образцова говорила, что новое поколение технически подготовлено лучше вашего, но за душой у этих ребят мало, они малокультурны. Все ли так грустно?

- Безмерно уважаемая мной Елена Васильевна - это поколение совсем старшее, а я все-таки поколение среднее. У нас с ней серьезная разница, но вот те, кто идет за мной - 20-30-летние, вот это - тяжелый случай. И я бы не сказала, что они технически лучше нас. У нас были, действительно, и певцы, и голоса, и если они вырывались на Запад, то был успех. Это были такие имена, которые до сих пор вспоминают!

Нынешние молодые очень много слышат, в любой момент могут включить компакт-диск, войти в Интернет и скопировать, как тот или иной вокалист берет ноту, собезьянничать. Они, может быть, более подкованы информационно, но индивидуальность надо растить, а это совсем не просто. И самому в себе растить, и чтобы педагог в тебе растил, от ноты - к ноте, от партии - к партии, от арии - к арии надо это наращивать. Невероятный труд, огромный труд. А мне сейчас говорят молодые: «О! Мы выпускаемся, у меня уже есть свой импресарио! Он мне уже дает возможность выступить в небольшом европейском театре, я дебютирую, потом еду в более крупный театр, а вскоре - в самый престижный!»

У нас же было так: прежде чем тебя пригласит какой-то большой театр, тебе дают сначала маленькие роли. А нынче слышу от молодых: «Ой, нет, я певец первого положения! Ой, нет, маленькие партии - это не для меня!» Но как же быть с таким понятием, как сценический опыт, где он? И вот они выходят заштампованные, смотрят друг на друга: «Сейчас это модная певица, и раз она делает вот так ручками, то и я сделаю! Раз этот модный певец берет ноту так вот, то и я так возьму! Если это публике нравится, и я буду так делать. О том, чтобы вырастить свой индивидуальный стиль, речи нет, такие задачи не ставятся. Здесь бы помочь молодому певцу: «Слушай, это не твое, пока не берись за эту партию. Не пой ее, потому что ты до нее не созрел по-человечески».

Как мы Пушкина читаем? В школьные годы понимаем содержание, канву, а потом уже открываем все новые глубины. Это как дорогое вино пить. А если вылакать всю бутылку, вы просто станете пьяным…
Che mai sento!

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 421
Re: Почему сегодня так мало хороших певцов ?
« Ответ #203 : Ноябрь 22, 2014, 13:30:18 »
Ну что ж...
Вот и всплывает "личностный фактор".
Мне часто жалуются HR- директора различных компаний (от ШЕЛЛ до ЦентрОбувь) : приходят молодые люди устраиваться на работу. За плечами - ну хорошо если ВУЗ. Опыта - зеро. А вот амбициозности - выше крыши. Своё "вИдение" себя на работе начинают с того, что зарплата от 120000 (!!!)  и всё тут!
Вот и с певцами: сколько раз я читал и возмущался поучениями очередной сопраночки на предмет того , что "да я в сто раз лучше пою , чем ваша Каллас"!!!
Естественно, что все они априори - великие и никаких тебе Сполетт или графинь Чепрано! Только - в центре!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: где хорошие певцы?
« Ответ #204 : Ноябрь 22, 2014, 13:33:32 »
Нынешние молодые очень много слышат, в любой момент могут включить компакт-диск, войти в Интернет и скопировать, как тот или иной вокалист берет ноту, собезьянничать

Ну она тоже сказанула! Если бы было так просто "обезьянничать", молодёжи не нужны были бы наставники. А они всё же для чего-то нужны.

«Ой, нет, я певец первого положения! Ой, нет, маленькие партии - это не для меня!» Но как же быть с таким понятием, как сценический опыт, где он? И вот они выходят заштампованные, смотрят друг на друга: «Сейчас это модная певица, и раз она делает вот так ручками, то и я сделаю!


:)) Почему-то сразу передглазами, как живая - Монастырская. Она такая же "артистичная", как дуб, и вот так делает ручками "для порядка". Но она хотя бы мощно по динамике поёт, её хорошо слышно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: Почему сегодня так мало хороших певцов ?
« Ответ #205 : Ноябрь 22, 2014, 13:54:03 »
Вот и с певцами: сколько раз я читал и возмущался поучениями очередной сопраночки на предмет того , что "да я в сто раз лучше пою , чем ваша Каллас"!!!
Естественно, что все они априори - великие и никаких тебе Сполетт или графинь Чепрано! Только - в центре!
Одна сопраночка, которую я однажды слышал, и остался в целом несколько доволен, хотя и без восторга, в личной беседе со случайными соседями по залу на симфоническом концерте утверждала, что её не возьмут в театры с не самыми большими залами (хотя тоже и не самыми маленькими), потому что у неё сильный голос.

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 421
Re: Почему сегодня так мало хороших певцов ?
« Ответ #206 : Ноябрь 22, 2014, 13:55:22 »
Она это серьёзно?

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: Почему сегодня так мало хороших певцов ?
« Ответ #207 : Ноябрь 22, 2014, 14:04:49 »
Она это серьёзно?
Наверно. Сам не слышал, мне рассказали (не вокалисты). Вообще, она очень яркий пример слишком высокого мнения о себе, это и из других её слов чувствуется.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 464
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: где хорошие певцы?
« Ответ #208 : Ноябрь 22, 2014, 21:53:18 »
Нынешние молодые очень много слышат, в любой момент могут включить компакт-диск, войти в Интернет и скопировать, как тот или иной вокалист берет ноту, собезьянничать

Ну она тоже сказанула! Если бы было так просто "обезьянничать", молодёжи не нужны были бы наставники. А они всё же для чего-то нужны.

Наставники - это другое. Если какой певец или певица просто насмотрится дисков, переймёт что-то внешнее из лучших образцов, но рядом не найдётся педагога или просто умного человека (наставника), который скажет, что "обезьянничать" мало, что надо созреть до исполнения серьёзных партий, то и получится незрелая, неглубокая работа, не трогающая душу. Набор нот и штампов, не превратившийся в полноценное исполнение. А если в каком-нибудь интервью мне начнут рассказывать, что этот амбициозный певец или певица - наследник(ца) великих, то моё возмущение только возрастёт. Мне не нравится, когда меня пытаются обмануть.

Мне понравилась мысль Холлендера, высказанная им в сегодняшнем выпуске "Большой оперы": важно не то, что артист думает о себе и нравится ли ему что-то петь или нет. Важно, что ЗРИТЕЛИ думают об этом исполнении.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 464
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Почему сегодня так мало хороших певцов ?
« Ответ #209 : Ноябрь 27, 2014, 11:29:53 »
Ветераны оперной сцены на всяких конкурсах тянут вверх середняков...
Одно остается загадкой: зачем?

Владимир Байков в своём интервью говорил о торжестве середняков и объяснял, почему их тянут. Я приводила цитату в этом потоке.
Che mai sento!

Оффлайн Михаил Ястребов

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 210
Re: Почему сегодня так мало хороших певцов ?
« Ответ #210 : Декабрь 16, 2015, 16:51:22 »
На вопрос, звучащий в заголовке, мне кажется, ответил Mikky на первой странице обсуждения: спроса нет. Попытаемся понять, почему его нет. Вспомним известную формулу: спрос рождает предложение, а предложение - новый спрос. Этот цикличный процесс не является вечным двигателем, и для него необходима подпитка извне. Такой подпиткой является сочиняемая музыка. Даже в начале прошлого века, многие классические оперы были новыми. Ещё не остыли тела Верди и Чайковского, работали веристы, Римский-Корсаков, Рахманинов и т.д. Для исполнения музыки требовались голоса, вот их и искали. И находили в изобилии. Для оперы автоматически требовались также дирижёры, оркестранты, импрессарио, вокальные педагоги и т.д. И машина крутилась. При этом оперные композиторы сочиняли не только оперы, но и оратории с романсами, давая дополнительную пищу развитию вокальной музыки и вокальных школ.

А потом сочинение классической оперы прекратилось. К середине века умерли упомянутые Рахманинов и веристы. Последним, если не ошибаюсь, был Чилеа. Меня могут осудить, но более поздние авторы от Шапорина до Шостаковича писали уже совсем иную музыку, которую здесь обсуждать не буду.

Так с чего же взяться обилию больших певцов, если основа жанра перестала развиваться? Не с чего. С оперой сейчас происходит то же, что с древнегреческой трагедией. В силу этих обстоятельств, современная опера - это одна гигантская попытка ретроспекции. Со всеми вытекающими последствиями. Если мы надеемся, что у нас, как в начале 1900-х в Италии, появятся книги оперных премьеров с сотнями фамилий, то зря. И с этим, полагаю, придётся смириться.

Предлогов в начале обсуждения толкал идею о большом по численности народе как основе производства многих хороших голосов. Он ошибался, поверьте профессиональному биологу. Маленькая по сравнению с нами Италия вон сколько их нарожала. А гигантский Китай, по сравнению с ней, - ни фига. Грустно, но Mikki прав - спроса нет.

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Почему сегодня так мало хороших певцов ?
« Ответ #211 : Декабрь 17, 2015, 02:31:13 »
А мне кажется, не только в этом дело. В вокальном искусстве произошло нечто подобное тому, что случилось в живописи. Когда-то, до изобретения фотографии, для того чтобы запечатлеть себя или что-то для тебя дорогое, нужен был художник. Который, между прочим, должен был не только выразить характер человека или отразить настроение, навеянное неким пейзажем, а должен был уметь нарисовать такой портрет или пейзаж, который имел сходство с изображаемым. А вот с изобретением фотографии умение рисовать отодвинулось на второй, если не на десятый план. А сходство от художника требовать перестали. Главным сначала стало впечатление - импрессия, затем - концепция, а затем - уже просто эпатаж!

То же и в вокальном искусстве. До изобретения микрофона и других средств усиления звука обязательным требованиям для певца было наличие певческого голоса. Вы конечно можете возразить, а что в кабаках и ресторанах не пели разные шансонье и кабацкие певцы? Пели конечно, только вот популярность их была весьма ограничена. Назовите мне, пожалуйста, имена каких-либо шансонье домикрофонной эры? Я вот вспомнил только одно имя, да и то - потому что во времена моей юности при изучении биографии Ленина упоминалось, что Ленин в эмиграции любил посидеть в одном из парижских кафе, в котором пел некий Монтегюс. Вот какие сведения о нем нашел в музыкальной энциклопедии советских времен:
Цитировать
(Montegus; наст. фам. - Брунсвик, Brunswick) Гастон (4 VII 1872, Бельвиль - 1952, Париж) - франц. певец-шансонье. Завоевал популярность в 1890-е гг. своими песнями, изобличавшими милитаризм, социальную несправедливость, лицемерие и беспринципность буржуазии. По воспоминаниям Н. К. Крупской, в 1910-12 в Париже "чрезвычайно талантливого автора и исполнителя революционных песенок" часто слушал В. И. Ленин, высоко ценивший М. В статье "Что нравилось Ильичу из художественной литературы" Н. К. Крупская писала: "Особенно нравился Ильичу Монтегюс. Сын коммунара, Монтегюс был любимец рабочих кварталов... Ильич часто напевал его привет 17-му полку, отказавшемуся стрелять в стачечников". ....Поддавшись в 1914-15 шовинистич. угару, М. утратил связь с рабочим слушателем. Умер в безвестности.
Очень сомневаюсь, что этот шансонье попал бы в энциклопедию, если бы его  имя не оказалось как-то связано с Лениным
А вот имена оперных певцов 19-го века и начала века 20-го остались в истории. Более того, эти имена известны не только историкам, но и простым любителям музыки. Достаточно упомянуть Аделину Патти, Полину Виардо, Энрико Карузо, Анджело Мазини, Мария Малибран и др. Называю навскидку первые пришедшие на ум имена.

А кого первыми начали записывать возникшие в начале 20-го века граммофонные фирмы? На чем, или вернее на ком они начали делать деньги? Разве на эстрадных певцах? Нет! На тех же Карузо, Патти, Шаляпине и др. Первым певцом, разбогатевшим на доходах от своих записей на граммофонных пластинках, как известно, стал Энрико Карузо.

Но даже эстрадные певцы в домикрофонную эру обходились без помощи микрофона. И что самое поразительное - их было слышно публике, и не потому, что у них был сильный голос, а потому что у тогдашней публики был совсем другой слух. Вот что писал в своих мемуарах Леонид Утесов:
Цитировать
Я  пел на  любых площадках,  от  самого маленького театрика до длинного, словно  уходящего в  бесконечность зала  летнего  театра  "Эрмитаж",  и  на эстрадах в  парках,  где  многотысячный зритель сидел  прямо  под  открытым небом,  и  никто никогда не  жаловался,  что меня не  слышно.  Даже на фоне
оркестра.

Что случилось? Почему теперь в самом небольшом помещении, стоит человеку выйти  на  сцену,  заговорить или  запеть  своим  голосом,  как  сейчас  же начинаются выкрики: "Громче!", "В микрофон давай!" Кто виноват в этом? Наши голоса или уши зрителей? Думаю, одна из причин -- громкие репродукторы. Они
приучили нас к  невниманию --  все равно слышно!  Когда не было микрофонов, люди собирали свое внимание и направляли его на сцену, оно у них было более
острым что ли. А теперь оно кажется каким-то рассеянным, размагниченным. Ныне  даже  не  верится,  что  во  время  стачек  или в период революции ораторы,  призывавшие  людей  к  восстанию, к борьбе, выступая на площадях, говорили  без всякого микрофона. Но все слышали их призывы и поднимались на борьбу. 
Можем  ли  мы  представить  себе  оратора  без микрофона во Дворце съездов  или  тем  более  на Красной площади? Но Ленин в Большом театре, на Красной  площади,  на  площади  Финляндского  вокзала  или  с  балкона дома Кшесинской выступал же без микрофона.
 
Ах,  что случилось с  нашими ушами!  Мы стали плохо слышать.  Немудрено, если три-четыре электрогитары способны заглушить целый оркестр.  Отсутствие
чувства меры  творит свое  черное дело и  портит наши барабанные перепонки. Смотрите, как бы не оглохнуть совсем... Эстетически тоже. Как это ни печально, микрофон обесценивает такое важное качество голоса, как  его  сила.  Она  становится ненужной,  ибо естественная сила не  может
спорить с радиоусилением.
   
Мне пришлось быть однажды свидетелем странного и печального поединка.    Шел концерт в  двух отделениях.  В  первом отделении выступала эстрадная
певица с небольшим голоском.  Конечно, она пела в микрофон, и казалось, что ее  голос велик и  силен.  А  во  втором отделении вышел на эстраду оперный
певец,  обладатель не только красивого, но и сильного баритона. Первое, что он сделал,  презрительно взял микрофон и унес его за кулисы.  Потом встал в
торжественную,  даже,  лучше сказать, торжествующую позу, кивком головы дал знак аккомпаниатору, тот сыграл вступление, певец широко открыл рот и... по
сравнению с певицей из первого отделения он был почти не слышен.

Хорошо это или плохо --  хотя что ж  тут хорошего?!  --  но наши уши уже привыкли к усиленному звучанию.

(источник: Леонид Утесов. "Спасибо, сердце!" Москва, Всероссийское театральное общество, 1976 г.)
« Последнее редактирование: Декабрь 18, 2015, 13:46:59 от Читатель »

Оффлайн Михаил Ястребов

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 210
Re: Почему сегодня так мало хороших певцов ?
« Ответ #212 : Декабрь 17, 2015, 11:20:45 »
А мне кажется, не только в этом дело.

Всё сказанное Вами верно. Только это не противоречит сказанному мной вслед за Mikky: спроса нет. И не эстрада виновата. Не было бы её, доминировало бы что-нибудь другое.  Спрос возможен лишь в развивающемся, а не "завивающемся" жанре. Вы справедливо отмечаете, что и в стародавние времена было полно разного рода кабацких певцов, бардов, менестрелей, миннезингеров и т.д. И никто из них оперу вытеснить не мог, пока она была в силе. Теперь она не в силе. Точно так же млекопитающие появились на Земле в начале мезозойской эры, а доминировать стали лишь после неё, когда вымерли динозавры. Новое занимает главное место не по факту своего рождения, а лишь с увяданием старого. И не в микрофоне дело - музыка другая.

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Почему сегодня так мало хороших певцов ?
« Ответ #213 : Декабрь 18, 2015, 12:50:09 »
Насчет отсутствия спроса - не смогу с вами согласиться. Не всё так просто, как вам представляется. Совсем недавно в одной из тем на форуме кто-то подсчитал - сколько теперь оперных театров в Москве? И выяснилось, что - не то 6, не то 7. Никогда в истории Москвы не было такого количества оперных театров. И нигде в мире, ни в одной столице нет такого количества оперных театров! И ведь эти театры не пустуют, я не так давно был в открывшемся новом здании Геликон-оперы на Садко. Так вот, несмотря на высокие цены на билеты зал был заполнен полностью. Насколько мне известно, и другие театры не пустуют. Более того, строятся и открываются новые оперные театры. Слышали наверное, что совсем недавно был открыт оперный театр во Владивостоке!

А учебные заведения, где учат пению, не страдают от недостатка студентов. Скорее наоборот, после того, как по ТВ прошли такие передачи как "Голос" и "Большая опера" - там ого-го какой конкурс на одно место.

Что касается того, что композиторы перестали писать новые оперы - тоже не совсем верно. Пишут - вот недавно на форуме прошло сообщение, что фирма "Мелодия" собирается записать оперу Леонида Десятникова "Дети Розенталя". Если поинтересуетесь, то убедитесь, что за прошедшие годы были написаны и поставлены также и другие оперы. Навскидку, сходу могу вспомнить - кроме Детей Розенталя, еще оперу"Левша" Родиона Щедрина, "Мелкий бес" А.Журбина. Чуть не забыл, не так давно Гергиев поставил на сцене Мариинки оперу А.Смелкова "Братья Карамазовы". И это только в России и только оперы российских композиторов. Так что оперы до сих пор пишут и ставят. Другое дело, что этот жанр перестал быть в центре внимания общества, а его место занял мюзикл.

Но так ведь произошло не только с оперой, то же самое имеет место быть и вообще с музыкой. Еще на моей жизни премьеры последних симфоний Шостаковича превращались в общественно значимые события. Да я сам прекрасно помню, как в Иркутск, где я жил в молодости, приезжавший на гастроли в 1972 г. второй оркестр Всесоюзного  радио под управлением Максима Шостаковича привез новую, недавно исполненную в Москве, 15-ю симфонию Шостаковича. Помню, что зал иркутского драмтеатра, где проходил этот концерт, был заполнен до отказа, и помню какое сильное впечатление на публику произвела эта музыка.

Еще один случай, из более позднего времени. В 1986 году я был на московской премьере альтового концерта Альфреда Шнитке в Большом зале консерватории (Юрий Башмет и оркестр Министерства культуры под управлением Геннадия Рождественского) - и помню до сих пор своё ощущение  значительности этого события.

Можно ли теперь что-то сопоставить с этим? Современная публика, пусть даже самая что ни на есть интеллигентная, под словосочетанием "современная музыка" подразумевает какую-то совсем другую музыку. Нет, не попсу конечно, но рок или что-то такое, что называют теперь модным словом "неформат". Этот неформат исполняется обычно  на электронных инструментах, естественно  с применением звукоусиления (причем даже в небольших зальчиках, где от этого звукоусиления порой хочется заткнуть уши) и певцы (если они есть в композиции) поют в микрофон.
« Последнее редактирование: Декабрь 20, 2015, 11:58:04 от Читатель »

Оффлайн Михаил Ястребов

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 210
Re: Почему сегодня так мало хороших певцов ?
« Ответ #214 : Декабрь 18, 2015, 20:36:26 »
И вновь по перечисленнымнным фактам нечего возразить. Только Вы приводите примеры, то есть говорите о казусах, а я - о тенденции. Действительно, сколько-то опер за последнее время написано. Но давайте вспомним, сколько опер написали старые мастера первой руки: Вивальди - 90, Глюк - около полусотни, Гендель - более сорока, Моцарт и Гайдн - по двадцать с лишним, Россини - около сорока, Доницетти - 74, Верди - 26. А рядом с ними творила туча других композиторов. В первой половине 19 века в год ставилось по несколько сотен (!!!) новых опер. Тогдашнее обилие прекрасной музыки требовало множества хороших голосов. Вот тогда и был спрос. Постепенно число пишущих то, что мы называем классической оперой, сокращалось. И последние великие оставляли всё меньше произведений: Римский - полтора десятка, Вагнер и Чайковский - по 13, Пуччини - около десятка, другие веристы - не лучше, Рахманинов - 3 одноактника. Но это ещё была музыка, нуждающаяся в голосах и привлекающая их. Разве можно сравнить с этим нынешнее положение вещей? Я не случайно выделил в своём первом посте жирным шрифтом слова "совсем иная" применительно к современной музыке. Не говорю, что она плохая. Но из неё ушла мелодия. Симфонические произведения всё больше приближаются к какофоническим. Да и с оперой не намного лучше.

Вы пишете о многочисленных переполненных театрах столицы. Ура! Но Москва - не Россия. Питер - тоже. Гигантская провинция в обсуждаемом плане не процветает. Можете на досуге найти зарытую в "Беседах на галёрке" тему о сжимающемся мировом оперном рынке: потеря интереса публики, закрывающиеся театры и тому подобные вещи.  Да и сам аргумент о скольких-то набитых до отказа театрах не работает, ибо это спрос не на голоса, а на зрелище. Вот если бы Вы написали о паре десятков новых консерваторий с конкурсом 40 человек на место в каждом вокальном классе, я бы призадумался. Однако предполагаю, что Ваше "ого-го" после проекта "Большая опера" - скорее мечта, чем реальность. Впрочем, не буду спорить, так как мне не хватает информации. Здесь нужен человек, хорошо знающий динамику контрольных цифр приёма в консерватории лет хотя бы за пятьдесят.

Где-то когда-то видел я перечень итальянских теноров первого класса столетней давности. И было грустно... Я не настаиваю на согласии. Просто привёл свой, быть может, неверный взгляд.
« Последнее редактирование: Декабрь 19, 2015, 08:49:26 от Михаил Ястребов »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 464
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Почему сегодня так мало хороших певцов ?
« Ответ #215 : Февраль 11, 2016, 13:21:02 »
Предлогов в начале обсуждения толкал идею о большом по численности народе как основе производства многих хороших голосов. Он ошибался, поверьте профессиональному биологу. Маленькая по сравнению с нами Италия вон сколько их нарожала. А гигантский Китай, по сравнению с ней, - ни фига. Грустно, но Mikki прав - спроса нет.

Я слышала двух китайских певцов в Пезаро (тенора Ицзе Ши, (Yijie Shi) и баритона Yunpeng Wang http://www.yunpengwang.com/about.html. В европейских театрах поют корейские певцы. Также известен феномен монгольских голосов. То есть голоса рождаются по всему миру, но далеко не во всех странах оперное искусство развито хотя бы на каком-то уровне. Более того, люди могут и не знать о существовании оперы. Поэтому далеко не везде обладателей сильных и красивых голосов направляют учиться вокалу (хотя бы на уровне обывательского "да тебе в опере петь нужно").
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 464
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Почему сегодня так мало хороших певцов ?
« Ответ #216 : Февраль 23, 2016, 20:26:01 »
Заметка о том, что итальянские молодые певцы проигрывают в конкурентной борьбе начинающим вокалистам из других стран.

Where have all the young Italian opera singers gone?
http://www.economist.com/blogs/prospero/2016/02/opera
Feb 18th 2016, 13:03 BY E.B.
Timekeeper

IN JANUARY the Royal Opera House announced the new slate of Jette Parker artists. With its five year-long positions, the Jette Parker Young Artist programme is a sought-after destination among emerging opera stars. Of the winners this year, not a single singer from Italy won a spot. Indeed, the home country of opera was not even among the applicants’ five most common home countries. The top spots were instead taken by America, Britain, South Korea, Russia and Australia.

“There just aren’t many young Italian singers around,” says David Gowland, the programme’s artistic director. Of the Jette Parker’s 440 applicants for this year’s position, only 18 were from Italy. Last year, Italians were also meagrely represented among the applicants, and none won a spot. The scenario repeated itself at last year’s Cardiff Singer of the World competition, which featured an impressive range of nationalities, including one singer from the Democratic Republic of Congo and three from South Korea. At the Operalia Competition last year, another Wimbledon of the opera trade, the finals featured one South Korean and two South Africans along with Americans, Europeans, and singers from New Zealand and Australia. But, again, no Italian. New York’s Metropolitan Opera has an Italian in its young artist programme—but he is a repetiteur, a pianist accompanying singers.

While classical music has for centuries broken down ethnic barriers, opera singing— especially the popular fare like Tosca and La Traviata—used to be the domain of Italians. Luciano Pavarotti was a global celebrity, of course, but names like Renata Tebaldi, Mirella Freni, Renata Scotto and Carlo Bergonzi likewise excited operagoers. Aidan Lang, the Seattle Opera’s general director, argues that highly ambitious Eastern Europeans have appeared on stage in the past couple of decades. “The opera market has become much more competitive for singers, and the Eastern European singers have very little airs,” he notes. Where some opera singers save their voices during rehearsals, “they sing out at every rehearsal and consider it an honour to sing in your house.”

The fierce new competition seems to have caught Italians by surprise. Ernesto Palacio, a Peruvian tenor and veteran artist manager, has noticed the change during several decades living in Italy. “There are good voices in Italy,” he says, “but many of them think a good voice is enough and don’t want to learn the other aspects such as acting.” With the proliferation of opera simulcasts, opera singers are expected to act well and look good too. Despite his glorious voice, Pavarotti may not have made the cut today.

Indeed, today’s Pavarotti is a handsome German tenor named Jonas Kaufmann, while Latvian soprano Kristine Opolais reigns as Puccini heroines. South African, Chinese and South Korean singers are conquering the opera stage, as are Australians, whom Mr Gowland describes as “very strong, with a healthy outlook on life, and they don’t think twice about going off on their own to sing in Europe”.

That is not to say, of course, that there are no Italian stars. Cecilia Bartoli resides firmly at the top, and others such as Barbara Frittoli and Marcello Giordani enjoy thriving international careers. The other Italian singer with instant name recognition, Andrea Bocelli, is primarily a recording artist due to his blindness, as well as the nature of his voice. But with all of Italy’s major opera houses except two posting a deficit, there’s little incentive for an angel-voiced Italian to embark on an operatic singing career. (Prospero asked 10 Italian conservatories for their current number of voice students as well as the number 20 years ago. Only the Vincenzo Bellini Conservatory in Palermo responded, and it could only provide the current number: 71.) Then again, with Australia only having two full-time opera houses, the country’s young singers face little choice but to make the much longer journey to steady work in Europe, primarily Germany.

There is hope. Opera Roma—Rome’s opera house—is trying to reverse the decline, and last month launched a young artist programme. (Apart from La Scala’s academy, which trains young singers, there are no young artist programmes at Italian opera houses.) “We said, ‘every major opera house in Europe and the United States has a young artist programme, so how can it be that the capital of the country of opera doesn’t have one?’” explains Eleonora Pacetti, the programme’s director. “We want to promote Italian opera singing, but it’s also a symbolic step.” 288 singers applied for the seven singer positions. Five of the successful applicants were Italians, though Ms Pacetti insists that the selection was made purely on the base of merit. Next year the Kaufmanns-to-be will perform two operas at Opera Roma. According to Ms Pacetti, the programme will help to “demonstrate that we Italians can still be creative in the world of opera”.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 464
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Почему сегодня так мало хороших певцов ?
« Ответ #217 : Май 15, 2016, 16:28:57 »
Фильм о том, что в мире много хороших оперных певцов - из России

Мировая опера. Русский след
Документальный фильм (Россия).
Рассказ о современных российских звездах мировой оперной сцены.
 
https://www.youtube.com/watch?v=GujjkS8Btec&feature=share

И обсуждение этого фильма у Дольчева https://www.facebook.com/aleksandrs.dolchev/posts/1084003354971789?pnref=story
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: Почему сегодня так мало хороших певцов ?
« Ответ #218 : Сентябрь 20, 2016, 12:46:50 »
Диляра Идрисова меня убедила полностью.
Короче, их есть.
Но как-то они ... растворяются, что ли! Они работают, поют. Но почему-то не особо видны.

Диляра Идрисова завоевала Гран-при 51-го Международного конкурса вокалистов во Франции. При этом первый Гран-при престижного конкурса в этом году никому не присуждался.

Также 26-летняя сопрано из Уфы удостоилась приза зрительских симпатий. Певица получила дипломы, денежный приз и предложения международного сотрудничества.

http://m.tv-rb.ru/novosti/culture/a_native_of_bashkortostan_has_won_the_grand_prix_of_the_international_competition_of_vocalists/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 464
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Почему сегодня так мало хороших певцов ?
« Ответ #219 : Январь 16, 2017, 00:23:31 »
Я прочитала несколько книг, и у меня появился вопрос – правильно ли озаглавлена эта тема. Может, более справедлива такая постановка вопроса: почему всегда так мало хороших певцов? :)

Приведу цитаты из этих книг. П.И. Чайковский в своих критических заметках очень часто ругает составы, и можно взять любую рецензию. Вот один из примеров из книги «Музыкальные фельетоны и заметки» Петра Ильича Чайковского (1868—1876).

Цитата: П.И. Чайковский
«Вообще, как и всегда в нашей итальянской опере, общее исполнение было таково, что во всяком другом большом городе оно немыслимо. Но наша почтенная столица весьма равнодушна к подобного рода невнимательности к ней со стороны театрального начальства и, за удовольствие, всего только по одному разу, прослушать г-ж Патти и Нильсон, она готова не только терпеть всякие бесчинства мереллиевской администрации, но даже и платить за это отличные деньги.
Вслед за «Африканкой» на той же сцене шел отменно пошлый, давно уже всем оскомину набивший «Трубадур». Опера эта прошла с тою мило бесцеремонною неурядицею, какою посетителя нашего Большого театра не удивишь. На этот раз публике поднесены были три, в своем роде замечательные, новинки, в образе певицы Стеллы Бонер, тенора Болис и баритона Маццоли.

Г-жа Стелла Бонер, несмотря на поэтическое значение тех слов, которыми она себя именует, родилась, должно быть, не под особенно счастливой звездой. Или я сильно ошибаюсь, или «звезде счастья» весьма скоро придется закатиться на горизонте Москвы. Если при своем первом дебюте г-жа Бонер не потерпела позорного фиаско, то я объясняю это тем обстоятельством, что публика недоумевала: уж не есть ли дикое завывание этой певицы и ее шальные прыжки по сцене — в высшей степени реальное воспроизведение цыганского типа Азучены, в роли которой г-жа Бонер появилась. Она то зычным голосом взвизгнет какую-нибудь высокую ноту, похожую на крик огромной совы, то прохрипит низкий, чуть не басовой звук, от которого мороз по коже подирает, и все это в разлад с аккомпанементом оркестра, фальшиво до крайности, дико, странно, нелепо, — ну точь в точь как опьяневшая от винных возлияний цыганская матрона в зале Эльдорадо, когда весь хор, в угоду подкутивших купчиков, лихо отхватывает:

«Эх, Настасья, эх, Настасья,
Отворяй-ка ворота!»


Тенор г. Болис тембром голоса и манерой издавать звук сильно напоминает бывшего московского певца г. Сетова. Те же сдавленные звуки, то же неестественное напряжение грудных и горловых мускулов — только нет в нем качеств, которыми отличался Сетов, т. е. его отличной декламации и сценической выдержанности. Первую свою закулисную песенку, а также Andante арии третьего действия он еще пропел сносно, но в знаменитом Allegro «Di quella pira» [«Пламя ужасное»] как хватил высокое грудное do, да совершенно фальшиво,— так, бедный и провалился. Немезида, заседающая в райке, в ответ на его сорвавшуюся ноту, немедленно пустила несколько весьма энергических свистков.

Баритон г. Маццоли одарен голосом, лишенным всякой прелести, да к тому же, как и г-жа Стелла Бонер, интонирует весьма нетвердо; успеха не имел никакого.
Единственным утешительным явлением в персонале итальянской оперы оказывается покамест г-жа Дюваль. В неблагодарной роли Инессы, в «Африканке» эта симпатичная певица еще не могла выказать с выгодной стороны все свои блестящие качества. Зато в более выдающейся партии Элеоноры г-жа Дюваль положила прочное основание своей хорошей репутации в Москве. Прекрасный, молодой еще голос, безукоризненно верная интонация, весьма достаточная выработанность колоратуры, изящная простота игры, теплота и выразительность — вот качества новой примадонны, которой, я уверен, суждено сделаться любимицей нашей публики, чего я ей от души желаю. Боюсь одного только: как бы г. Мерелли не уморил свою прекрасную примадонну. В понедельник г-жа Дюваль пела, в среду пела, в четверг пела и в субботу пела; исполнить в течение одной недели два раза Инессу и по разу Элеонору и Джильду в «Риголетто», — это хоть какую молодую и бодрую артистку может утомить до изнеможения. Но г. Мерелли одинакова прижимает и своих певцов и свою публику, сбирая с тех и других дань, с кого натурою, а с кого государственными кредитными билетами.

Борис Хайкин, «Беседы о дирижерском ремесле» (издана в 1984 г.) (биография Хайкина – здесь http://classicalforum.ru/index.php?topic=1983.msg178609#msg178609)

Цитата: Б.Э. Хайкин
…Хочу упомянуть об обстоятельстве, которое очень мешает дирижеру. Особенно оно чувствительно в Большом театре. Приведу пример из собственной практики: вместе с режиссером О. Моралевым я делал новую постановку «Царской невесты» [1966 года – прим. Papataci]. Нам было назначено четыре Любаши (в запасе есть еще пятая), пять(!) Марф, четыре Лыкова, четыре Собакина и т. д. Это не на бумаге — все они выступили в первых пяти спектаклях. Казалось бы, хорошо, в работу вовлечено большое количество актеров. К тому же такое обилие свидетельствует о том, что труппа театра очень богата хорошими голосами. Но это самообман. Вовлечение в работу реально только на бумаге. Потому что если дирижер и режиссер должны свое время делить между столькими исполнителями, то что же достанется каждому артисту в отдельности? Только утомительное сидение на репетициях, когда все творческие порывы неизбежно замораживаются?

Таким же самообманом является убеждение, что в театре обилие голосов. Голосов, может быть, действительно не так мало, но среди них есть всякие: есть выдающиеся, есть просто хорошие, есть и посредственные. Вместо того, чтобы отобрать два самых лучших состава и с ними создать спектакль, достойный первой сцены мира, создается довольно причудливая «смесь». Это приводит к вредной для искусства нивелировке. Актеры (в том числе и самые лучшие) перестают понимать, «кто есть кто». При таком количестве партнеров они соответственно и работают, сознавая свою личную ответственность пропорционально уменьшившейся.

Путь к большим партиям ни для кого не закрыт. Но право выступить (особенно в новом спектакле) нужно завоевать углубленной самостоятельной работой, доказав, что твое участие не снизит уровня спектакля, не нанесет ему ущерба. Конечно, сам актер этому не судья.

Очень странно, но в Большом театре установился порядок, согласно которому дирижер, режиссер и художник узнают о том, что им поручается постановка, только после того, как обнародовали приказ, одновременно утверждающий и состав руководителей, и состав исполнителей. Безусловно было бы лучше, если бы руководство театра, замышляя новый спектакль, раньше всего наметило бы дирижера, режиссера и художника, обсудило бы с ними основные принципы постановки, а затем уже, опираясь и на их мнение, давало бы приказ, утверждающий составы...

Анатолий Орфёнов, «Записки русского тенора» (поток о певце http://classicalforum.ru/index.php?topic=3422.0)

Цитата: А.И. Орфёнов
Трудный 1982-й
...
Коллектив стареет, почти нет молодых лиц. Профессионализм падает – даже Прокофьев, который стал теперь классикой, разучивается так медленно, что опера выходит на премьеру с недоученными партиями. Даже очень способный А.Масленников после 80 уроков по «Дуэнье» еще не знает партии, а А.Григорьев взял 93 урока – и знает еще хуже. За два с половиной года моей работы в труппу не взяли ни одного певца! Нет страховки – более 50 ролей текущего репертуара не обеспечены даже вторым составом. Необходимо срочно сделать до 250 вводов, а за сезон делается не более 120-150. Несмотря на это, по странному положению, когда в общегосударственном масштабе проводилось сокращение штатов, мы тоже вынуждены были сокращать труппу. В книге-справочнике за 1981 год числилось 94 солиста, а к 1984 году в штатном расписании было утверждено лишь 84 солиста. Некуда было переводить достойных кандидатов из стажерской группы. Причем, многие из оставшихся восьмидесяти четырех певцов, что никак не достаточно, чтобы обеспечивать спектакли, количество которых на двух сценах (КДС и Большой театр) доходило до 32-33 в месяц, уже достигли пенсионного стажа и даже преклонного возраста, но никак не хотели воспользоваться своим правом на отдых. Эта неразрешимая проблема и после моего ухода продолжала вносить напряжение в жизнь театра.

Только два примера за последний сезон. Как же не получить инфаркта? Начался «Трубадур», и вдруг выясняется что нет исполнителя роли Рюица. Артист хора вынес записку для Манрико, а за это время был вызван исполнитель. Спрашиваю ведущего режиссера: ты же обязан лично проверить за сорок минут до начала все ли на месте. Да, отвечает, я зашел в гримерную, вижу, пальто висит, значит он здесь. Второй случай. За полчаса до «Севильского цирюльника» нет Фиорелло, который открывает спектакль. Звонок по телефону – он сидит дома. Почему? В месячном плане, что раздается заранее, нет этого спектакля. Да весть афиша, где стоит твоя фамилия! И ничего! На мои докладные записки В.А.Бони отвечал: «Сделайте устное внушение». Почему? Да потому, что если объявить выговор, то этот человек не сможет выехать за рубеж на протяжении двух лет, а он нам нужен в возглашающих боярах, стрелецких начальниках, фламандских депутатах. Заколдованный круг! А когда народный артист Ведерников заявляет мне и главному дирижеру: «Если не я пою Бориса в Греции, то возьму бюллетень и сорву ближайший спектакль»! Куда же идти дальше?
Театр неуправляем…
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 464
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Почему сегодня так мало хороших певцов ?
« Ответ #220 : Апрель 26, 2018, 22:46:02 »
Ответ на вопрос, почему в составе премьеры "Бала-маскарада" в Большом театре (апрель 2018 г.) так мало хороших певцов - потому что всем заправляют агентства, которым нужно пристроить своих солистов на работу, а качество исполнения никого не волнует, даже дирижёра, потому что он из того же агентства.

http://classicalforum.ru/index.php?topic=13060.msg200558#msg200558
Che mai sento!

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 804
Re: Почему сегодня так мало хороших певцов ?
« Ответ #221 : Апрель 27, 2018, 02:18:19 »
Ответ на вопрос, почему в составе премьеры "Бала-маскарада" в Большом театре (апрель 2018 г.) так мало хороших певцов - потому что всем заправляют агентства, которым нужно пристроить своих солистов на работу, а качество исполнения никого не волнует, даже дирижёра, потому что он из того же агентства.

http://classicalforum.ru/index.php?topic=13060.msg200558#msg200558
Если в театре лишь номинальный худрук, это должно волновать дирекцию.

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 160
Re: Почему сегодня так мало хороших певцов ?
« Ответ #222 : Апрель 27, 2018, 15:35:16 »
Ответ на вопрос, почему в составе премьеры "Бала-маскарада" в Большом театре (апрель 2018 г.) так мало хороших певцов - потому что всем заправляют агентства, которым нужно пристроить своих солистов на работу, а качество исполнения никого не волнует, даже дирижёра, потому что он из того же агентства.
Непонятно  одно: Большой театр действительно такой беспомощный, что выступает ведомым в этой игре? Мало ли кому чего нужно. У театра должны быть свои собственные нужды, под которые уже пусть и подстраиваются агентства.