Автор Тема: «Каменный гость» А. Даргомыжского в Большом театре (премьера в марте 2016 г.)  (Прочитано 16295 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 436
А вообще, надо посмотреть программки! Хорошо, что не выбрасываю. Я вообще много кого слышал))))))

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Месть командора удалась

Мария Бабалова

На Новой сцене Большого театра представили оперу Александра Даргомыжского «Каменный гость». Роковая встреча Дон Жуана и Командора стала сюрпризом для публики.

http://vm.ru/news/2016/03/13/mest-komandora-udalas-314118.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 876
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
13 марта 2016 г.

Дирижер   Антон Гришанин
Дон Жуан   Сергей Радченко
Лепорелло   Станислав Трофимов
Донна Анна   Анна Нечаева
Дон Карлос   Александр Миминошвили
Лаура   Юлия Мазурова
Монах   Вячеслав Почапский
Первый гость   Павел Валужин
Второй гость     Даниил Чесноков
Статуя командора   Валерий Гильманов
Гости Лауры    Марат Гали, Валерий Гильманов, Годердзи Джанелидзе, Александр Короткий, Юрий Маркелов, Константин Сучков

Пишет Слава (_arlekin_)

"Каменный гость" А.Даргомыжского в Большом, реж. Дмитрий Белянушкин, дир. Антон Гришанин

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3307432.html

На первый взгляд неамбициозная, и чуть ли не внеплановая, но между прочим, уже вторая за текущий сезон режиссерская работа Дмитрия Белянушкина - небывалый карт-бланш! Причем поставленные Белянушкиным в пространстве Бетховенского зала основного здания "Байки о лисе, утенке и Балде"" -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3215077.html

- за считанные месяцы, если не преувеличивать их художественных достоинств, а судить по частоте исполнения, заняли прочное место в актуальной афише Большого и превратились в один из главных его репертуарных "хитов". Не сходит со сцены и выпущенная в предыдущем сезоне дебютная работа Белянушкина в Большом - "История Кая и Герды":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2985773.html

"Каменный гость" в силу минимальной промо-подготовки к премьере пока еще недостаточно "раскручен" как название, как бренд, но и он определенно у целевой аудитории вызовет больше симпатий, чем нареканий. Для любителей разделять музыкальные постановки по критерию броских внешних признаков на "классические" и "традиционные" спектакль Белянушкина ведь - стопроцентно "традиционный", при этом достаточно стильный и только что не эстетский по оформлению (сценография Виктора Шилькрота, костюмы Ирэны Белоусовой): готические стрельчатые колонны-"башни" из металлических трубок, скульптурные фигуры в черных балахонах с капюшонами внутри колонн и на галереях, и в такой же униформе массовка, идальго в камзолах, шляпах и при шпагах, колорит строгий, преобладает во всем черный цвет, чуть-чуть белого (платье доны Анны, воротники кабальеро) и ярко-зеленое пятно (платье Лауры) - "старина" да и только!

А в это же самое время никакого "каменного гостя" в "Каменном госте" Белянушкина нет! Есть вместо статуи Командора загадочная рука с четками и крестом, вытягивающаяся из занавешенного красным бархатом портшеза дважды - в первой и последней картине. Можно предположить, что это епископ или даже инквизитор, по поручению которого Дон Жуан должен быть убит. А помогает в этом злодейском замысле подкупленный предатель Лепорелло, обманчиво простодушный толстяк, он для вида заботливо предлагает хозяину куриную ножку, а сам уже продал его врагам с потрохами. Мало того, в финале второй картины первого акта к Лауре врываются заговорщики - к этому времени лидер заговора Дон Карлос уже заколот Дон Жуаном на дуэли, и очевидно, что нападающие руководствуются чьим-то еще, и куда более высокопоставленной фигуры, чем несчастный Дон Карлос, распоряжением, если уж после успешного бегства Дон Жуана один из ворвавшихся убивает шпагой саму Лауру, да еще беззастенчиво после этого отхлебывает вина из оставшейся бутылки. И в последнем акте во время свидания с Донной Анной снова появляются "заговорщики", направляемые таинственной, но отнюдь не "инфернальной" рукой с четками из кабинки носилок - вооруженная шпагами банда наемников закалывает Дон Жуана на глазах у Донны Анны, которую удерживает от попыток воспрепятствовать убийству Лепорелло.

То есть разыгрывается на сцене принципиально иной сюжет, нежели у Пушкина и Даргомыжского! Но парадокс: за балахонами и готическими аркадами этого никто не замечает - да, может, оно и к лучшему, без того хватает упреков в "надругательстве над классикой", просто характерный момент, как мало надо "ревнителям старины", чтоб закрыть глаза не несоответствия канону, а вернее, они сами попросту настолько слепы, что реагируют лишь на самые грубые, наглядные раздражители и не способны вникнуть в содержательную суть.

Насколько замысел Белянушкина значителен, логичен, уместен и обязателен - уже вопрос обсуждаемый. И в еще большей степени - насколько исходная идея умело и убедительно реализована режиссерски и актерски, хотя мне лично никакие непримиримые противоречия между первоисточником и постановочной концепцией, между замыслом спектакля и его воплощением, не резали ни глаз, ни уха (разве что момент "приглашения" статуи мизансценирован невнятно). Режиссеров, особенно приходящих в музыкальный театр из драмы, часто (это стало такой же банальностью, как балахоны с капюшонами в стиле "популярной готике") упрекают: они, дескать, ставят либретто, а не музыку. Белянушкин, по крайней мере что касается "Каменного гостя" непосредственно, "ставит музыку", и, похоже, неплохо ее чувствует. Как раз в его обращении с либретто и с литературным его первоисточником (в данном конкретном случае это почти одно и то же - Даргомыжский писал на текст Пушкина, по минимуму его видоизменяя, и еще добавил в качестве песен Лауры пару пушкинских же стихотворений на "испанскую" тему) присутствует элемент некоего "произвола", и по сути не меньший, чем у радикальных актуализаторов, но ловко прикрытый как бы "традиционным" визуальным решением, под складками балахонов.

Основной "недостаток" спектакля, как ни странно, в том, что режиссерскому подходу к сюжету "Каменного гостя" "тесно" в рамках заданного композитором объема, причем не столько содержательного, сколько количественного: в моцартовском "Дон Жуане" постановщику нашлось бы где разгуляться, но Даргомыжский, со своей стороны, ограничен оригинальным текстом трагедии Пушкина, как известно, "маленькой"; а режиссер в итоге скован рамками сравнительно небольшой продолжительности оперы, объемом партитуры. Что же до собственно музыки - лишенная как драматической глубины Мусоргского, так и мелодического богатства Чайковского, незавершенная опера Даргомыжского в оркестровке Римского-Корсакова может показаться, за исключением Лауриных песенок во второй картине, несколько однообразной в отсутствие арий и ансамблей, но в этом, в скрупулезно построенных диалогах-речитативах, с другой стороны, заключается ее не лишенное притягательности своеобразие.

В связи с состоявшейся премьерой вспоминают, что последний раз "Каменный гость" ставился в 1976 году - но это если говорить о Большом. На самом деле, может быть, стоит отметить, что сравнительно недавно к "Каменному гостю" обращался не кто иной как Анатолий Васильев, еще в студии на Поварской: конечно, то не была "оперная" в полном смысле постановка, но музыке Даргомыжского в ней, в ее первой части, точнее, отводилась весьма важная роль, к тому же в авторской клавирной версии, пусть и пели там не вокалисты, а актеры:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1030182.html?thread=8375078

В Большом и с этой, сугубо музыкальной стороны дела обстоят на удивление неплохо, достойно. Чуть усталым, но хорошим голосом поет Дон Жуана тенор Сергей Радченко, которому, может, где-то не хватает экспрессии. У героинь - свежие, молодые голоса: Лаура - Юлия Мазурова, Донна Анна - замечательная Анна Нечаева, которая запоминается и в более удачных постановках (Кончаковна из "Князя Игоря" Юрия Любимова), и в менее (Микаэла из "Кармен" Алексея Бородина). Колоритный образ - и по фактуре, и вокально - создает Станислав Трофимов, чей Лепорелло в версии Белянушкина только на вид увалень-простак (хотя, справедливости ради стоит заметить - до конца персонаж в соответствии с общим замыслом не проработан). Александр Миминошвили в роли Дона Карлоса, по счастью, не переусердствовал с мимикой, свою сцену в гостях у Лауры провел аккуратно. Дирижер Антон Гришанин, в последние месяцы работающий будто на износ, чересчур пригладил, на мой вкус, оркестровую партитуру, "Каменного гостя" можно играть намного резче, отчетливее обозначая контрасты, но отсутствие мистического, метафизического, инфернального начала в постановке, переключение конфликта в плоскость социально-криминальную, отчасти философско-политическую, но без мистики, без "потустороннего" измерения, в значительной степени оправдывает подобный дирижерский подход.
Che mai sento!

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 929
12 марта 2016 года

Дирижер    Антон Гришанин
Дон Жуан      Федор Атаскевич
Лепорелло   Станислав Трофимов
Донна Анна   Екатерина Щербаченко Анна Нечаева
Дон Карлос   Александр Миминошвили
Лаура   Оксана Волкова
Монах   Годердзи Джанелидзе
Первый гость   Павел Валужин
Второй гость   Александр Рославец
Статуя командора   Александр Науменко
Гости Лауры    Марат Гали, Валерий Гильманов, Годердзи Джанелидзе, Александр Короткий, Юрий Маркелов, Константин Сучков

Про сценографию тут уже много писали, поэтому останавливаться на этом моменте не буду.
Русских субтитров не было. Наверное, это правильно, поскольку незачем ходить на "Каменного гостя" таким дремучим дикарям, типа меня, кои оригинала Пушкина не читали. Ну не все в школе литературу тщательно изучали, некоторые на уроках вместо занудных Достоевского-Пушкина-Толстого читали Титце-Шенка и Хоровица-Хилла  ;D Теперь приходится наверстывать упущенное.
Впрочем, отсутствие русских субтитров почти полностью компенсировалось отличным вокальным исполнением, а в трудных местах помогал английский перевод.
Федор Атаскевич в роли Дона Жуана пел отлично, но с точки зрения актерской игры не блеснул. В целом он мне сильно напомнил Йохана Боту в Метовском "Тангейзере" этого сезона - этакий увалень, с видимой ленцой исполняющий положенную вокальную партию красивым , хорошо поставленным голосом, но при этом не делающий ни одного лишнего движения.
Станислав Трофимов выступил интересно. После блестящих исполнений Василия Собакина в "Царской невесте" и, особенно, князя Юрия Всеволодовича в "Граде Китеже", роль Лепорелло - это нечто абсолютно противоположное, и мне показалось, что эта роль - не его, и в вокальном плане, и в актерском.
Вообще, лично я мечтаю услышать Трофимова в "Хованщине", но если до сих пор я мог себе представить его только в роли Досифея, то после Лепорелло думаю, что с ролью Ивана Хованского он тоже блестяще справится. Надеюсь, ВАГ при очередном исполнении "Хованщины" вспомнит про Трофимова, и не обойдет его своим вниманием.
Оксана Волкова в роли Лауры не блистала, но спела на хорошем среднем уровне с приемлемой дикцией.
Анна Нечаева, донна Анна - прекрасна как всегда. И тут мне нечего добавить - только "Браво!"
Очень достойно спел роль монаха Годердзи Джанелидзе.
А вот Александр Науменко, певший Статую командора, выступил как-то невнятно. То ли микрофонный звук так настроили, то ли с голосом проблемы, но не было понятно ни слова.
По поводу оркестра и дирижера. Сложно оценивать исполнение, когда музыкальный материал для тебя не знаком. Но явных ошибок слышно не было, оркестр вокалистам не мешал, с ними не "разъезжался", и скуку не нагонял. Само произведение не блистает сложными красивыми оркестровками, но в целом придраться не к чему. Впрочем, Антон Гришанин - отличный дирижер, и со "своим" оркестром стабильно выдает отличный результат. Лучшее, что я слышал в его исполнении - это "Тангейзер" в МАМТ. А учитывая его возраст - думаю, что у него еще все впереди.
Вот теперь думаю - хочу ли я послушать это произведение еще раз? Тем более на май билеты дешевые в свободной продаже. :)

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 163
Русских субтитров не было. Наверное, это правильно, поскольку незачем ходить на "Каменного гостя" таким дремучим дикарям, типа меня, кои оригинала Пушкина не читали. Ну не все в школе литературу тщательно изучали...
Ну необязательно же читать именно в школе (где «Маленькие трагедии», по-моему, и не проходят) — можно прочесть в день спектакля с утра по дороге на работу. :)

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 929
Ну необязательно же читать именно в школе (где «Маленькие трагедии», по-моему, и не проходят) — можно прочесть в день спектакля с утра по дороге на работу. :)
О том, что опера написана один в один по тексту Пушкина - мне перед спектаклем сказала моя спутница, которая в школе литературу преподает. До этого момента я об этом не знал ;D

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 876
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
12 марта 2016 года

Дирижер    Антон Гришанин
Дон Жуан      Федор Атаскевич
Лепорелло   Станислав Трофимов
Донна Анна   Екатерина Щербаченко Анна Нечаева
Дон Карлос   Александр Миминошвили
Лаура   Оксана Волкова
Монах   Годердзи Джанелидзе
Первый гость   Павел Валужин
Второй гость   Александр Рославец
Статуя командора   Александр Науменко
Гости Лауры    Марат Гали, Валерий Гильманов, Годердзи Джанелидзе, Александр Короткий, Юрий Маркелов, Константин Сучков

Про Миминошвили забыли :)
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 876
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Каменный гость» в Большом театре испытал влияние теории заговора

В новом спектакле все при шпагах – но холодно, как на севере, в Париже
Ведомости
Петр Поспелов


Премьерный состав, ведомый дирижером Антоном Гришаниным, справился с текстом аккуратно. Приглашенный тенор Федор Атаскевич был точен и корректен, хотя его голос скорее подошел бы партиям Шуйского или Бомелия. Хороши были Анна Нечаева в партии Донны Анны – вечная героиня всех премьер во всех театрах, обладательница гибкого и чувственного голоса, Петр Мигунов (Лепорелло), Николай Казанский (Дон Карлос), Вячеслав Почапский (Монах). Агунда Кулаева лишь напомнила в партии Лауры свою же неяркую Кармен.

С постановкой не повезло: Дмитрий Белянушкин поставил мизансцены самым трафаретным образом. На оркестровых эпизодах, впрочем, режиссер добавил фантазии от себя – она свелась к замене мистической статуи дозором мадридских заговорщиков, подкупивших Лепорелло и заколовших главного героя. Новое прочтение оказалось равно далеко от оригинала и от идеала увлекательной режиссерской концепции.

Читайте полностью http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/03/13/633327-kamennii-gost-bolshom-teatre-ispital-vliyanie-teorii-zagovora
Che mai sento!

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 436
В этом фрагменте я полностью согласен с Поспеловым. На предмет оценки голоса Нечаевой - понимаю. Я всё-таки слышу надтреснутость на высоких нотах.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 876
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
reznikers1

Даргомыжский: Каменный гость / Большой театр, 11.03.2016
http://reznikers1.livejournal.com/105066.html

Новая сцена

Дирижер-постановщик — Антон Гришанин
Режиссер-постановщик — Дмитрий Белянушкин
Художник-сценограф — Виктор Шилькрот
Художник по костюмам — Ирэна Белоусова
Художник по свету — Евгений Виноградов

Дон Жуан - Федор Атаскевич
Лепорелло - Петр Мигунов
Донна Анна - Анна Нечаева
Дон Карлос - Николай Казанский
Лаура - Агунда Кулаева
Монах - Вячеслав Почапский
Первый гость - Павел Валужин
Второй гость - Даниил Чесноков
Статуя командора - Валерий Гильманов
Гости Лауры - Марат Гали, Валерий Гильманов, Годердзи Джанелидзе, Александр Короткий, Юрий Маркелов, Константин Сучков

После ужасных постановок "Кармен" и "Иоланты" на Исторической сцене серость и скука начала проникать и на Новую сцену Большого театра. Молодой режиссер Дмитрий Белянушкин показал полную беспомощность в работе с актерами и построении мизансцен. Дополнительно прилагаются отсутствие фантазии и старомодные понятия. Первый звоночек уже прозвучал, когда он поставил "Историю Кая и Герды" Баневича на этой же сцене. После просмотра "Каменного гостя" первоначальные опасения только подтвердились. Режиссер прививает к "Каменному гостю" банальную историю с заговорщиками, которые стремятся наказать развратника. При этом теряется миф о Дон Жуане и оригинальный замысел Даргомыжского, который следует еще от Пушкина.

Дирижер Антон Гришанин был корректен, как и в недавней "Иоланте".

Приглашенный из Михайловского театра на роль Дон Жуана тенор Федор Атаскевич впечатления не произвел. Даже Лепорелло в исполнении Петра Мигунова был более презентабелен. В очередной раз с удовольствием послушал Анну Нечаеву в партии Доны Анны. А вот Агунда Кулаева опять разочаровала. Романсы Лауры мог ли бы прозвучать качественнее и интереснее. Агунда Кулаева для меня в первые минуты создает обманчивое впечатление обаятельного меццо, которое быстро улетучивается. Все остальные - терпимо. Отдельно хочется похвалить всех солистов за хорошую дикция. Почти весь текст был понятен и разборчив. Странное решение использовать динамики для голоса Командора в финале.

По ссылке фото с поклонов http://reznikers1.livejournal.com/105066.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 876
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
dolchev

А.Даргомыжский Каменный гость Большой театр 12-13 марта 2016 г

http://dolchev.livejournal.com/186782.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 876
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Так это Дон Жуан?
«Каменный гость» Даргомыжского возвращается в Большой театр

Татьяна Елагина
Специальный корреспондент

http://www.operanews.ru/16031407.html
______________

Странно, что Елагина упоминает о Щербаченко, которая, как я поняла, спектакль так и не спела.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 876
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Кому мешают донжуаны

Текст: Ирина Муравьева

Большой театр показал оперу "Каменный гость" Александра Даргомыжского

http://rg.ru/2016/03/14/bolshoj-teatr-pokazal-operu-kamennyj-gost.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 876
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Каменный гость» в Большом театре испытал влияние теории заговора

В новом спектакле все при шпагах – но холодно, как на севере, в Париже
Ведомости
Петр Поспелов


Премьерный состав, ведомый дирижером Антоном Гришаниным, справился с текстом аккуратно. Приглашенный тенор Федор Атаскевич был точен и корректен, хотя его голос скорее подошел бы партиям Шуйского или Бомелия. Хороши были Анна Нечаева в партии Донны Анны – вечная героиня всех премьер во всех театрах, обладательница гибкого и чувственного голоса, Петр Мигунов (Лепорелло), Николай Казанский (Дон Карлос), Вячеслав Почапский (Монах). Агунда Кулаева лишь напомнила в партии Лауры свою же неяркую Кармен.

Читайте полностью http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/03/13/633327-kamennii-gost-bolshom-teatre-ispital-vliyanie-teorii-zagovora

Yury Zigulya
https://www.facebook.com/yury.zigulya/posts/1052401368137112

"Каменный гость" А.Даргомыжского это не совсем опера в классическом её понимании (здесь нет яркого и запоминающегося мелодизма, нет арий в том виде, какими мы их привыкли слышать), а, скорее, музыкальный спектакль по одной из маленьких трагедий А.С.Пушкина.

Именно поэтому постановочную концепцию молодого режиссёра Дм.Белянушкина, расставившего акценты на драматургии, продуманности мизансцен и актерской игре, считаю верной. В неяркой с виду сценографии читается отчётливое влияние традиций Тителя и Исмагилова (как будто внезапно очутился в "Стасике" на какой-нибудь "Силе судьбы").

Дон Жуан спектакля - далеко не игривый герой-любовник или похотливый соблазнитель, а бунтарь, восставший против косности социальной системы. А убивший его Командор это не мистически оживший кладбищенский каменный истукан, а те самые социальные устои - злой фатум средневековой Испании - незримая рука, управляющая сворой наёмных убийц из-за занавески паланкина.
С голосами Петру Поспелову просто не повезло. Надо больше ходить на выпускников молодежной программы, введённых в основной состав - их мастерство растёт день ото дня, оправдывая стратегию Урина на обновление оперной труппы.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 876
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Триллер на уровне фабулы

Премьера оперы Даргомыжского "Каменный гость" в Большом театре

Марина Гайкович   
Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

http://www.ng.ru/culture/2016-03-17/8_fabula.html
...
Для Большого театра опера не проходная – 40 лет назад в спектакле режиссера Олега Моралева и дирижера Марка Эрмлера пели звезды: Владимир Атлантов, Александр Ведерников, Тамара Милашкина, Тамара Синявская. Оркестранты, кстати, играют по тем же партиям, а судя по фотографиям в социальных сетях, быть может, и по партиям 1906-го – года первой постановки «Каменного гостя» в Большом. После Эрмлера на полях партитуры (оркестровая традиция – делать исторические пометки) вписано имя Антона Гришанина, дирижера-постановщика нынешнего спектакля. Очень достойная работа: кажется, дирижер сознательно приглушает краски, не пытается усилить испанский колорит (а постановка не уходит от времени и места действия – Испания XVII века), концентрируется на диалоге с солистами и словно уступает им ведущую роль. Солисты стараются и музыкантские задачи выполняют, особенно хорош большой дуэт Анны Нечаевой (Донна Анна) и Федора Атаскевича (на роль Дон Жуана пригласили тенора из Михайловского театра) в третьем действии, когда артисты заставляют почувствовать, как женщина прощает убийцу мужа и склоняется в его объятия.

Пожалуй, это и самая напряженная сцена спектакля, который при всей увлекательности (но не резонности) замысла решен банальными средствами. В своем интервью Дмитрий Белянушкин (это третья постановка молодого режиссера в Большом) рассказывает о своих идеях гораздо ярче, чем воплотил их. «Детектив, или даже триллер» любопытен на уровне фабулы, но не ее развития. Дон Жуан в этой постановке стал жертвой заговора, преданный Лепорелло (Петр Мигунов), он был убит вчерашними друзьями. Жертвой стала и Лаура (Агунда Кулаева), которую заколол один из заговорщиков – не то из ревности, не то из мести.

Оригинальной показалась лишь работа художника: Виктор Шилькрот создал сумрачное пространство, напоминающее очертания готического монастыря. Собранные из металлических трубок стены и башни, украшенные статуями-монахами (чьи лица скрыты капюшонами), обыгрывают, конечно, трубы органа, сближая, как того и хотел композитор, драму и музыку.    

Читайте полностью http://www.ng.ru/culture/2016-03-17/8_fabula.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 876
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Маленькая трагедия Большого театра
15.03.2016

Александр МАТУСЕВИЧ
http://portal-kultura.ru/articles/opera/129990-malenkaya-tragediya-bolshogo-teatra/

Большой театр представил оперу Даргомыжского «Каменный гость».

...

Однако в нынешнем сезоне случилось неожиданное возвращение: в планах Большого опус Даргомыжского не значился, но внезапно возник в весенней афише. Вернуть «Каменного гостя» на сцену главного театра страны доверили Дмитрию Белянушкину, молодому режиссеру, до того зарекомендовавшему себя удачными semi-stage версией «Свадьбы Фигаро» и полноформатной постановкой «Истории Кая и Герды» Баневича (обе на Новой сцене Большого), а также рядом работ в «Стасике», в театрах Воронежа, Саранска и Екатеринбурга.

Белянушкин оставил историю Пушкина — Даргомыжского в средневековой Испании (судя по стильным костюмам Ирэны Белоусовой), но добавил в сюжет неожиданных мотивов. Вокруг любвеобильного Дон-Жуана с самого начала плетется заговор, куда вовлечены монахи Антоньевого монастыря, гости Лауры, сама актриса и слуга Жуана Лепорелло. Первоимпульс исходит от неведомого лица — его рука из зашторенных носилок протягивает некий свиток, который, кочуя из картины в картину, обозначает развитие интриги. Таинственный незнакомец, опять же инкогнито, присутствует и при убийстве Дон-Жуана группой дворян-заговорщиков. Лишь на поклонах становится понятно, что неизвестный пассажир — Командор. Явился ли он из преисподней мстить обидчику или смерть его была всего лишь мистификацией, остается загадкой.

Иные режиссерские новшества — смерть Лауры от рук заговорщиков и грехопадение Донны Анны, оказавшейся чересчур страстной натурой, еще до ее финального диалога с Жуаном (начало картины рисует нам постельную сцену и уже состоявшийся адюльтер) — добавляют остроты и современного звучания в повествование, но сильно не противоречат пушкинскому замыслу.

Обилие органных труб и господство черного цвета (художник Виктор Шилькрот) создают одновременно готическую прорисовку эпохи и атмосферу тягостного рока в судьбе героев. К удачам постановки стоит отнести музыкальную часть — маэстро Антону Гришанину удалось выявить богатство ювелирной оркестровки Римского-Корсакова и выгодно подать уникальную в своей красоте и выразительности мелодекламацию вокальных партий. Солистов подобрали достойных: выносливый и звучный тенор Федора Атаскевича (Дон-Жуан), благородное и выразительное сопрано Анны Нечаевой (Донна Анна), томное, обволакивающее меццо Агунды Кулаевой (Лаура) и зычный, но гибкий в нюансах бас Петра Мигунова (Лепорелло) вместе с отличными компримарио (Николай Казанский — Дон-Карлос, Вячеслав Почапский — Монах, Павел Валужин — Гость и др.) составили выгодный ансамбль, быть может, не столь звездный, как сорок лет назад, но вполне заслуживающий внимания.

Читайте полностью http://portal-kultura.ru/articles/opera/129990-malenkaya-tragediya-bolshogo-teatra/
Che mai sento!

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 929
« Последнее редактирование: Март 20, 2016, 19:48:01 от kineskop »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 876
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Каменный гость» или современный детектив?
http://newsmuz.com/news/2016/kamennyy-gost-ili-sovremennyy-detektiv-36331
 
...И вот теперь Большой театр снова обратился к «Каменному гостю» Даргомыжского, доверив его молодым постановщикам и исполнителям, в том числе выпускникам и артистам Молодежной оперной программы. И здесь опера попала в сложные обстоятельства, причем неординарные.

Спектакль вызвал неоднозначное отношение. Прежде всего, отрицательные эмоции относятся к режиссуре Дмитрия Белянушкина. На классическую музыкальную и неизменную стихотворную основу режиссер наложил свою версию, превратив «Каменного гостя» Даргомыжского и Пушкина в детективную историю: поиски и убийство заговорщиками Дон Жуана, что вызвало массу нелепостей. Абсолютно ненужным оказался Командор, вершитель судьбы главного героя. Командора в общем-то и нет на сцене, я имею ввиду его статую, которую поставила Донна Анна мужу, убитому Дон Жуаном. От него осталась только рука, которую в красивом шкафчике выносят на сцену на музыке Вступления к опере. От нее группа заговорщиков получает указания. Кстати, очень красивые, стильные многофункциональные декорации создал Виктор Шилькрот. Гости и поклонники Лауры, восхищающиеся ее актерским и певческим талантом, оказываются заговорщиками, и убивают ее, когда им не удается застать Дон Жуана, пришедшего на свидание к красавице, и убившего Дон Карлоса, ее нового любовника.

Вот уж действительно напрашивается банальная фраза «Не люби, кого не надо». В финале Дон Жуан, схваченный огромной группой заговорщиков в доме Донны Анны, тщетно пытается дотянуться до руки Командора на его призыв «Дай руку» и оправдать свои же финальные слова: «Вот она… А! тяжело пожатье каменной его десницы! Оставь меня! Пусти, пусти, мне руку! Я гибну, все кончено! О, Донна Анна!». Никуда он не проваливается, влекомый Командором, нет никакого возмездия свыше. Дон Жуана убивают, как в пошлом современном детективном сериале, заполонившем сегодня наше телевидение. Сделано все это режиссером крайне неубедительно, и не соответствует ни музыке, ни тексту. Зачем нужно было замечательную классическую оперу, в классическом оформлении и с замечательными костюмами, придуманными в том же стиле Ирэной Белоусовой, превращать в мелодраму, обязательно с несколькими убийствами? Очевидно только для того, чтобы сказать: я нашел современное прочтение классики. Да не нуждаются сегодня в осовременивании ни Даргомыжский, ни тем более Пушкин! Они современны всегда — в их произведениях заложено столько ассоциаций с сегодняшним днем, что их хватило бы на несколько постановок без всяких «новаций» сегодняшней режиссуры. Только их надо услышать, и по-умному распорядиться ими.

Из трех премьерных спектаклей самым неудачным оказался первый. Здесь уже была вина дирижера Антона Гришанина. Он взял слишком медленные темпы. Спектакль оказался скучным, лишенным эмоций и донжуанских страстей, в нем никто никого не любил. Он не трогал, хотя вроде бы все хорошо пели. Казалось, что снова над «Каменным гостем» нависла неудача. Но…

Второй спектакль было не узнать. Взятые точные темпы композитора сразу вдохнули в спектакль жизнь. Ушел на второй план детектив, а певцы зажили чувствами и страстями своих героев. Значительно оживился и хорошо запел вялый в первом спектакле исполнитель Дон Жуана Федор Атаскевич (во втором спектакле главную партию должен быть петь артист Молодежной оперной программы Арсений Яковлев, но заболел). Появился роскошный бас Станислав Трофимов в роли Лепорелло. Певца зритель полюбил еще в «Катерине Измайловой» за блистательно сыгранную роль Священника. Его густой бас, с массой красок и интонаций, и актерский темперамент помогли артисту создать многоплановый образ слуги Дон Жуана. В первом спектакле Лепорелло Петра Мигунова был безликим как в вокальном, так и актерском плане. Успешным было выступление артиста молодежной программы Годердзи Джанелидзе в партии Монаха. Порадовал его большой и красивый бас и умение раскрыть внутреннюю сосредоточенную жизнь монаха-отшельника. Интересным был Монах и у Вячеслава Почапского, признанного мастера басового репертуара Большого театра.

Заблистал и талант выпускницы Молодежной оперной программы, солистки Минского оперного театра, много поющей за рубежом, в том числе и в нью-йоркской «Метрополитен-опера», Оксаны Волковой в роли Лауры. Ее героиня была обольстительной и страстной, с упоением пела испанские романсы, завораживая своим красивым меццо-сопрано не только гостей, но и весь зрительный зал. Жаль, что руководство Большого театра давно не приглашало певицу. Она бы украсила недавние премьеры «Царской невесты» и «Кармен» своим исполнением партий Любаши и Карменситы.

Успешно прошел и третий спектакль. В нем впервые в центральной партии выступил выпускник молодежной программы Сергей Радченко. Его Дон Жуан был молод, красив и обаятелен. Его яркий летящий в зал тенор рассказывал о искренней влюбленности в Инезу, которой уже нет, и в Лауру, к которой стремился он всей душой. Партию Лауры в тот вечер исполнила выпускница Молодежной программы и солистка Большого театра Юлия Мазурова, представив свою героиню озорной и лукавой, с удовольствием развлекающей гостей песнями, и лихо меняющей любовников. Но самое главное, что Сергей Радченко сумел раскрыть всю глубину чувств героя к Донне Анне. Поиски идеальной женщины закончились. Его Дон Жуан по-настоящему полюбил ее. Его признания в любви были столь искренними и пылкими, что и Донна Анна не смогла их отвергнуть, несмотря на его далеко небезупречное прошлое.

Из-за болезни Екатерины Щербаченко все три спектакля провела солистка Большого театра Анна Нечаева. Высочайший профессионал, обладательница теплого и выразительного сопрано Нечаева с каждым спектаклем пела все лучше и лучше. Третий спектакль был у нее самым удачным, а сцены Донны Анны-Нечаевой и Дон Жуана-Радченко — самыми захватывающими. Зрители все верно оценили и долго аплодировали исполнителям и дирижеру.

Если к следующему циклу показов «Каменного гостя» Антон Гришанин и певцы сохранят все найденное ими в последних двух спектаклях и смогут его достойно донести до публики, то скорей всего «Каменного гостя» Даргомыжского – Пушкина ждет успешная жизнь в Большом театре.

Елизавета ДЮКИНА
Che mai sento!

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 711
Завтра иду на этот спектакль, а состава так и нет. Ни одного имени. Большой просто полон сюрпризов!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 876
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Завтра иду на этот спектакль, а состава так и нет. Ни одного имени. Большой просто полон сюрпризов!

Состав есть!

8 апреля 2016 г.

Дирижер   Антон Гришанин
Дон Жуан    Федор Атаскевич
Лепорелло     Петр Мигунов
Донна Анна  Анна Нечаева
Дон Карлос   Николай Казанский
Лаура    Агунда Кулаева
Монах   Годердзи Джанелидзе
Первый гость   Павел Валужин
Второй гость   Александр Рославец
Статуя командора   Александр Науменко
Гости Лауры   Марат Гали, Валерий Гильманов, Годердзи Джанелидзе, Александр Короткий, Юрий Маркелов, Константин Сучков

http://www.bolshoi.ru/performances/1004/roles/#20160408190000

Ждём ваших впечатлений, уважаемая Ренне :)
Che mai sento!

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 711
О, спасибо, а у меня только что не отражался!  Жаль, конечно, что без моей любимой Щербаченко.

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 711
Немного о впечатлениях. Очень понравилась сценография - и декорации (на моц взгляд, это лучшее художественное решение оперного спектакля в Большом театре за годы и годы), и костюмы, и мизансцены -все точно сошло с полотен Веласкеса, даже позы артистов. Музыку я хоть когда-то и слышала в "живой" постановке, но было это давно, и помнится она мне по разным записям. На мой взгляд (похоже, сильно отличающийся от мнения большинства тех, кто писал об этом спектакле раньше) Гришанин остался верен себе и представил некое усредненное музыкальное полотно без акцентов и каких-то более или менее ярких образов.

Об основнвх солистах (Атаскевич, Кулаева и Нечаева) сказать мне особенно нечего - у всех неплохие голоса, но какие-то пустые, как будто и им, в свою очередь, тоже сказать, по большому счету, нечего. Ни один характер не увлек, не заставил переживать. Возможно, это вина режиссера ("Кай и Герда" в смысле режиссуры тоже далеко не шедевр, и там спектакль во многом вытаскивают, опять же, симпатичные  декорации, а других его постановок я не видела).

В целом, ощущение у меня было такое, будто я побывала на самом рядовом оперном спектакле Большого конца 80-х с третьим составом. Что, возможно, по нынешним временам не так уж плохо.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 876
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Составы на майские спектакли - на сайте Большого.
http://bolshoi.ru/performances/1004/roles/#20160519190000

20.05.2016 АНОНС
«Каменный гость». Дебюты
Михаил Казаков - Лепорелло
Екатерина Морозова - Донна Анна
Вадим Тихонов - Первый гость

20.05.2016 ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТАВАХ
«Каменный гость»
Федор Атаскевич исполнит партию Дон Жуана. Объявленное ранее выступление Арсения Яковлева отменяется.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 876
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет red_balls ( red_balls )
2016-05-24 22:51:00
http://red-balls.livejournal.com/169098.html

Александр Даргомыжский
Каменный гость
19 мая 2016
ГАБТ, Новая сцена


Дирижер Антон Гришанин
Дон Жуан Федор Атаскевич
Лепорелло Станислав Трофимов
Донна Анна Анна Нечаева
Дон Карлос Николай Казанский
Лаура     Агунда Кулаева
Монах     Вячеслав Почапский
Первый гость Павел Валужин
Второй гость Даниил Чесноков
Статуя командора Валерий Гильманов

Продолжаем тему Дон Жуанов: "Каменный гость" Даргомыжского

С каким-то мазохистким чувством я продолжаю ковырять тему Дон Жуанов в опере. Сбежав в самом начале сезона со старенького спектакля театра Покровского, спустя несколько месяцев я потопала на более современную версию Немировичей. Увы!  Даже версия уважаемого Тителя не понравилась: скучно, занудно... Весь спектакль я ждала: ну, вот, сейчас что-то начнется, двинется, побежит... а оно не начиналось, и запомнилось действо только общим пианинно-похоронным антуражем а-ля гробницы Эскориала и финальной сценой с виноградом. И г-н Зуев был на редкость уставшим Дон Жуаном, настолько, что в финале хотелось лишь произнести: "Отмучался, бедняга!".

Но мне все казалось мало. И я решила добить эту историю, правда слегка поменять автора - вариантов моцартовского Дон Жуана уже не осталось, но здесь очень вовремя подсуетился Большой с постановкой оперы Александра Даргомыжского под названием "Каменный гость".

Правда, злые языки утверждали, что премьера была незапланирована и возникла в репертуаре Большого что называется "до кучи", и что склепали ее на очень и очень на скорую руку по требованиям Минкульта - почти "перевыполнение плана". Что же, этот редкий случай, когда Минкульт сыграл позитивную роль в нынешнем оперном театре. По крайней мере, это первая опера Даргомыжского в театрах Москвы за последние лет пятнадцать. И это уже достойно уважения.

Но, возможно, возвращение Даргомыжского в действующий репертуар - это главный и единственный плюс.
Сама постановка мне не очень понравилась - скучно! Ни психологии, ни диалогов, ни мизасцен, ну, хоть красиво со шпагами побегали!

И, как ни странно, на этой пустоте накрутили. По нынешней моде режиссер строит свою надстройку на сюжет, примешивая инквизицию, шпионов, какую-то секретную переписку, предателей и прочая... Естественно - раз Испания, значит инквизиция! Хорошо, хоть корриды не было и Кармен не пробежала (хотя и на шпагах красиво подрались, и почти раздели не только Лауру, но и скромницу Донну Анну).

Я бы сдержалась в подобном случае - придумали, и ладно - дело ныне обычное. Но у "Гостя" особенная роль в истории русской оперы - это тот редкий вариант оперного произведения, когда исходный авторский текст (в данном случае нашего солнца Александра Сергеевича) остается практически неизменным, в отличии от всей прочей оперной пушкинианы (типа Онегина, Пиковой или Петушка). Если композитор пошел на многие уступки в самой оперы, сохранив пушкинское слово неизменным, то может не надо в это слово вмешиваться и придумывать что-то еще? Если перекрикивать Пушкина не решился Даргомыжский, то на фига, извините, этим занялось юное дарование по имени Дмитрий Белянушкин, за плечами которого один детский спектакль и участие (!) в студенческих постановках...

А вот что понравилось - так это сценография... Спектакль, несмотря на скучность, очень эффектный визуально, киношный какой-то: дым, туман, свет, бродят монахи, готические конструкции, колористика... Жаль, на сайте Большого какие-то неинтересные фотографии, общих планов практически нет...

ЗЫ Немного еще поворчу. Давно не была в этом театре и была неприятно удивлена какой-то детской интермедией "Выключи телефон". Только недавно подумала, что звонить в театрах телефоны стали гораздо меньше (как правило один неосторожный звонок под дружное шиканье соседей за весь спектакль), и для этого вполне хватало дежурного обращения диктора. Видимо другим хватает, но ГАБТу нет (хотя, надо отдать должное, случайной публики - экскурсантов - там по определению больше). Поэтому теперь звучит какая-то "Пионерская зорька"... Причем, театр теперь нервно относится и к невыключенным экранам, а не только к звуку, утверждаю, что свет мобильника в руках зрителя беспокоит артистов и музыкантов... Угу, особенно учитывая масштабы театра. В итоге у нас на вступлении к опере сама местная тетка-служительница  заглушила и перебила  своим ором эту музыку, требуя от кого-то выключить экран. Вреда от нее было гораздо больше...
Che mai sento!