Автор Тема: 2-я часть книги Бобровского "Тематизм как фактор музыкального мышления"  (Прочитано 5164 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Поскольку меня отвлекло участие в нервной дискуссии об "Онегине" :)), тоже вышедшей "в 2-х частях" :)), я совсем забыл сообщить о долгожданном выпуске ВТОРОЙ части работы маститого теоретика Бобровского "Тематизм как фактор музыкального мышления".

Вот её данные:

---------------------------------------------------------------
http://www.mosconsv.ru/publications/details.phtml?575

Бобровский В. П.

Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки

Область музыкознания:  теория музыки

Аннотация:
Второй выпуск очерков В. П. Бобровского (1906 – 1979), крупного теоретика музыки, подготовленный в связи со 100-летием со дня его рождения, представляет собой исследование, осуществленное ученым в последние годы жизни (первый выпуск был издан посмертно в 1989 г.). Будучи основоположником отечественной школы функционального анализа музыкальной формы, В. П. Бобровский в этой работе обращается к мало исследованной проблеме связи между тематизмом и музыкальным мышлением, высказывая новые перспективные идеи. В центре внимания автора – как творческая индивидуальность композитора, так и общие законы музыкального мышления, своеобразно преломленные в каждом случае.
Книга предназначена для музыкантов-профессионалов, преподавателей и студентов музыкальных учебных заведений, а также широкого круга специалистов гуманитарного профиля.

Редакторы:
Редакционная коллегия: В. Б. Валькова, Е. Р. Скурко, Е. И. Чигарева (ответственный редактор).
Выпуск:  2
--------------------------------------------------------------------------------
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

издательство: КомКнига
типография: ООО «Полиграфический комбинат “Зауралье”»
год издания: 2008
место издания: Москва
язык текста: Русский
---------------------------------------------------------------


Что любопытно, в своё время, т.е. почти 20 лет назад, была выпущена ПЕРВАЯ часть этой работы, но потом, как известно, за "перестройкой" наступила перестрелка и всем стало не до музыки, а уж тем более, не до её теории.
Межд тем в начале 90-х, держа в руках ПЕРВУЮ часть этой книги, разыскивал следы ВТОРОЙ, чтобы хотя бы в рабочих материалах ознакомиться с информацией, которая в те времена представлялась мне крайне интересной.
Вот данные этой ПЕРВОЙ книги:

---------------------------------------------------------------
http://www.mosconsv.ru/publications/details.phtml?516

Бобровский В. П.

Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки

Область музыкознания:  теория музыки

Аннотация:
Книга известного советского музыковеда представляет собой капитальное исследование музыкального тематизма. Работа состоит из введения, в котором рассматриваются общие проблемы музыкального тематизма и мышления, и четырех монографических очерков – О Моцарте, Бетховене, Шопене и Шумане. Сочетание нового теоретического подхода к категории «музыкальная тема» с тонким анализом музыки великих композиторов определяет особую ценность этой книги.
Для музыкантов-профессионалов, студентов музыкальных вузов.

Вид издания:  сборник статей
Редакторы:
Редколлегия: Г. Л. Головинский, Ю. И. Паисов, Е. И. Чигарева, Н. Г. Шахназарова.
Рецензент:  Д. В. Житомирский, В. Н. Холопова, Т. Ю. Чернова.
Выпуск:  1

--------------------------------------------------------------------------------
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

  издающая организация: Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания Министерства культуры СССР
издательство: Музыка
типография: Московская типография № 6 Госкомпечати СССР
год издания: 1989
место издания: Москва
язык текста: Русский
---------------------------------------------------------------



Как видите, их выход разделён почти 20-ю годами перерыва, трагического для истории нашей страны.
Хочу сразу оговориться, чтобы не огорчать знатоков постепенно, а только сразу :))
Книга издана неряшливо: многие картинки перепутаны, некоторые повторены, так что понять смысл излагаемого по одним только словам без иллюстраций практически невозможно. О многом остаётся лишь догадываться.
Но всё же по косвенным признакам, в частности, по упоминанию имени теоретика Дерновой, которую я вспоминал в связи с её работами о гармонии Скрябина, мне удалось установить, что именно по части СКРЯБИНА работа Бобровского, к сожалению, безнадёжно устарела, опоздав на 20 лет !
Я это говорю с сожалением, ибо в своё время с максимальным рвением разыскивал следы этой книги в издательстве, но в состоянии тогдашнего ужасающего бардака, царившего во всех областях общественной жизни, разыскать её мне не удалось.
И вот она вышла .....
Но я не хочу сказать, что, дескать, в ней "почитать нечего" - отнюдь !
В ней много интересно в самом ОБЩЕМ плане, ибо и кроме Скрябина в ней имеется информация о других композиторах, в частности, о Чайковском, Рахманинове, Мусоргском и Дебюсси, что, безусловно, заслуживает внимания (в 1-й книге было рассмотрено тв-во Бетховена, Шопена и Шумана). Кстати, и касательно Скрябина тоже - самые общие положения и замечания Бобровского по поводу скрябинского творчества не утратили своей истинности и актуальности.
Короче, несмотря на личное (частичное) разочарование, всё же рекомендую эту книгу читателям, интересующимся вопросами музыкальной теории.
А особенно дорога эта книга будет тем, кто в 1989 году, как и я, купил 1-ю её часть и по сей день так и не смог увидеть и приобрести 2-ю :) .
Поэтому даже если 2-я часть книги и не оправдает себя в плане наличия в ней каких-то особых "глубин", зато она в каком-то смысле позволит испытать "чувство глубокого удовлетворения" по поводу ЗАВЕРШЕНИЯ издания последнего крупного труда Бобровского, хотя и осуществлённого "20 лет спустя" :)
« Последнее редактирование: Сентябрь 20, 2008, 12:32:44 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица