Автор Тема: «Сказание об Орфее» Казеллы и «Ариадна» Мартину в МАМТ  (Прочитано 4525 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 887
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Российские премьеры одноактных опер А. Казеллы и Б. Мартину

http://www.stanmus.ru/event/115339

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко продолжает "рыться" в античных мифах. 18 и 20 марта на Малой сцене впервые в России будут представлены оперы "Ариадна" Богуслава Мартину (заглавную партию композитор предназначал  Марии Каллас) и "Сказание об Орфее" Альфредо Казеллы (опера по драме в стихах одного из блистательных итальянских гуманистов XV века Анджело Полициано). Постановку осуществляют дирижер Мария Максимчук, постоянно обращающаяся к редкоисполняемым произведениям, и одна из наиболее активно работающих в оперном жанре режиссеров молодого поколения Екатерина Василёва.
« Последнее редактирование: Ноябрь 16, 2016, 00:45:19 от Александр П. »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 887
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Опера мужская и женская

О предстоящей двойной премьере в Театре Станиславского и Немировича-Данченко
Александр Дмитриев
Оперный обозреватель

http://www.operanews.ru/16031403.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 887
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Российские премьеры одноактных опер А. Казеллы и Б. Мартину

http://www.stanmus.ru/event/115339

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко продолжает "рыться" в античных мифах. 18 и 20 марта на Малой сцене впервые в России будут представлены оперы "Ариадна" Богуслава Мартину (заглавную партию композитор предназначал  Марии Каллас) и "Сказание об Орфее" Альфредо Казеллы (опера по драме в стихах одного из блистательных итальянских гуманистов XV века Анджело Полициано). Постановку осуществляют дирижер Мария Максимчук, постоянно обращающаяся к редкоисполняемым произведениям, и одна из наиболее активно работающих в оперном жанре режиссеров молодого поколения Екатерина Василёва.

Премьера сегодня. Состав:

Мария Максимчук
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик
 
Евгений Либерман
Орфей (Сказание об Орфее)
 
Мария Макеева
Эвридика (Сказание об Орфее)
 
Евгений Поликанин
Арестей (Сказание об Орфее)
 
Дмитрий Степанович
Плутон (Сказание об Орфее)
 
Ирина Чистякова
Дриада (Сказание об Орфее)
 
Ольга Луцив-Терновская
Ариадна (Ариадна)
 
Илья Павлов
Тезей (Ариадна)
 
Артем Сафронов
Бурун (Ариадна)
 
Максим Осокин
Старик (Ариадна)
 
Роман Улыбин
Минотавр (Ариадна)
http://www.stanmus.ru/performance/1111
__________________

Если кому-нибудь нужно, могу вынести тему в Новости музыкальной жизни.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 887
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Юлия Марьясова
https://vk.com/elisionkatharsis?w=wall7155376_5800

В восторге от сегодняшнего спектакля в Музыкальном Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко - российской премьеры сразу двух одноактных опер: "Сказание об Орфее" Альфредо Казеллы и "Ариадны" Богуслава Мартину. Тот редчайший случай, когда все гармонично, стройно, строго и чувственно. Оба композитора, родом из XX века, обратились к античному эпосу, переработанному Полициано и Невё. Понравилось, что режиссерски 2 спектакля не были намеренно объединены, однако, сюжет "Ариадны" композиционно уравновешивал "Орфея", а в сценографии обеих опер были интересные переклички. Очень необычно было организовано сценическое пространство: как бы по диагонали, зрительские кресла разделяли сцену и оркестр. Глубокое содержание, прекрасное исполнение и наэлектризованная атмосфера с момента входа в зрительный зал, окутанный легкой дымкой, и до последнего вздоха Ариадны.
__________________________

Пишет Слава (_arlekin_)

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3311187.html

"Сказание об Орфее" А.Казеллы и "Ариадна" Б.Мартину в МАМТе, реж. Е.Василева, дир. М.Максимчук

Присутствие или чередование в репертуаре спектаклей с одинаковыми или похожими названиями на идентичные сюжеты, но разных жанров и на музыку разных композиторов - фирменная фишка театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. На афише МАМТа две "Манон", оперная и балетная, и два "Орфея", оба оперные.

Выпущенный сейчас на малой сцене диптих режиссера Екатерины Василевой и дирижера Марии Максимчук состоит из одноактных опер 20-го века, связанных только первоосновой - сюжеты взяты из греческих мифов в обоих случаях - а также (это уже идет от театра) символическим мотивом лабиринта, привлекателен в первую очередь эксклюзивностью музыкального материала. Что касается "Сказания об Орфее" (1932), то даже имя Альфредо Казелла - не сказать чтоб на слуху, не то что его творчество, и, собственно, нотная партитура оперы предоставлена театру в рукописи, она до сих пор официально не напечатана. Впрочем, положа руку на сердце, музыка Казеллы довольно вторичная, в ней приметы веризма и стилистика импрессионизма сочетаются с модными в первой половине 20-го века неоклассическими веяниями, местами звучание ну очень похоже на Рихарда Штрауса, иногда на Стравинского. А сюжет между тем абсолютно хрестоматийный: гибель Эвридики, незадавшаяся попытка Орфея вызволить ее из подземного царства мертвых и его собственная ужасная смерть. На красном квадрате выложен лабиринт из разнокалиберных булыжников (художник Александр Арефьев), герои - таково постановочное решение - спотыкаются о них, постепенно, а к концу полностью разрушая строгую геометрию. Дриады в черных сарафанчиках и шапочках с торчащими из них кустиками смотрятся трогательно. Боги с "нарисованными" лицами - Плутон и Меркурий - в "замазанных", будто маляры, костюмах и шапочках (у Меркурия она с крылышками, разумеется). У Орфея - электрогитара в кофре: находка, мягко говоря, не самая оригинальная - но вполне уместная.

Исполнитель заглавной партии Артем Сафронов фактурой до такой степени не соответствует стереотипным представлениям о том, как должен выглядеть античный легендарный певец, что это неожиданно и по-своему любопытно, а голос у него хороший, звонкий. Хотя петь такую музыку, наверное, стоит чуть аккуратнее, нежнее, менее открытым звуком. Как ни странно, при том что и режиссер, и дирижер спектакля - девушки, очень мало внимания уделено образу Эвридики, у нее и партия, правда крошечная, у предводительницы дриад-убийц, обделенных мужским вниманием, и то шире, но все-таки, пожалуй, режиссерски и ее можно было проработать объемнее. Ну и однозначно не показалось мне удачным решение финала, где предводительница дриад, "убивая", треплет Орфея за шиворот, а потом шарит руками по лежащему телу.

"Ариадна", последнее оперное сочинение Богуслава Мартину (1961), несравнимо более выигрышный и благодатный материал, особенно для певцов, чем "Сказание об Орфее". В отличие от "неоклассического" опуса Казеллы, "Ариадна" ближе к "необарочному" складу, хотя что-то в ней чуть ли не предвосхищает минимализм, а фольклорная и раннехристианская византийская архаика присутствует недвусмысленно. Здесь веревочные, точнее, сплетенные из резиновых ленточек лабиринты на стенах, в первой части присутствующие чисто декоративным элементом, "работают" более функционально - хористы, бравые молодцы, воины-гребцы, с черными квадратными щитами и в шлемах, распутывают их и растягивают, цепляя за крючки у первого зрительского ряда, превращая игровое пространство почти что в паутину. Но главная метафорическая деталь - красная нить, на ней кружится подвешенный над сценой кораблик Тезея, она служит обозначением священного дерева, за нее цепляется как за последнюю надежду несчастная царевна. В "Ариадне" очень кстати возникает и толика, комизма в лице персонажа-старика (Леонид Зимненко), как будто не без труда провозглашающего царское распоряжение о свадьбе. Зато здесь древнегреческий сюжет в либретто значительно переосмыслен через психоанализ, Минотавр здесь выступает своего рода "двойником" того, кто должен его победить, то есть Тезея, и герой по сути преодолевает самого себя. До конца психоаналитическая подоплека драматургии в постановке Василевой не осознана и не реализована, создатели спектакля больше увлечены внешним антуражем, пластическими построениями. Но несмотря на это в наиболее полной мере авторский замысел раскрывается не через предметную атрибутику, не через костюмы, грим или движение, а через певцов, Илью Павлова-Тезея и, конечно, Ольгу Луцив-Терновскую, исполняющую заглавную партию великолепно, Ариадна она просто потрясающая.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 887
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Александр Арефьев, художник-постановщик http://www.stanmus.ru/person/0356 - кстати, это сын Владимира Арефьева http://www.stanmus.ru/person/154
Che mai sento!

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 402
  • Зритель
Обе постановки понравились, первая больше - в ней настроение было ближе. Замечательно отыграны декорации. В спектаклях на камерных сценах очень важно актерское мастерство - все же перед глазами; плюс тут пластика очень существенную роль играла; в этом отношении Орфею - Евгению Либерману - есть чему поучиться, а вот прекрасен был Роман Улыбин.

(Ну и получил автограф Натальи Мурадымовой - она рядом сидела, коллег слушала).  :)
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 887
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Лариса Кириллина

В лабиринте неоклассицизма

Повстречался мне Казелла -
на Казеллу поглазела.
Если встречу Мартину,
и на этого взгляну...


Это шуточка по поводу нового "двуспального" спектакля в МАМТ: "Сказание об Орфее" Альфредо Казеллы и "Ариадны" Богуслава Мартину. 18 марта была премьера, сегодня второй показ. Место - камерный зал, ибо оперы одноактные и достаточно компактные.

http://cleofide.livejournal.com/964406.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 887
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Античные лабиринты
22.03.2016

Александр МАТУСЕВИЧ

http://portal-kultura.ru/articles/opera/130324-antichnye-labirinty/

На Малой сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко поставили очередной эксклюзив — ​диптих опер XX века на античные сюжеты: «Сказание об Орфее» Альфредо Казеллы и «Ариадна» Богуслава Мартину.

Малая сцена изначально задумывалась как площадка для экспериментов. И хотя здесь идут и спектакли «железного репертуара» (так немцы называют наиболее востребованные классические оперы) — ​«Орфей и Эвридика», «Тайный брак» или «Так поступают все женщины», даже они даны преимущественно в нетрадиционном обличье. Славна же Малая сцена барочными камерными операми («Несчастье от кареты» Пашкевича и «Остров любви» Саккини), причудливым французским декадансом («Бедный матрос» Мийо и «Сократ» Сати) и заковыристыми опусами наших современников («Гамлет» Кобекина, «Слепые» Ауэрбах, «По ту сторону тени» Тарнопольского или «Кроткая» Тавенера). Нынешняя премьера как раз из этого ряда: «Сказание об Орфее» Альфредо Казеллы и «Ариадна» Богуслава Мартину.

Эти два раритета связаны между собой только принадлежностью сюжетов к античной мифологии. Опера итальянца Казеллы появилась в начале 1930-х (либретто Коррадо Паволини по одноименной поэме Анджело Полициано). В ее музыкальном языке переплелись сочность позднего веризма, острота экспрессионизма и тяга новых, неоклассических мотивов к архаике и стилизации. Получилось эмоционально, контрастно и в известной степени компромиссно: словно Пуччини или Масканьи пытаются подражать Стравинскому, укрощая свой темперамент и постоянно оглядываясь на необходимость писать «древнюю музыку».

«Ариадна». Ариадна — ​Ольга Луцив-Терновская, Тезей — ​Илья Павлов

Совсем иное впечатление от партитуры гениального чеха Мартину (французское либретто композитора по пьесе Жоржа Невё): его стилизация под барокко не делает «Ариадну» продуктом игры усталого разума — ​она звучит свежо, выразительно, этнические балканские мотивы органично вплетены в ее ткань, а архаика не выглядит искусственной. С первых звуков музыкальное повествование захватывает эмоционально и напоминает о ренессансном театре Пёрселла или Монтеверди.

Режиссер Екатерина Василёва уже успешно работала с крупной формой («Дитя и волшебство» в «Новой опере», «Орлеанская дева» и «Фауст» в Челябинском театре имени Глинки), но громко заявила о себе шесть лет назад камерной работой («Дневник Анны Франк» в театре Покровского). Для каждой миниатюры молодой режиссер создала своеобразный лабиринт. Подземное царство Плутона, где блуждает Орфей в поисках возлюбленной (роль Эвридики сведена к минимуму, все внимание — ​титульному герою), предстает садом камней. В то время как Тезей барахтается в паутине из лент, символизирующей критский лабиринт Миноса. Лишь одна из них — ​нить любящей Ариадны.

Исход обеих опер трагичен — ​неистовые вакханки убивают фракийского певца, а поддавшийся на мистификацию Минотавра Тезей отвергает спасшую его царевну и в одиночестве уплывает на родину. Василёвой удается создать эмоциональное напряжение в обеих частях диптиха, обнажив истинное лицо беспощадных античных мифов.

Дирижеру Марии Максимчук равно близки дух старинной музыки и изыски современных партитур — ​неудивительно, что оба опуса звучат математически точно и эмоционально. Штатные солисты «Стасика» в замысловатых произведениях чувствуют себя как рыба в воде, создавая выразительные образы. Пронзительный тенор Евгения Либермана (Орфей) и пряное меццо Ирины Чистяковой (Дриада), многозначительный бас Дмитрия Степановича (Плутон) и чувственный баритон Евгения Поликанина (Арестей) составляют отличный ансамбль в экспрессионистской опере Казеллы. Благородство вокализации отличает манеру протагонистов необарочного произведения Мартину — ​Ольги Луцив-Терновской (Ариадна), Ильи Павлова (Тезей), Романа Улыбина (Минотавр).
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Любовь по-гречески.

В Музыкальном театре поощряют молодых оперных режиссеров

http://www.newizv.ru/culture/2016-03-23/236355-ljubov-po-grecheski.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 887
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Обе постановки понравились, первая больше - в ней настроение было ближе. Замечательно отыграны декорации. В спектаклях на камерных сценах очень важно актерское мастерство - все же перед глазами; плюс тут пластика очень существенную роль играла; в этом отношении Орфею - Евгению Либерману - есть чему поучиться, а вот прекрасен был Роман Улыбин.

(Ну и получил автограф Натальи Мурадымовой - она рядом сидела, коллег слушала).  :)

Похоже, что из форумчан только вы, Евгений, известный любитель экспериментальных постановок и площадок, посетили сие мероприятие :)
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 887
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В Театре Станиславского и Немировича-Данченко показали два оперных раритета

"Сказание об Орфее" итальянского композитора Альфредо Казеллы и "Ариадна" его чешского коллеги Богуслава Мартину – оперы, в России никогда не звучавшие. Написанные в XX веке, они добрались до отечественного зрителя только сейчас. Создатели спектаклей – режиссёр Екатерина Василёва и дирижёр Мария Максимчук – обратились к двум разным историям, сочетание которых оправдано, а воплощение в едином сценическом пространстве возможно.
Но с музыкальной точки зрения эти оперы совершенно непохожи. Авторы вряд ли могли себе представить, что их сочинения будут исполнять в один вечер. Ведь в первом случае – итальянский экспрессионизм "Орфея" с проникновенными теноровыми ариями, а во втором – немецкая традиция "Ариадны", оперы строгой по форме и лучше прорисованной по фактуре.

Грамотно сыграть на таком контрасте, конечно, входило в планы постановщиков. Тем более, что эти разнонаправленные по стилистике сочинения каждое по-своему разрушают стереотип "сложной" оперы XX века. "Это не умозрительные поиски авторов, которые действовали вопреки традициям, а самобытный и талантливо обработанный материал, пригодный для сцены", – считает Максимчук. И с этим трудно не согласиться.

Иная задача стояла перед Василёвой: синтезировать общую тему античности и реализовать свое режиссёрское решение в пространстве куба-трансформера малой сцены театра. К соседним граням этого куба пристроили почти что древнегреческий амфитеатр: два несоприкасающихся друг с другом зрительских сектора, а пространство напротив, то есть середину площадки, заняла сцена.

В "Орфее" она целиком отдана гигантскому меандру – самому распространенному античному орнаменту, его сложили из камней и окружили меандрами поменьше, развесив по стенам и ярко подсветив. Метафора ясна: меандр – это своего рода путь человека, судьба Орфея. В этих камнях он теряет любимую, там же хищные вакханки убивают певца любви. Разлетаются камни, рушится меандр, гибнет герой.

Если в первом спектакле режиссёр работает преимущественно с плоскостями, то в "Ариадне" – с объемом. В мифе Ариадна передала Тесею клубок, чтобы тот, разматывая нить, вышел из лабиринта, где обитал Минотавр. Непосредственно этот сюжетный поворот в опере отсутствует, но именно к нему отсылает режиссёр. На сцене – настоящая паутина, сотканная из нитей-веревок, в которой, как и в своих чувствах, запутываются герои. Минотавр оказывается двойником Тесея: победив себя, он побеждает врага. А перерезав главную красную ленту – нить любви, Тесей освобождается и покидает Ариадну.

События в обеих операх разворачиваются настолько стремительно, что можно легко потерять логику повествования. И сценография в "Орфее" и "Ариадне" работает, как педаль тормоза, сдерживая скорость, с которой меняются мизансцены. Но кажется, что артисты в таких экстремальных условиях чувствуют себя некомфортно. Приходится сначала думать о том, как бы не зашибить себя камнем или случайно не придушить партнера веревкой. А ведь при этом нужно еще и петь. Отсюда некая искусственность их существования на сцене, которая сменяется "захлестом", когда артисты эмоционально перегибают, пытаясь захватить внимание аудитории, как, например, на детских спектаклях.

Уровень, необходимый для исполнения партии Ариадны, можно представить: Мартину писал её для Марии Каллас. И Ольга Луцив-Терновкая справляется с этой работой безукоризненно. Особенно впечатляет девятиминутная ария в финале (к слову, каждая опера длится чуть больше 40 минут). Орфею тоже приходится вытягивать весь спектакль на себе. Но кажется, что Артем Сафронов (Орфей) больше увлекается вокализацией и соревнованием с оркестром, упивающимся колоритностью партитуры.

Два новых спектакля – это две истории: мужчины и женщины, своего рода "инь" и "ян" для постановщиков. Причем в "Орфее" мужчина окружен женским хором (вакханки), а в "Ариадне" – женщина действует среди мужчин (Тесей, Бурун, афиняне). "Орфей" – кинематографичен, это спектакль резкий, эмоциональный, даже жесткий. "Ариадна" в этом плане сложнее, тут есть и намеки на психоанализ, развивается тема жертвенности, и даже финал тут почти что открытый. Другое дело, что эти темы не всегда "дожаты", а символы разбросаны.

Безусловный плюс обеих постановок, что от них не веет "музейностью", они любопытны и с точки зрения оригинальности музыкального материала, и потому, что предлагают вневременные, глобальные истории. С уверенностью можно сказать, что на Малой сцене наконец появились спектакли, которые смогут задержаться в репертуаре театра, а не затеряться в списке популярных названий.

http://www.stanmus.ru/press/8867
23 марта,  2016,  Роман Лин,  Ревизор.ru
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
В поисках раритетов

«Сказание об Орфее» Казеллы и «Ариадна» Мартину в Театре Станиславского и Немировича-Данченко

Мария Жилкина
Специальный корреспондент

http://www.operanews.ru/16032805.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 887
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
ВЫ УЖЕ В ЛАБИРИНТЕ

В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялась российская премьера оперы Богуслава Мартину «Ариадна»

Зимянина Наталья

http://gazetaigraem.ru/a12201604
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 887
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Отмена спектакля "Сказание об Орфее. Ариадна"!
http://www.stanmus.ru/event/185557

Уважаемые зрители!

В связи с болезнью дирижера спектакль "Сказание об Орфее. Ариадна", запланированный на 13 мая, ОТМЕНЯЕТСЯ.

Билеты подлежат возврату в кассы театра. Возврат платежей за электронные билеты осуществляется в соответствии с Пользовательским соглашением без взимания штрафных санкций.
Che mai sento!