Автор Тема: «Пиковая дама» Чайковского в МАМТ (премьера — ноябрь 2016)  (Прочитано 33162 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
В последнее время опера П.И. Чаковского "Пиковая Дама" увы, сходит со столичной сцены...
Интересно, как сложится "московская" судьба этой оперы в новом театральном сезоне?
« Последнее редактирование: Декабрь 14, 2016, 20:01:59 от Александр П. »

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 031
Интересно, как сложится "московская" судьба этой оперы в новом театральном сезоне?
Алексей, это Вы «эзоповым языком» намекаете на запланированную постановку «Пиковой» в МАМТ или что-то еще имеете в виду?

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
Ну намёков может и нет.. не знаю, просто с недавнего времени каждое появление оперы "Пиковая Дама" на столичной сцене вызывает неподдельный  интерес. Если говорить, в так сказать, " в двух словах". А что, в Станиславского и впрямь "замахнулись" на Пиковую..? С этим театром у меня очень много связано... Но, это - личное, как говорила Фаина Раневская устами своей героини в рассказе Антона Павловича Чехова "Драма". Впрочем не только.... :) 
А когда ждать премьеры?
« Последнее редактирование: Июнь 27, 2016, 12:16:51 от Алексей »

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 031
А что, в Станиславского и впрямь "замахнулись" на Пиковую..?
Ну как бы да. :)
Хотя информации пока немного:

Цитировать
ПЛАНЫ ОПЕРНОЙ ТРУППЫ ТЕАТРА НА СЕЗОН 2016-2017

Чайковский. «Пиковая дама» (премьера)

Музыкальный руководитель и дирижер–постановщик Александр Лазарев
Режиссер – постановщик Александр Титель
Художник – постановщик Сергей Бархин
Художник по костюмам Мария Данилова
Художник по свету Дамир Исмагилов
Главный хормейстер Станислав Лыков

http://www.stanmus.ru/about/planning/

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
Лазарев - дирижёр "старой" школы... Будем надеется, что это будет классическая постановка или почти классическая... Хотя... Титель     ....................наверняка постарается "взять своё".
Возникает также закономерный вопрос.. кто будет петь Германа, Лизу, Томского?
 

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 031
Лазарев - дирижёр "старой" школы... Будем надеется, что это будет классическая постановка или почти классическая... Хотя Титель... наверняка постарается "взять своё".
Возникает также закономерный вопрос.. кто будет петь Германа, Лизу, Томского?
Да, вопрос более чем закономерен.
Ибо я сомневаюсь, что Лазарев — дирижер, специализирующийся на русской музыке и уже не раз, здесь же в МАМТ, продемонстрировавший свое мастерство — не справится с музыкальной частью постановки. Оркестровая партия «Пиковой», на мой взгляд, имеет особую ценность, и я надеюсь, она будет исполнена на высоком уровне.

Также я не думаю, что Титель предложит зрителям нечто шокирующее и экзотическое до неудобоваримости. Вне зависимости от того, каким будет конкретное постановочное решение, предполагаю, что всё будет, так сказать, в рамках. Ну только если он опять не нарядит артистов в костюмы из ближайшего магазина «Спецодежда», как это было на «Трех апельсинах». :)

А вот вопрос: кто-то петь-то будет? — актуален как никогда. Ну или как всегда.
И вот в этом вопросе я не удивлюсь шокирующим решениям, хотя, казалось бы, состав просто «лежит на поверхности», если исходить из соображений, что в постановке задействованы только нынешние участники труппы.

Очевидно, что на Германа практически по всем параметрам подходит Николай Ерохин. Собственно, с таким голосом — Германа бы только и петь. У него для этого есть и тембр, и сила голоса, и темперамент. И вообще сам его типаж обещает создание очень даже интересного образа.

Единственное, в чем у меня нет 100%-й уверенности — в том, что ему хватит выносливости на столь большую и сложную партию. У него неидеальная техника и, например, к концу первого акта «Тоски», как я заметил, он заметно сдает. Ну и си бекаров — ни в сцене грозы, ни тем более в «Что нашей жизни» — я бы от него тоже не ожидал. Впрочем, в отличие от Алексея, я вполне готов их простить, если певец в целом держит партию на высоком уровне.

Вторым, практически не менее важным персонажем оперы является Лиза. И на примере концертного исполнения с Федосеевым мы уже видели, насколько теряет опера при неудачной Лизе. Не надо строить иллюзий: и здесь — с Лазаревым, Ерохиным и кем угодно — без Лизы опера потеряет многое.

На счастье у театра есть великолепная претендентка на Лизу — блистающая здесь в «Тоске» и «Медее» — Наталья Мурадымова. Не предложить ей Лизу — это то же самое, что не предложить Германа Ерохину. Такое возможно только при условии приглашения певцов того же уровня со стороны.

К тому же у Мурадымова с Ерохиным хорошо смотрится в паре — как вокально, так и с т.з. комплекции. И кроме того, чисто в техническом плане, яркое и харизматичное пение Мурадымовой позволит немного перетянуть внимание с Германа, и это сгладит ожидаемые мною вокальные огрехи, связанные с недостатком выносливости у Ерохина.

Елецкого, конечно, могут спеть многие, партия небольшая, хотя и со знаковой арией, которую нужно спеть почти идеально. Но все же в идеале на партию Елецкого требуется требуется певец, который не только является обладателем благородного лирического баритона, но и внешне не лишен благородства. И такой баритон в МАМТе тоже имеется — Андрей Батуркин.

Для Томского требуется уже совсем не лирический баритон, а может быть предпочтительнее и вовсе бас-баритон. В принципе, в качестве такового вполне мог бы выступить Антон Зараев.

В партии Полины, конечно, хотелось бы услышать Ксению Дудникову. Она умеет сделать из маленькой партии жемчужину.


Ну вот такой вот примерно расклад, в очевидности которого, думаю, не сомневается никто из завсегдатаев МАМТа. При правильном подходе (здесь надеемся на Лазарева) перечисленный мною состав при любой постановке мог бы «зажечь — мало не покажется». Посмотрим теперь, насколько этого хотел бы сам театр. Официальной информации пока нет, но по долетающим слухам — в своем раскладе я угадал мало что...

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
Если нет "си-бекара" в "грозе" , то незачем и "огород городить".   

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 031
Если нет "си-бекара" в "грозе" , то незачем и "огород городить".
А если нет ничего, кроме этого си бекара?

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 031
Если нет "си-бекара" в "грозе" , то незачем и "огород городить".
Только я один усматриваю в этой фразе полное неуважение к Чайковскому? :)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Батуркин пел Елецкого, а Зараев - Томского в предыдущей постановке "Пиковой дамы"
http://classicalforum.ru/index.php?topic=7111.msg123698#msg123698

И я даже один раз слышала Мурадымову в партии Лизы.

Конечно, "просится" именно описанная Александром П расстановка солистов. Но наверняка театром будет изобретён какой-нибудь "велосипед".
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«"Пиковая Дама" в Москве» - и в чём новость?

Теперь всё правильно: новость - это готовящаяся постановка "Пиковой дамы" в театре им. Станиславского. Премьера назначена на ноябрь 2016 г.
Che mai sento!

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
Если нет "си-бекара" в "грозе" , то незачем и "огород городить".
Только я один усматриваю в этой фразе полное неуважение к Чайковскому? :)

Педагоги послевоенной поры меня учили... Алексей, тенору в партии Германа можно простить многое..но если в "сцене грозы" ты не способен взять "си".., всё остальное уже не имеет смысла, так как разрушает весь замысел композитора, заложенный в партии Германа.

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 448
Замысел всё-таки всегда богаче, чем взять си. Или ещё что-нибудь

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
Это уже "плоскость" театральных критиков... для певца.. исполнителя есть один критерий в партии Германа - "да" или " нет" если говорить совсем без изысков. И так уж сложилось, что слушатель ждёт именно ноту "СИ" в сцене Грозы.
Тем более если мы говорим о столичном театре с почти вековыми традициями. 

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 031
Педагоги послевоенной поры меня учили... Алексей, тенору в партии Германа можно простить многое..но если в "сцене грозы" ты не способен взять "си".., всё остальное уже не имеет смысла, так как разрушает весь замысел композитора, заложенный в партии Германа.
И в чем заключается этот замысел?
И что многое можно ему простить? Немузыкальность, неточное интонирование, непроработанную речевую интонацию, плохую дикцию, слабые актерские способности, недостаточный темперамент, неинтересный тембр, что?

Если бы «всё остальное» (а это по сути еще больше половины оперы) не имело бы смысла, Чайковский закончил бы оперу на этой грозе.

И потом, речь. понятно, не идет о певце, который вообще никак не способен спеть эту ноту. Я имею в виду, что не ожидаю от певца шедеврального ее взятия (впрочем, там оркестр может поддать и «прикрыть» певца).

А Вы, такое впечатление, считаете, что певцу достаточно уметь, как Соловей-разбойник, провопить это си — и всё, готовый Герман. :)


Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
Безусловно всё о чём Вы говорите важно.... актёрские задачи, интонация,   и прочее,  но если нет Грозы....
увы.... все старания певца сводятся на нет. Герман - это прежде всего "Гроза" и желательно ария " Что наша жизнь" в си-мажоре. . Недаром  дирижёры просят спеть именно этот номер когда речь идёт о прослушивании на партию Германа.
 И на счёт "провопить".... не знаю что Вы имеете ввиду, но уж "мяукать" верхнее "си" в Грозе точно не следует.
« Последнее редактирование: Июнь 28, 2016, 08:19:06 от Papataci »

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Предыдущая постановка "Пиковой дамы" - это было ярчайшее явление в музыкальной жизни Москвы. К ней пытались применить административные меры, якобы за искажение классики. не один раз горели декорации, а спектакль неизменно возрождался из пепла. И постановка прожила на сцене полнокровной жизнью почти 40 лет. Вряд ли сами постановщики тогда могли мечтать об этом.
В нынешнем указанном составе постановочной группы меня лично радует, что нет художника В.Арефьева. А что поставит Титель, это пока непредсказуемо.

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
Остаётся верить в лучшее. :)

Оффлайн Ratman

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 77
А меня педагоги послевоенной поры учили, что то, о чем говорит Алексей, называется звучкодуйство и не имеет к музыке никакого отношения. Вот так и формируется образ "тупого вокалиста с одними резонаторами в голове"...
Кстати, интересно, Как именно разрушается замысел композитора при неудачном взятии тенором ноты Си бекар в сцене Грозы? Тема для диссертации, не находите? ;)
По-моему, если у певца объективно некрасивый голос (а он, как Муравицкий, например, все же поет партию Германа), то замысел композитора нарушается гораздо сильнее...

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 572
А меня педагоги послевоенной поры учили, что то, о чем говорит Алексей, называется звучкодуйство и не имеет к музыке никакого отношения. Вот так и формируется образ "тупого вокалиста с одними резонаторами в голове"...

Способность петь, особенно тенором, зависит от количества пустот в голове © Народная мудрость
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 031
...то замысел композитора нарушается гораздо сильнее...
Если речь идет всего об одной ноте, то композитор со всем его замыслом здесь вообще не требуется. :)

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 031
Кстати, интересно, Как именно разрушается замысел композитора при неудачном взятии тенором ноты Си бекар в сцене Грозы?
Ну замысел сцены Грозы-то, конечно, разрушается. Но вот чтоб в этом случае опускать занавес и расходиться по домам — строго следуя заветам мифических, как «английские ученые», «педагогов послевоенной поры» — это как-то уж слишком смело. :)

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
А меня педагоги послевоенной поры учили, что то, о чем говорит Алексей, называется звучкодуйство и не имеет к музыке никакого отношения. Вот так и формируется образ "тупого вокалиста с одними резонаторами в голове"...
Кстати, интересно, Как именно разрушается замысел композитора при неудачном взятии тенором ноты Си бекар в сцене Грозы? Тема для диссертации, не находите? ;)
По-моему, если у певца объективно некрасивый голос (а он, как Муравицкий, например, все же поет партию Германа), то замысел композитора нарушается гораздо сильнее...

Ваше периодическое издание "голос публики".
Если у тенора в грозе нет "СИ", то браться за эту партию не стоит.
А Вы просто путаете  два понятия  - т..н. музыкальность и наличие вокальных данных для исполнения партии Германа.

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
Кстати, интересно, Как именно разрушается замысел композитора при неудачном взятии тенором ноты Си бекар в сцене Грозы?
Ну замысел сцены Грозы-то, конечно, разрушается. Но вот чтоб в этом случае опускать занавес и расходиться по домам — строго следуя заветам мифических, как «английские ученые», «педагогов послевоенной поры» — это как-то уж слишком смело. :)
Следуя Вашей логике сцену "Грозы" вообще можно "купировать...." или сделать транспорт на пол-тона вниз как это сделал Доминго...
А ещё можно из балета Дон Кихот выкинуть Grand Pa... а зачем оно нужно?
Лучше признайтесь честно... хотим вот Пиковую в столице поставить, а петь некому... это будет реальное положение вещей.

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
...то замысел композитора нарушается гораздо сильнее...
Если речь идет всего об одной ноте, то композитор со всем его замыслом здесь вообще не требуется. :)
Дело не в ноте, а в замысле... нота - это апофеоз. Сначала одну ноту не поют, а потом вообще можно не узнать произведение...при столь вольном обращении... Ну правильно, зачем бриллианту грани.. стереть. Вы сами-то понимаете что пишете?