Автор Тема: Юрий Темирканов и оркестр Петербургской филармонии  (Прочитано 18145 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 181
Отзыв _Arlekin`a http://users.livejournal.com/_arlekin_/3302433.html  :

Прокофьев в БЗК: оркестр МГК, сол. Борис Березовский, дир. Юрий Темирканов

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 916
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Юрий Темирканов: “Я сказал Ланг Лангу – еще одна улыбка и тебя здесь не будет”

http://www.classicalmusicnews.ru/interview/temirkanov-interview-032016/
 
В марте 2016 года Юрий Темирканов вновь встал за пульт Балтиморского симфонического оркестра.

С 2000 по 2006 он руководил этим оркестром, а десятилетие спустя вернулся продирижировать концертом.

В программе – Четвертая симфония Чайковского и 3-й фортепианный концерт Рахманинова (солист – Денис Мацуев). После одной из репетиций корреспондент газеты “Baltimore Sun” Тим Смит задал маэстро несколько вопросов. Переводила Марина Стокс.

Текст ниже – обратный перевод с английского.

— В Балтиморском оркестре сменилась треть исполнителей с тех пор, как Вы последний раз им дирижировали. Были какие-то сюрпризы на репетиции?

— Никаких сюрпризов. Новые исполнители очень хорошие. Когда я делаю что-то в Чайковском, к чему они не привыкли, реакция мгновенная.

Мне нравятся оркестры, которые хотят играть. А в некоторых великих оркестрах иногда бывает ощущение, что они делают тебе одолжение.

— У Вас очень выразительная манера дирижирования. И дело не только в том, что Вы дирижируете без палочки, это не такая редкость, а в том, что Вы делаете руками и как много говорят Ваши глаза. Большая часть оркестровых музыкантов привыкли к более прямолинейному стилю.

— У дирижера две профессии. Одна – это капельмейстер, который показывает доли. Но сейчас везде музыканты очень профессиональны и им это не нужно. Дирижер должен показать им то, чего они не знают. А остальное написано в нотах.

Дирижер должен понимать, почему музыка написана так или иначе, как-будто читает детектив. Нужно угадать, почему композитор сделал то, что сделал.

Музыка – как письмо. Композитор его написал, но абсолютно все, что он хотел сказать, он написать не мог. Даже Малер не мог, хотя он практически в каждом такте пишет о том, как он хочет, чтобы это дирижировалось.

[Темирканов начинает петь тему из Второй части Четвертой симфонии Чайковского. Пение ритмично, безэмоционально] Чайковский бы так никогда не сыграл.

Я представляю себе, как он сидит вечером дома, с зажженными свечами, укрытый пледом садится за фортепиано и играет эти ноты. [Темирканов снова поет эту тему, теперь ощутимо медленнее, с большей ритмической свободой. Его глаза внезапно становятся грустными, в них почти стоят слезы]. Вот так я думаю Чайковский себя чувствовал в этот момент. Видеть то, что скрывается за нотным текстом, и есть задача дирижера.

Нужно чувствовать музыку. Я иногда спрашиваю музыкантов в оркестре: почему вы всегда играете с одним и тем же выражение лица? Почему? Неужели вы не чувствуете смену настроений в каждой части?

Начало Концерта Рахманинова [Речь о Третьем фортепианном концерте] – это совсем не приятная музыка, это трагическая музыка. А когда я его дирижировал с Ланг Лангом, он пока играл, всё время улыбался. Я ему говорю: еще раз улыбнешься и тебя больше здесь не будет.

— Вы руководите оркестром Санкт-Петербургской филармонии почти тридцать лет и всё еще часто гастролируете с ними. У Вас когда-нибудь было желание работать поменьше или вообще уйти на пенсию?

— Вы знаете хоть одного дирижера, который сам ушел на пенсию? И, Вы знаете, чем ты старше, тем лучше дирижируешь. [Смеется.] Когда я работаю, то чувствую себя лучше.

— Несколько лет назад цитировалось Ваше высказывание о том, что Вы не верите, что женщины могут хорошо дирижировать. Это вызвало споры и породило протесты. Просто для порядка: что Вы думаете о женщинах за дирижерским пультом?

— Да, женщины могут быть дирижерами. И я не против того, чтобы они дирижировали. Но мне просто не нравится. Есть женщины, которые занимаются боксом или штангу поднимают – они могут. Но мне смотреть на это не нравится. Это вопрос моего вкуса. У нас же у всех разные вкусы. Я, например, рыбу не люблю.

Тим Смит, "Балтимор Сан"
Che mai sento!

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 181
Андрей Шаврей: Мацуев, Темирканов и «оркестр Мравинского» в «Дзинтари»
http://www.lsm.lv/ru/statja/za-efirom/andrey-shavrey-macuev-temirkanov-i-orkestr-mravinskogo-v-dzintari.a191510/

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Путешествие аристократов

Четвертого марта в Карнеги-холл состоится концерт Симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова.

http://www.vnovomsvete.com/articles/2017/02/02/puteshestvie-aristokratov.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 729
 Самое прекрасное в работе дирижера - участвовать в процессе создания музыки и вовлекать в него оркестр. Об этом рассказал в интервью ТАСС главный дирижер Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии Юрий Темирканов. 4 марта старейший оркестр России под руководством маэстро выступит с концертом в нью-йоркском Carnegie Hall, который пройдет в рамках ежегодного фестиваля "Вишневый сад".

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/kultura/4070525

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 181
"Дворжак и...". Концерт ЗКР под управлением Ю.Х.Темирканова
http://evg-ponomarev.livejournal.com/124621.html

4 июня
Большой зал филармонии
Фестиваль "Музыкальная коллекция"

Фестивальная программа филармонического оркестра, подготовленная главным дирижером, вызвала большой интерес публики. С одной стороны, яркие и пользующиеся народной любовью имена композиторов: Чайковский, Рахманинов, Дворжак. С другой стороны, увертюра Чайковского "Ромео и Джульетта", открывавшая концерт, была единственным широко известным музыкальным текстом. Далее шли три народные песни, переложенные Рахманиновым для хора и оркестра, и 9 симфония Дворжака ("Из Нового света"), исполняющиеся не часто.

Идея концерта значительна: связь русской классики с музыкой славянских композиторов XIX столетия - важный исторический предмет, напоминающий нам о том, какое значение имела русская культура чуть более века назад в сознании пробуждающейся славянской Восточной Европы. Особенно важный в наши дни, когда разговоры о патриотизме часто заходят куда-то не туда. В таком, культурном патриотизме не вижу ничего одиозного. Например, слушая однажды в Венском Музикферайн программу произведений Яна Сибелиуса, я заметил, что в концепции концерта прослеживается очевидный акцент на венскую школу и венские влияния в творчестве великого финского композитора (особенно если почитать по-венски обстоятельную программку). И подумал о том, что у нас ничего подобного не делают - а ведь Сибелиус связан с русской музыкой не менее, чем с австрийской. Не говоря уж о том, что до 1918 года Сибелиус был подданным Российской империи и Петербург посещал (пусть и не так обстоятельно, как Вену). Концерт Темирканова в какой-то мере можно расценить как выделение русской традиции в творчестве Дворжака, хотя великий чех в названии концерта вежливо поставлен на первое место.

Чайковский прозвучал не идеально. Во-первых, оркестр показался еще не разогретым, во-вторых, я люблю несколько иное акцентирование в увертюре "Ромео и Джульетта". Однако профессионализм и поэтичность медленных лирических частей не вызывают сомнений. Затем большой сводный хор (состоявший из Петербургского камерного хора, Концертного хора Санкт-Петербурга, и хора студентов Петербургской консерватории) исполнил очень интересное произведение Рахманинова - Три русские песни для хора и оркестра, в котором хор, по сути, заменяет солиста. Произведение это создано в 1926 году. Т.е. в самом начале эмиграции, когда русская народная песня, с одной стороны, стала в Европе важным культурным брендом, с другой - подчеркивала самобытность русского музыкального искусства (только что была основана Русская консерватория в Париже, отдельная от Парижской) и, наконец, помогала выживать тысячам эмигрантов. Три разных по настроению и тематике песни, исполненные хором под оркестр, перестают быть личным переживанием (несмотря на громко звучащее "я" певца и действующего лица) и обретают грандиозность излияний общенародной души. Этот трагизм, заложенный в музыкальном подтексте, был замечательно передан на концерте.

Не претендую на то, что понял идею концерта верно - поскольку исполненная во втором отделении самая известная симфония Дворжака (девятая) вдохновлена путешествием в Америку. Впрочем, общепринято лишь то, что в симфонии широко использована народная музыка. А вот богемская или негритянский спиричуэл - в этом комментаторы основательно расходятся. Можно, наверное, уловить и русскую традицию в этой симфонии, и конкретно Чайковского. Как бы там ни было с влияниями, Дворжака Темирканов исполнил блестяще. Первая часть (Adagio) прошла мощно и энергично, напомнив о музыке "Ромео и Джульетты". Вторая медленная песенная часть (Largo) заворожила. В третьей части стало ясно, что дирижер доволен своим оркестром: под танцевальные мотивы Темирканов произвел несколько балетных движений кистью - давно ставших фирменным стилем дирижера. Финальная часть (Allego con fuoco) соединила части мира воедино (в ней повторяются мелодии из трех первых частей) и поставила такую точку, после которой возможна только овация без каких бы то ни было бисов.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Оркестр Юрия Темирканова собрал аншлаги в Испании и продолжит гастроли во Франции

В Санкт-Петербургской филармонии сообщили, что основу программы, сформированной согласно пожеланиям зарубежных партнеров, составили произведения русских композиторов

Подробнее на ТАСС: http://tass.ru/kultura/4706294
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 916
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Юрий Темирканов: «Когда тебя ценят дома — это имеет особое звучание»
14.06.2018

Александр МАТУСЕВИЧ

http://portal-kultura.ru/articles/country/207628-yuriy-temirkanov-kogda-tebya-tsenyat-doma-eto-imeet-osoboe-zvuchanie/
Che mai sento!

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 181
Юрий Темирканов & оркестр в Женеве и Люцерне


http://nashagazeta.ch/news/culture/yuriy-temirkanov-orkestr-v-zheneve-i-lyucerne

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 181
Маэстро вне времени
Выдающемуся дирижёру Юрию Темирканову исполняется 80 лет
http://www.lgz.ru/article/-49-6670-05-12-2018/maestro-vne-vremeni/

С огромной радостью хочу воспользоваться поводом, чтобы сказать в «Литературной газете» самые тёплые слова в адрес замечательного музыканта и выдающегося дирижёра. Мне особенно хочется подчеркнуть в личности Юрия Хатуевича его преданность идеалам высокого искусства, твёрдость взглядов в оценке того, что является Искусством и что не является. Признаться честно, я даже не знаю, кого можно поставить рядом с ним в вопросе честности по отношению к музыке и особенно к оперному искусству, которому Юрий Хатуевич отдал много лет своей жизни и творчества. Когда за пультом стоит Темирканов, можно быть уверенным, что вы услышите исполнение глубоко продуманное, отмеченное прекрасным знанием традиции и без-упречным вкусом.
Таких музыкантов, которых я бы назвал безусловно принадлежащими к категории подлинных музыкантов, очень немного – музыкантов, которые придерживаются идеалов и ценностей самого высокого порядка.

Дорогой Юрий Хатуевич, хочется пожелать Вам в этот день прежде всего здоровья и сил в осуществлении Ваших планов, которых, я уверен, у Вас много. Очень хочется услышать ещё много Ваших замечательных интерпретаций великой музыки.

Михаил Плетнёв,
народный артист России,
художественный руководитель
Российского национального оркестра


Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 181
10 декабря состоится Концерт-поздравление артистов Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии (дир. Н. Алексеев) в честь 80-летия Ю.Х.Темирканова

http://philharmonia.spb.ru/afisha/260125/

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 181
15 декабря состоится гала-концерт к юбилею Маэстро.
http://philharmonia.spb.ru/afisha/248278/

XIX Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств»
Гала-концерт к юбилею маэстро Юрия Темирканова станет кульминацией XIX Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств». В этот вечер на эстраде Большого зала соберется редкое по красоте созвездие выдающихся артистов: музыкальные поздравления в адрес Маэстро прозвучат в исполнении дирижера Мариса Янсонса, пианистов Николая Луганского и Дениса Мацуева, скрипачей Юлиана Рахлина и Вадима Репина, альтиста Юрия Башмета, вокалистов Динары Алиевой, Карен Слак, Маттиаса Гёрне, Пааты Бурчуладзе, а также юного саксофониста Арсения Алексеева, отмеченного премией фонда Маэстро. Наряду с Заслуженным коллективом России, чья судьба вот уже 30 лет неразрывно связана с именем Юрия Темирканова, участие в концерте примут Концертный хор Санкт-Петербурга, Петербургский камерный хор и Хор Михайловского театра.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 181
Маэстро Юрий Темирканов отмечает 80-летний юбилей

https://www.1tv.ru/news/2018-12-10/357031-maestro_yuriy_temirkanov_otmechaet_80_letniy_yubiley

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 076
Гала-концерт в честь 80-летия Ю. Темирканова (15 декабря, БЗФ)

https://www.youtube.com/watch?v=PTr5YMf43Jw

Дирижер М. Янсонс. На 12:15 М. Гёрне поет Малера.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 076
СЛАВА НАШЕМУ МАЭСТРО, ПОВЕЛИТЕЛЮ ОРКЕСТРА
XIX МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЗИМНИЙ ФЕСТИВАЛЬ «ПЛОЩАДЬ ИСКУССТВ» ПРОШЕЛ ПОД ЗНАКОМ ЮБИЛЕЯ ЮРИЯ ТЕМИРКАНОВА

ТЕКСТ: ГЮЛЯРА САДЫХ-ЗАДЕ

«Приедет или не приедет?» – ​мучительный вопрос, по экзистенциальной напряженности сравнимый с гамлетовским «Быть или не быть?», терзал сотрудников Петербургской филармонии, занятых подготовкой празднования 80-летия Юрия Хатуевича Темирканова, бессменного худрука и главного дирижера оркестра ЗКР. Юбилей решили совместить с проведением ежегодного декабрьского фестиваля «Площадь искусств»; благо день рождения юбиляра приходится на 10 декабря, а официальное открытие – ​14 декабря. Впрочем, первый концерт фестиваля оказался камерным: Вадим Репин и Николай Луганский представили программу, составленную из скрипичных сонат Дебюсси, Равеля и Франка, отыграв их вполне дежурно. Вечер французской музыки стал превью, предыктом к важному событию, которое должно было состояться на следующий день, 15 декабря.

Гала-концерт в честь юбиляра по традиции вел Марис Янсонс. Уже в третий раз за прошедшие пятнадцать лет он встал за пульт первого филармонического оркестра, чтобы поприветствовать своего старшего коллегу в день его рождения. В этот день ожидали прибытия в город первого лица государства. И главной интригой торжественного вечера стало не участие в нем известных музыкантов, по очереди складывавших свои музыкальные дары к ногам юбиляра, а трепетное ожидание ответа на тот самый экзистенциальный вопрос: приедет или не приедет?

Приехал. Подзапоздал, правда; концерт начали почти на сорок минут позже, но президент РФ все равно не успел к началу и пропустил выступление Вадима Репина, который открывал концерт «Вальсом-скерцо» Чайковского. Появление Владимира Путина в ложе зал приветствовал аплодисментами и дружным вставанием – так встречают царственную особу. Вечер, начавшийся с рутинного восхваления юбиляра – в роли ведущего выступал Михаил Швыдкой, – на глазах обретал важное государственное значение. Питерский истеблишмент, сидевший в зале, был удовлетворен: не зря пришли.

Концерт между тем шел своим чередом. После Вадима Репина на сцену вышел Маттиас Гёрне. Глубоким, затаенным голосом, словно доверяя залу сокровенную истину, он спел «Urlicht» («Первозданный свет») из четвертой части Второй симфонии Малера (в трансляции канала «Культура» название перевели как «Первобытный» (sic!)). Пожалуй, это был самый драгоценный момент вечера: художественное, сущностное высказывание артиста превозмогло официозность повода.

Вереница выступавших была не слишком длинна – в основном, знакомые все лица, которых приглашают на каждый юбилей Темирканова. Юрий Башмет и Александр Чайковский сыграли с оркестром вторую часть Концерта для альта «Этюды в простых тонах», начавшуюся с энергичного «чёса» солирующего инструмента, опертого на выдержанный органный пункт; постепенно амплитуда раскачки расширялась, вовлекая в свою орбиту пианиста, наращивалась интенсивность звучания и оркестральный объем.

Денис Мацуев выбрал первую часть Третьего фортепианного концерта Прокофьева – один из своих коронных номеров, сыграв активный, поступательный зачин главной партии с присущей ему энергией, и дополнил выступление блестящим попурри, с каскадом вариаций на тему «Happy Birthday». За ним на сцену вышел скрипач Юлиан Рахлин и сыграл с положенными дозами сладости и надрыва хрестоматийные пьесы Крейслера в «Муки любви» и «Радость любви».

Второе отделение началось с поздравлений президента, обращенных к виновнику торжества. Путин произнес несколько уместных фраз, отнюдь не злоупотребив вниманием зала; назвал Темирканова «педагогом, меценатом и волонтером» и особо подчеркнул, что говорит от имени «обывателей» – то есть любителей музыки. Благодаря маэстро они «переживают такие яркие чувства, которые невозможно передать словами».

И снова потянулась череда музыкальных номеров, перемежавшихся репризами Михаила Швыдкого. Николай Луганский, Динара Алиева, юный саксофонист Арсений Алексеев, Паата Бурчуладзе, шатким баритоном спевший Песню Цангалы из «Даиси» Палиашвили… И напоследок – «Колыбельная» из «Порги и Бесс» Гершвина в исполнении американской певицы Карен Слак – единственной из выступавших, никак не связанной ни с Россией, ни с бывшим Союзом.

Завершился вечер торжественным хором из «Пиковой дамы» на мелодию, которую Чайковский позаимствовал у Осипа Козловского, и новый текст в духе екатерининских славильных кантов. Вместо оригинальных державинских слов «Славься сим, Екатерина» хор спел: «Слава нашему маэстро, повелителю оркестра»… Вирши незатейливые, зато от души.

Повелитель сидел в ложе и довольно улыбался: вечер прошел без сучка и задоринки, в лучшем стиле партийных концертов советской поры. Присутствовали высокие официальные лица, президент страны лично подтвердил высокий статус юбиляра и тем выдал ему очередной мандат на правление на неограниченный срок; впереди маячила приятная перспектива банкета – чего еще желать?

Если же отвлечься от юбилея Темирканова и попытаться сконцентрироваться на содержательной стороне фестиваля – на гала-концерт ссылаться не будем, это, как-никак, случай особый – то картина получается грустная. По-настоящему интересных событий, выступлений значительных музыкантов, важных открытий на фестивале не случилось. Концерт первоклассного норвежского пианиста Лейфа Ове Андснеса был отменен – хотя именно этот концерт имел шансы стать «гвоздем» программы. Приглашенный на замену Борис Березовский в последний момент также отменил выступление. Сам Юрий Темирканов, который был заявлен в программе концерта-закрытия, на подиум не вышел; так же, как, впрочем, и в прошлом году. Вместо него Четвертой симфонией Малера и Первым фортепианным концертом Бетховена продирижировал Василий Синайский; солировал Рудольф Бухбиндер.

Некоторый интерес представлял клавирабенд Эрика Лю, свежеиспеченного лауреата престижного фортепианного конкурса в Лидсе, где он взял первую премию; и выступление Маттиаса Гёрне с оркестром ЗКР под управлением Николая Алексеева, где он спел опусы Шуберта. Но в целом многолетний принцип – сбрасывать в афишу фестиваля все, что удается собрать без особых усилий и сверхзатрат, – остался неизменным.

Приятным исключением стал концерт ансамбля Concerto Köln – одного из лучших барочных коллективов Германии, приезд которого был организован при поддержке Гёте-института в Петербурге. Мягкий, замшевый звук; чуткая, нервная и гибкая ансамб­левая игра. И отличные солисты: яркая, заводная клавесинистка Элина Альбах, эффектно сыгравшая партию в Пятом Бранденбургском концерте Баха, экстремальная виртуозка-скрипачка Эльфа Рун Кристинсдоттир, солировавшая в Четвертом Бранденбургском концерте, и потрясающий дуэт флейтистов Кордулы Бройер и Вольфганга Дея.

Программа вечера называлась «Бах в Италии» и представляла собою коллекцию концертов Корелли, Вивальди, Баха и английского композитора Чарльза Авизона, демонстрирующих разные грани итальянского концертирующего стиля. Как известно, Бах был чрезвычайно увлечен итальянской музыкой, хотя в Италии ни разу не был; его знакомство с партитурами Вивальди привело к созданию баховских обработок концертов Вивальди и появлению «Итальянского концерта». Авизон, ученик Франческо Джеминиани, за свою жизнь написал шестьдесят Concerti Grossi, из них двенадцать – по сонатам для клавесина Доменико Скарлатти. Шестой концерт, который прозвучал в тот вечер, как раз был основан на этих сонатах.

Юлия Лежнева выступила в Малом зале филармонии под конец фестиваля в необычном для нее формате; за роялем сидел ее многолетний партнер Михаил Антоненко. Вопреки ожиданиям, в программе никак не была представлена музыка барокко, хотя Лежнева сделала себе имя именно в барочном репертуаре, для которого требуется владение особой техникой звукоизвлечения, другое дыхание, и вообще – все другое. Голос Лежневой, от природы звонкий, легкий, подвижный, с идеально выровненным звуковедением, прекрасно приспособлен для исполнения арий Генделя, Порпоры, Моцарта – то есть музыки на стыке барокко и классицизма. В Петербурге же она, начав с песен Гайдна и Моцарта, очень скоро перешла на Шуберта и Беллини; во втором отделении программа и вовсе модулировала в сторону русского романса: «Я помню чудное мгновенье» и «В крови горит огонь желанья» Глинки сменились вокальными опусами Чайковского и даже Рахманинова, завершившись бурливыми «Весенними водами» – сыгранными и спетыми в довольно сдержанном темпе.

Примечательно, что из романсов Чайковского Юлия выбрала «Нет, только тот, кто знал» – скорбный монолог уставшего от мук неразделенной любви человека, ведущийся от первого лица мужского рода и в оригинале предназначавшийся для глубокого бас-баритона. Одним из лучших исполнителей этого романса был, к примеру, Марк Рейзен, другим – Дмитрий Хворостовский. Однако и певицы все чаще обращаются к этому романсу, ничуть не смущаясь несовпадением: его пела и Галина Вишневская, и Тамара Синявская. Но для артистической индивидуальности Лежневой, для ее хрустального голоса этот романс содержательно не подходит; слишком много в нем сдерживаемой огромным усилием воли мучительной боли.

Честно говоря, в непривычном для нее амплуа романтической певицы Юлия Лежнева оказалась не слишком убедительна. Куда-то исчезла очаровательная тонкость нюансировок, филигранная отделка деталей, гибкость фразировки; даже тембр голоса изменился, став более открытым и на верхах – чрезмерно громким. Может быть, программа еще «не впета» и будет совершенствоваться, и рано еще делать окончательные выводы. Лишь в конце вечера «сердце успокоилось» бисом: блестяще исполненной арией из оперы Порпоры. И тогда к нам вернулась прежняя Юлия: лукавая, задорная, вполне владеющая своим голосом, искрящимся и блистающим, как ручеек под солнцем.

Словом, XIX фестиваль, несмотря на юбилейные торжества в честь Темирканова, с художественной стороны оказался блеклым, но что еще печальней – предсказуемым. Во всем сквозила моральная усталость; безразличие шефа к детищу, которым он формально руководит, выражается, в частности, в том, что Юрий Хатуевич из года в год отменяет запланированные на фестивале выступления; в том, что он предпочитает видеть в афише проверенных, лично ему знакомых музыкантов. Это ведет к тому, что крупный городской фестиваль, миссия которого – широко распахнуть окно в огромный мир музыки, предпочитает открывать лишь узкую форточку, через которую не проникают ни свежие идеи, ни востребованные музыканты первого ряда, задающие новые векторы развития и тренды в музыкальной жизни XXI века.

Мы учились вместе с Юрием Темиркановым в одной музыкальной школе-десятилетке при Ленинградской консерватории. В начале 1960-х годов он был студентом дирижерского факультета, я тоже тогда только поступил туда, там мы и познакомились. В 1966 году мы поехали в Москву на Всесоюзный конкурс дирижеров болеть за своих товарищей, в том числе за Темирканова, который блестяще выиграл это состязание, заслуженно получив первую премию. Это было начало его дирижерской карьеры. Мы были с Юрием Хатуевичем в постоянном контакте, в том числе и в тот период, когда он работал в Кировском (Мариинском) театре. Затем, после смерти Мравинского вместе работали в Ленинградской филармонии. Это были очень сложные годы, конец 1980-х – начало 1990-х. В те нелегкие времена необходимо было обязательно сохранить коллектив. Затем много ездили в поездки с ним. Я вспоминаю с большой теплотой это время: мы виделись почти каждый день, шутили, у Юрия Хатуевича замечательное чувство юмора. Уже больше пятидесяти лет мы хорошо знаем друг друга.

Юрий Хатуевич сумел не только удержать оркестр, но и повести его по новому пути. Сейчас оркестр очень изменился. Я дирижировал им и видел считанные лица музыкантов, которых помню с тех прошлых лет. Оркестр обновился и находится в блестящей форме. Там играют замечательные молодые ребята, талантливые виртуозы, которые быстро воспринимают идеи и наставления дирижера. ЗКР – национальная гордость нашей страны. Он всегда был одним из лучших в России, таким остался и сейчас.

http://muzlifemagazine.ru/slava-nashemu-mayestro-povelitelyu-orke/
« Последнее редактирование: Февраль 08, 2019, 08:22:36 от Papataci »