Автор Тема: «Билли Бадд» Бриттена в Большом театре (премьера — ноябрь 2016)  (Прочитано 16261 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 858
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Любава-забава

"Билли Бадд" Бриттена в Большом

http://lyubava-zabava.livejournal.com/475839.html
_______________

Вопреки предположениям автора поста, нынешний московский блок "Билли Бадда" - не последний. Будет ещё один через год.
Che mai sento!

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 820
"Билли Бадд" 2 марта 2017

Цельный крепкий спектакль, довольно тяжелый, держит внимание, хотя слушать непросто, отличная команда, потрясающие хор и оркестр, прекрасный ровный состав солистов (претензии, разве что, к Новичку - излишне аффектированная мимика на грани гротеска на фоне остальных артистов и слабоватый вокал, жаль, что Б.Волков не пел в этой серии). Роберт Ллойд потрясающ в образе старого Датчанина. Работа Гидона Сакса хороша злодейской экспрессией, образ Джона Дашака сложнее, в т.ч. вокально, мне понравилось, что он окрашивает голос харАктерным тоном, что придаёт персонажу лёгкую юродивость, оправданную в данном случае.

Не могу пока понять, хорошо это или плохо, но постановка носит настолько обобщенный характер, что допускает, по-моему, безграничную вариативность толкования сюжета - от библейской притчи через частную историю с гомосексуальным подтекстом к сексистскому изображению мужского социума до политического памфлета об ужасе тоталитарного общественного устройства. Сцена, когда Вир обходит вокруг стол, на котором лежит тело только что убитого Клэггарта, вызвала невольные (и ненужные  ;D) ассоциации с Тоской, обходящей тело Скарпиа. Интересный момент, когда Старик Датчанин выносит петлю каната для повешения Билли, при этом узел каната несёт как младенца.

Музыку Бриттена не люблю и вряд ли уже полюблю, понравились только хоровые сцены, в некоторых из которых угадываются мотивы грядущих мюзиклов Э.Л.Уэббера, и последняя ария Билли Бадда. В остальном, эту музыку мне интересно было наблюдать, но не слушать.
« Последнее редактирование: Март 03, 2017, 04:42:23 от Надя »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 858
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
"Билли Бадд" 2 марта 2017

Сцена, когда Вир обходит вокруг стол, на котором лежит тело только что убитого Клэггарта, вызвала невольные (и ненужные  ;D) ассоциации с Тоской, обходящей тело Скарпиа.

Не знаю, нужные или не нужные, но они возникают. У меня после 24.02 в БТ тоже были ассоциации с "Тоской", и такие же ассоциации были у автора поста про "Билли Бадд", хотя в этом очень интересном посте речь идёт о другой постановке: http://arashi-opera.livejournal.com/938254.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
А что, есть какой-то канонический обход Тоской трупа Скарпиа, присутствующий во всех постановках?
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 820
А что, есть какой-то канонический обход Тоской трупа Скарпиа, присутствующий во всех постановках?

Там музыка предполагает, что она не стоит над ним столбом.  :)

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Столбом стоять некогда: порешила - смывайся. Так же как и вокруг стола бродить.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 858
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Украинский баритон в Большом: чем уникальна опера «Билли Бадд» на главной сцене страны

Интервью с главным солистом постановки Юрием Самойловым

https://tvrain.ru/lite/teleshow/artificial_selection/otbor-429110/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 858
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Я тоже была на спектакле 24 февраля и вскоре обязательно опишу свои впечатления.

Умеете вы анонсировать свои публичные выступления! ;) Публика уже в предвкушении и ждёт с нетерпением! :D

Обещанный отчёт о «Билли Бадде» 24 февраля. :)

24 февраля 2017

Дирижер   Уильям Лейси
Эдвард Фэйрфакс Вир, капитан линейного корабля «Неустрашимый»   Джон Дашак
Билли Бадд, фор-марсовый матрос   Юрий Самойлов
Джон Клэггарт, каптенармус   Гидон Сакс
Мистер Редбёрн, первый лейтенант   Джонатан Саммерс
Мистер Флинт, мастер   Даррен Джефри
Лейтенант Рэтклифф   Грэм Бродбент
Рыжая борода, принудительно завербованный матрос   Марат Гали
Дональд, матрос   Александр Миминошвили
Датчанин, старый моряк   Роберт Ллойд
Новичок   Питер Гийсбертсен
Друг Новичка   Илья Кутюхин
Крыса, корабельный капрал   Станислав Мостовой
Боцман   Николай Казанский
Первый помощник   Александр Киреев
Второй помощник   Константин Сучков
Грот-марсовый матрос   Вадим Бабичук
Артур Джонс, принудительно завербованный матрос   Александр Уткин

Я с очень большим трудом воспринимаю музыку XX века, даже Пуччини (да-да, я из тех примитивных людей, которым в музыке нужны мелодии, или, как написали добрые люди на параллельном форуме, «мотивчики»), поэтому поход на Бриттена для меня подвиг, который я совершала ради того, чтобы послушать в живом спектакле моего самого любимого баса Роберта Ллойда, пусть и в маленькой партии, «поставить галочку».

Предварительно ознакомиться с записью оперы не удалось, не хватило терпения более чем на полчаса. Подготовка заключалась лишь в прочтении синопсиса. Обычно, если речь идёт об опере близкого мне по духу композитора, я слушаю записи и иду оценивать исполнение. Здесь мне сравнивать было не с чем, и я собиралась терпеть и скучать, глядя на тёмную сцену (судя по фото) в течение трёх часов. (Кстати, оказывается, возможна и вполне классическая постановка этой оперы - например, в Михайловском театре шла венская постановка с костюмами XVIII века).

На деле, к моему удивлению, получилось иначе. Я с большим интересом посмотрела спектакль. Пусть музыка Бриттена и не услаждает мои уши, но в этом спектакле сработал другой важный для меня критерий — совпадение артистов и персонажей. Хороший каст и хорошая режиссёрская работа с артистами. В результате я поверила всем участникам спектакля — и по отдельности, и в совокупности, поэтому мне было интересно следить за перипетиями сюжета, меня зацепило, и несколько дней после спектакля я думала о произошедшем с Билли Баддом. Достоверности прибавлял и тот факт, что британский сюжет на музыку британского композитора исполняли преимущественно британцы. Получилось аутентично.

Джону Дашаку удался образ капитана, который демонстрировал внешнюю уверенность в себе и умело скрывал свои внутренние метания. В этом спектакле очень чётко показано, что капитан был не прав, отправив Бадда на казнь. Вир рассуждает о книжной морали, оторванной от жизни, а когда ему пришлось принимать решение, он, звёздный капитан, весь в белом, поступил не по справедливости. Внешне он волевой, а внутренне – нет. О правильности исполнения партии я судить не могу, но голос в этом зале звучал хорошо.

Юрий Самойлов очень подходит на роль/партию, мечтательный, симпатичный, витает в облаках. Опять же, по Бриттену сложно судить, но мне показалось, что Самойлов – хороший певец. (Ещё я вспомнила, что слышала Самойлова в Пезаро в «Путешествии в Реймс», он пел Дона Альваро.)

Джон Клэггарт, злодей в «Билли Бадде» – это смесь между Скарпией, Мефистофелем и Великим Инквизитором. Гидон Сакс был очень убедителен.

Понравился Марат Гали в роли абсолютно штатского человека, которого затащили на корабль и приспособили к тяжелому труду, и по типажу это стопроцентное попадание. Крысу спел и сыграл Станислав Мостовой, понравилась его пластика. Понравился и Новичок Питер Гийсбертсен — и мне не показалось, что его игра была слишком «жирной».

Роберт Ллойд был очень убедителен в роли положительного героя – Датчанина, который старается предупредить Билли о грозящей опасности, а позже утешает его перед смертью. Несмотря на то, что Ллойду 2 марта исполнилось 77 лет, его голос по-прежнему очень красив и звучен. И надо отдать певцу должное, что он поёт небольшие партии, которые ему в этом возрасте точно под силу.

Вроде бы в советское время в СССР Бриттена уважали за критику в адрес капиталистического строя? И правильно. Ведь тут показано, как дворяне берут простолюдинов в рабство (насильно затаскивают на корабль) и устанавливают для них бесчеловечные условия труда и несправедливый сословный суд. Симпатии зрителя полностью на стороне Билли Бадда, бедного, но добросовестного и честного сироты, выходца из народа.

Ещё мне подумалось, что зрители, которые случайно пришли в Большой, не представляя, что это за опера, ощущали солидарность с насильно завербованными матросами. Но у зрителей, в отличие от матросов, была возможность сбежать – в антракте, что многие и делали. :)

Уже после спектакля, получив собственное и вполне твёрдое впечатление, что этот спектакль — о законе и справедливости, я прочитала на параллельном форуме мысль, что в спектакле проводится мысль о неразделённой любви, а так как на корабле одни мужчины, то любовь, соответственно, однополая, и именно любовь была двигателем всего конфликта. Мол, Клэггарт отомстил Бадду за игнорирование. Конечно, не секрет, что Бриттен был геем и что он писал партию Вира для своего возлюбленного (первый факт был мне известен ранее, а про второй факт я прочитала уже после спектакля). Так вот, со всей ответственностью заявляю, что в московской редакции «Билли Бадда» все намёки на любовный конфликт убраны (так что никакие духовные скрепы не пострадали :)) ). Говорят, что в британской версии была какая-то откровенная сцена между. К слову, я не гомофоб, а гомофобы, возможно, Бриттена не могут воспринимать иначе. В любом случае, тема любви в этой опере и в этом спектакле — далеко не на первом месте.

Здесь самый главный вопрос — мог ли капитан Вир спасти Билли Бадда? И почему он не спас его, при том, что очевидно, понимал, что Билли Бадд – хороший юноша, а Клэггарт – подлец? И при том, что имел возможности скрыть преступление? В рамках литературной основы и эпохи — нет, он должен был поступить по чести и по закону, и не мог скрыть убийство и не мог спасти Билли, ибо это создало бы опасный прецедент на корабле, набитом разными людьми, которых нужно держать в подчинении.

Но будь я автором либретто (а опера создавалась в XX веке, когда нравы всё-таки поменялись по сравнению с XVIII веком), то Билли Бадд был бы осужден за непредумышленное убийство в состоянии аффекта, и не более того. Или, особенно в XVIII веке, капитан мог сказать, что злодей Клэггарт умер сам, ударившись о пол, например. Да как угодно мог выгородить Билли. А ещё лучше — не доводить до прямого столкновения. Ведь капитан прекрасно понимал, что Клэггарт клевещет на Билли. Зачем было сводить их в одном тесном помещении?? Нужно было тихонько избавиться от Клэггарта, а Билли дать повышение, о котором он мечтал и которого заслуживал. В общем, в моей версии этого сюжета был бы хэппи-энд, и восторжествовала бы справедливость. С другой стороны, счастливый финал не заставил бы так сильно задуматься и так сильно сопереживать…

В итоге, скажу честно, второй раз не пойду (а следующий блок запланирован на весну 2018 г.), ибо музыкальный материал для меня не привлекателен, но первое и единственное посещение впечатлило. Это качественный спектакль.
« Последнее редактирование: Апрель 06, 2017, 00:08:12 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 858
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Battle scene from 'Billy Budd' B. Britten (выложено на канале Юрия Самойлова)

https://www.youtube.com/watch?v=vbtxbrpfwiA
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
"Билли Бадд" в Большом

Радиопрограмма: И музыка, и слово
Алексей Парин
Дата выпуска: 11.03.2017


Алексей Парин побывал на показе оперы Бенджамина Бриттена "Билли Бадд", которую Большой театр представил на зрительский суд в ноябре этого сезона, и делится с радиослушателями своими впечатлениями. Ведущий также поговорил с солистом, Джоном Дашаком, исполняющим в спектакле главную партию - Эдварда Фэйрфакса Вира, капитана линейного корабля "Неустрашимый".

Слушать: http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/musicword/21861-billi-badd-v-bolshom
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Я тоже была на спектакле 24 февраля и вскоре обязательно опишу свои впечатления.

Умеете вы анонсировать свои публичные выступления! ;) Публика уже в предвкушении и ждёт с нетерпением! :D

Обещанный отчёт о «Билли Бадде» 24 февраля. :)

Ждать анонсированного рассказа в предвкушении и с нетерпением пришлось "не очень долго", всего-то месяц с небольшим. ;) Я со своим ответным комментарием тоже почти "не задержался". ;D

(Кстати, оказывается, возможна и вполне классическая постановка этой оперы - например, в Михайловском театре шла венская постановка с костюмами XVIII века).

В МихТе и спектакль, и исполнение оперы были, по-моему, совершенно замечательными.

Уже после спектакля, получив собственное и вполне твёрдое впечатление, что этот спектакль — о законе и справедливости, я прочитала на параллельном форуме мысль, что в спектакле проводится мысль о неразделённой любви, а так как на корабле одни мужчины, то любовь, соответственно, однополая, и именно любовь была двигателем всего конфликта. Мол, Клэггарт отомстил Бадду за игнорирование. Конечно, не секрет, что Бриттен был геем и что он писал партию Вира для своего возлюбленного (первый факт был мне известен ранее, а про второй факт я прочитала уже после спектакля). Так вот, со всей ответственностью заявляю, что в московской редакции «Билли Бадда» все намёки на любовный конфликт убраны (так что никакие духовные скрепы не пострадали :)) ). Говорят, что в британской версии была какая-то откровенная сцена между. К слову, я не гомофоб, а гомофобы, возможно, Бриттена не могут воспринимать иначе. В любом случае, тема любви в этой опере и в этом спектакле — далеко не на первом месте.

Я тоже "со всей ответственностью заявляю" о том, что намёки на любовный конфликт не убраны. Так, например, в московской, как Вы выражаетесь, редакции "Билли Бадда" есть сцена, в которой Клэггарт нюхает шейный платок (или косынку? я не знаю, как точно это называется), отнятый им до этого у Билли Бадда.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Irene

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 613
... Так вот, со всей ответственностью заявляю, что в московской редакции «Билли Бадда» все намёки на любовный конфликт убраны (так что никакие духовные скрепы не пострадали :)) ). Говорят, что в британской версии была какая-то откровенная сцена между. К слову, я не гомофоб, а гомофобы, возможно, Бриттена не могут воспринимать иначе. В любом случае, тема любви в этой опере и в этом спектакле — далеко не на первом месте.

Я тоже "со всей ответственностью заявляю" о том, что намёки на любовный конфликт не убраны. Так, например, в московской, как Вы выражаетесь, редакции "Билли Бадда" есть сцена, в которой Клэггарт нюхает шейный платок (или косынку? я не знаю, как точно это называется), отнятый им до этого у Билли Бадда.
Уважаемый Tantris, хотя тема любви в этом спектакле, действительно, не на первом плане, я тоже увидела в постановке вполне внятный намек на любовный поддтекст. И я бы даже сказала, что сцена, в которой Клэггарт  нюхает шейный платок Билли Бада (только не отнятый, а осторожно, медленно снятый им с шеи Билли) не так показательна в этом плане, как ария Клэггарта, где он впрямую говорит о своей любви - ненависти к Билли, а платок при этом всю арию прижимает к своей груди.

« Последнее редактирование: Апрель 11, 2017, 15:39:22 от Irene »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 858
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Я тоже "со всей ответственностью заявляю" о том, что намёки на любовный конфликт не убраны. Так, например, в московской, как Вы выражаетесь, редакции "Билли Бадда" есть сцена, в которой Клэггарт нюхает шейный платок (или косынку? я не знаю, как точно это называется), отнятый им до этого у Билли Бадда.

Про платок я помню, но я не увидела в этом намёков на плотскую любовь. Клэггарт забрал у Билли Бадда платок в самом начале его пребывания на корабле, ведь корабль военный, шейный платок - не по форме. Этот платок - символ внутренней свободы Билли Бадда, которая раздражала Клэггарта. Билли "слишком выпендривался", никого и ничего не боялся.

В переводе текста арии Клэггарта в Большом театре всяческие намёки именно на плотскую любовь завуалированы. Можно и так трактовать, что Клэггарт завидовал Билли, которого на корабле уважали, тогда как Клэггарта все ненавидели.

А убрана откровенная сцена между Клэггартом и другим персонажем.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Про платок я помню, но я не увидела в этом намёков на плотскую любовь.

Наверное, примерно так же рассуждала и Екатерина Алексеевна Фурцева, когда в Москве с распростёртыми объятиями принимала Бриттена вместе с его любовником Пирсом. ;D

А убрана откровенная сцена между Клэггартом и другим персонажем.

Так это потому, что все урины на Театральной площади спужались, что иначе сбегутся все милоновы с Охотного ряда в обнимку со всеми мизулиными с Большой Дмитровки и учинят шкандаль, который Фурцевой и не снился. ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Но Москва не исключение. В Лондоне этой сцены тоже не было. Её присочинили для Берлина. Оно и понятно: без "не порно, а задорно" немцам и опера не опера.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
(Кстати, оказывается, возможна и вполне классическая постановка этой оперы - например, в Михайловском театре шла венская постановка с костюмами XVIII века).

В МихТе и спектакль, и исполнение оперы были, по-моему, совершенно замечательными.

Тема о спектакле МихТа: http://classicalforum.ru/index.php?topic=7666.0
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 858
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Но Москва не исключение. В Лондоне этой сцены тоже не было. Её присочинили для Берлина. Оно и понятно: без "не порно, а задорно" немцам и опера не опера.

Да уж. Об этом рассказывает Гидон Сакс (исполнитель партии Джона Клэггарта)

https://parniplus.com/lgbt-movement/art/gidon-saks-perevoploshhenie-v-geteroseksualnyh-personazhej-menya-zavorazhivaet/
Che mai sento!

Оффлайн Irene

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 613
Обещанный отчёт о «Билли Бадде» 24 февраля. :)
...Уже после спектакля, получив собственное и вполне твёрдое впечатление, что этот спектакль — о законе и справедливости, я прочитала на параллельном форуме мысль, что в спектакле проводится мысль о неразделённой любви, а так как на корабле одни мужчины, то любовь, соответственно, однополая, и именно любовь была двигателем всего конфликта. Мол, Клэггарт отомстил Бадду за игнорирование. Конечно, не секрет, что Бриттен был геем и что он писал партию Вира для своего возлюбленного (первый факт был мне известен ранее, а про второй факт я прочитала уже после спектакля). Так вот, со всей ответственностью заявляю, что в московской редакции «Билли Бадда» все намёки на любовный конфликт убраны...
Из статьи о Гидоне Саксе
https://parniplus.com/lgbt-movement/art/gidon-saks-perevoploshhenie-v-geteroseksualnyh-personazhej-menya-zavorazhivaet/

"...В эпоху забивания скреп в консервативном московском театре может появиться опера, конфликт которой строится вокруг гомосексуального любовного треугольника....Режиссер московской постановки Дэвид Олден говорит: «Это история о любви, которая должна быть подавлена и уничтожена».

Собственное и вполне твердое впечатление подчас может оказаться ошибочным, увы.
Возможно, иногда не стоит быть излишне безапелляционным, в том числе в резких и критических замечаниях в чей-либо адрес. 


« Последнее редактирование: Май 11, 2017, 01:03:38 от Irene »

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
рассказывает Гидон Сакс (исполнитель партии Джона Клэггарта)

https://parniplus.com/lgbt-movement/art/gidon-saks-perevoploshhenie-v-geteroseksualnyh-personazhej-menya-zavorazhivaet/

Он такой сказочник! ;D Чуть ли не все герои опер у него геи: Каспар, Дон Альфонсо, Линдорф, Коппелиус, Дапертутто, Миракл, далее по списку. ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 435
Он  их такими видит.
В принципе, как одна из теорий мотивации персонажа, вполне))).
Особенно, про Альфонсо.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Гидон Сакс: в России я получил поразительный опыт

Бас-баритон Гидон Сакс исполняет роль Джона Клэггарта в опере Бенджамина Бриттена «Билли Бадд», премьера которой состоялась в Большом театре в ноябре 2016 года. Клэггарт – начальник полиции на военном корабле «Неустрашимый». Его цели саморазрушительны, а средства нещепетильны; он гибнет из-за собственных интриг, но губит и Билли. На сцене Сакс завораживает неспешной пластикой сытой змеи и стремительными бросками змеи голодной – рисунок роли полностью соответствует музыке партии, в которой мрачная тягучесть взрывается вихрями беспросветного отчаяния под утробный гул контрафагота.

http://musicseasons.org/gidon-saks-v-rossii-ya-poluchil-porazitelnyj-opyt/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
«Билли Бадд» покидает Новую сцену Большого

В феврале мы прощаемся с «Билли Баддом». Замечательная опера Бриттена, поставленная Большим совместно с Английской национальной оперой и Немецкой оперой в Берлине, уходит из репертуара. Февральская прокатная серия дает последнюю – и редкую – возможность увидеть ее на сцене. До постановки в Большом она никогда не шла в Москве и вряд ли пойдет в ближайшее время.

https://www.bolshoi.ru/about/press/articles/none/5278/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 858
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
21 февраля 2018 г.
Дирижер    Уильям Лейси
Эдвард Фэйрфакс Вир   Джон Дашак
Билли Бадд            Юрий Самойлов
Джон Клэггарт, каптенармус    Гидон Сакс
Мистер Редбёрн        Джонатан Саммерс
Мистер Флинт, мастер    Даррен Джефри
Лейтенант Рэтклифф        Грэм Бродбент
Рыжая борода       Марат Гали
Дональд, матрос       Александр Миминошвили
Датчанин, старый моряк    Роберт Ллойд
Новичок    Богдан Волков
Друг Новичка   Илья Кутюхин
Крыса, корабельный капрал   Станислав Мостовой
Боцман   Николай Казанский
Первый помощник   Александр Киреев
Второй помощник   Константин Сучков
Грот-марсовый матрос   Вадим Бабичук
Артур Джонс    Александр Уткин
Юнга   Дмитрий Грачев

Екатерина Камень
Вчера в 3:09 ·
https://www.facebook.com/mllelucille/posts/894970767352634

Очень трудно писать о спектакле, которого ждал целый год, - и с которым предстоит расстаться навсегда. Сегодня (вернее, уже вчера) посмотрела первый спектакль последнего блока "Билли Бадда" в БТ. Да, не все еще было идеально, хор в первый сцене звучал так себе, Грэм Бродбент - мистер Рэтклифф - казался ощутимо не в голосе, и мой любимый, божественный и невероятно прекрасный Гидон Сакс, он же каптенармус Клэггарт, тоже звучал еще не так замечательно, как он может звучать. И Юрий Самойлов - Билли Бадд - наоборот, звучал отменно, но играл, как мне показалось, не так тонко, как в прошлом блоке. Но я надеюсь, это издержки первого спектакля, а дальше пойдет лучше. И как невероятно обидно, что "дальше" будут всего три спектакля.

Я поняла сегодня, как безумно люблю эту постановку, ничто мне ее не заменит, ничто не заменит мне этот состав, это звучание оркестра под управлением Уильяма Лэйси. С первых минут, с первых нот у меня прям мурашки прошли по коже, это было, с одной стороны, погружение в уже знакомую постановку, где знаешь, куда смотреть и чего ожидать, а с другой стороны - поразительное ощущение: все то, да не то, новые нюансы, новое взаимодействие между персонажами, и это так прекрасно, что под конец хочется реветь и оттого, что все заканчивается так, как заканчивается, и оттого, что заканчивается спектакль, повторения не будет, невозможно его пересмотреть, еще раз прочувствовать то, что почувствовал сегодня, глядя на всех этих прекрасных людей, слушая, как они поют.

Не могу, я принесла букет (белые лилии, розовых, увы, не нашлось) одному Саксу, но по-хорошему хотелось завалить цветами всех, вплоть до хористов и юнги. Но если уж приходится выбирать, кому дарить цветы, то я однозначно выберу Сакса. Потому что Сакс бог. Потому что Сакс изумителен. Потому что люблю Сакса, и все тут.

И сразу хочу сказать, что при всей моей симпатии к Гийсбертсену - Новичку из прошлого блока - Богдан Волков все-таки круче. У него получается хрупкий, робкий цыпленок, с самого начала хрупкий и робкий, он с боцманом не задирается, не пытается язвить (Гийсбертсен пытался), просто ну вот так неловко отвечает и так неловко себя ведет, что огребает за это по полной программе. И порка его ломает, надо видеть, как он вползает на сцену (после издевательского замечания Клэггарта: "Let him crawl"), видит подходящего к нему Клэггарта и в ужасе сжимается, съеживается, отворачиваясь к стене, а Клэггарт смотрит на него сверху вниз. А как прекрасна была сцена, где Клэггарт велит Новичку подставить Билли! Клэггарт подзывает Новичка ("Come here, come nearer" и т.д.), и Новичок подползает к нему на коленях, а Клэггарт его гладит по голове, по щеке, за подбородок берет, по носу игриво ударяет пальцем. Боже, боже, это вроде бы мелочи, но это сделано так многозначительно, так эротично, так угрожающе и по-своему сладострастно, что обставит в два счета куда более откровенную эротику.

Ну, это Сакс. Он такие мелочи умеет подавать с нужным эротическим зарядом. И тем страшнее гнев Клэггарта, когда Новичок отказывается оговаривать Билли, потому что Билли хороший. Клэггарт взрывается и со всей силы пинает Новичка в спину, и орет на него, и замахивается стеком, и даже когда Новичок, съежившись, умоляет не бить его больше, и ты понимаешь, что Клэггарт не ударит, и сам Клэггарт это понимает, но лицо у него искажается, и он коротко, судорожно взмахивает стеком, сжимает рукоятку, и ясно - ему очень хочется ударить. А Новичок трогательнейший птенец, и боже, как он поет уже после ухода Клэггарта: "It's fate, it's fate, I've no choice, everything is fate", с такой тоской, с такой безнадежностью, совершенно точно понимая, что выхода нет, и бог его не простит.

Клэггарт. Клэггарт сегодня был влюбленный, но очень ожесточенный и с самого начала отчаявшийся. И с косичкой! Вот мне кажется, что в прошлосезонных блоках у него косички не было. А теперь у него косичка, сам он еще похудел и постройнел, и такой красивый, что просто глаз не отвести. Вот честное слово: когда он выходит на сцену, очень сложно отвлечься от него и посмотреть на кого-то другого - хотя черт возьми, все достойны внимания. Но Клэггарт-Сакс бессовестно забивает всех своим присутствием. Невероятный человек. Невероятный каптенармус. Прелесть какая гадость. Да нет, просто прелесть, никакой гадости. Сегодня он делал стойку на Билли не прям с первого своего появления, перед началом допроса он как будто не замечал это лучезарно улыбающееся чудо. Но когда дело дошло до Билли (интересно, кстати, что Артура Джонса тут во время допроса держал практически за горло здоровенный капрал; то ли я забыла об этом, то ли этого все же не было в прошлых блоках), каптенармус к нему повернулся и обомлел, и разжал сжатую все время в кулак руку. И пошло-поехало: во время допроса Клэггарт улыбался, как сговоренный жених, опять как-то очень по-человечески встревожился, когда Билли начал заикаться, и разулыбался снова, когда заикание прошло, и расхваливал Билли нежно-нежно, и очень выразительно обалдел, когда Билли начал прощаться с "Правами человека". И на Крысе срывался от души, но боже мой, как изящно, как артистично он все это проделывал: сначала объяснял Крысе, как испортить Билли жизнь, а потом запугивал и угрожал, что Билли его прибьет, если поймает, и в конце концов орал на него, гнал прочь и проклинал так, что было ясно: он проклинает не Крысу, а весь корабль и всех на корабле, и себя самого.

Сцена с платочком - ааах. Платочек с Билли каптенармус сегодня снимал непристойно, растягивал удовольствие, строил Билли глазки, даже не пел, а прямо мурлыкал. Но Билли, как ему и положено, на мурлыканье не велся, намеки не просекал, стоял себе, грудь колесом, а потом радостно говорил, что во, видали, да он нормальный, этот Тощий франт, да чё вы, ребята. Вот все же в том блоке, как мне казалось, Билли как будто что-то такое чувствовал, но понять не мог, что это такое, и поэтому была у него с каптенармусом очень своеобразная тонкая химия. А в сегодняшнем спектакле Билли искренне ничего не чувствовал и не понимал, наивнейшая Детка. Чем, разумеется, подрезал надежды каптенармуса на корню. После сцены с платочком каптенармус окончательно понял, что с этим Билли нельзя рассчитывать ни на взаимность, ни на взаимопонимание. И стал интенсивно страдать. Мне все же очень нравится, как он появляется в сцене драки Билли с Крысой: в распахнутом плаще, будто наспех накинутом. И сегодня он не стал бить юнгу, который нечаянно с ним столкнулся, а просто толкнул его на тюфяк и заорал: "Look where you go!", а потом повторил: "Look where you go!", - обернувшись и глядя на Билли. И еще сегодня он очень ощутимо, физически ощутимо хотел Билли, и буквально пожирал его взглядом, пока Билли надевал футболку и устраивался на ночлег, и потом кружил рядом с ним, спящим, замирал, разглядывал его, раскинувшегося на тюфяке, такого близкого, такого доступного, такого недостижимого. "O beauty, o handsomeness, goodness" Сакс сегодня спел не так пронзительно, как он может, но все же очень хорошо. И жестче, вернее сказать - ожесточеннее, чем в предыдущем блоке (пожалуй, чувствовалось в интонациях легкое сходство с Клэггартом из пражской постановки). А красный платок Билли, которым он манипулировал, в какой-то момент превратился в удавку, и Клэггарт сам себе накинул эту удавку на горло. И стало ясно, что эта любовь для него - петля и смерть, что он будто чувствует, что не только Билли погубит, но и себя самого убьет. Но продолжает идти по этому пути, потому что все одно - жить ему нельзя.

А еще когда он уже уходил со сцены, дожав, доломав Новичка, то замедлил шаг возле спящего Билли, остановился, вглядываясь в него, и заплакал. Вот действительно, у него лицо сморщилось, исказилось от слез, это было очень выразительно и горестно. И сразу вспомнилось, что говорил об этом сам Сакс: "В «Билли Бадде» есть сцена, где Клэггарт принуждает одного из матросов скомпрометировать Билли. После нее я иногда ухожу со сцены в слезах. Я прохожу мимо Билли, лежащего на полу, и твердо осознаю, что только что обязал себя уничтожить то, что мне дороже всего на свете".

И во втором акте он хоть и решился погубить Билли, но продолжал очень выразительно страдать. В самом начале второго акта, едва появившись на сцене, он замечал Билли в толпе матросов ("так глаза любящих видят то, что видеть велит им мудрое сердце") и опять менялся в лице, не плакал, но ощутимо слабел, и едва мог взять себя в руки, чтобы обратиться к капитану. Во второй раз разговор уже пошел легче, там ведь не было Билли. Но ох, как опять он вздрагивал, когда капитан говорил, что устроит им с Билли очную ставку. Теперь он по-настоящему ощущал, что назад пути нет, что он действительно погубит себя или Билли. И входил в каюту, помедлив на пороге, смотрел на Билли жадно и тоскливо, но когда Билли недоуменно и тревожно оглядывался на него (после слов капитана "You stand before your Commander as accuser and accused") - то Клэггарт отводил глаза. Это было и в прежних спектаклях, но каждый раз это производит сильнейшее впечатление. И еще то, как Клэггарт, выговорив до конца обвинения, нервно сжимал и разжимал пальцы, снова и снова ощущая, что ведет к смерти того, кого любит.

Ну что я за человек, хотела написать отзыв обо всех, а сама все про Клэггарта да про Клэггарта. О Юрии Самойлове я уже сказала - мне показалось, что в этом спектакле он играл несколько грубовато, хотелось бы более тонких оттенков. И еще мне показалось, что он пополнел и поширел, его это не портит, он по-прежнему строен и красив, но прошлогодняя юношеская легкость как будто ушла. Жаль. Но он был сегодня очень в голосе, пел прекрасно. И очень круто спел балладу перед казнью. Правда, самый-самый финал этой сцены, уже после разговора с Датчанином, по-моему, он немножко пережал, у него получился не Билли Бадд, а прям революционер перед казнью, народоволец, Андрей Желябов. Но может, мне и почудилось, меньше надо романов про народовольцев читать. Но когда, уже допев, он съежился и уснул, я чуть не заплакала. Это было пронзительно.

И тут еще и Роберт Ллойд, конечно, гениально сыграл: его Датчанин горевал сдержанно, выразительно и совершенно душераздирающе. Впрочем, что говорить, там вся сцена так поставлена, что дрожь бьет: как сначала появляются Рыжая Борода, Дональд и Новичок, как потом выходят в затылок друг другу две шеренги матросов, как по лестницам взбираются на второй ярус Рэтклифф, Редбёрн и Флинт, а Билли, наоборот, спускается со второго яруса вниз, как Датчанин выносит петлю, как капитан Вир, оборванный старик, замирает и шепотом повторяет приговор, который громко зачитывает мистер Редбёрн. И двойное "Starry Vere, God bless you!" ударяет по нервам так, что впору заорать.

Джон Дашак - капитан Вир - тоже был сегодня головокружительно прекрасен. Я сегодня несколько раз была на грани слез, но действительно заревела только однажды - в финале, когда измученный, опустошенный, то ли прощенный, то ли непрощенный капитан Вир опускался на колени, держась за решетку, и допевал: "...long ago now, years ago, centuries ago, when I, Edward Fairfax Vere, commanded the Indomitable". Вот тут меня окончательно прошибло. Но он вправду был сегодня удивительно хорош.

И еще прекрасны были Джонатан Саммерс - мистер Редбёрн и Даррен Джеффри - мистер Флинт. От меня раньше ускользали их прелестные переглядки в сцене в капитанской каюте в первом акте (в частности, когда Вир прекраснодушничает: "Where there is happiness there cannot be harm", развалившись на стуле, а мистер Редбёрн и мистер Флинт стоят у него за спиной и переглядываются, совсем как их коллеги из постановки ENO: "видал малахольного? слышишь, что он несет?"). И мистер Редбёрн там сам был прелесть: лукавый такой старичок. Как будто здесь он мог позволить себе показаться с непарадной стороны. И он потрясающе спел о Норе, плавучей республике. Я не раз говорила: я очень люблю эту короткую арию не арию, не знаю, как это назвать, отданную Редбёрну (и немножко Флинту). И Саммерс-Редбёрн начал петь, сидя на стуле, надтреснутым голосом, будто заново переживал позор и горе Нора, но когда дошел до повторенной дважды строки "O God preserve us from the Nore!" - то вскочил, стукнул своей палкой об пол, и голос у него окреп, расширился, помолодел. Это было удивительно.

Кого еще забыла упомянуть? Александр Миминошвили отжигал Дональдом. До чего же заводной, яркий, вспыльчивый, страшно обаятельный Дональд у него получается. Да еще и эти "татуировки" с морской тематикой добавляют ему сочности. Шанти он сегодня спел не идеально, но где не добирал голосом - добирал обаянием. Он чудный.

Марат Гали тоже был прекрасным Рыжий бородой, очень лихо рвавшимся на абордаж. Илья Кутюхин трогательно спел Друга Новичка (и очень выразительно пятился от Клэггарта, буквально вжимался в кулису). Ну и хор - да, пусть поначалу он звучал как будто слабовато и неуверенно, но потом все вошло в норму, а уж к игре вообще претензий нет, играли прекрасно. И я верю, что в следующем спектакле все будут выглядеть и звучать еще лучше. Всего три спектакля осталось, боже мой, как мало.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 858
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Большой театр России. Опера. Б. Бриттен. "Билли Бадд".

http://splendorvitae.ru/blog/teatr/bolshoi-teatr-rossii-opera-b-britten-billi-badd#
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 858
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Tnargime Rǝnni добавил 4 новых фото — здесь: Большой театр России / Bolshoi Theatre of Russia
11 ч · Москва ·
https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/397356900713219

По какой-то неведомой причине Большой театр, представляя впервые в Москве оперу "Билли Бадд" Бенджамина Бриттена, решил ее "продавать" как оперу, где нет женских персонажей. Где все три главных героя, десяток второстепенных и даже массивный хор – все как один мужчины.

Почему-то Большой театр, уделив внимание гендерному содержанию, не захотел не то, что рассказать, но даже и сам понять о чем же эта опера.

"It's wearisome!
But it's war, we must be content."

- доносится со сцены.

"Как надоело!
Но война есть война, мы должны довольствоваться и этим."

- появляется на экранах субтитров в Большом театре.

Хотя "be content" в Британии, откуда родом и композитор и драматург-автор либретто, означает совсем не "довольствоваться", а буквально "голосовать за". Это не самое часто употребляющееся в британском английском прилагательное в первую очередь отсылает к Палате Лордов, где часто приходится, голосуя, "be content", то есть соглашаться, поддерживать, быть лояльным.

"Wearisome!" же дословно переводится как "изнурительно".

То есть персонажи поют совсем не о том как им надоело довольствоваться тем, что на службу попадаются одни необученные гражданские белые воротнички, торговцы, да "мальчики с дефектами". В этот момент они дают слабину и признаются сами себе, что никакая война не приносит в конечном счете ничего, кроме адского изнурения. Достаточно один раз услышать мотив, на который поются эти строки, и тут же станет понятно, что это никакая не "усталость". Это титаническое желание все бросить, перестать тратить на это свою жизнь. Но страх заставляет собирать остатки сил. Стоит лишь сделать шаг с этой неконтролируемой машины, как она тут же тебя переедет. Во время войны приходится соглашаться. И вот тут я придираться к субтитрам Большого не буду.
Это действительно "надоело".

"Goodbye to the old life.
Don't want it no more.
Farewell, old Rights o' Man"


"Прощай, прежняя жизнь.
Ты мне больше не нужна.
Прощайте, старые добрые права человека"


- кричит попавший на военный корабль молодой и блаженный парень Билли Бадд, охваченный желанием скорее реализовать свою витальность.

Этот крик безвинен, наивен и полон восторга. Но разница между goodbye и farewell угнетающая. Если прежняя жизнь, от которой так решительно и добровольно отказывается герой, еще может когда-то вернуться, с правами человека он прощается чинно, благородно и навсегда.

"Права человека" – всего лишь название торгового судна, с которого Бадда забирают на военный корабль. Именно скучному судну наивный парень кричит свое леденящее "Прощай". Но "изнуренные" войной служивые всполошены. Собственно как всполошены и все в зале.

Кто бы мог подумать, что столь остроумно прописанная Бриттеном реплика будет звучать в отдельно взятой стране через почти сто лет даже более зловеще, чем в его опере.

Эта строчка еще лет 15 назад восхищала изяществом. Даже 6 лет назад, на премьере в Михайловском, она ввергала в интеллектуальный катарсис. Сейчас же она с размаха бьет тебя по костяшкам пальцев крышкой от рояля. Именно своей восторженной, упоенной интонацией, с которой молодой парень добровольно "прощается".

Бриттен был сторонником "непротивления". Если писать, читать, говорить о войне, рано или поздно она случится. Поэтому в его опере, где все действие происходит на военном корабле, сама война не происходит. Война где-то там, в тумане, куда пытаются из всех пушек безуспешно палить герои. Но она никогда не появляется.

Бриттен рассказывает библейскую притчу. Корабль в океане как модель отдельной страны на глобусе, как отдельная планета во вселенной. В этих декорациях он подробно разбирает поведение человека. Кто и при каких обстоятельствах может ДОБРОВОЛЬНО отказаться от собственных прав? Как можно уничтожать абсолютное добро в угоду злу, отчетливо понимая ЧТО именно ты делаешь? Как осознанно распять Христа? И как после такого оставаться человеком?

Большой театр ставит показы этой оперы под 23-е февраля. Мол "день защитника отечества", "мужской праздник", а тут тебе и на сцене одни мужики, и про войну вон что-то поют.

Но Большой театр нигде не сообщает, что "Билли Бадд" – это опера совести. Все события происходят как воспоминание состарившегося капитана. Воспоминание, где он был вынужден уничтожить абсолютное добро, щепетильно исполняя "закон войны". В этом воспоминании многое приукрашено. Но он проживает его вновь и вновь, потому что оно искалечило его жизнь, искалечило конкретный корабль в океане. И как следствие, страну на глобусе и планету во вселенной.

Именно поэтому на эту оперу хочется снова и снова. Это как слушать одну и ту же историю человека, у которого за спиной опыт целой жизни. А ты слушаешь каждый раз одно и то же, улавливая искажение нюансов. Именно через них ты приближаешься к полной картине. Даже если она ужасная. Особенно, если ужасная.

И по иронии судьбы Большому театру досталась лучшая постановка этой оперы с одним из самых лучших составов. Нигде в мире "Билли Бадда" лучше сейчас нет. Да собственно и не было.

С одной стороны спектакль предельно конвенционально классичен. Все происходит согласно букве либретто, лишь в осовремененных, очень изящных и эстетичных декорациях. И те, кто сталкиваются с этой оперой впервые (а таких большинство, в Москве все же она идет впервые), получают неискаженное первое впечатление.

Но есть в постановке один нюанс, крохотная режиссерская вольность: в финале своих воспоминаний, в самый жуткий их момент, престарелый капитан появляется на сцене. Он выходит за несколько минут раньше положенного. Чтобы стать свидетелем самой жуткой минуты всей своей жизни и вновь и вновь ее проживать. Минуту, когда лично он, своими руками, сделал в мире на одно абсолютное добро меньше.

Если бы я когда-то мог согласиться что-то где-то выбирать и оказался бы сейчас в ситуации экспертов "Золотой Маски", которым предстоит голосовать между "Билли Баддом" и "Cantos", я бы не глядя отдал все премии "Билли Бадду". Абсолютно все. А под "Cantos" бы требовал какую-нибудь беспрецедентную премию вроде "Гран-При" или "Событие года". Потому, что "Билли Бадд" – лучшая опера. А "Cantos" – больше, чем спектакль.

Но, к счастью, мне выбирать ничего не нужно. Хотя я уверен, что за этот спектакль Большой театр получит не одну премию. И гордо получит. С достоинством. Не упоминая, что этот спектакль – заслуга предыдущего правления театра, той ушедшей креативной команды. А нынешнее правление лишь решило один показ отменить, показать ее три раза вместо четырех. Потому, что "опера, где нет ни одной женщины" плохо продается. А 23-е февраля лишь раз в году.

Мы уже видели такой сценарий с "Роделиндой" в прошлом году – ровно также отменив один показ, гордо принимались премии без публичного упоминания, что спектакль – заслуга предыдущей команды. Поэтому на большее надеяться не приходится. Попрощались с правами человека и достаточно.

Я признаться изо всех сил старался в этот блок попасть НЕ (!) 23-го февраля. Мне кажется такой выбор даты – верх пошлости и почти оскорбление великой оперы. Но раньше не получалось, а 25-го и 27-го не буду в Москве. Выбор был или 23-го или вообще больше никогда. И я решил, что "Это война. И мы должны быть согласными". Если уж прощаться с правами человека, то прямо из сердца ада.

Простите, я не могу монтировать видео, не могу писать тут обширных разборов этого спектакля. Потому что люблю его каждую секунду, люблю каждую ноту, каждую интонацию солистов и каждое сценическое решение. И даже если себя заставлю – буду по мелочам разбирать каждый элемент на несколько сотен страниц . А этого уже не нужно никому.

Но вы, пожалуйста, сходите. Последние два показа пройдут 25-го и 27-го февраля.
Билетов на сайте уже нет, но вы найдите.
Если других вариантов не будет и решите обратиться к паразитирующим спекулянтам, то имейте в виду:
номинал от 100₽ до 2000₽.
Дороже мест нет в принципе.
Не кормите их особенно.

p.s.
Настойчиво обновляйте сайт Большого.
В любую минуту туда выбрасываются билеты.

p.p.s.
И чтобы кто-то не подумал, что я тут придираюсь к Большому театру:
Они в премьерном блоке на билетах писали название оперы как "БИЛЛИ БАД".
Писали долго и упорно, даже когда им указали на ошибку. Ну не исправлять же в системе? И так же понятно!

И это все, что нужно знать об отношении театра к действительно хорошим спектаклям, которые им достались в наследство от талантливых людей.
Che mai sento!