Автор Тема: Джей Риз, опера "Распутин". Премьера в театре "Геликон-опера"  (Прочитано 9053 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Капитан Немо

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 357
Поставить какую-нибудь оперу современного западного репертуара российские театры грозились уже давно. То проскальзывал слух, будто первый хитмейкер мира сэр Эндрю Ллойд Уэббер пишет что-то для одного из столичных театров. То кто-то из высокопоставленных чинов Большого как бы вскользь обмолвливался, что знаменитый Филип Гласс ведет переговоры с театром о создании новой оперы специально для него. Ходили разговоры и о контактах с Джоном Адамсом, автором блистательного «Никсона в Китае», и с Андре Превеном, создателем очень мелодичного опуса по «Трамваю “Желание”» Теннеси Уильямса… Однако всех, как впрочем нередко бывало и раньше, опередила неугомонная «Геликон-опера», предложив столичному зрителю американскую оперу на русскую тему...
http://www.belcanto.ru/081006.html

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Распутин". Премьера в театре "Геликон-опера"
« Ответ #1 : Октябрь 11, 2008, 19:12:33 »
В "Геликоне" эта опера прошла 1-2-3-4-5 октября и сразу ........... ИСЧЕЗЛА !
На афишах "Геликона" до конца этого года её ВООБЩЕ НЕТУ !!
Только-только я в кои-то веки собрался туда сходить, а как раз та вещь, которую я после вашего сообщения захотел посетить, моментально исчезла :)
Безобразие.
Быть может, они её куда-нибудь повезли или повезут показывать ? Или у них по договору было 5 спектаклей ? Я в недоумении.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: "Распутин". Премьера в театре "Геликон-опера"
« Ответ #2 : Октябрь 12, 2008, 23:56:24 »
В Геликоне, как я поняла, изучая их афиши, оперы  идут сериями по несколько спектаклей, а между сериями бывают перерывы 3-7 дней, когда спектакля нет.
Я всё хочу «поймать» некоторые из постановок этого театра (в частности, я бы «Лулу» посмотрела, «Диалоги Кармелиток», «Средство Макропулоса»  и их вариант «Леди Макбет») – но всё время так приезжаю, что попадаю или в перерыв между сериями, или когда там идут те постановки, которые именно в Геликоне мне неинтересны.

«Распутин», если верить сайту театра, заявлен теперь в конце января:

http://helikon.ru/tree/?lang=rus&id=7
Распутин Дж. Риз
28.01.2009
29.01.2009
30.01.2009
31.01.2009
01.02.2009   
Вот, кстати, ещё один отзыв о спектакле:
http://llliu.livejournal.com/101842.html#cutid1

Оффлайн Красотка

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 47
Re: "Распутин". Премьера в театре "Геликон-опера"
« Ответ #3 : Октябрь 13, 2008, 19:40:42 »
Постановка  очень  хорошая,а  музыка  ужасная!!!!!! ;)

Оффлайн Чернокнижник

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 3
Re: "Распутин". Премьера в театре "Геликон-опера"
« Ответ #4 : Октябрь 13, 2008, 23:04:37 »
Постановка  очень  хорошая,а  музыка  ужасная!!!!!! ;)
Ну не такая уж и ужасная.Там где заимствованная у Чайковского-Прокофьева-Мусорского и т.д.,-очень даже ничего ;D А вот оркестровочка подкачала...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Распутин". Премьера в театре "Геликон-опера"
« Ответ #5 : Январь 29, 2009, 22:05:35 »
Постановка  очень  хорошая,а  музыка  ужасная!!!!!! ;)

:)) Вот и я сподобился там побывать.
Впечатление противоречивые :))
Весьма.
Над некоторыми моментами я много смеялся, а вот некоторые меня удивили точностью попадания. В частности, даже несмотря на общую какую-то и идейную наивность, общая атмосфера катастрофизма передана неплохо.
Но вы правы насчёт постановки: пожалуй, без постановки эту музыку слушать незачем - она явно рассчитана на "помощь" театрально-драматических приёмов, хотя многие муз.моменты не лишены интереса, а автор не лишён таланта. Кстати, вроде он даже выходил кланяться - я не стал уточнять, он ли это был :)) Такой седоватый - на вид ему за 70.
В целом я посмотрел и послушал с интересом, а более подробные комментарии дам чуть позже, когда немножко обдумаю свои впечатления :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Распутин". Премьера в театре "Геликон-опера"
« Ответ #6 : Январь 30, 2009, 20:46:01 »
Когда сталкиваешься с произведением, просвящённым глобальным общественно-политическим проблемам, тесно переплетённым к тому же с личными проблемами действующих лиц, трудно высказаться о нём сразу :). Требуется некоторая работа по переосмыслению и поиску аналогий.
Поэтому я хочу разбить свои мнения и впечатления на несколько частей:
1) содержание оперы и её сценарная канва, степень историчности материала
2) музыка
3) постановка

Но начать хочу с вопроса "стоит ли идти на эту оперу ?" – и ответить на него утвердительно: да !

По поводу содержания многое уже было высказано другими зрителями на страницах прессы и в интернете, я могу только добавить, что с реальностью в плане "историзма" оно соприкасалось слабо: много натяжек, домыслов, в т.ч. не слишком "художественных", много НАИВНОГО, что, полагаю, идёт от примитивного и зарубежного, и отечественного представления о дореволюционной России вообще, и о Распутине в частности.
Начну с того, что определюсь с собственным отношением к этой фигуре нашей истории – на мой взгляд, Распутин, конечно, отъявленная мразь. Якшание с ним очень хорошо характеризует состояние тогдашней российской власти. Я это говорю не с той целью, чтобы какую-то другую власть похвалить – о нет ! :) Я говорю это на основании громадного количества общедоступных материалов.
К моему удивлению, сегодня в кое-какой прессе совершаются попытки возвращения к концепции "божьего человека", попытки "обелить" Распутина, представить его чем-то вроде "блага" для царского двора, следовательно, для империи, на том основании, что он, дескать, "охранял здоровье наследника престола".
Собственно, эта мысль и в опере проведена тоже: в самом конце, когда Распутина убивают, на сцену выскакивает …… Ленин ! :)) Т.е. появление Ленина напрямую связывается с тем, что, дескать, убийство Распутина "подкосило" царскую власть и расчистило дорогу большевизму. Как будто почву для большевизма не царская власть подготовила своей бездарной политикой, приведшей к войне и революции, и бездарными экономическими мерами.  Это поразительно, но до такого маразма дошли некоторые наши псевдоисторики: они даже такого негодяя и развратника, как Распутин, готовы объявить "святым" на том основании, что он, дескать, "хранил империю" в лице её будущего императора.
Короче, эта мысль мелькает и по сюжету оперы.
С другой стороны, показана развратная, похотливая сторона жизни Распутина, его забавы с девками и т.п. Он же представлен как некий "медиум", обладающий способностями провидения и экстрасенсорики.
С другой стороны, в этом оперном сценарии (как, впрочем, и в постановке) ощущалось явное знакомство автора с гениальным фильмом Э.Климова "Агония", где Распутина непревзойдённо сыграл Петренко – и что-то общее было и в содержании выбранных для реализации кусочков, что-то общее было и в последовательности изложения.
Но тут против сильно урезанного сюжета оперы у меня воспротивилось моё ощущение формы: переход к эпизоду смерти Распутина, как и все подковёрные перипетии, приведшие к ней, в опере почти не были показаны. Был очевидно, что автор перескочил сразу к эффектному моменту, чтобы посмаковать его. Кстати, тут тоже была отчётливая связь с фильмом Климова.
Но если Климов развернул перед зрителем довольно подробно выписанное художественное полотно, полное деталей и шикарной актёрской игры, то в опере ничего такого не было. Если фильм Климова может быть сопоставлен в своём значении с операми Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова и уподоблен им в плане глубины проникновения в суть дела и в детали исторического материала, то в опере ничего подобного не наблюдается – в плане идейности и историзма всё мелко и поверхностно.
А что касается формы и "перескока" сразу к финальной сцене, то по этому поводу я готов высказать предположение, что опера ……. не дописана и ещё будет дополняться ! Не для того ли и сам автор присутствовал на спектаклях "Геликона" ?
ИМХО.

Теперь о музыке.
Сразу скажу, что музыка талантлива, но не гениальна: как такового "пения" в ней, конечно, не было :). Вообще, в этом плане данное произведение разделяет судьбу всех опер рубежа веков: композиторы не могут выдавить из себя приличную мелодию. То же самое можно сказать и о недавно показанной опере Смелкова, и об опере Десятникова, и об операх Гласса и Адамса и о многих других операх. Пожалуй, больше общего было в "Распутине" с мюзиклом, тем более, что там присутствовала "сцена с переодеванием" Феликса, что просто как бы переносит действие из России чуть ли не на Бродвей :)) Над этим в зале откровенно смеялись.
Но владение оркестром вполне приличное, профессиональное: хотя оркестровые средства, прямо скажем, в сравнении с классическими операми экзотические, но для современного оркестра уже более чем "традиционные" :)) Ещё раз хочу отметить, как сильно изменились "традиции" – до полного выверта наизнанку :))
Но с другой стороны, надо бы увидеть эту музыку в контексте всего действия оперы: музыка отлично передавала перманентную прострацию, в которой находятся все поголовно действующие лица и происходят все трагикомедии сюжета. Также в ней были использованы переиначенные легкоузнаваемые мотивы – из Чайковского, царский гимн, что-то вроде фокстрота и т.п. Это создавало ощущение какого-то пропылённого "ретро" :)) Я бы сказал, что помимо того, что эта опера напоминала мюзикл, она ещё больше напоминала фарс – и сценарно, и музыкально.
Впрочем, возможно, такова была цель автора ? Я не вижу причин возражать против фарсовости и издёвки в таком сюжете – полагаю, что это вполне оправданно. Однако по той же причине характеры героев не получили отчётливой индивидуальной музыкальной окраски, и надо признать, что в этом плане опера нуждается в "помощи" со стороны актёров-певцов, которые добавляют своим героям индивидуальности другими средствами, театрально-драматическими.

Касаемо постановки.
На сцене, в её центре, располагалась наклонённая вращающаяся плоскость, на которой в первом отделении спектакля были размещены громадные пасхальные яйца, из которых "вылуплялись" некоторые персонажи оперы: в частности, грешники, и т.п.. В таком же яйце покоился младенец-преемник, из такого же яйца в конце оперы выскочил Ленин и начал толкать речь и т.д.
Под этой плоскостью, с той стороны наклона, где она  поднята выше, было расположено что-то вроде "подвала", где в первой части оперы блудили друг с другом околораспутинские "грешники", а в конце оперы был расположен нижний ярус дома Феликса, где и кокнули Распутина.
По бокам сцены расположены большие широкий ступеньки и некоторое закулисное пространство, из которого на сцену выглядывали персонажи оперы.
А в глубине сцены, позади всего и выше всего было что-то вроде "трибуны", на которую взгромождался то царь, то Распутин, то Ленин и т.д.
Короче, для манёвра места было мало, но надо отдать должное, что режиссёр сумел дельно распорядиться малым пространством и толкотни на сцене не было, всё было рационально организовано.
Костюмы действующих лиц были вполне приличными – никаких "переодеваний в милицейскую форму" и "автоматов Калашникова" не было, всё было в духе той эпохи, хотя и условно, а не исторично: платья, костюмы, мундиры и т.п.. Декорации все были условны – всё те же пасхальные яйца, подвал, да всякие подставки и бытовые вещи: кофейник , тортик, бутылки с вином и т.п. В этой постановке была громадная доля условности, но ничего нарочито шокирующего или не имеющего отношения к делу я не углядел. Я думаю, представление "грешников", да и то, не натурально голых, а одетых в "голые костюмы" с приделанными громадными мужскими органами, вряд ли может шокировать современного зрителя, который по телеку ещё и не такое может увидеть даже в "детское" время :)). Также и совокупления грешников изображались довольно условно, так что "эстетически" было приемлемо и не шокировало – ну примерно как в фильме Климова – зато создавало настроение.
Постановка в сочетании с музыкой передаёт настроение загнивания, упадочничества и катастрофизма – на мой взгляд, всё это "разложенчество" очень хорошо укладывается в понимание той эпохи.

В общем, спектакль, конечно, современный, но вполне понятный и доступный – даже, наверное, прямолинейный во многом. Там были некоторые намёки на что-то такое "философское", но дальше срывания Распутиным с себя грима в конце 1-го действия дело в плане "иносказаний" не продвинулось :). И что сие могло бы символизировать, я не понял :)) Возможно надо внимательнее вслушаться в пропеваемые при этом слова Распутина.

На самом деле эта опера не представляет собой нечто особо цельное в сюжетном плане, а напоминает набор иллюстраций:
 
1-е отделение:
 
1) грешники, Распутин и поп. Поп проклинает грешников, которые на него наваливаются со всех сторон

2) во дворце - царица, царь, приближённые, далее приезжает Распутин с приветствием для народа, народ беснуется и пр.

3) царь и царица - у колыбели наследника. Царь возится с проявкой фотографий. Выступает кровь на теле наследника и не останавливается. Доктор говорит: "гемофилия - болезнь королей". Распутин "заговаривает кровь". Царица в истерике ("я же знала, знала"). "С нами Бог, мама !"

4) "бродвейское шоу" :)) Феликс, переодетый в женщину, изображает "красотку кабаре" в окружении своих дружков. Голубой шабаш. "Феликс, видал бы тебя сейчас твой дядя-царь !". Царский доктор, поставивший диагноз гемофилии наследнику, рассказывает о своём диагнозе и о Распутине, якобы заговорившем кровь, а потом заявляет, что "он погиб", и умирает от яда. Феликс намекает на некие секреты наслаждения, раскрытые ему доктором, и клянётся отомстить Распутину за доктора, далее впадает в истерику, танцует что-то вроде канкана и убегает.
 
2-е отделение:
 
5) Распутин с девками занимается групповушкой. "Хочу тебя", "Возьми меня", "Не волнуйтесь, мои курочки, отца Григория хватит на всех" и т.п. Приходит Феликс со своими сопровождающими - Распутин открывает дверь. Феликс видит свою жену, Ирину и приказывает ей идти домой. Распутина избивают. Феликс говорит, что Распутина избивают за его друга доктора. Далее Распутин уверяет Феликса, что вместе им дано "спасти Россию", после чего гипнотизирует Феликса песней.
 
6) Царица с Распутиным на пикничке: она кормит, поит Распутина "кофием" и слушает его советы и указания.
 
7) царские приближённые толкуют об устранении Распутина. Входит царь (под "Боже царя храни"). Феликс показывает царю газеты о распутинщине. Царица недовольна. Царь требует от министров план действий - "где план ? как же быть ?" и в истерике забивается в угол. "Прочь ! Все долой !". Феликс рассказывает о гипнозе Распутина. Предлагает убить Распутина. Вошедший Распутин опять призывает Феликса объединиться для "спасения России". Царица поёт свою лирическую арию.
 
8) Распутин в подвале у Феликса. На верхних этажах царские приближённые обсуждают грядущее убийство Распутина и разыгрывают имитацию вечеринки, чтобы ввести Распутина в заблуждение. Феликс Распутину говорит, что сейчас к нему якобы придёт феликсова жена Ирина и просит выпить (отравленного) вина и съесть (отравленное) пирожное, просит подождать жену и т.п. Но Распутин почему-то не умирает от яда и продолжает болтать с Феликсом и требовать его жену. Потеряв терпение, Феликс в него стреляет, но не убивает. Думая, что убил, Феликс склоняется над Гришкой и Распутин неожиданно душит Феликса и далее прибегают друзья и Распутина расстреливают из пистолета.
 
9) Является Ленин в окружении молодых коммунистов и коммунисток - в этой постановке они одеты в красные платки и в будённовки, все держат воздушные шарики, на которых нарисован серп и молот и которые с шумом лопаются.

Да, забыл вот ещё какой аспект упомянуть - о взаимоотношениях музыки и режиссуры.
Когда смотрел спектакль, часто вспоминал наши дискуссии по поводу того, "какой правды мы хотим в опере" :)
Вспоминал и свои собственные слова по поводу того, что современную постановку логично было бы соединить с современной музыкой, а не навязывать классической опере новейшие, в т.ч. и "осовременивающие", постановочные решения и сценические технологии и т.п.
В связи с этим немного даже странным мне показался тот факт, что ЭТА постановка, т.е. по всем канонам вполне "современная", показалась при такой музыке чуть ли не "классической" :)) Я даже сам удивился отчётливости и силе подобного впечатления. Т.е. я вообще не имею ничего против увиденной постановки - подчёркиваю, я имею в виду не ИДЕЮ оперы и не СУТЬ сценария, а способ и технологию его сценического воплощения: тут всё было на высоте (претензии к построению сценария и к его идеологии я излагал выше).
Да, если бы подобный приём был применён, допустим, в "Аиде" или в "Пиковой даме", то я, наверное, возмущался бы, но в таком спектакле и на такую музыку всё это было очень даже уместно .
Кстати, Кантилена ! А что по этому поводу сказала в ЖЖ Лика ? Я почему-то не проверил, а ведь она наверняка посетила сие "распутинское действо" - давайте поищем её отклик по ссылочке ?

Не то чтобы я остался "доволен" спектаклем – тут это слово не подходит, но по крайней мере я уверен, что сходил на спекталь не зря, а всем, кто читал или слышал о нём, но сомневается, надо ли смотреть, советую посетить его.

P.S. Доп.материалы как всегда :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: "Распутин". Премьера в театре "Геликон-опера"
« Ответ #7 : Январь 30, 2009, 22:27:00 »
пожалуй, без постановки эту музыку слушать незачем - она явно рассчитана на "помощь" театрально-драматических приёмов
Такое ощущение, что это какая-то тенденция, если говорить о современной опере. У меня эта мысль уже много раз возникала, и я высказывала её, когда думала над оперой Шнитке в потоке об авангарде, но не получилось развить. Современная опера очень "рвется" к более тесному синтезу с театром.

Лика высказалась здесь:
http://llliu.livejournal.com/101842.html#cutid1

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Распутин". Премьера в театре "Геликон-опера"
« Ответ #8 : Январь 30, 2009, 22:36:34 »
Лика высказалась здесь:
http://llliu.livejournal.com/101842.html#cutid1

Ой, как мило !!
И какие шикарные фотки !
А давайте этот отклик к нам скопируем вместе с фотами ?
Ведь Лика, вроде, разрешила нам использовать её труды ? Иллюстрации великолепны и очень похожи на то, что я видел вчера :)
Не возьмёте на себя этот небольшой труд ? А то мне уже пора отчаливать :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: "Распутин". Премьера в театре "Геликон-опера"
« Ответ #9 : Январь 31, 2009, 18:36:46 »
Ой, как мило !!
И какие шикарные фотки !
А давайте этот отклик к нам скопируем вместе с фотами ?
Ведь Лика, вроде, разрешила нам использовать её труды ? Иллюстрации великолепны и очень похожи на то, что я видел вчера :)
Не возьмёте на себя этот небольшой труд ? А то мне уже пора отчаливать :)
:))) Да, Лика не была против.
Отклик скопировала, а фотки не получаются, а жаль, они там иллюстрируют высказывания.
 Или я чё-то не так делаю?



Первая оперная премьера московского сезона состоялась.

Экзотическое название. Для оперы: в историю шоубиза РаспутИн уже вошел вместе с синонимом «рашен лав машин». Для Геликона – «Распутин» не случаен. Некое продолжение традиции: уже третья опера в Геликоне на предмет русской истории, сочиненная иностранцем.
Первым был «Петр Первый», опера старинная – покрытого пылью столетий и почти не исполняемого французского композитора Гретри.
Второй – «Сибирь» итальянского композитора Джордано, эститка 19ого века, опера в расцвете – арии, ансамбли, хоры.
Обе оперы были с сюжетами из серии «разлюли-малина» или «увесистная клюква» (что больше нравицца), но музыкально, как минимум, довольно любопытны и слушабельны. Ситуация в «Распутиным» - принципиально иная. Это можно и не смотреть (поскольку сюжет для местной публики хорошо известен, если, прямо не сказать, затерт), но слушать точно невозможно.
Я-то ожидала от американца чего-то более мьюзикального, конечно, не формата Бони-М, но все-таки более удобоваримого, бродвейского. А по факту европейский авангард – атональность как основной прием, полный сурьез (настоящая, взрослая опера) с небольшими постмодернисткими включениями: в начале оперы на ехидный парафраз вальса из Лебединого кривляются две балерины – в черном и белом (Одет и Одиль?), а потом князь Феликс Юсупов (он же Эльстен-Сумароков), по воле автора персонаж не конца раскрытой сексуальной ориентации, исполняет кабаретный номер в женском одеянии. Музыка из кабаре кажется знакомой, заимствованной.



Всё остальное – за гранью, как сказал мой сосед, или в исконных традициях ХХ века – речитативы, иногда даже просто «слова, слова, слова…» совсем без музыки, шумы и атональности. Слушать (если) можно с трудом. Можно не слушать. Даже лучше не слушать. Головной боли меньше.
Дирижер попался забавный. Поньки на нас не хватило (я смотрела последний спектакль премьерного блока) – достался Чудовский – вот это действительно чудо – как он собирал оркестр, не могу судить, кто виноват больше в головной боли – композитор или музыканты, но до последнего мизинца копировал монументальную пластику Курентзиса. При светлых кудрях и милой северной мордашке Чудовского клонирование манеры пафосного грека смотрелось чудаковато.

Приколы и проколы
Для русской публики эта история известна до деталей, композитор транслирует: Николай Романов – слабый и слабовольный правитель, находится под каблучком свой жены, сибирский мужик, вылечивший наследника, входит в доверие к «маме» Алекс, а через нее влияет и на бесхребетного «папу» Ники, становится видной персоной, но остается распутником-развратником (на небольшую оперу в 1,5 часа приходятся 2 оргии). Алекс – главная героиня (по объему музыкального материала) первого действия (нам Загоринской не досталось, а по остаточному принципу достался кошмар в виде Требелевой, у которой из всех ее словообильных монологов я поняла только два слова – отец Григорий. Требелева была и самым слабым вокальным звеном этой истории с оперой).



так семья Романовым "просрпала" Россию.
Хрестоматийно представлено убийство Распутина, знакомое до мельчайших деталей все, кто читал Пикуля (а кто ж его не читал?): мадера, Ирина, которая не приходит, ядовитые пирожные и выстрелы и оживление трупа. Разве что проруби с глазом не было.
Все знакомо русскому читателю-зрителю, чем его удивлять?

Решили удивить Феликсом Юсуповым. Феликс стал вторым (после Александры Федоровны) героем этой оперы и первым главным героем второго действия. Волей автора он превращен в главного фигуранта убийства Распутина (Феликс, конечно, был одним из главных фигурантов и в реальности, но в очень тесной компании великих князей, которые желали убрать позор семьи куда больше Феликса) и трансвестита (?), с «голубой» мотивацией – на убийство Распутина его подвигает месть за самоубийство «первого» друга, открывшего путь к наслаждениям: милый друг был личным врачом «семьи» и получил отставку после «воцарения» Распутина, потеря работы/репутации и привела к самоубийству.
Истиной окраске ориентации Феликса посвящена смачно поставленная сцена в кабаре, где Феликс-трансвестит представляет кабаретную певичку. Сцена сделана на общеизвестных заимствованиях – что-то среднее между выступлением Мартина фон Эссенбека из «Гибели богов» в роли «голубого ангела» и бурновским «Лебединым».
Голубым душком (сладострастным поцелуем отца Григория и Феликса) приправлена и сцена убийства Р. в юсуповском подземелье.


Так что Геликону было за что зацепиться в сюжете (пошлятинка – фирменная геликоновская специализация): начинается опера со свального греха, или хлыстовского радения во главе с отцом Григорием (сцена идет в полумраке, но пришитые к артистическим трико пенисы и сиськи и имитации множественных половых актов все-таки представлены публики), продолжается великосветской групповухой отца Григория с эротическими репликами светских дам, расцвечивается гей-гей Феликс-кабаре-шоу, а завершается сладострастными объятиями Фели и Гриши перед мокрухой:-0 (исторический Распутин вроде бы «мальчиков» не любил, а оперный, видать не брезговал).
Распутин сделан с исключительным портретным и поведенческим сходством. Глаза – ей Богу, страшные и горят как факела. Вот свидетельство.

Клиширование Распутина - один из проколов Бертмана. Не помогает и «оборот» в финале 1 действия: Распутин срывает с себя маску и парик, из жгучего брунета с длинными немытыми и нечесаными волосьями обращается в баландина со стертым лицом.
Но это только трюк, не имеющий ни продолжения, ни обоснования в поведении и пении Распутина: во втором действии на сцену возвращается тот же «старец» Григорий, и поет все тем же убедительным басом (Николай Галин действительно поет убедительно, насколько это позволяет специфический музыкальный материал).

Куда интересней Феликс. У композитора, у режиссера и певца (в первом составе был Ефимов, а у нас – Дмитрий Хромов, но я ничуть не пожалела) Феликс - не утонченный аристократ–спаситель отечества, а порочный, колоритный, местами саркастический персонаж, вокально-актерски-пластически стал абсолютным лидером этого спектакля.
Феликс и "семья":

Сценография высижена на яйцах.
Яйца – сквозной постановочный образ спектакля, до сведения скул предсказуемый (что если не яйца Фаберже – эмблема конца эпохи Романовых?) и предательский: скошенная площадка, заставленная яйцами, оставляет место только для массового стояния персонажей (группового портрета «семьи»), а никак не действия. В яйце «скрывают наследника», над ним причитает императрица. Во втором действии – драгоценные яйца снимают со сцены и остаются серые «дзоты», но они «улетают», чтобы вернуться - в финале как черт из табакерки из красного яйца появляется карикатурно-пародийный «Ленин», с красными волосами и красной бородкой,
а пролетариат массово выходит на демонстрацию с красными шарами.


К кликуше «Ленину», выкрикивающему слова про политических «проституток», мы уже привыкли, каждый день на Красной площади 3-4 таких «Лениных» ходят. А композитору (рядом сидел) это, видать, в новинку, на этой сцене он искренне хохотал, хотя это был четвертый спектакль, и можно было бы уже привыкнуть. А был ли мальчик Ленин? Задуман ли Ленин у композитора или это неумеренная прыть Бертмана, осталось загадкой.
Финальное клише "карикатура на Ленина" субституировало клише "Распутин":-)

И последнее – очень скверный свет. Просто непрофессиональный. Не только как театрал(ка) говорю, а фотограф-любитель(ница).

Я сказала: последнее? Я ошиблась, это предпоследнее.
А последнее вот что: сквозная «царская тема», с которой начинает и которой планирует заканчить сезон Геликон, наверное, была бы уместной в старинном особняке на Никитской, а в этом помещении стиля «военного коммунизма» смотрится чужеродно. Не люблю я этой новой, советской, оболочки Геликона.
« Последнее редактирование: Январь 31, 2009, 19:20:17 от Predlogoff »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Распутин". Премьера в театре "Геликон-опера"
« Ответ #10 : Январь 31, 2009, 20:32:37 »
Спасибо, Кантилена :)
Просто вчера меня неожиданно резко оторвали от интернета разные дела :)



Странно,что у вас в посте рисунки с этого ресурса не отображаются, а в ЖЖ отображаются - или это какой-то их эксклюзивный ресурс ? У меня же вот, вроде, получилось ? Я этот общий план поместил в ваш пост.
А ещё я с сожалением отмечаю, какого интересного собеседника мы потеряли в лице Лики - ведь она тоже несколько лет назад приходила на наш форум и, по откликам некоторых старожилов нашего форума, очень интересно выступала по разным темам, но, увы, я тогда был отвлечён другими делами и проектами, на форум не заходил и всё самое интересное прозевал :)
С нею в тот момент обошлись слишком грубо, а ситуацию никто не спас.
Остаётся только горько сожалеть.
Но зато нет худа без добра - теперь она ведёт свой ЖЖ, где может размещать, что хочет :))) И это страшно интересно читать, хотя общая направленность её интересов, как я понял, более "театральная", нежели, собственно, "музыкальная": опера её интересует, в основном, со стороны постановочной.

http://www.goldenmask.ru/main.php

3 и 4 февраля на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко состоится московская премьера оперы «Братья Карамазовы». За дирижерским пультом оба дня маэстро Валерий Гергиев.
------------------------------------
Москвичам я рекомендовала бы послушать эту оперу. Там много спорного, но все-таки считаю её появление событием, которое достойно обсуждения


А знаете, какая ещё мысль меня посетила на "Распутине" ?
Что и "Братьев Карамазовых" тоже надо ставить в подобном же театре, но никак не на "большой" сцене, как и оперу Десятникова, вызвавшую скандал в Большом театре - тоже.
Поставленные в таком театрике, как Геликон", они не вызвали бы ни возражений, ни столь горячих протестов.
А представьте себе оперу "Распутин" на сцене Большого или в Мариинке - да них всех собак спустят нынешние "блюстители" дореволюционных порядков и все те, кто нам врёт и продолжает врать, "как хорошо" было "до революции", и что если б не большевики, то Распутин бы всю жизнь наследника престола сопровождал, лечил, вследствие чего Россия была бы сегодня, т.е. после мудрого вмешательства Распутина в царские и государственные дела, "впереди планеты всей" :)))
Короче, скандал был бы гарантирован :))
А так - на второстепенной сцене, в полудиссиденстской обстановочке - нормалёк :))
« Последнее редактирование: Февраль 05, 2009, 09:12:17 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: "Распутин". Премьера в театре "Геликон-опера"
« Ответ #11 : Февраль 09, 2009, 19:12:43 »
Наконец, познакомилась с материалом :)).

В общем мне понравилось то, что сделано композитором. Даже весьма. Хотя согласна, что назвать оперу чем-то особенно выдающимся с музыкальной точки зрения вряд ли можно.

К сожалению, не всё по ходу было понятно без либретто и сопряженности со сценическим действием, поэтому опираюсь больше на восприятие музыки как музыки – с учетом того, что выше было написано о постановке. Кстати, вот пример того, что атональность не так ужасна, как ей до сих пор страшат. Особенно в контрасте с тональностью.  Впрочем, такова здесь её функция. Атональные эпизоды оказывают значительное эмоциональное воздействие, а вперемежку с калейдоскопической сменой тональных отрезков музыкальное развитие определяет ощущение абсурдности происходящего. (Почему многие слушатели находят это ужасным :)))))?  Всё очень даже удобоваримо и, наоборот, даже порой напоминает мюзикл, как уже указывалось. Претензий  в отношении удобоваримости мне не понять, мне кажется, что это очень-очень умеренный постаревший авангард.)

Этот исторический кавардак стал  основным действующим лицом оперы и главным музыкальгым образом оперы. Все конкретные персонажи оказались второстепенны и их характеристики выписаны бледно. Не очень улавливается логика музыкальной драматургии. Действие вроде бы довольно насыщенно, между тем развития, связи между событиями и их обусловленности я не почувствовала в музыке.

Реминисценции. Смута, она и есть смута. Пошлось, разврат, мракобесие, алчность и тупость образуют тлетворную смесь, разъедающую всё, куда она ни попадает – веру, любовь, семью, искусство, долг.  Но это ли хотел сказать композитор? Не поняла, но, судя по разлитому в музыке сарказму, видимо, так. Эстетство с Одилиями и Одеттами (ох уж это "Лебединое", контекст не тот, но что-то вспомнился август'91) оказывается уродливым и вывороченным и сливается с оргиастическими празднествами под вульгарные мотивчики. Интонации колыбельной извращены идиотизмом императрицы-матери. И «Боже, царя храни» оказывается приговором этому всеобщему кошмару.
Так что вроде всё по делу. Но уж больно избитым стал этот прием. И уж слишком много стилистической праматерии в опере.

Далее. Любопытно всё-таки было бы узнать о композиторском отношении к «распутинской» теме. Во-первых, авторская позиция, как мне кажется, не прорисовалась в музыке достаточно четко. Во-вторых,  неизвестно, привнесла ли что новое постановка и насколько точен перевод.
Уважаемый Predlogoff, не было ли в программке авторского комментария к опере?
Образы действующих лиц схематично  и достаточно поверхностно трактованы – в целом, как я поняла, в негативном ключе. И представлены как шахматные фигурки в финальной стадии игры, итог которой уже предрешен прошлыми событиями. Если и есть личные трагедии, то эта сторона обозначена совсем уже пунктиром (возможно, императрица?). Однако все чувства героев - материнская забота и тревога императрицы, государевы мысли оказываются схематизированными и плоскими. Ключевое и, наверное, наиболее ценное в этой опере – целое. Музыка создает ощущение безумия, анабиоза, мрака, иногда отвращения. Но, пожалуй, не трагедии – которой обернулось это чудовищное переплетение факторов и событий для нашей несчастной страны.  Автор выступает в музыке, по моим ощущениям, в роли интересующегося наблюдателя – где-то саркастически посмеивается, где-то констатирует, вздыхает и поживает плечами, где-то морщится от гадливости. Но иногда в музыку врываются тревога и ужас.

При всей музыкальной мозаичности и зарисовочном характере опера слушается с интересом. К сожалению, в ней нет ярких и сильных тем - хотя музыкальный материал в целом очень добротен и хорошо инструментован. Действие, на мой взгляд, не простаивает. Только появление Ильича в финале мне не понравилось – затянуто и не очень логично по сюжету.

Согласна по поводу того, что хочется визуального ряда. Как уже писала, эта мысль часто возникает при прослушивании современных опер. Такое чувство, что есть тенденция усиления синтеза музыкального и драматического в опере.  Драматическое (те компоненты оперного произведения, которые сближают его с драматическим театром) играет всё большую роль, давя на формообразование и отодвигая музыкальные традиции в опере,  так что оперы скорее воспринимаются как музыкально-драматические спектакли, а не как собственно оперы. Это отнесла бы и как к «Распутину». Хотя всё-таки музыка довольно живописна и можно представить примерный видеоряд. 

И ещё один момент, на который тоже обращала внимание - соответствие музыкального языка художественной задаче. Об этом мы говорили в потоке об авангарде, когда обсуждали вопросы смены стилей, «тупики» современной музыки и проблему композиторского творчества в прежних стилях. «Распутин», мне кажется, тоже  может служить иллюстрацией к тому обсуждению. Можно ли представить реализацию этого сюжета в стиле бельканто? Или даже позднего романтизма (отдельные музыкальные эпизоды, которые можно было бы отнести к романтизму, у Риза, я, правда, тоже отмечаю) ? И что бы из этого получилось?

Уважаемый Predlogoff, спасибо за материал, было интересно познакомиться.
Хотелось бы, конечно, постановку посмотреть.   

А знаете, какая ещё мысль меня посетила на "Распутине" ?
Что и "Братьев Карамазовых" тоже надо ставить в подобном же театре, но никак не на "большой" сцене, как и оперу Десятникова, вызвавшую скандал в Большом театре - тоже.
Но Гергиев-то рассчитывал на резонанс и широкое освещение. Вот уже и в Лондон оперу свозил. Правда, вроде в концертном исполнении. Не слышала, как там приняли. Надежда пообещала написать об откликах прессы, но, видно, не смогла. В Москве уже "Карамазовых" показывали.
И "провокационность" "Карамазовых" несколько иного рода - она связана с первоисточником, который у нас вызывает особое отношение. 
"Распутин" же - более потенциально скандальная тема по многим причинам.
Но вообще, такие экстериментальные площадки, где бы ставились современные оперы, мне кажется, нужны.

Поставленные в таком театрике, как Геликон", они не вызвали бы ни возражений, ни столь горячих протестов.
А представьте себе оперу "Распутин" на сцене Большого или в Мариинке - да них всех собак спустят нынешние "блюстители" дореволюционных порядков и все те, кто нам врёт и продолжает врать
Да, конечно. Вообще, тут есть шанс не удовлетворить всех "блюстителей" самого разного толка :)))

как и оперу Десятникова, вызвавшую скандал в Большом театре - тоже.
А Вы Десятникова не смотрели?
Кстати, а о скандальном "Гамлете" слышали какие-нибудь отклики (не газетные), которым бы можно было доверять?
« Последнее редактирование: Февраль 09, 2009, 21:01:00 от Кантилена »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Джей Риз, опера "Распутин" в "Геликон-опере"
« Ответ #12 : Ноябрь 07, 2013, 12:58:41 »
http://www.muzklondike.ru/afisha/1256

8 и 9 ноября Московский музыкальный театр «Геликон-опера» представляет спектакль на музыку современного американского композитора Джея Риза «Распутин».
Впервые заглавную партию в этом спектакле исполнит солист Ташкентского академического большого театра оперы и балета имени А. Навои - бас Георгий Дмитриев.
Премьера оперы Дж. Риза «Распутин» состоялась на сцене театра «Геликон-опера» осенью 2008 года. Опера была написана на собственное либретто композитора по заказу Нью-Йорк Сити Опера и посвящена выдающейся американской певице Беверли Силз.  Мировая премьера прошла осенью 1988 года. В двух актах актах оперы спрессованы ярчайшие события из жизни Г. Распутина – одного из самых загадочных персонажей отечественной истории. Расследуя обстоятельства «дела Распутина», композитор обращался к мемуарам непосредственных участников тех событий, к фактам истории, к мистическому учению «хлыстов». Русский текст либретто выполнен Валентиной Смирновой и Анной Булычёвой. В 2010 году театр «Геликон-опера» показывал спектакль «Распутин» во Франции на сцене театра Опера де Масси.  Спектакль собрал много положительных откликов во французской прессе. В 2012 году «Геликон» представил «Распутина» на крупнейшем в балтийском регионе музыкальном фестивале «Дни оперы на Сааремаа».
По традиции, автор оперы Джей Риз не пропускает ни одного её представления в исполнении артистов «Геликона». Не стала исключением и нынешняя серия – Джей Риз с супругой Сесилией, известным художником, прибывают в Москву 6 ноября.
Представления  «Распутина» на сцене «Геликон-оперы» совпали с выходом в российский прокат одноименного фильма французского режиссёра Жозе Дайан с участием Жерара Депардье в роли Распутина.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Джей Риз, "Распутин". Премьера в "Геликон-опере"
« Ответ #13 : Ноябрь 07, 2013, 13:02:41 »
Я могу рекомендовать этот спектакль к просмотру, а музыку - к прослушиванию. Мне кажется, у "Геликона" получилось нечто любопытное. Уж не знаю, как это будет исполнено сегодня, но премьера 2008 года прошла удачно.
Боже, сколько лет уже прошло! Время просто летит .....
А.Матусевич на "Бельканто" удачно обрисовал общее впечатление от спектакля, быть может, немного заострив, но в целом верно схватив суть дела:

"Распутин". Американская опера на русскую тему...
http://www.belcanto.ru/081006.html
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 000
Статья из послезавтрашнего "Огонька" о том, кто и как зарабатывает на имени Распутина и мифах о нем: http://kommersant.ru/doc/3175311
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 000
Я могу рекомендовать этот спектакль к просмотру, а музыку - к прослушиванию. Мне кажется, у "Геликона" получилось нечто любопытное. Уж не знаю, как это будет исполнено сегодня, но премьера 2008 года прошла удачно.
Боже, сколько лет уже прошло! Время просто летит .....

Спектакль значится в афише 10 и 11 февраля 2017 г.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 351
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Я могу рекомендовать этот спектакль к просмотру, а музыку - к прослушиванию. Мне кажется, у "Геликона" получилось нечто любопытное. Уж не знаю, как это будет исполнено сегодня, но премьера 2008 года прошла удачно.
Боже, сколько лет уже прошло! Время просто летит .....

Спектакль значится в афише 10 и 11 февраля 2017 г.

Сергей Рощин

https://www.facebook.com/sergey.roshchin.9/posts/1071970266265422?pnref=story

Театральное. Запсики Созерцателя.

Властелин яиц: трэш-опера.

«Распутин». Риз Джей композитор. Геликон-опера. Реж. Бертман Дмитрий, дирижер Бригер Александр. (премьера 01.10.2008).

Распутин; 3

Случайным образом в этом сезоне у меня сложился театральный триплет про Распутина и Николая II. К балету («Анастасия»), добавилась опера «Распутин», а драма еще впереди. Обретение «Геликон-оперой» нового, реконструированного здания создало стимулы посмотреть возобновленные постановки прежних лет.
«Распутин» современная опера, написанная в 1980-х годах. В этот раз на возобновление оперы в Москву даже приехал ее автор. Джей Риз не только сочинил музыку, но и написал разухабистое либретто, намешав оргий старца с хлыстами и фрейлинами, сумасшествие царя, Ленина, кабаре в мужском клубе с Юсуповым на сцене в женском платье. Главный мотив убийства Распутина – это месть Феликса Юсупова за смерть своего любовника, по совместительству врача царской семьи. Творческая работа. По содержанию – настоящий трэш.

Музыка близка к содержанию. Смесь непривлекательной атональности с вставками фраз из классики, под которую пародийно танцуют белый и черный лебедь на сцене. Дмитрий Бертман не стал нарушать единство замысла и создал на сцене китч под стать либретто и музыке. В центре сцены вращающаяся платформа в форме ячеистой картонной упаковки-прокладки для яиц. В первом действии среди бугорков прокладки стоят ряды гигантских яиц Фаберже, во втором действии в этих ячейках яиц нет, но разыгрываются мизансцены, место яиц заняла царская семья, или происходит оргия старца с фрейлинами и Ириной Юсуповой. Образ яичной упаковки, видимо, вписывается в историческое правдоподобие постановки, так как считается, что такие картонные упаковки стали использоваться с 1911 год.

В исполнении стоит отметить Григория Соловьева введенного на роль Распутина. Дирижировал в этот раз австралийский дирижер Александр Бригер, по случайному совпадению он прямой потомок, внучатый племянник Феликса Юсупова. Квинтэссенцией замысла спектакля является не финал, когда Ленин выходит в сопровождении комсомолок и комсомольцев с лопающимися воздушными шариками в руках, а сцена в середине оперы, когда Распутин снимает накладные бороду, усы, парик. Григорий Соловьев остается как есть в обличии Юла Бринера, и говорит: «Они мне поверили». Но зрители уже обладают историческим опытом, и их, как царскую семью когда-то, не проведешь.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 000
Алекс Бригер: «Мой предок был прав, устранив Распутина»

Потомок князя Юсупова продирижировал в Москве исторической оперой
 
...До самолета — остался час, мы с Алексом Бригером — оптимистичным, ярким дирижером — пытаемся перемыть косточки современной музыке: он только что дирижировал в «Геликоне» у Бертмана московской премьерой оперы «Распутин». Нюанс в том, что Алекс — потомок (причем, довольно прямой) того самого Феликса Юсупова, который этого Распутина с товарищами и порешил.

http://www.mk.ru/culture/2017/02/12/aleks-briger-moy-predok-byl-prav-ustraniv-rasputina.html

Только что дирижировал "премьерой" спектакля, которому девятый год. ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 351
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Кто дирижировал "Распутиным"?

Текст: Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск №7204 (38)

Потомок семьи Юсуповых - Сумароковых-Эльстонов выступил в "Геликон-опере"
Визит в Россию известного австралийского дирижера Александра Бригера был приурочен к 100-летию Февральской революции. По приглашению Дмитрия Бертмана потомок знаменитой фамилии, к которой принадлежали Феликс Юсупов, великие теннисисты графы Павел и Михаил Сумароковы-Эльстоны, царские генералы, музыканты, даже прослеживалась связь с императором Фридрихом Вильгельмом IV, приехал в Россию, чтобы продирижировать оперой "Распутин" Джея Риза в "Геликон-опере". О том, как прошла эта встреча с исторической родиной, Александр Бригер рассказал в интервью "РГ".

https://rg.ru/2017/02/20/potomok-iusupovyh-sumarokovyh-elstonov-vystupil-v-gelikon-opere.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 000
Зоя Игумнова

«Распутин» в руках потомка Юсупова

Александр Бригер продирижировал оперой о преступлении своего предка

http://izvestia.ru/news/665452
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау