Автор Тема: «Бал-маскарад» Верди в «Геликон-опере»  (Прочитано 2803 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 161
«БАЛ-МАСКАРАД» в «ГЕЛИКОНЕ», ноябрь 2014

(НАЧАЛО)

«Бал-маскарад» — одна из моих самых любимых опер Верди, которую я, наверное, уже  не один десяток раз слышал в записях (и еще послушаю), но никогда не видел вживую. Узнав, что опера идет в «Геликоне» и что в ноябре они дают «Бал» аж четыре вечера подряд, решил сходить.

Составы были объявлены на сайте заранее, впрочем, они мне практически ни о чем не говорили: в этом театре я не был уже сто лет и мало кто из солистов труппы мне знаком. Собственно, пару знакомых имен я увидел лишь в партии Риккардо, благо что она как раз и является в опере ключевой. Должна бы являться, по идее…

Вадим Заплечный — я помню его еще с первых лет «Геликона», хотя и не припоминаю особо ярких впечатлений от его пения, — ныне тенор уже совсем не молодой, наверняка уже изрядно подраскачавший свой голос (в том числе в драматических партиях типа Отелло, которого он поет в Астрахани). В общем, я засомневался, что в свои 54 он будет звучать как Паваротти, и решил пойти все-таки на другого певца.

Хотя сразу хочу сказать, что на самом деле, идя на Верди в московский театр, я не имел абсолютно никаких завышенных ожиданий и, естественно, даже и в мыслях не имел, что тенор (с коими и в мировом-то масштабе не всё ладно) будет петь не то что как Паваротти, а и много хуже.

Но хотелось-то, конечно, чтоб лучше, чем много хуже. И я клюнул на Максима Пастера, которого хоть никогда и не слышал, но зато знаю фамилию и видел ролики на Ютьюбе. К тому же Пастер чисто визуально казался мне подходящим для образа Риккардо, созданного такими выдающимися певцами, как Джильи, Бергонци, Паваротти, — т.е. такой вот уже относительно немолодой полноватый тенор с красивым итальянским голосом лирико-чуть-чуть-драматического тембра. Я не хочу сказать, что готов здесь поставить Пастера через запятую после Паваротти, но все-таки по местным меркам, чисто теоретически, он мог бы соответствовать. Я, правда, не был уверен в его верхах, но в любом случае, певец опытный и на 15 лет моложе Заплечного.

Стоит ли говорить, что получилось не как лучше, а как всегда: в день спектакля на сайте я узнал, что выход Пастера перенесен на другой вечер, а сегодня будет абсолютно неизвестный мне тенор Илья Говзич. Глянув его записи на Ютьюбе, я понял, что никакого Риккардо сегодня, по-видимому, мне не светит, но отчаиваться не стал, т.к. изначально меня интересовал спектакль в целом, а не какой-то конкретный исполнитель. Но были, видимо, люди и с другим мнением. Первое, что я услышал, войдя в зал, — громкий и недовольный голос одной из зрительниц, сообщающей по телефону своей подруге: «Никакого Пастера сегодня не будет!» По-моему, она даже собиралась уйти. Но деньги-то уплочены — пришлось остаться.

Спектакль в целом был поставлен (я не специалист по постановкам если что), как нетрудно догадаться, в жанре так называемой режиссерской оперы, т.е. когда композитор и либреттист рассказывают одну историю, а режиссер — другую, и таким образом зритель получает возможность в один вечер одновременно посмотреть два абсолютно разных спектакля — музыкальный и драматический, — что, конечно, очень удобно.

Впрочем, я бы не сказал, что режиссерская трактовка Бертмана как-то очень оригинально и принципиально поменяла сюжет оперы. Действие перенесено в современность, местами приправлено стёбом, но чисто ситуативно история та же.

Риккардо здесь не граф и не король Густав, а руководитель (топ-менеджер) некой компании, Ренато — его заместитель, хор — рядовые сотрудники (офисный планктон), Том и Самуэль — тоже, видимо, сотрудники, но не рядовые — руководители подразделений, наверное. Ну а Оскар, понятное дело, секретарша. Ну что ж, вполне может иметь место быть такой вариант. Ну и в первом акте действие разворачивается, естественно, в офисах компании.

В сценах с Ульрикой, современная режиссерская мысль перемещается на сто лет назад и здесь особых отличий от традиционных постановок не наблюдается. Единственное, что свита Риккардо постоянно прессует Ульрику: выбивает из-под нее стул (и та — старуха  — весьма ловко падает), крутит руки, толкает. Непонятно, правда, зачем. Видимо, чтобы не дерзила боссу и предсказала ему всё как надо. А в конце акта, когда народ прославляет Риккардо, на сцене появляются репортеры и телевизионщики с камерами.

Во втором акте, когда Амелия отправилась на поиски волшебной травы,  действие опять переместилось в явную современность, и здесь, надо сказать, я проявил чудеса недогадливости. Учитывая, что декорации спектакля достаточно скромны, я предполагал, что Амелия будет петь свою арию на пустой затемненной сцене.

Но не тут-то было. Пока играли прелюдию, на сцене появилось множество разных немых персонажей, очень натурально, но, конечно, и с изрядной долей иронии изображающих злачное место а ля публичный дом: вальяжно развалившиеся за столиком заправилы заведения, присматривающиеся к товару клиенты и соответствующим образом наряженные сотрудницы. Я знал, что подобные сцены в современных театрах — норма, спектакль не детский, хористки(?) в роли сотрудниц — все как на подбор красотки Мэри. Так что практически никакого дискомфорта не испытал, кроме непонимания: как это совместить с пустырем.

Ключ к разгадке появился на табло с субтитрами, когда начала петь Амелия: «Это ужасное место». Стало ясно, что это стеб. Но какую траву она там собирается искать, я догадался только спустя некоторое время, когда наконец сообразил, что же они там все время курят.

Кстати, фотографию с публичным домом я увидел еще до спектакля в фойе театра, но подумал, что, наверное, это будет такая  сцена бала, а оно вот ведь как вышло…

В сцене разборок Ренато с Амелией в третьем акте режиссер опять забыл, что спектакль — типа современный, и действие вновь перенеслось чуть не в 19 век. Собственно, век здесь, казалось бы, и не принципиален: проблема вечна. Но все-таки зритель хорошо помнит, что Ренато — преуспевающий современный бизнесмен, и ему (зрителю) совершенно непонятно, почему его сын — уже давно не младенец — играет с лошадкой на колесиках и железной дорогой. http://www.youtube.com/watch?v=KnVoGvqI0pY

По-моему, очевидно, что сын должен был все это время не паровозик катать, а резаться в какую-нибудь стрелялку на игровой приставке. Это вполне можно было реализовать на сцене, и я считаю упущением, что режиссер этого не сделал.

А в финале оперы, т.е. в сценах на балу, режиссер вышел уже за всякие рамки дозволенного и изобразил на сцене ни много ни мало — натуральный бал-маскарад. Правда, в качестве масок были использованы фотографии разных мировых знаменитостей — кинозвезд, музыкантов и даже — в качестве подтверждения, что искусство у нас вне политики, — политиков.

Западные правительства на балу представляли Обама и Меркель; Украина спровадила туда надоевшую всем Тимошенко; а от России, несмотря на официальный бойкот, на бал проникла агентка госдепа в пятой колонне К. Собчак. Под восторженный смех публики она недвусмысленно продефилировала по сцене под ручку с Обамой.

С этого момента и до конца оперы. кажется,  больше ничего примечательного в плане сценографии не происходило. Ну разве что всем присутствующим было глубочайше наплевать на смерть Риккардо: да, конечно, они пели, на автомате, заученное по нотам «Благородный наш властитель погублен злодеем тут!», но на самом деле все их мысли действия были заняты одним: как бы побыстрее получить кусочек только что внесенного в зал внушительных размеров торта.

Но, надо сказать, была в этом наплевательском отношении и своя логика. Только лежала она не в области драматургии и сценографии, а в области исполнительского искусства, к оценке которого я, пожалуй, и перейду.
« Последнее редактирование: Декабрь 16, 2016, 16:55:29 от Александр П. »

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 161
Re: «Бал-маскарад» Верди в «Геликон-опере»
« Ответ #1 : Ноябрь 26, 2014, 20:01:41 »
«БАЛ-МАСКАРАД» в «ГЕЛИКОНЕ», ноябрь 2014

(ОКОНЧАНИЕ)

Итак, свою рецензию я начал с того, что заглавную партию в этот вечер исполнял неизвестный мне тенор Илья Говзич. В процессе написания выяснилось, что немножко все-таки известный: он выступал в первом выпуске прошлого сезона «Большой оперы» — http://youtu.be/5nDZpdaorm8?t=48m

Ничем не примечательно спел Nessun dorma  и дальше в проект не прошел. Но беда не в этом, а в том, что это «ничем не примечательно» — похоже, визитная карточка певца. Именно так — а именно, никак — он и спел Риккардо. C первой же фразы: Amici miei… Soldati… — стало ясно, что и тенор, и вообще главный герой в сегодняшнем спектакле отменяются. Такое ощущение, что Пастера перенесли, а Говзич вышел — так, чисто «обозначить».

Причем я не хочу сказать, что певец делал какие-то ошибки или не взял какие-то ноты. Спел он всё правильно, ноты все взял, и, такое впечатление, без особого напряжения. Хотя если б он этот делал в рамках нынешнего сезона «Большой оперы», Образцова наверняка указала бы ему на то, что звук он держит в голове и в зал не отдает. Но это ладно — зал небольшой, все равно слышно. Главное, что певец ни по каким качествам не подходит на ведущую партию.

У него не скажу, что неприятный, но невыразительный голос, невыразительное пение (не зря Синявская тогда попеняла ему на немузыкальность исполнения), никакого актерского мастерства, никакой харизмы. Он ничем не выделяется на сцене. Особенно в сценографии, где костюмы  у всех похожие: не поймешь, это хорист там ходит, что-то свое поет или это главный персонаж оперы. Говзич может быть отличным  хористом, солистом хора, исполнителем небольших оперных партий. Но для главного героя у него просто нет природных данных.

Справедливости ради, отмечу только один момент, спетый певцом так, как следовало бы спеть всю партию: это короткая фраза (с высокими нотами) в конце шестой сцены третьего акта, после того, как Оскар передает ему записку: Si, rivederti, Amelia… На этой фразе певец неожиданно раскрылся на мгновение. И, не дав зрителю опомниться, немедленно закрылся…

Перед смертью Риккардо у певца был очень смешной момент, который говорит о полном провале роли. По задумке (как всегда гениальной, конечно), смертельно раненый Риккардо лежит около стола на небольшом возвышении, допевает последние фразы и, умерев, скатывается вниз, на основной уровень пола. Т.е., спасибо режиссеру, драматическая кульминация в финале спектакля — чисто цирковая: артист скатывается. А всё его пение перед смертью — подготовка к скатыванию: пока поет, он должен принять нужную позу — и дальше главный трюк.

«Но, пока я повелитель, всем прощу! Прощай, моя Амелия! Прощайте все, друзья!» — эти финальные слова ни артиста (ни, подозреваю, зрителей) не интересовали ни в малой степени. Потому что артисту ну просто ну никак не удавалось поудобнее устроиться на это возвышении: уж он повернется и так, и эдак, и подложит руку под голову, будто смотрит телевизор лежа на диване, и уберет — в общем подходящего положения так и нашел, но, к счастью, пора уж и падать. Трах-бабах — занавес.


Амелию, согласно сайту (программку не покупал), исполняла Елена Михайленко. Про нее могу сказать лишь, то что спела, как говорится, нормально, но далеко не шедеврально. Голос для этой партии подходит, но несколько расфокусированные верха и крикливое форте портят всю картину. Слушать можно — наслаждаться не получится.

Лучшим ее номером могла бы стать ария Morro, ma prima in grazia (просьба проститься с сыном). По контрасту с другими номерами она была спета спокойно, проникновенно, негромко. Но в конце, на словах ah! mai piu non vedra, когда дело уже шло к пианиссимо, певица так знатно «зарядила» это ah! (или, прямо скажем, издала такой пронзительный вопль), что сидевшие рядом со мной две женщины чуть не подпрыгнули от неожиданности. Выглядело это, честно говоря, смешно. И это еще один трагический момент оперы, проваленный по вине артиста.


В партии Ренато выступил Максим Перебейнос. В отличии от случая с Говзичем, здесь с самого начала было понятно, что этот певец настроен на активную работу. Он чувствует музыку, чувствует драматизм своей роли и соответствующим образом старается петь и играть. Я не буду сравнивать его с баритонами-корифеями (голос у него приятного тембра, но не сверхвыдающейся яркости и техники; несколько тяжеловато он поет; и я не уверен, что в большом зале он будет звучать столь же отчетливо, сколь в этом небольшом театре), но в масштабе данного спектакля он спел на твердую четверку, даже, может быть, и с плюсом.

Первая ария — Alla vita che t'arride — прозвучала (особенно по контрасту с первой арией Риккардо) вполне приемлемо, но, к сожалению, вышла небольшая заминка с верхней нотой в каденции. Он уже начал было на нее взбираться, но, вовремя поняв, что в данный момент покорить вершину (не такую уж и высокую — фа) не удастся, быстренько слез. Не знаю, почему; ничто вроде бы не предвещало.

Конечно, у меня сразу возникло беспокойство по поводу второй арии — Eri tu, но оно оказалось напрасным: и в вокальном, и артистическом плане певец исполнил эту арию весьма неплохо и получил заслуженные аплодисменты.


Ульрику исполняла засл. арт. РФ Лариса Костюк. И пела она примерно как нар. арт. СССР Елена Образцова… в свои 75 лет. Т.е. с хорошими грудными низами и полной уже беспомощности в тесситуре повыше. Выглядело это несколько странно, поскольку Костюк, учитывая как ловко она падала, явно не 75 лет. Спасало ситуацию то, что старухой была сама Ульрика и что низы Костюк были сочные и зловещие, как и полагается для этой роли. Т.е. несмотря на полное отсутствие половины голоса, нельзя сказать, что партия была провалена. Нет, с оговорками, с учетом, что она не главная, — вполне состоялась. Но что еще, кроме Графини, можно спеть таким голосом, я не представляю.


Про Тома и Самуэля (Дмитрий Овчинников, Михаил Никаноров)  ничего писать не буду: там всё нормально — и вокально, и актерски. Вообще надо сказать, что второстепенные персонажи и хористы хорошо играли. Видимо, в театре актерской подготовке отдано должное внимание.

По поводу хора тоже ничего не скажу, кроме того, что, по-моему, хор пел хорошо, к нему вопросов нет никаких. Вопросы были к оркестру. Ибо увертюру они сыграли, на мой взгляд, на тройку с минусом. В начале вообще звучали как струнный ансамбль в детской музыкальной школе, потом чуть подразыгрались — что-то, как говорится, стало вырисовываться.  Но так, очень условно. Увертюрой я это назвать не могу. Но в процессе спектакля оркестр, по-видимому, все же пришел более или менее в чувство, т.к. больше я на него внимания не обращал. Всё внимание — певцам! Таков наш лозунг.


Рецензия подходит к концу и может показаться, что я забыл про Оскара. Это не так. Про звезду вечера я решил поведать в самом финале, под занавес. На мой взгляд, Лидия Светозарова исполнила эту небольшую, но полную задора и огня партию просто великолепно. Не хуже, чем исполняют в знаменитых записях. Я, конечно, не следил по нотам, насколько точно она выпевала свои колоратуры, но это был тот случай, когда можно было не следить, а просто получать удовольствие. Это был, несомненно, самый лучший, самый качественный (и, кстати, самый звучный) голос спектакля. Так что здесь пятерка однозначно.

На этой радостной ноте я завершаю свою краткую рецензию. Кому мало — почитайте ради интереса отзыв Александра Матусевича, побывавшего на спектакле год назад.
http://www.belcanto.ru/13120302.html
« Последнее редактирование: Ноябрь 27, 2014, 00:33:42 от Александр П. »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Бал-маскарад» Верди в «Геликон-опере»
« Ответ #2 : Ноябрь 26, 2014, 20:16:20 »
Большое спасибо за столь подробный и обстоятельный ответ на мой вопрос!

Вы бы рассказали подробнее, кто пел, как спели, а заодно и как постановка? :) У нас же есть поток про "Геликон" :)

Позволю себе высказаться про Максима Перебейноса. Я слышала его один раз – на концерте аспирантов Консерватории в БЗК 5 октября. Он произвёл в своих двух ариях (Елецкого и ария Дон Жуана) такое ужасное впечатление, что с третьей (ария Роберта; она закрывала концерт) мы с мужем просто сбежали.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Бал-маскарад» Верди в «Геликон-опере»
« Ответ #3 : Январь 21, 2016, 23:50:20 »
«Геликон-опера» представляет
Джузеппе Верди – «Бал-маскарад»

17 февраля 2016, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
                       
Максим Пастер (тенор)
Алексей Исаев (баритон)
Елена Михайленко (сопрано)
Лидия Светозарова (сопрано)
Ксения Вязникова (меццо-сопрано)
Дмитрий Янковский (баритон)
Михаил Никаноров (баритон)
Дмитрий Скориков (бас)
Михаил Егиазарьян (тенор)
Михаил Серышев (тенор)
Оркестр Московского музыкального театра «Геликон-опера»
Хор Московского музыкального театра «Геликон-опера»
Дирижер – Владимир Понькин
Дмитрий Бертман (режиссер)
Хормейстер – Евгений Ильин
В ПРОГРАММЕ:
Верди
«Бал-маскарад» – опера в концертном исполнении

http://meloman.ru/concert/dzhuzeppe-verdi-bal-maskarad/
Che mai sento!

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 161
Re: «Бал-маскарад» Верди в «Геликон-опере»
« Ответ #4 : Февраль 17, 2016, 02:17:34 »
«Геликон-опера» представляет
Джузеппе Верди – «Бал-маскарад»

17 февраля 2016, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
                       
Максим Пастер (тенор)
Алексей Исаев (баритон)
Елена Михайленко (сопрано)
Лидия Светозарова (сопрано)
Ксения Вязникова (меццо-сопрано)

Судя по всему, замена: Максим Пастер Илья Говзич
http://meloman.ru/concert/dzhuzeppe-verdi-bal-maskarad/
« Последнее редактирование: Февраль 17, 2016, 19:07:33 от Александр П. »

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
Re: «Бал-маскарад» Верди в «Геликон-опере»
« Ответ #5 : Февраль 17, 2016, 19:03:11 »
Началась прямая трансляция оперы "Бал-Маскарад" из КЗЧ.
http://meloman.ru/online/


Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 161
Re: «Бал-маскарад» Верди в «Геликон-опере»
« Ответ #6 : Февраль 18, 2016, 02:36:55 »
Началась прямая трансляция оперы "Бал-Маскарад" из КЗЧ.
http://meloman.ru/online/
Глянул...
Н-да...  с декабря 2014 года, когда я посетил этот спектакль в театре, ситуация не изменилась ни на грамм. Из всего состава хорошими вокальными данными данными обладает только Лидия Светозарова (Оскар)  (я думаю, она бы и Манон в МАМТе могла бы спеть).

Остальные — скажем так, старались по мере скромных возможностей.
(Единственное: запись явно ухудшила и без того не шибко радостное положения; в зале, наверное, звучало чуть-чуть поприличнее).

Исполнитель главной партии — молчи, грусть, молчи...
Не знаю, как прозвучал бы Максим Пастер (его все время заявляют и в последний момент заменяют), но он, по крайней мере, на порядок музыкальнее.

Я бы, конечно, вообще это не смотрел бы и слова бы не сказал, но «Бал-маскарад» — моя любимая опера Верди, и совсем уж мимо пройти не получается. Впрочем, я думаю, «Геликону» пора уже выдать Светозаровой орден им. Верди за бесценный вклад в партию Оскара в этом балагане :) — и забыть свой «Бал-маскарад» как страшный сон, потому что это не лезет ну ни в какие ворота. :(
« Последнее редактирование: Февраль 18, 2016, 02:56:31 от Александр П. »

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
Re: «Бал-маскарад» Верди в «Геликон-опере»
« Ответ #7 : Февраль 18, 2016, 07:01:14 »
В СССР была надёжная система - певец, как правило, начинал свою карьеру в провинциальных театрах. И по мере творческого становления он мог быть принят в труппу столичного театра.  Сейчас неопытных певцов выпускают  на столичные сцены, обрекая неокрепшую психику и несформировавшийся голос на тяжкие испытания. Самое печальное, что за это никто не отвечает.
Исполнитель главной партии вчерашнего концерта был в молодёжной труппе Большого Театра.. И что ? Чему его там научили?
Такое ощущение, что в России хотят уничтожить всё .... и оперу в том числе. И столичные театры этому охотно способствуют, потому что поющим певцам вход на столичную сцену просто ЗАПРЕЩЁН.
« Последнее редактирование: Декабрь 16, 2016, 17:18:33 от Александр П. »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Бал-маскарад» Верди в «Геликон-опере»
« Ответ #8 : Февраль 18, 2016, 10:49:17 »
Не знаю, как прозвучал бы Максим Пастер (его все время заявляют и в последний момент заменяют), но он, по крайней мере, на порядок музыкальнее.

Пастер пел в Маленькой торжественной мессе Россини в БЗК 7 февраля. В опере Пастер нормально звучит, запоминается и оставляет вполне приличное впечатление.
Che mai sento!

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 161
Re: «Бал-маскарад» Верди в «Геликон-опере»
« Ответ #9 : Февраль 18, 2016, 14:39:54 »
Не знаю, как прозвучал бы Максим Пастер (его все время заявляют и в последний момент заменяют), но он, по крайней мере, на порядок музыкальнее.

Пастер пел в Маленькой торжественной мессе Россини в БЗК 7 февраля. В опере Пастер нормально звучит, запоминается и оставляет вполне приличное впечатление.
Вот в расчете на это впечатление я и собирался рискнуть сходить геликоновский «Бал» еще раз. Купил билет, но жизненные обстоятельства оказались разумнее: я не смог пойти в этот вечер на концерт. Пытаясь пристроить билет, глянул на афишу: Пастер тоже не смог. :)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Бал-маскарад» Верди в «Геликон-опере»
« Ответ #10 : Февраль 18, 2016, 15:25:58 »
Вот в расчете на это впечатление я и собирался рискнуть сходить геликоновский «Бал» еще раз. Купил билет, но жизненные обстоятельства оказались разумнее: я не смог пойти в этот вечер на концерт. Пытаясь пристроить билет, глянул на афишу: Пастер тоже не смог. :)

На параллельном форуме совершенно справедливо написали, что у Пастера была уважительная причина - он пел прогон "Катерины Измайловой" в ГАБТе. :)
« Последнее редактирование: Декабрь 16, 2016, 17:20:36 от Александр П. »
Che mai sento!

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 161
Re: «Бал-маскарад» Верди в «Геликон-опере»
« Ответ #11 : Февраль 18, 2016, 19:05:46 »
В СССР была надёжная система - певец, как правило, начинал свою карьеру в провинциальных театрах. И по мере творческого становления он мог быть принят в труппу столичного театра.  Сейчас неопытных певцов выпускают  на столичные сцены, обрекая неокрепшую психику и несформировавшийся голос на тяжкие испытания. Самое печальное, что за это никто не отвечает.
Сейчас нет системы — где хочешь (где возьмут), там и начинай. Потому что такая система очень сложна и дорогостояща (либо также построена по принципу «никто ни за что не отвечает»).
Я не владею информацией, но все же мне кажется, что начинали свою карьеру в провинциальных театрах в основном певцы из провинции. Т.е. к столицам они подбирались постепенно, но это и естественно. А зачем ехать в провинцию певцу из столиц (нет, ну можно, конечно, поехать, если есть такая возможность — человек, например, живет один, сам для себя, без семьи или, наоборот, семья его всячески поддерживает,в том числе и материально, — это хороший вариант, но я не уверен, что он обязательный), если если в Мск и СПб более чем достаточно оперных театров, студий и филармонических и прочих площадок.

Певец, допустим, прошел обучение в лучших музыкальных вузах страны (будем исходить из предлположения вузы Мск и СПб таковыми и являются, хотя я не настаиваю) — ну что же, при надлежащих талантах и умениях, он не может пойти на стажировку в тот же МАМТ, Геликон, НО, Михайловский  (кстати, Алексей, Вам бы туда с Вашей фамилией :) ) и т.д.? Ну понятно, что не надо сразу брать в Большой и Мариинку. Это уже для особо продвинутых. Но в театрах-то попроще — почему нет?

Цитировать
Исполнитель главной партии вчерашнего концерта был в молодёжной труппе Большого Театра.. И что ? Чему его там научили?
Судя по всему, ничему. Раз он в Геликоне, а не в БТ. Зато поет как заправский как престарелый ветеран Большого театра.
Но вокал-то ладно. как можно быть таким не музыкальным и неартистичным и при этом попасть в театр, где руководитель, может быть, и не главный спец по голосам, но уж актерской-то игре разбирается, думаю, хорошо?

Цитировать
Такое ощущение, что в России хотят уничтожить всё .... и оперу в том числе.
А Астрахань разве не в России? Вы же там оперу, я надеюсь, не уничтожаете? :)

Цитировать
И столичные театры этому охотно способствуют, потому что поющим певцам вход на столичную сцену просто ЗАПРЕЩЁН.
Это, наверное, в какой-то мере так, но в какой-то мере и не так, ибо поющие певцы на сценах театра тоже присутствуют, в том числе и очень прилично поющие.
Но, понятно, не вся труппа — «карузы».
Вот в «Бале» у «Геликона» пел только один человек. Но в других московских театрах одновременно на сцене могут собраться и 2, и 3, и 4 вполне прилично поющих артиста. Не всегда, но бывает же.

Цитировать
Тем не менее,  не хотелось бы завершать сообщение на  печальной ноте :), и поэтому разрешите опубликовать запись дуэта Амелии и Риккардо из оперы "Бал-Маскарад" в исполнении певцов Астраханского театра Оперы и Балета.
http://www.youtube.com/watch?v=_u3-DA3kHO0
Амелия- Елена Разгуляева.
Риккардо - Алексей Михайлов.
Дирижёр - Валерий Воронин   
Это исполнение лучше и живее, чем у «Геликона», хотя там, скажем так, есть над чем поработать.
Впрочем, понятно, что этот номер подготовлен к концерту и не является результатом 150-ти выходов в данной партии.
Впрочем, я подозреваю, что во многом Вы предложили эту запись ради эффектно получившегося вставного верхнего до в конце. :)
Это хорошая вишенка на торте, не спорю. Осталось только торт довести до шедевра кулинарии. :)

Скажите там, в Астрахани, пусть поставят на Вас «Бал-маскарад».
Ваша партия. По крайней мере, тембрально голос очень к ней подходит.

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
Re: «Бал-маскарад» Верди в «Геликон-опере»
« Ответ #12 : Февраль 18, 2016, 19:38:51 »
Понимаете в чём дело,
хотим мы этого или нет, вольно или невольно, но у певцов к столичным театрам всегда повышенный интерес, кто бы что ни говорил.
И когда читаешь ту или иную рецензию на столичный спектакль или концерт (как правило хвалебную) думаешь - вот это да, есть чему поучиться.
Но на деле всё оказывается иначе. И это происходит раз за разом.
Как мы ждали Пиковой с Федосеевым.. и что? а ничего....
Продолжать можно долго...
Такое ощущение, что идёт сознательное уничтожение оперы и начинают со столиц.... (Слава Богу, у нас в Астрахани ещё нужны голоса).
Вот об этом мне и хотелось поговорить. А запись, которую, я выложил действительно с концерта, и, по моему, говорит она о многом. И дело тут не во мне. Сравните возможности Москвы и Астрахани. В Геликон перед открытием пришло на прослушивание 400 человек, а в Астрахань приезжают 2-3. В Астрахани мне приходится петь и Трике и Отелло (и это хорошо), в Москве такой практики нет. Тогда почему же мы видим такой уровень в столицах?

Опера "Бал-Маскарад" тоже мне очень нравится, но пока речь о постановке её  в Астрахани не идёт.   
     
 

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Бал-маскарад» Верди в «Геликон-опере»
« Ответ #13 : Февраль 18, 2016, 19:47:13 »
Такое ощущение, что в России хотят уничтожить всё .... и оперу в том числе. И столичные театры этому охотно способствуют, потому что поющим певцам вход на столичную сцену просто ЗАПРЕЩЁН.

Тем не менее,  не хотелось бы завершать сообщение на  печальной ноте :), и поэтому разрешите опубликовать запись дуэта Амелии и Риккардо из оперы "Бал-Маскарад" в исполнении певцов Астраханского театра Оперы и Балета.
http://www.youtube.com/watch?v=_u3-DA3kHO0

Амелия- Елена Разгуляева.
Риккардо - Алексей Михайлов.
Дирижёр - Валерий Воронин   

Елена Разгуляева является приглашённой солисткой Большого театра и в этом сезоне четыре раза спела Мими в ГАБТе http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,4116.msg173628.html#msg173628
Che mai sento!

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
Re: «Бал-маскарад» Верди в «Геликон-опере»
« Ответ #14 : Февраль 18, 2016, 20:04:05 »
Да, есть такое дело. :)

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: «Бал-маскарад» Верди в «Геликон-опере»
« Ответ #15 : Февраль 19, 2016, 10:17:36 »
Михайловский  (кстати, Алексей, Вам бы туда с Вашей фамилией :) )

Может, лучше мы в Астрахань? ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
Re: «Бал-маскарад» Верди в «Геликон-опере»
« Ответ #16 : Февраль 19, 2016, 10:37:40 »
Как знать? :)
Александр, по поводу стражировок в столичных театрах.
Формально это возможно, но практически ничего хорошего из этого не получится.
Потому что в столичных театрах молодому певцу начинают просто ломать психику и ему очень трудно раскрыться.
Начинающий певец в столицах редко выходит на сцену.
Его ставят в роль "вечного ученика". Посмотрите как выглядел исполнитель главной роли на недавнем концерте. Такое ощущение, что у человека просто стёрта индивидуальность, полная растерянность в глазах. Отсюда все проблемы с голосом. 
В провинции совсем другое... здесь нужно много работать, петь много и разные партии, часто выходить на сцену, а это бесценный опыт для начинающего (и не только для начинающего) певца.     

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 161
Re: «Бал-маскарад» Верди в «Геликон-опере»
« Ответ #17 : Февраль 19, 2016, 12:46:02 »
Александр, по поводу стражировок в столичных театрах.
Формально это возможно, но практически ничего хорошего из этого не получится.
Потому что в столичных театрах молодому певцу начинают просто ломать психику и ему очень трудно раскрыться.
Начинающий певец в столицах редко выходит на сцену.

Да, наверное, это так.
Тут не то что начинающий. Иной раз и находящиеся в хорошей форме «продолжающие» — на сцене не частые гости (например, Андрей Батуркин из МАМТа).

Скажем так, наверное, может раскрыться очень яркий, сразу проявляющий себя талант, остальным же — как повезет.
Потому что слишком много народу тут ошивается, никто не едет в провинцию. :)
А надо бы. Но это больше вопрос финансовых возможностей провинции.

Цитировать
Его ставят в роль "вечного ученика".
Но все же можно заметить и появление ярких индивидуальностей и их прогресс.

Т.е. роль «вечного ученика», она в основном у тех, кто на эту роль в основном и настроен, либо, как говорится, ну очень медленно запрягает (дожидаться годами, пока кто-то раскроется, можно только при особом благорасположении руководства тетра).

Цитировать
Посмотрите как выглядел исполнитель главной роли на недавнем концерте. Такое ощущение, что у человека просто стёрта индивидуальность, полная растерянность в глазах. Отсюда все проблемы с голосом. 

Вижу этого исполнителя же второй раз. Первый был как раз в театре. Вы правильно заметили: у него просто стерта индивидуальность. Хотя я не думаю, что Бертману нечем было заняться, как специально стирать ее у Говзича (не исключаю, что он даже тщетно пытался заставить певца проявить таковую). Ее, артистической индивидуальности, просто нет. Это не обязательно плохо, но зачем при этом работать в профессии, где таковая индивидуальность требуется по определению, при исполнении ведущих партии так уж точно?

Певец, исполняющий большую сложную главную партию (одну из красивейших для тенора), просто «отсутствовал» на сцене — и как артист, и как музыкант (о том, что он поет немузыкально, ему об этом еще Синявская на «Большой опере» говорила). Было уже без разницы, какой у него голос и были ли с ним какие-то проблемы. Он мог бы вообще не приходить на спектакль — ничего бы не изменилось.

Цитировать
В провинции совсем другое... здесь нужно много работать, петь много и разные партии, часто выходить на сцену, а это бесценный опыт для начинающего (и не только для начинающего) певца.   

Несомненно.

Но самое смешное (выяснил только сейчас), что Говзич как раз и поет (или пел, по крайней мере) в провинции.
В Саратове — http://www.operabalet.ru/opera/soloists/i_govzich/
В Самаре — http://www.opera-samara.net/Opernaya_truppa/solist158.html
« Последнее редактирование: Февраль 19, 2016, 18:02:05 от Александр П. »

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
Re: «Бал-маскарад» Верди в «Геликон-опере»
« Ответ #18 : Февраль 19, 2016, 13:29:50 »
Скорее всего он пел там как приглашённый певец, т.е. это были "разовые" выходы на сцену.
Проводя аналогию можно сказать - есть водители- профессионалы, которые каждый день "за баранкой" и есть водители-любители, которые выезжают на авто по большим праздникам.
А психику начинающему певцу сломать очень легко... Стоит только сказать, что он слабый, и начинать "залезать" в вокал.
     
« Последнее редактирование: Февраль 19, 2016, 13:41:07 от Admin »

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 161
Re: «Бал-маскарад» Верди в «Геликон-опере»
« Ответ #19 : Февраль 19, 2016, 19:21:42 »
Скорее всего он пел там как приглашённый певец, т.е. это были "разовые" выходы на сцену.
Проводя аналогию можно сказать - есть водители- профессионалы, которые каждый день "за баранкой" и есть водители-любители, которые выезжают на авто по большим праздникам.
Ну Вы же в Астрахани тоже не каждый день выходите на сцену. А, судя по афише, раза два в месяц.
Ну также и Говзич — я посмотрел афишу Саратовского театра, на сайте которого, в отличие от Астраханского, публикуются составы и афиши прошедших месяцев — поет примерно 2 раза в месяц. В его текущем репертуаре партии Риккардо, Каварадосси, Пинкертона, Водемона.

Цитировать
А психику начинающему певцу сломать очень легко... Стоит только сказать, что он слабый, и начинать "залезать" в вокал.
Тех, кому говорят, что они слабые, вряд ли ставят на ведущие партии.

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 161
Re: «Бал-маскарад» Верди в «Геликон-опере»
« Ответ #20 : Февраль 19, 2016, 19:23:50 »
В Геликон перед открытием пришло на прослушивание 400 человек, а в Астрахань приезжают 2-3. В Астрахани мне приходится петь и Трике и Отелло (и это хорошо), в Москве такой практики нет.
Конечно, если в Москве найдут певца, способного спеть Отелло, то Трике он точно петь не будет. Хотя бы потому, что надо же как-то занять те самые 400 человек. :)

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
Re: «Бал-маскарад» Верди в «Геликон-опере»
« Ответ #21 : Февраль 19, 2016, 19:53:44 »
Скорее всего он пел там как приглашённый певец, т.е. это были "разовые" выходы на сцену.
Проводя аналогию можно сказать - есть водители- профессионалы, которые каждый день "за баранкой" и есть водители-любители, которые выезжают на авто по большим праздникам.
Ну Вы же в Астрахани тоже не каждый день выходите на сцену. А, судя по афише, раза два в месяц.
Ну также и Говзич — я посмотрел афишу Саратовского театра, на сайте которого, в отличие от Астраханского, публикуются составы и афиши прошедших месяцев — поет примерно 2 раза в месяц. В его текущем репертуаре партии Риккардо, Каварадосси, Пинкертона, Водемона.

Цитировать
А психику начинающему певцу сломать очень легко... Стоит только сказать, что он слабый, и начинать "залезать" в вокал.
Тех, кому говорят, что они слабые, вряд ли ставят на ведущие партии.

Александр, вот что мне довелось в театре в первом полугодии:
4 августа - Ерошка (Князь Игорь)
 11 августа - 11сентября - постановка "Осуждение Фауста"
12 сентября - дебют в партии Фауста ("Осуждение Фауста"), премьера.
13 сентября - партия Фауста ("Осуждение Фауста"), " вторая" премьера.
18 сентября - партия тенора ("Кармина Бурана")
27 сентября -  партия Канио ("Паяцы")
4 октября - концерт (популярные танго)
7 октября - концерт (песни военных лет)
8 октября - концерт (арии и дуэты из любимых опер)
14 октября-  партия тенора ("Кармина Бурана")
17 октября - партия Канио ("Паяцы")

23 октября - гастроли в Румынии (Opera Nationala Romana Timisoara)
В программе :
Вторая песнь Баяна "Есть пустынный край..."
Сцена Марфы и Андрея из последней картины оперы
Сцена Бориса Годунова и Василия Шуйского 
Сцена и дуэт Марины Мнишек и Самозванца
Ариозо Германа - "Прости небесное созданье..."       
Сцена и дуэт Лизы и Германа  (Канавка)

31 октября - партия Отеллло ("Отелло")
7 ноября - концерт "Оперетта"
8 ноября - концерт "Оперетта"
15 ноября - партия Германа ("Пиковая Дама")
19 ноября - концерт (арии и дуэты из опер и оперетт)
21 - ноября - партия Пинкертона ("Мадам Баттерфляй") - дебют.
29 - ноября партия Фауста ("Осуждение Фауста")

В январе 2016

25 января - Трике (Евгений Онегин)

В феврале 2016:
5- февраля - Фауст (Осуждение Фауста)
12-февраля - Пинкертон (Мадам Баттерфляй)
21- февраля - Кармина Бурана (партия тенора)
25 февраля - Канио (Паяцы)

Согласитесь, не так уж и мало...
Но всё это пришло, так сказать в своё время.. а когда на неокрепшую психику и вокал молодого певца "обрушивают" серьёзный оперный репертуар, то как правило, получается то что получается.... к 40- годам певца уже нет и голоса тоже.
« Последнее редактирование: Февраль 19, 2016, 20:13:06 от Алексей »

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 161
Re: «Бал-маскарад» Верди в «Геликон-опере»
« Ответ #22 : Февраль 19, 2016, 20:26:07 »
Александр, вот что мне довелось в театре в первом полугодии:
[список на восемь листов]
...

Согласитесь, не так уж и мало...
Ну как раз примерно по 3-4 спектакля в месяц.
Действительно, не так уж и мало, учитывая репетиции, гастроли и концерты.

Цитировать
а когда на неокрепшую психику и вокал молодого певца "обрушивают" серьёзный оперный репертуар, то как правило, получается то что получается...
С другой стороны, в Москве такого прям серьезного репертуара (если понимать под ним оперы с партиями для драмголосов) особо и нет, и уж тем более к нему не привлекают молодых певцов. А вот как раз в провинциальном театре из-за нехватки голосов могут и молодому предложить серьезный репертуар (Вы же, например, на заре своей творческой деятельности пели Германа).

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 161
Re: «Бал-маскарад» Верди в «Геликон-опере»
« Ответ #23 : Февраль 19, 2016, 20:50:15 »
Как мы ждали Пиковой с Федосеевым.. и что? а ничего....
Продолжать можно долго...
Такое ощущение, что идёт сознательное уничтожение оперы и начинают со столиц...
Федосеев, Вы считаете, уничтожает оперу?
«Пиковая» с Федосеевым прошла не без исполнительских косяков, но «ничего» — это слишком уничижительно. Событие состоялось, хотя и не вышло на совсем уж высокий уровень, которого от него ожидали. Я слушал в зале, впечатление это произвело. И Герман был. Да, не без косяков. Но для Москвы и это пока недосягаемый уровень.
Ну не взял си в Грозе — обидно, но не на этой ноте держится спектакль. Если бы Илья Говзич каждую арию в «Бале» заканчивал си или до как у Паваротти, а всё остальное пел, как пел, — это ни на йоту бы не улучшило спектакль.

Единственное: отмечу, что «шероховатости» Антоненко в «Пиковой» были слышны в основном в записи, а не в зале. Следовательно, и Говзич в ощущениях зрителей заливался соловьем, а запись подпортила ему ( и не только ему) картину. :)

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
Re: «Бал-маскарад» Верди в «Геликон-опере»
« Ответ #24 : Февраль 19, 2016, 21:12:35 »
Согласен с Вами.. В провинции певец может окрепнуть, распеться, сделать репертуар и уже потом решать куда двигаться дальше.