Автор Тема: «Псковитянка» Римского-Корсакова, к.и. в Большом театре, Т. Сохиев  (Прочитано 4665 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
В Большом театре спели «Псковитянку» Римского-Корсакова

В концертном исполнении не возникло театральных контуров будущего спектакля

Петр Поспелов

https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2017/10/16/737952-speli-pskovityanku
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 179
Н.Римский-Корсаков : Псковитянка, концертное исполнение, Большой театр 13.10.2017

https://dolchev.livejournal.com/201743.html

Не откажу себе в удовольствии процитировать важный фрагмент (о том, что Большой театр в очередной раз проваливает то, в чем должен быть впереди планеты всей — в русской опере):

Как поставить ту же самую Alcina все знают — позвать на помощь западную постановку.
А что делать с «Псковитянкой», о которой там не имеют ни малейшего представления?..

По мне, так вообще не надо браться.
Потому что концертное исполнение этой оперы — горестный рассказ о всех тех немощах, которыми болен Большой театр, серьезно и давно.
«Псковитянка» не то произведение, которое надо исполнять в оперном зале в концертном варианте.
Да еще и называть такое мероприятие премьерой. Для этого существует Филармония, Консерватория, в которых каждый вечер происходят такие расчудесные премьеры.

Уму непостижимо, чего не хватает, чтобы сделать спектакль? И как ни верти, получается, что ума.
В первую очередь его не хватает, чтобы собрать достойный Ансамбль с хотя бы одним своим русским Басом.
К Rafał Siwek никаких претензий нет, он вышел во фраке и спел с легким акцентом своим замечательным глубоким басом фрачного Ивана Грозного в европейской манере; такая манера не удивительна и для кончертанте вполне сойдет, но, извините, эта опера не про Европу и, если кто забыл, с такими исполнительскими традициями, которые просто так за борт расхлябанного дредноута не выбросишь.

Те немногочисленные ошмётки оперной труппы по мере сил, что называется, пытались справиться с поставленой задачей голосового озвучивания своих партий каждый в меру своих способностей. Как известно, в основном они у кого какие, но всех их объединяет одно - они сильно далеки от высокого класса и некогда почетного звания солист Большого театра.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Шановний царь

В Большом театре прозвучала "Псковитянка" Римского-Корсакова

Текст: Ирина Муравьева

Оперу "большого русского стиля", написанную Николаем Римским-Корсаковым на сюжет из времен Ивана Грозного "Псковитянка" (либретто по исторической драме Льва Мея), представили на Исторической сцене Большого театра в концертной версии под руководством Тугана Сохиева.

https://rg.ru/2017/10/16/v-bolshom-teatre-prozvuchala-pskovitianka-rimskogo-korsakova.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
«Псковитянка» Римского-Корсакова вернулась в Большой театр

Главными действующими лицами спектакля стали 120 хористов

Светлана Наборщикова

https://iz.ru/659670/svetlana-naborshchikova/pskovitianka-vernulas-v-bolshoi-teatr
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 733
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Дополнительные материалы от 13 октября http://classicalforum.ru/index.php?topic=929.msg195275#msg195275
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 733
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Безусловным героем вечера стал Вячеслав Почапский в роли Князя Юрия Токмакова, наместника царского - спокойный, красивый, уверенный бас без малейших ноток напряжения. Очень эмоционально выступила Анна Нечаева в роли Княжны Ольги. Рафал Шивек, исполнитель роли Ивана Грозного, оставил двойственное впечатление. Временами, например в сцене в доме Токмакова, как-то терялся за оркестром, звучал слабо и натужно, иногда, в диалоге с Ольгой, выглядел по-царски. Долгов и Муравицкий не впечатлили - беда у нас с тенорами. Впрочем, женская часть тоже откровенно не блистала, кроме, как я уже упоминал ранее, главной героини.


Корябин слушал тот же состав:

Сражённая, но воскресшая!
Концертное исполнение «Псковитянки» Римского-Корсакова в Большом театре
Игорь Корябин, 19.10.2017 в 15:23

Итак, концертное исполнение: оркестровая яма убрана, на месте нее – литерные ряды партера, оркестр с хором – на сцене, а певцы-солисты – перед оркестром у рампы. В трехактной опере Римского-Корсакова – шесть картин, и она поделена антрактом на две части (по три картины в каждой). То, что дирижер Туган Сохиев обстоятельно хорошо поработал с оркестром, слышно уже с увертюры. Если судить и по давно побывавшей в его дирижерских руках, но хорошо запомнившейся «Сказке о царе Салтане» в Мариинском театре, и по упомянутой выше «Снегурочке» в Большом, то Римский-Корсаков, несомненно, – его композитор. И эта русская до мозга костей музыка с точки зрения благородно-чувственной красоты звучания, тонких нюансов и рельефно проступающей «академичности» находит в лице маэстро Сохиева благодатного художника.

Но в постреконструированном Большом театре – всё иное: иные люди, иная музыка, иная публика, иная акустика, прежняя, но заведомо другая сцена, хотя теперь она гордо и по праву официально именуется Исторической (а когда-то с появлением Новой сцены мы просто называли ее Основной). Всё, что происходит на ней сегодня, на прошлые великие традиции практически уже не опирается. Театр легко с ними расстался и идет дальше. И несмотря на безусловный профессионализм оркестра и дирижера, на великолепное, как и раньше, звучание хора, звездный час которого в сцене псковского вече закономерно наступает и на этот раз (хормейстер – Валерий Борисов), былого наполнения музыки, того завораживающего шаманства, которое творил гений Евгения Светланова, сегодня, увы, просто нет. Другое время – другая музыка: как это, в сущности, до боли знакомо! Опять же, «квартет» певцов на ключевые партии этого проекта (Ольга, Иван Грозный, князь Юрий Токмаков и Михайло Туча) – ансамбль, в целом, вполне профессиональный. И всё же в музыкальном отношении он творчески «спокоен», поэтому нынешнюю «Псковитянку» так и хочется назвать тихой – не в смысле, конечно, тривиальной громкости звучания, а в смысле недостаточности открытий в главном «квартете» солистов.

Но одно исключение есть: это бас Вячеслав Почапский, которого открывать и не надо. В постановке Светланова он был роскошным Иваном Грозным, а теперь поет князя Юрия Токмакова – прекрасная работа! Так что сравнение с польским басом Рафалом Шивеком, выступившим в роли Ивана Грозного, неизбежно. Приглашенного зарубежного певца мы хорошо помним по «Гамлету» Томá – концертному исполнению 2015 года в Московской филармонии (Клавдий). В 2016 году в партии Захарии («Набукко» Верди в Польской национальной опере) он, определенно, запомнился и мастером итальянской кантилены. Но в русской опере при своей красивой подаче звука артист предстал лишь схематичным проводником музыки, обнаружив монотонное безакцентное пение: претендовать на глубину психологического постижения противоречивого образа Ивана Грозного оно вряд ли могло. Зато вокальная форма, предъявленная Вячеславом Почапским, твердо убеждает в том, что партию царя Ивана со всем спектром ее психологических акцентов он вполне смог бы спеть и сегодня.

Безакцентное пение – также характеристика вокальных работ тенора Олега Долгова (Михайло Туча) и сопрано Анны Нечаевой (Ольга). И это, в свою очередь, убеждает вновь, как непроста русская опера даже для русских певцов! Красивому лирико-драматическому голосу Олега Долгова явственно недостает драматической кантилены, уверенного звучания середины и вокальной выносливости (в дуэте третьего акта с Ольгой он то отчаянно форсирует на верхах, то едва «накалывает» звук). Напротив, Анна Нечаева, по сравнению с партией Купавы в упомянутой «Снегурочке», в вокальной субстанции партии Ольги ощущает себя гораздо увереннее, вольготнее, музыкально раскрепощеннее. Пусть и без акцентов, но в ее интерпретации красивая и ровная вокальная линия, которая приятно цепляет слух, ни на миг не проседает. В лирико-драматической фактуре голоса певицы преобладает довольно теплое и сильное лирическое наполнение, но для партии Ольги того драматизма, на который этот голос способен, вполне хватает. Кроме названного «квартета» певцов другие персонажи – вспомогательные, так что финальную точку на нем и поставим.

http://belcanto.ru/17101901.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 733
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Насчет созвучия "Травиаты" с "травлением" - это я не нарочно, даже в мыслях не было. Хоть и не люблю я ее. Так что не надо "Хованщину" по этому поводу "ховать".  ;D

А вот вы напрасно не цените Джузеппе нашего Верди. Предлогов в своё время писал, что, по всей видимости, именно опера Верди "Дон Карлос" вдохновила М.П. Мусоргского на создание оперы "Борис Годунов": http://classicalforum.ru/index.php?topic=9038.msg123210#msg123210

В "Псковитянке" в арии Ивана Грозного есть тема правителя с человеческим лицом, ночные размышления царя в одиночестве. Ария Ивана Грозного в этом плане напоминает арию Филиппа II ("Дон Карлос").

Картина вторая
Царская ставка. Задняя пола откинута; видны лесистая
местность и крутой берег реки Медедни. Ночь. Светит месяц.
Ставка устлана коврами. Спереди налево медвежья шкура
поверх ковра; на ней крытый золотою парчёю стол с двумя
шестирогими подсвечниками, на столе меховая шапка,
кованый в серебро нож, стопа, чарка, чернильница и несколько
свитков, тут же броня и оружие.
Царь Иван Васильевич один.


Вот обелил я Псков,
А девчонка всё с ума нейдёт!
Былое время, молодость кипучая,
Былая страсть!...
Словно бурей со дна морского
Сокровища, в нем погребенные,
Давно забытые, пригнало к берегу;
Людям на показ и расхищенье.

Как пред очами:
Лес, орешник и она...
Дрогнýло ретивое, не стерпелось!...
(задумывается)
Теперь плоды вон пожинаем.
То только царство сильно, крепко и велико,
Где ведает народ, что у него один владыка,
Как во едином стаде единый пастырь.
Ох, как бы мне управиться хотелось!
Русь оковать законом крепким, что бронёю,
Да даст ли бог мне разума и силы?
(читает)

«И яко да злодеяния бесовские испраздниши,
и учеником своим власть давай
еже наступити на змия и скорпия,
и на всю силу вражию...»
Ох, тяжко мне!

http://www.operalib.eu/zpdf/fanpskov_bn.pdf
Che mai sento!

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 967
Цитировать
напрасно не цените Джузеппе нашего Верди
Ценю. И за "Дона Карлоса", и за "Симона Бокканегру". А вот "Травиату" не перевариваю. Впрочем, у Вагнера тоже были неудачные и практически забытые ныне ранние оперы.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 733
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
“Псковитянка” – концертное исполнение в Большом театре

Владимир Ойвин

http://www.classicalmusicnews.ru/reports/pskovityanka-oivin-2017/

..."Я слушал исполнение 13 октября. Надо сказать, что оркестр звучал отменно, красивым звуком, с обилием оркестровых оттенков. Но в интерпретации Сохиева мне не хватало нерва, экспрессии, заложенной в партитуре. Может быть не в такой степени, как это присутствует в партитуре «Царской невесты», но в большей, чем мы услышали в «Псковитянке».

Эта экспрессия была подменена избыточной громкостью оркестра, которая забивала солистов. Порой  не было слышно даже мощного голоса Евгении Сегенюк."
______________________________________________

Избыточная громкость возникала потому, что оркестр находился не в яме, а на сцене (Сохиеву очень хочется быть на виду). Поэтому оркестр громок и забивает певцов (чего в спектаклях, когда оркестр располагается там, где ему положено быть, то есть в яме - п/у Сохиева не наблюдается).

Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 733
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
ТИХАЯ «ПСКОВИТЯНКА»

Игорь Корябин

«Псковитянка» Н.А. Римского-­Корсакова пришла на сцену Большого театра в форме концерта через 18 лет после величественной лебединой песни Евгения Светланова

http://gazetaigraem.ru/a7201711
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 733
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Большой театр снова даёт "Псковитянку" в концертном исполнении - 11 марта 2019 г.

https://www.bolshoi.ru/performances/2075/
Che mai sento!

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 879
Большой театр снова даёт "Псковитянку" в концертном исполнении - 11 марта 2019 г.

https://www.bolshoi.ru/performances/2075/

"Псковитянку" нужно ехать слушать в Мариинке, но никак не в Большом!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 733
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
11 марта 2019 г.

Дирижер    Туган Сохиев
Царь Иван Васильевич Грозный      Станислав Трофимов
Князь Юрий Иванович Токмаков    Денис Макаров
Михаил (Михайло) Андреевич Туча   Илья Селиванов
Княжна Ольга Юрьевна Токмакова    Динара Алиева
Боярин Никита Матута   Иван Максимейко
Власьевна, мамка   Елена Манистина
Перфильевна, мамка     Светлана Шилова
Боярышня Степанида Матута, подруга Ольги    Анна Бондаревская
Князь Афанасий Вяземский   Николай Казанский
Бомелий, царский лекарь     Александр Бородин
Юшко Велебин, гонец из Новгорода    Александр Бородин
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 733
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Большой театр снова даёт "Псковитянку" в концертном исполнении - 11 марта 2019 г.

https://www.bolshoi.ru/performances/2075/

"Псковитянку" нужно ехать слушать в Мариинке, но никак не в Большом!

По вашему заказу привезли из Мариинки Трофимова и Селиванова. :)
Che mai sento!

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 879
Большой театр снова даёт "Псковитянку" в концертном исполнении - 11 марта 2019 г.

https://www.bolshoi.ru/performances/2075/

"Псковитянку" нужно ехать слушать в Мариинке, но никак не в Большом!

По вашему заказу привезли из Мариинки Трофимова и Селиванова. :)
В Мариинке к тому же красивейшая полноценная постановка, а не к/и. Увы, там в ближайшем спектакле Чурилова. А тут Алиева с Селивановым. Брррррр....

Оффлайн dolchev

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 289

"Псковитянку" нужно ехать слушать в Мариинке, но никак не в Большом!

Если только смотреть 8)
Там нет Баса на Токмакова; нет Ольги, про теноров вообще молчу.. Ну и хор *ихний* оставляет желать лучшего  ;D

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 879

"Псковитянку" нужно ехать слушать в Мариинке, но никак не в Большом!

Если только смотреть 8)
Там нет Баса на Токмакова; нет Ольги, про теноров вообще молчу.. Ну и хор *ихний* оставляет желать лучшего  ;D
Там прекрасная Ольга - Павловская! Вы считаете, Селиванов в Большом - это то, что можно слушать?  :o Я тогда уж Семишкура предпочту.

Оффлайн dolchev

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 289
Да мне, если честно, как-то все равно ... Селиванов / Семишкур  8)
И Псковитянка не предмет моих интересов. Сколько ее Римский-Корсаков не переделывал, все равно опера какая-то недоделанная, скучная 8)

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 447
Совершенно точно. Не та опера, ради которой стоит что-то менять в своей жизни. Мариинка, БТ... Какая разница! Не интересно!
И принципиальное значение имеет калибр личностей. Это я по поводу отсутствия присутствия "шаляпиных"!)))))

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 733
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Да мне, если честно, как-то все равно ... Селиванов / Семишкур  8)
И Псковитянка не предмет моих интересов. Сколько ее Римский-Корсаков не переделывал, все равно опера какая-то недоделанная, скучная 8)

Даже с Трофимовым?
Che mai sento!

Оффлайн dolchev

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 289
Я не слушал с ним, только с Рафаэлем и Тановицким  ;D

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 733
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Н.Римский-Корсаков : Псковитянка, концертное исполнение, Большой театр 11.03.2019

https://dolchev.livejournal.com/214446.html
Che mai sento!