Автор Тема: "Енуфа" Л. Яначек в МАМТ (премьера - февраль 2018)  (Прочитано 6633 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 568
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Как всегда: одни говорят - замечательно, потрясающе, другие - неликвид.

Неликвид - имеется в виду низкий спрос на билеты, даже на премьерные спектакли.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 568
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Наталья Зимянина добавила 2 новых фото.
11 ч ·
https://www.facebook.com/natalya.zimyanina/posts/1127887637348283?pnref=story

С огромным интересом вчера (28.02) смотрела в Театре Станиславского и Немировича-Данченко премьеру «Енуфы» Леоша Яначека в постановке Александра Тителя (дирижер Евгений Бражник).

Картинка, особенно вначале, очень красивая: кипящая трудовая деревенская жизнь вокруг огромного поваленного дерева (художник Владимир Арефьев). Уместные костюмы Елены Степановой.

Режиссура грамотная, хотя бегают многовато. Артистами восхитилась - не представляю, как можно было выучить такой ужасающий текст на не вполне ясную музыку. Это главный затык, из-за чего не ставят «Енуфу» по-русски. У Яначека текст буквально из жизни, он действительно записывал в книжечку нотами интонации разговорных фраз и использовал их в своих сочинениях - по музыкальности чешский язык редко с каким сравнится (из-за долготы отдельных гласных). И у него народная речь, поэтому очень, конечно, фальшиво по-русски звучат все эти «Я простить не в силах», «Знать должна про это», «Что тебе плохого сделать она могла», «Его ж отец беспутный о том не знает» и т.п. Ну что же, мы к условностям оперы привыкли, ладно. Хотя что-то очень важное яначековское утеряно. Получается, либо Яначек, либо по-русски. Дудочка или кувшинчик.

Пели героически: Елена Гусева, Наталья Мурадымова (это звезда спектакля, Костельничка), Николай Ерохин (отлично) и Нажмиддин Мавлянов.

Грех тут еще что-то критиковать - Яначек страшно невезучий в России. И каждое его новое исполнение - это буквально подвиг. Мне кажется, надо немного времени, и артисты переварят текст (а может, подправят его слегка), будут смелее, как и дирижер. И постановка дойдет до кондиции. А сам сюжет язычески-жутковатый, по-деревенски жестокий, для меня - неоднозначный (ужас, ужас), и тут, конечно, музыка должна сыграть огромную роль, чтобы убедить зрителя в какой-то все-таки позитивной жизненной силе; она должна быть наповал, чтобы в осадке не остался один безвинно утопленный младенец. (Когда шла на премьеру - молилась, чтобы в спектакле не было вмёрзшего в лед ребенка).

А иначе для чего вообще все это? Ведь не ради сюжета пьесы второстепенной писательницы Прайссовой.

Буклет роскошный.
 
В зале было много интересного народу. Рада была пообщаться с Дмитрием Черняковым и Виталием Третьяковым. Он ведь когда-то в МГУ учил чешский язык, к тому же - опероман. А вот так посмотришь на него в ящике - ни за что не скажешь!

На картинке - общий вид, какой-то предварительный коллаж. Но именно так, стильно, все и выглядит. И даже козлик живой есть (хотя я всегда против лошадей, ослов, петухов и т.п.)

Кстати, если уж просвещаемся: о произношении по-русски фамилии Яначек. А то недавно по ТВ смотрела интервью Чернякова, и он произносит с ударением на Я. Да, ударение в чешском языке (сила выдоха) - на первом слоге. Но над "а" стоит именно та самая долгота, придающая чешскому распевность. Это очень долгое выразительное "а-а-а", поэтому, если брать из чешского со слуха, по-русски надо произносить "ЯнАчек". Тем более что довольно распространенная фамилия - Янечек, с ударением на первое Я. Еще раз: Ле́ош Яна́чек. Простите за занудство)))
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 648
Как всегда: одни говорят - замечательно, потрясающе, другие - неликвид.

Неликвид - имеется в виду низкий спрос на билеты, даже на премьерные спектакли.
Ну я поняла. Но удачный спектакль никто неликвидом не назовёт.

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 808
Как всегда: одни говорят - замечательно, потрясающе, другие - неликвид.

Неликвид - имеется в виду низкий спрос на билеты, даже на премьерные спектакли.
Ну я поняла. Но удачный спектакль никто неликвидом не назовёт.
На премьерный спектакль неизвестно, удачный он или нет. На завтра все приличные места разобрали, осталась только боковая галерка.

Оффлайн elif

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 72
Мавлянов - обладатель уникального голоса, единственный в своем роде на Москву и Питер. Поет все подряд, без разбора. Это работа на износ. Голос ему не простит... И потому ему не нужен Яначек, хотя - видит бог - я отнюдь не поклонница только одного стиля оперы. Мне нужен Вагнер в той же степени, что и Верди, а Яначек - в той же степени, что и бельканто...

Про уникальный голос -- абсолютно согласна, как и про то, что его следует беречь. Но надеюсь, что он умный певец и рассчитывает свои силы. Насчет Яначека -- возможно, Вы правы, но с другой стороны -- вот худрук театра готовит премьеру и назначает его на одну из главных партий. Даже если он сам считает, что этот композитор не для него, -- ну вряд ли он может сказать: нет, я не буду, это мне не подходит )

Любой солист может отказаться от партии, написав заявление с обоснованием. А уж у солиста с международной карьерой ещё больше прав для выбора репертуара, как в сторону "что петь", так и "что не петь".

я понимаю, но, думаю, здесь могут быть разные соображения -- нежелание подводить театр, интерес попробовать что-то новое, необычное для себя, поучаствовать в премьере и т.п. Да и действительно звездные солисты могут спеть на премьере, а дальше уже по желанию, а в текущем репертуаре будут петь их, так сказать, дублеры :)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 568
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Незаурядная обыденность

«Енуфа» Яначека в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко
02.03.2018

На сцене Музтеатра Станиславского идут премьерные показы оперы Леоша Яначека «Енуфа» в постановке режиссера Александра Тителя, художника Владимира Арефьева и дирижера Евгения Бражника. Их трактовка репертуарного раритета как нельзя лучше подходит для первого знакомства с неизвестной музыкой, считает Юлия Бедерова.

...На сцене объединением несводимого занята музыка, и дирижер Евгений Бражник справляется со своей задачей, подчеркивая обволакивающую эмоциональную мягкость, но в известной степени в ущерб изысканной остроте партитуры. Ансамбль певцов все же обобщается и складывается, а главная роль оперы, Костельничка, в исполнении Натальи Мурадымовой становится не просто продолжением ее же Медеи, но еще и призом за ту «Медею», где певица оказалась в тени певшей в первом составе Хиблы Герзмавы. Теперь именно Мурадымова, центральная героиня премьеры, вокально и актерски царствует на сцене, и все выглядит справедливо.

https://www.kommersant.ru/doc/3560576
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 568
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Ольга Вайсбейн
Подписаться · 6 ч ·
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=953833988103355&set=a.537870143033077.1073741826.100004302874240&type=3&theater
 
Прогон Енуфы Яначека. Заполнила очередную зияющую дыру в образовании, т.к. никогда раньше не только не видела в театре (да и негде было), но и не слышала этой оперы. А она, оказывается, мощнейшая, с могучими темными достоевско-лесковскими страстями, красивейшими речитативами. Недаром Яначек так хорошо знал русскую литературу, ее влияние тут очевидно. И если недавняя "Пиковая дама" Туминаса в Большом продемонстрировала пример предельной режиссерской аскезы, практически концертного исполнения, то Титель поставил поставил не просто полноценный оперный, но я бы даже сказала оперно-драматический спектакль, так подробны и психологически выверены все характеры, отношения, мотивировки. Все женские образы превосходны, хотя у нас был второй состав (Енуфа - Елена Безгодкова, Костельничка - Ольга Гурякова). Мужские партии впечатлили меньше (Лаца - Виталий Ревякин, Штева - Нажмиддин Мавлянов). А вот что вызвало недоумение, так это то, что поют по-русски, а не по-чешски, т.е. не на языке оригинала, как это давно принято во всем мире, а теперь и у нас. Ведь язык - это тоже часть музыки, и когда он для музыки не родной, происходят некоторые нестыковки, сдвиги ударений, интонаций. А вся опера в основном построена на речитативах, поэтому это очень заметно. И под конец скажу совсем наивную детскую глупость. Мне, как человеку, воспитанному в основном на драматическом театре, далеко не безразличны не только голос и актерские данные, но и внешность исполнителя. Стопудовых татьянлариных пенсионного возраста я всегда переносила с трудом при любой степени голосистости. Поэтому для меня важно, что в Енуфе радуется не только ухо но и глаз - главные героини стройны и хороши собой.
Che mai sento!

Оффлайн zeffirelli

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 266
Енуфа
https://stanmus.ru/performance/20183





Мировая премьера: 21 января 1904 года
Национальный театр, Брно

Российская премьера: 28 июня 1958 года
Государственный академический театр оперы и балета, Новосибирск




Опера ставилась в Большом театре (Филиал). Премьера - 6 декабря 1958 г., последнее исполнение - 3 февраля 1959 года. Партию Дьячихи (именуемой ныне Костельничкой) исполняла Ирина Архипова. Енуфа - Наталья Соколова, Лаца - А. Масленников.

Оффлайн Arsinoya

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 321
Музыкальный театр
сегодня в 1:30
https://vk.com/wall-57323907_14144

Сергей Воеводин
сегодня в 1:25
Енуфа Леоша Яначека в Музыкальном театре Станиславского.
Оперные тезисы.

1. Безусловно можно поздравить театр с появлением ещё одного неликвида, который уже в самое ближайшее время может стать даже неликвиднее прошлых неликвидов.

2. Продолжаю считать, что Енуфа - очень красивая опера, хотя не факт, что после посещения этой постановки у вас будет такое же мнение. В Мариинке опера определенно звучала красиво, даже сквозь бурчание пригнанных на такой же свой неликвид собесовских бабушек.

3. Стиль режиссёра Александра Тителя обрёл уже такой уровень совершенства, что кажется, будто смотришь сразу все его прошлые постановки одновременно, включая и Снегурочку в Большом театре.

4. Становлюсь всё большим поклонником Натальи Мурадымовой, так что хочется слушать её всё чаще и просто во всём, что звучит.

5. Хочется послушать в Енуфе и Елену Безгодкову, которая попала во второй состав, так что придётся ещё раз добровольно подвергнуть себя этой изощренной пытке, как всегда конечно с надеждой на чудо. Но это уже только в следующем блоке, после серьезного отдыха.

Резюме: если вы сторонник того, что опера - не развлечение, а труд, временами даже тяжелый, - то это трехчасовая постановка определенно создана для вас. К сожалению постановщики только несколько упростили работу таким трудолюбивым зрителям, поставив её в переводе на русский язык. Но в зале, как это ни удивительно, каким-то чудом оказались ещё и чешские зрители. Они определенно потрудились сегодня на славу. 😋😉

...Боюсь, что с переводом на русский большая часть красоты этой оперы всё-таки была утеряна.

+100500

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 808
Ольга Вайсбейн
Подписаться · 6 ч ·
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=953833988103355&set=a.537870143033077.1073741826.100004302874240&type=3&theater
 
Прогон Енуфы Яначека. Заполнила очередную зияющую дыру в образовании, т.к. никогда раньше не только не видела в театре (да и негде было), но и не слышала этой оперы. А она, оказывается, мощнейшая, с могучими темными достоевско-лесковскими страстями, красивейшими речитативами. Недаром Яначек так хорошо знал русскую литературу, ее влияние тут очевидно. И если недавняя "Пиковая дама" Туминаса в Большом продемонстрировала пример предельной режиссерской аскезы, практически концертного исполнения, то Титель поставил поставил не просто полноценный оперный, но я бы даже сказала оперно-драматический спектакль, так подробны и психологически выверены все характеры, отношения, мотивировки. Все женские образы превосходны, хотя у нас был второй состав (Енуфа - Елена Безгодкова, Костельничка - Ольга Гурякова). Мужские партии впечатлили меньше (Лаца - Виталий Ревякин, Штева - Нажмиддин Мавлянов). А вот что вызвало недоумение, так это то, что поют по-русски, а не по-чешски, т.е. не на языке оригинала, как это давно принято во всем мире, а теперь и у нас. Ведь язык - это тоже часть музыки, и когда он для музыки не родной, происходят некоторые нестыковки, сдвиги ударений, интонаций. А вся опера в основном построена на речитативах, поэтому это очень заметно. И под конец скажу совсем наивную детскую глупость. Мне, как человеку, воспитанному в основном на драматическом театре, далеко не безразличны не только голос и актерские данные, но и внешность исполнителя. Стопудовых татьянлариных пенсионного возраста я всегда переносила с трудом при любой степени голосистости. Поэтому для меня важно, что в Енуфе радуется не только ухо но и глаз - главные героини стройны и хороши собой.
Судя по фото, там не Мавлянов, а Либерман, и -да, вместо Матвеева - Ревякин.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 568
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Заведите козу
В МОСКВЕ ТЕПЕРЬ ЕСТЬ «ЕНУФА» ЛЕОША ЯНАЧЕКА
текст: Екатерина Бирюкова

Театр Станиславского и Немировича-Данченко не ищет легкой жизни. Центральная премьера этого сезона — опера «Енуфа» Леоша Яначека. Ни название, ни имя великого чешского композитора нашей оперной публике толком ничего не говорят. Зал даже в премьерный вечер зияет пустыми креслами. «Енуфа» с ее музыкальными красотами и щемящим сюжетом ставилась в Москве только один раз — в конце 50-х в Большом театре. Еще в те же годы была постановка в Новосибирске и в наше время — у Гергиева в Мариинке. Вот и все.

...В премьерном составе Енуфу отлично пела Елена Гусева в окружении голосистых Нажмиддина Мавлянова (непутевый жених Штева) и Николая Ерохина (образцовый жених Лаца). Но спектакль делает все же не она, а Наталья Мурадымова в роли Костельнички. Жутковатое амплуа детоубийцы ей уже великолепно подошло в идущей в театре «Медее» Луиджи Керубини. И здесь она снова предстает большой трагической актрисой, от которой не оторваться.

Репертуарное приобретение театра не обещает легкую жизнь кассирам, но оно совершенно точно не лишнее.

Читайте полностью http://www.colta.ru/articles/music_classic/17455
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 568
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Премьера "Енуфы" Леоша Яначека в театре Станиславского и Немировича-Данченко

Своей новой премьерой МАМТ закрыл культурную лакуну в московском оперном репертуаре
Автор: Владимир Зисман

...Несколько забегая вперёд, необходимо отметить, что дирижёр-постановщик "Енуфы" Е.Бражник стилистически и акустически (что в этой опере с плотной партитурой, огромны м динамическим и экспрессивным диапазоном, с чередованием очень камерных сцен и массовых сцен с хором и танцами совсем непросто) очень точно выстроил весь спектакль , а оркестр театра в очередной раз подтвердил свой серьёзный профессиональный уровень.

...Из всех героев оперы только, пожалуй, характер Енуфы развивается своим линейным путём — от влюблённой в ничтожество молодой девушки, через страдания, к сильной, мудрой , прощающей в самом высоком и трудном смысле, женщине. Елена Гусева, которая исполняла партию Енуфы, провела её этим путём от начала и до конца. Партия Енуфы — труднейшая вокально — это и большой диапазон, это интонационные скачки и выход на верхние ноты, это разный тип вокализирования — от кантабиле в молитве пресвятой Деве Марии во втором  акте до истерических эпизодов, которых в спектакле более чем достаточно, это, наконец, практически три часа на сцене почти без перерыва. Енуфа Елены Гусевой была органична во всех ситуациях — от лиризма до трагедийности.

Штева, которого исполнял Нажмиддин Мавлянов, в экспозиции оперы позиционируется как главный герой-любовник, пусть даже и не кристально чистый душой. Но в течение оперы его роль и характер постепенно "сдуваются", в сцене с Костельничкой во втором акте он уже балансирует между слабохарактерным персонажем и негодяем, а в финале — он просто ничтожество. И Нажмиддин Мавлянов мастерски провёл всю эту драматургическую линию. И вокально и актёрски.

Другое дело, что сама по себе партия Штевы, прописанная Леошем Яначеком, оказалась маловата для Нажмиддина Мавлянова, певца бóльшего масштаба, чем материал, предложенный в этой роли.

А вот Лаца Клемень двигался в противоположном направлении — "герой второго плана" и неудачник в экспозиции оперы - он, не изменив своей любви, пришёл к своему счастью через все испытания. И в конце оперы он вырастает до совершенно иных масштабов личности. И дело даже не в драматургии оперы как таковой, а в том, что это чрезвычайно ярко и выпукло удалось показать Николаю Ерохину.

Путь Костельнички — от практически эпизодической, вспомогательной роли к трагедийной вершине. Наталья Мурадымова совершила если не невозможное, то, по крайней мере, очень редкое - Костельничка в её исполнении вырвалась за рамки оперной условности и вышла в реальность. Этот эффект, если можно так выразиться, доступен только самым выдающимся артистам, когда зритель перестаёт осознавать, что имеет дело с синкретическим искусством, объединяющим выдающийся вокал, музыкальный текст, драматургию, сценографию и бла-бла-бла, а видит и ощущает живую трагедию, живые события.

Читайте полностью http://www.rewizor.ru/theatre/catalog/muzykalnyy-teatr-imeni-stanislavskogo-i-nemirovicha-danchenko/enufa/retsenzii/premera-enufy-l-yanacheka-v-teatre-stanislavskogo-i-nemirovicha-danchenko/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 568
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Убийца из приличия
Мертвый младенец и любовный треугольник в моравской глубинке

Майя Крылова

...Любовь и ребенок для женщины — срам и позор, если их существование не подтверждено «правильным» общественным мнением. Чтобы прикрыть сплетни — можно и нужно убить. Идею губительной власти пересудов со страшной силой показала Наталья Мурадымова (Костельничка), которая мало что превосходно поет, так еще и мастерски лепит образ «убийцы из приличия», не забывающей ханжески молиться: «ты ведь знаешь, что мне нет пути другого?». Впрочем, ближе к концу оперы тетку грызет совесть, как леди Макбет после злодейств. Енуфа (Елена Гусева), легко справляясь с высокими нотами, прописанными композитором, не справляется с любовным крахом и с необходимостью прятать последствия. А ее мачеха убила собственного внука. И душа недалека от безумия.

Читайте полностью https://lenta.ru/articles/2018/03/02/enufa/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 568
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Мария Статкова сейчас здесь: Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко.
3 ч · Москва ·
https://www.facebook.com/story.php?story_fbid=200082764082937&id=100022436430405
«Енуфа»

Год назад я уже видела эту оперу в Мариинском театре, и тогда ситуация была примерно такова: «опера была прекрасна, а постановка была ужасна». С московской премьерой дела обстоят немного лучше, но сочетание плюсов и минусов все равно говорит, что это провал.

Здесь по крайней мере присутствовала попытка режиссёрского решения, хотя откровенно странных и нелепых моментов не счесть.

Пространство сцены решено в стиле «Догвилля»: белая коробка, ствол дерева, делящий ее по диагонали, несколько столов и стульев (это Владимир Арефьев пересмотрел Ларса фон Триера). О нужности этих предметов можно спорить – многие не используются вообще.

Большего всего смущает другое. Во-первых, проекция водопада на заднем плане (там ещё снег идёт во втором действии). Во-вторых, способ существования артистов на сцене. Действие происходит в чешской деревне начала 20 века, но ребятки были облачены в нечто среднее между фантазией на тему фильмов Кустурицы и скульптурной группы «Рабочий и колхозница». Я очень уважаю Кустурицу, не зачем мешать его с Мухиной? Воплощение ролей на уровне опереточных, то есть со всплесками руками, широкими жестами, швыряниями стульев или того самого дерева (не шучу). Присутствие Елены Гусева//Енуфа создаёт лишь истерию и мой нервный смех. Лучшими ее моментами несомненно были столкновение с тем же несчастным стволом и картинный обморок – после этого музыка приостанавливалась и зрителям давалась возможность переварить увиденное.

Дорогие друзья, поверьте, все вышеперечисленное можно было бы даже простить, если не одно обстоятельно. Специально для этой постановки чешское либретто было переведено на русский. «Чтобы быть ближе и понятнее публике» . Никак ближе не стало, но зато музыка и арии потеряли свой характер, ритм, свои нюансы и производимый эффект. Звучало очень плоско и слабо.

Что ж, теперь к моему оперному гештальту «Пиковой дамы» добавляется «Енуфа».
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 568
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Енуфа
1 марта 2018 года, четверг, 19:00, Основная сцена


Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик — Евгений Бражник
Старая Бурыйя — Ирина Чистякова
Лаца Клемень — Кирилл Матвeев
Штева Бурыйя — Евгений Либерман
Костельничка Бурыйя — Ольга Гурякова
Енуфа — Елена Безгодкова
Старик-работник на мельнице — Михаил Головушкин
Староста — Феликс Кудрявцев
Жена старосты — Элла Фейгинова
Каролка — Лариса Андреева
Служанка — Вероника Вяткина
Барена — Ксения Мусланова
Яна — Лилия Гайсина

Доп. материалы http://classicalforum.ru/index.php?topic=929.msg199276#msg199276
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 568
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Лев Семёркин (lev_semerkin)
2018-03-03 01:33:00
https://lev-semerkin.livejournal.com/762588.html

Хороша была Енуфа, краше не было в селе
*
"ЕНУФА", А.Титель, МАМТ, 2018г. (6)

Первое действие совсем не понравилось – невнятная музыка, непонятный текст, титры были плохо видны, да и вглядываться в них не хотелось, действие разворачивалось вяло и не заинтересовало.

Малодушно решил досидеть до второго антракта и сбежать. Но во втором действии все сфокусировалось – и музыка стала нравиться и сюжет заинтересовал. Деревенская история (соперничество двух братьев из-за девушки, один сделал ей ребенка, другой полоснул ножом по лицу), но фокус переместился на женский полюс – крестьянка и ее падчерица, у падчерицы шрам на лице и внебрачный ребенок. Главные мужские роли исполняли невыразительные оперные «штаны», а вот главные женские удались (Мурадымова и Гусева).

Режиссер изобразил живые «брейгелевские» картины деревенской жизни на белом сценическом листе (с участием белой козочки, а точнее козленка, ведь незаконнорожденный и утопленный младенец был мужского пола).

А закончил свадебной крестьянской фотографией.

На сцене еще находилось огромное сучковатое бревно. Угрожающе кататься по сцене оно не могло из-за сучков и его распилили.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 568
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Сергей Рощин
1 марта в 9:36 ·
Театральное. Записки Созерцателя.
Народный Вертеп.
https://www.facebook.com/sergey.roshchin.9/posts/1429976147131497?pnref=story
«Енуфа». Яначек Леон композитор. МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко. Реж. Титель Александр, дирижер Бражник Евгений. (премьера 28.02.2018).

Енуфа; 6

Оперы Яначека редки на российской сцене и интерес к этой премьере вызывало, в том числе, чувство «новизны». Жесткий сюжет с убийством ребенка и сложностью отношений в деревенском микросоциуме. Режиссерская концепция сознательно уходит от трактовок в стиле «власть тьмы» к истории женского и материнского страдания, которое заканчивается призывом к прощению. Светлый лик Енуфы вызывает христианско-библейские реминисценции. Спектакль мне напомнил недавние неаполитанские впечатления. В Неаполе и вокруг сложилась традиция изготовления многофигурных рождественских вертепов. Фигурки делаются из глины и раскрашиваются. Промысел стал так популярен, что многофигурные композиции делаются не только на библейские темы, но и про окружающую жизнь во всем этнографическом разнообразии. Александр Титель ставит этот спектакль, создавая многофигурные этнографические композиции. Фигурки, показывающие народ и жизнь деревни, легкий налет этнографичности в костюмах, народный вертеп.

Драматическая музыка Яначека не нашла поддержки в вялом дирижировании, но к третьему действию эмоции стали звучать отчетливее.

Из основных солистов в премьерном составе были слышны Елена Гусева (Енуфа), Николай Ерохин (Лаца) и Наталья Мурадымова (Костельничка). Но в результате получился спектакль не про Енуфу, а про Костельничку. Это была опера Натальи Мурадымовой. Ее вторая большая драматическая роль после Медеи. И там, и там убийство детей, и там, и там грех и расплата. Но так ярко сыграть и спеть как это было в «Медее» в этот раз не получилось. Что-то не сложилось. Режиссерские акценты в большей степени делались на Енуфе, на прощении и просветленности, и это понижало возможный градус драматичности исполнения. Может быть все-таки этот сюжет и эта музыка больше про «власть тьмы».
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 568
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Енуфа
1 марта 2018 года, четверг, 19:00, Основная сцена


Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик — Евгений Бражник
Старая Бурыйя — Ирина Чистякова
Лаца Клемень — Кирилл Матвeев
Штева Бурыйя — Евгений Либерман
Костельничка Бурыйя — Ольга Гурякова
Енуфа — Елена Безгодкова
Старик-работник на мельнице — Михаил Головушкин
Староста — Феликс Кудрявцев
Жена старосты — Элла Фейгинова
Каролка — Лариса Андреева
Служанка — Вероника Вяткина
Барена — Ксения Мусланова
Яна — Лилия Гайсина

Аркадий Флорестанов

Прекрасно, что театр ставит и ставит столь незаезженные на наших просторах названия! Больше бы таких постановок! Однако, пожалуйста, только на языке оригинала. Чудовищная ошибка - перевести всё на русский, разрушив музыку чешского языка. Ну как же так? Ну, честно, уши вянут... И Титель вроде же всё понимает: "Когда берешь язык оригинала, сохраняется аромат языка, вкус речи, то слово, на которое сочинял музыку композитор. При переходе на русский язык многое теряется, зато есть шанс быть лучше понятым публикой..." Да что там, в зале, дошколята неграмотные сидят? Публика читать по титрам не умеет??? Если хотите быть понятыми, то печатайте ПОЛНЫЙ текст либретто в программке, да и прекрасные титры на двух языках очень помогают. Остальное о постановке по сравнению переводом малозначимо, разве что коза, на которую и будут ходить те самые бабушки (надо же и для них что-то дать...).

Понравилась Безгодкова, убедительно, хотя и есть где прибавить драматически. Уверен, вокально Гурякова прибавит со временем, хотелось бы и от Чистяковой того же. Теперь ещё интереснее, что такого необычного поставят в юбилейный сезон...

https://vk.com/stanmus2?w=wall-57323907_14161_r14195
« Последнее редактирование: Март 03, 2018, 23:44:26 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 568
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Аркадий Флорестанов

Прекрасно, что театр ставит и ставит столь незаезженные на наших просторах названия! Больше бы таких постановок!...

 Теперь ещё интереснее, что такого необычного поставят в юбилейный сезон...

https://vk.com/stanmus2?w=wall-57323907_14161_r14195

Информация есть здесь http://classicalforum.ru/index.php?topic=9808.msg199291#msg199291
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 568
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Художник-постановщик обязуется создать дизайн сценического оформления - декорации к оперному спектаклю «Енуфа» Л.Яначека и предоставить Театру на условиях исключительной лицензии право использования Произведения сроком до 28 февраля 2023 года

1 600 000,00 Российский рубль   

http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?regNumber=31705579131
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 568
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Енуфа
1 марта 2018 года, четверг, 19:00, Основная сцена


Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик — Евгений Бражник
Старая Бурыйя — Ирина Чистякова
Лаца Клемень — Кирилл Матвeев
Штева Бурыйя — Евгений Либерман
Костельничка Бурыйя — Ольга Гурякова
Енуфа — Елена Безгодкова
Старик-работник на мельнице — Михаил Головушкин
Староста — Феликс Кудрявцев
Жена старосты — Элла Фейгинова
Каролка — Лариса Андреева
Служанка — Вероника Вяткина
Барена — Ксения Мусланова
Яна — Лилия Гайсина


Иван Орлов добавил 7 новых фото.
5 ч ·
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1824284757645979&id=100001934181220

"Енуфа" в МАМТе выдалась. Опера получилась, получилась во всех отношениях и впечатление производит ничуть не менее сильное, чем недавняя "Хованщина", которую я считаю одной из лучших тителевских работ. Немного жаль, что в сценических решениях режиссёр сам себя повторяет - но с другой стороны это вполне может сойти за единство авторского стиля. Стиляжничает Титель вовсю и везде - от визуальной оболочки до общей динамики процесса (она непроста, и ритмические разрывы и переходы в действии выполняют свою, как мне кажется - осознанную, режиссёрскую задачу.

Чудесно работает на результат и музыкальный руководитель постановки - Евгений Бражник, которому успешно удалось и весь коллектив за собой увлечь, от оркестрантов до последнего хориста, очевидно, что без творческого воодушевления такую работу, как нам показали, не сделаешь. Это, собственно, главное (помимо всеобщей фетишизации Яначека) преимущество постановки - в общей работе явственно ощущается энтузиазм каждого отдельного исполнителя.

Сценическое решение строгое - одетый для пущей перспективы в гигантский багет проём сцены, за ним - огромное безжалостное белое пространство, которое перечёркивают две доминанты - горизонтальная, поваленное и уже лишённое ветвей, корней и кроны древо жизни(во втором действии его распилят на две части, а в третьем - ну, надо же, на три), и вертикальная - равнодушная река времени, которая низвергается бесконечным водопадом, не обращая внимания на то, что происходит вокруг. Начинается спектакль из тьмы и безмолвия, так же и завершается. Свет в спектакле тоже жалости не ведает и вполне был бы уместен в операционной хирурга - в принципе, нам её и показывают, Титель тут и демиург, и препаратор. Спектакль перегружен лобовой символикой, никто на намёки и потаённости себя не разменивает, и когда в начале ты видишь ощипываемого гуся - ничуть не удивляешься подушкам, которые набиты этим пером в финале (скорее удивляет, почему не зарезали козу, которую чудное дитя выгуливает и там, и там закольцовывая послание режиссёра).

Состав нам первого марта достался второй - и я не почувствовал себя обделённым, все, кроме парня, певшего героя-любовника, были очень хороши. А Енуфа-Елена Безгодкова, Костельничка-Ольга Гурякова и Лаца-Кирилл Матвеев так и просто стали приятнейшим открытием, особенно - Елена Безгодкова, совсем молоденькая девочка, которая вывела свою сложнейшую партию с виртуозностью матёрого профессионала. Особо мне понравился и Михаил Головушкин-точильщик, а Лариса Андреева с партией Каролки (смешно видеть Ларису в партии то ли второго, то ли третьего плана) и вовсе выглядела, как живой мастер-класс. Титель добился от своей труппы великолепного сценического движения, все чётко знают свой манёвр и не выпадают из общей канвы, правда - к концу спектакля как-то немного растерялась выразительность и достоверность всей этой красоты, но ничего не поделаешь.

Примерно то же самое произошло и с пением - редкие поначалу недочёты к финалу превратились в заметные провалы, что, впрочем, впечатления не испортило. Лично моя проблема была в другом - мне некому было здесь сочувствовать и не с кем отождествляться. А переносить без этого бесконечные унылые речитативы "ох, как мне тяжко, ой, как мне душно" - тяжело. Даже не смотря на внезапно возникающее время от времени качественное пение. Для меня осталось загадкой - и что так воодушевило Яначека в этой дерьмовой истории про жизнь мерзавцев, и что так влечёт оперных профи к этому складу нечистот. Музыка хороша и интересна, эдакий мост от веризма к опере второй половины двадцатого (тут Яначек во многом время опередил), но вот с бесконечными этими аритмичными плачами - перебор, как по мне. Тем не менее - впечатление остаётся очень сильное, браво, Титель, браво, Бражник (ой, молодец!), браво, театр! Себя потешили, коллег, опероманов - а для публики всегда найдутся "Кармен" и что-нибудь такое...
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 568
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
https://stanmus.ru/performance/20183/2018-03-02-19

Как мне повезло!

2 марта 2018 г.

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик    Евгений Бражник
Старая Бурыйя    Оксана Корниевская
Лаца Клемень   Николай Ерохин
Штева Бурыйя   Дмитрий Полкопин
Костельничка Бурыйя   Наталья Мурадымова
Енуфа   Елена Гусева
Старик-работник на мельнице    Алексей Шишляев
Староста   Роман Улыбин
Жена старосты   Вероника Вяткина
Каролка   Инна Клочко
Служанка   Наталья Зимина
Барена   Мария Пахарь
Яна   Дарья Терехова

Ваши ожидания оправдались?
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 568
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Трагедия в кубе
Александр Титель поставил знаменитую оперу Леоша Яначека
Текст: Ирина Муравьева

https://rg.ru/2018/03/04/aleksandr-titel-postavil-v-moskve-operu-leosha-ianacheka-enufa.html

Спектакль Александра Тителя в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко вернул "Енуфу" в Москву - впервые после ее премьеры на сцене филиала Большого 60 лет назад. Соавторы спектакля - художник Владимир Арефьев и дирижер Евгений Бражник.

...Образ церковной дьячихи в исполнении Мурадымовой наливается в спектакле античным трагизмом: героем управляет бессознательная сила - рок. Ее Костельничка в черных одеждах, мощная, резкая, исступленно желающая скрыть позор Енуфы, впадает в безумие, топит ребенка. Сознание ее мутится видениями призрака. Ее финальная сцена - покаяние перед Енуфой. Для Тителя важна эта, вагнеровская коллизия - прощение и искупление в любви. Не случайно и в оркестровой партитуре Яначека сверкают вагнеровские краски. Правда, того градуса экспрессии, какой достигают в этом спектакле артисты, оркестр пока еще не набрал. Между тем работа Бражника тщательная, дающая возможность певцам переключиться от вокальной экспрессии к фольклорным песням или молитве и почувствовать нюансы яначековского языка, наполненного в том числе и знакомыми интонациями русских опер. От этого "Енуфа" на московской сцене выглядит совсем не чужой. И есть надежда, станет у нас не менее популярной, чем в мире.
_______________________________

Один из оркестрантов МАМТа написал в ФБ, что дирижёр специально убирал многие части оркестровых партий, чтобы певцов было слышно в зале.
Che mai sento!

Оффлайн notabene

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 85
https://stanmus.ru/performance/20183/2018-03-02-19

Как мне повезло!

2 марта 2018 г.

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик    Евгений Бражник
Старая Бурыйя    Оксана Корниевская
Лаца Клемень   Николай Ерохин
Штева Бурыйя   Дмитрий Полкопин
Костельничка Бурыйя   Наталья Мурадымова
Енуфа   Елена Гусева
Старик-работник на мельнице    Алексей Шишляев
Староста   Роман Улыбин
Жена старосты   Вероника Вяткина
Каролка   Инна Клочко
Служанка   Наталья Зимина
Барена   Мария Пахарь
Яна   Дарья Терехова

Ваши ожидания оправдались?

Более чем! Мастерство исполнителей (Мурадымова, Гусева, Полкопин,Ерохин) превзошло все ожидания. К сценографии, и, частично, к постановочной части -есть вопросы. Соберусь с мыслями-напишу позднее.

Оффлайн Renato

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 564
21 апреля 2018 года, суббота, 19:00, Основная сцена

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик — Евгений Бражник
Старая Бурыйя — Оксана Корниевская
Лаца Клемень — Николай Ерохин
Штева Бурыйя — Дмитрий Полкопин
Костельничка Бурыйя — Наталья Мурадымова
Енуфа — Елена Безгодкова
Старик-работник на мельнице — Евгений Поликанин
Староста — Роман Улыбин
Жена старосты — Вероника Вяткина
Каролка — Лариса Андреева
Служанка — Наталья Зимина
Барена — Мария Пахарь
Яна — Дарья Терехова