Автор Тема: Алексей Володин (р.1977, Ленинград), пианист  (Прочитано 369192 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Алексей Володин (р.1977 г.)
« Ответ #225 : Ноябрь 17, 2011, 14:19:39 »
Да, именно пьесы и транскрипции, но концерт тоже можно :)

:)) Если только в одной из первых редакций !
Эту жвачку, которую все играют, я уже не могу слушать ни в чьём исполнении - на последнем конкурсе Чайковского 1-й концерт в редакции Зилоти вызывал у меня уже почти физическую боль. Нужно возвращаться к исходным текстам.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Passer-by

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 431
Re: пианист Алексей Володин (р.1977 г.)
« Ответ #226 : Ноябрь 17, 2011, 15:30:50 »
Цитата от Predlogoff:
Цитировать
Да, я тоже очень хотел бы - Равеля, Дебюсси, Листа, Шумана, ещё какие-нибудь вещи Шопена и др. Надеюсь, самого пианиста всё это интересует не меньше, чем нас ! 

   А реально мы сможем послушать в исполнении А.Володина:
21.12 в БЗК - Мендельсона;
04.01.2012 там же, в компании с А.Гиндиным, Е.Мечетиной и С.Кудряковым - транскрипции для четырех роялей Вагнера, Черни, Мийо и Равеля;
02.04.2012 в КЗЧ - Моцарта;
07.04.2012 в МЗК - Рахманинова, Прокофьева, Щедрина и Капустина.
Подробности на сайте Филармонии.
Сильно отличается от наших "хотений". Интересно, почему?

Да, еще Капустина 18.12.2011 в Архиповском салоне.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Алексей Володин (р.1977 г.)
« Ответ #227 : Ноябрь 17, 2011, 15:47:34 »
Сильно отличается от наших "хотений". Интересно, почему?

:)) Потому что трудно взглянуть на себя со стороны !
Но его поступки всё же не очень сильно отличаются от наших "хотений", потому что за рубежом он всё же играет громадное количество романтических концертов (Шопен, Лист, Рахманинов см. выше по потоку), а также шикарные романтические сочинения - сонату h-moll Листа, "Фантазию" Шумана, сонату Ройбке, транскрипции Чайковского-Плетнёва и др.. 2-ю сонату Капустина он у нас скоро сыграет тоже, а вот почему бы ему не дать такой же клавирабенд, как за границей - соната h-moll Листа, "Фантазия" Шумана, соната Ройбке, - я не знаю.
Быть может, он считает, что их тут и без него часто играют ? Но я в Москве давно уже не слышал ни одной из этих вещей, сыгранной значительным пианистом: эпоха что ли поменялась ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Re: пианист Алексей Володин (р.1977 г.)
« Ответ #228 : Ноябрь 17, 2011, 18:03:43 »
И все-таки, возвращаясь к вчерашнему концерту. Концерт мне кажется совершенно фантастическим. Я,между прочим, уже 4-й раз слушаю Володина в живых концертах и раньше у меня такого ощущения  запредельности происходящего не возникало. Сам Володин, по моему,   вчера находился  в состоянии  необыкновенного воодушевления, тогда как в прошлых концертах был более сдержан. Это его воодушевление вылилось в необыкновенно  богатую  и разнообразную палитру всевозможных бетховенских настроений, которые он нам живописал звуком -  от  иронии и  светлой грусти до запредельного неистовства и бушевания страстей. Ну а после 32 сонаты бисы были совершенно лишними и,  к счастью, публика это поняла.
Только мне кажется, что во вчерашнем  концерте Володин уж слишком далеко ушел от своего преподавателя -Э.Вирсаладзе (к чему здесь призывают некоторые товрищи :-\). Мне как раз не хватило во вчерашних бетховенских сонатах чуть более резкой атаки звука, не хватило некотрой доли суровости, жесткости и  отстраненности.   Бетховен показался мне чуть более чувственным, что несколько контрастировало с тем  жестким темпоритмическим каркасом,  который  Володин с его совершенно феноменальным пианизмом выстроил при исполнении сонат.
И тем не менее, такой концерт, какой был вчера, я считаю абсолютно уникальным.

P.S.
Sergey
Цитировать
Я специально несколько раз проходил по проходам партера, чтобы по приготовленным для записи аппаратам обнаружить вас или Лорину, но так никого и не углядел.
А между тем, выше я рассказывала, что мне достался билет на этот концерт в 15-й ряд -ближе не было. Хотя я  обычно так и располагаюсь  в пределах 10-15 ряда с левой стороны, если смотреть на цену.
Диктофон я свой никогда не скрываю (в отличие от тов. Р.), но в антракте держу его в сумочке ;)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Re: пианист Алексей Володин (р.1977 г.)
« Ответ #229 : Ноябрь 17, 2011, 18:18:24 »
   А реально мы сможем послушать в исполнении А.Володина:
21.12 в БЗК - Мендельсона;
04.01.2012 там же, в компании с А.Гиндиным, Е.Мечетиной и С.Кудряковым - транскрипции для четырех роялей Вагнера, Черни, Мийо и Равеля;
02.04.2012 в КЗЧ - Моцарта;
07.04.2012 в МЗК - Рахманинова, Прокофьева, Щедрина и Капустина.
Подробности на сайте Филармонии.
Сильно отличается от наших "хотений". Интересно, почему?
Да, еще Капустина 18.12.2011 в Архиповском салоне.
А вот неплохо было бы размещать информацию о предстоящих концертах (на 2-3 месяца вперед)  на начальной странице исполнителя перед названием темы.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Passer-by

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 431
Re: пианист Алексей Володин (р.1977 г.)
« Ответ #230 : Ноябрь 17, 2011, 18:30:01 »
Цитата Наталии Рубинштейн
Цитировать
Неужели Вы и есть тот самый редкий человек, который ходит на все концерты фестиваля

Наталия, спасибо за отклик, к сожалению, на все концерты ходить не получается, но
я стараюсь... Да, после Вашего совета я забронировала билет на 30.11.2011 в КЗММДМ. :)

Вообще, мне очень нравится идея этого фестиваля, собственно говоря, я не знаю аналогов ему в Москве. Удачным мне кажется и выбор площадок для исполнения, таких всем знакомых, "непафосных"  по терминологии молодежи :), куда запросто можно попасть после работы. А какие подарки Вы нам готовите в будущем? Расскажите в потоке об Арт-ноябре.

Оффлайн Passer-by

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 431
Re: пианист Алексей Володин (р.1977 г.)
« Ответ #231 : Ноябрь 17, 2011, 18:36:27 »
Цитата от Lorina
Цитировать
А вот неплохо было бы размещать информацию о предстоящих концертах (на 2-3 месяца вперед)  на начальной странице исполнителя перед названием темы.

Да, тогда  появится возможность лучше планировать свои "культпоходы" :)

Оффлайн Каштан

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 84
Re: пианист Алексей Володин (р.1977 г.)
« Ответ #232 : Ноябрь 17, 2011, 19:04:32 »
А что все-таки с концертом 06.01.12? Где он будет?

6 January 2011 Moscow, Russia
Conservatory
Chamber music concert
http://www.alexeivolodin.com/index.php?id=6

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Алексей Володин (р.1977 г.)
« Ответ #233 : Ноябрь 17, 2011, 21:58:29 »
А что все-таки с концертом 06.01.12? Где он будет?

6 January 2011 Moscow, Russia
Conservatory
Chamber music concert

Даже не знаю, что и предположить: 6-го января в консерватории совершенно другие концерты. Быть может, нужно обратиться к самому пианисту с этим вопросом ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Passer-by

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 431
Re: пианист Алексей Володин (р.1977 г.)
« Ответ #234 : Ноябрь 17, 2011, 22:48:01 »
Цитата от Каштан
Цитировать
И все-таки, что с концертом 6 января?

Насчет 6 января не знаю, а 4 января в БЗК будет:
«Торжество рояля». Вечер музыки для четырёх фортепиано
Абонемент: No. 78 Николаю Петрову посвящается
Исполнители:
Александр Гиндин
Екатерина Мечетина
Алексей Володин
Сергей Кудряков

В программе:
Вагнер
Увертюра к опере «Тангейзер» (транскрипция Бушара)

Черни
Концертный квартет до мажор (фантазия на любимые и популярные мелодии), соч.230

Мийо
«Париж», сюита для четырёх фортепиано

Равель
«Болеро» (транскрипция Жака Дрийона)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Алексей Володин (р.1977 г.)
« Ответ #235 : Ноябрь 17, 2011, 23:25:30 »
Насчет 6 января не знаю, а 4 января в БЗК будет:
«Торжество рояля». Вечер музыки для четырёх фортепиано
Абонемент: No. 78 Николаю Петрову посвящается
Исполнители:
Александр Гиндин
Екатерина Мечетина
Алексей Володин
Сергей Кудряков

Действительно !
Значит Володин всё же будет в начале года в Москве !!
Мы должны упасть к нему в ножки и умолять сыграть уже готовую программу из 3-х больших романтических вещей.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sergeey

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 16
Re: пианист Алексей Володин (р.1977 г.)
« Ответ #236 : Ноябрь 17, 2011, 23:58:46 »
И все-таки, возвращаясь к вчерашнему концерту. Концерт мне кажется совершенно фантастическим. ...Ну а после 32 сонаты бисы были совершенно лишними и,  к счастью, публика это поняла.
Перечитал. Последние слова надо читать без иронии. После второй части 32-ой бисировать нельзя, это мове тон.
Я не музыкант, редко хожу на концерты, в основном слушаю записи дома. У меня не было такого восторженного впечатления, как у многих здесь. 6-я мне просто не понравилась, казалось, что человек опаздывает, куда-то спешит. Впечатление, что она ему нужны была, чтобы разыграться. 13-ю, честно говоря, я очень плохо знаю, и она-то как раз понравилась больше. 8-я тоже хорошо, но я бы снизил темп. Побочная партия в первой части явно не получилась. 18-я - опять же, куда спешить? И в первой части и во второй? И в четвертой? Можно спокойнее - и будет что-то понятно. А вот 32-я произвела впечатлние. Вообще, даже захотел посмортреть, что Бетховен написал в до-миноре между 8-ой и 32 - й. Даже возникло ощущение, что все два отделения он думал только о том, как сыграет 32-ю. Совершенно согласен, что мудро поступил, не откликнувшись на бисы. Инаф из инаф, достаточно, точно.
« Последнее редактирование: Ноябрь 18, 2011, 00:12:02 от Sergeey »

Sergey

  • Гость
Re: пианист Алексей Володин (р.1977 г.)
« Ответ #237 : Ноябрь 18, 2011, 09:55:16 »
...6-я мне просто не понравилась, казалось, что человек опаздывает, куда-то спешит. ...8-я тоже хорошо, но я бы снизил темп. .....18-я - опять же, куда спешить? И в первой части и во второй? ....Можно спокойнее - и будет что-то понятно...
Мои впечатления сходны с тем, что написал мой тезка (если я правильно понял его ник). Моя основная претензия, как и к выступлению с бетховенскими сонатами Фаворина (см. мой отзыв здесь) - чрезмерное увлечение энергичными, быстрыми темпами. В результате  энергичность, которой, видимо, добивались исполнители, превращается в суетливость. В результате пропадают многие интересные подробности, щедрой рукой гения рассыпанные в музыке этих сонат. Пожалуй я бы сказал, что по сравнения с Фавориным ускоренность темпов у Володина была еще более выраженной. Только в данном случае не возникало ощущение, что он играет в темпах на пределе возможного, как это порой казалось у Фаворина, а может еще и прибавить. Только вот зачем? Между прочим, на том концерте в Москве с Крейслерианой Володин тоже играл 18-ю сонату Бетховена, и тогда темпы в Гайдне, и Бетховене, сыгранных в первом отделении, тоже "лежали на быстрой стороне" (как принято выражаться у англоязычных критиков), но все-таки были заметно сдержаннее.
В заключение однако, не могу не сказать, воспользовавшись известным выражением Г.Нейгауза - сонаты мне, может, и не понравились, но он мне нравится!. Вот и мне Володин нравится, мне нравится как звучит его рояль. Я не раз уже писал, что делю пианистов подобно певцам на тех, у кого есть голос, и на тех у кого его нет. У Володина - голос есть!
« Последнее редактирование: Ноябрь 18, 2011, 10:35:31 от Sergey »

Оффлайн Passer-by

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 431
Re: пианист Алексей Володин (р.1977 г.)
« Ответ #238 : Ноябрь 18, 2011, 17:36:15 »
Прочитав все отзывы о последнем концерте А.Володина, могу констатировать, что, как сказал поэт:
"разделились беспощадно мы на женщин и мужчин". А почему так получилось, под силу объяснить
только ув.Predlogoff-у  ???

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Алексей Володин (р.1977 г.)
« Ответ #239 : Ноябрь 18, 2011, 17:50:48 »
Прочитав все отзывы о последнем концерте А.Володина, могу констатировать, что, как сказал поэт:
"разделились беспощадно мы на женщин и мужчин". А почему так получилось, под силу объяснить
только ув.Predlogoff-у  ???

:)) Боюсь, что я, по воле природы принадлежа к одной из этих человеческих категорий, тоже не смогу ответить на данный вопрос ! Но я могу изложить свою точку зрения, прочитав все предыдущие высказывания.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Passer-by

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 431
Re: пианист Алексей Володин (р.1977 г.)
« Ответ #240 : Ноябрь 18, 2011, 18:00:14 »
Цитата от
Цитировать
Боюсь, что я, по воле природы принадлежа к одной из этих человеческих категорий, тоже не смогу ответить на данный вопрос ! Но я могу изложить свою точку зрения, прочитав все предыдущие высказывания.

Конечно, очень хотелось бы услышать (вернее - прочитать), что Вы думаете о новых темпах при исполнении Бетховена. И чем
отличается взгляд на Бетховена Володина и Фаворина.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Алексей Володин (р.1977 г.)
« Ответ #241 : Ноябрь 18, 2011, 18:20:55 »
... чрезмерное увлечение энергичными, быстрыми темпами
... энергичность, которой, видимо, добивались исполнители, превращается в суетливость
... пропадают многие интересные подробности, щедрой рукой гения рассыпанные в музыке этих сонат
... по сравнению с Фавориным ускоренность темпов у Володина была еще более выраженной. Только в данном случае не возникало ощущение, что он играет в темпах на пределе возможного, как это порой казалось у Фаворина, а может еще и прибавить. Только вот зачем?

:)) Да, судя по всему, он мог бы и ещё быстрее сыграть ! Помимо того, что он лучше всех владеет звуком и великолепно умеет управлять тембром, Володин - один из самых техничных наших пианистов, если иметь в виду виртуозную механику ф-п игры.
Солидаризировавшись с теми, кто указывает на темповые преувеличения, от себя лично хочу сказать, что в обсуждаемом бетховенском клавирабенде мне больше всего пришлись по вкусу первые две сонаты - 6-я и 13-я (быть может, они выглядели свежее просто потому, что пока ещё не "заиграны" пианистом ?). Насчёт наличия или отсутствия "юмора" в финале 6-й я согласился бы лишь отчасти: мне кажется, финал был довольно бойким, но в меру, так что это ничуть не мешало прослушивать детали, которые, между прочим, именно здесь как раз и не должны быть чересчур изысканными, т.к. некоторой прямолинейности подачи материала требует сам замысел автора (в этой прямолинейности отчасти и состоит сам "юмор" Бетховена). А 1-ю часть пианист начал играть, едва успев выскочить на эстраду :) - и то правда, подумал я, программа большая, время терять незачем; и выглядела 1-я часть довольно изысканно и по звуку, и по нюансам - тут я вполне узнавал "нашего" Володина ! :) 2-я часть 6-й сонаты проецируется в будущее бетховенского стиля, в частности на исполняемую следом 13-ю сонату, и прозвучала эта часть у Володина великолепно.
В целом 6-ю сонату, на мой взгляд, можно считать удачей пианиста.
В 13-й же сонате все изыски, гораздо более присущие ей, нежели 6-й сонате, были поданы превосходно: и звук был в некоторых моментах как будто не фортепианный, а словно бы "органный" (Володин даже руки располагал на клавишах, почти как органист на мануале своего инструмента), и ферматы были выдержаны (опять же словно органные аккорды), и паузы были глубоки и выразительны, и способ формообразования, авторская логика которого здесь довольно извилиста и не всегда последовательна с т.з. вполне сложившегося к тому времени ортодоксального понимания сонатной формы (всё же 13-я - это "соната-фантазия", как и 14-я (т.н. "Лунная"), объединённая с нею в op.27), был мастерски оправдан исполнением. Да, от этой вещи я получил удовольствие.
Но 8-я ("Патетическая") мне снова не понравилась - как и в видеозаписи из Мариинки с мариинского сайта. Конечно, можно выразить неудовольствие бестолковой публикой, которая судя по всему, сбила настрой пианиста аплодисментами после первой части 8-й сонаты, да ещё вынесенной при этом на сцену громадной охапкой цветов, что вызвало дополнительную порцию угасших было рукоплесканий ! :)) 1-я часть была более-менее приемлемой, если иметь в виду ярко выраженную в ней стилевую ретроспекцию (отмечаемую всеми исследователями и восходящую чуть ли не к Баху и его c-moll-ной Партите: "взгляд в прошлое", как пишет в автокомментарии к части одной из своих сонат И.Брамс), что особенно поражает неожиданно ярким её возрождением в бетховенском творчестве на фоне предыдущих сонат, особенно же 7-й - почти уже романтической по своему складу, легко угадываемой импровизационности и авторской свободе обращения с материалом.  8-я соната более капитальна, хотя компактна и меньше предыдущей размерами.
В исполнении Володина 1-я часть слишком уж резко разделилась на "патетическую" и "мелодраматическую" компоненты, потому что капитальность вступления и его реминисценций на протяжении всей 1-й части чересчур резко противопоставлялась мелодраматизму подвижной главной партии, выглядевшему трескуче-суетливым при такой подаче. Побочная же партия была сильно ущемлена в выразительности из-за необходимости виртуозных перебросок правой руки, которым и было уделено всё внимание пианиста – тут уж не до нюансов ! Да и в репризе 1-й части, где на переходе от ГП к ПП необходимо было подчеркнуть в цепочках ниспадающих аккордов типично бетховенские резкие перепады звучности FP, этой важной стилистической детали не было уделено ни малейшего внимания, и выглядело это сделанным "в лоб".
После неуместных аплодисментов и удаления от эстрады резвившейся с цветами девушки 2-я часть в исполнении Володина казалась какой-то принуждённой, без изыска; она была сыграна простецким "белым" звуком и начисто лишена пианистом отчётливо проглядывающих здесь у Бетховена гайдновских аллюзий. А хорошо ли это ?
Финал был откровенно загнан, тогда как исследователи творчества Бетховена все дружным хором всегда отмечали родственность темы рондо финала - побочной теме 1-й части: это сходство необходимо подчёркивать и соизмерять темпы крайних частей ради цельности формы всей сонаты. Виртуозные преувеличения особенно сильно навредили концовке финала, где мало что можно было разобрать в безудержном потоке звуков, как, кстати, навредили они и связующей партии 1-й части, виртуозный пассажный "проигрыш" в начале которой лихо исполнен Володиным обеими руками (а правильно ли это, кстати, обеими руками-то здесь ? стильно ли ?), и заключительной партии 1-й части, лишённой таким исполнением рельефа и выглядевшей сплошным потоком звуков, тогда как при более подробном рассмотрении в ней – как и в концовке финала, в т.ч. и в самой последней фразе финала - прекрасно распознаются весьма выразительные интонации мелодического склада, рассыпанные по всей 8-й сонате, которыми ни в коем случае нельзя жертвовать. Проинтонировать же всё это в столь диких темпах и придать этим интонациям выразительность в таких условиях просто невозможно. Да её и не было, этой выразительности. Это один из печальных примеров того, как виртуозное мастерство может нивелировать музыкальную сущность.
С Володиным такое случалось и раньше – например, при исполнении Муз.момента Рахманинова e-moll. Я надеюсь, что это "болезнь роста" и что в будущем пианист преодолеет соблазн виртуозничества, которому он оказался в данном случае весьма подвержен.
Примерно то же самое наблюдалось и в 18-й сонате – уж очень прямолинейно всё было сделано – в жертву внешней живости приносились многие выразительные моменты. Кроме того, я не знаю, почему Володин так поступает, но в Бетховене он словно бы "забывает" о том, сколь великолепно владеет оттенками тембра рояльного звучания  – я уже говорил, что вижу в этом пагубное влияние школы Вирсаладзе, которая и сама не владеет звуковыми красками рояля, который всегда звучит у неё уныло-однообразно (вот уж кому абсолютно не присущ юмор !), и своих учеников наставляет играть произведения классицизма безликим "белым" звуком, что гробит их буквально на корню, лишая жизни и смысла. Я вспоминаю, как плохо играл подобные произведения Зуев, как ужасно безлико играл Осминин (оба они её ученики, как и Володин). По-видимому, именно ТАК - выхолощенно-академично, ограниченно и убого - в её классе представляют, каким звуком и с какими нюансами следует играть произведения классицизма. Это слушается поистине чудовищно - и я слышал этот давно знакомый мне по её собственным исполнениям безликий звук на разных ф-п конкурсах от её учеников.
Я ещё раз хочу выразить свою надежду, что Володин осознает ущербность такого подхода к классицизму, и чем раньше он это сделает, тем скорее он наполнит свои классицистские трактовки красками жизни и придаст им смысл и человечность. Сегодня же многие произведения Бетховена выглядят у него выхолощенными, словно бы высушенными и напоминают угадываемый меж авторских строк оригинал примерно в той же степени, в какой вобла напоминает живую рыбу, а чучело в дарвиновском музее – живого тигра.
Насчёт 32-й сонаты в его исполнении я должен крепко подумать: в формально-конструктивном отношении в ней всё было правильно, но опять же - я ожидал от такого большого мастера настоящих звуковых чудес во 2-й части, а их я не услышал. Кто знает, быть может, я хочу того, чего там и не должно быть – это всё же не романтика, но с другой стороны, кому нужно абстрактное совершенство формы без живого её наполнения ? А было ли оно у Володина в 32-й сонате, и если было, то в чём это выразилось ?
Несмотря ни на что, я надеюсь, что Володин так или иначе порвёт со школьным формализмом и найдёт свой путь к Бетховену, как нашёл он свой путь к романтикам и импрессионистам.
« Последнее редактирование: Ноябрь 18, 2011, 18:43:19 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Re: пианист Алексей Володин (р.1977 г.)
« Ответ #242 : Ноябрь 18, 2011, 22:34:41 »
Примерно то же самое наблюдалось и в 18-й сонате – уж очень прямолинейно всё было сделано – в жертву внешней живости приносились многие выразительные моменты. Кроме того, я не знаю, почему Володин так поступает, но в Бетховене он словно бы "забывает" о том, сколь великолепно владеет оттенками тембра рояльного звучания  

Мы как будто на разных концертах были -именно в 18-й сонате я услышала шопеновский звук  (такой тембрально обогащенный с призвуком). Я завтра даже посмотрю в нотах в каком это месте было (и не один раз, а на всех повторениях тоже) и приведу доказательство  ;)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Passer-by

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 431
Re: пианист Алексей Володин (р.1977 г.)
« Ответ #243 : Ноябрь 19, 2011, 02:02:22 »
Цитата от Predlogoff
Цитировать
в целом 6-ю сонату, на мой взгляд, можно считать удачей пианиста.
Цитировать
13-я - это "соната-фантазия"... Да, от этой вещи я получил удовольствие
quote]
Цитировать
Но 8-я ("Патетическая") мне снова не понравилась... 1-я часть была более-менее приемлемой, 2-я часть казалась какой-то принуждённой, без изыска; она была сыграна простецким "белым" звуком и начисто лишена пианистом отчётливо проглядывающих здесь у Бетховена гайдновских аллюзий.Финал был откровенно загнан
Цитировать
в 18-й сонате – уж очень прямолинейно всё было сделано
Цитировать
Насчёт 32-й сонаты в его исполнении я должен крепко подумать: в формально-конструктивном отношении в ней всё было правильноно... опять же - я ожидал от такого большого мастера настоящих звуковых чудес во 2-й части, а их я не услышалю...
Кому нужно абстрактное совершенство формы без живого её наполнения ? А было ли оно у Володина в 32-й сонате, и если было, то в чём это выразилось ?
Несколько раз перечитала Ваш разбор концерта А.Володина, вспомнила и "переворошила" свои впечатления.
Букет после 1 части 8 сонаты действительно присутствовал, но, с моей точки зрения, он не повлиял на 2 часть. Я гайдновскую "свежесть" этой части почувствовала. Финал... наверно, Вы правы. Вообще, видимо, психологически трудно играть такие известные вещи. Мне вот показалось, что первые аккорды сонаты были весьма нервны...
Про 18 сонату лучше меня скажет Лорина.
А про 32-ю... мне кажется, с эмоциональной точки зрения она была исполнена безупречно.
А какого живого наполнения формы мы хотим после трагедии 1 части? Вспомните "Смерть и просветление" Р.Штрауса-
просветление есть, а живости никакой нет. :)



Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Алексей Володин (р.1977 г.)
« Ответ #244 : Ноябрь 19, 2011, 02:59:20 »
про 32-ю... мне кажется, с эмоциональной точки зрения она была исполнена безупречно.
А какого живого наполнения формы мы хотим после трагедии 1 части? Вспомните "Смерть и просветление" Р.Штрауса- просветление есть, а живости никакой нет. :)

Вот понимаете, именно поэтому я и не хочу высказываться по данному поводу; у меня до сих пор не сложилось окончательное мнение о самой сонате, чтобы я мог достаточно уверенно рассуждать по поводу пианистов, играющих её. Хотя кого я только не слышал и кто только её не играл: Шнабель, Ф.Гульда, Рихтер, Юдина, Софроницкий ..... Называю только тех, которые первыми на ум пришли. До сих пор сокрушаюсь, что не сделали запись Игумнова, который играл её на одном из самых последних своих концертов ....... 7-ю сонату записали, а 32-ю - нет. Как же так ....... Современники никогда не ценят тех богатств, которыми располагают, а когда всё испаряется, ничего уже не вернёшь.

К тому же я всегда помню, что Бетховен был совершенно глух к моменту создания 32-й сонаты, и она представляет собой результат активности исключительно внутреннего слуха великого композитора, поэтому если с 1-й частью дело более-менее ясное ввиду её бОльшей характерности с опорой на предшествующие достижения Бетховена, начиная с самого раннего периода, то в какой степени допустима красочность во 2-й части, если он уже НИКОГДА не мог проверить её фактуру в звучании и услышать эти краски, я даже предположить не могу. Т.е. автор, конечно, имел в виду некий звуковой образ, но насколько ему отвечала нотная запись, если Бетховен не мог проверить её в живом звучании, нам никто никогда не скажет.
Поэтому, кстати, я считаю, что руки пианистов в этом плане "развязаны": они вправе предложить любое тембровое решение, с учётом, конечно, самых общих требований к степени прозрачности музыкальной ткани и необходимости отслеживания образующих её голосов и пианистических эффектов, а также с оглядкой на весь творческий путь Бетховена с учётом надёжно прослеживаемых в нём тенденций.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Re: пианист Алексей Володин (р.1977 г.)
« Ответ #245 : Ноябрь 19, 2011, 19:08:48 »
Моя основная претензия, как и к выступлению с бетховенскими сонатами Фаворина - чрезмерное увлечение энергичными, быстрыми темпами.
Да,  сверхскорости в Бетховене -это тенденция в пианизме молодых. Березовский с фантастической скоростью играет Аврору, Володин -Патетическую, Фаворин - другие сонаты. А почему нет? Бетховен сам был отменным пианистом (в 1790 г он считался первым пианистом Вены) и если бы конструкция  современных ему фортепиано позволяли  реализовывать такие скорости, я думаю, при его неистовости и неукротимости он  не преминул бы  использовать такую возможность.  
К тому же такие фантастические скорости, которые применяют современные пианисты, делают Бетховена более близким для   современного слушателя, который и в начале 21 века практически всецело погружен в супервиртуозную музыку романтической эпохи. И я нахожу, что  и при такой сверхскорости у Володина совершенно ничего не было потеряно-  все было четко проговорено и оттенено.

Про 18 сонату лучше меня скажет Лорина
Хотела чего то доказывать по поводу 18-й сонаты, но не буду, потому что, как показал концерт,  восприятие у всех  людей очень разное. Кто-то не хотел слышать Вирсаладзе, но услышал, а кто-то и наоборот, хотел услышать -и не услышал  :( (к тому же  шопеновский звук, который я слышал в Менуэте  18-й сонаты, в записи  пропал)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Алексей Володин (р.1977 г.)
« Ответ #246 : Ноябрь 19, 2011, 20:06:55 »
сверхскорости в Бетховене -это тенденция в пианизме молодых. Березовский с фантастической скоростью играет Аврору, Володин -Патетическую, Фаворин - другие сонаты. А почему нет? Бетховен сам был отменным пианистом (в 1790 г он считался первым пианистом Вены) и если бы конструкция  современных ему фортепиано позволяли  реализовывать такие скорости, я думаю, при его неистовости и неукротимости он  не преминул бы  использовать такую возможность.  

В данном случае важно, чтобы музыка соотносилась с этими возможностями ! :))
А вообще, вы затронули очень интересный вопрос, который можно было бы обсудить (но не здесь), а именно.
Обычно сетуют, что исторические инструменты своими звуковыми и виртуозными возможностями не удовлетворяли желаниям композиторов былых эпох, поэтому, дескать, они не были бы против исполнения своих произведений на современных нам инструментах. Я, кстати, тоже так считаю.
Но !
Как видим, неожиданно появилась другая проблема: возможности инструментов XXI века уже не просто соответствуют любым пожеланиям авторов прошлых веков, но и колоссально превосходят их; а виртуозная подготовка нынешних профессионалов оставляет далеко позади не только игру лучших виртуозов барочной и классицистской эпохи, но уже и романтической и даже постромантической эпохи ! Я уверен, что даже Лист с Антоном Рубинштейном были бы просто ПОТРЯСЕНЫ подготовкой нынешних виртуозов и сказали бы, что этого не может быть, что это выше человеческих возможностей, потому что сами они были персонификацией высшего выражения тогдашних человеческих возможностей в пианизме ! :))
Разрази меня гром, но пианизм Володина или Володося не уступил бы ни пианизму Листа, ни пианизму великого Рубинштейна, если иметь в виду сногсшибательную виртуозную подготовку обоих наших музыкантов.
И вот у меня возникает такое впечатление, что сами по себе возможности современных роялей и сама по себе виртуозность нынешних пианистов оказывает мощное воздействие на исполняемое и привносит в музыку такую интеллектуальную составляющую, которой не было и быть не могло в прошлые эпохи. И я бы не сказал, что это всегда "хорошо".
Как мне кажется, Шнабель как пианист недотягивал в Бетховене до нужной технической планки, зато он был выдающимся интерпретатором-творцом (а Корто явно недотягивал до планки, допустим, в Шопене; с другой стороны, кого это ныне волнует ?) Зато, допустим, Ф.Гульда, на мой взгляд, находился в замечательной гармонии с Бетховеном с т.з. виртуозной - ну в самый раз, когда ни убавить, ни прибавить.
А, допустим, Рихтер и Гилельс, обладавшие намного более мощными виртуозными возможностями, тем не менее, в Бетховене не позволяли себе переходить грань разумного и руководствовались возможностями МУЗЫКИ, а не инструмента или своими собственными ! Они оба предпочитали играть чуть сдержаннее, нежели чуть быстрее. При всех виртуозных способностях Гилельса он хорошо контролировал себя и не "загонял" ту же "Патетическую" (а разве он не мог ?? конечно, мог ! но не желал); при всей феноменальной для своего времени виртуозности Рихтер, допуская весьма бодрые темпы в Бетховене, не позволял себе сверх меры пришпоривать темпы его сонат, хотя ту же 18-ю он играл в очень скорых темпах, но при этом успевал насладиться всеми деталями и показать нам всё: и сдержанную, как бы затаённую, словно у сжатой пружины, силу начальных аккордовых реплик (у Володина в данном моменте я не увидел отчётливого выражения этой диалектики противоборства разнонаправленных тенденций), и скерцозный бег 2-й части, и стремительный натиск финала. Финал, кстати, он играет очень быстро, но при этом очень свободно и неформально, с настоящим бетховенским жаром, когда ощущается настоящий экстаз ! Кстати, нужно будет сравнить хронометражи Володина, Рихтера и Гилельса, чтобы руководствоваться не только субъективными впечатлениями, но и объективными данными.

шопеновский звук, который я слышал в Менуэте  18-й сонаты, в записи  пропал

Простите, но это уже мистика ! :))
Хотя, возможно, у вас просто более богатая фантазия, чем у меня, потому что для меня характерно другое: меня гораздо труднее увлечь и раскачать, нежели ввергнуть в скепсис, в который я впадаю при первой же возможности ! :)) Но если уж для увлечённости появляется материал, я никогда не упускаю возможности увлечься исполняемым.
Вот на концерте Фаворина, несмотря на то, что в чисто виртуозном отношении он всё же чуть уступает необычайно щедро одарённому в этом плане Володину (Нейгауз в подобных случаях говорил о том, что для громадных горных вершин разница в несколько метров не имеет значения с т.з. наблюдателя, изумлённо созерцающего горную цепь из долины), я углядел и большее количество импозантных деталей, и более разнообразный и живой звук, и бОльшую стилистическую адекватность в целом. Кстати, бетховенский концерт Фаворина мы толком не рассмотрели, но при желании мы можем к нему вернуться. На мой взгляд, в плане если не виртуозности, если не эффектности, то стилистики он был лучшим из услышанных нами на нынешнем "Арт-ноябре" (хотя там тоже есть о чём поспорить и однозначности никакой быть не может, как и в случае Володина).
Но я хотел бы повторить, что считаю, как минимум, 6-ю и 13-ю сонаты Бетховена выдающимися достижениями Володина.

И, как тут выше вспоминали высказывание Нейгауза, даже если мне что-то отдельное в исполнении Володина не нравится, то он сам как пианист мне всё равно нравится: я считаю его звук лучшим в мире сегодня, потому что я слышал его в Шопене, Шумане и Равеле. Другое дело, почему он в классицизме стыдливо прячет свою изумительную тембровую палитру и почему предпочитает более "раздетый" звук и более формальный подход. Однако, должен отметить один момент, который он в Бетховене ощущает великолепно - как и в Капустине ! :))
РИТМИКА !
Да, в этом отношении у него всё на высоте: все ритмические "перебои", все синкопы, любые витиеватые ритмические последовательности Бетховена он передаёт великолепно. И это вселяет в меня надежду, что он далеко ещё не сказал в Бетховене своего последнего слова.
« Последнее редактирование: Ноябрь 20, 2011, 02:13:24 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sergeey

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 16
Re: пианист Алексей Володин (р.1977 г.)
« Ответ #247 : Ноябрь 20, 2011, 00:07:22 »
Меня немного смущают разговоры о виртуозности Володина. Играет он, конечно, быстро, но справляется ли? Действительно, руку переносить в побочной партии "Патетичесчкой" не успевал. И в шестой, на мой взгляд,не очень справлялся, особенно в финале. Перехватывание рук в нисходящем пассаже из "Рондо" "Патетичесчкой" тоже не внушает доверия. Не знаю, как насчет Листа, но ведь мы слышим записи Рахманинова или Гофмана - и? По-моему, единицы сегодня приближаются (я имею в виду только технику). Корто и Шнабель - другой разговор, но Гофман? Насчет Володина - я редко хожу на концерты, не вижу исполнителя. Меня удивило, как много Володин пользуется левой педалью. Это обычно - или его манера? Не знаете? И еще хочу поделиться. После концерта я задумался о странной близости 8-ой и 32-ой, которыми пианист завершал отделения концерта. Две вполне трагические первые части со вступлением. И финальная мелодия из второй части патетической - перевернутая тема из второй части 32-ой. И по настроению очень похоже. Ритмический рисунок совпал. Как там у Томаса Манна: "не забудь", "будь здоров"? И, если я прав, отсутствие третьей части в последней сонате - значимое отсутствие "рондо" - становится еще более жутким. Домыслы, да?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Алексей Володин (р.1977 г.)
« Ответ #248 : Ноябрь 20, 2011, 00:29:51 »
... отсутствие третьей части в последней сонате - значимое отсутствие "рондо" - становится еще более жутким. Домыслы, да?

Не знаю. Одна из частей сонаты в виде вариаций в творчестве Бетховена к тому моменту давно уже не была новостью (как и сами по себе вариации), к тому же такое и до него встречалось, а в области формы целого он никогда не был догматиком: 2-частная соната тоже давно уже к тому моменту не была для него новостью.
Вспомнилось, что Шостаковичу советовали присочинить ещё одну часть - якобы "недостающую" 1-ю ! - к его 6-й симфонии, потому что, дескать, симфония не может начинаться с медленной части. А у Бетховена, кстати, такие примеры тоже были (хотя бы т.н. "Лунная" соната).
Я считаю форму 32-й сонаты вполне уравновешенной, и эта соната, кстати, не была самым последним его сочинением; другое дело, что мы, зная, что эта соната стала последней ф-п сонатой, склонны приписывать ей некое "подытоживающее" значение, но, к примеру, Рихтер указывал на трактовку Юдиной как на пример того, что эту сонату вовсе не обязательно трактовать как "конец всему", а даже наоборот, можно провидеть в ней очень далёкие ростки будущего и даже чуть ли не ХХ века ! :)))
В общем, вопрос спорный.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Алексей Володин (р.1977 г.)
« Ответ #249 : Ноябрь 20, 2011, 00:34:29 »
Меня удивило, как много Володин пользуется левой педалью. Это обычно - или его манера?

Если в Малом зале МГК не придерживать звук и не пользоваться левой педалью, то с учётом звучности современного рояля там все оглохнут ! :) Иной раз студенты там так сильно дубасят, что ушам больно, а крышка рояля всё равно всегда раскрыта настежь.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица