Автор Тема: "Сказание о невидимом граде Китеже", г.Ижевск, премьера 15 апреля 2018 года  (Прочитано 476 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 410
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В Удмуртии потратят 9 миллионов на оперу Римского-Корсакова.

Премьера оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова состоится 15 апреля в рамках фестиваля искусств.

Её бюджет составил около 9 млн рублей, т.е. стала самой дорогой в истории театра оперы и балета Удмуртии. Театр готовит оперу полностью на собственные средства, как и многие другие полюбившиеся публике постановки.
Новая опера, которую еще ни разу не ставили в Удмуртии, представляет собой спектакль с использованием современных технологий, с богатыми аутентичными декорациями и сотней специально сшитых для оперы костюмов из бархата, украшенных камнями, жемчугом и золотом. «Будут грандиозные большие декорации, поставленные на сцене: это огромный станок, планшет, который будет скатываться в бассейн.

http://okultureno.ru/news/28273-9-millionov-na-rimskogo-korsakova-v-udmurtii/
Che mai sento!

Оффлайн elka999

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 264
В Удмуртии потратят 9 миллионов на оперу Римского-Корсакова.

Премьера оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова состоится 15 апреля в рамках фестиваля искусств.

Её бюджет составил около 9 млн рублей, т.е. стала самой дорогой в истории театра оперы и балета Удмуртии. Театр готовит оперу полностью на собственные средства, как и многие другие полюбившиеся публике постановки.
Новая опера, которую еще ни разу не ставили в Удмуртии, представляет собой спектакль с использованием современных технологий, с богатыми аутентичными декорациями и сотней специально сшитых для оперы костюмов из бархата, украшенных камнями, жемчугом и золотом. «Будут грандиозные большие декорации, поставленные на сцене: это огромный станок, планшет, который будет скатываться в бассейн.

http://okultureno.ru/news/28273-9-millionov-na-rimskogo-korsakova-v-udmurtii/

Так разве это много при условии настоящих костюмов и декораций?  Это очень даже замечательно. Меня больше волнует, когда московские театры позволяют себе выпускать  дорогущие спектакли, где вместо костюмов - телогрейки и лохмотья из секонд-хенда, а вместо декораций - арматура с помоек, и это, представьте, при сказочном сюжете классических опер.   

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 919
Длительность оперы 180 минут. Видимо с учетом антракта(ов)
В Мариинке 30+30+75+65 минут.
Но - интересно. Видимо, поеду слушать.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 410
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Длительность оперы 180 минут. Видимо с учетом антракта(ов)
В Мариинке 30+30+75+65 минут.
Но - интересно. Видимо, поеду слушать.

Билеты есть! http://operaizh.ru/actiondetail.php?id=45
Che mai sento!

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 919
Я уже все купил, и гостиницу забронировал. Только обратный билет еще не брал

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 919
Николай Андреевич Римский-Корсаков, "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"
Премьера 15 апреля 2018 года, государственный театр оперы и балета Удмуртской республики им. Чайковского, г. Ижевск.

Режиссер-постановщик - Николай Маркелов
Музыкальный руководитель и дирижер - Николай Роготнев
Сценография и костюмы - Сергей Новиков (Санкт-Петербург)
Хормейстер - Людмила Елисеева

Продолжительность спектакля - 3 часа, спектакль идет с двумя антрактами.
Возрастное ограничение 12+
http://operaizh.ru/actiondetail.php?id=45


« Последнее редактирование: Апрель 15, 2018, 22:11:26 от kineskop »

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 799
И как впечатления?

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 919
Спектакль 15 апреля 2018 года.

ИСПОЛНИТЕЛИ:

Дирижер - Николай Роготнев

Князь Юрий Всеволодович - Андрей Кокошкин
Княжич Всеволод Юрьевич - Максим Гаврилов
Феврония - Наталья Макарова
Гришка Кутерьма - Алексей Городилов
Фёдор Поярок -Юрий Ившин
Отрок - Любовь Добрынина
Гусляр - Иван Слепухов
Медведчик - Анатолий Павлов
Бедяй - Юрий Пуршев
Бурундай - Александр Димитров
Сирин - Ольга Соловьева
Алконост - Ирина Самойлова

Начну с хорошего. Вот уже в который раз убеждаюсь с тем, что в региональных театрах почему-то умеют петь. В отличие от ...
Вчерашний "Китеж" был исполнен просто феерично! Абсолютно сыгранный оркестр, прекрасные солисты, и потрясающий хор!Такого хора я не слышал уже давно, ну разве что в "Новой Опере" примерно такой же уровень.

Особенно ярко на общем фоне выделялся Гришка Кутерьма - Алексей Городилов, я уж и не думал, что в наше время остались теноры с такими чистейшими яркими голосами - всю свою непростую партию он провел без малейшего видимого напряжения, и при этом прекрасно играл! Браво, Алексей! Не удивлюсь, если в скором времени мы его услышим на сцене Мариинки, у Гергиева с этим просто. Вон, Станислава Трофимова сманили из Челябинска, сейчас один из лучших басов России.

Еще очень хочу отметить исполнительницу роли Отрока - Любовь Добрынину. Роль очень непростая, но исполнена была просто шикарно, с такой экспрессией ей бы Вагнера петь - Фрику, Ортруду, может даже Брунгильду.

Исполнительница главной роли Наталья Макарова мне напомнила Ирину Чурилову в той же роли: и внешность похожая разве что Наталья постройнее, а голос похожий, да и режиссура во многом повторяет мариинскую постановку Чернякова: "Похвала пустыне" в начале исполняется лежа на полу, рядом с косой двускатной хижиной, да и дальше много похожих моментов. Но справилась Наталья с ролью прекрасно, хотя была пара моментов в вокале, давшихся ей на грани возможностей.

Одна из ключевых ролей оперы - Князь Юрий Всеволодович. Здесь исполнитель этой роли Андрей Кокошкин просто стоял в углу сцены каменным истуканом, и декламировал положенный текст, как Кобзон на концерте к Дню Милиции. К вокалу претензий нет, но где хоть какие-то эмоции? Хотя бы отрешённость в начале: "...пройдут-пробегут часы малые, и ляжем мы в гробы сосновые... а слава, богатство куда пойдут?" Ну или что-то должно быть на лице при словах: "Взмолимся владычице еще раз, плачьте все от мала до велика. Плачьте все кровавыми слезами..." Впрочем, видеозаписей "Китежа" как таковых нет, а те что есть - лучше бы их и не было, поэтому говорить о преемственности сложно. Если при постановке других опер исполнитель может посмотреть, как это делали до него, то с "Китежем" полная катастрофа: в аудио-варианте есть хорошие записи (запись Гергиева 1994 года я считаю эталонной, Николай Охотников там пел Князя Юрия), а в видео - только пара иностранных режоперных постановок с очень средними солистами и ужасной постановкой.
Остальные вокалисты в целом отлично справились со своими ролями, но кого-то еще выделить мне трудно.

Оркестр был сыгран практически идеально. Понятно - без шероховатостей не обошлось, медные духовые иногда киксовали, в паре моментов инструменты разъехались по времени, но в целом - отлично, видно было, что дирижер работал с оркестром на совесть, и не один день. Темпы были взяты в основном очень быстрые, я бы даже сказал - непривычно быстрые. Единственнное что смутило - сцена молитвы в Китеже после ухода дружины на битву с татарами, после слов "Чу! Колокола все сами загудели...", и до конца сцены параллельно с колоколами вступила какая-то перкуссия - я такого не помню ни на записях, ни в живом исполнении в Мариинке, похоже на местную самодеятельность. Если честно - лишнее это.

Продолжу...

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 919

Перед началом спектакля нас встречает вот такой вид. Вся передняя часть сцены представляет собой мелкий, по щиколотку, бассейн с водой, из которой торчат пеньки - это видно на фото, бассейн находится перед занавесом. Когда занавес поднимается - мы видим наклоненную вперед поверхность, на которой собственно и происходит все действо.

В первом действии Феврония поет на фоне фасада покосившейся хижины а-ля Дима Черняков, правда, здесь кроме фасада ничего нет. Боковушки и потолок украшены какими-то абстрактными объемными орнаментами, образующими полукруглый свод, а на задники проецируются статичные картинки, не меняющиеся в продолжении всей сцены. На заднем плане хаотично перемещаются какие-то люди: дети в белых одеждах, старики, мужик в черном с черной же бородой, похожий на Григория Распутина. Потом появляется княжич Всеволод с рыжей бородой, похожий на Ахмата Кадырова в молодости. Недолгий диалог (реально недолгий, если кратко, после приветствия и "рукав-то весь в крови", княжич задал два вопроса: кто такая, и "ходишь ли молиться в церковь божию", похоже, ничто другое его не интересовало), "кольцами сменяемся", после чего какой-то дед в белом надевает им на головы венки, похожие на вороньи гнезда, и княжич сваливает, оставляя Февронию в непонятках.
Вырезано изрядно, и более всего обидно за ключевой момент, раскрывающий, что же именно покорило в Февронии Всеволода (далее цитата из либретто):

КНЯЖИЧ ВСЕВОЛОД
(Смотрит на Февронию с изумлением.)
Ай же ты, прекрасная девица,
дивны мне твои простые речи,
все о радости, весельи красном.
Люди старые иначе молвят:
„Не зарись на радости земные,
на земли-то нам скорбеть да плакать“.
И уйти бы мне в пустыню вовсе…
Эх, да удаль-молодость помеха:
Просит молодецкого веселья.
ФЕВРОНИЯ
(очень ласково и проникновенно; взяв его за руку и глядя в очи)
Милый, как без радости прожить,
без веселья красного пробыть?
Посмотри: играют пташки все,
веселится, скачет зверь рыскучий.
Верь, не та спасённая слеза,
что с тоски-кручинушки течёт,
только та спасённая слеза,
что от Божьей радости росится.
И греха, мой милый, ты не бойсь;
всякого возлюбим, как он есть,
тяжкий грешник, праведник ли он:
в каждой душеньке краса Господня.
Всяк, кто стрелся, того Бог прислал;
В скорби он, так он ещё, ещё нужней.
Приласкай, хотя б был лиходей,
радостью небесною обрадуй.
А и сбудется небывалое:
красотою всё разукрасится,
Словно дивный сад, процветёт земля,
И распустятся крины райские.

Ну и так далее... Конечно, с первого раза, для понимания сюжета, может это и не нужно, но все ж обидно. Если с большинством сокращений еще можно смириться, то диалог Февронии и Всеволода - это, на мой взгляд, святое, на которое покушаться было просто кощунством, тема радости от жизни является ключевой и проходит красной нитью через весь сюжет оперы.

Сцена "Малого Китежа": вместо хижины сзади появляютстя ворота, похожие на вход в храм, по площади хаотично перемещаются разные люди, одетые в костюмы разной эпохи. Бородатый мужик, похожий на Распутина, оказывается Гришкой Кутерьмой. Выносятся столы, покрываются красными скатертями, встречают свадьбу. Выходки Гришки в отношении Февронии почти все пошли под нож, как и его песенка во славу хмелю. Свадебная песня прерывается паникой, ворота ожидаемо распахиваются, вбегают татары, затянутые в черные кожаные одеяния, усыпанные заклепками, побоище, Гришка исчезает со сцены и оказывается под столом, спрятавшись за скатертью. Там его находят и склоняют к предательству. Феврония, держа на вытянутых руках большой, с ладонь, деревянный нательный крест на веревочке, молит заступницу сделать невидимым Китеж-град, после чего татары ее уволакивают с собой. Занавес. Антракт.

Продолжу...
« Последнее редактирование: Апрель 16, 2018, 11:08:28 от kineskop »

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 919
Сцена Стольного града Китежа. Темно-синий фон с белыми точками, абстрактные декорации по своду, на заднике круглая проекция, похожая на икону богородицы, но сильно размытая. Китежане стоят по всему пространству сцены, одетые в темно-синие одежды, украшенные блестками. Среди них - дети в белых одеждах с макетом храма в руках. Федор Поярок появляется с окровавленной повязкой на глазах в сопровождении отрока, держа в руках макет церквушки с колокольней. Донеся весть о нашествии, Федор, стоя на краю бассейна, выпускает из рук эту церквушку, она разваливается на две части - церковь и колокольня - и уплывают к оркестровой яме. Во время молитвы горожан они из рук в руки передают макет храма, который им отдали дети. Обойдя круг, храм возвращается к детям. Дружина снимает верхние одежды, под ними оказываются белые рубахи, и в таком виде они покидают сцену. Дальше женская молитва, после которой  оставшиеся китежане покидают сцену.

Сеча при Кирженце: на пеньки вдоль бассейна выстраиваются дети с фигурками солдат в руках. Пол при этом поднимается отдельными продольными досками на тросах, болтается над сценой, и все это сопровождается световыми эффектами. Один за одним дети бегом покидают сцену, под конец никого не остается, и вдруг сзади по сцене выкатываются с десяток фигур в белых одеждах, и хаотично валяются по сцене в позах трупов. Появившиеся татары их растаскивают за кулисы.

Вслед за татарами являются Феврония и Гришка. Феврония держит в руках ободранный чемодан, в котором то и дело копается, доставая то венец-воронье гнездо, то нательный крест. Дальше ничего необычного -татары напиваются, один другого убивает, после засыпает, Феврония и Гришка сбегают, после чего разбегаются проснувшиеся татары, так и "града не обретши".

В целом это действие в наименьшей степени подверглось сокращениям, и по сути получилось "перепевом" соответствующего акта мариинской постановки Дмитрия Чернякова, разве что художественное оформление сделано гораздо красивее.

Продолжу...
« Последнее редактирование: Апрель 16, 2018, 19:49:34 от kineskop »

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 919
Финальное действие. Часть досок из предыдущего действия стоит вертикально, изображая лес. Появляются Гришка с Февронией и чемоданом. Далее следует сцена сумасшествия Гришки - в этот момент на сцене появляются еще несколько мужчин, похожих на Гришку, и кружат вокруг него, пока Феврония не отгоняет их нательным крестом. Вскоре Гришка тоже сбегает, и Феврония остается одна, и ложится помирать: "Баю, баю, ты усни, ты сердечко, отдохни"

Но недолго это длилось - является птица Сирин, которая представляла собой солистку в костюме птицы, с крыльями-руками, и с огромным кокошником, на котором нарисованы  церковные свечи. Пела она, надо сказать, хуже всех. После появляется жених Февронии - княжич Всеволод, и вослед за ним - птица Сирин, с обрамлением вокруг головы, похожим на солнечные лучи. Из чемодана извлекается венец-воронье гнездо, и напяливается на княжича. Потом оттуда же извлекаются две просфоры -"кто вкусил от хлеба нашего, тот причастен к вечной радости".

Деревья раздвигаются, там задник, на котором, очерченные полукругом, типа восходящего солнца, нарисованы сотни свечей. Появляются китежане в белых одеждах, каждый несет в руках по три толстые свечи. Встречают Февронию, отвечают на ее вопросы ("отчего у вас здесь светлый день... отчего здесь ризы белые..."), поют свадебную песню, и, не вспомнив о Гришеньке (как завещал Николай Андреевич), повернувшись спиной к зрителям, Всеволод и Феврония направились в храм, то есть - в глубь сцены. Однако Гриша сам напомнил о себе: выбрел из-за кулисы прямо по воде вдоль сцены, наклонился, выудил из воды нательный крест Февронии, и вытянув его перед собой, сделал пару неуверенных шагов вслед уходящей Февронии, после чего рухнул плашмя на сцену, под торжественные финальные раскаты оркестра. Занавес, аплодисменты, и торчащие из-под занавеса ноги Гриши.

Окончание следует...
« Последнее редактирование: Апрель 16, 2018, 22:06:56 от kineskop »

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 919
Попытаюсь подвести некоторые итоги: если смотреть на спектакль незамутненным взглядом неофита, то наверное он почти идеален. Музыка? Прекрасная музыка. Исполнение? Оркестр, солисты, хор - все отлично! Сценография? Красиво, грандиозно, вполне соответствует музыке. Актерская игра участников? Ну это дело наживное, спектакль никогда не бывает идеальным на премьере, и "прикатывается" при последующих прогонах, иногда достигая зрелости в течение нескольких сезонов. Режиссура? Пожалуй, самый спорный пункт.

Если отвлечься от непреходящего ощущения дежавю (почти каждый эпизод есть не что иное, как "перепев" мариинской постановки Чернякова, с отдельными включериями элементов оформления, заимствованных из других спектаклей, например - доски-трансформеры - явная отсылка к "Кольцу нибелунга" МЕТ-10-12 годов), то откровенно напрягает нарочитое, к месту и не к месту, обильное использование в оформлении спектакля церковной атрибутики: свечи, макеты храмов, кресты, нимбы, иконы, расшитые золотом одежды. Разве не равнодушием к внешним эффектам, и пониманием божественной сути всего сущего, всей окружающей природы, Феврония Всеволода к себе привлекла? Разве не пытался он отринуть от себя все искусственное, наносное ("эх, уйти бы мне в пустыню вовсе...")? Вот от этого ощущения противоречия я не мог отделаться на протяжении всего спектакля. Впрочем, возможно, я опять в дебри лезу.

Ну и, плюс ко всему, с высоты своего опыта, при прослушивании просто режут слух купюры. Особенно подвергся купированию третий акт. Впрочем, я понимаю, что иначе в наше время скорее всего нельзя. Но - не могу к этому привыкнуть. И не хочу привыкать. Однако, "Евгений Онегин" в "Новой опере" нравится, со всеми купюрами - но там Колобов делал, он гений. А здесь - грубо "сшито", очень заметно, "швы торчат".

P.S. Следующие спектакли намечены на 19 апреля и 20 мая. При этом в городе напрочь отсутствует какая-либо информация о мероприятии, в частности, о предстоящем спектакле все мои ижевские знакомые узнавали от меня. Боюсь, с таким уровнем интереса недолго спектаклю жить в афише театра. Жаль, если так.
« Последнее редактирование: Апрель 16, 2018, 23:30:02 от kineskop »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 410
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Длительность оперы 180 минут. Видимо с учетом антракта(ов)
В Мариинке 30+30+75+65 минут.
Но - интересно. Видимо, поеду слушать.

Даю ещё одну наводку!

К юбилею Смоленска обещают поставить концерт-мистерию под открытым небом

Концерт-мистерию под открытым небом на основе оперы Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» хотят поставить в Смоленске к 1555-летию со дня его первого упоминания в летописи, сообщает пресс-служба администрации Смоленской области.

25 сентября областному центру исполнится 1155 лет. К постановке могут привлечь  и смоленских музыкантов. Предполагается, что на премьеру будет организована доставка зрителей из районов.


http://www.smol.aif.ru/culture/event/k_155-letiyu_smolenska_obeshchayut_postavit_koncert-misteriyu_pod_otkrytym_nebom
« Последнее редактирование: Апрель 16, 2018, 23:07:36 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 919
От "творчества" команды Анны Шафран я пожалуй воздержусь. Все же должен быть некоторый плинтус, ниже которого лучше не лазить.