Автор Тема: "Золотой петушок" в Геликон-опере (премьера - июнь 2018 г.)  (Прочитано 992 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 735
Кири-ку-ку — царство наше на боку

Сергей Бирюков
18:26 28 Июня 2018 г.

 
Геликон-опера показала, что с нами будет, когда «жареный петух клюнет»

Вот так ходишь в силу журналистских обязанностей по премьерам – на одних умильно качаешь ножкой в такт, на других откровенно скучаешь. И никогда не знаешь, где по-настоящему рванет. Или клюнет – в хорошем, конечно, смысле.

На этот раз «рвануло» и «клюнуло» в Геликон-опере. Нет, не Сорокин, не Серебренников и никто другой из скандалистов сегодняшнего театра. Римский-Корсаков – «Золотой петушок». Классика из классик. Но трудно придумать что-либо зубодробительней – по авангардной до сих пор музыке. По динамитному тексту. А еще – по тому, как его подали в одном из самых востребованных московских музыкальных театров (в копродукции с Немецкой оперой на Рейне, Дюссельдорф).

Начнем с текста. Сказку Пушкина мы, конечно, любим с детства, а став взрослыми, оцениваем ее иносказательную иронию. Но это всего четыре книжные странички. Владимир Бельский – редчайший случай – смог развить и многократно усилить самого Пушкина. А главное – это актуально абсолютно на все времена. Уж в России – точно: «По законам? Что за слово? Я не слыхивал такого. Моя прихоть, мой приказ – вот закон на каждый раз» – думаю, эти слова царя Додона (бас Михаил Гужов) мог бы пропеть, попади он в оперную сказку, едва ли не любой современный начальник. А история с воеводой Полканом (Сергей Топтыгин), который пусть неотесан, но хоть как-то беспокоится о безопасности государства – и его же за назойловость гонят, хуже – подозревают: «Он с врагом не заодно ли?»

Потому что милее всего на свете нам – правильно, «сон». Когда спокойно, тихо, стабильно. Когда можно «царствовать, лежа на боку». А как еще царствовать, если все равно «щит весь ржавчиной изъеден… и колчан стрелами беден». Спасибо – народ (хормейстер Евгений Ильин) тебя понимает, в подавляющем проценте поддерживает, ибо сам поспать вволю не дурак, и даже провожая на бой, уговаривает: «Ты себя-то соблюди, стой все время позади».

В режиссуре Дмитрия Бертмана практически нет пресловутого «а ля рюс». Царь и его челядь носят вполне сегодняшние министерские костюмы. Только Звездочет (тенор Михаил Серышев), Шемаханская царица (сопрано Юлия Щербакова) и Петушок (Майя Барковская) имеют традиционный сказочный вид: они – посланники вечности, в миллионный раз разыгрывающие для публики людскую драму самоуправства и глупости, теперь – на примере наших современников. Зато сколько остроумных деталей. Дураки-царевичи (тенор Вадим Летунов и баритон Константин Бржинский) не поубивали друг друга за Шемаханскую царицу, а просто перегуляли с этой девицей-суперагентом до полной потери человеческого облика, за что получают от отца по морде. Сама Царица, сопровождаемая балетом в духе пародийного варьете (хореограф Эдвальд Смирнов), поет знаменитую супервиртуозную выходную арию на трех «вражеских» языках – французском, немецком и английском, сразу давая понять, что она – перевертыш. Народ в третьем действии дивится тому, что давно не слышал голос Золотого петушка, возвещающего о мире или войне – а мы в это время видим, как временщица-Ключница (меццо Лариса Костюк) смачно доедает здоровенную жареную куру: зачем нам СМИ… то есть, тьфу – интеллигенция… то есть, тьфу – петух, который мешает спокойно жрать и спать?

Понятно, кончается все плохо: держава, не знающая законов и сжирающая тех, кто говорит правду, рушится – сама оказывается на боку. Печальное назидание.

Но кроме грустной морали, у спектакля есть громадный бонус – гениальная музыка Римского-Корсакова, великолепно поданная прекрасным, ровным составом поющих актеров и оркестром под водительством легендарного Владимира Федосеева (во втором составе это молодой талантливый Валерий Кирьянов). Слушаешь и ахаешь: да это же Прокофьев взял! Да тут Равель горстями зачерпывал! А там композиторы всяких кинотриллеров приложились, вплоть до «Основного инстинкта»!

Правда, вспоминаешь и то, что Римского-Корсакова уморила цензура, не пропускавшая его с сатирическую оперу, и композитор умер в тяжкой обиде, так и не увидев свое последнее творение на сцене. Ничего не напоминает из сегодняшних, по-прежнему далеко не вегетарианских поползновений власти в отношении творчества?

http://www.trud.ru/article/28-06-2018/1364031_kiri-ku-ku__tsarstvo_nashe_na_boku.html

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 726
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Лапшин Олег
27 июня в 22:53 ·
https://www.facebook.com/olapshin/posts/1872940189431278
Корпоратив из 90-х
"Золотой петушок" Римский-Корсаков Геликон-опера 3

Перенос версии Бертмана из Дюссельдорфа. Описать стиль, антураж, исполнение, вообще все-все за исключением, к счастью, оркестра (дирижер Валерий Кирьянов) крайне просто
Помните клип Алены Апиной "Бухгалтер, милый мой бухгалтер"? Ну если не помните, можно на ютьюбе посмотреть. Так вот это он один в один. Только хуже спетый (и даже не надейтесь на колоратурное сопрано). С добавлением "искрометных" шуточек из смехопанорамы типа танца со спущенными штанами в трусах в цветочках или хватание за буфера при упоминании подушек с пухом. Ну и растянутый, понятно, на 2.30

Да, и вот еще что. Непременно меня нетерпеливо спросят: а есть ли там, Олег, высказывание о природе власти? Есть, конечно, как не быть. Ныне ни одна херня без такого высказывания не может считаться херней полноценной, И в данном случае высказывание состоит вот в чем: во власти каждого делать свою личную работу не левой ногой, надеясь, что и так схавают
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 726
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Торжество Додона
В «Золотом петушке» Николая Римского-Корсакова театр «Геликон-опера» обнаружил неожиданные смыслы
 
2 июля 2018, 13:40
Светлана Наборщикова

https://iz.ru/761399/svetlana-naborshchikova/torzhestvo-dodona
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 726
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
"Золотой петушок" и его команда

В "Геликон-опере" состоялись премьерные спектакли оперы Н.Римского-Корсакова
Автор: Владимир Зисман

http://www.rewizor.ru/music/reviews/zolotoy-petushok-i-ego-komanda/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 726
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Последнюю оперу Римского-Корсакова поставил Дмитрий Бертман
Ни один «петушок» в «Геликоне» не пострадал

Екатерина Кретова

http://www.mk.ru/culture/2018/06/29/poslednyuyu-operu-rimskogokorsakova-postavil-dmitriy-bertman.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 726
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Интервью с режиссером Дмитрием Бертманом

«Золотой петушок» - опера, в известном смысле, уникальная, потому что сатирическая, комическая, каких в русском репертуаре почти нет.

Почти нет в русском репертуаре комических дуэтов, бравурных арий, таких, какие могли бы составить концерт с облегчённой программой. А тут сам спектакль, как единая развлекательная программа. Во всяком случае Дмитрий Бертман так его построил.

Смотрите интервью с ним в видеосюжете.

https://tvkultura.ru/article/show/article_id/266746
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 726
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Золотой петушок» прокукарекал со сцены «Геликон-Опера»

Людмила КРАСНОВА 
 
Опубликовано вс, 01/07/2018 - 05:13 пользователем NEWSmuz.com

Обещанная премьера, опера «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова состоялась в положенный срок на сцене театра «Геликон-Опера», которым руководит Дмитрий Бертман. Представленный спектакль – совместная работа театра «Геликон-Опера» и «Немецкой Оперы на Рейне», творческих партнёров. Кроме того, Москва и Дюссельдорф - города-побратимы.

https://newsmuz.com/news/2018/zolotoy-petushok-prokukarekal-so-sceny-gelikon-opera-41357
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 726
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Обколотых наркотой сыновей главы государства нашли без чувств в стрип-клубе

В 1908 году цензура запретила премьеру "Золотого петушка" – слишком смело, слишком дерзко. Потом постановке дали добро, но с условием – осуществить ее не на сцене государственного театра и с купюрами. И все равно о новой опере говорила вся Москва. Спустя 110 лет столичный театр "Геликон-опера" представил спектакль, который наверняка снова станет предметом обсуждений и споров.

https://www.dni.ru/culture/2018/7/2/401319.html
Che mai sento!

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 402
  • Зритель
30 августа 2018
Дирижёр - Валерий Кирьянов
Додон - Алексей Тихомиров
Шемаханская царица - Юлия Щербакова
Звездочёт - Иван Волков

Вчера был потрясён: вревые на московской оперной сцене видел "патриотическую" оперу в современном телевизионном тренде.
Сначала я подумал, что с Дмитрием Бертманом злую шутку сыграл перенос оперы из Дюссельдорфа в Москву: ведь одни и те же слова, произносимые в Германии и России будут иметь противоположный смысл (и действия, и "приколы"). Но третье действие показало, что всё здесь поставлено довольно осмысленно.
Самое удивительное, что это всё на материале "Золотого петушка" - оперы, созданной, как оппозиционная, и пародирующей тогдашнюю российскую власть.
Если бы её сыграли сказочно-абстрактно либо просто как комическо-прикольную - ладно; но её сделали идейно вполне серьёзно.

Сюжетная линия в двух словах:
Российский правитель (не "тридевятого царства"; российский точно - у него трусы под хохлому расписаны) озабочен, что вокруг враги, которые хотят напасть, захватить и уничтожить. Но озабочен глупо; советы слушает идиотские - такие, что враг скоро всё захватит. И только военные в лице воеводы понимают реальность опасности.
Враг приходит с Запада: под французские (и, возможно, немецкие - в первом ряду слева не всё мог разобрать) тексты несут вражеские ценности, которыми околдовывается Додон - да и сыновья его (заменяя алкоголь на наркотики). И вся свита Додона тащит их домой - наркотики, гомосексуальную парочку, санкционные сыры и вино...
Додон вдруг опомнился, но народ набрасывается на него и сметает.
Выходят Шемаханская царица, Звездочёт и Петушок, пропевают, что только они тут люди; но всё-таки раскрывается окно, и в потоке света возрождается Додон.
Так что рекомендую любителям теле-борьбы с западными ценностями. :-)

Главная беда для меня (а я и Геликон люблю и постановки их старые у меня в первых рядах хит-парада моего есть): суетливость действия, перенасыщенность мелкими приколами, комментированиями музыки (прямыми и наоборот). Я не слышал раньше "Золотого петушка" и очень хотел понять его специфичность - а это же было разлито в опере (пересечения псевдо-русского, псевдо-восточного в музыке, постоянная такая игра). Но за этой множественностью действия музыка так и растворилась; только на музыкальном вступлении да иногда в паузах вдруг начинала первенствовать, но забивалась действием.
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 162
Но за этой множественностью действия музыка так и растворилась; только на музыкальном вступлении да иногда в паузах вдруг начинала первенствовать, но забивалась действием.
Короче говоря, сплошной балаган.
Ну и собственно, да, борьба с мифическими западными ценностями в исполнении людей, которые с этого ценного Запада не вылезают — главная фишка ТВ-балагана. Теперь и на оперной сцене. Но, боюсь, на ТВ этот спектакль разыгрывается гораздо талантливей.

Оффлайн mserg

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 45
Я был на спектакле 30 августа. Надо сказать, что в Геликон-оперу я пошел в первый раз, хотя довольно часто хожу в другие оперные московские театры. От посещения Геликона меня всегда останавливали разговоры о радикальности режиссуры и плохом пении. В этот раз я все-таки решил посмотреть новое здание. Кроме того Додона пел Алексей Тихомиров.

Результат: Тихомиров действительно спел хорошо. На этом положительному конец.

Постановка отличается дурным вкусом, хотя некоторым явно нравилось, судя по довольным смешкам. Ее смыслы по-моему искать не стоит.

Юлия Щербакова в роли Шемаханской царицы пела ужасно. А таких фальшивых валторн, как в аккорде перед последним появлением Звездочета, я никогда не слышал.

Акустика зала мне показалась слишком гулкой. Может это и хорошо для улучшения звучания посредственных голосов, но мне это мешало.

Думаю, что на следующий спектакль Геликона я пойду нескоро.
« Последнее редактирование: Сентябрь 01, 2018, 13:38:46 от mserg »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 726
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Золото с Рейна
12.09.2018

Александр МАТУСЕВИЧ

«Геликон-опера» открыла новый театральный год премьерой «Золотого петушка» Римского-Корсакова.

http://portal-kultura.ru/articles/opera/217140-zoloto-s-reyna/
Che mai sento!