Автор Тема: Нина Исакова, меццо-сопрано  (Прочитано 111 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 401
    • Андрей Ковалев
Нина Исакова, меццо-сопрано
« : Октябрь 11, 2018, 23:26:58 »
8 октября с.г. исполнилось 90 лет Нине Сергеевне Исаковой! Согласитесь,  солидная дата. Слава Богу, родной театр вспомнил. https://stanmus.ru/event/450104    Но больше никто не вспомнил. Как будто такой певицы вообще не было. А между прочим Нина Исакова была не только ярчайшей представительницей "золотого"  михайловского поколения Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко вместе с Леонидом Болдиным, Валентиной Каевченко, Галиной Писаренко, Олегом Кленовым, Евгением Максименко и др., но и выдающейся отечественной певицей со своей индивидуальной вокальной манерой, исключительным вкусом,  глубиной интерпретации. Не случайно, она была удостоена престижной в то время Гос. премии им. М.И.Глинки, звания народной артистки СССР.
Нина Исакова с равным успехом выступала и в оперных  спектаклях, и с концертными программами. В опере подкупала ее непременная актерская выразительность, в концертных программах - задушевность интонации. А в целом- сильнейший личностный потенциал, красота и сила голоса, высокая исполнительская культура. Что бы Исакова не исполняла, любая ее роль, любой спетый романс как бы преподносились ее на пьедестал, подавались ярко, мощно. Но это не значит, что в пении и игре Исаковой не было полутонов: она выражала весь сложный духовной мир своих героев со всеми их  противоречиями, переживаниями.
Творчеству Нины Исаковой была посвящена дипломная работа выпускницы АХИ имени В.С.Попова  2015 г. Виктории Каркачевой, выполненной под моим руководством. Виктория, разумеется, никогда не слышала Нину Исакову на сцене, и никогда и ранее ничего не слышала о ней. Но послушала записи, заинтересовалась и написала диплом. Позволю себе привести некоторые фрагменты из ее работы:

"В 1941 году, 22 июня по радио сообщили страшную и волнительную новость. Началась война. В этот же день на райцентр Знаменки, под Вязьмой, была сброшена бомба. Мужчины отправляются на фронт. Женщины и дети- в эвакуацию. Страшно представить сегодня всю обстановку в этот момент и в последующие военные дни. Эвакуировали мирных жителей из города Себежа в деревню Лепехи, что затерялась в лесу между Вязьмой и Юхновом (примерно в двухстах километрах от Москвы). В этих списках была и ученица сельской школы Нина еще двенадцати лет вместе со своей младшей сестрой, мамой и бабушкой. Ниночка с семьей помогали партизанскому отряду, что сформировался со временем и назывался «Смерть фашизму», под командованием Петра Карповича Шматкова, который в последствии после войны написал прошение на большом фирменном листе (27 сентября 1945 года) начальнику Смоленского управления культуры Милееву, в котором подавал большие надежды на Исакову. Осенью, 8 октября 1941 года, в день рождения Исаковой (ей исполнилось 13 лет), внезапно в эти края вторглись немцы. Жители укрыли в подполье Шматкова. И именно в этот день Нина стала партизанской связной, так как уходя ночью, Петр Карпович, назвав Исаковой пароль, поручил ей задание найти определенных людей в деревне Луги и сообщить им как отыскать тех людей, которые уже были в лесу. Так, вместе со своими сверстниками, она оказалась в отряде, выполняя важные поручения своего командира. Мама с бабушкой проводили работы за швейной машинкой, приводя в порядок полицейские формы для партизан, шили маскхалаты, искали парашютистов, стирали и кипятили бинты для раненных. Нина передавала записки с важными сообщениями по разным адресатам. Был даже такой случай, когда Нина вместе со своим ровесником нашли сбитого советского летчика, вместе оттащили его подальше от места падения самолета, хорошо спрятали документы и сам труп, засыпав его снегом, для того чтобы немцы так и не смогли его найти.
В ноябре 1941 года в помощь отряду был сброшен десант. Благодаря этому они стали увереннее проводить боевые действия так, что даже оккупанты, которые обладали большей силой по численности, совершенно никак не могли провести какие-либо действия против них несколько месяцев, вплоть до мая 1942 года. Тогда оккупанты прошли через оборону, и в этот момент около ста партизан были оторваны от отряда. Родные Нины Сергеевны, казалось уже и не надеялись увидеть ее. Но Нина, в числе тех, кому удалось с боем вырваться из окружения и отыскать отряд, вернулась к своим родным. Время тяжелое, люди измучены, в постоянном ожидании окончания войны. В свободные минуты, между бомбежками Нина пела для раненых солдат и для простых советских людей, давая им очутиться хоть на мгновение в другой мирной жизни.
Люди разделились вскоре на группы и разошлись по разным деревням, так как в отряде было очень много женщин и детей, из-за чего было очень непросто воевать. Несмотря на то, что стало чуть безопаснее, угроз было не избежать, так как о каждом человеке предатели сообщали фашистам.
В феврале 1943 года полицаи устроили облаву на всех пришедших. Тогда Нину с семьей посадили за колючую проволоку в Рославльский концлагерь для военнопленных. После, когда начала наступать Красная Армия, гитлеровцы стали переправлять всех женщин и детей в лагеря смерти. Нина Сергеевна вместе со своей семьей побывали в лагерях Ченстохова, Кестенбаха, Дармштадта. В польском пригороде Ченстохова - торфяные разработки в Кричеве, что славился во всем мире такой жестокостью, что после него последующее рабство в концлагерях Германии не казалось таким уж жестоким. В Дармштадте они попали на рынок работорговли, где очень тщательно осматривались немецкими фермерами и бюргерами. Они особое внимание уделяли возрасту, внешности, здоровью и национальности и торговались. Там Нина и рассталась со своей семьей. Купили фермеры ее за 15 марок. У своего хозяина она буквально была рабом около года. Очень много работала и спала на соломенном настиле, на который падала после трудового дня без сил. Весной 1945 года где-то вдали начали слышаться мощные артиллерийские залпы, которые с каждым днем были все ближе и ближе. И однажды ранним утром английские солдаты освободили всех пленных и сообщили о недалеко расположенном советском представительстве. Так день победы Исакова встретила в германии, тогда ей было 16 лет. Она составила список всех желающий попасть обратно на родину в советское представительство Дармштадта. Их переправили в район Эльбы, где были тысячи людей, которые радовались победе, а самое главное- долгожданному окончанию войны. Конечно, пришлось немало подождать, все решалось не так быстро, как тогда того очень нестерпимо хотелось. Разумеется, выяснилось, что у Нины Сергеевны есть голос, по этому ее включили в интербригаду художественной самодеятельности. До этого Нина Сергеевна не задумывалась о том, что пение может стать ее главной профессией. Однажды на один из концертов пришли бойцы Кантимировской дивизии, среди которых был Василий Егорович Шейн, баянист кантемировского ансамбля. Он позвал Нину в их ансамбль, но она отказалась, так как не могла оставить свою семью. Тогда всю семью Исаковой поставили на довольствие, и всем нашли занятия-и маме, и сестре. Некоторое время они в составе дивизии провели под Дрезденом, а в конце лета 1945 года кантемировцы получили приказ об отправлении в Белоруссию, домой, на родину. Тогда пришло время прощаться. После долгих скитаний Нина с семьей наконец-то оказалась на родине. В Знаменке они вновь встретились с партизанским командиром Петром Карповичем. Будучи на тот момент уже секретарем Смоленского Обкома КПСС, он приезжал по делам в район, где Нина находилась с семьей. Рекомендательное письмо, написанное Петром Карповичем, Нина Сергеевна всю последующую жизнь бережно хранила и помнила его наизусть, даже уже в то время, когда ей было дано звание Народной артисткой СССР. Из письма:
 «Начальнику Смоленского управления культуры товарищу Милееву:
Товарищ Милеев! Убедительно прошу оказать содействие в поступлении в музыкальную школу предъявителю настоящего письма, бывшей партизанке моего партизанского отряда Исаковой Нине. Она очень способный человек. Из нее будет со временем толк…
  С приветом. П. Шматков.
   27 сентября 1945г.»
В те дни, очевидно, начало формироваться субъективное восприятие жизни Нины Сергеевны, выступающее как осмысленный синтез внешнего и внутреннего опыта, этих чувств, тревоги, переживаний и отваги этой маленькой девочки.  Были у Нины Исаковой военные награды и, несомненно, сложившийся очень сильный и твердый характер. Это глубокое познание жизни, умение пережить, выстоять самые тяжелые горести и любовь к любым моментам жизни видны даже в самым маленьких второстепенных исполняемых ролях Нины Сергеевны" ...

"Н. С. Исакова была ведущим меццо-сопрано в театре, выступала в самых разнохарактерных партиях классического и современного репертуара. В рассматриваемый период за театром прочно закрепилась репутация «лаборатории советской оперы», так как на сцене данного театра впервые увидели свет многие новые произведения современных отечественных композиторов, в том числе тесно сотрудничавших с этим коллективом. Поэтому в количественном соотношении в репертуаре Исаковой преобладали партии из советских опер и, к сожалению, русская и западноевропейская классика представлена более скромно, тогда как масштаб дарования Исаковой мог бы позволить ей исполнить самые сложные партии в оперных отечественных и зарубежных композиторов.
Исполнение Исаковой настольно выразительно, что ей достаточно было минимальных штрихов в самой незначительной роли, чтобы создать сильный запоминающийся образ, который невозможно  забыть.  Нынешний художественный руководитель оперной труппы  театра, ученик Л.Д.Михайлова Александр Титель в своем интервью(1999г.) рассказывал про спектакль, поставленный учителем в 1976 г. по опере-оратории В. И. Рубина «Июльское воскресенье» и посвященный героической обороне Севастополя. Здесь был эпизод, где мать погибшего героя (в исполнении Исаковой) «просто, молясь, проходила через сцену по диагонали со свечей, все повторяя и повторяя слова молитвы», который, по словам Александра Борисовича, при воспоминании «вызывал мурашки по коже» и сегодня, спустя годы.
В 1981 г. в канун 26 съезда КПСС в театре была осуществлена новая музыкальная и сценическая редакция оперы Т. Хренникова «В бурю» по мотивам романа Н. Вирты «Одиночество», впервые поставленной одним из основателей театра Вл. И. Немировича-Данченко, принадлежащая к числу жемчужин советской оперной классики. Этот спектакль держался в репертуаре столичного музыкального театра более четырех десятилетий. Легендарная постановка с большой любовью восстанавливалась в совместной тщательной работе с автором оперы. Возобновление старого спектакля, безусловно, предполагает его наполнение новым и «свежим» звучанием, которое бы органично вписывалось в новый исторический контекст. За долгую сценическую жизнь оперы Т. Н. Хренникова «В бурю» неоднократно менялись поколения актеров-исполнителей, и вот, новое воплощение оперы, продолжающее тревожить и волновать слушателей, представило и новый состав исполнителей. Нина Исакова, будучи уже зрелым, признанным мастером, с огромным успехом выступила в роли бедной крестьянки  Аксиньи, сыновья которой Листрат и Ленька в суровом вихре гражданской войны оказались вначале «по разную сторону баррикад». Эта роль относительно небольшая, героиня занята всего в одной картине оперы, где она становится активным участником остродраматических событий: встречи ее сыновей, их бурного, едва не дошедшего до перестрелки выяснения отношений, неожиданного появления в доме Аксиньи кулака Сторожева, который вот-вот обнаружит спрятавшегося в солому красного командира Листрата, а затем примирения братьев. И здесь Нина Сергеевна покоряет своей искренностью и жизненной правдивостью. Приведем оценки музыкальных критиков: «Вот образец ювелирной шлифовки партии во всех ее деталях и компонентах!» ; «Созданный ею образ простой русской женщины, испытывающей глубокую тревогу за сыновей, отмечен большой художественной правдой, подкупающей искренностью».
Среди других самых разнохарактерных образов, созданных Ниной Исаковой в операх современных отечественных композиторов, назовем Тоню (Г. Шантырь «Город юности»), Сонетку (Д. Шостакович «Катерина Измайлова»), Зойку (А. Николаев «Ценою жизни»), Варвару (Т. Хренников «Безродный зять»), Селину (Д. Кабалевский «Кола Брюньон»), Мокеиху (С. Слонимский «Виринея»), Анну Австрийскую (М. Вайнберг «Любовь д Артаньяна). Н. С. Исакова участвовала в постановках трех опер С.С. Прокофьева, исполнив партии Сони («Война и мир»), Клары («Обручение в монастыре»), Смеральдины («Любовь к трем апельсинам»).             
Выразительна Нина Сергеевна в опере Шостаковича «Катерина Измайлова», динамичной постановке Льва Михайлова,  вернувшейся на московскую сцену после 30-ти летнего запрета этого произведения. Лев Дмитриевич не сразу назначил Исакову на эту роль, ему это предложил бывший в то время директором театра  В. А.Чайковский.  Михайлов согласился, хотя и говорил Нине Сергеевне: «Интеллигентности в тебе слишком много!», «попробуй все же дать больше стервозности!»  Благодаря хорошо выстроенной Исаковой роли каторжницы Сонетки, «этой прожженной бестии, падкой на товарных ухажеров»  зрители жалеют Катерину, не смотря на все ее преступления. «И в Сонетке добился у меня по-настоящему вульгарных интонаций, вплоть до открытого звука»,  - вспоминала Нина Сергеевна слова Льва Дмитриевича Михайлова.
А вот пример создания совершенно противоположного человеческого характера в опере  Алексея Николаева «Ценою жизни» по пьесе А. Салынского «Барабанщица», повествующей  о событиях Великой Отечественной войны, впервые  поставленной в 1965 году в Московском музыкальном театре.  В этой опере   Исакова исполняет роль сильной и мужественной девушки Зойки, поклявшейся бесконечно ждать возвращения  с фронта любимого , несмотря ни на чьи упреки и пришедшую похоронную. Выразительно и лаконично Исакова воссоздает эту роль. Здесь все естественно: на  протяжении всего спектакля она живет жизнью и мыслями своей героини,  ненавидя и презирая окружающих ее спекулянтов и трусов и тихо страдая и ожидая своего любимого.  «Поражает умение этой артистки немногими штрихами создать глубокий, сильный образ» , писал известный музыковед Константин Саква.    Спектакль принес большой успех театру.
Вот еще один пример воплощения актрисой характера  своей современницы – образ комсомолки Тони из оперы Г. Шантыря «Город юности».  Здесь присутствует не только умение воплотить роль героини, но личные мысли, чувства, пережитые самой Ниной Сергеевной. В вокализе, что является центральным местом в партии, Исакова проникает в самую глубину образа молодой девушки советского послевоенного времени, для которого характерна страстная любовь к Родине и своему делу,  юношеское искреннее обаяние, духовная сила молодого строителя новой жизни.
18 марта 1967 года во второй редакции под названием «Безродный зять» была поставлена опера «Фрол Скобеев» Т. Н. Хренникова (режиссер - П. С. Златогоров). Исакова выступила в партии русской красавицы Варвары, девушки с чистой светлой душой. Исаковская Варвара так сдержана и благородна, что ее сравнивают с русскими девушками васнецовских полотен. «Когда поет Исакова сочным грудным голосом, когда низко кланяется в пояс, кажется - вот образ, для которого рождена певица. Но тоже самое ощущение повторяется еще и еще, и в другой и третий раз, и в другом и в третьем спектакле, потому что в каждом образе она находит зерно правды».   
20 марта 1970 года Л.Д.Михайловым была поставлена опера Д.Б. Кабалевского «Кола Брюньон».  Н.С. Исакова выступила в партии крестьянской девушки Сенины по прозвищу Ласочка, характеризующему язвительный нрав героини.  В первой картине молодая бойкая Селина, девушка с вредным и колким характером «парит над сценой», словно ее не касаясь. А в третьем действии, сорок лет спустя, в свои 60, Селина, уставшая старушка, с «обмякшими плечами», в ожидании Брюньона, раскрывается  как персонаж, способный на искренние и глубокие чувства. Все мысли ее - о прошлом. При появлении Кола, она не сразу показывает свою слабость, стараясь не упасть, садится. И здесь ее характер не покидает Селину, но уже только однажды проскальзывает язвительная интонация упрека в сторону Кола.
 В опере С.М.Слонимского «Виринея» (по пьесе Л. Сейфуллиной) Нина Сергеевна исполнила   роль свекрови главной героини Виринеи -  Мокеихи. Из этой сумрачной дряхлой неподвижной старухи Исакова, демонстрируя свое актерское мастерство, создает облик того жестокого мира, который погубил Виринею. «Эта мрачная маленькая старушка вырастает в спектакле до размеров зловещего символа того страшного мира, против которого борется Павел и который погубил Виринею»
Среди исполненных Н. С. Исаковой партий из опер русской и западноевропейской классики назовем Ольгу (П. Чайковский «Евгений Онегин»), Дорабеллу (В. Моцарт «Так поступают все женщины» ), Кармен (Ж.Бизе «Кармен»), Графиню (П. Чайковский «Пиковая дама»).
Запоминается Исакова в образе благородной Дорабеллы из оперы Моцарта «Так поступают все женщины». Нина Сергеевна отличалась сценической непринужденностью, легкостью в исполнении комедийных ролей, свободно переходя от одного состояния к другому, что и требовалось здесь от исполнителей.
Помимо оперных постановок, Исакова пела и в оперетте: ею была исполнена партия Периколы из одноименной оперетты Оффенбаха. Нина Сергеевна создает еще один яркий юный образ,  наполненный легкостью и грациозностью.  Здесь она вновь показывает свое великолепное вокальное мастерство.
25 декабря 1976 года состоялась премьера новой постановки оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама». (Режиссер-постановщик – Л.Д.Михайлов. музыкальный руководитель и дирижер –Д. Г. Китаенко, художник – Н. Н. Золотарев), где Исакова создала образ Графини.  Несомненно, это была ярчайшая работа певицы, пользовавшаяся особенным успехом.  Спектакль, который более 30 лет был неотъемлемой частью репертуара оперной труппы, после премьеры вызвал неоднозначное к себе отношение, многое тогда казалось необычным, идущим вразрез с установившимися постановочными стереотипами.  Однако, практически все рецензенты, среди которых были крупные музыковеды, высоко оценили исполнение Н. С. Исаковой партии Графини.  «Блестяще проводит эпизод воспоминаний Н.С.Исакова: опустошенное звучание голоса, грассирующая манера произнесения французского текста, выразительно и в то же время просто выстроенная мизансцена производит сильное впечатление», - писал Б. М. Ярустовский.  «Принципиальная удача постановки – Графиня в исполнении Н.Исаковой. Не символ, не фатум -  нет, это живой человек, характер сильный и гордый, сложно прожитая жизнь, с которой так жаль расстаться. Это встает за исполнением Исаковой, за игрой ее, даже за самим волнующим, звучным тембром голоса, рождая в зрителях чувство горячего сопереживания» - так оценила выступление Н. С. Исаковой музыковед Л. З. Корабельникова.    По воспоминаниям Александра Тителя, при встрече с Михайловым, жена Льва Дмитриевича спросила у супруга: «ну, что, опять про Графиню спектакль получился?», на что он ответил: «Знаешь, да. Наверно…». «И, конечно, импульс такому взгляду на "Пиковую" дала Нина Исакова"- Александр Титель. 
Сама Нина Исакова вспоминала: «В музыке квинтета мы, каждый в отдельности и все вместе, проживаем предчувствие своей судьбы, неизбежность беды, приближение смерти». «В этой неподвижной мизансцене, в полном молчании я наживаю то самочувствие, ту долгую-долгую мысль, которые определяют жизнь Графини в сегодняшнем спектакле». «С самого начала я не хотела играть немощь, не хотела трясти головой» Гордая старуха, что в молодости прекрасна, крепко держится за жизнь. Партию Графини Н. С. Исакова продолжала исполнять до середины 90-х годов, вплоть до отъезда за рубеж"....
(продолжение следует)



Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 401
    • Андрей Ковалев
Re: Нина Исакова, меццо-сопрано
« Ответ #1 : Октябрь 11, 2018, 23:27:29 »
"Нина Исакова поет сочинения как современных композиторов, так русскую и зарубежную классику. Внимательна Нина Сергеевна была всегда к новым сочинениям советских композиторов, как почтенных, так и совсем молодых, только начинающих музыкантов. «Многим, очень многим сочинениям дала она путевку в жизнь. Причем диапазон исполнительских интересов певицы велик, в свой репертуар она включает произведения и острохарактерные, и лирические, и героические, и драматически насыщенные»  Взаимно и сами композиторы старались привлечь Исакову к первым исполнениям своих произведениям, это предполагало успех премьере, так как особое глубокомысленное отношение Исаковой было как к музыке, так и к тексту.
Композитор Алексей Николаев говорил о работе с Ниной Сергеевной в радиопередаче Андрея Борисовича Ковалева (г. Зеленоград): «Мы встречались два раза в неделю в течении нескольких месяцев, работая каждый раз по два-три часа» (речь идет о вокальном цикле на стихи Марины Цветаевой Алексея Николаева, написанный специально для Исаковой). Композитора тогда удивила ее добросовестность и тщательность работы. Вокальный цикл А. Николаева включает в себя 12 номеров на стихи Марины Цветаевой, являющейся гениальной поэтессой, с очень непростой судьбой.
 Так же Нина Исакова неоднократно исполняла арии и сцены из опер на концертной сцене. Приведем пример: речитатив и ария Леоноры из оперы Г. Доницетти «Фаворитка», Ария Марины из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов», Ария Секстуса из оперы В. Моцарта «Милосердие Тита», Варяжскую балладу из оперы А. Серова «Рогнеда», Ария Кащеевны из оперы Н. Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», так же Ария Тони из оперы Г. Шантыря №Город юности», Ариозо Клары из оперы С. Прокофьева «Обручение в монастыре». Существуют записи перечисленных арий на старых пластинках, которых на сегодняшний день осталось совсем немного.
Нина Сергеевна давала сольные концерты, участвовала в различных официальных мероприятиях, исполняя оперные арии.
20 октября 1984 года Исакова выступила в концертном зале Калуги, открывая цикл вечеров «Камерной музыки».
Нина Сергеевна неоднократно выступала в камерных концертах в дуэте с солисткой Московской Государственной филармонии, лауреатом Международного конкурса имени Джордже Энеску, заслуженной артисткой РСФСР Ниной Шильниковой. Один из таких концертов был в 1985 году в зале Чебоксарского музыкального училища имени Ф. П. Павлова, где прозвучали классические романсы, народные песни и, конечно, дуэты из русской музыки. «Зрители тепло приняли певиц. Все, кто побывал на этом концерте, получили огромное удовлетворение от встречи с замечательными русскими дуэтами и их прекрасным исполнением»  Интересно отметить, что на этот момент Нине Сергеевне было уже 57 лет, не многие из певиц могут похвалиться в этом возрасте хорошей вокальной формой. Существует аудиозапись в их исполнении дуэта «Выйдем на берег» А. Варламова, слова А. Плещеева; «Блаженство жизни быть с тобою» П. Булахова, слова П. Мещерский; «Вы не придете вновь» М. Глинки, слова П. Дубровский.
В 1978 году дважды состоялся концерт под управлением Дмитрия Китаенко, переставшего на тот момент работать в театре Станиславского и Немировича-Данченко. Исполнялся «Реквием» Верди, с участием оркестра Московской филармонии, Академической хоровой капеллы имени Юрлова, а также солистов – Н. Авдошиной, Н. Исаковой, Л. Кузнецовым и Г. Селезневым. Китаенко немного отделяет реквием от ораториального исполнения, скорее стремиться к более оперному. Здесь Нина Исакова остается верна себе, поет с ораториальным экстазом, стремясь к ясности содержания и благородности звучания. Исакова не поет поверхностно, все ее вокальные партии точно определены и осознанно воплощены.
Существует небольшое количество аудио и видеозаписей романсов русских и зарубежных композиторов. В пример можно привести: «Вечер» П. И. Чайковского, слова Л. Мея; «Я вам не нравлюсь» П. Чайковкий, слова К. Романова; «Отвернитесь, не глядите» А. Гурилева, слова В. Кольцова; «Напоминание» А. Варламова, слова Б. Годара; «Что ты поникла, зеленая ивушка» А. Гречанинова, слова А. Плещеева; «И руки льнут к рукам» М. Ипполитова-Иванова, слова Р. Тагор; «Как сирень расцветает любовь моя» И. Брамс, слова Ф. Шумана.
Нина Исакова исполняла песни советских композиторах на массовых мероприятиях по все й стране. Особым успехом пользовались песни о Великой Отечественной Войне: «Прощание» Т. Хренникова, слова Ф. Кравченко; «Береза» А. Животов, слова А. Исаковского; «Женька» А. Животов, слова К. Ваншенкина; «Мама ждет с войны» С. Кац, слова М. Пляцковского; «Моя Москва» М. Дунаевского, слова М. Лисянского; особенно любила и часто исполняла знаменитую песню «Катюша» М. Блантера, слова И. Исаковского.
Так же в репертуаре были такие песни как «Крымская ночь» С. Кац, слова Л. Куксо; «Колдунья» З. Левиной на слова С. Есенина; «Песня вечной юности» Я. Френкель, слова М. Лисянского; «Большая Москва» С. Кац, слова Л. Куксо; «Физкультурная» А. Чуркина, слова И. Дунаевского; «Качайтесь, каштаны» З. Левиной, слова С. Капутикяна; «Кто отзовется?» А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова; «Первая встреча» Д. Шостаковича, слова С. Болотина и многие другие.
Голос Нины Исаковой можно услышать за кадрами некоторых фильмах Советского времени: фильм-концерт «Приокские рассветы. Песенно-хоровая сюита» С. Туликова, слова В. Лазарева; кинофильм Леонида Пчелкина «Мать и мачеха» и многих других.
Чувствуется подлинный интерес народа и гуманистический порыв в исполнении Нины Сергеевны, особенно на экране крупным планом. Дикция, осанка, огонь в глазах, чуть вперед корпус- проявление смелой натуры, гордости за свою родину. Здесь все- борьба за мир и социальный прогресс, стремление отразить заботы простого люда. Активная жизненная позиция, сильное нравственное воздействие, способное заразить и вести к духовному подъему самых широких социальных слоев. Каждый свой концерт Исакова посвящала всем, кто повстречался ей на дорогах войны. Слушая сегодня старые пластинки и записи в исполнении Нины Исаковой, можно почувствовать, как ее пение трогает до глубины души каждой нотой и каждым словом, заставляя задуматься нас, нынешнее поколение, заставляя гордиться нашей родиной и народом, который так усердно и храбро боролся за мир и солнце в нашей необъятной стране.  «Эмоциональная наполненность пения, подлинный артистизм, тончайшая отделка деталей отличают каждое ее выступление на концертной эстраде»"

Оффлайн zeffirelli

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 266
Re: Нина Исакова, меццо-сопрано
« Ответ #2 : Сегодня в 17:03:29 »
8 октября с.г. исполнилось 90 лет Нине Сергеевне Исаковой! Согласитесь,  солидная дата. Слава Богу, родной театр вспомнил.   Но больше никто не вспомнил. Как будто такой певицы вообще не было.

Первый раз Реквием Верди я услышал в записи на пластинки (Г. Вишневская, Н. Исакова, В. Ивановский и И. Петров, дирижер - И. Маркевич) году где-то в 61 или 62.