Автор Тема: "Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини в Новой опере - премьера октябрь 2018г  (Прочитано 1443 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Renato

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 571
премьера
Дж. Пуччини
«МАДАМ БАТТЕРФЛЯЙ»

Опера в двух действиях
Музыкальный руководитель и дирижер Ян Латам-Кёниг
Дирижеры-постановщики: Ян Латам-Кёниг, Евгений Самойлов
Режиссер Денис Азаров
Художник Алексей Трегубов
Художник по костюмам Павел Каплевич
Хормейстер Юлия Сенюкова
Свет Сергей Скорнецкий
Премьера состоится 21 октября 2018 г.
Рекомендовано детям старше 16 лет


Оффлайн Renato

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 571
«Мадам Баттерфляй» (1904) Пуччини входит в число лучших классических опер. Это произведение о трагической любви юной японской гейши из Нагасаки к американскому лейтенанту, а с более широкой точки зрения — о несовместимости культурных традиций Запада и Востока. «На волне огромного европейского интереса ко всему восточному, особенно к Японии Пуччини привлекло заложенное в сюжете столкновение Востока и Запада (как известно, по Киплингу, они никогда не поймут друг друга). Энергичный американский прагматизм («удобно и красиво», по Пинкертону), вторгаясь в таинственный восточный мир сущностей, рушит его. Цельность этого мира оберегает юная гейша» (Михаил Мугинштейн).

 
Опера Пуччини — дитя эпохи модерна. «Японская трагедия» Пуччини появилась за год до рождения «Саломеи» Р. Штрауса — роскошного цветка модерна. В «Мадам Баттерфляй» лирическая итальянская драма помещена в экзотическую оправу в японском стиле. В центре внимания композитора — образ пятнадцатилетней Чио-Чио-сан, которая проходит путь от наивной девочки до пережившей душевную драму женщины. Внимание к внутреннему психологическому действию сказывается на неторопливом течении оперы, контрастом служат отдельные эпизоды: церемония бракосочетания, проклятие Бонзы, сватовство принца Ямадори. «Мадам Баттерфляй» — первая опера Пуччини, в которой он попытался воплотить «экзотический» восточный колорит. Интонации подлинных японских мелодий, японские колокола и тамтамы в оркестре — все это создает неповторимую ауру одной из самых исполняемых опер Пуччини.

 
Денис Азаров, режиссер спектакля
Эта опера, прежде всего, об обманутых ожиданиях. Исходным событием является покупка женщины, и это понимают все: и Пинкертон, и консул Шарплес, и сама Чио-Чио-сан. Для нее это абсолютно осознанный способ бегства, выхода из контекста, с которым она в конфликте: Япония сделала ее бедной, ее отец умер, совершив харакири. Чио-Чио-сан думает, что «где-то там» очень хорошо, и именно в этот момент появляется лейтенант американского флота Пинкертон, который ее выкупает и в которого она влюбляется. (Она понимает, что все равно ее кто-нибудь выкупил бы, но это мог быть японец). Кажется, наконец-то ей повезло, но выясняется, что «там» тоже обман…

 
В стране, где живет Чио-Чио-сан, покупка женщины — норма, но оказывается, она действует и «там», то есть там не лучше. Чио-Чио-сан верила, что Пинкертон ее спасет и все сложится по-другому, потому что он особенный. Но для него это тоже оказалось нормой. Отсюда тема обманутых ожиданий.

 
В свою очередь, для Пинкертона это история о том, как человек оглянулся назад и внезапно понял: то, что раньше для него было нормой, оказывается совершенно ненормальным. Таким образом, это двойная история. И здесь можно провести параллель с нацистской Германией, когда немцы спустя время вдруг осознали, какие злодеяния были совершены…

 
В этой истории четко просматривается культивируемая западным обществом идея потребления. Она притягивает к себе все: дом, женщину, даже любовь. Чио-Чио-сан любит по-настоящему, чисто и искренне, но сталкивается с отношением «потребителей». Отсюда и столкновение культур — Востока и Запада. Мы раскрываем этот конфликт средствами поп-арта, с помощью узнаваемых предметов, без привязки к конкретному времени: с одной стороны — японский мир, с другой — европейско-американский. В их смешении получается что-то третье — Чио-Чио-сан во втором акте спектакля: уже не японка, но и американкой никогда не станет.

 

Алексей Трегубов, художник-сценограф
Действие происходит в Нагасаки, месте, которое подразумевает определенный контекст. Мы, постановщики, пытаемся посмотреть на историю, показанную в опере, с дистанции нашего времени. Ведь сюжет «Мадам Баттерфляй» — это история взаимоотношений культуры Америки (или западной в принципе) и японской. Пуччини писал и не знал, что произойдет в будущем, но всю проблематику этих отношений выразил в опере: чужая культура не представляет ценности, это лишь экзотика, приманка для туристов. Через несколько десятков лет это непонимание выльется в чудовищную трагедию со взрывами в Нагасаки.

 
Мы разговариваем с публикой языком знаков, стереотипов. У всех есть некий взгляд на западную, американскую культуру, и такой же обобщенный взгляд на японскую. В соединении этих представлений и происходит основное действие. В начале спектакля мы видим пустое бетонное пространство, похожее на новостройку. Ее обживают, населяют разными предметами, образами Запада, пока Чио-Чио-сан пытается войти в новую культуру. Но в финале она делает харакири! Не самоубийство в нашем понимании, а ритуальное действие, и это чисто японский ритуал. Так она уходит от всего, что набрала, от попытки соединиться с чужой культурой. Она возвращается домой, к самой себе.

 
http://www.novayaopera.ru/?repertoire=madam_batterfljaj

Оффлайн муся_соло

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 172
Вообще-то за три дня до премьеры могли бы общий список исполнителей опубликовать. Что там скрывать-то

Оффлайн Renato

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 571
Вообще-то за три дня до премьеры могли бы общий список исполнителей опубликовать. Что там скрывать-то

Так а смысл? Люди и так пойдут. За последний год НО демонстрирует самое настоящее неуважение к зрителю!

Оффлайн dolchev

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 245
Такой каст надо за километр обходить + постановочка *со смыслом* идеи потребления
 :D 8) ;D

Оффлайн Renato

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 571
Отчасти согласен с характеристикой каста. Составы уж есть!

21ОКТЯБРЯ
воскресенье 19:00

Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан) Светлана Касьян
Сузуки Анастасия Бибичева
Пинкертон Хачатур Бадалян
Шарплес Илья Кузьмин
Горо Максим Остроухов
Принц Ямадори Александр Попов
Бонза Виталий Ефанов
Кэт Пинкертон Анна Синицына
Комиссар Сергей Шеремет
Чиновник регистратуры Иван Петров
Якусида Кирилл Троицкий
Мать Чио-Чио-сан Ольга Пухальская
Тетка Вера Аверьянова
Кузина Елена Хорошенина
Долоре Сергей Терентьев

23
ОКТЯБРЯ
вторник 19:00

Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан) Елизавета Соина
Сузуки Анастасия Бибичева
Пинкертон Михаил Губский
Шарплес Артём Гарнов
Горо Антон Бочкарёв
Принц Ямадори Александр Попов
Бонза Виталий Ефанов
Кэт Пинкертон Ирина Ромишевская
Комиссар Сергей Шеремет
Долоре Сергей Терентьев

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 929
Что, никто на премьере не был?
Я выскажусь только по постановке. Это - полный провал!!! Китч, пошлятина и безвкусица!!! Если кто видел золотомасочную "Царскую невесту" А. Могучего из Михайловского театра - здесь все то де самое. Буквы на пол-сцены с лампочками, разноцветные шарики, занавес в виде звездно-полосатого флага. Жена Пинкертона явилась на сцену в ярко-красном одеянии из дермантина, как из стрип-клуба или борделя, ее сопровождали разноцветные девочки из того же заведения. Сцена всенощного ожидания мужа сопровождалась почему-то видеопроекциями бомбардировок, видимо Японии видимо Америкой. Само обиталище Чио-Чио-Сан представляло собой пустую комнату с серыми стенами, полом и потолком. Вдоль потолка шли канализационные трубы, около двери смонтированы элементы проводки в пластиковых кабельных каналах - в общем, в любое подвальное помещение какого-нибудь торгового центра зайдите - точно такой же интерьер.
По вокалу - никого не могу похаять, вполне на уровне. Оркестр - у Яна Латам-Кёнига, кажется, плохо не бывает, оркестр был превосходен!
По остальному - не мне судить, пусть наши итальянофилы оценивают. Я эту оперу слышал впервые, и сочетание приземленно-бытового сюжета с пошлой постановкой убило все положительные впечатления от несомненно гениальной прекрасной музыки.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 716
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Ещё Вадим Журавлёв был на самом первом спектакле

https://www.youtube.com/watch?v=PwF3LAXZGUo
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 716
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Иван Орлов
22 октября в 14:17 ·
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2214463155294802&id=100001934181220

В Новой опере вчера премьерили Мадам Баттерфляй. Атмосфера была праздничная и обещала множество открытий - по крайней мере мне, интересно очень было и Пинкертона с Чио-Чио-сан услышать, и решение Яна Латама-Кёнига, и, конечно, увидеть режиссуру Дениса Азарова и сценические решения. Всё случилось, хотя и нельзя сказать, что все эти открытия стали откровениями. Вся театральная Россия знает Дениса Азарова, как красавца и талантище, порой его уносит от оперы довольно далеко и надолго, но связь с жанром Денис никогда не разрывал. Все постановки, в которых он принимал участие - крепко сбиты и наполнены смыслами иногда даже чересчур плотно. На вчерашней же премьере мы увидели сужающуюся бетонную перспективу(и даже смешно стало, когда в финале оказалось, что задник - фальшивый, а за ним припрятана ещё одна камера, для самоубийства - приём с такой бородой, что впору вспоминать Станиславского). Собственно, это и была декорация. Статичная, как и многое другое в этом спектакле, она была крепко обшита лампами по рёбрам и потолку и, собственно, игра с этими и другими лампами, а так же проекциями, и была главным и самым стремительным действием в постановке - артистам движения досталось немного. Реквизита тоже было не сказать, что перебор. Чего точно хватало - так это символов и посланий, но выглядело это, как зашифрованное письмо, ключ от шифра которого зрителю передать позабыли. Поневоле вспоминалась Свадьба Фигаро в этом же зале.

Рассказывая несколько месяцев назад о планах Новой на сезон я выразил надежду, что Каплевич обойдётся в этой постановке без спортивных костюмов. И как в воду глядел - Чио-Чио-сан во втором действии похожа на мексиканку из простонародья из какого-нибудь сериала, такую, слегка опустившуюся молодую мать, которая и из дома старается не выходить. Надо ли говорить, что без спортивных штанов и обуви не обошлось...

Ян Латам-Кёниг добился главного - связь оркестра с певцами и хором неразрывна и органична, оркестр звучит, все соло - от скрипок до меди, сыграны прекрасно, но в целом - лично мне показалось, что это Пуччини-лайт, хотя, вполне возможно, что при такой режиссуре так и надо. Что очень здорово - чувствуется, что и режиссёр музыку не душил, в этом отношении - полный порядок и гармония.

Хор тоже не подвёл и очень хороши были артисты с ролями второго плана - и Максим Остроухов, и Виталий Ефанов, и Сергей Шеремет, и Анна Синицына, и все-все-все. Чудесно сделал Шарплеса Илья Кузьмин, и роль, и партия, что называется - легли, рефлексирующий, трепетный, но вынужденный соответствовать требованиям среды и времени консул получился очень живым.

Великолепно спел Пинкертона Хачатур Бадалян - очень мне хотелось услышать его в этой роли, и Хачатур не подвёл. Сложнейшая партия с не самым простым партнёром была спета чисто, трагично и без очевидных завалов, места для которых там полно. А самого главного персонажа этой истории пела Светлана Касьян, певица известная и состоявшаяся. Светлана обладает мощным и сочным голосом, владеет им очень хорошо, но как же его вчера было много! В бесконечном дуэте с Пинкертоном в конце первого действия вообще порой возникало ощущение схватки, в которой сопрано пытается задавить тенора(но Хачатур - молодец, не сдался, а в дуэте Чио-Чио-сан с Судзуки - великолепная, мастерская работа Анастасии Бибичевой, вот где было откровение! - во втором действии ещё непонятно, кто там кого бы задавил). Спето при этом всё было очень грамотно, хотя интонационно и не слишком красочно, овация после "в ясный день" была вполне объяснима.

В целом же спектакль оставил чувства очень противоречивые. Мысль режиссёра понятна и близка, но ощущение, что ты всё это уже видел не покидало(и было очень неожиданным, хочу я сказать, для человека, знакомого с другими работами Азарова). Сценические решения и вовсе неоднозначны - приятно, конечно, побороться в минимализме с Уилсоном, например, но как-то можно было и другими методами, мне кажется, это делать. Но самое главное - никто в этой постановке не боролся с музыкой, не пытался насиловать её - и получилось здорово. Хотя, не удивлюсь, если у кого-то и к Яну Латаму-Кёнигу возникнут вопросы - где, дескать, весь этот мрачный пафос и тяжесть бытия? Но это они зря - всё на месте, всё наше, всё навсегда. И опера - тоже с нами, никуда не делась - а это уже по нынешним временам большая удача! Поздравляю Новую оперу с новой интересной и большой работой! Интересно, конечно же, было бы второй состав услышать! А на Крещенском фестивале вообще Сладковского за пультом обещают! И это тоже красивая история будет, не сомневаюсь!
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 716
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Мнение Натальи Зимяниной - преимущественно в комментариях и без подробностей, но общая оценка, как мне кажется, ясна
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1303042186499493&set=a.173693402767716&type=3&theater
Che mai sento!

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 929
Я только что узнал, что Денис Азаров - гениальный режиссёр. Как мне дальше жить с этим знанием? :'(

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 813
Иван Орлов
22 октября в 14:17 ·
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2214463155294802&id=100001934181220

Вся театральная Россия знает Дениса Азарова, как красавца и талантище

Впервые слышу о таком. Да и я - не вся театральная Россия.  ;D

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 729
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
2018-10-24 17:02:00
Назад Поделиться  Вперёд
"Мадам Баттерфляй" Дж.Пуччини в "Новой опере", реж. Денис Азаров, дир. Ян Латам-Кениг

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3892530.html

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 716
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Лапшин Олег
11 ч. ·
Браво, Пуччини
"Мадам Баттерфляй" Новая Опера 5
https://www.facebook.com/olapshin/posts/2048904251834870

Режиссура Дениса Азарова сводится к паре-тройке внешних примочек, самая яркая из которых - занавес в виде американского флага. Немногочисленные прочие - видео бомбардировки Японии американскими самолетами, как бы поп-артовские вырезанные буквы, образующие слово Joy и серый бункер, задняя стена которого в финале поднимается. чтобы открыть залитое красным пространство неба, куда уходит героиня - сплошное общее место. Взаимоотношения между героями, похоже, не простраивались, поэтому по факту это концертное исполнение. В самом классическом варианте, когда певцы не играют, а выходят, поют и уходят. То есть не видеть, а слушать. Но слушать есть кого: оркестр с Яном Латам-Кенигом.
Ниже определенного уровня Ян никогда не опускается, но здесь речь скорее об уровне верхнем. Он "прибрал" тягучесть и восточность, взамен эффектно усилив контрасты. Большую часть времени оркестр звучит по-вердиевски драматично и упруго, не теряя в нюансировке, но порой дирижер истончает все до долгого печального эха в саду камней. И то,что галерка в конце кричала именно "Браво, Пуччини" - очень показательно.
Che mai sento!

Оффлайн Selia

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 16
Я была, на премьере любимой оперы не могла не побывать. Но больше в НО на нее не пойду, хотя стабильно хожу на " Чио-Чио-Сан" 2-3 раза в год. Проблема в том, что если я пытаюсь слушать, закрыв глаза, то засыпаю. А смотреть на такое нет желания ни малейшего.
Но Губский очень порадовал в очередной раз. Все остальные тоже, но меня обычно тенора жутко бесят. А тут только проститутки, буквы и шарики бесили.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 716
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В Новой Опере "Мадам Баттерфляй" снабдили атомной бомбой
Пуччини в спортивном костюме

Екатерина Кретова

В «Новой Опере» - премьера. Дирижер Ян Латам-Кениг, режиссер Денис Азаров, художники Алексей Трегубов и Павел Каплевич поставили «Мадам Баттерфляй» Пуччини. Спектакль получился чересчур «полифоничным». В том смысле, что каждый из участников творческой команды гнул свою линию, не слишком заботясь о достижении гармоничного целого.

https://www.mk.ru/culture/2018/10/24/v-novoy-opere-madam-batterflyay-snabdili-atomnoy-bomboy.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 716
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
На три веселых буквы
"Мадам Баттерфляй" пополнила репертуар московского театра "Новая Опера"

Текст: Мария Бабалова

https://rg.ru/2018/10/23/reg-cfo/premera-madam-batterfliaj-proshla-v-teatre-novaia-opera.html
_____________

Чувства эпохи потребления под великую музыку Пуччини

Мария Бабалова

• 19:33 • 23 октября 2018

https://vm.ru/news/548783.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 716
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Чио-Чио-сан в коконе поп-арта

Премьера «Мадам Баттерфляй» Пуччини в «Новой Опере»

Игорь Корябин, 06.11.2018 в 14:25

http://belcanto.ru/18110501.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 716
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Как Большому театру помог режиссер, а «Новой опере» – дирижер

В Москве показали две оперные премьеры – «Севильского цирюльника» и «Мадам Баттерфляй»

05 ноября 23:48 Петр Поспелов 

https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2018/11/05/785618-sevilskogo-tsiryulnika
Che mai sento!