Автор Тема: VI Международный фестиваль "Другое пространство"  (Прочитано 288 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 793
Программа

28 ноября, 19:00
Открытие фестиваля

Госоркестр России имени Е.Ф. Светланова
Дирижер – Владимир ЮРОВСКИЙ
Камерный хор Московской консерватории
Художественный руководитель – Александр СОЛОВЬЕВ
Ансамбль QUESTA MUSICA
Художественный руководитель – Филипп ЧИЖЕВСКИЙ
Солисты: Александра ЛЮБЧАНСКАЯ (сопрано), Владислав ПЕСИН (скрипка), Сергей ЧИРКОВ (аккордеон)
Мировые премьеры сочинений
В. Екимовский – «Девятая симфония. Эпитафия авангарду»
А. Сафронов – «Воображаемый моно-театр Владимира Маяковского» для женского голоса и оркестра
Б. Филановский – «Пропéвень о Прóросли Мирóвой» на тексты П. Филонова для ансамбля солистов, хора и оркестра

28 ноября, 22:00
Госоркестр России имени Е.Ф. Светланова
Ансамбль QUESTA MUSICA
Дирижёр – Филипп ЧИЖЕВСКИЙ
О. Бочихина – Face (Немая опера) – мультимедийный проект для инструментальных, электроакустических звуков и видеопроекции (Мировая премьера)

29 ноября, 19:00

Госоркестр России имени Е.Ф. Светланова
Дирижер – Владимир ЮРОВСКИЙ
Солисты: Патриция КОПАЧИНСКАЯ (скрипка), Михаил ДУБОВ (фортепиано)
Д. Капырин – Четыре постлюдии для симфонического оркестра
Ф. Караев – Концерт для оркестра и скрипки соло
О. Мессиан – Семь хайку (Sept haïkaï) для фортепиано с оркестром

Сочинения лауреатов конкурса композиторов «Другое пространство»:
Е. Бриль – Agnus Dei для большого симфонического оркестра (премьера)
А. Ретинский – De profundis для большого симфонического оркестра (премьера)

29 ноября, 22:00
Ансамбль солистов «ЛАБОРАТОРИЯ НОВОЙ МУЗЫКИ»
Художественный руководитель – Сергей ШЕБАЛИН
С. Райх – Видео-опера «Три истории» (Московская премьера)

30 ноября, 17:00, КЗМФ, 17:00
Маттиас БАУЭР (контрабас, вокал) /Германия/, Андре БАРТЕЦКИ (электроника) /Германия/
Г. Катцер – L'homme machine для контрабаса, голоса и электроники

30 ноября, 19:00

ENSEMBLE UNITED BERLIN /Германия/
Дирижер – Владимир ЮРОВСКИЙ
Солисты: Александра ЛЮБЧАНСКАЯ (сопрано), Кристоф ЭНЦЕЛЬ (саксофон) /Германия/
К. Вивье – Bouchara
Г. Катцер – Szene für Kammerensemble («Сцена для камерного ансамбля»)
Б. Мантовани – Troisième Round («Третий раунд»)
Ф. Ромителли – Lost

30 ноября, 22:00

Мультимедийное перкуссионное шоу «The Pulse of Ancient Times» («Пульс древности»)
PERCARUS DUO: Владимир ТЕРЕХОВ и Михаил ПУТКОВ

1 декабря, 15:00, КЗМФ

«Game: Москва – Берлин»
ГАМ-Ансамбль /Ансамбль «Галерея актуальной музыки»
Художественный руководитель – Олег ПАЙБЕРДИН
О. Пайбердин – «Между танцем» для флейты, саксофона, скрипки, виолончели и фортепиано
Г. Бергер – Link для альтового саксофона и live-электроники
А. Брайер – «Три песни» для фортепиано соло
О. Раева – Schmetterling («Бабочка») для скрипки соло
Н. Попов – SynchroSynth для фортепиано, электроники и видео
Х. Цапф – Articolazione e tempo для флейты соло
О. Гудачев – «Темный собор» для пяти исполнителей, электроники и видео

1 декабря, 19:00

В. Мартынов – «Рождественская музыка» для детского хора, камерного оркестра и органа (Мировая премьера)
Ансамбль солистов «АКАДЕМИЯ СТАРИННОЙ МУЗЫКИ» Московской филармонии
Художественный руководитель и солистка – Татьяна ГРИНДЕНКО (скрипка)
Большой детский хор Российской государственной радиовещательной компании «Голос России» имени Виктора Попова
Художественный руководитель – Анатолий КИСЛЯКОВ

1 декабря, 22:00

С. тен Хольт – Incantation IV («Заклинание» IV) для четырех роялей
Солисты: Алексей ЛЮБИМОВ (фортепиано), Йерун ван ВЕН (фортепиано), Алексей ЗУЕВ (фортепиано), Владимир ИВАНОВ-РАКИЕВСКИЙ (фортепиано)

2 декабря, КЗМФ, 16:00
Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ)
Михаил ДУБОВ (фортепиано), Иван БУШУЕВ (пикколо/флейта/альтовая, басовая флейта), Олег ТАНЦОВ (кларнет/бас кларнет), Владислав ПЕСИН (скрипка), Сергей ПОЛТАВСКИЙ (альт), Илья РУБИНШТЕЙН (виолончель)
Ж. Гризе – «Vortex Temporum» – для фортепиано и ансамбля

2 декабря, 19:00
Закрытие фестиваля

Ж. Гризе – Espaces Acoustiques («Акустические пространства»)
Максим РЫСАНОВ (альт)
Госоркестр России имени Е.Ф. Светланова
Дирижер – Владимир ЮРОВСКИЙ
ГАМ-АНСАМБЛЬ / Ансамбль «Галерея актуальной музыки»
Дирижер – Олег ПАЙБЕРДИН
Ансамбль солистов «СТУДИЯ НОВОЙ МУЗЫКИ»
Дирижер – Игорь ДРОНОВ
Московский ансамбль современной музыки (МАСМ)
Дирижер – Федор ЛЕДНЕВ

Добавлю, что первые два концерта (28 и 29-го) уже есть в списке трансляций.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 793

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 793
Tnargime Rǝnni на Другое пространство в Московская филармония.
10 ч. · Москва ·
ПОРТАЛ В ДРУГИЕ ИЗМЕРЕНИЯ ОТКРЫТ

Вновь спустя 2 года, это случилось.

В Московская филармония начался VI Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство». Международный не только за счет привлечения мировых исполнителей и авторов, но и по значимости и влиятельности. В мире в принципе очень мало сопоставимых по-масштабу фестивалей, так называемой, «актуальной» музыки. Музыки, написанной нашими современниками.

В первый же день прозвучали сразу 4 премьеры.

Антон Сафронов предложил заглянуть в «Воображаемый моно-театр Владимира Маяковского». Театр оказался конвенциональным и аскетичным. Сочинение Сафронова обошлось с текстом примитивно иллюстративно. Но сами тексты Маяковского, с их синтаксисом как законченной системой, планомерно развивающейся и видоизменяющейся от первых стихов футуристического периода до революционных поэм и предсмертных сомнений, музыкальный материал оправдали. Конструктивный принцип стиха, определяемый условиями акцентного ритма, – выделенность, обособленность каждого слова – с исчерпывающей полнотой компенсировал все музыкальные банальности.

Интересно же то, что Сафронов поручил исполнение этих текстов именно женскому голосу. Отчего все поэтическое электричество дерзкого и нарочито маскулинного поэта обрело новые грани уязвимости и природной двойственности. А сопрано Александра Любчанская сделала все возможное, чтобы это сочинение прозвучало максимально убедительно.

Следом Виктор Екимовский оглушил зал своей «Девятой симфонией. Эпитафией авангарду». Симфония эта в творчестве Екимовского первая. Но сочинение это у него — сотое. И, по утверждению самого композитора, он решил завершить карьеру композицией с таким символичным названием — «Девятая симфония». Посколько именно девятыми симфониями завершали свой путь многие композиторы.

Произведение оказалось очень просто устроенным, но при этом звучало куда более живо и эмоционально, чем начало вечера. Екимовский взял пять техник музыки авангарда — сериализм, алеаторику, пуантилизм, микрополифонию и минимализм. Каждую технику он с почти сентиментальной нежностью развернул в отдельной части. А между частями оглушал всех показательной казнью, напоминающей удар гильотины.

Как только стало казаться, что Екимовский рисует образ уходящего парохода авангарда, он вдруг оставил слушателей перед испарившимся кораблем-призраком. А ближе к финалу композитор сначала не решается обрушить гильотину в последний раз, кружит и кружит, словно любуясь. А потом не может остановиться в своей казни, будто растягивая момент прощания. И авангард гибнет в диких конвульсиях.

Но после антракта, в финале основного концерта, случилось истинное чудо и явление.

Boris Filanovsky шокировал и подавил всех своим сочинением «Пропéвень о Прóросли Мирóвой» на тексты художника Павла Филонова для восьми сольных голосов, расширенной скрипки, аккордеона, камерного хора и оркестра. Оно стало абсолютным открытием и триумфом фестиваля.

Филановский не стал состязаться с текстами Филонова. Не стал им и подчиняться. Он их музыкально остранил. Сами тексты оказались совершенно самодостаточными в своей музыкальности. По сути Филонов писал их так же, как и свои картины. Перенес свою самопровозглашенную живописную технику «антикубизм» в поэзию. Филонова не интересует только внешний облик слов и их значений. Он создает поэтический текст с позиции аналитического искусства, стремится представить предметы и явления как бы «изнутри». Иначе говоря, чтобы создать образ яблони, ему недостаточно изобразить и описать ствол, ветви и листву. Ему нужно отразить путь, который проходит растительный сок от почвы до листа.

В результате тексты словно написаны на праязыке, где слова постигают суть самих себя. В них смерть сексуальна, а сексуальность смертельна. Две силы, разрывающие человека с момента рождения, благодаря Филановскому, становятся осязаемым акустическим явлением. При этом Филановский крайне внимателен и избегает каких-либо окрасок и оценок. Он с увлеченностью энтомолога создал шедевр нового российского барокко и нагружает слушателей плотным потоком информации.

Однако, на этом первый день фестиваля не закончился. «Другое пространство» — фестиваль масштабный. Поэтому после основного концерта, публику ждал «постконцерт».

Им стало первое исполнении мультимедийного проекта для инструментальных, электроакустических звуков и видеопроекции «Face (немая опера)» композитора Ольги Бочихиной — произведения, специально написанного по заказу фестиваля.

Опера показалась странной. Во многом потому, что после Филановского что-либо воспринять было практически невозможно. Но в чем-то и от того, что композитор словно не смогла вовремя остановиться. Вокалистов нет на сцене. Их голоса звучат через ресиверы. Мы воочию наблюдаем присутствие отсутствия. Вроде бы интересно, но тут начинают накладываться видеоизображения. Вступить в какие-то сбалансированные отношения со звучащим им не удается. Вместо пространственно-акустической среды вышли какие-то мелькающие мрачные картинки, мешающие и принижающие музыку.

Но, словно этого было мало, к финалу композитор решила еще и внести в действие перформативный элемент, заставив музыкантов оркестра и дирижера существовать актерски. Вышла ничем не оправданная, слишком нагроможденная конструкция, которую музыкальный материал просто не смог обосновать.

При этом проблема нагромождения, судя по всему, возникла еще на этапе замысла. Композитор хотела вложить в оперу и отношения «Творца с творением», и «выразимость невыразимого», и «безликость лица», и «немоту голоса». В итоге одно сыпалось на другое, и временами весьма красиво задуманное сооружение сложилось словно пирамида «Дженга».

В какой-то момент Бочихина и вовсе соединила полетный зрелищный вокал сопрано со звуками немых людей. Довольно прямой и выразительный ход, но прозвучал он отталкивающе и почти пугающе. И не столько, к сожалению, художественно, сколько в первую очередь этически, наводя на мысль о художественной манипулятивности «за гранью».

Ближе к финалу вдруг в «немой» опере возник текст до боли затертой арии Далилы Сен-Санса. Его не пели, а декламировали по слогам, а затем и вовсе чеканя фонемы. В этом моменте были интересные саунд-решения, но вновь все разбилось, на этот раз об очень далекую от идеала французскую фонетику исполнителей.

За дирижерским пультом в основном концерте выступил лично художественный руководитель фестиваля Владимир Юровский, который уверенно провел оркестр им. Светланова и Камерный хор Московской консерватории сквозь дебри далеко не самого привычного им репертуара.

В постконцерте оперой «Face» дирижировал Филипп Чижевский в сопровождении ансамбля Questa Musica. И именно это обстоятельство оказалось лучшим, что случилось в постконцерте.

Однако, прелесть таких фестивалей, как «Другое пространство», в том, что произведения звучат впервые. Они еще не имеют широкого спектра оценок и трактовок. Современники редко хорошо отзывались о тех произведениях, которые мы сегодня считаем классическими шедеврами. Каждый, кто подвергает современную работу анализу, о себе говорит больше, чем об исполняемом. Поэтому лучше проверить свои ощущения лично. И, к большому счастью, такая возможность есть, даже если вы все пропустили.

Абсолютно все события фестиваля транслируются на сайте Филармонии. А после хранятся в записи.

Сегодняшний концерт можно найти тут: https://www.meloman.ru/concert/drugoeprostranstvo_28-11-19/

Постконцерт тут: https://www.meloman.ru/concert/drugoeprostranstvo_28-11-22/

Но мало, что может сравниться с живым звуком.

Поэтому присоединяйтесь к фестивалю непременно. Там сумасшедшая программа. Ведущие мировые музыканты (завтра, а точнее уже сегодня, выступит Патриция Копачинская, например, а сразу после — впервые в России прозвучит видео-опера Стива Райха. Убойный будет вечер, на который еще есть шанс успеть!). И билеты стоят каких-то совершенно символических денег (100₽ на постконцерты и от 500₽ на основные концерты). Их можно все еще на очень многое найти тут: http://www.drugoeprostranstvo.ru/.

А если вас нет в городе или сейчас совершенно никакой возможности куда-то выбраться нет, вы можете следить за абсолютно всеми событиями фестиваля в прямом эфире здесь: https://www.meloman.ru/videos/online/

И, поверьте, после этого фестиваля, вы начнете слушать, чувствовать, думать и наблюдать на качественно другом уровне. Вам откроется совсем другое пространство.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 793
Антон Светличный
9 ч. ·
Про вчерашнего Филановского в формате заметок для себя (потому что прямо текст-текст делать некогда).

Самое гармонически насыщенное сочинение Филановского.
Всякие растемперированные вещи - расширенная скрипка, которая слегка не строит; баян, который слегка не строит всегда; струнники держат инструменты иногда нетрадиционным образом - это тоже попаданию в точные ноты не способствует; свист и тд.

Плюс всю дорогу сплошные полиструктуры, мышление не линиями, а ритмически комплементарными лентами, блокаккордами - будто по учебнику аранжировки для биг-бенда.
Т.е. если симфония Екимовского похожа на слегка поехавшего кукухой (в правильном направлении) Хачатуряна, то текстура Пропевня - это свихнувшийся аранжировщик Глена Миллера.
Ну или реально такое распухшее изнутри барокко - все время контрапункт, но не одиночных партий, а утолщенных слоев.

Контрасты, как и обещает аннотация, сглажены, нет в самом деле никаких "эффектов" (ну, почти) - как при этом музыка умудряется не превратиться в унылый однообразный пейзаж, не представляю даже (видимо, дело в оркестровке, но по каким алгоритмам она сделана, на слух непонятно, надо в ноты смотреть).
Вместо монотонии получется абсолютный акустический трип, гармоническая реальность с выкрученным до максимума ручкой насыщенности.

А также привет Андриссену.
Начиная от симметричной рассадки музыкантов (с расходящимися кругами тоже крутая тема) и заканчивая материалом.
Такой De Stijl, из которого удалили фанковый грув и буги-вуги, замедлили и растянули во времени - остались сложные и не до конца притертые друг к другу гармонические комплексы и мотивы, ритмически определенные, но метрически непредсказуемые.

Вообще про гармонию будут писать много, а там ритмика не менее важна и именно она, скорее всего, создает впечатление архаики - потому что вообще никак не привязана к регулярному акцентному метру.
И даже к ритму текста не очень привязана - словесное ударение может прийтись куда угодно, на сильную, слабую или хз какую долю (у мотивов часто есть собственный внутренний метр, но слова местами выпадают и из него!)
Тут, видимо, надо вспомнить про Стравинского (японские романсы и т.д.), который у Филановского вообще глубоко в фундаменте сидит всегда. Как писали об этом в "Часах Аполлона", "романсы с правильными ударениями пусть бедный Брамс пишет".

Реально триумф аналитизма - ткань распадается на слои, каждый слой - на группу горизонтальных линий и одновременно - на ряд вертикальных комплексов, составленных друг за другом.
На пересечении каждой горизонтали и вертикали оказывается клеточка. Эта клеточка, микроячейка и есть единственная здесь мера структуры - потому что все более крупные уровни слипаются из ячеек непредсказуемо.

Слушать очень стоит именно в концертном зале или, по крайней мере, в прямом эфире.
Не из-за какой-то мифической "ауры живого концерта", а потому что это не самый простой опыт слушания, и пройти его проще, когда ты поставлен в безвыходные условия.
Потому что там 40 (или сколько?) минут реально довольно однородной и трудной музыки, и дома точно отвлечешься (или отвлекут). А тут важно пройти этот ритуал насквозь.

Филановский решил проблему "большого сочинения".
Тебе выдали большой состав и большие временные пропорции и дали шанс высказать что-то внушительное.
Как не свалиться в пафос, драматургию и проверенные приемы освоения этого времени - короче, как эти ресурсы реально с толком применить, а не просто "освоить"?

Филановский поступает радикально и пишет не просто "большое", а бесконечное, по сути, сочинение.
Т.е. то, что мы услышали - в итоге фрагмент, только часть чего-то большего (которое вряд ли когда-то будет оформлено целиком, да и не надо).
Когда ты делаешь заведомо частичную работу - это заявка на правильную скромность.
Я не открою щас тут вам вечные истины, и не буду вырубать в камне Последние Скрижали Истины на века и вещать с высоты своего положения Признанного Композитора Со Статусом.
А вместо этого скромно в сторонке постою и возделаю свою делянку - которая в итоге по факту получится в несколько гектар, но при этом все равно существенно меньше целого, из которого эта музыка вырастает.

Вообще, это редкая удача - когда композитору уже дают большие заказы, а у него еще остались идеи, вкус, совесть и достаточно критическое отношение к самому себе.

Герметичный текст, который внутри больше, чем снаружи и при попытки найти ему звуковое соответствие распирает звук и время изнутри.
Деление на части совершенно не слышно и, видимо, скорее помощь композитора самому себе в работе (разбивай крупную задачу на более мелкие - классика менеджмента эффективности), чем внутренняя структурная необходимость.
Да и пофиг, и так все хорошо.
https://www.facebook.com/anton.a.svetlichny?__tn__=%2CdCH-R-R&eid=ARDfQpMeFpxn_JzaWZ9Qen3ODZTJ2s1Urt-UVybPj94C1oLI0JVM0LB6zen2n6vZR6Wv44DvwyRfk-9_&hc_ref=ARTrjSN_n6wi-CNPvhZathASLR2YTLnvdk26lCg05eiAIy2V9W4DPmCvCN1BSD5ZXQ0&fr

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 887
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Авангард и еще новее

Что продемонстрировали премьеры фестиваля «Другое пространство»
Газета "Коммерсантъ" №223 от 04.12.2018, стр. 11

В Московской филармонии в одиннадцати концертах фестиваля актуальной музыки «Другое пространство» (художественный руководитель — Владимир Юровский) прозвучали мировые и российские музыкальные премьеры: разных жанров, для разных составов (от большого симфонического оркестра с хором до одного инструмента), написанные в разные годы, начиная с 1970-х до 2018-го. Впервые в России исполнены легендарные европейские опусы авангарда, но только российская музыка была представлена совсем новыми сочинениями. О тех и других рассказывают Юлия Бедерова и Илья Овчинников.

https://www.kommersant.ru/doc/3819355
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 887
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Алексей Ретинский: "Глина, с которой работает композитор, – это время"

Лауреат конкурса "Другое пространство" рассказал "НГ" о пользе исполнительского опыта и об экспериментах в музыкальном театре

Надежда Травина

http://www.ng.ru/culture/2018-11-27/8_7449_retinski.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 887
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Слава Арлекин:

"Другое пространство" в КЗЧ: Сафронов, Екимовский, Филановский, Бочихина
https://users.livejournal.com/-arlekin-/3917776.html

"Другое пространство": Бриль, Капырин, Ретинский, Мессиан, Ф.Караев, сол. Патриция Копачинская
https://users.livejournal.com/-arlekin-/3917921.html

"Другое пространство": Вивье, Мантовани, Ромителли, Катцер
https://users.livejournal.com/-arlekin-/3918143.html

"Другое пространство": Симеон тен Хольт "Заклинание IV"
https://users.livejournal.com/-arlekin-/3918563.html

"Другое пространство": Жерар Гризе "Акустические пространства"
https://users.livejournal.com/-arlekin-/3918832.html

Сериализм убивает, или Эскизы в "Другом пространстве" (пост-концерт)
https://users.livejournal.com/-arlekin-/3918873.html
Che mai sento!

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 793
Tnargime Rǝnni на Другое пространство в Московская филармония.
30 ноября в 3:22 · Москва ·
Второй день на VI Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство» в Московская филармония стал триумфальным.

***
ЕВГЕНИЯ БРИЛЬ

Вечер открыло сочинение композитора Evgeniya Bril «Agnus Dei» для большого симфонического оркестра. Евгения в этом году стала лауреатом конкурса молодых композиторов, который проводит Фестиваль. Ее «Агнец божий» подкупил обаянием ученической старательности. Все взвешенно, все правильно, даже клише нарушены ровно там, где следует. Начавшись кротко и послушно Агнец таки завершился ритуальным закланием.

***
ДМИТРИЙ КАПЫРИН

Следом композитор Dmitri Kapyrin предложил свои «Четыре постлюдии для симфонического оркестра». Четыре контрастные по характеру миниатюры объединились общей идеей. Они — последствия события, которое остается за кадром. Где-то слышатся вагнеровские аккорды, окруженные авангардными пассажами. Сочинение в целое не складывается. Но оно и не стремится. Целое уже случилось где-то там. А нам лишь остается догадываться о произошедшем. Любопытная концепция. Музыку без автора, без исполнителя, и много еще без чего мы уже встречали. Музыку без центрального события встретить было интересно.

***
ОЛИВЬЕ МЕССИАН

В целом вечер уже начался интереснее вчерашнего. Как вдруг настал час Мессиана. «Семь хокку» («Sept Haïkaï»), написанные французским композитором в 1962-м году, ворвались и произвели такой фурор, что стало казаться, словно все, что было перед ними — некое настраивающее и подготавливающее смягчение слуха.

В первую очередь столь эффектное явление Мессиана произошло благодаря всего одному человеку — Михаилу Дубову. В руках этого пианиста немыслимую красоту обретали хваленные звучности, представляющие различные оттенки японского мира — от «зеленого цвета японских сосен» до «белого и золотого храма Синто».

«Семь хокку» — произведение, на которое Мессиана вдохновило путешествие по Японии. Здесь и пение японских птиц (наиболее отчетливо различимое в риффах ксилофона и маримбы), и древняя придворная музыка «гагаку», и знаменитая личная борьба композитора с 12-тональными приемами. Порой же зубчатые линии и вяжущие гармонии неожиданно отсылали чуть ли не к Веберну.

Испортить это исполнение изо всех пытался некто, решивший под эту музыку вывести на экраны изображения каких-то индийских (отчего-то) богов, японских пейзажей, храмов и гравюр. Когда этот «художественный видеоряд» вдруг начал возникать, было четкое ощущение, что у ответственного за видеоизображение сотрудника на компе просто запустился набор скринсейверов windows xp. Пошлейшие изображения активно появлялись в самые неподходящие музыкальные моменты. Но даже при сильном старании им не удалось отвлечь от грандиозного Дубова. Очень рекомендую вам его исполнение послушать, если вы вдруг отчего-то пропустили концерт.

***
После такого залпа из тяжелой артиллерия середины XX века неизбежно был нужен антракт.

***
АЛЕКСЕЙ РЕТИНСКИЙ

Второе отделение открылось с «De profundis» («Из глубины») для большого симфонического оркестра — композитора Alexey Retinsky. Он также стал лауреатом конкурса, при этом уже являясь одним из самых известных и состоявшихся молодых композиторов (ну может быть известным всем, кроме конферансье «Другого пространства», но конферансье там — это разговор особый. О нем не первый год слагаются легенды. Многим стендап комикам есть чему у него поучиться. Порой кажется, что его устами напрямую вещает нейронная сеть Яндекса).

«De profundis» показалось возможно самым цельным произведением. Как среди молодых композиторов, так и в творчестве самого Ретинского. Единый, ни на секунду не исчезающий поток по ходу меняет свое свойство, словно пробуждая нечто из глубины. Это нечто просыпается медленно, неохотно, и сначала обдает каким-то древним, хтоническим ужасом, а затем вдруг начинает обволакивать и растворять в себе, словно материализовавшийся и вновь спасающий от грядущей катастрофы всех своих обитателей град Китеж.

При такой насыщенной эмоциональности, мелодичности и зрелищности, Ретинский не забывает и про аналитические качества. Пожалуй, главным впечатляющим решением в «De Profundis» стала внимательнейшая работа со временем, с его текучестью. Время здесь замедляется, останавливается, проносится и обретает почти осязаемое свойство.

К тому же Ретинскому одному из немногих удалось полностью оправдать обращение к симфоническому оркестру. Известно, что молодым композиторам для большого оркестра писать сложно и непривычно. Порой что-то звучит откровенно надуманно. У Ретинского же отказ от типичной иерархии симфонического оркестра становится мощным художественным средством. Все равны. И это рождает полифонию какого-то нового порядка.

Произведение основано на одноименном псалме, текст которого не поется, а выражен исключительно музыкальными средствами. Однако это не помешало в отношении Ретинского отчего-то использовать термин «новая духовность». Ничего не имею против «духовности» и тем более против «нового», но в отношении Ретинского это сочетание звучит не просто принижающе, а, пожалуй, даже глупо.

***
ФАРАДЖ КАРАЕВ

В финале основного концерта, когда еще не вся публика смогла вернуться «Из глубины» Ретинского, на сцену вышла великая Patricia Kopatchinskaja, чтобы исполнить «Концерт для оркестра и скрипки», который композитор Фарадж Караев написал и посвятил именно ей.

Это исполнение совсем не было ни мировой, ни даже российской премьерой (как заявлял голодный до громких слов конферансье), но менее грандиозным от этого быть не перестало.

Караев — совершенно потрясающий композитор. Отказавшись от привычной формы «скрипичного концерта», он создал концерт памяти.

Концерт весь пронизан цитатами. Здесь соседствуют отголоски Мендельсоновского Концерта, Брамсовского Концерта и его же 3-ей симфонии, Берга, Грига и отца самого Фараджа — известного композитора Кары Караева. Здесь даже неожиданно возникает мотив ля минорного детского Концерта Вивальди.

Такая обширная экспозиция музыкальных средств и стилей сливается в калейдоскоп очень личных воспоминаний композитора о детстве. А чужие, очень интимные детские воспоминания обладают коварным эффектом. От них совершенно невозможно защититься. И тебя буквально протыкают насквозь ностальгия по прошлому, боль утраты и гнетущая тоска. В третьей части концерта сентиментально-эмоциональное напряжение вдруг прорывается вместе с темой из «Тоски по родине» Грига.

Копачинская в этом концерте фантастически хороша. Ее не останавливают ни технические сложности (а когда композитор сам на скрипке не играет, он часто бывает слишком жесток к исполнителям, и Фарадж тут не исключение), ни эмоциональность этой музыки, ни заложенная в ней интимность. Патрицию за такое исполнение следует, пожалуй, указывать уже не исполнителем, а полноценным соавтором концерта. Музыкант абсолютно выдающегося уровня.

В итоге исполнение наверняка надолго останется в истории и вызвало оглушительную и продолжительную овацию.

***
Весь вечер произведения столь разных авторов мастерки исполнял государственный оркестр им. Светланова под управлением Владимира Юровского. Полезный опыт общения с новым материалом для исполнителей (с каждым новым днем ГАСО становится не узнать, он все больше напоминает ведущий ансамбль современной музыки), и невероятное событие для молодых авторов — услышать свое произведение в исполнении музыкантов такого уровня.

***
https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/555137414935166?__tn__=K-RH-R
« Последнее редактирование: Декабрь 09, 2018, 00:55:54 от Papataci »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 887
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
На фестивале «Другое пространство» русская музыка помещена в мировой контекст

И она в нем отлично слушается
06 декабря 17:49 Петр Поспелов  / Для Ведомостей

https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2018/12/06/788629-na
Che mai sento!