Автор Тема: Виктор Сергеевич Попов (1934–2008), хоровой дирижёр, педагог  (Прочитано 109 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Номер ссылки| 2008073112
Тема| Музыка, Персоналии Попов В.
Авторы|
Заголовок| В Москве скончался хормейстер Виктор Попов
Где опубликовано| Сайт Lenta
Дата публикации| 20080729
Ссылка| http://lenta.ru/news/2008/07/29/popov/
Аннотация|


В Москве в понедельник скончался народный артист СССР, основатель Академии хорового искусства Виктор Попов, сообщает РИА Новости. Попов умер в возрасте 73 лет после продолжительного пребывания в Боткинской больнице, где он находился с мая.
Виктор Попов родился в 1934 году, учился сначала в Московском хоровом училище, а затем в Московской государственной консерватории, которую закончил в 1958 году. После окончания Консерватории Попов вел педагогическую деятельность, в 1970 году создал Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио (сейчас Большой детский хор Российской государственной телерадиокомпании), пользовавшийся большой популярностью.

В 1991 году Попов на основе Московского хорового училища имени А. В. Свешникова создал Академию хорового искусства (АХИ), которой руководил до 1997 года. Хоровые коллективы АХИ неоднократно выигрывали международные конкурсы и пользуются признанием у московской публики.


Виктор Попов был отмечен множеством российских и международных премий, в числе которых премия мэрии Москвы в области литературы и искусства, государственная премия Российской Федерации и титул командора французского ордена Искусств и Литературы.
После того как стало известно о госпитализации Попова, его ученики открыли специальный благотворительный счет, а также дали благотворительный концерт, чтобы собрать средства на лечение. Однако, несмотря на все усилия, спасти жизнь музыканта не удалось.



Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 750
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Наталья Зимянина
Подписаться · 14 ч. ·
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1336907443112967&set=a.173693402767716&type=3&theater

Сегодня день рождения выдающегося музыканта, великого хорового дирижера Виктора Сергеевича Попова (10 декабря 1934 – 28 июля 2008). Давайте все вместе вспомним его, создателя Большого детского хора, на всю жизнь подарившего нам немеркнущий звенящий образ счастливого детства.

Вот небольшой отрывок из моей только что вышедшей книги «От До до До», где ему посвящена отдельная глава.

"…Девятую симфонию Бетховена Большой детский хор исполнял с Плетневым, его Торжественную мессу — с Баршаем; с Рождественским — редко играемого у нас Хиндемита… Можно ли было об этом мечтать? Жизнь наполнилась шедеврами, а в судьбу и память моих детей вошла профессиональная работа с выдающимися музыкантами.

Но работал Попов, конечно, строжайшим образом. Мои занимались сначала у Ирины Игоревны Кулешовой, потом у Татьяны Владимировны Анциферовой — всего у БДХ было четыре группы, начиная с самых маленьких; на концертах каждая выступала сначала по отдельности, а в конце сам Попов дирижировал большим сводным хором. Ирина Игоревна всегда вспоминает, что Попов считал так: раз он уже подумал о чем-то — его чуткие хормейстеры должны сами по себе сосканировать его идею из космоса и воплотить ее!
После каждого концерта я сразу бежала к нему в артистическую поздравить и поцеловаться.

Поцелуешься тут!..

— Ну что? Ну как? — поднимал он на меня голову, сидя в шикарном смокинге на низкой банкетке, и, стаскивая один, потом другой черный носок, резко стряхивал каждый, чтобы вывернуть с изнанки. А ведь только что передо мной на сцене был великий и ужасный…

Однажды противным вьюжным вечером я шла за детьми — забрать после занятия — по извилистым переулкам со Спиридоновки в Дегтярный. Встретила их, закутала, идем обратно — ветер в лицо, снег колючий, ей-богу, как в какой-то страшной рождественской сказке про замерзающих бедняжек. Тащу их за руки, чтоб ветром не сдуло. Слезы стынут на щеках — Достоевский, да и только.

— Мам, мы сегодня такого Бортнянского учили! — вопят дети и начинают петь. Такую красоту, и так драйвово!

Какие там слезы — редко бывает, чтобы ощущение чуть ли не замирания жизни тут же, в одну секунду, оборачивалось чувством ее полноты, с которым ничто не сравнится.

Я как-то спросила у Попова, как он думает, почему хористы такие счастливые выходят после занятий, рот до ушей — хоть завязочки пришей, поют без умолку.
Он вообще был довольно неразговорчивый человек, с родителями особенно (иначе его растащили бы по кусочкам), но тут его хлебом не корми, дай только высказаться:

— Счастливые — потому что могут себя выразить. Это же смысл жизни человека. Человек ежеминутно выражает себя через слово и через голос. — Это у него уже почти философия пошла. — Вот ты подумай: разве все ребята, которые приходят в школу заниматься, грамотно пишут? Нет! Их учат, каждое их слово обрастает другими словами, сравнениями. Язык становится все богаче, и мысли свои они выражают все полнее…

Понятно, к чему он вел:

— То же — и с пением. Есть, конечно, и те, кому медведь на ухо наступил. Что, махнуть на них рукой? Нет! Не бывает такого, чтобы человек звуков вообще не воспринимал. Как русский язык учат — так и в музыке надо трудиться. А в школе-то всего один урок в неделю. Да и на нем тридцать минут пластинку слушают, пять минут — биографию композитора изучают, пять минут на замечания и окрики уходит. И только пять минут дети пробуют петь сами. А надо им больше петь и чаще. Ну, представьте себе, что у вас иностранный язык раз в неделю, а в классе 45 человек. Как бы ни старался учитель и как бы вы ни хотели язык выучить — ничего не получится… Хотя бы два раза в неделю надо петь, а лучше — три: понедельник — среда — пятница. И петь самое разное — и народные песни, и эстрадные, и то, что дома слушаете в свободное время. Сразу будет ясно, что к чему. Любите «Битлз»? Чудесно, они отлично поются, созданы на основе английской народной музыки… А есть такие современные песенки, ты ее дома все время крутишь, вот тебе и кажется, что она самая любимая. А попробуй-ка спой… Потому что там петь-то и нечего, мелодии нет. Да это и не песня вовсе. Все нужно «на ощупь» своим голосом попробовать… В школе надо каждый день две музыкальные паузы устраивать. Одну — перед началом занятий. Вторую — после большой перемены. Чтобы собраться перед уроком. Потому что песня очень организует. А подходящих песен много можно найти.

Потом он и вовсе входил в раж:

— Вот, например, мальчишки играют в футбол и обсуждают какой-нибудь «финт». Подкат какой-нибудь, — и показывает примерно этот самый «финт», потому что уж я точно в этом ни бум-бум. Он ехидно ткнул в меня пальцем: — Вот-вот, девчонки стоят в стороне и совершенно не понимают, что за подкат такой, чего так горячиться-то… Но кто сам играет — знает, в чем дело, «ногами знает», что за фокус такой необыкновенный, футбольное волшебство…
Che mai sento!