Автор Тема: "Чародейка" П.И.Чайковского в Мариинском-2, возобновление 24.12.2018 года  (Прочитано 1098 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 974
Нежданно-негаданно в афише "Чародейка" Чайковского - этого спектакля даже в списке репертуара нет - в "Репертуаре" уже прописали. Возобновление постановки 2003 года режиссера Дэвида Паунтни.
Первый спектакль 24 декабря, дирижером заявлен Валерий Гергиев. Следующий 5 января нового 2019 года.
https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2018/12/24/2_1900

 

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 306
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Mariinsky Theatre
8 ч. ·
https://www.facebook.com/mariinsky.theatre/photos/a.10153610629670798/10157245784680798/?type=3&theater

#MariinskyBackstage оперы Петра Чайковского «Чародейка». Опера возвращается в #MariinskyTheatre после десятилетнего перерыва.

Главные партии сегодня исполняют: Елена Стихина, Владислав Сулимский, Ольга Савова, Александр Михайлов и Станислав Трофимов. Также на сцене – Ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. За пультом #MariinskyOrchestra – Валерий Гергиев.

Также увидеть спектакль на Новой сцене #MariinskyTheatre можно 5 января.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 306
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Гюльнара Алиярова
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1178260472322821&id=100004166376101
 
«Санта-Барбара» от Чайковского. Чего только нет в опере «Чародейка»: любовь, измена, ревность, отравление, колдовство, побег, детоубийство, запретная любовь, интриги и т.д. Либретто написал известный в те годы (1885-1887) драматург Ипполит Шпажинский и, думаю, что многие сюжетные повороты были написаны им под влиянием уже идущих в то время опер Верди. Угадываются темы «Травиаты», «Бал-маскарада», «Трубадура». Но судьба тем не менее не была благосклонна к этому творению Чайковского П.И., из-за чего он очень расстраивался. Всего 12 представлений в год написания, и постановку закрыли. Да, и сейчас она не слишком популярна. При том, что музыкально она очень интересная.

Что в ней может быть не так? Предполагаю, возможно: 1. Довольно много событий, подрывающих «скрепы» (а вот Достоевскому сходило с рук). 2. Слишком много тем. Нет генеральной драматургической, зритель- слушатель мечется, и в итоге выходит ни с чем.

И даже конкретно эта постановка, которую сделал в 2003-м году английский режиссёр Дэвида Паунтни, вернулась на сцену Мариинского после 10-летнего перерыва безнадежно устаревшей. Скучно, зацепиться не за что. Никаких необходимых этой опере акцентов нет. Сам Чайковский хотел, чтобы его детище приводило слушателя к «покою и умиротворению». Этого нет. Не почувствовала ничего и близко. Нет акцента на главной, на мой взгляд, теме- любовь и свобода, свобода в любви, свобода от любви. А какой текст, а какая музыка зато есть. И совсем нет того, о чем так много поётся в этой опере: о просторе, о бескрайней широте того, что видят герои. И где это? Все происходит в одной комнате как будто. Пока смотрела, все представляла, какую классную современную историю мог бы сделать из неё Дмитрий Черняхов.

Хотелось бы слушать эту потрясающую музыку почаще. Сегодня, кстати, , несмотря на архаичность постановки, она звучала неплохо благодаря отличным исполнителям: Елене Стихиной(наше все!), Владиславу Сулимскому и Станиславу Трофимову. Слушать было большим удовольствием.

Следующий показ 5 января аж 2 раза- в 14.00 и в 19.00 и, возможно, и дальше можно будет знакомиться с этой «чародейкой».
Che mai sento!

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 974
Текст либретто кстати абсолютно неперевариваемый, но это обстоятельство прячется за потрясающей гениальной музыкой. Впрочем, знатоки русской оперы найдут для себя много знакомого, я бы скорее назвал бы "Чародейку" генеральной репетицией "Пиковой дамы" и, как ни странно, "Царской невесты". Сходство с последней усугублялось также составом исполнителей, во многом повторяющий состав недавних премьер "Царской невесты", и чисто внешним сходством этих двух постановок, вплоть до буквального повторения отдельных мизансцен при схожем до смешения музыкальном материале.

Что касаемо исполнения: Сулимский и Стихина - только восторги! Просто Брависсимо!!! Станислав Трофимов - двоякое впечатление: вроде и спел отлично, но роли злодеев-интриганов - не для него все же. Жаль, что на премьерном показе на роль Мамырова не назначили Михаила Колелишвили - часто вспоминаю его шикарную игру в ролях Ивана Хованского и Малюты Скуратова. Александр​ Михайлов - один в один Иван Лыков из "Царской". Очень не хватало нормальной княжны - Ольга Савова откровенно не тянула.

Но в целом, несмотря на все усилия солистов и оркестра, спектакль вышел скомканный и ходульный - из-за невнятного либретто и развесисто-клюквенной постановки, сверх всякой меры набитой штампами.
Ну и вечная боль - хор...

В общем, если еще пойду - то только ради Колелишвили в роли Мамырова.

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 915
Верните Чародейку в Большом!!!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 306
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
От Кумы не зарекайся
В Мариинском театре возобновили «Чародейку» в постановке Дэвида Паунтни

Через 15 лет после премьеры и через десять после последнего исполнения в Мариинке снова ожила «Чародейка» Чайковского. Переносить спектакль на сцену Мариинского-2 приехал сам Дэвид Паунтни. О том, почему это возобновление стоит иной премьеры, рассказывает Ая Макарова.

https://www.kommersant.ru/doc/3842697
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 306
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет opera_manka (opera_manka)
2018-12-27 16:05:00

24.12.2018 Чародейка в Мариинский-2
https://opera-manka.livejournal.com/56247.html

Дирижёр – Валерий Гергиев

Князь Никита Данилыч Курляев – Владислав Сулимский
Княгиня Евпраксия Романовна – Ольга Савова
Княжич Юрий – Александр Михайлов
Настасья по прозвищу Кума – Елена Стихина
Фока – Евгений Чернядьев
Мамыров, Кудьма – Станислав Трофимов
Ненила – Любовь Соколова
Иван Журан – Сергей Кайдалов
Поля – Дарья Рябоконь
Балакин – Михаил Макаров
Потап – Павел Шмулевич
Лукаш – Александр Тимченко
Кичига – Вадим Кравец
Паисий – Андрей Попов
Маша – Алена Гурьева

Первый раз слушала Чародейку и первым делом бессовестно предъявляю список претензий, нарисовавшихся в связи с этой оперой, спектаклем и постановкой:

1.   Если подобного состава не будет, не превратится ли Чародейка в одноразовую оперу, как случилось с Опричником, на который я так ни разу не собралась после премьеры?
2.   Состав крайне неровный, княгиня ужасная, терпеть её можно только ради великолепных исполнителей других партий. Вторая меццо, к сожалению, тоже не внушает оптимизма.
3.   Как забыть танцующего Трофимова-Мамырова?

Теперь можно и хорошем.

Какое же это удовольствие слушать новую для себя оперу с красивой музыкой, не зная ни деталей сюжета, ни последовательность сцен. Приходится следить внимательно за всем, что происходит, чтобы ничего не пропустить, параллельно поглядывая на субтитры. Можно даже испугаться в самом начале, не обнаружив Стихину среди прочих артистов и решив, «ну вот, обманули, ее не будет», а потом увидеть ее, услышать и возрадоваться.

Постановка, несмотря на режоперность и неизбежно сопутствующую этому дурость, мне понравилась. Лучшей идеей стал перенос из непонятного, практически мифического 15 века в век Островского. Португальский режиссер вряд ли имел в виду классика русской драмы, но у него получилось именно он.

Феномен Стихиной пусть изучают специалисты, но без признания, что она – сладкоголосая сирена, не обходится ни один отзыв о певице. Не буду исключением и я – всё так, хочется слушать её снова и снова. Кому же ещё быть чародейкой?

Посмотрела кусочек московской Чародейки с Сулимским в роли князя – приятно было увидеть и услышать, насколько он прибавил с тех пор. Мастер!

Михайлов в роли княжича звучал лучше того, что от него на всякий случай ожидаешь. Зато – красавец.

Трофимову досталось сразу две роли, объединенные постановщиком – комического злодея Мамырова и инфернального колдуна Кудьмы. Кто из них настоящий, а кто оборотень – остается только додумывать. Но злодей получился настолько яркий, что затмил других главных персонажей.
___________
___________

Фото из оф. группы Станислава Трофимова
https://vk.com/wall-140375956_2422

И дискуссия о Мамырове с участием С. Трофимова
https://vk.com/st_trofimov_bass?w=wall-140375956_2428
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 306
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет mara_kar (mara_kar)
2019-01-08 20:03:00
https://mara-kar.livejournal.com/94136.html

"Чародейка". Премьера (возобновление). Мариинский. 05.01.2019

С-Пб, Мариинский театр (новая сцена)
05.01.2019
«Чародейка» - опера П.И.Чайковского (премьера)
Дирижер – Валерий Гергиев

«Чародейка» - возобновление постановки Мариинского театра 2003 года от английского режиссера Дэвида Паунтни. В начале века на спектакль не успела попасть, быстро сняли с репертуара. И вот я теперь на третьем спектакле после возобновления.

Признаюсь сразу – опера впечатлила, почти три с половиной часа держала в напряжении, не было скучно не секунды! Но всё действие меня преследовало странное ощущение раздвоенности происходящего. Музыка не совпадала с режиссурой, декорациями, сценографией. Причем музыка Чайковского - масштабнейшая, раздольная, сильная, прекрасная. Но и постановка – шикарная, очень стильная, талантливая, цельная. А вместе в моем мозгу не срослись. В оркестровой яме – море разливанное чувств и страстей, а на сцене – буря в стакане воду, но буря весьма привлекательная.

Либретто оперы написано драматургом Ипполитом Шпажинским по своей же пьесе.
Если коротко, то примерно так:

Конец 15 века. Время жутчайшее, нравы жестокие! Семейная трагедия. Живет в Нижем на берегу Оки привлекательная вдовушка Кума-Настасья. Живет, не горюет, а привечает к себе разных молодцов. По ханженскому навету Дьяка Мамырова приходит к ней разобраться важный наместник Князь Курляев, но околдованный чарами Кумы влюбляется до безумия. Вместе они потешаются над Мамыровым, нажив тем самым себе злейшего врага. Мамыров открывает глаза Княгине на «шашни» мужа, та настраивает сына против отца с полюбовницей. Княжич приходит к Настасье с целью погубить обидчицу матери, но тоже попадает в любовный плен. Решают они бежать. Но Княгиня, прознав тайный план, просит у знахаря Кудьмы яда и подносит Куме под видом нищенки. Кума умирает в страшных мучениях. Старый Князь, подозревая в смерти возлюбленной сына, убивает его. Но, узнав от жены правду, сходит с ума…

Петр Ильич, выбирая произведение Шпажинского, наверное, надеялся создать свою народную музыкальную драму - мощную картину русской жизни, свою «Хованщину», своего «Бориса Годунова». Но так не получилось! И львиная доля вины лежит на литературном материале. По-моему, основной недостаток пьесы Шпажинского – полная оторванность от исторического контекста. Нет никаких отсылок к событиям того времени, к известным деятелям. Такая семейная драма могла произойти в любое время и даже в любой стране.

Учитывая «безвременье» пьесы, режиссер Дэвид Паунтни перенес действие в конец 19 века. Перенос оказался весьма удачным. Народная драма превратилась в занимательный трагифарс! Вместо постоялого двора Кумы возник миленький бордельчик с кокетливыми «мамзелями», в котором Кума – не то главная «мамзелька», не то содержательница заведения. Князь Курляев предстал сановитым государственным чиновником. Действие не выходит за пределы белого зала. Художественное решение в притягательных красно-черно-белых красках! Глаз радуется! А сколько замысловатых аллюзий затащил постановщик в действие. Гротескный образ Кичиги – а-ля Иван Поддубный. Чинно выходившие в сцене дарения кольца барышни в белых платьицах – точно сошедшие с известного фото благородных девиц Смольного института. Но минутами спустя эти цирлих-манирлих девушки скидывают одежду, и под звуки плясовой начинается чисто «вакханалия» (привет от «Самсона и Далилы»). Восстание народа против Мамырова отсылает нас к протестам рабочих то ли 1905 то ли 1917 года, которым противостоят царские солдаты с винтовками. Интересные образы – дерево, проломившее окно, и девочка, как символ фатальности.

Возможно, сама пьеса Шпажинского в такой удивительной постановке на сцене драмматического театра сегодня имела бы несомненный успех. Но опера начала расходиться с действием для меня с самого начала - с увертюры. Оркестр выдавал симфоническую картину бескрайних далей, а перед нами сидело мирное семейство за столом, официанты раскладывали приборы. Дальше – больше… Кума пела о раздолье, о желании стать птицей, а сама всего лишь полетала на изысканной кушетке. Княжич врывается убить Куму, напряжение в музыке достигает апогея, но пристреливает всего лишь медвежью шубу, лежащую на всё той же «злополучной» кушетке. Финал – звучит гроза, разбушевавшаяся стихия. А перед нами какой-то Хичкок – за столом труп сына, Княгиня-мать, обезумевший Князь, опять официанты с приборами и скачущая вокруг на игрушечной лошадке девочка. Мистика и фарс!

Об исполнителях:
Владислав Сулимский (Князь Курляев) – the best! Талант, титанище! Певец силой замечательного голоса и невероятной актерской игрой смог достигнуть шекспировского размаха образа Князя! Браво, Владислав!!!

Геройски выступил Михаил Колелишвили (Мамыров), пропев два спектакля подряд – дневной и вечерний (заменил Станислава Трофимова). Какой коварный, мстительный злодей получился! А уж преображение в знахаря Кудьму – высший пилотаж!

Сергей Семишкур в партии Княжича Юрия вокально был безупречен, но драматически не дотянул. Пел, как царевич в операх-сказках.

Самые противоречивые чувства вызвала у меня восходящая звезда Мариинского - Елена Стихина (Кума). Невероятной красоты и чистейшей прелести голос! Все ноты на месте! Пела, как птица райская, сама - красавица! Но никак не Настасья…. Никакого колдовства, никакой разгульности, никакого развития образа. Как вышла на сцену романтичной «голубой» героиней, так и погибла в финале.

Обязательно повторю «Чародейку» летом, если, конечно, спектакль доживет до «Звезд белых ночей».
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 306
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет opera_manka (opera_manka)
2019-04-19 11:00:00
https://opera-manka.livejournal.com/64198.html

07.04.2019 Чародейка в Мариинский-2

Дирижер – Валерий Гергиев
Настасья – Мария Баянкина
Князь Никита Данилыч Курлятев – Владислав Сулимский
Княгиня Евпраксия Романовна – Анна Кикнадзе
Княжич Юрий – Александр Михайлов
Мамыров, Кудьма – Станислав Трофимов

При покупке билета мечталось о Стихиной с хорошей меццой. Второе случилось, а вот первое - увы. Баянкина, конечно, красавица, но чтобы тебя назвали чародейкой, этого мало. В магию обаяния поверить не удалось. Поскольку никогда не очаровывалась этой певицей, то и разочарование в этот вечер связываю с самой оперой.

Дело не в сюжете, хотя пристрастие русских композиторов к теме ядов, отравлениям и женскому соперничеству угнетает. Единственное, что пришло мне в голову, это то, что Чайковский плохо сочетается с Римским-Корсаковым, которого за последние полмесяца я слушала очень много. К середине оперы я ясно почувствовала, что меня подташнивает от этих красивых мелодий. Когда-то подобная реакция на музыку Чайковского со мной уже случалась, тогда это быстро прошло, надеюсь, и в этот раз обойдется. В мае проверю.

В воздухе витало ощущение усталости и пресыщенности, не радовали ни Сулимский-Князь, ни Кикнадзе-Княгиня, хотя были оба очень хороши. Единственный, кто был свеж, энергичен и своими появлениями на сцене оживлял происходящее - это Трофимов-Мамыров, он же Кудьма. К сожалению, его партия в этой опере невелика.

Постановка скорее нравится, во всяком случае, во второй просмотр, когда уже нет сюрпризов, отторжения не произошло. Все-таки с музыкой она созвучна, и 19 век Островского, про который, так или иначе, какое-то представление есть, в отличие от пятнадцатого приближает историю к слушателям. Несоответствия, которые ловят ухо и глаз, малочисленны и служат взбадривающим средством.
Che mai sento!