Автор Тема: «Влюблённый дьявол» А. Вустина – мировая премьера в МАМТе (февр. 2019)  (Прочитано 1815 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
"Влюбленный дьявол". Мировая премьера!

15 и 17 февраля Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко представляет мировую премьеру оперы Александра Вустина "Влюбленный дьявол" по одноименной повести Жака Казота. "Влюбленный дьявол" – единственная опера Александра Вустина, признанного мэтра российской композиторской школы, чье имя мало известно широкой публике только в силу скромности и непубличности автора. Впервые за дирижерский пульт Музыкального театра встанет Владимир Юровский – один из самых авторитетных и востребованных дирижеров современности. Над постановкой работают режиссер Александр Титель и художник Владимир Арефьев.
"Сочинение оперы было вызвано не заказом, а дружеским предложением и, если хотите, внутренним побуждением. Судьба Жака Казота, погибшего на гильотине, созвучна перипетиям ХХ века, перевернувшего прежние устои жизни. Именно такому человеку было суждено создать пророческую повесть о влюбленном дьяволе".

https://stanmus.ru/event/451736
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Влюбленный дьявол
Продолжительность:   2 часа 30 минут (один антракт)
Дата премьеры:   15 февраля 2019 года
Язык исполнения:   русский
ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ СТАРШЕ 16 ЛЕТ
Композитор   Александр Вустин
Либретто   Владимир Хачатуров
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик   Владимир Юровский
Режиссер-постановщик   Александр Титель
Художник-постановщик   Владимир Арефьев
Художник по костюмам   Владимир Арефьев
Художник по свету   Александр Сиваев
Главный хормейстер   Станислав Лыков
Мировая премьера: 15 февраля 2019 года,
Московский академический Музыкальный театр
им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Партии репетируют:

Дон Альвар – Антон Росицкий
Бьондетта – Дарья Терехова
Дон Хуан – Дмитрий Никаноров
Соберано – Роман Улыбин
Бернадильо – Феликс Кудрявцев
Карло – Максим Осокин
Донна Менсия – будет объявлено позднее
Олимпия – Наталья Зимина
Верблюд – Александр Баскин, Леонид Зимненко
Демон из оперы Рубинштейна – Александр Баскин, Леонид Зимненко
Берта – Наталья Владимирская
О спектакле
"Влюбленный дьявол" – единственная опера Александра Вустина, признанного мэтра российской композиторской школы, чье имя мало известно широкой публике только в силу скромности и непубличности автора. Впервые за дирижерский пульт Музыкального театра встанет Владимир Юровский – один из самых авторитетных и востребованных дирижеров современности.

***

Сочинение оперы было вызвано не заказом, а дружеским предложением и, если хотите, внутренним побуждением. Судьба Жака Казота, погибшего на гильотине, созвучна перипетиям ХХ века, перевернувшего прежние устои жизни. Именно такому человеку было суждено создать пророческую повесть о влюбленном дьяволе.

Александр Вустин

https://stanmus.ru/performance/201901

Билеты на сайте от 1500 до 5000 р.
https://stanmus.ru/tickets2/1691
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Александр Вустин: Мы знаем, как опасно человеческое любопытство

15 февраля Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко представит премьеру оперы Александра Вустина «Влюбленный дьявол» по новелле французского писателя XVIII века Жака Казота.

Событие эпохальное по ряду причин, начиная с самого факта мировой премьеры в одном из крупнейших оперных домов страны. Больше тридцати лет театр, некогда имевший репутацию «лаборатории современной оперы», не ставил на Основной сцене новых опер, сосредоточив экспериментальную работу в малой форме. «Влюбленный дьявол» закончен в 1989 году, и Александр Вустин – ​один из крупнейших, но скромнейших композиторов старшего поколения – ​уже не чаял увидеть на сцене свой opus magnum.

Наконец, впервые за пульт МАМТ встанет Владимир Юровский, не работавший в российском театре с 2011 года («Руслан и Людмила» в Большом) – ​и это само по себе грандиозно: дирижера жаждут заполучить на постановку лучшие оперные сцены мира. Маэстро пользуется заслуженной славой выдающегося интерпретатора музыки XX–XXI веков; он из тех, кто дает возможность публике не просто услышать новую партитуру, но понять ее и полюбить.

Вместе с ним историю о молодом испанском дворянине доне Альваре, укротившем силы тьмы и увидевшем дьявола в облике красавицы Бьондетты, воплощают на сцене главный режиссер театра Александр Титель и главный художник Владимир Арефьев. В перерыве одной из репетиций Наталия Сурнина (НС) поговорила с Александром Вустиным (АВ).

https://stanmus.ru/press/23425
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Искушение музыкой: «Влюбленный дьявол» придет на сцену МАМТа

Впервые за 30 лет на основной сцене театра будет поставлена опера современного композитора
Анастасия Попова

https://iz.ru/841403/anastasiia-popova/iskushenie-muzykoi-vliublennyi-diavol-pridet-na-stcenu-mamta
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 735
В 16:30  9 февраля "Москва онлайн" начнёт прямую трансляцию встречи с постановочной группой оперы Александра Вустина "Влюбленный дьявол". Создатели спектакля не обещают раскрыть всех секретов практической магии, но наверняка расскажут много интересного.
9 февраля в Музыкальной гостиной театра Станиславского и Немировича-Данченко состоится творческая встреча с композитором и постановочной группой оперы-премьеры "Влюбленный дьявол".

Речь пойдет об особенностях постановки и тонкостях работы с современной музыкой, которая мало известна, но очень интересна и важна для искусства. В дискуссии примут участие дирижер Владимир Юровский, режиссер спектакля Александр Титель, художник Владимир Арефьев и композитор Александр Вустин. Также к встрече присоединятся исполнители главных партий Антон Росицкий и Дарья Терехова.
https://online.m24.ru/

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В Москве состоится мировая премьера оперы "Влюбленный дьявол"

Текст: Северьян Цагарейшвили

https://rg.ru/2019/02/11/reg-cfo/v-moskve-sostoitsia-mirovaia-premera-opery-vliublennyj-diavol.html
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 735
Я посмотрела фрагмент трансляции беседы в театре: монолог Юровского и пр. Певцы показывали маленькие фрагменты. Ну не завидую я тем, кто пойдёт это слушать.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Мировая премьера оперы "Влюбленный дьявол" в театре Станиславского и Немировича-Данченко

https://tvkultura.ru/article/show/article_id/333325/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«"Влюблённый дьявол" выглядит так, как будто это традиционная опера»

Композитор Николай Хруст — об опере Александра Вустина, «гениальной додекафонии» и исполнении партии ветра (live-электроника)

http://stravinsky.online/khrust_ob_opierie_vustina
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Гость программы "Главная роль" - дирижер Владимир Юровский.

Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко представляет мировую премьеру оперы "Влюбленный дьявол". Подробности - в программе "Главная роль"

https://tvkultura.ru/article/show/article_id/332745/brand_id/20902/type_id/1/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В кого влюбился бес
Дирижер Владимир Юровский о премьере в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко

Текст: Дмитрий Абаулин

В Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко 15 февраля состоится мировая премьера оперы Александра Вустина "Влюбленный дьявол" в постановке художественного руководителя оперной труппы театра Александра Тителя. За дирижерский пульт встанет главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра России Владимир Юровский. Накануне премьеры он ответил на вопросы "Российской газеты".

https://rg.ru/2019/02/14/dirizher-vladimir-iurovskij-rasskazal-ob-opere-vliublennyj-diavol.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Влюбленный дьявол
15 февраля 2019 г.

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик — Владимир Юровский
Дон Альвар — Антон Росицкий
Бьондетта — Дарья Терехова
Соберано — Роман Улыбин
Бернадильо — Феликс Кудрявцев
Карло — Максим Осокин
Дон Хуан — Дмитрий Никаноров
Донья Менсия — Александра Дурсенева
Олимпия — Наталья Зимина
Верблюд / Демон из оперы Рубинштейна — Леонид Зимненко
Берта — Наталья Владимирская
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Сергей Рощин

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1890901901038917&set=a.226726987456425&type=3&theater
 
Театральное. Записки Созерцателя.
Дьявольская любовь

«Влюбленный дьявол». Вустин Александр композитор. МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко. Реж. Титель Александр, дирижер Юровский Владимир. (премьера 15.02.2019).
Влюбленный дьявол; 9

Вот уж неожиданность. Действительно мировая премьера современной оперы в России. И удачная. Еще с детства в моей памяти «Влюбленный дьявол» Казота. В 1968 году в серии «Литературные памятники» вышел, попавший мне в руки, отличный том готического романа, объединив «Замок Отранто», «Ватек» и «Влюбленного дьявола». Никогда не думал, что из него сделают оперу. А почему бы и нет? И оказывается эта опера уже тридцать лет как написана, только ждала своего часа. Эта та современная опера, которая не из «классики», но Александр Вустин ее написал, когда ему было сорок, и она еще принадлежит поискам 1970-1980-х годов, которые близки к тому, чтобы перейти в «классику». Оперу «собрал» и представил Владимир Юровский, и думаю, его большая заслуга, что на премьере она хорошо прозвучала не только от оркестра, но и от солистов. Любовная история между молодым человеком, рискнувшим вступить в отношения с оккультными силами, и дьяволом, принявшим облик молодой девушки, требовала не простых музыкальных решений. Музыка проступает от мерцающих фраз, сопровождающих диалоги, до возрастания страстей к финалу. В книге ужасы, сопровождающие дьявольскую любовь еще сильнее, но спектаклю и музыке удалось к ним немного приблизиться. Любовь зла, полюбишь и дьявола. Режиссура погрузила действие в антураж видеопроекций разных животных, существ, масок и костюмов, оттолкнувшихся от венецианского карнавала, создала картинку, которая задает рамку и краску необычного действия, но чрезмерно сгущать краски и настроения «дьявольщины» не стала. Молодые солисты, удачная Бьондетта (влюбленный дьявол) в исполнении Дарьи Тереховой, которая справилась даже со сценами в обнаженном виде. Спектакль событие российской, и, надеюсь, не только российской, музыкальной жизни. В ряду интересных современных опер в мире прибыло.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
ВАДИМ ЖУРАВЛЕВ
Published on Feb 15, 2019
Мировая премьера оперы "Влюбленный дьявол" Александра Вустина с Стасике. Дирижер Владимир Юровский, режиссер Александр Титель.

https://www.youtube.com/watch?v=xApc4hMmshM
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Красота из преисподней: "Влюблённый дьявол"

Московский музыкальный театр открыл своё второе столетие мировой премьерой
Автор: Майя Крылова

http://www.rewizor.ru/theatre/catalog/muzykalnyy-teatr-imeni-stanislavskogo-i-nemirovicha-danchenko/retsenzii/krasota-iz-preispodney-na-stsene-mamta/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
2019-02-17 22:16:00

"Влюбленный дьявол" А.Вустина в МАМТе, реж. Александр Титель, дир. Владимир Юровский

Сколько помню, на основной сцене МАМТа не бывало оперного композитора современнее Стравинского, да и тот недавно возник - а уж чтоб автора здравствующего выводили на поклоны и партитуру над ямой поднимали... Однако писалась опера Александра Вустина в советские 1970-80-е, что слишком заметно, вернее, слишком слышно. Спектаклю, правда, много добавляет, во-первых, не самый затасканный сюжет (мотив вызова Дьявола, допустим, классический, хрестоматийный, но одно дело - Гете или хотя бы Брюсов, а про Казота помнят хорошо благодаря его пресловутому "пророчеству" о гильотине, на чем немало поспекулировал, в частности, Радзинский), и, во-вторых, режиссура и оформление.

Причем что касается последнего - режиссер Александр Титель с постоянным своим партнером-художником Владимиром Арефьевым не впадают в избыточную декоративность, которая полностью свела бы роль музыки к фону, вместе с тем активно используют видеопроекцию, компьютерную анимацию на опускающемся-поднимающемся панорамном экране-заднике, предлагают "исторические" либо фантазийные, будто для Цирка дю Солей придуманные костюмы гротесковых мимансовых персонажей, на сцену выезжает гигантская платформа-кринолин матери главного героя, во втором акте бездыханное тело героини везет здоровенная черепаха (на колесиках, но лапками шевелит и головой качает) - в общем, посмотреть есть на что, а "картинка" не перегружена. Основным символическим элементом сценографии становится маятник Фуко - даже несколько маятников, но из центрального вдобавок сыплется песок, которым очерчивается в первой сцене магический круг, далее возникает ассоциация с песочными часами, к финалу высыпающиеся из шаров-маятников песчинки становятся символом уходящей из тела жизни, погибшей души - находка в тему. Со своей стороны и дирижер Владимир Юровский не ограничивается прямыми обязанностями, а появляется перед началом и по окончании из ямы в красном фетровом цилиндре (у него и палочка сперва "красная"!). И все же, откровенно говоря, партитура Вустина столь почтительно-творческого к себе подхода не выдерживает.

Для своего времени и культурной ситуации, в которой он задумывался, "Влюбленный дьявол" мог бы стать событием... - да и то не факт, если б тогда же оперативно ставились, ну или по крайней мере звучали оперы и кантаты, во-первых, Шнитке, ну и многих еще, прямо сказать, более значительных и оригинальных, нежели Вустин, авторов. Сегодня, как и в случае с Вайнбергом, тридцатилетней выдержки Вустин (да и свежий ненамного лучше - пару лет назад Юровский с ГАСО через концерт играл его, "композитора в резиденции", премьерные опусы - к счастью, лаконичные, минут на десять каждое сочинение) - оставляет впечатление материала... не очень актуального; даже и Вайнберг в сравнении с Вустиным много выигрывает, если уж совсем честно. Серийная техника, в которой Вустин работает, уже для периода создания "Влюбленного дьявола" стала в мировом контексте вчерашним днем, сегодня это и вовсе пройденный этап, откровенное "ретро" академического жанра, и в качестве такового-то не первый сорт... Ставка в оркестре на расширенную группу ударных и создаваемые ими "эффекты" - ну тоже нечто несерьезное. А с другой стороны, сменяющие порой однообразную мелодекламацию вокальные номера (дуэты двух главных героев, как правило), близкие к куплетной форме, на ритмичный и отчасти зарифмованный текст (либретто Владимира Хачатурова), отдают, по совести, опереткой (что в сочетании с атональностью нелепо вдвойне). Ну и до неприличия тривиальна "любовная" песенка героини под челесту и клавесин.

Какие-то эпизоды в известной степени музыкально выразительны - например, монолог призрака матери Альвара доньи Менсии (приглашенная солистка Анастасия Дурсенева) в первом акте, и особенно главная женская партия, собственно Дьявола, принявшего внешний вид сперва животного, потом пажа и, наконец, женщины: Дарья Терехова, чье сладкоголосие и серийной музыке придает немало человеческого (или, коль угодно, дьявольского!) обаяния (искушения?), великолепна и как актриса, а с учетом того, что ей, соблазняя по сюжету Альвара (приглашенный солист Антон Росицкий), приходится и обычно скрытые в опере части тела демонстрировать (не только герою - публике тоже), ее работу стоит назвать без преувеличения героической, по большому счету она музыкальную часть постановки вытягивает на себе.

Отчасти занятны в вокальном плане парные образы Соберано и Бернадильо (Роман Улыбин и Феликс Кудрявцев) - приятели Альвара, они же по сути подручные Сатаны, проходят через весь сюжет, меняя обличья в конце концов на травестийные, становятся "цыганками" в финальной испанской картине (за счет ритмов фламенко запоздало оживляющей действие) - а вот голосистой Наталье Зиминой в партии Олимпии, венецианской пассии Альвара, к сожалению, практически нечего петь... Владимир Юровский за пультом - понятно, событие (первый раз в МАМТе, второй в Москве после выдержавшей, увы, всего две серии показов черняковской постановки "Руслана и Людмилы" в Большом), но случай явно не тот, чтоб всерьез обсуждать особенности "дирижерской интерпретации", вот ей-богу, принимая также во внимание, что на московской афише нет ни одного репертуарного названия того же Шнитке (у которого имеется совершенно гениальная "Фауст-кантата", между прочим!).
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Дарья Терехова рассказала о новой постановке "Влюбленный дьявол"

https://tvkultura.ru/article/show/article_id/333985
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Игра с дьяволом

В МАМТе Александр Титель и Владимир Юровский поставили оперу, где принципы сочетаются со страстями
Текст: Ирина Муравьева

https://rg.ru/2019/02/18/v-mamte-postavili-operu-gde-principy-sochetaiutsia-so-strastiami.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Елена Лебедева
3 ч. ·
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=635198033605746&id=100013466646989

На втором представлении оперы Александра Вустина «Влюбленный дьявол» в Театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко я отчетливо ощущала веяние молодости. Это музыка рубежа 80-х гг., причем негромкая, такая серьезная, и для того времени уже, вероятно, не авангардная, а развивающая традиции середины ХХ в.

Хорошая музыка. Выразительная колористика точно соответствует сюжету. Кажется, вот читал когда-то композитор готический роман Жака Казота и потихоньку придумывал к нему музыкальные иллюстрации. Инструментальная музыка создает богатый и точный фон напряженнейших вокальных партий, в которых и развивается вся драматургия... Слушать просто очень интересно.

В этой опере звучит, собственно, не оркестр, а, по воле, наверное, слегка иронизирующего автора, странный ансамбль: скрипка, виолончель, две флейты, два кларнета, саксофоны... И – много разных ударных, создающих у Вустина эффектные музыкальные картинки... Еще каблуки танцоров... Лошадиная челюсть (народный какой-то инструмент)... Сирена за сценой... Вот в таких красках видит мистическую историю художник постапокалиптического конца ХХ в...

Интересно, что готический роман просветительской эпохи осмысливается Вустиным (и дирижером Владимиром Юровским, и режиссером Александром Тителем) в романтическом духе. С первых же мгновений спектакля: традиционный образ дирижера в черном эффектно обрамляется красным, да к тому же маэстро поручается «программная декларация»... В самой ткани оперы случается такое, что сквозь жесткую «каркасную» музыкальную структуру вдруг прорывается романтическая кантилена, какая-нибудь жалоба Бьондетты на свою несчастную судьбу... Вспоминается уже Маргарита из «Фауста»... Но тут же обозначается, конечно, особая сущность героини...

Выходит, что мы слушаем совершенно новую сочиненную тридцать лет назад в СССР оперу, написанную в духе развития додекафонной традиции, по мистическому литературному источнику 1772 г., осмысленному в духе европейского романтизма середины века XIX-го... Культурные коды нерасторжимо переплетаются, связь времен как будто восстанавливается, и Александр Вустин со своим неожиданным дьяволом (а вместе с ним –исполнители) оказывается звеном цепи.

Это здорово. Это дает ощущение счастья. Возможно оно пропадет, если опера станет репертуарной и просто встанет в свою временную нишу... Но сейчас – оно очень ощутимо. Постановка «Влюбленного дьявола» способствует восстановлению нашего рваного, невротического восприятия искусства ХХ в. Музыки в данном случае прежде всего, вытянутой из небытия и прекрасно зазвучавшей под руками Владимира Юровского.

В этом деле принимал участие, кроме того, режиссер Александр Титель. Постановка, на мой взгляд, профессиональна, эффектна и небезвкусна... Хотя чего-то тут мне не хватало... Кажется, тревожащий, странный, материал просит какого-то парадокса, стремится к более современной и внятной, не столь эклектичной эстетике... Мои глаза и мозг непроизвольно фиксировали, что перенос действия из изысканного аристократического общества XVIII в. на крестьянскую свадьбу середины века ХХ-го я только что видела в «Доне Джованни» Мартиноти в сценографии Шаверноха (и в венском спектакле это было осмысленнее), что красные ботинки (на главном герое, сильно увлекающемся общением с запретным) уже были на Клавдии и Гертруде в додинском «Гамлете» и означали, что они, конечно, право на человеческую любовь имеют, а на убийство вот – нет... Что огромную фигуру любящей матери, становящуюся все более давящей и превращающуюся в родину-мать, придумал Дмитрий Крымов для Шостаковича («Опус № 7)...

Вообще-то все эти заимствованные чудесные театральные штучки (может, они еще раньше где-то встречались) я могу воспринимать как то самое вписывание в традицию, подмигивание предшественникам, намеренное цитирование, которого в спектакле очень-очень много... Но режиссер, мне показалось, как будто прячется за проверенными шедеврами, прячется за Казотом, за Вустиным, за оживляющим музыку Юровским, которому не случайно поручил роль чуть инфернального, почти циркового демиурга...
И так же ведет себя при всей красоте изобразительного ряда, сценограф Владимир Арефьев. Хтоническую нечисть у него символизируют рептилии и насекомые, срисованные из барочных атласов, картинка заимствуется из итальянской и французской живописи века Просвещения: Жана-Батиста Шардена, Франсуа Буше, Пьетро Лонги, Франческо Гварди... В качестве задника просто помещаются оживающие репродукции...

Антон Росицкий и Дарья Терехова, по-моему, более чем достойно справляются с вокальными партиями. Остальные артисты на премьере тоже доставляли удовольствие. Прекрасны были танцоры фламенко. Однако вечный, архетипический сюжет Казота и Вустина о человеке, испытывающем себя на пределе возможностей, безграничном и ненасытном в стремлении знать, понимать и обладать, об опасности быть человеком, о драме человеческого бытия, могла бы быть представлена на театральной сцене гораздо более динамично, драматично, загадочно... Главным героям, как и некромантам, по-моему, пока несколько недостает сложности, противоречивости... Возможно, это эффект первых спектаклей...

К тому же история, которой ее автор Жак Казот изначально побоялся придать вразумительный конец и оставшаяся без сюжетного завершения в опере Вустина, и так понимается всеми зрителями, с которыми я успела поговорить, совершенно по-разному...
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Tnargime Rǝnni
https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/599484607167113

Сходил вчера на «Влюбленного дьявола» и в очень смешанных чувствах остался.

С одной стороны — музыкальный материал вроде как традиции начала 20-го века продолжает. «Лулу», «Огненный ангел», «Любовь к трем апельсинам» вспоминаются сами собой. И музыке этой режиссура Тителя, которая сама словно в середине 20-го века застряла, даже идет. Такая хорошая и живая «реконструкция» получилась.

При этом Александр Борисович даже вроде как видео активнее пользовать начал. И если в первом акте кажется, что в желании это продемонстрировать он немного перебарщивает и остановиться вовремя не может, то во втором — все эстетически чище.

Но с другой — нарочитая тителевская «бутафорность» сохраняется. Один черный шар, который, как Молох, нависает над героями, чего стоит. Выглядит точь в точь как с занятий аэробикой.

Юровский в яме кайфует, даже что-то актерски выдает, что ему как-будто не очень идет, но не за это любим. Да и исполнители вроде как новый для себя материал освоили. Правда по-прежнему драматически беспомощны. Убедительно существовать и по-человечески говорить не могут. Но опять же... Бутафорской режиссуре Тителя на грани «бюджетного маньеризма» это не мешает нисколько.

Далеко не лучший оперный спектакль в Москве. Но возможно один из лучших у Тителя и, как следствие, в МАМТе. Уже нужно такое видеть.

Единственное, что сильно разочаровывает, это неиспользованный потенциал. Опера пропитана сексуальностью. Женщина мужчине «услуживает» и «подчиняется», в любви клянется. Он ее за собачку и слугу принимает. А она — дьявол и просто его поиметь хочет, его витальную силу получить. Мощный сюжет для композитора советской школы. Только представьте, сколько всего можно было на тему #metoo, феминизма и матриархата накрутить, если бы Александр Борисович сколько-нибудь за современностью следил. Женщина, которая не стесняется заниматься сексом с мужчиной и его «использовать».

При этом и про самку собаки как «суку» и про горбы «верблюдика» как женскую грудь режиссер все аллюзии считал. Даже на обнаженную грудь решился. А кульминационный секс все равно в стыдливое барахтанье где-то за ширмой превращается. С одной стороны — хороший такой памятник российскому ханжеству. С другой — смотришь на сцену как на кладбище упущенных возможностей.

Но это все мнение того, кто Тителя уже лет 10 смотреть не может, не зевая. Тут уже круто, что до финала дожил. Поэтому, если вам Александр Борисович симпатичен (ну или хотя бы не раздражает), то получается обязательно стоит «Дьявола» увидеть, если вы еще не.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
История постановки оперы «Влюбленный дьявол» так же небывала, как и ее сюжет

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко показал сочинение современного композитора

19 февраля 00:16 Петр Поспелов  / Для Ведомостей 

https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2019/02/19/794459-istoriya-postanovki-vlyublennii-nebivala-ee
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Чертовски своевременная премьера
«Влюбленный дьявол» в Музтеатре Станиславского

На основной сцене Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) впервые за 30 лет поставили оперу нашего современника — «Влюбленный дьявол» Александра Вустина. Опера по мотивам повести Жака Казота, завершенная в 1989 году, создавалась на протяжении 14 лет. Еще тридцать прошло до нынешней мировой премьеры под управлением Владимира Юровского и с режиссурой Александра Тителя. Так сезон, посвященный столетию МАМТа, оказался украшен событием международного значения. Рассказывает Илья Овчинников.

https://www.kommersant.ru/doc/3888646
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Я всегда брал за правило быть любопытным»
Владимир Юровский о работе над ошибками, роскоши дирижировать оперой и современном театре
       
После премьеры «Влюбленного дьявола» дирижер-постановщик спектакля Владимир Юровский ответил на вопросы Ольги Федяниной

https://www.kommersant.ru/doc/3888647
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Дьявольская история с принцем из сказки

БЛАГОДАРЯ ЮРОВСКОМУ ОПЕРА ВУСТИНА «ВЛЮБЛЕННЫЙ ДЬЯВОЛ» СПУСТЯ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ УВИДЕЛА СЦЕНУ
текст: Светлана Савенко

https://www.colta.ru/articles/music_classic/20521-dyavolskaya-istoriya-s-printsem-iz-skazki
Che mai sento!