Автор Тема: скрипач Вадим Репин (р.1971 г., Новосибирск)  (Прочитано 24471 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: скрипач Вадим Репин (р.1971 г., Новосибирск)
« Ответ #25 : Июнь 24, 2014, 10:19:17 »
12.06.2014

Прямая речь
Вадим Репин, скрипач:

- Мне несколько раз встречались люди, которые говорили: "В детстве я тебя ненавидел, нам в музыкальной школе постоянно ставили вундеркинда Репина в пример!" Но я воспринимаю свой тогдашний успех просто как благословение. (В 11 лет Вадим завоевал золотую медаль на международном конкурсе скрипачей имени Венявского, в 14 проехал с гастролями по Европе, в 18 стал самым молодым в истории победителем престижного конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе. - "РГ".)
Система музыкального образования в СССР была особенной. В корне она не изменилась - изменилась жизнь, скорость, ориентиры молодежи. Тогда выбор будущей профессии был связан с личными пожеланиями ребенка. Моя мама отвела меня в музыкальную школу, потому что я выпрашивал звучащие игрушки. Я рано начал выходить на сцену и почувствовал к этому вкус. И в школе, и в консерватории для меня создавали особые условия, сообразные с моим концертным графиком и юным возрастом, чтобы избежать психологических травм.
Каждый человек однажды задумывается о следующем поколении. Вот и я сейчас стараюсь в каждом городе, где бываю, давать что-то вроде мастер-классов для молодежи. За два часа ничего не изменишь, но можно направить, выбить искру. Весной 2014 года я провел свой первый фестиваль в родном Новосибирске, сделав там специальную программу "Дети - детям". Зовем на концерты ребят - и тех, кто занимается академической музыкой, и тех, кто раньше с нею не сталкивался, и больных, и социально обделенных. Наши именитые гости играют вместе с юными исполнителями, и те пытаются прыгнуть выше головы. А дети в зрительном зале ведут себя идеально.

Репин играл на скрипке Гварнери дель Джезу, которой скоро будет триста лет, - по мнению музыканта, одной из лучших в мире.


http://www.rg.ru/2014/06/12/reg-cfo/trio.html
« Последнее редактирование: Июнь 24, 2014, 10:31:21 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: скрипач Вадим Репин (р.1971 г., Новосибирск)
« Ответ #26 : Июнь 24, 2014, 10:30:11 »
Вадим Репин, скрипач:

- Мне несколько раз встречались люди, которые говорили: "В детстве я тебя ненавидел, нам в музыкальной школе постоянно ставили вундеркинда Репина в пример!"

:)) Я к тому моменту давно уже был не в музыкальной школе, но наблюдал, как Репина и впрямь очень активно пиарили, как, впрочем, и Кисина, и других. Репина опекал лично Хренников, и ни у кого не возникало мысли, что это "не по заслугам" - Репин уже в детстве представлял собой нечто феноменальное, им восторгались абсолютно все, и своей дальнейшей деятельностью он полностью оправдал эти авансы.

P.S. Дорогая rpb, благодарю вас за найденный материал - чрезвычайно интересные штрихи к портретам Накарякова и Репина.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Алекса

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 108
Re: скрипач Вадим Репин (р.1971 г., Новосибирск)
« Ответ #27 : Июнь 24, 2014, 14:42:39 »
Приятный документальный фильм - интервью "Без мечты нет жизни. Разговор с Вадимом Репиным в зале им. Чайковского"

 http://www.youtube.com/watch?v=Xu6AHKCbMfY

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: скрипач Вадим Репин (р.1971 г., Новосибирск)
« Ответ #28 : Октябрь 13, 2014, 11:00:03 »
Транссиб моей мечты

Overtime
Ведущая - Ольга Сирота
Время выхода: пятница, 10.10.2014, 13.00
Повтор: суббота, 11.10.2014, 22.00

Транссиб это не только рельсы, шпалы и железная дорога. Это еще и арт-фестиваль – Транссибирский международный. О фестивале своей мечты и реалиях сегодняшнего дня  Ольге Сироте рассказывает художественный руководитель Транссиба, выдающийся скрипач – Вадим Репин.

Слушать:

Радио "Орфей"
http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue5479/

 
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн gawkette

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
Re: скрипач Вадим Репин (р.1971 г., Новосибирск)
« Ответ #29 : Январь 16, 2015, 15:42:54 »
На сайте НГС.НОВОСТИ размещена форма, через которую можно отправить вопрос для Вадима Репина. Отвечать на вопросы он будет в прямом эфире 19 января в 12:00 (МСК +3), а запись видеоконференции, вероятно, будет позже размещена в архиве сайта.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 911
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: скрипач Вадим Репин (р.1971 г., Новосибирск)
« Ответ #30 : Апрель 07, 2016, 15:30:03 »
Вадим Репин в эфире радио "Орфей"

05.04.2016
6 апреля в гостях у радио "Орфей" побывал знаменитый скрипач Вадим Репин. Беседа была посвящена III Транссибирскому арт-фестивалю, основная программа которого начинается уже на этой неделе. Еще один гость студии - исполнительный директор форума Олег Белый.

По ссылке запись беседы http://www.muzcentrum.ru/news/19015-vadim-repin-v-efire-radio-orfej
Che mai sento!

Онлайн Arsinoya

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 329
Re: скрипач Вадим Репин (р.1971 г., Новосибирск)
« Ответ #31 : Октябрь 19, 2016, 00:14:41 »
Сегодня выдающийся музыкант В.Репин и  оркестр РНО под палочкой А.Сладковского блестяще исполнили концерт Шостаковича в КЗЧ.
Просто трансцедентное исполнение. Браво, Маэстро!

ПС Никогда не думала, что улечу "в космос" от Шостаковича.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 181
Re: скрипач Вадим Репин (р.1971 г., Новосибирск)
« Ответ #32 : Октябрь 19, 2016, 08:32:41 »
Была вчера на концерте: РНО со Сладковским и Вадим Репин исполнили сложнейший концерт Шостаковича № 1.
Мощное, виртуозное исполнение. Совершенно потряс во второй части дикий, словно сорвавшийся с цепи танец.
Сложнейшая длинная каденция в начале 4 части -- что-то запредельное по мастерству.
Сладковский хорошо чувствует и понимает Шостаковича, симфония Рахманинова во 2-ом отделении прозвучала много бледнее.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 181
Re: скрипач Вадим Репин (р.1971 г., Новосибирск)
« Ответ #33 : Октябрь 19, 2016, 18:40:11 »
Новости культуры. РНО, дирижер-Александр Сладковский, солист-Вадим Репин.
https://www.youtube.com/watch?v=YQzRnrhzCok&feature=youtu.be

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 181
Re: скрипач Вадим Репин (р.1971 г., Новосибирск)
« Ответ #34 : Октябрь 22, 2016, 21:28:52 »
Вадим Репин в программе "Худсовет"
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/157676

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 911
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: скрипач Вадим Репин (р.1971 г., Новосибирск)
« Ответ #35 : Март 20, 2017, 22:59:48 »
Вадим Репин: «Важно построить культурные мосты — они самые крепкие»

Сергей Уваров

Выдающийся скрипач — об объединяющей миссии классики, молодежи в концертных залах и любви к аплодисментам

https://izvestia.ru/news/670311
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 911
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: скрипач Вадим Репин (р.1971 г., Новосибирск)
« Ответ #36 : Апрель 03, 2017, 23:34:20 »
Фестиваль Вадима Репина приедет в Санкт-Петербург и Токио

Текст: Светлана Елина

Четвертый сезон Транссибирского арт-фестиваля Вадима Репина завершается в эти дни в городах и районных центрах транссибирского направления - Новосибирске, Красноярске, Искитиме, Бердске и Ордынском. Теперь он держит курс на Санкт-Петербург, Самару, Тюмень, Тобольск, Брюссель, а затем - на Маэбаси и Токио.

https://rg.ru/2017/04/02/transsibirskij-festival-priedet-v-sankt-peterburg-i-tokio.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: скрипач Вадим Репин (р.1971 г., Новосибирск)
« Ответ #37 : Апрель 13, 2017, 15:00:07 »
"Если не перестану чувствовать себя гением — всю жизнь мне играть на свадьбах"

Вадим Репин о Транссибирском арт-фестивале

В Новосибирске проходит четвертый Транссибирский арт-фестиваль под руководством знаменитого скрипача Вадима Репина, объединяющий помимо Сибири пространство от Брюсселя до Токио. В афише — концерт-чествование отмечающего 85-летие Владимира Федосеева, концерты с участием органиста Александра Князева и дирижера Ильи Короля, скрипачей Джулиано Карминьолы и Со-Ок Ким, пианиста Николаса Ангелича. Специально для "Ъ" АЛЕКСЕЙ МОКРОУСОВ поговорил с основателем фестиваля ВАДИМОМ РЕПИНЫМ.

http://www.kommersant.ru/doc/3249887?utm_source=kommersant&utm_medium=culture&utm_campaign=four
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 181
Re: скрипач Вадим Репин (р.1971 г., Новосибирск)
« Ответ #38 : Июнь 02, 2017, 10:58:10 »
Вадим Репин: «ГЛАВНОЕ – НЕ ДОПУСКАТЬ КОМПРОМИССОВ»
На IV Транссибирском арт­-фестивале Вадим Репин почти не выступал как солист, отдав предпочтение дуэтам и камерным ансамблям. Это принципиальная позиция всемирно известного скрипача – присутствовать в роли художественного руководителя и активного участника, но при этом дать публике возможность услышать как можно больше других достойных внимания музыкантов. В эксклюзивном интервью он рассказал о своих знаменитых соучениках, о своей супруге – знаменитой балерине Светлане Захаровой и поделился планами на следующий фестиваль в Новосибирске.

Автор -- Илья Овчинников
http://gazetaigraem.ru/a13201704

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 073
Re: скрипач Вадим Репин (р.1971 г., Новосибирск)
« Ответ #39 : Ноябрь 29, 2017, 15:43:23 »
На ClassicalMusicNews прочла такой текст:

Скрипач Вадим Репин выступил на фестивале “Дягилев. P.S.”

Вадим Репин. Фото – Антон Новодержкин
Скрипач Вадим Репин выступил в Петербурге на Международном фестивале «Дягилев. P.S.».

По традиции на фестивале звучат сочинения, связанные с именем великого русского импрессарио. На этом концерте таким произведением была симфоническая сюита Римского-Корсакова «Шехеразада».

Во втором отделении Вадим Репин вместе с Петербургским академическим симфоническим оркестром исполнил один из концертов Яна Сибелиуса. Музыкант играл на инструменте, изготовленном Антонио Страдивари.


«На ней играл замечательный французский скрипач Пьер Роде, он жил во времена Наполеона. И она как раз этим знаменита. Кроме того, это один из лучших образцов работы Страдивари»,

− рассказал Вадим Репин.
http://www.classicalmusicnews.ru/reports/vadim-repin-diagilev-p-s/


Кто автор текста, не сказано. Копаю глыбже. Оказывается, это дикторский текст, произнесенный вчера на телеканале "Культура" в Новостях культуры. А ведь сплошное бескультурье! Не сказано, когда был концерт (27-го),где, в каком т.е. зале (БЗФ), кто дирижер (Александр Титов). И особенно умилил меня "один из концертов Сибелиуса". Специально погуглила: Сибелиус написал серенады, юморески для скрипки с оркестром, но, конечно, только один концерт, всем известный, ре минор.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 911
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: скрипач Вадим Репин (р.1971 г., Новосибирск)
« Ответ #40 : Февраль 18, 2018, 22:23:55 »
Начинается V Транссибирский арт-фестиваль, возглавляемый Вадимом Репиным

https://newsmuz.com/news/2018/startoval-v-transsibirskiy-art-festival-vozglavlyaemyy-vadimom-repinym-40525
Che mai sento!

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 073
Re: скрипач Вадим Репин (р.1971 г., Новосибирск)
« Ответ #41 : Март 17, 2018, 15:42:47 »
О 5-м Транссибирском арт-фестивале (В. Репин, К. Лифшиц и другие):

Пятый пошел
НАЧАЛСЯ ТРАНССИБИРСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ВАДИМА РЕПИНА
текст: Марина Монахова

Транссибирский арт-фестиваль в пятый раз набирает обороты. В 2014 году родной город Вадима Репина получил музыкальный проект, который казался чудом. Вспоминается, что в те, самые первые, дни вместе с эмоциональным подъемом и перенасыщением кислородом от открывающихся возможностей чувствовалась как будто и легкая растерянность. Слишком уж масштаб события был для Новосибирска непривычен, непомерен, невероятен. Сегодня фестиваль, сердцем которого остается Сибирь, расширяется на запад и восток, а его художественный руководитель главной своей задачей называет возведение между ними культурного моста. В фестивальную программу наряду с Новосибирском уже включились Москва и Красноярск, вскоре присоединятся Санкт-Петербург и Самара, позже — города Японии и США.

Фестиваль, по сути, стал данью уважения Арнольду Кацу — дирижеру, с нуля создавшему в Новосибирске один из лучших в стране оркестров, тот самый, с которым маленький Вадик Репин когда-то впервые вышел на большую сцену. Именем Каца назван и новый концертный зал — долгожданный, благодаря появлению которого и стал наконец возможен фестиваль. Транссибирский — тоже своеобразный памятник Кацу, нематериальный. Зал, конечно, будет стоять, но ведь важно, какого уровня концерты его наполняют. Здесь нет стабильности: в области меняются губернаторы, меняется руководство филармонии, и каждый поворот приносит свои изменения в ее жизнь, к сожалению, не всегда созвучные ее уровню. На этом фоне Транссибирский остается проектом, который постоянно совершенствует вкус своей публики. Сводя на одной сцене ведущих мировых исполнителей (Шарль Дютуа, Леонард Слаткин, Рудольф Бухбиндер, Николас Ангелич, Джулиано Карминьола — это лишь некоторые имена) с местными коллективами, фестиваль дает им импульс к развитию и необратимо меняет представление о собственных возможностях. Пока проект живет и звучит, гарантированно развивается новосибирская музыкальная культура, а имя города, включенного в мировой контекст, обретает новый блеск и вес. Руководство региона это прекрасно понимает, неизменно оказывая проекту поддержку, — и все векторы фестивальной программы, заданные с самого начала, с годами разрастаются.

Во дворце культуры «Энергия», взявшем на себя заботы по организации программы мастер-классов, сопутствующей концертной, собираются полные залы. На сцене — звезды фестиваля и юные музыканты, прошедшие предварительный отбор, в этом году прилетевшие в том числе из Москвы и Италии. В числе слушателей — не только студенты-музыканты, артисты филармонии, педагоги и ученики музыкальных школ, но и все желающие. И их собирается прилично, особенно на мастер-классах любимого сибиряками «Вадика». Здесь же проходит дополнительный показ фильма Бруно Монсенжона «Мстислав Ростропович. Неукротимый смычок». И место уже настолько намоленное, что объявленный накануне вечером сеанс к 10 утра собирает аншлаг.
Официальную российскую премьеру киноленты (это одно из фестивальных направлений с первого года) режиссер проводит за пару дней до этого в Новосибирске, а затем везет фильм в Тогучин — один из районных центров Новосибирской области с населением в 20 тысяч человек. Там его встречают с открытым сердцем и со всей душой — конечно, с караваем и в кокошниках. Рассказывая, возможно, самой искренней из виденных им аудиторий о встречах с героем ленты, о работе над ней (здесь звучат воспоминания дочерей музыканта, Наталии и Игната Солженицыных, Геннадия Рождественского), Монсенжон говорит, что особенно дорожит показами в России, где фигура и судьба Ростроповича имеют особое значение. И признается, что тогучинский Культурно-досуговый центр ничем не уступает залу, где он представлял свой фильм в Нью-Йорке. Благодарная аудитория взрывается аплодисментами.

Не менее благодарная аудитория собирается и в городе-спутнике Новосибирска на программу камерной музыки: бердчане слушают Фортепианный квартет Шумана и Фортепианный квинтет Дворжака, почти не шелохнувшись, — все нарядные, все пришли на праздник. А опусы, чье исполнение собрало на одной сцене блестящих музыкантов (Вадим Репин, Клара Юми Кан, Максим Рысанов, Пабло Феррандес, Мари Кодама), трое из которых играют на «Страдивари», звучат еще стройнее и совершеннее, чем в тысячном зале Новосибирска накануне. И сухая акустика, и дребезжащий рояль — не проблема ни для слушателей, ни для артистов.
Не проблема и продолжительность концерта: Константин Лифшиц представляет на Транссибирском сольную программу из трех отделений, в каждом — Английские сюиты Баха, сыгранные в порывистой, экспрессивной манере, и сочинения Бернстайна, исполняемые в связи с юбилейным годом композитора. Кто-то в зале бесхитростно признается, что «от такого количества Баха разболелась голова», и ретируется досрочно, но большинство поддерживает реноме новосибирской публики и если и не получает сложное интеллектуальное удовольствие от столкновения двух музыкальных вселенных, то, по крайней мере, устраивает продолжительную, совсем не дежурную овацию.

Кульминационным же событием фестивальной программы пока остается концерт-открытие: Кент Нагано, Вадим Репин, Константин Лифшиц, Новосибирский академический симфонический оркестр, Новосибирская хоровая капелла. Дирижер, чье первое появление в Новосибирске четыре года назад казалось явлением из области нарушения законов физики, теперь воспринимается как добрый знакомый. Нагано и сам говорит о Сибири охотно и тепло и признается, что составил программу концерта из сочинений, отразивших его впечатления от этого края. Он рассуждает о культурных традициях региона и уверен: именно в них — уникальность и соль Транссибирского. Обстоятельно и неторопливо Нагано говорит о неповторимом сочетании профессиональных и ментальных характеристик, которые чувствует в манере симфонического оркестра: «В заключительной части поэмы Штрауса (“Так говорил Заратустра”. — М.М.) есть эпизод, где солируют две скрипки. Я попросил их сыграть мелодию так, будто она звучит не сейчас и не здесь, будто она — воспоминание, причем о событиях не вчерашних, не недельной давности, а отделенных от нас веками. Они сыграли — и могу вам с уверенностью сказать, что такого я не слышал никогда. Подобное не найдешь ни в Баварии, ни в Нью-Йорке, ни в Токио или Сан-Франциско — это нечто неповторимое, локальное: воспоминание о том, что было столетия назад здесь, на этой земле».
Оркестр, вдохновленный Нагано, в органичном для себя романтическом репертуаре радостно играет тембрами: звук искрится, торжествующе летит, раскаленный, плавится и заполняет зал. При этом слышны в нем и характерный затаенный надрыв, скрытая тревога, прорывающаяся наружу экзальтация (таков он, гений места?). Шаги по тонкому льду оркестровых трудностей в большинстве случаев выводят на верную дорогу. А что до немногочисленных осечек — они заставляют поразмышлять о соразмерности нагрузки, которую выносят музыканты, отчего-то исполняя в дни фестиваля еще и свои абонементные концерты.

Вадим Репин, привычно демонстрируя влюбленной в него аудитории исполнение мирового класса, эмоционально резонирует с оркестром. Его «Страдивари» в Концерте Бруха благородна и по-европейски сдержанна, но прорывающаяся потаенная меланхолия — это то, что роднит его с коллективом.

Впереди в фестивальной программе — «Дама с камелиями» Большого театра на сцене НОВАТа, джазовая программа Томаса Квастхоффа, первый за последние 30 лет рецитал Вадима Репина на родной сцене, посвященный его маме, французская программа под управлением Жан-Клода Казадезюса, выступления Гидона Кремера и главная мировая премьера V Транссибирского арт-фестиваля — скрипичный концерт Софии Губайдулиной: он прозвучит в присутствии автора.
http://www.colta.ru/articles/music_classic/17563



Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 911
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: скрипач Вадим Репин (р.1971 г., Новосибирск)
« Ответ #42 : Апрель 09, 2018, 22:41:13 »
Пять премьер Пятого Транссибирского

Сергей Бирюков, Новосибирск – Москва
19:04 08 Апреля 2018г.
 
Фестиваль со столицей в Новосибирске становится одной из крупнейших российских культурных инициатив

http://www.trud.ru/article/08-04-2018/1361145_pjat_premjer_pjatogo_transsibirskogo.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 911
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: скрипач Вадим Репин (р.1971 г., Новосибирск)
« Ответ #43 : Март 21, 2019, 22:46:40 »
«Транссибирский охватил практически всю планету»

Вадим Репин принимает поздравления от композитора Софии Губайдулиной после премьеры посвященного ему сочинения «Диалог. Я и ты». Фото с сайта Транссибирского Арт-фестиваля
Сергей Бирюков
 
Звездный скрипач Вадим Репин – о крупнейшем фестивале искусств и других своих детищах

http://www.trud.ru/article/21-03-2019/1373839_transsibirskij_oxvatil_prakticheski_vsju_planetu.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 911
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: скрипач Вадим Репин (р.1971 г., Новосибирск)
« Ответ #44 : Апрель 01, 2019, 22:30:15 »
Покорение Сибири Тангейзером: Вадим Репин сделал ставку на эксперимент

На Транссибирском арт-фестивале переосмыслили шедевры классики и представили музыку современных авторов

https://iz.ru/862491/anastasiia-popova/pokorenie-sibiri-tangeizerom-vadim-repin-sdelal-stavku-na-eksperiment
Che mai sento!

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 073
Re: скрипач Вадим Репин (р.1971 г., Новосибирск)
« Ответ #45 : Апрель 17, 2019, 13:07:44 »
16.04.2019 17:48:00

Вадим Репин несет "…с востока свет…"

Главным событием Транссибирского Арт-Фестиваля стала премьера скрипичного концерта Александра Раскатова "...ex oriente lux..."
Наталия Сурнина

Транссибирский Арт-Фестиваль, проходящий при поддержке Министерства культуры РФ, перемещается в европейскую часть России. 13 апреля завершилась насыщенная программа в Новосибирске, 16 и 17 апреля марафон продолжается в Концертном зале имени Чайковского в Москве, где Вадим Репин представит камерную и симфоническую программы; за пульт Российского национального оркестра встанет Шарль Дютуа. География форума постоянно расширяется: впереди – Санкт-Петербург, США, Япония, Южная Корея, Германия, Австрия и Франция. Но уже сейчас можно сказать, что главным событием VI фестиваля стала мировая премьера скрипичного концерта Александра Раскатова «...ex oriente lux...» («...с востока свет...»), созданного по заказу Транссиба. Премьеру исполнил Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением Андреса Мустонена, солировал художественный руководитель фестиваля, выдающийся скрипач Вадим Репин.

Транссиб заслуживает отдельных слов восхищения и благодарности за то, что в его программах есть место не только композиторам с европейской известностью, но и авторам из Сибири. Однако важнейшей частью фестиваля неизменно становятся мировые премьеры с участием Вадима Репина: благодаря его энтузиазму и самоотверженности здесь увидели свет новые сочинения Беньямина Юсупова, Леры Ауэрбах, Афродиты Райкопулу, а год назад в Новосибирске в присутствии автора прозвучал новый скрипичный концерт Софии Губайдулиной «Диалог: Я и Ты».

На первый взгляд, премьера этого сезона выглядела менее интригующей: если имя 66-летнего Александра Раскатова, в середине 1990-х эмигрировавшего во Францию, еще знакомо публике, то его музыка — едва ли. Вместе с тем, мало кто из отечественных композиторов может похвастаться такой востребованностью: ему заказывают сочинения крупные оркестры и ансамбли, опера «Собачье сердце» по Булгакову (2009) с успехом шла в Амстердаме, Лондоне, Милане и Лионе; в Лионе же в прошлом году поставили оперу по Хайнеру Мюллеру «GerMANIA», где поют Гитлер и Сталин, а в Мариинском театре под управлением Валерия Гергиева прозвучала опера «Затмение» о декабристах. Лауреат премии Зальцбургского фестиваля (1998), один из самых исполняемых за рубежом российских авторов, Раскатов придерживается нелестного мнения о нынешнем состоянии европейской композиторской школы и с надеждой смотрит на Восток: с этим и связано название его второго по счету скрипичного концерта.

Сочинение сразу же пленяет редкой непосредственностью, отсутствием зауми и пафоса авторского высказывания. Характер первых трех частей скорее пантеистический, здесь мелькают тени Римского-Корсакова и Мессиана — тех, кто умел слушать мироздание. Раскатов виртуозно работает с короткими попевками, которые становятся основой всего концерта, создают прихотливую калейдоскопичную фактуру. Большой мастер, он может убедить в том, что традиционные ресурсы симфонического состава еще не исчерпаны: Новосибирский оркестр во главе с Андресом Мустоненом виртуозно проходит все виражи трудной и изобретательной партитуры, способной привести в восхищение и неофита, и знатока. Захватывающий финал — что-то вроде вариаций на короткую остинатную тему, причудливо перемещающуюся из одного фактурного слоя в другой. Звуковой калейдоскоп, где многое определяют тембры разнообразных ударных, рассыпается на тысячи стеклышек и вновь собирается, превращаясь под занавес едва ли не джазовый джем-сейшн.

Традиционную концепцию соревнования солиста и оркестра Раскатов не отвергает. Вадим Репин получил очень эффектное сочинение, где виртуозность и изобилие всевозможных приемов игры создают характер главного персонажа — преимущественно игровой и лирический, даже пасторальный. В скрипичной литературе столько страдающих и мятущихся героев, что концерт Раскатова, где есть место и шутке, и кантилене, подобен глотку свежего воздуха. Репин играл его не просто блистательно, а с нескрываемым удовольствием; в азарте он даже придумал неожиданную финальную точку — и теперь мы все знаем, что худрук фестиваля мастерски свистит! 25 минут концерта пролетают как одно мгновение, и хочется, чтобы как минимум финал немедленно исполнили на бис. Следует надеяться, что второй концерт, в отличие от первого («In excelsis», написан по заказу Эммануила Борока и Далласского симфонического оркестра), не будет ждать второго исполнения 10 лет — Александру Раскатову действительно удалось написать сочинение, в которое сразу влюбляются и исполнители, и слушатели.

Программу открыл Первый виолончельный концерт Шостаковича, в несколько формальном исполнении оркестра и Антонио Менезеса померкший рядом с премьерой Раскатова. Зато во втором отделении Андрес Мустонен предложил довольно неожиданную трактовку Пятой симфонии Бетховена. Не оглядываясь на тренды, маэстро играл ее в большом романтическом стиле — но таком, каким его видит музыкант, всю жизнь балансирующий между старой и новой музыкой. Его Бетховен не торопится навстречу судьбе, а во всей полноте проживает каждый момент, будь он страшным или светлым. В медленной второй части были такие замедления и ускорения, что она звучала как квинтэссенция довагнеровского романтизма — очень странно, но, в конечном счете убедительно: было слышно, как отсюда идут нити к Берлиозу, Шуману, Чайковскому. Совсем иным — концентрированным, сухим — оказался звук в третьей части: Мустонен делал с оркестром настоящие чудеса, сумев показать такую палитру оркестровых красок, которых в этом хрестоматийном сочинении сегодня не ждешь. Мустонен действительно сумел захватить смелой по нынешним временам, абсолютно индивидуальной трактовкой, и мощный динамичный финал увенчал целое как нельзя лучше.

Фестивальный маршрут всегда пролегает не только через большие города, а включает камерные концерты в небольших городах области, которые для местных жителей остаются практически единственной возможностью услышать музыкантов такого уровня. По части просветительства, подкрепленного обширной программой мастер-классов, переоценить подвижничество Вадима Репина и его коллег невозможно. Активный участник фестиваля — соседний Красноярск и Красноярский академический симфонический оркестр во главе с Владимиром Ланде. Накануне премьеры сочинения Раскатова, 7 апреля они открыли свою часть программы большим симфоническим вечером.

На Транссибирском фестивале всегда интересны скрипачи, и в первом отделении звучал один из столпов скрипичного репертуара — концерт Иоганнеса Брамса. Сергей Догадин, завоевавший вторую премию Конкурса имени Чайковского в 2011 году, сейчас уверенно делает серьезную международную карьеру. В Малом зале Краевой филармонии его манера казалась чуть преувеличенной, оркестр и солист играли большим звуком, в музыке кипели большие страсти — все это хотелось вынести на гораздо более просторную площадку.

Уютнее себя чувствовала в этом зале Седьмая симфония Прокофьева, хотя Владимир Ланде взял микрофон и подчеркнул, что для него это не светлая сказочка, какой ее по-прежнему представляют в музыкальной школе, а очень непростое сочинение мудрого композитора, много повидавшего на своем веку. Вторую часть симфонии он прочел как летопись жизни Прокофьева, где нашлось место эпизодам счастливого детства, богемной атмосфере Парижа и картине возвращения в СССР. А в финале путеводной нитью для Ланде стал образ божественного света — такой, какой можно увидеть на картинах художников Ренессанса. Красивая концепция, которая станет весьма убедительной, если медные духовые будут безупречно воплощать замысел дирижера.
http://www.ng.ru/culture/2019-04-16/6_7558_shine.html?fbclid=IwAR1h5wvYjJcA8Umd4UdT1r9_DHb4f8Rq1rtf8f7-V2A4RBsXrEco65BZhpM

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 073
Re: скрипач Вадим Репин (р.1971 г., Новосибирск)
« Ответ #46 : Апрель 17, 2019, 15:07:40 »
Из ФБ (о концерте 16 апреля в КЗЧ):

Irina Shymchak с Konstantin Lifschitz и ещё 3.
13 ч. ·
Сегодня в Московской филармонии гостил Транссибирский Арт-фестиваль Вадима Репина. И снова звучала та же программа «Брамс-премьера!», что и в Новосибирске 23 марта, про которую я писала раньше https://www.classicalmusicnews.ru/…/transsib-fest-2019-beg…/.
Но воспринималась она абсолютно иначе. Да ведь и всем известно, что невозможно повторить что-либо абсолютно одинаково.. Однако, сразу бросилось в глаза, что в этот раз музыканты дошлифовали детали, «собрали» воедино все мелочи, которые тогда не были состыкованы, отрепетировали до блеска, где-то сделали чуть тише, где-то – чуть ярче, где-то – чуть нежнее, где-то – чуть пасмурнее, и получилась абсолютно прекрасная брамсовская феерия…Она и была прекрасной, еще когда звучала в первый раз в Концертном зале им. А. Каца. Прекрасна своей живостью и художественной «непричесанностью». А сегодня нам представили эталонную версию камерного Брамса в исполнении мастеров высочайшего класса. Сидя в Концертном зале им. Чайковского в Москве, впитывая в себя всю эту неземную красоту, я осознавала, что присутствую на уникальном явлении. Три величайших музыканта современности – Вадим Репин, Константин Лифшиц и Александр Князев – на наших глазах творили чудо. И хотелось запомнить каждое мгновение, не расплескать, не потерять, чтобы этот изумительный Брамс жил во мне!
А вторая часть Трио (переложение Секстета №1) была исполнена так, что я почувствовала холодок на затылке. Что-то близкое к дыханию вечности. Эта сдержанно-философская перекличка Саши и Вадима! Как будто они знают какую-то тайну, недоступную нам, простым смертным, и это знание освещает их игру особенным светом. В тончайшей сопряженности с Костей партия каждого из них стала еще более выпуклой, Костя изумительно вел партнеров по ансамблю. Да и звук у Лифшица – гибкий, многогранный, завораживал, заставлял неотрывно следить за его руками, как он легко «снимает» звук с клавиш. Были и те самые паузы, в которых рождалась музыка. Незабываемый вечер. Обожаю Транссибирский фестиваль!!!