Автор Тема: "Поругание Лукреции" Б. Бриттена в Новой Опере (премьера - апрель 2019 г.)  (Прочитано 1695 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 576
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
премьера
Б. Бриттен «ПОРУГАНИЕ ЛУКРЕЦИИ»

Опера в двух действиях
Музыкальный руководитель и дирижер Ян Латам-Кёниг
Дирижер Александр Жиленков
Режиссер Екатерина Одегова
Художник Этель Иошпа
Художник по свету Тимофей Ермолин
Драматург Михаил Мугинштейн

Премьера состоится 26 апреля 2019 г.
Рекомендовано детям старше 18 лет

http://www.novayaopera.ru/?repertoire=poruganie_lukretsii
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 576
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Новая Опера представляет первую в столице постановку выдаю­щейся оперы Бенджамина Бриттена «Поругание Лукреции» (1946). Театр продолжает «английскую линию» свое­го репертуа­ра: ранее на сцене Новой Оперы шли диптих DIDO (его вторая часть — шедевр эпохи барокко, «Дидона и Эней» Г. Пёрселла) и «Поворот винта» Бриттена.
 
«Поругание Лукреции» — знаковое произведение в творчестве композитора. Он сочинил изумительную камерную оперу — в ней задействованы 8 певцов и всего 13 инструментов в оркестре! И, хотя ему пришлось обратиться к камерной опере скорее из-за финансовых причин, Бриттен очень ценил этот жанр: «Она [камерная опера] дает возможность заострить внимание на психологии человека. А ведь именно это стало центральной темой современного передового искусства». Либретто Рональда Дункана основано на одноименной драме Андре Обе и поэме Уильяма Шекспира «Лукреция».
 
Перед нами своеобразная притча, глубочайшее и одновременно рафинированное исследование психологии человека. Лукреция, супруга римского военачальника Луция Коллатина, — образец добродетели и верной любви. Секст Тарквиний — сын царя Тарквиния Гордого — пытается ее соблазнить и, не добившись успеха, насилует. «Древнеримская история Лукреции — важный мотив европейской культуры (одна из вариа­ций — картина Лукаса Кранаха-старшего, 1529). Бриттен укрупняет тему вводом двух Рассказчиков по образцу старинных “страстей” — дань христианской традиции. Вмешиваясь в ход драмы, они эмоционально комментируют действие, выступают голосом автора, судьбы и даже внутренним голосом персонажей, утверждая доминанту морали на основе более поздних, христианских ценностей» (Михаил Мугинштейн).
 
Исследуя глубины подсознания, Бриттен подчеркивает возвышение человека: отвергая насилие, Лукреция, подобно античному Эдипу, казнит себя — это мужество истинной морали. Так в истории одной женщины отражается весь духовный путь человечества.

Екатерина Одегова, режиссер:

«Поругание Лукреции» — шедевр по форме и содержанию. Гений Бриттена создал «Страсти» человека ХХ века (еще один пример — «Царь Эдип» Стравинского). В отличие от Баха и Стравинского, Бриттен концентрирует великую проблематику и духовную энергию пассио­нов (самого мощного трагического жанра, рожденного христианской культурой) в невероятно интимную, камерную форму.
Духовный путь человечества и Христа пропущены через хрупкое тело одной женщины — Лукреции. Она словно чистая слезинка на Его лице. Не случайно ее лейтмотив (Lucretia’s chaste / «Честь Лукреции») — барочная риторическая фигура креста. Она символично обрамлена темами двух мужчин. У насильника Тарквиния это нисходящая тема, которая превращается в финале первого действия в жуткий шаг траурной пассакалии: ансамбль Good night — страшный миг затишья перед ночью, ведущей Тарквиния в его одинокий ад. В партии Коллатина, мужа Лукреции, восходящий ход — не что иное, как тема Тарквиния в обращении.

Происходит роковая подмена одного мужчины, желанного, другим. Тарквиний — пришелец, его не ждали, но явился он, а томление живет в теле Лукреции («Лукреция ранима желанием»). Желание делает нас уязвимыми, идеальность хрупка. Желание Лукреции-женщины не может не войти в роковой резонанс со все нарастаю­щей похотью мужчины. Добродетель — всегда самая желанная добыча для греха.

Изнасилование Лукреции не есть физическая схватка полов (тело проиграно человечеством со времен Эдема, оно — тлен), но борьба за душу, за право остаться человеком. Тарквиний находит здесь свой конец и обрекает душу на вечные муки и забвение. Лукреция начинает долгий мучительный путь восхождения к Богу. Ее самоубийство — бескомпромиссный шаг обретения себя, обретения бесконечности духа. Максима романтика Новалиса через полтора столетия актуальна вновь: «Смерть — это жизнь после смерти. Жизнь усиливается посредством смерти».

Событие является частью программы Года музыки Великобритании и России, которая проводится Отделом культуры и образования Посольства Великобритании в Москве при поддержке Британского Совета.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 576
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
26 АПРЕЛЯ
пятница 19:00
премьера
Мужской хор Георгий Фараджев
Женский хор Екатерина Петрова
Коллатин Алексей Антонов
Юний Борис Жуков
Тарквиний Артём Гарнов
Лукреция Гаяне Бабаджанян
Бьянка Александра Саульская-Шулятьева
Люция Анастасия Белукова

27 АПРЕЛЯ
суббота 16:00
премьера
Мужской хор Георгий Фараджев
Женский хор Наталья Креслина
Коллатин Алексей Антонов
Юний Илья Кузьмин
Тарквиний Дмитрий Орлов
Лукреция Мария Патрушева
Бьянка Ирина Ромишевская
Люция Кристина Бикмаева
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 576
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Лапшин Олег
Вчера ·
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2328672973857995&set=a.170283786363602&type=3&theater
 
"Поругание Лукреции" Бенджамин Бриттен Новая Опера 7

Когда театру повезло и него есть такой дирижер как Ян Латам-Кениг, то постановки Бриттена сами собой напрашиваются. Действительно, по факту, он в первой московской постановке этой оперы отвечает за все. За акварельность соло и скорбь плача, перекликающегося с Дидоной Перселла, за плотское вожделение и разговор с небесами. Про то, что в оркестре всего 13 инструментов, не вспоминаешь совершенно. И Латам-Кениг - абсолютно достаточная причина для "идти и смотреть".

С прочим сложнее. Строгая шахматная геометрия действия и сценографии (режиссер Екатерина Одегова, художник Этель Иошпа) ничем, конечно, не напоминает избыточность Рубенса или римские сатурналии. Это скорее рассудочная древнегреческая трагедия, недаром одна из двух заметных вокальных партий второго состава - "мужской хор" Георгия Фараджева, сивилла, комментирующая происходящее из сегодняшнего времени. Аскеза и геометрия вполне ожидаемы. Но вот то, что духовный путь, сильнейшая религиозная основа, эпилог про того, кто через пять веков после происходящего возьмет на себя ответственность за людские грехи, что все это у дирижера есть в полной мере, а в действии присутствует чисто формально, с "холодным носом" - уже из разряда неожиданностей и не то чтобы в плюс. Есть двойственность, из за которой Бриттен в свое время имел проблемы с цензурой: Лукреция (убедительная вокально и актерски Мария Патрушева)еще помнящая телом наслаждение от ласк мужа, вначале скорее поддается Тарквинию и лишь с какого то момента говорит "нет", но эта двойственность лишь запутывает дело. В сухом остатке - история о том, что мужское стремление присвоить себе не вписывающееся в его представления, поглотить и аннигилировать оказывается сильнее любви и целостности. Ну хммммм

Но не в сухом остатке - Латам-Кениг и Бриттен. На них можно и не один раз пойти.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 576
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Сергей Рощин
Вчера в 09:54 ·
https://www.facebook.com/sergey.roshchin.9/posts/1988739751255131

Театральное. Записки Созерцателя.
Страсти по Лукреции.

«Поругание Лукреции» Бриттен Бенджамин. Новая опера. Реж. Одегова Екатерина, дирижер Латам-Кёниг Ян. (премьера 26.04.2019)
Поругание Лукреции; 8

Российская, а в данном случае московская оперная сцена продолжают осваивать наследие Бриттена. Может быть доживем и до постановки «Смерти в Венеции», а пока «Поругание Лукреции». Премьера в российскую Страстную пятницу. Символично. Среди первого ряда композиторов двадцатого века религиозность Бриттена очевидна. Страдания Лукреции. Жертва Лукреции. Дохристианская Вера Лукреции. Сохранение Веры и Духовности через Жертву. Творческий дуэт Екатерины Одеговой и художника Этель Иошпы любит непростые задачи – Бриттен, Яначек, Рихард Штраус. В этот раз лучше всех был Бриттен в руках Яна Латам-Кёнига. Не первый раз Латам-Кёниг представляет Бриттена. Уже был, к сожалению эпизодичный, но очень удачный опыт «Поворота винта». «Поругание Лукреции» - камерная опера, 8 певцов, 13 инструментов, хор, в лице Мужского хора и Женского хора, стал двумя активно действующими персонажами истории. В такой опере главное не симфоничность звучания, не производить как можно больше шуму, вспоминая Малера, а дать возможность услышать нюансы всех звуковых партий. Премьерный состав был Екатерина Петрова, Георгий Фараджев, Гаяне Бабаджанян, Артем Гарнов, Алексей Антонов, Анастасия Белукова, Александра Саульская-Шулятьева, Борис Жуков. Пением выделялась Екатерина Петрова (Женский хор), но опера сложна и драматическим исполнением для певцов. В непростой для воплощения сцене изнасилования удалось найти разумное сочетание символичности и натурализма, а певцам все это сыграть, а не только спеть.

Тема переживания насилия, такая важная во всем творчестве Бриттена. Местами неровное исполнение, некоторая чрезмерность художника в костюмах, мрачноватая, в буквальном смысле слова, по свету режиссура, все это тоже есть, но спектакль, в целом скорее удача и интересное новое появление оперного Бриттена на московской сцене.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 576
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Новости культуры. Эфир от 26.04.2019 (23:00). "Новая Опера" представляет премьеру. "Поругание Лукреции"

https://tvkultura.ru/video/show/episode_id/2164318/video_id/2176697/brand_id/19725
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 576
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В «Новой опере» удачно поставили оперу Бриттена «Поругание Лукреции»

Вечный сюжет о любви-ненависти между полами получил новую интерпретацию
28 апреля 22:00 Петр Поспелов  / Для Ведомостей

https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2019/04/28/800428-novoi-opere
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 576
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Поругание Лукреции» впервые показали в Москве

Премьера оперы Бенджамина Бриттена «Поругание Лукреции» состоялась 26 апреля в московском театре «Новая опера». «Лукрецию» называют одним из самых прекрасных сочинений английского композитора, ставят в одни ряд с «Поворотом винта» и «Сном в летнюю ночь». Увидеть спектакль в театре — большая редкость. Такую возможность столичный зритель получил впервые.

http://muzcentrum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=33905:poruganie-lukretsii-vpervye-pokazali-v-moskve&catid=287
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 576
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 576
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 576
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Больше чем #MeToo

«ПОРУГАНИЕ ЛУКРЕЦИИ» БРИТТЕНА В «НОВОЙ ОПЕРЕ»
текст: Екатерина Бирюкова

https://www.colta.ru/articles/music_classic/21131-bolshe-chem-metoo
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 576
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Che mai sento!

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 955

Оффлайн Сousine

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 170

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 576
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
2019-05-02 03:56:00

"Поругание Лукреции" Б.Бриттена в "Новой опере", реж. Екатерина Одегова, дир. Ян Латам-Кениг

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4009019.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 576
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Ненасильственное сопротивление материала
«Поругание Лукреции» в «Новой опере»
       
Год музыки Великобритании в России набирает обороты: следом за камерными концертами, научными семинарами и распределением грантов настал черед оперной премьеры. Театр «Новая опера» показал «Поругание Лукреции» Бенджамина Бриттена в постановке Екатерины Одеговой. Оказалась ли созвучна современности древняя история, выясняла Татьяна Белова.

https://www.kommersant.ru/doc/3961769
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 576
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
РАНИМАЯ ЖЕЛАНИЕМ
В Новой Опере прошла московская премьера «Поругания Лукреции» Бриттена

Дмитрий Морозов

https://gazetaigraem.ru/article/15161
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 576
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Загадочная история Бенджамина Бриттена
20.05.2019

Александр МАТУСЕВИЧ

В «Новой опере» обратились к ранней опере английского классика Бенджамина Бриттена «Поругание Лукреции».

http://portal-kultura.ru/articles/opera/255209-zagadochnaya-istoriya-bendzhamina-brittena
Che mai sento!