Автор Тема: Музыкальная жизнь в странах мира  (Прочитано 22363 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Музыкальная жизнь в странах мира
« : Ноябрь 17, 2008, 14:46:57 »
На прошлом форуме была тема об оперных театрах мира. В ней, правда, преобладали картинки, воспроизводящие архитектуру и внутреннее убранство обителей муз в разных странах. Не знаю, удастся ли развить этот поток здесь, но, думаю, что тема о жизни театров и концертных залов за рубежом могла бы наполняться как личными впечатлениями от посещения музыкальных мероприятий, так и обсуждением  информации прессы о премьерах, фестивалях, постановках, репертуарной политике, администрировании и организации театров и филармоний в других странах.   

----------------
Начну с описания недавних впечатлений о музыкальной жизни Праги. Сначала – в общем о театрально-концертной деятельности, затем – о тех постановках, на которых мне удалось побывать.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Музыка в Праге
« Ответ #1 : Ноябрь 17, 2008, 14:49:27 »
Наверное, симптоматично, что первым же зданием в Праге, которое привлекло мое внимание и которое я сразу же смогла идентифицировать в темноте, прибыв в столицу Чехии около 5 часов утра, была Пражская государственная опера.

Вообще, в Праге три основных оперных сцены: Национальный театр (Narodni divadlo), Сословный театр (Stavovske divadlo) и Пражская государственная опера (Statni Opera).

Национальный театр имеет статус главного театра Чехии, призванного хранить культурные традиции чешского народа. «Ядром» оперного репертуара основной сцены театра являются произведения чешских авторов. В российских и, насколько я знаю, европейских театрах, чешская опера представлена не слишком широко: конечно, если не считать «Русалки» и «Проданной невесты» (вот Яначек, пожалуй, набирает популярность). То, что в театре декларируется политика акцента на национальную оперу, в т.ч. исполнения произведений, которые редко где идут и достаточно слабо представлены в дискографии, я считаю замечательным делом, а заботу о сохранении культурного наследия нахожу достойной всяческих похвал. И планируя культурную программу, я была заинтересована в первую очередь посетить Narodni divadlo. Должна сделать небольшую ремарку, что, знакомясь с текущей афишей, нашла в ней не так много чешских опер. В октябре-декабре в программе представлены «Либуше», «Поцелуй» и «Проданная невеста» Сметаны, «Средство Макропулоса» и «Енуфа» Яначека,  «Чёрт и Кача» и «Русалка» Дворжака. Часть репертуара занимает зарубежная опера: «Аида», «Травиата», «Фальстаф», «Кармен», «Евгений Онегин». На сцене также идут балеты и драматические спектакли. В то же время, когда я просматривала информацию об исполнителях в опере «Поцелуй», на представлении которой  побывала, то увидела в списке их ролей и другие наименования чешских опер, в том числе и те, которые мне были незнакомы. Выходит, что, взятый за 5-10 лет, национальный репертуар там достаточно широк.

Статус Национального театра как главного театра страны воплотился и в его архитектурном облике. Это чувствуешь и тогда, когда подходишь к зданию близко, и тогда, когда находишь его взглядом, рассматривая панораму восточного берега Влтавы.  С набережной здание театра, построенного как символ единения нации, смотрится весьма монументально, выделяясь среди других построек. Пожалуй, неоренессансные  сооружения основных культурных центров Праги – Национального театра (1883), комплекса с концертным залом Рудольфинум (1884) и Национального музея  (1890) – являются самими  масштабными, демонстративно грандиозными и даже помпезными зданиями в городе, которому, при обилии готических и барочных памятников, включая ратуши, соборы и дворцы, в целом чужд гигантизм. Наверное, это символично.

Вот, он, Narodni divadlo:


Национальный театр имеет оперную и балетную труппы и коллектив артистов драмы, а его спектакли проходят на нескольких сценах: главной (Narodni divadlo),  Сословного театра (Stavovske divadlo), театра Kolowrat (в Kolowrat, как я поняла, в основном идут только драматические спектакли). В структуру театра также входит пристроенная к главному зданию Новая сцена (1983), где проходят постановки Laterna magica – это сравнительно новый жанр, о котором скажу чуть позже.

А пока ещё об одной достопримечательности и предмете гордости чехов – Сословном театре (Stavovske divadlo). Этот старинный театр (1783) в настоящее время является частью Национального театра. Театр является современником Моцарта и известен тем, что именно здесь пражская публика рукоплескала «Свадьбе Фигаро» после не очень восторженного приема этой оперы в Вене и именно по заказу этого театра, последовавшему вскоре после ошеломительного успеха «Свадьбы», Моцарт написал «Дон Жуан». Здесь состоялась премьера этой оперы, а дирижером выступал автор. Здание театра небольшое и выполнено в стиле раннего классицизма. Как я узнала, оно не перестраивалось. Удивительно, но мне практически не попадались в чешской столице  другие постройки, явно относящиеся к классицизму. И хотя у меня, несмотря на старания побольше посмотреть, скорее всего сложились «лоскутные» представления о городе, видимо, все-таки классицизм в Праге не получил распространения и не оставил большого следа.

Так выглядит театр:


Рядом со зданием театра находится любопытный памятник:


Кто-то называет его Призраком  оперы, кто-то Командором. Но, как я узнала, это Донна Анна. Отсутствие у скульптуры лица символично и говорит о том, что на месте Донны Анны, поддавшись обольстительным чарам донжуана, может оказаться любая женщина.

В Сословном театре идут драматические спектакли, а основу музыкальной афиши составляют оперы Моцарта. По крайней мере, в ноябре в текущем оперном репертуаре числились «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта» и «Мнимая садовница». Любопытно было бы побывать в стенах этого театра на «Дон Жуане», но, к сожалению, не получилось, т.к. на соответствующие дни у меня уже выпадала поездка в Германию. 

Ещё одной оперной площадкой Праги является Пражская государственная опера. Тоже неоренессанс (1888):


Здание смотрится скромнее, чем здание Национального театра, и сейчас, по моему ощущению, выглядит несколько сиротливо: с одной стороны оно задавлено стальным административным монстром (в Праге не так много вкраплений современности в старинную архитектуру, старинный дух города сохранен, но вот Опере не повезло), с другой стороны смотрит на не очень ухоженный сквер. Недалеко от Оперы  находится вокзал, к которому проходит путь через помойки и изгаженные граффити стены каких-то построек, а ко входу в театр ведет довольно замусоренный и обшарпанный подземный переход – во всяком случае ранним утром там обнаружились шприцы, банки и прочие следы ночных развлечений молодежи. Однако зал театра очень красив.

На сцене Пражской государственной оперы преимущественно идут спектакли западноевропейского репертуара и в основном самые популярные наименования. Так, в ноябре афиша включала «Богему», «Манон Леско», «Тоску», «Лебединое озеро», «Кармен», «Мадам Баттерфляй», «Волшебную флейту», «Набукко», «Летучего голландца», «Русалку», «Риголетто», «Золушку» (Прокофьева).  Правда, в проспектах были обозначены ожидающиеся премьеры сезона -  «Смерть  в Венеции» Бриттена и «Орфей и Эвридика» Глюка. Это уже менее тривиально. Спектакли ставятся в программу не сериями, а как в традиционных репертуарных театрах.
« Последнее редактирование: Ноябрь 17, 2008, 19:14:55 от Кантилена »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Музыка в Праге
« Ответ #2 : Ноябрь 17, 2008, 14:55:19 »
С филармонической жизнью Праги я разобралась хуже.
Первым впечатлением было то, что Прага - город музыкальный. Оказавшись в центре старинной части города, я столкнулась с тем, что в самых многолюдных туристических местах  прохожим раздаются рекламные  листовки с приглашением на классические концерты. Возле Рудольфинума  мне не удалось уйти от разговора с настойчивым распространителем таких листовок, который на очень хорошем русском языке (вообще, многие чехи в обслуживающем секторе неплохо говорят или по крайней мере понимают по-русски) рекомендовал мне посетить этот комплекс,  один из основных концертных залов Праги. Взглянув на программу концерта, я уже поняла, что туда не пойду (концерт включал затасканные до дыр произведения - «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, «Аве Мария» Шуберта и Баха-Гуно, какую-то часть из «Времен года» Вивальди, некоторые из «Славянских танцев» Дворжака и «Анданте кантабиле» из квартета Чайковского - в исп. камерного ансамбля), но любопытства ради решила послушать, что скажет собеседник. Тот, увидев мой скепсис, соловьем заливался, убеждая, что зал красивый, а программа «легкая» (иными словами, «классическая музыка – это не страшно»). Концерт был рассчитан на час, а билет стоил 1000 крон - это соответствует где-то 1400 рублям (для справки: билеты на оперный спектакль там продаются по цене от 300 до 800 крон). Присмотревшись к листовкам, которые раздавались в других местах, я сначала было решила, что речь идет об одном и том же концерте – везде мелькали Вивальди, «Серенада» и «Аве Мария». Оказалось, что мероприятия разные, но программы почти идентичны, можно было поиграть в «найди отличия». Таким образом, я решила, что значительная часть концертной деятельности  в музыкальной Праге ориентирована на туристов. Правда, масштаб впечатлил: камерные концерты  из популярных произведений предлагались каждый день на очень многих площадках. Кроме камерных струнных ансамблей, в соборах Праги можно послушать орган.

Позже я зашла на сайт Рудольфинума и обнаружила, что «основные» программы там идут позже по времени и на улицах не рекламируются. Существует практика представления одной и той же программы два дня подряд. На дни моего пребывания в Праге выпадали концерты, включающие первую симфонию Малера – я идти не рискнула. Далее, уже за рамками того временного отрезка, что я гостила в столице Чехии, в программе стояли «Патетическая» Чайковского и сольник Б. Березовского с бетховенской Аппассионатой и сонатой h-moll Листа.   

Вот, кстати, Рудольфинум:


Симфоническая жизнь Праги, как я поняла, проходит и в ещё одном зале – Общественный дом. Там, в частности, идут многие концерты фестиваля «Пражская весна». Но с программой зала я не познакомилась.

Ну и, наконец, несколько слов о музыкальной атмосфере Праги. Наверное, на меня не обидятся чехи, если я напишу, что музыкальной столицей Европы Прага никогда не была и, видимо, не является. Между тем, эту роль с блеском выполняла недалеко, в четырех часах езды, расположенная Вена. И, само собой, Вена распространяла не только политическое (Чехия много веков находилась под властью Габсбургов), но культурное влияние. В Праге особенно почитают Моцарта. Оперы Моцарта идут в Сословном театре, его произведения присутствуют на  афишах всех концертов, которые проходят в пражских соборах, в городе есть музей Моцарта – на вилле, где когда-то композитор писал увертюру к  опере «Дон Жуан». Дух Моцарта здесь, несомненно, витает. (Правда, основным «брендом» Праги я бы всё же назвала Кафку.) Не создав такую же мощную музыкальную культуру, как например, итальянская, немецкая или русская, Чехия тем не менее сформировала самобытную национальную школу – подарив миру таких композиторов, как Сметана, Фибих, Дворжак и Яначек. Художественное наследие Сметаны, как и Фибиха, по-видимому,  неравноценно, но некоторые их произведения иногда звучат и на наших концертных площадках. Дворжак, в отличие от Сметаны, по духу ближе к западноевропейской традиции и является одним из очень исполняемых и записываемых композиторов. По крайней мере, его 8-я и 9-я симфонии, «Славянские танцы», инструментальные концерты и «Русалка» очень популярны и часто появляются на афишах. Музыка Яначека имеет национальные корни, но полноценно вливается в музыкальное искусство 20 века и занимает в нём очень заметное место.

Я не успела найти многие памятные места и посмотреть экспозиции, связанные творчеством музыкальных деятелей Чехии, но вот к музею Дворжака подошла:


В Праге также есть музей Б.Сметаны. А на этой вилле («Бертрамка») останавливался Моцарт:
« Последнее редактирование: Ноябрь 17, 2008, 19:20:49 от Кантилена »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Музыка в Праге
« Ответ #3 : Ноябрь 17, 2008, 15:03:28 »
Теперь несколько слов об оперных постановках, которые мне удалось посмотреть.

Репертуар оперных  театров Чехии я охарактеризовала. Ориентируются они целиком на собственные исполнительские силы. Правда, на афишах я видела пару русских имен, ни о чем мне не говорящих. Судя по сайтам театров, режиссерский авангард здесь проявился (о, разочарование! :))))) в незначительной части представленных в репертуаре постановок. Те два спектакля, что я посмотрела («Поцелуй» Сметаны и «Манон Леско» Пуччини), можно отнести к  классичным: первый – абсолютно, второй – условно, т.к. внедрение современности там было явственно, но, на мой взгляд, это всё ж была «классика», т.к. режиссура не содержала ничего радикального.
В обоих пражских театрах было ОЧЕНЬ много иностранных гостей, слышалась и немецкая, и английская, и итальянская речь. Залы были загружены не полностью, свободных мест оказывалось довольно много, и привычного оживления-ожидания перед входом и в холлах я не ощущала. Атмосфера довольно будничная. Кстати, что меня удивило – в гардеробах вместо привычных пластмассовых номерков выдавали пронумерованные бумажки или оклеенные липкой прозрачной лентой картонные карточки. Страшно было это чудо потерять.

Сметана "Поцелуй"

«Поцелуй» Б.Сметаны мне не приходилось слышать раньше. Вообще, с тв-вом  этого композитора я знакома достаточно слабо: кроме «Проданной невесты», цикла «Моя родина» и пары фортепианных произведений ничего не слышала.  Тем интереснее было познакомиться с его оперой в Национальном театре.
Эту оперу можно охарактеризовать как комическую народно-бытовую. Музыка проникнута явным лирическим настроением. В ней чувствуется национальный колорит и любовное отношение к сельскому укладу.  (По эмоционально-смысловому характеру я могла бы сравнить её с «Майской ночью» Р-К). Опера, на мой взгляд, стройна по форме. Ярких хитов, пожалуй, в ней нет, но много милых запоминающихся мелодий. Слушала я её с удовольствием.

Сюжет, как я поняла из английских субтитров, вертится вокруг молодой пары – Вендулки и Лукаша. Лукаш – молодой вдовец. Первую жену он не любил, но женился на ней под влиянием семьи. Сердце его принадлежит Вендулке. Вендулка отвечает  Лукашу взаимностью. Когда Лукаш пришел к отцу возлюбленной просить её руки, тот скептически отнесся к браку, т.к. жених и невеста, по его мнению, не смогут жить в согласии. Однако всё же он решается благословить молодых. Во время помолвки Лукаш захотел поцеловать невесту, но Вендулка наотрез отказывается целоваться до свадьбы и отшатывается от жениха (здесь я немного не поняла – вроде как это связано с каким-то суеверием, что покойная жена Лукаша может сделать что-то недоброе). Разыгрывается ссора. Тогда, чтобы досадить невесте, Лукаш начинает заигрывать с деревенскими девушками.  Рассерженная, Вендулка убегает к тетке. Дальше её начинают искать. При этом показаны крестьяне, промышляющие какими-то нелегальными делами. Они помогают Лукашу найти невесту. Герои мирятся, целуются, и все радуются их счастью. Примерно так.

Дирижировал Z. Müller. Главные партии исполняли:
M. Haan (Вендулка, сопрано), V. Prolat (Лукаш, тенор),  L. Šmídová (Мартинка, тетя Вендулки, меццо-сопрано - контральто), M. Podskalskỷ (отец, бас-баритон).

В целом театр продемонстрировал крепкий неплохой уровень. Но не более. Спектакль явно хорошо обкатан. Оркестр мне не показался очень интересным. Дирижер молодой. Учился в Праге. Был ассистентом у В. Ашкенази.

Неплохо смотрелась певица, исполнявшая партию Вендулки.  Правда, поначалу она не распелась и звучала глухо. Вокалистка училась в Братиславе, в репертуаре - партии Мими, Маргариты (Фауст), Микаэлы (Кармен), Манон (Манон Леско), также поет в операх Яначека и Дворжака. Относительно участия в оперных постановках в крупных театрах за пределами Чехии в буклете сведений нет.

Тенор меня особенно не впечатлил, но в целом с партией справился уверенно. Голос сильный, но заурядный. Пел манерно, с подъездами. (Что-что, а всех исполнителей было хорошо слышно.) Кстати, он учился в Санкт-Петербургской консерватории и считается одним из лучших теноров Чехии.  В репертуаре – Хосе (Кармен), Альфредо (Травиата),  Штева (Енуфа) и др. Участвовал в оперных постановках в Копенгагене, Торонто, Берлине, Венской опере.

Постановка, повторюсь, традиционная. Костюмы и реквизит воспроизводят картины деревенского быта. Из современных веяний - конструкция декораций. Они представляли собой набор пазлов (отдельных кусочков, сцепленных друг с другом). Путем вычленения отдельных кубиков получались окна или проемы в стене (и тогда становилось понятно, что действие происходит в доме) или контуры деревьев. Так создавалась театральная «условность». А во время увертюры на задник проецировались сельские виды. Кстати, технологии видеоинсталляции в пражских театрах используются достаточно широко, хотя и пока весьма в примитивном виде. Наверное, импульс  дают  постановки  театра Laterna magica, которые основываются на видеоарте.

Дополнительно:http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=723.msg17362#msg17362

"Манон Леско" Пуччини

«Манон Леско» Пуччини я смотрела в другом театре – в Пражской гос. опере. Здесь меня ждало почти разочарование.
Дирижировал - J. Štrunc. Манон – S. Procházkova, Леско – J. Hájek, де Грие – I. Jan, Жеронт– O. Korotkov.
Олег Коротков и Игорь Ян, кажется, наши соотечественники. По поводу второго – я не уверена.

Оркестр показался неповоротливым и не находил в музыке Пуччини необходимых красок. Манон не хватало темперамента, пела поначалу блекло и неровно, тяжело выходила наверх и часто пропадала в оркестре. К финалу, правда, разошлась, и её пение уже было на что-то похоже. Тенор форсировал звук до крика, подхрипывал и срывал верхние ноты. Слушать было неприятно. Леско и Жеронт ничего особенно выдающегося не продемонстрировали, но пели более-менее добротно.
В целом опера звучала более чем средне.

Постановку я бы тоже охарактеризовала как проходную. Были, в ней, правда, любопытные моменты. Но в общем меня она не тронула и смотрела я с праздным интересом. В ней тоже использовались видеоэффекты.

Могу наврать, т.к. детали уже забылись – но попробую указать на основные моменты, которые показались мне оригинальными. Когда открылся занавес, на боковинах сцены оказалось много картин, фотографий и плакатов. Но в основном это были репродукции живописных полотен, в том числе известных работ великих мастеров. Задник тоже как будто представлял собой картину в раме (городской пейзаж), которая (картина) затем будто бы раскололась на куски и превратилась в несколько отдельных изображений. Тут использовались и видеопроекция, и материальные декорации. Некоторые персонажи на сцене создавали сценическую суету, перетаскивая по сцене куски этой большой картины. Другие оживленно расхаживали по сцене. Для разделения драматически завершенных сцен использовалось также какое-то подобие занавески: часть сценического люда её придерживало и натягивало, при этом герои, которым следовало покинуть сцену – скрывались за ней или появлялись из-за неё. Сюжеты живописных полотен, в тот или иной момент декорировавших центральную часть сцены, соответствовали основным событиям сюжета: например, когда Манон бежит с  возлюбленным, выносится картина с изображением отъезжающего экипажа. Костюмы и облик действующих лиц в первом акте соответствуют эпохе.

Второй акт оформлен в  белых тонах. Обстановка, костюмы, парики воспроизводят атмосферу галантного века. Среди символистических элементов художественного оформления, указывающих на  условность историчности – большое зеркало в виде ограненного брильянта и огромный муляж тубы  губной помады рядом с ним. Перед этим зеркалом мы обнаруживаем Манон.

В следующем действии время оказывается каким-то средним между историческим и 50-ми годами 20 века. В центре сцены – конструкция, воспроизводящее здание, «стена» которого разделена на две части, слева надпись – «Prison», справа – «Cinema». «Prison» имеет окно и дверь, над ними похожее на рекламный щит черно-белое изображение трансатлантического лайнера. Под неоновой вывеской «Сinema» – афиша французского фильма «Ascenseur Pour L'echafaud 1957г. avec Jeanne Moreau» (Лифт на эшафот -1959 с Жанной Моро).  Девки, которых выводят из Prison, выглядят вульгарно и неопределенно современно, Манон – в контрастно скромном балахонистом одеянии неопределенной эпохи. На задник сцены проецируются портретные и напоминающие рекламные плакаты фотоизображения в духе 50-х-60 гг.
В американском акте оформление более аскетично. Картины «старых» мастеров на боковинах «висят» на протяжении всей оперы. Видимо, сценическое действие должно было олицетворять "оживающие" картинные сюжеты.

В целом спектакль я бы назвала «классичным», несмотря на наличие свидетельств «современности» в оформлении 3 акта.

Laterna magica 

И наконец, пару слов о Laterna magica  и видеодизайне. В Праге существуют два театра, функционирующих в необычном жанре смешения танца, пантомимы и различных видеоэффектов – «Черный театр Image»  и Laterna magica. Я не знаю, насколько развит этот жанр в мире и действительно ли это «изобретение» чешского театрального искусства, но, по некоторым сведениями, такого рода театральные опыты начались именно в Чехии и сначала эти чешские театры обрели популярность в мире, а затем уже  получили собственных стены в родной стране.  Представления «черного театра» основываются на том, что актеров в черных костюмах в темноте сцены не видно, поэтому те предметы, которые они держат в руках, будто бы движутся сами по себе. Эти движения дополняются люминисцентными декорациями и светящимся реквизитом.

В «Черном театре» я не была, но попала в Laterna magica. Здесь несколько другая идея – видеопроекции создают как бы «вторую реальность», наряду с «реальностью сценического действия». Спектакли сочетают танец, пантомиму и кино (видеоарт) и имеют определенный сюжет.

Честно говоря, я руками и ногами упиралась, не имея желания  туда идти. Но всё же в конце концов решила посмотреть, что же это такое, в первую очередь заинтересовавшись технологическими возможностями подобных приемов в серьезных театральных жанрах и в т.ч. в опере. Собственно, как раз с технологической точки зрения действо и оказалось любопытным. Сюжет связан с цирковой тематикой, хотя предполагал, видимо, и более «глубокие смыслы», но мне было лень заниматься их выявлением. А цирк я с детства не люблю :)))).

На экран, находящийся на заднике сцены, были спроецированы картины моря, и на морской глади выросло изображение «Рождения Венеры» Боттичелли. Экранная Венера быстро начала трансформироваться и превращаться в современную диву. За процессом с восторгом и любопытством наблюдали два клоуна на сцене. Современная Венера буквально вышла из экрана и появилась на сцене перед изумленными взорами циркачей. Затем начались путешествия Венеры и повсюду следующих за ней клоунов – они то попадали на экран, то сходили с него, то блуждали по экранным лесам и полям, то попадали на экранную же цирковую арену, то снова оказывались на сцене. Венера превращалась в цыганку и принимала другие облики, гуляя по времени. Действие сопровождалось «экранными» и «сценическими» танцами. Как звуковое сопровождение использовались вальсы, фокстроты, современная легкая инструментальная музыка, фрагменты классических произведений в современной обработке. Запоминающийся эпизод – когда под музыку польки Штрауса на экране возникли гарцующие цирковые лошади и постепенно произошло их визуальное "экранное смешение" с образами фигуристых и "породистых", как молодые кобылицы, танцовщиц в пачках, которые подхватили танец. Потом танцовщицы "вышли из экрана" на сцену, а на экране параллельно гарцевали красивые лошадки. 

В целом же сюжет меня не занял и в конце концов утомил. Суть его, видимо, заключалась отражении «чуда» красоты, олицетворенной в образе Венеры. Любопытны были прежде всего визуальные иллюзии. Думаю, что в театрах такие вещи получат распространение. И, мне кажется, развитие данного театрального жанра в Праге повлекло за собой и использование (пока в зачаточном виде) визуальных эффектов и на оперных площадках чешской столицы.

Здесь сайты чешских театров:   

Пражская государственная опера
http://www.opera.cz/en/
Национальный театр
http://www.narodni-divadlo.cz
Laterna magica:
http://www.laterna.cz/
« Последнее редактирование: Ноябрь 17, 2008, 19:31:33 от Кантилена »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Музыкальная жизнь в странах мира
« Ответ #4 : Ноябрь 24, 2008, 14:46:02 »
Кантилена !
Спасибо за ваши замечатлельные рассказы и за иллюстрации к ним :)
Воистину, тот, кто не может рссказать историю, тот ничего не видел :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: Музыкальная жизнь в странах мира
« Ответ #5 : Сентябрь 08, 2011, 10:47:48 »
Дом музыки в Хельсинки: Курс на общедоступность
http://www.fontanka.ru/2011/09/05/166/
 В  последний день лета в столице Финляндии открылся Дом музыки. Он строился 12 лет в самом центре Хельсинки, и в нем оказались реализованы все принципы новой культурной политики страны Суоми, ориентированной, прежде всего, на общедоступность и глобализацию. Впрочем, результаты превзошли самые смелые ожидания, так что и противники умолкли.

Аргументы противников грандиозного проекта общей стоимостью около 200 миллионов евро, сводились к трем проблемам.
<...>
Но по мере того, как Дом музыки строился – да еще при участии профессионалов мирового класса, таких как специалист по акустике господин Ясухиса Тойота (Yasuhisa Toyota), проектировавший акустические системы Сантори-холла в Токио, Датского Концертного зала в Копенгагене, Концертного зала имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, Концертного зала Мариинского театра (Мариинки-3) в Санкт-Петербурге, - и превращался в проект мирового масштаба и уровня, сторонников у него становилось все больше. За два дня до открытия в Дом музыки по личному почину приехал маэстро Гергиев и, по словам г-на Тойоты, остался абсолютно счастлив. И его можно понять: это самая близкая к Петербургу концертная площадка высочайшего класса, и она на 600 мест вместительнее, чем Мариинка-3 - большой зал Дома музыки рассчитан на 1700 мест.
<....>
Кто в Доме живет и как он устроен

Дом музыки – проект национального масштаба: около 50 процентов средств на его строительство поступило из бюджета государства, 28 процентов вложил город, остальное – нынешние хозяева: Государственный филармонический оркестр, Симфонический оркестр финского радио и Академия Сибелиуса (крупнейшее музыкальное высшее учебное заведение страны (1500 студентов, 400 сотрудников). То, что студенты и профессионалы сосуществуют под одной крышей – причем не на уровне небольшого юниорского коллектива под крылом мастеров, а равноправно, независимо, но планируя самое тесное взаимодействие, - само по себе уникально. Ректор Академии Сибелиуса Густав Дьюпшобака (Gustav Djupsöbacka) с восторгом, как об осуществившейся заветной мечте, рассказывал журналистской делегации и о том, как молодые дирижеры смогут стажироваться, работая с крупнейшими профессиональными оркестрами страны, и о других исключительных возможностях для студентов.
<...>
И журналисты из Германии, Британии, Австрии, Скандинавии, не говоря уже о российских, полностью разделяли чувства лектора. «Мы сами удивляемся, но к нам едет учиться все больше и больше зарубежных студентов – не только из Скандинавии, но и из Испании, Японии, Китая, Эстонии, России». На следующий день вице-мэр Хельсинки по культуре г-жа Туула Хаатайнен объяснила журналистам, что образование в Финляндии практически бесплатно и предполагает максимальную свободу для студентов: индивидуальные программы сдачи экзаменов и содействие любым творческим инициативам – ключевые принципы здешнего высшего образования. То, что молодые люди смогут музицировать и экспериментировать в условиях приближенных к идеальным, в которых обыкновенно работают только профессионалы высочайшего класса – это одна позитивная сторона проекта, вторая – именитым оркестрам будет обеспечен постоянный приток новой крови, естественным, гармоничным путем.
<....>
Что до социальной стороны проекта, то тут особенно впечатлили три пункта. Наличие концертов для возрастной категории от 0 до 3 лет (хотя, если вдуматься, что ж тут странного – еще в школе на уроках биологии все смотрели фильм о том, как хорошо растут растения под звуки Моцарта, а тут - дети) и отдельная программа для тинэджеров, в рамках которой запланирован, в частности, визит в Россию молодых американских композиторов. Наличие помещения для собак-поводырей, которые приведут на концерт невидящих людей. И, наконец, цены на билеты: от 5 до 15 евро. При таком обилии впечатлений концерт-открытие стал лишь одним из эстетических потрясений. В крайних отделениях Оркестр финского радио сыграл Сибелиуса, а Филармонический оркестр – «Весну священную» Стравинского. Во время средней части вечера залом завладели студенты Академии Сибелиуса, продемонстрировав широченный спектр своих талантов – от игры на доисторический пастушьей дудочке до джазовых квадратов – а также акустических возможностей зала. Тут нужно сказать, что билет за 5 евро можно покупать смело: в самых верхних рядах слышно ничуть не хуже, чем в первом – проверено на опыте автором текста, да и господин Тойота лично поручился.
<...>
Новая культурная политика, как и было сказано

В последний день пребывания в Хельсинки иностранные журналисты встретились с вице-мэром по культуре и средствам массовой информации г-жой Туула Хаатайнен. Она подтвердила, что приоритетом нынешней культурной политики страны станет общедоступность культуры. «Культура – это тот базовый сервис, который необходим людям для нормальной жизни», - сказала г-жа Хаатайнен. И перечислила основные направления развития культуры в Финляндии:
- привлечение молодых людей и людей пенсионного возраста;
- доступность культуры всем слоям населения вне зависимости от их достатка и места проживания;
- внедрение новейших технологий – прежде всего, в области информации, которая должна доходить до потребителей максимально быстро и качественно;
- создание целой «культурной инфраструктуры», базирующейся на взаимосвязи разрозненных проектов и учреждений;
- развитие визуальных искусств как наиболее демократичных форм культуры.


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Музыкальная жизнь в странах мира
« Ответ #6 : Сентябрь 08, 2011, 12:00:30 »
Да, вот так в прошлом вполне второстепенная в плане исторических музыкальных достижений и заслуг страна выходит в число лидеров музыкальной жизни и музыкального образования ! А почему ? Да потому что музыкальная культура, будучи одним из видов классической культуры, сознательно выдвигается на первый план в рамках вполне современной государственной политики ! Проще говоря, у них имеется на это политическая воля, потому что эти деятели понимают, что без пропаганды ОСНОВ культуры никакие успехи в любых других областях человеческой деятельности будут невозможны.
В нашей же стране, начиная с середины 80-х, т.е. с т.н. "перестройки", не говоря уже о "лихих 90-х", когда с самого дна отечественной жизни была поднята отстойная муть - как будто нарочно осуществляется "пропаганда наоборот", причём, непременно под видом "демократизации общественной жизни". Типа, "народу нужна свобода выбора".
А на самом деле человека с самых первых лет жизни необходимо силой погружать в определённый культурный контекст, чтобы никакая ширпотребовская пошлость и дешёвка к нему впоследствии просто не прилипала ни при каких обстоятельствах; чтобы человек имел иммунитет к любой антикультурной грязи - и физической, и моральной.
Не представляю себе, каким образом проект, подобный финскому, мог бы быть реализован в нашей стране при нынешнем государственном курсе на всеобщее одебиливание населения как через ослабление и снижение уровня среднего образования, так и через финансовую недоступность любого специального и высшего ..... Доступность образования для всех слоёв населения, доступность высших проявлений культуры - это ключ к использованию генетического потенциала нации, когда ни один человек, в какой бы семье он ни родился, не будет потерян как интеллектуальная единица, потенциально полезная для социума в целом.
Какой урок преподнесли нам фины.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 433
Re: Музыкальная жизнь в странах мира
« Ответ #7 : Октябрь 30, 2011, 11:55:05 »
Как вам такая сцена?

[вложение удалено администратором]

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 433
Re: Музыкальная жизнь в странах мира
« Ответ #8 : Октябрь 30, 2011, 22:11:03 »
Как вам такая сцена?

(фотография с оперного фестиваля http://www.bregenzerfestspiele.com/en/ )

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: Музыкальная жизнь в странах мира
« Ответ #9 : Октябрь 31, 2011, 16:17:53 »
http://www.bregenzerfestspiele.com/en/webcam
Ножик в груди впечатляет. Хорошо бы понять, какое отношение это имеет к Шенье. Хотя Брегенц на то и Брегенц.

А скелетик из какой оперы?

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 666
Re: Музыкальная жизнь в странах мира
« Ответ #10 : Февраль 18, 2015, 16:14:27 »
Его превосходительство Чезаре Мария Рагальини об опере в Италии и в Москве:


К.Орлова
― Тогда еще про одну страсть итальянцев. Насколько я понимаю, это есть страсть – опера. Даже в небольших городах в Италии есть всегда оперный театр, он очень красивый. Я просто сама случайно оказалась как турист в Лукке, в потрясающе красивом городе. И мы проходили, увидели объявление о концерте и пошли, и это был обычный день, это было не что-то экстра, но публика была в вечерних нарядах, и меня это поразило. Лукка – это не самый большой город в Италии, хотя не самый маленький. Вот, насколько действительно есть такая традиция – ходить в оперу? И, что касается еще дресс-кода у меня вопрос: действительно ли на каждый спектакль нужно одеваться?

Ч.Рагальини
― Бельканто, конечно, это его родина - в Италии. И эта традиция сохранилась до сегодняшнего дня, и она выражалась в течение многих лет, в том числе, в строительстве великолепных театров. Великолепные театры возникали и в таких небольших города, как Лукка. Лукка – это средневековый город, которые невероятно прекрасен. У него крепостные стены средневековые, которые сохранились в неизменном виде, которые прошли через века. И в Лукке есть этот замечательный театр, небольшой, но действительно очень и очень красивый. И итальянцы с огромным удовольствием ходят на оперу, и они также хорошо в ней разбираются. Они также ее активно критикуют, иногда даже слишком. Но очень любят ходить в оперу. Может быть, не так любят, как россияне, но действительно существует эта традиция красивых очень театров, в том числе, в небольших городах. И итальянцы ходят в театр, одевшись хорошо, скажем так, потому что театр остается храмом культуры, музыки, и это определенная дань, которую мы отдаем композиторам, исполнителям, певцам. И именно поэтому обычно итальянцы ходят в театр не слишком как-то уж особенно шикарно, в среднем хорошо одеваясь.

К.Орлова
― Господин посол, а вы, когда жили в Италии, когда оказываетесь, как часто ходите в оперу?

Ч.Рагальини
― Да, я хожу в оперу, в том числе, потому, что я изначально из городка, который недалеко и от Лукки и от города, где родился Пуччини, поэтому летом я всегда хожу на оперы Пуччини. И здесь, в Москве я тоже очень часто хожу в оперу. Разумеется, Москва – это великолепное место с этой точки зрения. И то, что меня всегда положительно впечатляло, поражало – то, что всякий раз, когда я ходил в Москве в театр, он всегда был переполнен людьми. И я должен сказать, что качество исполнения и производство оперы здесь, в Москве действительно на великолепном уровне, и мне действительно большой удовольствие доставляет ходить в Большой театр или Театр Станиславского, или в «Новую Оперу».

Читать / слушать:


Эхо Москвы
На двух стульях 
17 февраля 2015 г., 23:07

http://www.echo.msk.ru/programs/On_Two_Chairs/1494360-echo/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Музыкальная жизнь в странах мира
« Ответ #11 : Февраль 18, 2015, 16:32:03 »
Его превосходительство Чезаре Мария Рагальини об опере в Италии и в Москве:


Большое спасибо, очень интересно!
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 666
Re: Музыкальная жизнь в странах мира
« Ответ #12 : Апрель 19, 2015, 04:03:43 »
Театр оперы и балета в Тбилиси отреставрировали

Первой премьерой в новом театре станет спектакль по пьесе грузинского классика Захария Палиашвили «Абесалом и Этери».

http://mir24.tv/news/culture/12439440
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 666
Re: Музыкальная жизнь в странах мира
« Ответ #13 : Апрель 26, 2015, 08:26:28 »
Национальный театр Белграда - Народно позориште у Београду (о театре: http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,11033.msg159323.html#msg159323 ). "Мадам Баттерфлай". 25.04.2015. Постановка очень давняя, 1984 года. Получается, что это оперный продукт ещё СФРЮ. Ни социализма, ни Югославии давно нет, а оперные постановки того времени продолжают идти. В каст-листе несколько имен из команды постановщиков обведены черными рамками. Оно и понятно: за 30 лет много воды утекло.  Состав постановщиков и исполнителей не привожу, ибо вряд ли он что-то скажет сам по себе. Кстати, посвященный спектаклю буклет, который продавался в театре, тоже не первой свежести - выпущен к сезону 2012-2013 гг. Составить какое-то представление о спектакле можно по фото с сайта театра: http://www.narodnopozoriste.co.rs/en/madame-butterfly  . Зал вчера едва ли был заполнен наполовину, несмотря даже на субботний вечер. Худо-бедно наполнился партер, а выше большинство мест пустовало. За 35 минут до начала, когда еще не пускали в театр, вообще казалось, что не наберется и десяти слушателей. Дирижировала женщина. Вообще дамы в яме обратили на себя внимание разнообразием блузок. Конечно, темных в своей основе, но то в полоску, то в цветочек. Оркестр вносил в музыку какой-то местный колорит. Местами Пуччини сложно было опознать. Пели тоже странно, если говорить мягко. Из всех и всего разве что Шарплеса более или менее приятно было слушать и "цветочный" дуэт каким-то чудом хорошо прозвучал. Но публика осталась довольна: и хлопала (в конце второго акта даже тогда, когда оркестр доигрывал тишину ночи), и цветами одарила (исполнительнице титульной партии даже вынесли корзину роз).
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Музыкальная жизнь в странах мира
« Ответ #14 : Апрель 27, 2015, 16:53:48 »
Премьера «Иудейки» Галеви в Опере Фландрии

Майя Шварцман
Специальный корреспондент

http://www.operanews.ru/15042704.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 666
Re: Музыкальная жизнь в странах мира
« Ответ #15 : Апрель 28, 2015, 19:44:03 »
Цитировать
Премьера «Иудейки» Галеви в Опере Фландрии

Майя Шварцман
Специальный корреспондент

Начинается все неожиданно для оперы. Наученная опытом прошлого года, когда мусульманин-террорист открыл стрельбу в музее иудаики в Брюсселе и убил четырёх человек, полиция Бельгии, начиная с премьерного дня "Иудейки" Ж.Ф.Галеви, окружает оперный театр пикетами и разрешает вход на спектакль только после контроля, включающего металлоискатели и проверку документов и билетов ещё вне здания. Во избежание обострения «дружбы народов».

http://www.operanews.ru/15042704.html

Значит, премьера "Иудейки" в МихТе, когда из-за угрозы теракта пришлось эвакуировать театр и переносить первый спектакль на следующий день, не исключение.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 666
Re: Музыкальная жизнь в странах мира
« Ответ #16 : Апрель 29, 2015, 22:34:52 »
Ким Чен Ын казнил руководителя национального оркестра

16:59, 29 апреля 2015 г.

Руководитель Северной Кореи Ким Чен Ын приказал казнить четырех музыкантов из национального оркестра «Ынхасу». В числе казненных — руководитель ансамбля. Их расстреляли в марте по обвинению в шпионаже, рассказал агентству Yonhap депутат парламента Южной Кореи.

Другой депутат сказал, что музыкантов расстреляли за выдачу секретов семьи Ким Чен Ына.

https://meduza.io/news/2015/04/29/kim-chen-yn-kaznil-rukovoditelya-natsionalnogo-orkestra
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 666
Re: Музыкальная жизнь в странах мира
« Ответ #17 : Май 01, 2015, 02:11:24 »
Национальный театр Белграда - Народно позориште у Београду. "Травиата". 30.04.2015. 122 спектакль постановки 1991 г. Фото спектакля на сайте театра: http://www.narodnopozoriste.co.rs/en/traviata . А на сцене и в яме "ужос-ужос-ужос". Без сценического оркестра. Карнавал, по-моему, вообще шел фонограммой.  Нюхающий пеньюар Виолетты Альфред в образе Евгения Весника, игравшего учителя в "Приключениях Электроника". Виолетта, спивавшая в первом акте у рампы прямо в зал, корчила такие рожи, что было страшно. Папашка с бакенбардами до плеч смахивал выражением  лица и повадками  на что-то среднее между Фирсом и дворецким из "Дживс и Вустер". А всё вместе напоминало водевильные фильмы про провинциальные театры. Только фильмы смотреть весело, а тут это слушать (и смотреть тоже) было тошно.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Музыкальная жизнь в странах мира
« Ответ #18 : Июль 23, 2015, 16:38:11 »
Очень содержательное интервью, рекомендую.

...С сезона 2014/2015 Андрий Юркевич также занимает пост музыкального руководителя Польской национальной оперы в Варшаве. По завершении серии премьерных представлений «Вильгельма Телля» мы [Игорь Корябин] беседуем с дирижером в его рабочем кабинете.

...– А какой всё-таки принцип проката спектаклей в Польской национальной опере: stagione, репертуарный или комбинированный?

– Комбинированный. Я как главный дирижер придерживаюсь того, чтобы популярные кассовые названия присутствовали в афише постоянно. В следующем сезоне, к примеру, это будут уже имеющиеся в репертуаре постановки – «Набукко», «Аида» и «Риголетто» Верди, а также «Мадам Баттерфляй» Пуччини. Но ведь такой классический репертуар просто необходим еще и в качестве постоянного тренажа и для хора, и для оркестра: именно с этими названиями и возможно держать исполнительскую форму оперной труппы на достойно высоком уровне. Так что я за разумное сочетание и stagione, и репертуарного театра.

Читайте полностью http://www.belcanto.ru/15072303.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 666
Re: Музыкальная жизнь в странах мира
« Ответ #19 : Август 20, 2015, 10:39:58 »
Здание дубайской оперы будет готово принять зрителей в 2016 г.

Дубайский оперный театр будет не менее впечатляющим зданием, чем Сиднейская опера.



Отделанное стеклом здание будет напоминать сияющее огнями традиционное арабское судно-доу, пришвартованное рядом с самым высоким небоскребом мира.

Зрительный зал оперного театра будет вмещать около 2000 мест, а его сцена, впервые в Дубае, будет полностью приспособлена для выступлений оперных и балетных коллективов.

http://russianemirates.com/news/uae-property-news.php?ELEMENT_ID=62071
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Музыкальная жизнь в странах мира
« Ответ #20 : Сентябрь 14, 2015, 22:33:19 »
Театр Колон и его герои

Надя Коваль
Оперный обозреватель

Этот уникальный оперный храм в столице Аргентины Буэнос-Айресе заслуживает того, чтобы о нем рассказать. Здесь выступали, практически, все великие и знаменитые певцы мировой оперной сцены от Энрико Тамберлика до Пласидо Доминго. Особую страницу славы театра составляют русские имена, начиная с Федора Шаляпина. Обо всем этом вы узнаете из цикла статей Нади Коваль.

http://operanews.ru/15091402.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Музыкальная жизнь в странах мира
« Ответ #21 : Сентябрь 21, 2015, 20:43:01 »
Театр Колон и его герои (продолжение)

Надя Коваль
Оперный обозреватель

http://operanews.ru/15092101.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Музыкальная жизнь в странах мира
« Ответ #22 : Октябрь 02, 2015, 19:28:42 »
Видео с открытия Вердиевского оперного фестиваля в Парме
Отелло, Яго - Марко Вратонья

https://www.youtube.com/watch?v=SFdvzICGqMk
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Музыкальная жизнь в странах мира
« Ответ #23 : Октябрь 19, 2015, 21:27:32 »
Огонь, мерцающий в сосуде
«Весталка» Спонтини в Ла Монне

Майя Шварцман
Специальный корреспондент

http://operanews.ru/15101903.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Музыкальная жизнь в странах мира
« Ответ #24 : Ноябрь 05, 2015, 23:16:45 »
«Турок в Италии» в Гамбургской государственной опере

Ольга Борщёва, 05.11.2015 в 22:44

...За дирижёрским пультом стоял Роберто Рицци Бриньоли, и на всём протяжении спектакля не покидало странное и непривычное в оперном театре ощущение: несмотря на то, что профессиональный уровень всех без исключения исполнителей не вызывал каких-либо нареканий, хотелось, чтобы все они замолчали, и просто звучала музыка. Никто не выделялся ни в худшую, ни в лучшую сторону; ни одна вокальная интерпретация прочно не запомнилась; ни на ком не хочется остановиться подробнее.

http://www.belcanto.ru/15110502.html
Che mai sento!