Автор Тема: Александр Канторов (Alexandre Kantorow, Франция) -- пианист (р. 1997)  (Прочитано 4076 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 595
(Фото Е. Евтюхова)
Сын Жан-Жака Канторова, скрипача и дирижера.

Обучение музыке начал в Schola Cantorum de Paris в классе Игоря Лазько. Большое влияние на него как пианиста оказал также Pierre-Alain Volondat.

Обучается во французской частной консерватории Ecole Normale de musique de Paris в классе Рены Шерешевской.

Начал концертную деятельность в юном возрасте. В 16 лет был приглашен на фестиваль «Безумный день» в Нанте и в Варшаве, где выступал с оркестром Sinfonia Varsovia. С тех пор сотрудничает со многими оркестрами и участвует в престижных фестивалях.

Выступал в залах Концертгебау Konzerthaus в Берлине, Парижской филармонии, зале Bozar в Брюсселе.

Пианист сотрудничает со звукозаписывающей компанией BIS, там был записан CD с  фортепианными концертами Листа и Сен-Санса и диск «По-русски» с концерта в парижском Фонде Луи Виттона, отмеченный журналом Classica в 2017 году.
Страница на FB https://www.facebook.com/alexandre.kantorow

https://www.operamusica.com/artist/alexandre-kantorow/
https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=XpVxjFLYu-w
https://www.youtube.com/watch?v=d-90ysgiG28

Saint-Saëns: Piano concerto n°5 - A. Kantorow / OCNE / N. Krauze
https://www.youtube.com/watch?v=5y23f_fCSTo
« Последнее редактирование: Июль 03, 2019, 13:42:37 от Papataci »

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 595
Фрагмент обзора 2-го тура Конкурса с сайта "Музыкальные сезоны".
Автор -- Ольга Потехина

https://musicseasons.org/konkurs-im-p-i-chajkovskogo-fortepiano-ii-tur/?fbclid=IwAR3zOx2KRFOiMFzO5aJyq-J6BB1loi8pDu_0Aw__L5KUJmDlh19oNmThUt4

У Александра Канторова в сонате И. Брамса фа-диез минор была бездна философии, однако он и фактуру всю сыграл!  Соната чрезвычайно сложна по форме. В финале даже есть элементы того, что мы не  любим в минимализме: бесконечное возвращение после, казалось бы, уже приблизившегося окончания. Канторов форму финала держал и духом, и логикой развития, и с помощью звуковых соотношений, и внося разнообразие подчёркнутой танцевальностью венгерских мотивов.

В Рапсодии си минор и сонате душевное состояние у пианиста было, без сомнения, истинно  брамсовским, и это очень важно,  но у левой руки в Рапсодии,  в си-мажорном и ре-минорном эпизодах,  была «китайская проблема», между тем, как Брамса одной правой сыграть ещё менее допустимо, чем даже Шопена. У него в музыке дуэты —  на каждом шагу,  и без таких дуэтов вполне смысл музыки передать невозможно.  К счастью, таких моментов у Александра Канторова было немного. Проблема чисто ситуативная, некому было подсказать из зала, и рояль  не подсказал ощущением, а музыкант Канторов глубокий, интересный,  пианист хороший.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 595
Отзыв Н. Зимяниной о выступлении Александра Канторова на 2-ом туре:
https://rg.ru/2019/06/23/na-konkurse-chajkovskogo-nazvali-imena-proshedshih-v-final-pianistov.html?fbclid=IwAR0_qFD3LTWxLiHAe-v40vJ-AWwX3avGFIG42qpXAdnsdRQFhu_U9ClZ_vM

Единственный француз на конкурсе - Александр Канторо́в. Если написать, что приятно начать день с си-минорной Рапсодии Брамса, - угодишь в снобы. Но именно Рапсодией молодой музыкант задал высокий тон всему следующему дню II тура - она звучала цельно, страстно. Во Второй сонате Брамса пианист успевал всерьез показывать все романтические перепады состояния - есть же разница, с разбегу, задохнувшись, прыгнуть в пропасть или… в бассейн. Условно говоря, эти безоглядные пропасти - удел смельчака. Коронный номер Канторова - "Жар-птица" Стравинского (в транскрипции). У исполнителя один явный недостаток - иногда, залюбовавшись музыкой, он затягивает фразу - и слушатели теряют нить.

Вот такие мы, слушатели, сидим в зале капризные - то нам слишком быстро, то слишком медленно…

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 595
А. Церетели о выступлении Канторова на 2-ом туре:
Продолжение заметок А. Церетели.
2-й тур.

https://www.facebook.com/muzzaz2018/posts/405948370003536?__tn__=K-R

Чрезвычайно интересным показался 22-летний француз Александр Канторов. Никакой иронии – он действительно живет во Франции, больше того – занимается у Рены Шерешевской, имя которой теперь известно всем любителям фортепиано! Кажется – важное свойство её педагогического таланта – и пример Дебарга позволяет это предположить – разглядеть в ученике нечто подлинное, глубинно артистическое, и придать этому явную форму. Здесь – та же картина. Знаете, как это иногда случается: видишь человека в первый раз – и сразу чувствуешь в нем некую созвучную творческую ноту? Вот такое впечатление произвел Александр Канторов ещё только при выходе на сцену! И что мы услышали? Нежный, задумчивый, почти интимный Брамс, далекий от привычной нам мускулистости. Его же – масштабная Вторая соната, где насыщенные экспрессивные моменты совсем не затемняли лирики и раздумья. Масштабная, звучная и размашистая транскрипция Жар-птицы Стравинского. И наконец – разрушая штамп ставить на завершение программы что-то помпезное и громогласное – тишайший и нежный, истаивающий к концу Ноктюрн Габриэля Форе.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 250
Слушала А. Канторова он-лайн в финале КЧ - какое наслаждение! Наконец-то полилась МУЗЫКА, зазвучали интонации "от первого лица"! Конечно, не такой совершенный пианизм, как у Шишкина, но для меня не это главное. Одухотворенность в каждой фразе, живое чувство - вот что подкупает. То есть он и во втором туре произвел большое впечатление, все это и там чувствовалось, но продираться сквозь дебри 2-й сонаты Брамса, слушая ее впервые, было сложновато. А тут чистый, беспримесный восторг. Канторов, имхо, вышел на первое место.

Оффлайн Игорь Г

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 30
Слушала А. Канторова он-лайн в финале КЧ - какое наслаждение! Наконец-то полилась МУЗЫКА, зазвучали интонации "от первого лица"! Конечно, не такой совершенный пианизм, как у Шишкина, но для меня не это главное. Одухотворенность в каждой фразе, живое чувство - вот что подкупает. То есть он и во втором туре произвел большое впечатление, все это и там чувствовалось, но продираться сквозь дебри 2-й сонаты Брамса, слушая ее впервые, было сложновато. А тут чистый, беспримесный восторг. Канторов, имхо, вышел на первое место.
Полностью согласен, я тоже в восторге. Включил ненадолго и не смог оторваться. И дирижер с оркестром тоже  были на высоте.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 595
Канторов в Чайковском сразу заставил себя слушать. Вот где энергетика, артистизм, целостность музыкального полотна. Да... Гены, семейная традиция и талант.
Ну и педагог, конечно.
Брамсом он меня и всех сразил, особенно 3-ей частью. Жюри все обратилось в слух -- было видно напряжение. И мысль в этом исполнении, и эмоция, и самое главное -- желание захватить зал. Магнетизм какой-то. А сколько всего было выделено в концерте: и бетховенские мотивы, и чардаш в 4-ой части, и хорал...
А оркестр как подменили. Пианист с оркестром был единым целым. Пианист слышал оркестр и искусно встраивался в него. Уникальный товарищ этот Канторов. После конкурса сходила бы на его концерт обязательно.

Но 1-ю премию ему не дадут. Много ошибок было на 1-ом туре. Технических.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 595
Мнение Н.В. Кондрушенко о вчерашнем концерте. ПИАНИСТЫ XXI ВЕКА;
https://www.facebook.com/groups/1681736748767177/permalink/2337024103238435/

А вот Александр Канторов меня приятно удивил, чтобы не сказать, что поразил. 2-й концерт Чайковского и 2-й концерт Брамса. Очень интересное сочетание в программе - вторые концерты композиторов-современников, очень ревностно и эмоционально относившихся к музыке друг друга, написанные один в 1880 (Чайковский), а другой в 1881( Брамс), и впервые исполненные в 1881 же году с разницей в 6 месяцев - Чайковского в Нью-Йорке, а Брамса, кажется, в Будапеште. В обоих концертах чрезвычайно велика и важна роль оркестра, он не просто аккомпанирует фортепиано, а является полноправным участником ансамбля - это очень симфонические фортепианные концерты. Оба произведения подлинные вершины жанра, необычайно сложны организацией музыкального материала и трудны технически. Концерты велики по объему и требуют от исполнителя, помимо таланта и виртуозной техники, ещё хорошей физической формы. Александр Канторов пошёл на рекорд, исполнив подряд два эти огромные концерта. Трудно было заподозрить в этом хрупкой конструкции музыканте такие физические возможности.Честно говоря, подобный "эксперимент" в рамках конкурса был весьма рискованным. Ведь в конкурсе судят всех, даже победителей. Но будем надеяться, что жюри оценит по достоинству масштаб дарования этого большого артиста.

Второй концерт Чайковского очень картинно театрален. К нему вполне подходит определение "роскошный" - он оперно помпезен, но в нём есть балетные интонации, а вторая часть, фактически тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели, полон романсовых мотивов. Концерт, как мне кажется, близок концептуально, тематически и музыкально к Большой сонате Чайковского - произведению тоже огромному, сложноорганизованному и многоуровневому. Он сложен по форме, очень труден технически и хотя красив, но исполняется довольно редко. Очень уж он труден и велик. В случае с Канторовым концерту повезло, пианист сумел добиться такого взаииочувствования с оркестром и дирижёром, что ощущения избыточности материала и рыхловатости формы совершенно не было. Концерт был сыгран на одном дыхании, почти компактно, отличным разнообразным звуком, Канторов продемонстрировал великолепное владение инструментом, пианизм мощный и властный, сочетание стихийной виртуозности с проникновенным лиризмом и умением чуткого ансамблиста. Пианист создал яркие музыкальные образы, ни разу не переступив границу вкуса и стиля, не скатился в манерность или вычурную громовую помпезность, как часто бывает, когда исполнитель вдруг делает из Чайковского некоторый странноватый вариант Листа.

Второй концерт Брамса, энергичный, мощный и динамичный, очень насыщенный темами, вызывающий в воображении образы играющих титанов, пианист сыграл с большим эмоциональным накалом, вдохновением и внутренней силой. Помарки были, но очень незначительные, исполнение Канторова захватывало полностью. Признаюсь, что был поражен масштабом таланта Александра Канторова, который не вполне оценил в первых двух турах. Но финал часто во многих конкурсах меняет расклад и соотношение шансов на победу для участников.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 595
Е. Кушнерова о выступлении Канторова на 3-ем туре:
https://etazhi-lit.ru/publishing/muzykalnaya-gostinaya/928-pianisty-final-melnikov-kantorov.html?_utl_t=fb&fbclid=IwAR330aLrqTfN2a6uiqSPDpCCIhoa64PJZr76_z9ZJMgEw4BMg1IyE5sO4oY

Вторым номером выступал 22-летний пианист из Франции Александр Канторов. Многие помнят, как он мне не понравился на первом туре. Но вот интересное дело! В целом его выступление на конкурсе (если брать все туры) шло по восходящей. И сегодня наступила кульминация. Пианист вышел, такой расслабленный, вальяжный... На этом месте хочу отправить читателя к тому месту в моих обзорах, где я объясняю, почему иностранцам в каком-то плане легче играть на Чайковском. Над ними не довлеет то, что над нами, а именно: самый-самый-самый Конкурс, для наших, по-видимому, он остался самым главным и самым престижным. Как иначе объяснить то, что в нем принимают участие концертирующие артисты, выигравшие уже все возможные конкурсы. Для нас выход в БЗК — это и честь, и восторг, и ответственность. Ну а что такое этот Большой зал для молодого француза? Ещё один красивый зал, возможность выступить перед публикой, показать себя...

В общем, по сравнению с Мельниковым, день и ночь. Настолько мне показался Канторов сегодня свободным, как будто ему вообще плевать на этот конкурс, и на его исход, и на то, кто что подумает или скажет.

И выбор концертов был необычен — 2-й Чайковского и 2-й Брамса. Каждый концерт идет по 50 минут. Конечно, можно сказать (как многие и говорили), что это не Чайковский был, и не Брамс... На это вспоминается старая консерваторская шутка: «Это не Шопен!» — сказал член жюри, прослушав сонату Листа. С моей точки зрения, это был интересный опыт музицирования.

Теперь, исходя из вышеизложенного обещания не критиковать, скажу, что выступление Канторова было свободным, он показал себя интересным музыкантом со своим взглядом на исполняемую музыку (то, что многие с этим взглядом не согласны, не играет особой роли). Все было сыграно практически чисто (хотя у меня были в начале Чайковского претензии к педали) с подкупающим обаянием и с мощной энергетикой. У него своеобразный темперамент, сильная индивидуальность. Правда, в Чайковском темпы тоже зашкаливали, но он справился! Я люблю этот концерт, есть в нем какая-то радость жизни, и лирика, и свежесть! Поскольку сама его играла, было по дороге много замечаний, но вынуждена признать, что концерт прозвучал очень свежо и воодушевлённо.

2-й концерт Брамса — это один из самых сложных фортепианных концертов. Там есть и драма, и знаменитый немецкий Schwermut, и замечательная лирика, и вдруг... совершенно неожиданный весёленький и даже легкомысленный финал. Одно то, что 22-летний музыкант играет этот концерт, уже крупное достижение! Но при том, что у меня свой взгляд на это сочинение (одно из моих любимых), просто обязана признать, что Канторов с честью справился. И не только справился, но как-то втянул публику в свое поле, да так, что его без конца вызывали на поклон. Сколько раз, не спрашивайте, убежала общаться.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 595
А. Церетели о выступлении Канторова на 3-ем туре
https://www.facebook.com/muzzaz2018/posts/408379136427126?__tn__=K-R


Последнее событие конкурса – позволим себе столь смелое заявление – это выступление Александра Канторова. Бесспорно интересное явление и бесспорно эмблематический персонаж для конкурса, эмоциональный и в то же время серьёзно думающий пианист – выбрал для 3 тура беспрецедентно сложную программу! Два вторых концерта – Чайковского и Брамса – случай беспрецедентный даже для нынешнего очень сильного конкурса. Говорить об отдельных достоинствах – дело излишнее, к достоинствам Александра должно быть отнесено все, включая равную естественность как пребывания за кулисами, так и поведения за роялем! (Отметим определенную бесчеловечность конкурсных условий – в реальной практике музыканту никогда не придется играть два фортепианных концерта с трехминутным перерывом!) Тем не менее – скажем о высоком тонусе его высказывания, о глубоких басах – особенно в Брамсе, и, наконец, о прекрасной, почти медитативной слиянности с концертмейстерами скрипок и виолончелей (Сергей Гиршенко и Павел Суссь) в медленных частях обоих концертов.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 595
Н. Зимянина о выступлении Канторова на 3-ем туре:
https://rg.ru/2019/06/27/pianisty-prodolzhaiut-vystupleniia-v-finale-konkursa-chajkovskogo.html

И что вы думаете? С выходом 22-летнего француза Александра Канторова тот же самый оркестр совершенно преобразился. И дирижер Василий Петренко больше не казался таким уж невозмутимым.

Канторов решил проблему Первого концерта Чайковского радикально: он просто играл его Второй концерт!

 Фото: Евгений Евтюхов / Пресс-служба XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского.
Менахем Пресслер: Русская школа фортепианной игры всегда была лучшей
…Нет большего удовольствия на конкурсах, чем мгновение, когда очередной пианист в однообразной череде участников кладет руки на клавиатуру - и случается чудо: определенно начинает звучать музыка, и ты облегченно вздыхаешь, потому что еще пять минут назад думала, что задубела и отупела, и уже просто ничего не воспринимаешь.

Второй концерт Чайковского стал настоящим сюрпризом - словно бы сердечным подарком, приветом, даже приветствием композитора уставшему конкурсу. Рояль запел, засверкал. Взыскательность нашей публики наконец оценили по достоинству!

Изумительная вторая часть, пронзительно-лирическая, фактически тройной Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано, доставила всем неописуемое удовольствие, тем более, что молодому пианисту выпала честь играть с такими выдающимися мастерами Госоркестра, как скрипач Сергей Гиршенко и виолончелист Пауль Суссь. Не припомню, было ли хоть раз за весь этот конкурс такое сильное, полноценное художественное впечатление.

Как молодой французский артист, хрупкий на вид, не побоялся поставить рядом с Чайковским Второй концерт Брамса - остается загадкой. Но у него достало и техники, и вдохновения преподнести его роскошным, интригующим дополнением ко Второму Чайковского. Написанные примерно в одно время, эти Концерты абсолютно разные, и они словно вступили в равноценный диалог. Такие крупные концепции - свидетельство редкого вкуса и изобретательности, это большая удача на конкурсе и его несомненное украшение, которое никогда не забудется.

Сопряжение двух этих Концертов заставило и дирижера поймать импульс подлинного азарта - музыкантского, а не того, что царит на ипподроме. Возможно, Петренко и сам впервые столкнулся с таким удивительным сочетанием.

Вот таков третий тур: кто-то устает и покорно отходит в тень, а кто-то расцветает и показывает себя большим музыкантом.

Александру Канторову устроили стоячую овацию. А сидевший передо мной Франко Паноццо, итальянский импресарио Григория Соколова, сорвался с места и побежал куда-то с горящими глазами. Ах, какой хороший признак!

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 595
Е. Кушнерова о выступлении Канторова в финале:
https://etazhi-lit.ru/publishing/muzykalnaya-gostinaya/929-laureaty-obyavleny-itogi-konkursa-chaykovskogo.html

Конкурс — это помимо объективных показателей, ещё всегда и везение. Или невезение. Александру Канторову повезло. Повезло, что он так ярко и удачно отыграл финал и «прозвучал», убедил и жюри, и многих из публики. У него безусловно есть свое лицо, свой взгляд на музыку и общая одаренность. К тому же, выглядел он расслабленным и уверенным в себе, и это притягивает. И, конечно, ему помогла великая музыка, которую он играл. Брамс, вернее, его личный взгляд на Брамса так восхитил публику, что победа его для многих не стала неожиданностью. И не согласным надо с этим считаться. Победителя не судят.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 595
Н. Зимянина о Канторове:

https://rg.ru/2019/06/28/reg-cfo/pianisty-na-konkurse-chajkovskogo-podveli-itogi.html?utm_source=rg.ru&utm_medium=offline&utm_campaign=back_to_online

Жюри вынесло решение довольно быстро - кажется, не было еще и одиннадцати вечера. На объявление итогов в Большом зале собрался почти полный партер публики, а на первых рядах с каменными лицами ждали вердикта финалисты. Только Мао Фудзита и Александр Канторов щебетали друг с другом в сторонке довольно весело. Вот вам настоящие артисты - перед публикой нельзя терять лица даже в неформальной обстановке.

Объявленные результаты в кулуарах никто не оспаривал. Политику в этот раз, кажется, задвинули. Действительно, самым музыкальным на конкурсе, особенно в финале, было выступление француза Александра Канторова. Никаких судорожных октав и скачек наперегонки с оркестром. Оригинальнейшая программа. Полновесное концертное, а не конкурсное выступление.
« Последнее редактирование: Июнь 28, 2019, 15:45:35 от Ирина67 »

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 595
Член фортепианного жюри конкурса Чайковского подвел его итоги
Текст: Татьяна Эсаулова
https://rg.ru/2019/06/28/chlen-fortepiannogo-zhiuri-konkursa-chajkovskogo-podvel-ego-itogi.html

В этом году пианист Борис Петрушанский, сам проходивший в 1974 году через конкурс Чайковского (дипломант), работал в жюри. Ученик Генриха Нейгауза и Льва Наумова, концертирующий пианист и исполняющий и педагог Международной пианистической академии Incontri col Maestro в Имоле (Италия), член жюри международных конкурсов прокомментировал для "РГ" итоги конкурса.

Фрагмент:
Александр Канторов - музыкант необычайного творческого посыла. С моей точки зрения, он обладает великолепным дирижерским слухом, даже композиторским! Человек абсолютной свободы; пианист, который умеет превращать исполняемое произведение в некое событие широкого культурного масштаба, что на самом деле и произошло, когда он играл второй концерт Чайковского. Это был уже не концерт для фортепиано с оркестром, а симфонический театральный роман. Пианист, оркестр и дирижер пребывали в полном единении, а мы просто следили за событиями. Слушали не как он играл, а следили за тем, что происходит в душе и судьбе главного героя.

У этого музыканта очень сильное режиссерское начало и очень мощная творческая палитра - невероятное разнообразие! К тому же оптимистический взгляд на то, что он исполняет, - будь то Второй концерт Брамса или Второй концерт Чайковского или то, как он играл Вторую сонату Бетховена.

Его программы были составлены очень необычно, да к тому же, так совпало, с большим количеством вторых номеров.

Борис Петрушанский: Он выбрал произведения совершенно для конкурса нетрадиционные. Вторая соната Брамса... Сочинение во многом автобиографичное - эпизод из жизни молодого композитора; оно - сложное по языку, по форме и как бы неэффектное. А исполнитель приглашает нас прожить вместе с ним жизнь композитора!

А его исполнением  Стравинского в обработке Агости, сочинения, которое я очень хорошо знаю, потому что первым исполнил его еще в Советском Союзе  в 1976 году, я был просто покорен. Канторов играл с феноменальной свободой выражения, реализации, он рождал эту музыку прямо у тебя на глазах...

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 595
Французская пресса о победе музыканта на Конкурсе:
https://www.francemusique.fr/actualite-musicale/alexandre-kantorow-remporte-le-1er-prix-de-piano-du-concours-tchaikovski-74508

https://www.lemonde.fr/culture/article/2019/06/29/le-pianiste-alexandre-kantorow-tsar-du-concours-tchaikovski_5483165_3246.html

http://www.leparisien.fr/culture-loisirs/musique/alexandre-kantorow-un-francais-au-pantheon-de-la-musique-classique-une-emotion-immense-28-06-2019-8105355.php


Твиты:
Gautier CAPUÇON
‏@GautierCapucon
Bravo Alexandre Kantorow pour ce 1er Grand Prix du 16e concours internationnal  @Tchaikovsky_   Tellement mérité,
Un grand pianiste et musicien 👏🏻
#tch16piano
https://twitter.com/GautierCapucon/status/1144334707473211394?ref_src=twsrc%5Egoogle%7Ctwcamp%5Enews%7Ctwgr%5Etweet


Philippe Labro
‏ @philippelabro
Belle double nouvelle pour la France : la victoire au concours Tchaikovsky du jeune Alexandre Kantorow/ immense pianiste - et la nomination à la tête de la Scala de Milande l’excellent directeur Dominique Meyer -on perd peut être en foot, on gagne en musique
https://twitter.com/philippelabro/status/1144964294909583360?ref_src=twsrc%5Egoogle%7Ctwcamp%5Enews%7Ctwgr%5Etweet

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 595
Еще дайджест французской прессы:
L’exploit d’Alexandre Kantorow, premier Français à remporter le concours Tchaïkovski
http://www.lefigaro.fr/musique/l-exploit-d-alexandre-kantorow-premier-francais-a-remporter-le-concours-tchaikovski-20190628

Le premier Français à remporter le plus grand concours de musique classique est né à Clermont-Ferrand
https://www.lamontagne.fr/clermont-ferrand-63000/loisirs/le-premier-francais-a-remporter-le-plus-grand-concours-de-musique-classique-est-ne-a-clermont-ferrand_13594956/

Какой заголовок!
Le pianiste Alexandre Kantorow, tsar du Concours Tchaïkovski
A 22 ans, le Français crée l’événement en raflant le Premier Grand Prix de la compétition, dont la 16e édition se tenait à Moscou, du 17 au 29 juin.

https://www.lemonde.fr/culture/article/2019/06/29/le-pianiste-alexandre-kantorow-tsar-du-concours-tchaikovski_5483165_3246.html

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 595
А Матусевич о выступлении Канторова на 3-ем туре:
22-летний французский пианист Александр Канторов, завоевавший первую премию, выбрал для финала Второй концерт Чайковского и Второй концерт Брамса. Этот выбор оказался очень счастливым по разным причинам.

Канторов играл последним во второй день третьего тура, а это означает, что жюри и публика уже успели отслушать четыре раза Первый Чайковского и оскомину он уже успел набить изрядно.

Два раза подряд в первый день был исполнен Третий концерт Прокофьева, и по два раза во второй день прозвучали концерты Рахманинова: Рапсодия на тему Паганини и Третий фортепианный концерт. И когда на сцену вышел Канторов со Вторым концертом Чайковского — это был настоящий музыкальный праздник.

Второй концерт Чайковского, написанный в тональности соль мажор, одно из немногих произведений Чайковского практически лишенное меланхолии и воспевающее жизнь во всей её безудержности.

В его первой части я слышу триумф, восторг и торжество, во второй — воспевание красоты, в третьей — ликование, молодость и энергию. И нужно сказать, что пианист блестяще справился с виртуозными задачами, которые этот концерт перед ним поставил.

Многочисленные каденции в первой части были сыграны безукоризненно, лирическая вторая часть, благодаря развёрнутым скрипичным и виолончельным соло (Сергей Гиршенко, скрипка, Пауль Суссь, виолончель) — настоящий тройной концерт, и третья часть была сыграна в бешеном темпе и с блеском.

Нужно заметить, что пианист, к счастью, избрал полную оригинальную версию, а не искромсавшую произведение версию Александра Зилоти. Блестящее исполнение плюс свежесть и новизна придали этому выступлению чувство освобождения от привычки, рутины, стандартов, связанных с исполнением и слушанием архипопулярного Первого концерта.

Второй концерт Брамса — один из самых великих фортепианных концертов и одно из самых гениальных творений композитора. Это, конечно же, очень репертуарный концерт, но на конкурсах исполняется нечасто, а уж на конкурсе Чайковского — и того реже.

Справедливости ради напомню, что в 1970 году на третьем туре его исполнял английский пианист Джон Лилл, разделивший тогда первую премию с Владимиром Крайневым.

Исполнение Канторовым Брамса оставило противоречивые впечатления. Если третья часть с виолончельным соло (Суссь) прозвучала подкупающе просто и нежно, то вторая — недостаточно выпукло и рельефно, пианист словно потонул в оркестре.

В первой части мне не хватило суровой мужественности — она получилась слегка жеманной. Финал был хорош, в музыке как бы чувствуется освобождение от жизненных оков, автор начинает принимать участие в беззаботных радостях жизни. Канторов играл эту часть легко, может быть только слишком облегченно по звуку. Но в целом выбор и этого концерта оказался счастливым, что и было доказано первой премией.

Финалист, который на всех этапах сохранял постоянно высокий уровень, набирая от тура к туру высоту и достигший кульминации на третьем туре, – это 27-летний Дмитрий Шишкин, в итоге завоевавший вторую премию, тогда как победитель Александр Канторов очень средне выступил на первом туре. Особенно слабыми оказались у него этюды Шопена и Листа. Многие музыканты были уверены, что за такие этюды на второй тур его вообще не пропустят.

На втором туре Канторов играл лучше, но его звездным часом оказался финал с оркестром, где он играл раскрепощенно и совершенно свободно.


Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 595
Прямая речь
Александр Канторов, фортепиано, лауреат 1 премии и обладатель Гран-при


Александр Канторов: Честно говоря, я испытываю смешанные чувства: что-то между невероятным удовольствием и некоторым испугом - мне была оказана честь. Ее удостаивались величайшие пианисты, которыми я всегда восхищался.

 Вы выбрали для исполнения второй концерт Чайковского, менее популярный, чем Первый.

Александр Канторов: Я подумал, что можно внести немного экспромта. Когда я пытался играть Первый, у меня возникли проблемы с восприятием.
<...>

Ваша фамилия звучит очень по-русски. У вас русские корни?

Александр Канторов: Да, и весьма глубокие. Мои прабабушка и прадедушка жили у украинской границы и переехали во Францию еще до революции. Мой папа француз, а мама англичанка, многие удивлены, что я не говорю по-русски! Думаю, после нескольких визитов в Россию ситуация изменится!


Целиком -- по ссылке https://rg.ru/2019/06/30/reg-szfo/v-peterburge-proshel-gala-koncert-laureatov-konkursa-chajkovskogo.html

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 595
https://www.kommersant.ru/doc/4017095

Традиционная красота фортепианного конкурса — в его непредсказуемости. Кто бы мог подумать, что французский пианист из дирижерской семьи, ученик Рены Шерешевской (другой ее ученик — любимец публики и критики на прошлом конкурсе Люка Дебарг) Александр Канторов единственный по-настоящему растопит лед в сердцах большинства судей и слушателей. В финале, как и в других турах, даже не все ноты были сыграны им так уж тщательно, но это оказалось неважно. Канторов, сменивший для игры с оркестром «Кавай» на «Стейнвей» (так же, видимо, стоило поступить и Константину Емельянову, чья «Ямаха», к несчастью, не звучала), стал первым в истории победителем, сыгравшим не Первый, а Второй концерт Чайковского. Второй (правда, вместе с Первым) был еще заявлен у Андрея Гугнина, но его, к сожалению, не допустили в третий тур. А программа Канторова убедила своей стройностью — Вторые концерты Чайковского и Брамса у него по-своему логичным образом звучали как одна пылкая музыка, разве что чуть слишком одинаковая. В своей игре в финале Канторов сохранил певучесть и добавил артистической уверенности, чем и покорил жюри. Особенно на фоне остальных финалистов.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 595
Интервью Алекса Канторова каналу "Культура"
https://www.youtube.com/watch?v=18Tr41q20zo

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 595
Денис Мацуев об А. Канторове:
https://rg.ru/2019/06/30/denis-macuev-podvel-itogi-konkursa-chajkovskogo.html?fbclid=IwAR1r9psevXC_MK8Yt4Pp408lRYmMf5HabSFL9cbGaC-PnkbAF6g0-2rxffQ

Денис Мацуев: У меня было предложение, как только мы проголосовали, а проголосовали мы практически сразу и без спорных решений, разделить лауреатские премии. Нам всем было ясно, что Александр Канторов первый, потому что Канторов - исключительное явление, глубокий, мыслящий музыкант. Его Второй концерт Чайковского, который я играл сотни раз в разных концертных залах мира, поразил меня. По окончании я сказал Борису Петрушанскому, сидевшему рядом со мной в жюри: я снимаю шляпу! Это исполнение Второго концерта Чайковского стало настоящим событием конкурса. Он всех нас, словно замагнетизировал: настолько интересно его мышление, ощущение драматургии, чувство оркестра. Можно соглашаться или нет с его трактовкой, но это исполнение войдет в историю конкурса. Кроме того, он на третий тур взял еще и Второй концерт Брамса - сложнейший, совершенно не конкурсный. Это два Эвереста сразу! Конечно, его педагог Рена Шерешевская придумала ему необычную программу.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 595
Интервью А. Канторова полугодичной давности для канала FranceMusic

Alexandre Kantorow, révélation des Victoires de la musique classique 2019

Le pianiste Alexandre Kantorow est nommé dans la catégorie “Soliste instrumental” des Victoires de la musique classique 2019. Rencontre et portrait en cinq questions.
https://www.francemusique.fr/musique-classique/alexandre-kantorow-revelation-des-victoires-de-la-musique-classique-2019-69119

И очень хорошая статья о его концерте, от февраля сего года
Alexandre Kantorow musicien rare !

https://blog.culture31.com/2019/02/24/alexandre-kantorow-musicien-rare/

В том концерте он  исполнял как раз 2-й концерт Чайковского.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 595
Фрагмент из статьи М. Солдатовой:
https://musicseasons.org/triumf-zolotyx-palcev/

Но даже на общем фоне выделилось два выступления: Дмитрия Шишкина и Александра Канторова. Первый играл безупречно, фантастическим звуком, с бешеной энергетикой, как-будто «последний раз в жизни». Второй – свободно, расковано, в идеальном балансе с оркестром музицировал и вел за собой. Шишкин – представитель «большого стиля» пианизма с доминирующим роялем, Канторов – трактует рояль, скорее как часть оркестра, погружая слушателя в музыку, навязывая свои исполнительские намерения.

Абсолютно согласна. Для Канторова рояль -- часть оркестра.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 595
Денис Мацуев о Канторове:

http://muzlifemagazine.ru/denis-macuev-konkurs-chaykovskogo-men/

ЕК Денис, интересно, как же слушается с председательского места? Почему выбор остановился именно на Александре Канторове?

ДМ Когда мы отслушивали видеозаписи, присланные на отбор, и уже сформировали список из 25 участников, я созвонился практически со всеми членами жюри, и мы сравнили свои ощущения. Понятно, что и на том этапе приходилось кого-то отсеивать – регламент есть регламент. Так вот, Канторов был выделен практически всем жюри, так как произвел действительно особенное впечатление. Он как будто не стремился понравиться: записал видео в каком-то классе на любительскую камеру, на рояле не очень хорошего класса. При этом он прошел единогласно, продемонстрировав странно-талантливое исполнение. Все говорили, увидев фамилию его педагога – Рены Шерешевской: «Ну, вот еще один Дебарг». Типа из таких фриковских персонажей, разные образы которых есть на каждом конкурсе. И нравятся они кому-то или нет, но без них конкурсы были бы до невозможности скучны. О Канторове мне начали говорить еще задолго до состязания. Я прекрасно помню, как Марко Рясков, делающий серию «Мастера фортепианного искусства» в Концертгебау, мне рассказывал о том, что появился невероятный самородок. Если уж пианист попадает в поле зрения такого человека – а он организовывал выступления Владимира Горовица, Шуры Черкасского, – то стоит вслушаться повнимательнее.

И когда я наконец услышал Канторова в рамках видеоотбора, он произвел громадное впечатление свое непредсказуемостью. Сразу было видно, что это человек неформатный, «не выученный» в хорошем смысле слова. Что в нем живет спонтанность, импровизационность исполнения, что мне лично очень близко. Когда он появился на живых турах, он, безусловно, выделялся из привычных рамок и подкупал талантливой «неряшливостью» – я сейчас это говорю в позитивном ключе.
И самое главное, в нем есть некая театральность. Это мне сразу бросилось в глаза, и я на первом туре, как только он начал играть, повернулся к Борису Петрушанскому и сказал, что явно его не обойдет дирижерская профессия. Потому что ощущается очень театральное мышление, точный образ, не отпускающий до конца нерв. Уверен, что его ждет большое будущее, мы все будем следить за его дальнейшим развитием.

ЕК Вы уже где-то сказали, что вам очень понравился Второй концерт Чайковского в интерпретации Канторова. А чем именно «зацепило»?

ДМ Со Вторым концертом Чайковского я выходил на сцену больше ста раз – это одно из любимых моих сочинений. Я часто играю в один вечер Третий, Второй и Первые концерты Чайковского. Мы с Валерием Гергиевым сделали все, чтобы Второй концерт, незаслуженно мало исполняемый, вновь занял достойное место на эстраде. Мы «провезли» его примерно по тридцати столицам мира. Что касается сложности сочинения, то она кроется прежде всего в его колоссальной форме. Масштаб и мощь концерта может осилить человек не только со стальными мускулами, но и с огромнейшим интеллектом, понимающий, как такую глыбу повернуть. Это физически сложный концерт, но в нем без меланхолии и сентиментальности не обойтись.  Здесь удивительная по глубине вторая часть, и хотя у пианиста здесь все-таки аккомпанирующая функция, она требует ансамблевой тонкости. Отдельное браво – солировавшим концертмейстерам Госоркестра Светланова: Сергей Гиршенко и Пауль Суссь блестяще провели этот «тройной концерт», встроенный в форму целого. Что касается первой части, то Канторов продемонстрировал уникальную выстроенность и продуманность всех трех каденций, которые сравнимы по масштабу, по сложности, наверное, с каденциями во Втором Прокофьева или Третьем Рахманинова. Три такие вулканические лавины. Когда Канторов закончил играть первую большую каденцию и вступил оркестр, я не удержался, повернулся к своим коллегам и высказал восхищение. Честно, я не ожидал такого.

ЕК А как вы оцениваете вообще его необычный выбор концертов для финала?

ДМ Когда я увидел, что заявлены Второй концерт Чайковского и Второй Брамса, то вытаращил глаза – это был вызов, игра ва-банк, наглость в хорошем смысле. По-моему никто в мире не соединял эти концерты в одну программу. Можно соглашаться с его интерпретацией, можно критиковать, но то, что выступление Канторова стало событием, отрицать нельзя. Этот вечер стопроцентно войдет в анналы истории конкурса Чайковского. Тем более, что еще не было прецедента, чтобы человек, выбравший Второй концерт Чайковского, получил первое место.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 595
О! А 6-го июля уже концерт запланирован в Бадене! Гергиев все-таки метеор...

https://www.festspielhaus.de/veranstaltungen/valery-gergiev
« Последнее редактирование: Июль 03, 2019, 12:54:10 от Ирина67 »