Автор Тема: XI Большой фестиваль Российского национального оркестра.  (Прочитано 2283 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 736
13 сентября
Москва, Концертный зал имени П.И.Чайковского

XI Большой фестиваль Российского национального оркестра. Открытие.

программа:
Камиль Сен-Санс «Пляска смерти», op.40
Концерт для виолончели с оркестром №1 ля минор, op.33

Александр Скрябин Симфония №1 ми мажор, op.26

солисты:
Миша Майский виолончель
Полина Шамаева меццо-сопрано
Юрий Ростоцкий тенор

Государственная академическая хоровая Капелла России имени А.А.Юрлова
дирижёр: Михаил Плетнёв

**************************************************

16 сентября
Москва, Концертный зал имени П.И.Чайковского

программа:
Бетховен Увертюра "Эгмонт"
Мендельсон Концертная ария «Infelice» для сопрано и оркестра
Россини Увертюра к опере «Сорока-воровка»
Финальная ария Елены из оперы «Дева озера»

Малер Адажиетто из Симфонии №5
Шуберт Ave Maria
Моцарт Ария Laudamus te для сопрано и оркестра из Большой мессы до минор
Чайковский Финал Симфонии № 4
Россини Финальная сцена и рондо Зельмиры из оперы «Зельмира»

солистка: Юлия Лежнева сопрано
дирижёр: Михаил Шехтман

*************************************************

21 сентября
Москва, Концертный зал имени П.И.Чайковского

«Большой джаз с РНО»

программа:
Маркез, Бутман, Андерсон, Чик Кориа, Бернстайн, Рахманинов, Шостакович, Эллингтон.

солисты:
Игорь Бутман и его квинтет в составе
Игорь Бутман саксофон
Олег Аккуратов
Евгений Побожий
Сергей Корчагин
Эдуард Зизак ударные

дирижёр: Владислав Лаврик

************************************************

25 сентября

Москва, Концертный зал имени П.И.Чайковского

Ко дню рождения Дмитрия Шостаковича

программа:
Дмитрий Шостакович "Десять поэм на слова революционных поэтов"
Симфония № 11 «1905 год»

Московский государственный академический камерный хор
дирижёры: Михаил Плетнёв, Тимофей Гольберг

***************************************************

30 сентября
Москва, Концертный зал имени П.И.Чайковского

программа:
Эдвард Григ Музыка к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт», op.23. Литературная редакция А.Бруни

солисты:
Анастасия Белукова сопрано
Артём Гарнов баритон
Василий Лановой чтец

Государственный академический областной Хор им.Кожевникова

дирижёр: Михаил Плетнёв

***********************************************

4 октября
Москва, Концертный зал имени П.И.Чайковского
XI Большой фестиваль Российского национального оркестра. Завершение.

программа:
Александр Глазунов Сюита из балета «Шопениана», op.46

Дмитрий Шостакович Концерт для фортепиано с оркестром No.1 до минор с солирующей трубой, op.35

Сергей Рахманинов «Симфонические танцы», op.45

солисты:
Люка Дебарг фортепиано
Владислав Лаврик труба

дирижёр: Михаил Плетнёв

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 602
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
2019-09-13 22:27:00

Сен-Санс и Скрябин, открытие Большого фестиваля РНО в КЗЧ: сол. М.Майский, П.Шамаева, дир. М.Плетнев
Открылся 11-й Большой фестиваль РНО... "Пляской смерти" Сен-Санса - в чем можно было бы усмотреть символический или, наоборот, иронический подтекст, но по факту невероятно то, что делает Михаил Плетнев с заигранным симфоническим шлягером. Изначально, кстати, вокальным, для баритона и фортепиано предназначенном - хотя в таком варианте "Пляска смерти" исполняется реже, но мне сравнительно недавно довелось слышать (дважды) как ее поет под фортепиано Василий Ладюк, необычайно интересно, и, конечно, певец берет темп медленнее, чем обычно оркестр, иначе никакой вокалист не справится с партией технически, попросту задохнется.

Однако Плетнев задает темп еще медленнее! И парадоксально вместе с тем не смягчает, не "разжижает", но наоборот, уплотняет, заостряет ритм. Это уже не "пляска", не истерика, не ,"агония" - это... марш, причем... едва ли траурный... по крайней мере слезливости здесь у МВ точно не слышно.... шествие... сошествие, я бы сказал. Зато в как бы "лирических" и "мажорных" эпизодах такое томление... Сен-Санс кому-то порой кажется пошловатым - а Плетнев к нему обращается последовательно (наряду с Сибелиусом, с Шостаковичем, он один из постоянных плетневских авторов!) и вряд ли спонтанно. "Пляску смерти" на генеральной репетиции проходили трижды, и каждый раз с первых нот у арфы - бум, бум... не спрашивай, по ком звонит этот "колокол"! А дальше - совсем как у Мусоргского (на стихи Голенищева-Кутузова): "смерть вас поссорила - я помирила...", только Мусоргский в финальной части своих "Песен и плясом смерти" рисует все-таки поле битвы, гибель воинов, пускай и недобровольно, может быть, павших неизвестно за что; а тут - картина универсальная, общечеловеческая; возникает ассоциация со "Смертью и Просветлением" Р.Штрауса, с 3-й частью Первой симфонии Малера (минус малеровский сарказм), а также с незабываемым исполнением РНО и МВ "Арлезианки" Бизе, тоже, между прочим, в открытие фестиваля несколько лет назад, и с теми же малеровскими аллюзиями:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3658599.html

Звучит, что и говорить, непривычно... ошарашивает... не только меня как слушателя: "после ферматы последней нет сфорцандо?.." - не без удивления уточняют оркестранты; "есть... чуть-чуть", отвечает МВ. А ведь в репризе смертная поступь, утяжеленная литаврами и медью, уже, казалось бы, взяла свое - но снова парадокс: пианиссимо на фермате - и какие-то совсем уж инфернальные нисходящие глиссандо у скрипок, и "одинокий голос", соло первой скрипки (Алексей Бруни, конечно), и бесплотная, но не "растворяющая", не размазанная, а ставящая все-таки однозначную точку кода.

Далее - Первый виолончельный концерт опять же Сен-Санса, изысканно солирует Миша Майский, впервые замечаю, что тематически концерт перекликается с "Пляской смерти"! или мне кажется?.. И Первая симфония Скрябина - вот тоже еще один из главных "соавторов" Плетнева! - эту симфонию он когда-то исполнял, помнится, в Колонном зале на фестивале оркестров мира. В симфонии участвует хор - капелла Юрлова - и солисты, тенор Юрий Ростоцкий, про которого я по репетиции мало что понял, и моя любимая Полина Шамаева. Вокальные партии, правда, куцые и простоватые, во-первых, а во-вторых, положены на графоманские (что еще мягко сказано...) вирши собственного скрябинского сочинения: "придите, все народы мира, искусству славу воспоем, слава искусству, вовеки слава..." и т.п. - ей-богу, прокофьевская "Здравица" Сталину предпочтительнее! Все самое главное происходит в оркестре (ну у Плетнева всегда так), и помпезный вокально-симфонический финал, по большому счету, для цикла служит необязательным довеском - тем не менее пафос Скрябина, кажется, МВ от души разделяет.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 602
Irina Shymchak с Полина Шамаева и ещё 2.
9 ч. ·
Пятница 13-е, как и положено, была отмечена Danse Macabre. Пляской смерти Сен-Санса Российский национальный оркестр открыл свой 11-ый Большой фестиваль. Символично, что в этот раз он закольцован именно танцами. С Пляски смерти начали, и Симфоническими танцами закончат…Что будет посредине – предстоит узнать в ближайшее время. То есть, конечно, мы знаем, кто будет выступать, но ведь всегда остается интрига, а как это будет. Сегодняшнее открытие получилось очень вдохновенным, щедрым на эмоции, «пританцовывающим» в предвкушении удовольствия. После фееричной Пляски смерти Сен-Санса с терпкими и прекрасными соло Алексея Бруни Миша Майский восхитительно исполнил концерт ля минор для виолончели с оркестром, опять же – Сен-Санса. А во втором отделении Михаил Васильевич поставил (любит же он такие вещи) Первую симфонию Скрябина. И мы услышали ее в том виде, в каком она была задумана автором – с шестой частью, в которой выступают солисты и хор. Изумительные Полина Шамаева и Юрий Ростоцкий, которых поддержали артисты хоровой капеллы им. А. Юрлова, подарили нам такой финал, что волосы шевелились от всеохватывающего мистического восторга! А как мощно, роскошно звучал оркестр. «Слава Искусству! Вовеки слава!» - и как тут не согласиться со Скрябиным? Прекрасное начало Большого фестиваля!

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 736
Открылся XI Большой фестиваль РНО
https://tvkultura.ru/article/show/article_id/349946

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 602
Ю. Бедерова

Песни и пляски с артистом
Начался Большой фестиваль РНО

https://www.kommersant.ru/doc/4094299?fbclid=IwAR1VAl2ovMGXivLeo-mtfpzufELdPjO5ncG9t7M7FihevP_wntF_Y7wmdvU

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 602
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
2019-09-17 16:56:00

Юлия Лежнева и РНО в КЗЧ, дир. Михаил Шехтман: Мендельсон, Шуберт, Россини, Гендель
Внезапно как-то Антоненко стал Шехтманом - обычно происходит наоборот... но так или иначе с Юлией Лежневой он работает стабильно, а для РНО дирижер новый, и, показалось мне (а я в кои-то веки не на репетицию ходил, но сразу на концерт) не вполне "свой"... не говоря уже о том, что со стороны он выглядит на подиуме как пародийный персонаж из мультика. По крайней мере что касается оркестровых вещей - ладно "Эгмонт" (хотя если вспомнить, как МВ сам с РНО его исполнял прошлым сезоном в монографической бетховенской программе...), но чтоб увертюру к "Сороке-воровке" пройти вместо фирменной россиниевской легкости тяжеловесной вагнеровской поступью, в духе военно-духового оркестра... - будто и не РНО на эстраде! - постараться надо. Симфонические интерлюдии второго отделения вызывали еще больше вопросов выбором материала - при том что Адажиетто из Пятой симфонии Малера прозвучало на удивление сносно; а вот в финале Четвертой симфонии Чайковского - сам факт включения в сольный концерт вокалистки, поющей исключительно европейскую музыку, отдельной части симфонии Чайковского, непостижим... - Антоненко-Шехтман врезал "вополеберезастояла" по полной от широты русской души (при том что, опять-таки, Плетнев и пафосу чайковских симфоний, вспомнить Пятую, умеет придать амбивалентность). Ну да героем вечера был не дирижер и даже не оркестр, хотя концерт проходил в рамках Большого фестиваля РНО, а певица.

Юлия Лежнева нечасто, но регулярно и настойчиво пытается раздвинуть узкие рамки барочного репертуара, в котором чувствует себя органично, за счет близкой к нему хронологически и стилистически музыки - Моцарта, итальянского бельканто, ранних романтиков, не подступаясь, по счастью, к Верди или Пуччини, не забираясь подавно в 20-й век. Очередная попытка в этом направлении снова походила на экзамен, и если с этой точки зрения оценивать, не скажешь, что Лежнева его провалила. Понятно также, что вариться в прекрасном по-своему, но тесноватом барочном "котелке" артистке и неловко, и несолидно, и, надо полагать, просто скучно. Однако убедительного ответа, зачем Лежневой петь музыку, для которой у нее не хватает ни диапазона, ни дыхания, ни, что тоже немаловажно, темперамента (анемичный, пусть и "культурный" Россини - это же нестерпимо!), подобные выступления не дают. Совсем грустно выходит с романтиками, особенно там, где требуется драматизм в сочетании с физической мощью - в "Несчастной" (вот уж действительно...) Мендельсона кульминации Лежнева выдавала на пределе возможностей: она превосходно владеет голосом в рамках отпущенного ей природой, когда не надо перенапрягаться, но стоит форсировать звук - и делается больно ушам. При этом не в пример подбору симфонических эпизодов вокальный репертуар программы привлекал эксклюзивностью: если "Дева озера" Россини более-менее на слуху, то "Зельмиру" я раньше, кажется, и вовсе не знал. Правда, еще одна изначально обещанная россиниевская диковинка, ария Памиры из "Магомета II", в итоге выпала... Другое дело, что у Лежневой и Россини-то - не Россини... ну Моцарт еще туда-сюда.

А все же кто говорит, что у Лежневой "головы нет", у того у самого нет ни головы, ни ушей, ни сердца - похоже, что ограниченность своих возможностей певица до некоторой степени осознает, так что к ее стараниям освоить, помимо барокко, иные, пускай не слишком далекие, стили, отнестись следует с человеческим уважением. Ну а на бисы она, конечно, припасает то, что лучше нее или хотя бы так же, как она, немногие умеют петь. При этом все же после очередных, последних походов на "Триумф времени и бесчувствия" в МАМТ (а всего я спектакль Богомолова-Чижевского смотрел и слушал пять раз - просто повезло!) думал про себя, что как ни изысканна генделевская "Lascia la spina, cogli la rosa", но благостные интонации Лежневой, мелизмы, общая "засахаренность" арии мне совсем не годятся после того, чем ее смог осмысленно наполнить изнутри (с помощью режиссера спектакля, несомненно) при безупречном аскетизме - в отличие от варианта Лежневой - внешней формы китайский контртенор Винс И. Ну зато Вивальди и Броски - чистое удовольствие, при всем почтении к стараниям артистки оставляющее без ответа вопрос: ну и стоило ли два отделения мучить себя и других, чтоб все равно, и уже порядком усталой, вернуться к тому, что исполнительнице дается легко и чего публика прежде всего от нее ожидает?
ПРОГРАММА

Бетховен
«Эгмонт» – увертюра из музыки к трагедии И. В. Гёте
Мендельсон
Концертная ария «Infelice» для сопрано и оркестра
Россини
Увертюра к опере «Сорока-воровка»
Финальная ария Елены из оперы «Дева озера»
Малер
Адажиетто из Симфонии № 5
Шуберт
Ave Maria
Моцарт
Ария Laudamus te для сопрано и оркестра из Большой мессы до минор
П. И. Чайковский
Финал Симфонии № 4
Россини
Финальная сцена и рондо Зельмиры из оперы «Зельмира»

бисы
Вивальди
Ария Констанцы из оперы "Гризельда"
Гендель
Ария Удовольствия из "Триумфа Времени и Бесчувствия"
Броски
Ария Арбаче из оперы "Артаксеркс"

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 736
Плетнев, Сен-Санс и Скрябин: XI Большой фестиваль РНО
https://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20190918-pletnev-sen-sans-i-skryabin-xi-bolshoj-festival-rno

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 736
ЮЛИЯ, МИША И ДВА МИХАИЛА
СИМВОЛИЧЕСКИМ ОТКРЫТИЕМ ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО СЕЗОНА СТАЛ БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ РОССИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ОРКЕСТРА


Автор -- П. Поспелов
http://muzlifemagazine.ru/yuliya-misha-i-dva-mikhaila/?fbclid=IwAR11En6X5naX8QkdwvTx23cIm8xR7epJiGNpa4GCCPzbb8a3EKSlYil9R1w

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 602
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
2019-09-26 19:04:00


7:04 pm - 11-я симфония Шостаковича, РНО в КЗЧ, дир. Михаил Плетнев
Этот стон у нас песней зовется... Одиннадцатая симфония Шостаковича озаглавлена "1905 год", но могла бы называться "Апокалипсис" (и даже "Апокалипсис сегодня"...) или, к примеру, "De Profundis" с гораздо большим основанием, чем одноименное сочинение Алексея Ретинского, недавно представленное в качестве "премьеры новой редакции" Владимиром Юровским с ГАСО -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4078915.html

И кстати, Юровский в прошлом году аж дважды исполнял со своим оркестром 11-ю симфонию Шостаковича - в "Зарядье", как я понимаю, более "академично", а летом в КЗЧ превратив ее в интерактивный перформанс с раздачей публики текста песни "Мы жертвою пали в борьбе роковой", зажигательной преамбулой и убойными цитатами из композиторского эпистолярия:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3827236.html

Понятно, что Владимир Юровский в формуле "мы жертвою пали в борьбе роковой" - тема революционной песни проходит через симфонию лейтмотивом - смысловой акцент делал на "борьбу" и в своем исполнении актуализировал, аккумулировал энергию протеста если уж не в прямом смысле социально-политического, то по меньшей мере экзистенциального. А у Михаила Плетнева, что тоже вполне очевидно и даже по-своему предсказуемо, логическое ударение приходится на "жертву", причем выведенную из исторического контекста в план универсальный, вневременной. Картины безвидного и пустого космоса (каковым предстает здесь не только Дворцовая площадь и не только 9 января 1905 года, но и вся земля в любые времена) перемежаются, как положено, кульминациями "возбуждения" и "подавления" - однако настоящего, содержательного (не говоря уже про исторический, про политический подавно!) конфликта, сдается мне, в эти динамические контрасты МВ не закладывает. Звучанием оркестра, плотным, "душным", он создает ощущение полиэтиленовой пленки, облепившей голову - но вот пленка рвется... а снаружи воздуха также нет... да и пуля в голову - не альтернатива удушью.

Мне представляется очевидным и сегодня даже тривиальным, что для Шостаковича и 1905-й год в 11-й симфонии, и 1917-й в 12-й - лишь номинальный повод, грубо говоря, "отмазка", для разговора о насущных для него делах; с другой стороны, у меня нет безоглядного доверия к Шостаковичу не то что как к персоне, как к личности, но и как к композитору, его музыка не менее "двулична", чем он сам (допустим, что вынужденно - однако что касается музыки, тут уже вопрос намного острее может стоять, чем в случае с необходимостью творческого, а периодами и физического выживания в этой стране). Двусоставной, двуплановой получилась и программа вечера - я пришел специально лишь на оркестровую репетицию, а в концерте фестиваля РНО, приуроченном к дню рождения Шостаковича, первым отделением выступал Камерный, бывший мининский, ныне под управлением Тимофея Гольдберга хор с "Десятью поэмами на стихи революционных поэтов". Мне вспомнилось, что именно "Десять поэм..." (правда, фрагментарно) включил Роман Минц на позапрошлом фестивале "Возвращение" в программу с общей темой "Оппортунизм", и как никакая другая вещь (более, чем "Поэма о Сталина" Хачатуряна!) хоровой цикл Шостаковича там пришелся кстати:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3731704.html

Вот и 11-я симфония после "Десяти поэм..." должна была, по идее, сойти за оркестровый "постскриптум" к "реквиему" а капелла - но отдельная взятая оставила у меня иное впечатление. Не трагического надрыва, не призыва, ни хотя бы скорби (в человеческом, чувственном понимании этого состояния) я не услышал в симфонии у Плетнева - скорее какое-то фаталистическое приятие неизбежной катастрофы, блоковское "все будет так, исхода нет", ощущение невозможности удачной попытки "разрыва" рокового круговорота, неизбежного возвращения на те же круги... не ада, но безысходного бытия... вспомнилась по ходу и "Хованщина" (события которой разделены с революцией 1905го года веками - но парадоксально и страшно перекликаются...), оркестрованная как раз Шостаковичем, которой Плетнев, насколько я знаю, никогда целиком не дирижировал, но год назад на открытии "Зарядья" исполнял с РНО "Рассвет на Москве реке" (а Юровский также "концептуально" и вовсе объединил прошлым летом "Рассвет на Москве-реке" с 11-й симфонией в общей программе!), и вот уже там все было, и ложная, полная напряженного ожидания тишина, и апокалиптический набат, и проч. -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3865779.html

- и в конечном счете - все тот же "инвариантный", что по-разному, но неизменно проступает в любых, включая сольные фортепианные, плетневских исполнениях, экзистенциальный (пользуясь формулировкой Камю) "миф о Сизифе".

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 602
О том же концерте пишет Н. Зимянина:

https://www.facebook.com/natalya.zimyanina/posts/1554167514720291

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 571
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Концерт, приятный во всех отношениях…

Юлия Лежнева и Михаил Шехтман на XI Большом фестивале РНО
Игорь Корябин, 26.09.2019

https://www.belcanto.ru/19092601.html
Che mai sento!

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 736
Нота Плетнева
На Большом фестивале РНО представили "Пер Гюнта"
https://rg.ru/2019/10/02/na-bolshom-festivale-rno-predstavili-per-giunta.html

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 602
Н. Зимянина о концерте закрытия:

Наталья Зимянина с Irina Shymchak.
Только что ·
Люка, Люка, Люка.
Какой концерт определенно удался (была не на всех) на XI Большом фестивале Российского Национального оркестра – так это заключительный.
Можно ли было составить более разнообразную и в то же время такую гармоничную программу.
1. Концерт в КЗЧ открылся сюитой Глазунова из сочинений Шопена (Полонез, Вальс, Тарантелла). Ну кто бы это еще стал играть? (Разве что оркестр министерства обороны в День города на открытой эстраде).
Нет, это раритет на концертной сцене, и, хоть всегда хочется сказать об оркестрованном Шопене «фи», в данном случае промолчу – из-за изумительного исполнения. Особенно из-за Вальса (cis-moll), в который дирижер Михаил Плетнев добавил тихого, тонко-надрывного, плюс к шопеновскому, драматизма. Скажу даже: перекрыл фортепианный оригинал и превратил в самостоятельный опус.
Частая изюминка концертов Плетнева: он заново выпускает из сундуков на свет божий работы русских композиторов, пусть не гениально значимые, но тепло, колоритно дополняющие общую картину отечественной музыки (таких сочинений прозвучали уже десятки, включая Танеева, Голованова и т.д. !)
2. А закончился вечер «Симфоническими танцами» Рахманинова, которые после Светланова почти невозможно слушать. Но это всё же Плетнев, а он сам по себе. С его рациональностью и в то же время испепеляющим внутренним зарядом (вот же сочетание!), который зеваки не считывают в его усталой, согбенной дирижерской спине. Зато те, кто привык ждать от Плетнева чуда, ожидаемое обычно обретают. (Кстати, в Москве «Симфонические танцы» в 1943 году впервые исполнил его любимый Голованов). Воплощение мыслей о смерти (за исключением лобового Dies irae) здесь одно из самых сильных во всей мировой литературе – так и прозвучало. А Вальс будто бы связался с польской тоской шопеновско-глазуновского. Случайно ли это вышло?
3. Но что было в середине программы!!!
Плетнёв, (справедливо) считая себя непревзойденным, не боится пригласить несомненно самого оригинального пианиста нового поколения – Люку Дебарга.
Кроме редкой внутренней свободы и полного отсутствия академической пошлости, их к тому же объединяет имя Льва Власенко: Плетнев - его ученик, а Рена Шерешевская, педагог Люки - тоже ученица Власенко. Наверное, психологически это как-то у них срабатывает. Или небеса распорядились. (Приятно, что прямо передо мной на концерте сидели вдова Льва Николаевича и его дочь. Еще бы!).
Первый концерт Шостаковича впервые за долгое время прозвучал не только как феноменально остроумный калейдоскоп аллюзий от Гайдна до чуть ли не бешеного канкана. Но и как энциклопедия тонких настроений – а уж они-то со всей очевидностью были заданы Дебаргом, явно восхищенным идеями Шостаковича.
Теперь признание: могла ли я думать четыре с половиной года назад, что довольно странный молодой француз, кожа да кости, с огроменными руками, игравший на отборочном прослушивании к 15-му конкурсу Чайковского, так быстро превратится в суперзвезду? А тогда я сидела в МЗК в уголке рядом с Ленами Чишковской и Билибиной и волновалась: хватит ли у Березовского и Донохоу смелости пропустить его на наше довольно жлобское и якобы международное мероприятие? Возьмут ли они на себя такую ответственность, рискнут ли? А вдруг этот ни на кого не похожий парень, нагнавший жути своим «Скарбо», например, выйдет на сцену Большого зала консерватории – и на первом же туре что-нибудь отчебучит? Со сцены уйдет, или начнет читать стихи, или вступит в пререкания с жюри. Мало ли что. Всякое ведь бывало (надо как-нибудь об этом написать).
Но, по-моему, он теперь – да, суперзвезда.
Посмотрите только: он не паразитировал на программе конкурса, а ведь кое-кто мог бы укатать его по своим крутым горкам, вставляя в списки, где утопил бы его имя в десятках других «лауреатов международных конкурсов».
Но нет, Люка за четыре года накопил объемный репертуар, из вещей большей частью не расхожих. Он, как и Плетнев, неустанно копает и копает, иногда рубает очень скалистые рудники – ну, вспомните хотя бы практически неисполнимую Сонату Шимановского (слышала дважды, и дважды не верила своим ушам)! А был еще и другой Метнер, и соль-мажорный Концерт Равеля, и в тот же вечер – «Прометей» Скрябина (!!!) с Плетневым (кажется, в прошлом году). А 32-я Бетховена?! А какой Скарлатти (неожиданно) – и это только навскидку. А какой теперь вышел Шостакович!.. И кто не признает сегодня, что Люка не просто талант, самородок и примерный ученик, умница, трудяга и светоч (в России – точно), но и музыкант универсальный.
И бисы – снова тут родство с Плетневым – ни черта нам не известные. Только и бегаем после концерта, спрашиваем друг друга: что это он такое играл? Так было и с «Баркаролой» Форе, и с «Гносиенной» Сати, и на вчерашнем концерте – с Сонатиной Милоша Магина.
И когда он вышел играть этот бис, все на первой же минуте начали перешептываться: это, наверное, его собственное сочинение, а?? И в антракте не переставали обсуждать: сам написал?
Не оставалось ничего другого, как, входя на второе отделение в зал и почти споткнувшись об острую коленку Дебарга, которого нерасчетливо усадили в самое узкое место (в первый ряд 1 амфитеатра, практически сходящегося в этой точке с крайним креслом партера), подсунуть ему бумажку и попросить написать, что́ же такое было на бис (2-я и 3-я часть Сонатины польского композитора Милоша Магина)
Потому что Магин этот самый прозвучал незабываемо и еще раз подтвердил: Дебарг всё играет как своё глубоко личное. И еще одно свойство его обаяния: кажется, что он играет лично для тебя, лично тебя греет своим душевным бескорыстием.
Есть же молодые силы работать так затратно! (Я знаю, о чем говорю; много слышала музыкантов, которым нет еще и тридцати, а уже выезжают на своем мастерстве… извините, оговорилась: на своей долбаной технике).
Я бы и в некоторых фрагментах Шостаковича вопросила бы: это он сам сочинил?)))) Так это было не похоже на… Мацуева. Или хотя бы на то, что играет по ТЕМ ЖЕ нотам, например, Дмитрий Маслеев, получивший на том же, XV конкурсе Чайковского, первую премию. У Дебарга – четвертая, а он в итоге вышел его абсолютным победителем. Хорошо, что на последнем, XVI конкурсе, кое-какие приоритеты всё же были расставлены. Но дорожку к 1-й премии Александра Канторова (еще одного ученика Шерешевской) грудью проложил все же Дебарг, вот ей-богу, выполнил историческую миссию: сломал нам давно и густо залакированный Чайник. Уже за это большое ему спасибо.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 736
Шопен-Глазунов был волшебно хорошо. Рубцов превзошел сам себя.
Лаврик тоже пленил своей трубой. Иногда она звучала каким-то совершенно саксофонным звуком. Дебарг... Ну что Дебарг? Он всегда так отдается музыке, что словно впервые слышишь произведение.
Ну а Симфонические танцы были очень страшные. Это была какая-то инфернальная музыка, очень зловещая.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 736
Фото, впечатления о фестивале и реплика Плетнева от И. Шимчак:
https://www.facebook.com/irina.shymchak?__tn__=%2CdlC-R-R&eid=ARDn6T4RsmqOcyi6bkFFZmY6Nux1cxk138o2wom0tVBHw0dTJWw3jDhzT
Как-то стремительно в этом году пролетел для меня Большой фестиваль РНО. Как-то легко и духоподъемно. Были разные концерты: и фееричное открытие с Мишей Майским и Первой симфонией Скрябина, и второй концерт с божественной Юлечкой Лежневой, и задорный Большой джаз, и гениальный шостаковический вечер в день рождения ДДШ, и заставивший задуматься о смысле жизни и наших в ней действий таинственный «Пер Гюнт» Грига, и лихое закрытие с Дебаргом и невероятными обожаемыми мною «Симфоническими танцами» Сергея Васильевича. Что сказать, каждый концерт был – как роскошный подарок от РНО и Михаила Васильевича, хотя он сам не всегда был за пультом. Зато его позитивное настроение и неожиданная приветливость были налицо и создавали удивительно доброжелательный настрой на протяжении всего фестивального марафона.
А напоследок Плетнев меня поразил. Когда уже после Симфонических танцев (кстати, исполнение было феноменальным, из тех, что – Ах!, и я вспомнила, как в 2015-м тоже на закрытии фестиваля РНО играл Симфонические танцы, но с Хобардом Эрлом за пультом, но это было совсем, совсем не то!!!) я подошла к нему, чтобы поблагодарить за это чудо и сразу же, пользуясь случаем, сказала, что есть такая передача на Радио Россия, авторская программа нашего Дмитрия Александровича, которая называется «Чайковский», и как было бы здорово, если бы он принял в ней участие и рассказал бы о «своем Чайковском», Михаил Васильевич не дал мне договорить до конца, гневно перебив: «Говорить о Чайковском в городе, где нет улицы Чайковского?! Ни за что! Это позор для нас. Вот когда сделают улицу Чайковского в Москве, тогда и поговорим…». Ну что тут скажешь. А я ведь тоже об этом все время думаю. Что у нас в Москве нет улицы Чайковского уже давно…
Но 11-ый Большой фестиваль РНО оставил ощущение праздника. Мой любимый оркестр, вы были на высоте все время! Спасибо, спасибо, спасибо каждому из вас за этот парад музыки!


Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 736
С. Рахманинов "Симфонические танцы"
04.10.2019
https://www.youtube.com/watch?v=b6Of3H83k5E
https://www.youtube.com/watch?v=I_uLc7xRBtM

Оффлайн elka999

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 358
...Михаил Васильевич не дал мне договорить до конца, гневно перебив: «Говорить о Чайковском в городе, где нет улицы Чайковского?! Ни за что! Это позор для нас. Вот когда сделают улицу Чайковского в Москве, тогда и поговорим…». Ну что тут скажешь. А я ведь тоже об этом все время думаю. Что у нас в Москве нет улицы Чайковского уже давно…
Вот уж точно позорище - нет улицы Чайковского, Пушкинской, Чехова. Горе-перестройщикам двадцать лет назад показалось, что названия - Новинский бульвар, Бол. и Мал. Дмитровки больше соответствуют топонимике города. Но не будем предаваться унынию,  ведь власти осчастливили москвичей улицей Ахмата Кадырова  :D.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 736
Всадники симфоний
В Москве завершился Большой фестиваль РНО
Текст: Ирина Муравьева
https://rg.ru/2019/10/06/v-moskve-zavershilsia-bolshoj-festival-rno.html

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 736

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 766
Цитировать
Бол. и Мал. Дмитровки больше соответствуют топонимике города
Ну это очевидно, именно так они и назывались исторически.


Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 736
Без улицы Чайковского я как-нибудь проживу. Меня гораздо более раздражают улицы и площади, названные по имени чекистов-садистов Атарбекова и Белы Куна. Но их и не думают переименовывать.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 736
К вопросу о культе дирижерской личности
ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ «СИМФОНИЧЕСКИЕ ТАНЦЫ» У МИХАИЛА ПЛЕТНЕВА И У «ПЕРСИМФАНСА»
текст: Екатерина Бирюкова

https://www.colta.ru/articles/music_classic/22660-simfonicheskie-tantsy-pletnev-i-persimfans

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 736
Не последняя вспышка
Автор записи Сергей Бирюков

https://musicseasons.org/ne-poslednyaya-vspyshka/

XI Большой фестиваль РНО завершила программа, полная «странных сближений»

Фрагмент:
Начал Люка осторожно, как бы на цыпочках – совершенно по-шостаковичевски, как, наверное, делал в 1933 году и сам Дмитрий Дмитриевич, этот «лжеботаник», за суперинтеллигентными очками которого светились иронические, готовые в любой момент сверкнуть и насмешкой и гневом глаза. Но уже в главной теме музыка проявляет свой мужской мускул – не искусственно накачанный, а классически-скульптурный, безошибочно формирующий это энергичное, явно идущее от Баха двухголосие, в котором – предслышание главных тем Пятой, Шестой, Восьмой симфоний… Во второй части пришел черед Владислава Лаврика восхитить слушателей искусством звука, возникающего словно ниоткуда – таков волшебный эффект мастерского пользования сурдиной. В третьей струнные своим хмурым «хором» будто пытаются остановить новый, решительный разбег «баховской инвенции», но куда там. В финале исполнители с готовностью включаются в шостаковичевскую клоунаду, как петардами выстреливая всеми разновидностями галопа от цитаты из Гайдна (годы пианистической зубрежки еще живы в памяти Дмитрия Дмитриевича) до «Цыпленка жареного» – но нигде, даже в коде, не переходя грань изящного меццо-форте: излишняя помпа убила бы этот минималистский музыкально-инструментальный театр