Автор Тема: А. Мунипов. Фермата  (Прочитано 430 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 403
А. Мунипов. Фермата
« : Сентябрь 17, 2019, 20:34:41 »
А. Мунипов. Фермата: Разговоры с композиторами

Рец. Р. Минца


Роман Минц
7 ч. ·
Alexey Munipov обратился к своей аудитории с просьбой рецензировать его книгу. Я не умею писать рецензии. Так что это будет не рецензия. Так, мысли вслух.

В течение нескольких лет Леша интервьюировал композиторов пост-советского пространства и вот сейчас объединил интервью в книгу нешуточного объема (более 400 страниц). Называется она “Фермата”. И я только что закончил её читать.

Из 20 композиторов, представленных в книге, я лично общался с десятью. Еще с кем-то общался виртуально. Играл музыку шестерых (седьмой в планах), способствовал исполнению музыки еще пары, слышал хотя бы одно сочинение восемнадцати из них. Ну, то есть, можно сказать, что я немного в контексте. И книга эта, скорее всего, написана не для меня, а для более широкого читателя. Но, тем не менее, читать ее мне было крайне интересно. Именно потому, что у меня есть возможность сопоставить то, что говорят композиторы в интервью с тем, что они говорят “не под запись” или вообще с реальным положением вещей, как оно мне представляется.

Поэтому книга эта для меня была очень, крайне интересна. И, пока я читал ее, много мыслей постоянно роилось у меня в голове.

И хотя бы поэтому можно сказать, что работа Мунипова - большая удача. Раз я, не являющийся ЦА книги, сижу и думаю, внутренне спорю с одними, смеюсь над другими, возмущаюсь третьими, умиляюсь четвертым, значит автор всех этих интервью - молодец. Так а кто же является ЦА книги, если не я? А сам Мунипов и является - не музыкант, но искренне любящий, знающий и продолжающий узнавать музыку человек, которому всё интересно ( в отличие от меня, кстати). И, поскольку ему всё интересно, и всё им принимается и учитывается, то и композиторам с ним интересно говорить. А можете мне поверить на слово - не обидеть композитора в беседе - это довольно нелегкая задача.

Композиторы - самые ранимые, рефлексирующие, хрупкие, обидчивые, благодарные, неблагодарные, тонкочувствующие, глухие к окружающим, хорошо слышащие вселенную участники музыкального процесса. Почти все. И вот таким набором портретов и предстает нам этот сборник. И тут, конечно, если начать заниматься бессмысленными обобщениями, первая мысль по окончании чтения — какие же всё-таки чудные старики! Губайдулина, Сильвестров, … вот она произносит словосочетание “моя душа” несколько раз подряд, а Леша совершенно правильно это не вынимает не причесывает, и тут совершенно очевидно, что она это говорит естественно и от нее это совершенно естественно слышать - потому что она, как и Сильвестров - они цельные, настоящие и правильно-сумасшедшие. В них есть какая-то финальная простота, когда выпендриваться поздно и ни к чему, можно быть “как дети”. И совершенно обворожительный Кнайфель, который иногда несет такое, что услышь я это от кого-то другого — я бы наверное книгу бы закрыл и на человеке бы поставил крест. А тут я сижу и ласково улыбаюсь. Не знаю почему. Те, кто не ленивые, смогут найти - в ютьюбе есть некоторые из этих интервью в виде видео, Сильвестров там совершенно прекрасен. Одно из самых для меня сильных мест в книге вообще- когда он на лету начинает анализировать анатомию мотива “Серенады” Шуберта. И, конечно, блестящий ход Мунипова - зачитать Сильвестрову цитату из Кабалевского и посмотреть, не рухнет ли его мир от того, что его взгляды стали в чем-то схожи с Кабалевским. (спойлер: не рухнет)

В конце книги есть указатель имен, встречающихся в тексте. Мне кажется, одного ключевого слова (хоть оно и не имя, но часто пишется с большой буквы) в этом указателе не хватает — а именно слова “Бог”. Смешно, но в разговорах композиторов это слово или что-то похожее по смыслу встречается чаще, чем узкоспециальные термины. Это, конечно, тоже умиляет - впрямую ли, под маской ли иронии, избегая ли разговора об этом вообще — большинство из них, конечно, считают себя проводниками. Жаль, что не все ими являются, с моей точки зрения, но сейчас не об этом.

Книга построена так, что мнения часто сталкиваются. Мунипов цитирует более ранние интервью с другими и заставляет композиторов вступать в заочные споры. В результате в любой из заявленных позиций можно найти логическую ошибку, ни одна не является неуязвимой. Заканчиваешь книгу с мыслью: “дело ясное, что дело тёмное”. Очень интересно, что некоторые композиторы пишут музыку как оправдание своим концепциям, некоторые концепции создают как оправдание музыке, но и те и другие (многие, не все) как-то трогательно считают, что эти оправдания нужны. А ведь почитаемый многими из них Гребенщиков (никогда этого не пойму), однажды спел очень точную вещь: “пред Господом нет оправданий - ты сам оправданье”. Зачем годами доказывать всему миру, что твое бесконечное трезвучие имеет право на существование? Да потому что им всем - всем без исключения, нужно признание, прямо они жаждут его, что бы они там не говорили. И, конечно, мне, находящемуся в каком-то смысле внутри, дико смешно читать фразы типа “меня не интересует ничье мнение, кроме моего” от людей, про которых я точно знаю, что это неправда. Очень и очень интересует их чужое мнение, особенно если оно положительное. Но смешно это как-то так умилительно тоже. Конечно, это не обо всех 20 можно сказать. Кто-то очень сильно умен и никак этого не покажет. А кто-то действительно крут и в другом измерении живет. Или просто сумасшедший и там другие уже закономерности работают.

Трогательны аппеляции авторов “сложной” музыки к тому, что они занимаются тем же, чем и ученые и поэтому их должны финансировать так же, как ученых. Ты же не понимаешь квантовой физики? Но она нужна? Ну вот и моя музыка так же. :) Ребята, люблю вас, почти всех. Главное, с врачами только не сравнивайте. Остальное уж ладно.

Теперь, поскольку просили рецензию, о недостатках. Главный недостаток этой книги тут же оборачивается и главным достоинством. Когда я читал её, у меня часто возникали вопросы именно к выбору персоналий. И для меня, конкретного Ромы Минца, этот выбор такой, что некоторые страницы мне приходилось себя заставлять читать. И я могу долго спорить с автором о том, почему включен этот композитор, композитор ли он вообще и т д. Или почему не включен другой. Но достоинство здесь именно в том, что это авторская книга, не энциклопедия. Это такая вот пост-советская музыка по Мунипову. Ну для него этот мир оказался таким. И это очень личностная позиция, которая одновременно сильна и слаба. Просто от точки зрения зависит. Но уже самим фактом написания книги более чем в 400 страниц, автор как минимум заслужил свое право включать в нее кого он хочет. Хотя я бы кое-кого и выкинул с удовольствием.

Конечно, мне лично, как музыканту, не хватало каких-то вопросов, которые меня волнуют и интересуют. Например, если бы у каждого спросили, за столом ли он сочиняет или у инструмента. Хотя понятно, что к сегодняшним Сысоеву и Курляндскому наверное с таким вопросом глупо обращаться. Или например, о взаимодействии с исполнителями и как меняются вещи между написанием и премьерой в процессе репетиций. Много ли черновиков, или сразу начисто. Ну, всякое такое, что мне интересно.

И еще - мне лично вообще кажется, что Леша зря ограничился русскоговорящими авторами. Я знаю и читал крайне интересное интервью Фернохоу, которое Леша у него взял. Наверняка есть и другие, а нет, так могли бы быть. Мне самому не очень интересна постановка вопроса “русскоговорящие композиторы”. Меня интересует музыка вообще.

Короче говоря, покупайте книгу, читайте, спорьте со мной, автором, всеми героями, процесс пошел. Это самое главное.

А я пошел заниматься.

P.S. Вспомнил вдруг эпизод с тремя участниками этой книги. Все три и в этой книге и вообще считаются типа не-разлей-вода-единомышленниками. С двумя из них я оказался рядом на каком-то фуршете после концерта, где игралась и их музыка в том числе. И вот один из них говорит второму про третьего “слушай, а вот NN - здорово работает, да?” . Знаете, что ответил второй? Ничего.

Книга продается тут
https://www.ozon.ru/context/detail/id/154540874/