Автор Тема: "Сказка о царе Салтане" Н.А.Римского-Корсакова, Большой театр, премьера 26.09.19  (Прочитано 1473 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 982
Николай Андреевич Римский-Корсаков, "Сказка о царе Салтане"
Москва, Большой театр, новая сцена.
Премьера 26 сентября 2019 года.

Дирижер-постановщик — Туган Сохиев
Режиссер-постановщик — Алексей Франдетти 
Сценограф — Зиновий Марголин 
Художник по костюмам — Виктория Севрюкова 
Художник по свету — Иван Виноградов
Хореограф и режиссер по пластике — Ирина Кашуба 
Главный хормейстер — Валерий Борисов
Режиссер цирковых номеров — Евгений Шевцов

Состав солистов на 26 сентября 2019 года:

Дирижер - Туган Сохиев

Царь Салтан - Денис Макаров
Царица Милитриса, младшая сестра - Ольга Селиверстова
Ткачиха, средняя сестра - Юлия Мазурова
Повариха, старшая сестра - Светлана Лачина
Сватья баба Бабариха - Ирина Долженко
Князь Гвидон - Бехзод Давронов
Царевна Лебедь   - Анна Аглатова
Гонец - Андрей Потатурин
Скоморох - Николай Казанский
Первый корабельщик - Максим Пастер
Второй корабельщик - Николай Казанский
Третий корабельщик - Александр Бородин

Состав на 27 сентября 2019 года:


Дирижер - Туган Сохиев

Царь Салтан - Денис Макаров
Царица Милитриса, младшая сестра - Мария Лобанова
Ткачиха, средняя сестра - Юлия Мазурова
Повариха, старшая сестра - Светлана Лачина
Сватья баба Бабариха - Ирина Долженко
Князь Гвидон - Бехзод Давронов
Царевна Лебедь   - Анна Аглатова
Гонец - Андрей Потатурин
Скоморох - Николай Казанский
Первый корабельщик - Максим Пастер
Второй корабельщик - Николай Казанский
Третий корабельщик - Александр Бородин






Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 576
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
28 сентября 2019 г. 12:00
Дирижер   Туган Сохиев
Царь Салтан   Александр Маркеев
Царица Милитриса   Ольга Селиверстова
Ткачиха   Екатерина Воронцова
Повариха    Евгения Васильчук
Сватья баба Бабариха    Евгения Сегенюк
Князь Гвидон    Константин Артемьев
Царевна Лебедь    Анастасия Сорокина
Гонец    Андрей Григорьев
Скоморох   Николай Казанский
Первый корабельщик    Иван Максимейко
Второй корабельщик    Юрий Сыров
Третий корабельщик    Игорь Подоплелов

28 сентября 2019 г. 19:00
Дирижер    Туган Сохиев
Царь Салтан   Вячеслав Почапский
Царица Милитриса    Мария Лобанова 
Ткачиха   Юлия Мазурова
Повариха   Светлана Лачина
Сватья баба Бабариха   Ирина Долженко
Князь Гвидон   Илья Селиванов
Царевна Лебедь   Гузель Шарипова
Гонец   Андрей Потатурин
Скоморох   Николай Казанский
Первый корабельщик   Максим Пастер
Второй корабельщик   Николай Казанский
Третий корабельщик   Александр Бородин

29 сентября 2019 г.
Дирижер   Туган Сохиев
Царь Салтан   Денис Макаров
Царица Милитриса   Ольга Селиверстова
Ткачиха   Екатерина Воронцова
Повариха   Евгения Васильчук
Сватья баба Бабариха    Евгения Сегенюк
Князь Гвидон   Бехзод Давронов
Царевна Лебедь   Анастасия Сорокина
Гонец   Андрей Григорьев
Скоморох     Николай Казанский
Первый корабельщик   Иван Максимейко
Второй корабельщик   Юрий Сыров
Третий корабельщик   Игорь Подоплелов
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 576
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
2019-09-26 01:13:00
https://users.livejournal.com/-arlekin-/4089410.html

"Сказка о царе Салтане" Н.Римского-Корсакова в Большом, реж. Алексей Франдетти, дир. Туган Сохиев

Брюссельский "Ла Монне" так до сих пор многократным обещаньям вопреки и не растелился видеозаписью черняковского "Салтана" - а тем временем в Большом театре вышел собственный. Что примечательно и вряд ли случайно - это всего лишь четвертый "Салтан" на сцене Большого за сто двадцать лет существования оперы!.. Предыдущий ушел из репертуара в 1989-м. На моей же личной зрительской памяти в Москве была - и есть, до сих пор идет, следующий показ в ноябре! - всего одна постановка, Александра Тителя в МАМТ, премьера 1997 года:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/1307375.html

Ждать от Большого театра скромности было бы странно, и в этом плане премьера не обманывает надежд на размах действа - как минимум что касается костюмов Виктории Севрюковой, от их пышности и многоцветья (плюс предусмотренные кройкой и вшитые в подкладку электрогирлянды) рябит в глазах. Если всерьез - приятно удивляет ровное музыкальное качество, прежде всего вокального ансамбля (правда, на генеральной репетиции мы так и не услышали Илью Селиванова - он берег силы до официальной премьеры, а на прогоне партию Гвидона за него пел дублер из оркестровой ямы).

Туган Сохиев, оставаясь верным своей фирменной утонченной "французской", для оперы а ля рюс способной показаться "пресной" манере, при которой Римский-Корсаков звучит в лучшем случае нетривиально и которая слабо сочетается как с брутальностью в остро-современном антураже, так и с подсахаренным нафталином, здесь, в отличие от предыдущей "Снегурочки", которую, кстати, в Большом ставил Александр Титель (досадно, что она сошла с афиши после всего трех серий показов) -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3605073.html

- все-таки местами "поддает жару", хотя на мой вкус музыка "Сказки о царе Салтане" остается при всех красотах оркестровки и изощренности ансамблей солистов монотонной, а где-то и вовсе примитивной, два притопа-три прихлопа на стабильный, от Пушкина сохраненный метр четырехстопного хорея. Но режиссера Алексея Франдетти позвали наверняка ради мощного зрелища - по части зрелищности, стало быть, и вопросов больше всего.

Откровенно говоря, я, видя ранее не один десяток работ Франдетти на разных площадках в жанре оперетты, мюзикла и музыкальной драмы, даже балета, предполагал, что "Салтана" он превратит в масштабное развлекательное, но по сути иллюстративное и феерическое по форме шоу. Я ошибся - приятно или жестоко, до сих пор не могу уяснить... Потому что злополучная бочка, куда сажают несчастную царицу с ребенком по навету ткачихи, поварихи и сватьи бабы Бабарихи, фактически служит героям... машиной времени, а заодно и порталом из одной цивилизации в другую!

Первый акт расписан только что не буквально "под хохлому", опять же говоря о костюмах в первую очередь. Правда, царская стража, чуть позднее оттесняющая сердобольный "гуляющий" народ православный пиками от приговоренных к изгнанию/утоплению в бочке царицы и "приплода", с этими же самыми пиками сперва пляшет что твои шаолиньские монахи или какие-нибудь там ниндзя, кувыркается по-скоморошески, при том что скоморохи тоже никуда не деваются, но разряжены в совсем уж несусветные убранства, в них особо не попрыгаешь. Персонажи выскакивают из дымящегося бабкиного сундука, как из табакерки черти. Трогательно бегает не по дням и не по часам, а по минутам подрастающий мальчик-царевич с макетом кораблика. При этом универсальная декорация Зиновия Марголина, основа пространственного решения постановки - абстрактная коробка-"раскладушка", свои стены-"лепестки" распускает раз за разом с шумом и скрипом, заглушающим оркестр - ряженой массовке на образующемся "подиуме" тесно. В первом акте коробка скрывает бревенчатую сторожевую башню - все, что осталось от салтанова Кремля (не считая ладьи, на которую садяся вместо добра-коня царь Салтан отправляется воевать).

А во втором сперва - как и полагается, по тексту Пушкина строго - дубок (у лукоморья, ага), ну тоже в лампочковых электрогирляндах, не без того, и обсаженный по нынешней моде на повсеместное благоустройство цветочной клумбой, но все же дерево деревом. Как вдруг откуда ни возьмись по слову Царевны Лебедь из-за кулис выезжают постройки гвидонова белого града Леденца - бесцветные, полупрозрачные "ледяные" (?) дома узнаваемой петербургской архитектуры 18-19 вв., а вслед за ними появляются и горожане, одетые подстать новому фону. При этом если Салтан (Александр Маркеев) выведен склонным к самодурству, окруженным наушниками и кликушами старорежимным бородачом, вдобавок пьющим (но вредительницы-бабки его нарочно подпаивают, чтоб поменьше на заморские чудеса велся), то Гвидон оказался принцем скорее из сказок Шарля Перро или братьев Гримм, чем Арины Родионовны.

Спектакль Тителя в МАМТе, не скрою, запомнился мне - думаю не пересмотреть ли, пока осталась возможность?... - более всего остального именно образом города Леденца, где его жители и являлись самим городом, отождествляясь с ним за счет головных уборов в виде городских построек, причем архитектура тех "шапок" была придумана сообразно литературному первоисточнику: "блещут маковки церквей и святых монастырей". От тех маковок в сценографии Зиновия Марголина остались обесцвеченные, полупрозрачные пластиковые купола, отсылающие к Петропавловской крепости и Исаакиевскому собору. Насельники же града во главе с царицей и царевичем переоделись на европейский лад, в камзолы и кринолины, нацепили пудреные парики (дамам в прически корабли вплетены - это уже какой-то Версаль времен Марии-Антуанетты...) - благодаря еще и отдаленному внешнему сходству Ильи Селиванова с Павлом Первым (допускаю, что ассоциация случайная, а при другом составе вовсе не возникла бы) волей-неволей царица Милитриса (Мария Лобанова) воспринимается как Екатерина Вторая.

Не уверен, что хронологическое и цивилизационное противопоставление двух актов, двух царств - Салтана и Гвидона - получится оправдать партитурой оперы, она в своей монотонности, по-моему, очень цельная; в либретто Бельского, допускаю, если покопаться, то фольклорную, стилизованную архаику первого акта и риторику, свойственную европейскому Просвещению, пробивающуюся (случайно ли, нет ли... - "просвещенья плоды" и т.п.) в текстах второго, развести можно. Плюс к тому, положим, и для Пушкина (хотя скорее для "Пиковой дамы" или "Арапа Петра Великого", нежели "Сказки о царе Салтане") это мотивы не совсем уж случайные, не с потолка взятые; и, главное, сам по себе ход - город Санкт-Леденец!.. - неожиданный, в чем-то парадоксальный, но не бессодержательный и уж точно занятный, цепляющий.

Да, "Сказка о царе Салтане" по музыке - и по характеру ее, и, я бы настаивал, по уровню, по качеству - далеко не "Хованщина".... Ну тем более интересно развернуть ее от чистой сказочности не к рудиментам сатиры (тогда не стоило спешить с закрытием серебренниковского "Золотого петушка", уж его-то сатирический пласт с годами только нарастал автоматически!) а в плоскость историософии "евразийского" толка, увидеть в сюжете и конфликт (но, тоже занятно, случайный, спонтанный, произвольный и вызванный злонамеренностью отдельных недобросовестных личностей - не фатальный, не роком предопределенный), и преемственность Российской Империи по отношении к Древней Руси; противостояние, но сближение и смычку "западничества" со "славянофильством"; слияние в финальном апофеозе модернизации и архаики. И тем обиднее, тем печальнее, что вне зависимости от степени осмысленности движения режиссера в этом направлении попытка "европейское поставить в параллель с национальным" оборачивается на каждом шагу безвкусной эклектикой и беспомощной мешаниной - жанровой, стилевой, а также и технологической.

Раззолоченные костюмы с кокошниками производят в комплекте с абстрактной раскладной конструкцией, равно и "волшебные" персонажи (Царевна Лебедь и коршуны, шмели и медузы) с придворными в париках, совсем не то воздействие, на которое, полагаю, рассчитывает и режиссер, и сценограф, и художник по костюмам - будто создатели спектакля заранее не договорились, как элементы оформления будут коррелировать между собой и с общей режиссерской концепцией, раз уж паче чаяния она тут у Франдетти возникла и проявилась с небывалой наглядностью. Одновременно избыточная пышность одежд мешает движениям артистов, а они как на грех на месте не стоят (хореограф - Ирина Кашуба): помимо кувыркающихся и упражняющихся в шаолиньских боевых искусствах древнерусских сказочно-былинных витязей и примкнувших к ним скоморохов (в первом акте) и бальных танцев императорских придворных (во втором) почтеннейшей публике представлен полет целого роя шмелей, тоже с переворотами через голову и всяческими даже не скоморошьими, а совсем уж аниматорскими кульбитами. Битва коршунов - их тоже много, стая налетела! - с царевной Лебедь происходит над сценой, разыгрывается как номер воздушной гимнастики. Ну и наконец, делу венец, в эпизоде "трех чудес" ростовая кукла-белка сотоварищи крутится в гимнастическом колесе, жонглируя шарами-"орехами". Я уже не говорю о "коронном номере" этого цирка дю солей пошиба новогоднего утренника - ходячих под симфоническое вступление ко второму акту рыбах, медузах и осьминогах (хоть и "машина времени", но, как ни крути, а бочка бочкой, пущенная на волю волн по морю-окияну) - стоит ли уточнять?... - обмотанных электрогирляндами.

Однако самый типичный момент - выход в "трех чудесах" богатырей: их одиннадцать, но у каждого по три головы - одна натуральная, две накладные по штуке на правом и на левом плече, перемножить - получаются положенные тридцать три (ну без дядьки...). И проблема тут, на мой взгляд, именно с головой... - в том смысле, что олдскульные, картинно-старомодные витязи в кольчугах и шлемах с накладными головами выглядели бы, пожалуй, остроумной, ироничной по отношению к заведомо игровой, фантазийной древности режиссерско-художнической находкой; но в том и беда, что они превращены в имперских гвардейцев, а трехголовые гвардейцы-"змейгорынычи", в европеизированных мундирах, при треуголках и соответствующей стандартам эпохи т.н. Просвещения амуниции - смотрятся либо уродливо (если так вышло случайно, без злого умысла), либо (но тогда еще ладно, даже, соглашусь, здорово) издевательски! Вместе с тем удручают, как бы помягче выразиться, простодушием сценки с рассказом заморских корабельщиков (здесь это иностранцы-европейцы) о чудесах в граде Гвидона - море они изображают с помощью скатерти на столе, все остальное такими же подручными средствами.

В результате постановка, очевидно в исходном замысле благонамеренная, рассчитанная на массово-семейную аудиторию, уж точно не предполагающая дискуссий эстетического, не то что идеологического плана, вышли для непритязательной детской сказки - чрезмерно навороченной, для серьезного заявления - противоречивой содержательно и сумбурной по форме; спектакль в тупое понимание "традиций" ни в какую не укладывается (ура!..), но вываливается из них то в трэшевую лубочность, то в попсовое эстрадно-цирковое шоу отнюдь не высшего сорта; в довершение картины поверх оркестра время от времени раздается чтецкий голос, воспроизводящий пушкинский текст, дублируемый титрами на сценографической коробке... Короче - "не мышонка, не лягушку".
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 576
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В цирке славного Салтана
Большой театр открыл оперный сезон
       
На новой сцене Большого театра прошла первая премьера сезона: «Сказку о царе Салтане» Римского-Корсакова поставил молодой режиссер Алексей Франдетти. Рассказывает Сергей Ходнев.

https://www.kommersant.ru/doc/4108936
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 576
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Премьера оперы «Сказка о царе Салтане» прошла в Большом театре
Екатерина Кретова

Дивный город Леденец, голос Чулпан Хаматовой, 33 богатыря как из «потешного войска» Петра

Первая оперная премьера нового сезона в Большом театре состоялась на Новой сцене: «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова в постановке Тугана Сохиева и Алексея Франдетти порадовала тех, кто хотел бы приводить на русскую классику детей без риска подвергнуться культурному шоку и обратиться в бегство после первого акта. «У меня сказка — так сказка», — сказал о своем сочинении сам Николай Андреевич. И постановщики не стали вступать с ним в эстетический спор.

https://www.mk.ru/culture/2019/09/29/premera-opery-skazka-o-care-saltane-proshla-v-bolshom-teatre.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 576
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Мохнатый шмель из ледяного Исаакия

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ
текст: Екатерина Бирюкова

https://www.colta.ru/articles/music_classic/22545-skazka-o-tsare-saltane-v-bolshom-teatre
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 576
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
ВАДИМ ЖУРАВЛЕВ

Сумерки богов. Быть у дуры на посылках. "Салтан" в Большом

О спектакле "Сказка о царе Салтане" в Большом театре

https://www.youtube.com/watch?v=h0j6IZC-6Dk
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 576
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пир горой: «Сказка о Царе Салтане» в Большом театре

Майя Крылова

https://www.classicalmusicnews.ru/reports/saltan-krylova/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 576
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Зиновий Марголин - о постановке "Сказка о царе Салтане"

Создатели спектакля явно восприняли эту сказку как совершенно морскую историю, не меньше, чем «Садко» или «Русалочку», а то и больше. Много корабликов, единственный транспорт Салтана – ладья, гости не просто заморские, а конкретно голландские мореплаватели в характерных костюмах и так далее. Но главное исторический подтекст: Салтан – вояка, правитель старого образца, Тмутаракань – его предел. А сын его Гвидон – дитя прогресса, к европейским ценностям приобщился, живёт в Петербурге. О некоторых деталях такого решения мы расспросили сценографа постановки Зиновия Марголина.

https://tvkultura.ru/article/show/article_id/350587
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 576
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Зачем «Сказке о царе Салтане» мюзикл и цирк

В новой постановке оперы Римского-Корсакова в Большом театре Царевна-лебедь не только поет, но и летает

01 октября 00:58 Петр Поспелов / Для Ведомостей

https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2019/09/30/812493-zachem-skazke-myuzikl
Che mai sento!