Автор Тема: "Золото Рейна" в КЗЧ  (Прочитано 416 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 452
"Золото Рейна" в КЗЧ
« : Ноябрь 03, 2019, 22:48:23 »
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
2019-10-31 01:07:00

"Золото Рейна" Р.Вагнера в КЗЧ: ГАСО, дир. Владимир Юровский, сол. Сергей Лейферкус, Йохан Ройтер...

Грандиозная работа, итог которой, при некоторых оговорках, превзошел ожидания. По крайней мере Всеволод Гривнов вопреки предубеждениям откуда-то изыскал голосовые ресурсы, давно, казалось, растраченные, хотя актерски, да и вокально превратил хитрого Логе в подобие "трикстера", персонажа не "Кольца нибелунгов", а скорее "Сорочинской ярмарки" (то-то и вышел в "красной свитке", ага), но все равно образ создал яркий, и выдержал его на одном высоком градусе, не сдувшись за два с лишним часа. Про Сергея Лейферкуса-Альбериха с Йоханом Ройтером-Вотаном и говорить нечего: первый - неизменно хорош в любом репертуаре, к тому же не нуждается в дополнительной предметной атрибутике, чтоб обозначить характер персонажа; второй - "темная лошадка" (солист Датской оперы, я его раньше не слышал и, видимо, он впервые приехал сюда) - какой-то совершенно оптимальный вагнеровский баритональный герой.

Причем мощь главных солистов оттеняла утонченность оркестра - развернутых симфонических картин, подобных "Смерти Изольды" или "Заклинанию огня", в "Золоте Рейна" нет, однако и немногочисленные, непродолжительные "программные" эпизоды (волны Рейна, наковальни гномов) Юровский будто из чистого золота отлил. А окончательно найдя в Асе Чащинской режиссера, отвечающего его собственным небесспорным представлениям о театральности, на сей раз, не в пример достопамятным "Скупому рыцарю" или "Маленьким трагедиям" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4029928.html

- Юровский не стал вынуждать, к примеру, того Лейферкуса ползать по амфитеатру в халате с кистями, рискуя здоровьем. Совсем без хуйни, конечно, не обошлось: золотистые картонки, которые сперва Альберих-Лейферкус, а затем Вотан и великаны пытались выдать за "сокровища", смотрелись несуразным детсадовским наивом - как только артисты сами не расхохотались, тасуя эти убогие квадратики? Но в целом отсутствие подтанцовок, дурацкой бутафории и избыточного мизансценирование в "постановке" Чащинской порадовало.

Певцов распределили в пространстве КЗЧ, что Юровский давно практикует, но редкий случай, когда освоение портиков и проходы исполнителей через партер если и не кажутся необходимостью, то предполагают какое-никакое художественное оправдание: "дочерей Рейна" поместили на правый портик (финал они пели уже из-за кулис), "великанов" на левый, Логе и в финале пра-богиня Эрда поднимались на эстраду из зала, туда же спускались по "радужному мосту" в свою Вальхаллу боги во главе с Вотаном. Со светом перемудрили - особенно когда на первых тактах Юровский дирижировал фонариком в кромешной тьме, а оркестранты, должно быть, едва разбирали ноты на пюпитрах под чахлыми лампочками - да и потом, вплоть до пресловутой "радуги" - но несмертельно, получилось как минимум не ужасно.

Кстати, Надежда Гулицкая, еще одно заведомо "слабое звено" в ансамбле и постоянная соучастница проектов Владимира Юровского (хотя перфекционизм не помеха дружбе лишь в теории, а на практике по-прежнему хороший человек - не профессия и уж тем более не артистический дар), партнерш по трио не подвела, они правда, и сами звезд с неба не хватали, но не напортачили, уже дело. Вообще состав солистов вышел относительно ровным, за парой буквально исключений. Откуда-то, из каких уж рейнов, всплыл Борис Рудак - раньше я часто на него попадал, но давно не слышал; и партия-то крошечная - но ближе к финалу у его персонажа Фро ключевая музыкальная реплика, как раз про "радужный мост", и она фактически "пропала", подпортил песню Рудак... Но хуже всех была Фрика-Александра Дурсенева, тоже партия не самая развернутая, но все же не настолько малозначительная, чтоб отдавать ее пожилой обладательнице расшатанного голоса и манер провинциальной Ярославны из театра оперы и балета с какой-нибудь очень Средней Волги.

Тем не менее достоинства исполнения настолько явно перевесили отдельные минусы, что, с одной стороны, без антракта прозвучавшая опера по ощущениям слишком быстро завершилась, я б дальше слушал и слушал; с другой, словно в "предвечерье" содержательно вместилась вся тетралогия "Кольцо нибелунгов" целиком! Недавно ходил на кинотрансляцию "Валькирии" Робера Лепажа из "Метрополитен-опера", еще и поэтому материал "не отпускает" - но не в последнюю очередь благодаря меццо-сопрано Анне Ларссон: партия германо-скандинавской пра-богини Эрды - крошечная, появляется ее героиня ближе к финалу с требованием к Вотану отдать магическое кольцо и пророчеством о "гибели богов" (при том что "Золото Рейна" венчает "радужный" апофеоз, а до "сумерек" много чего должно случится) - и музыкально не слишком выразительна, и ну вышла певица (тоже из партера по лесенке поднялась, спина к спине с дирижером волею постановщицы устроилась на подиуме), ну спела... наверное, и петь можно лучше, впрочем, вокал Анна Ларссон показала достойный; главное же - в несколько строк, включая короткий диалог с Вотаном, она осмысленно вложила весь трагический пафос Вагнера, и при этом очень сдержанно внешне его донесла.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 452
Re: "Золото Рейна" в КЗЧ
« Ответ #1 : Ноябрь 08, 2019, 20:48:42 »
М. Залесская

БЛЕСК СКВОЗЬ ТУМАН
«ЗОЛОТО РЕЙНА»: КОНЦЕРТ ИЛИ НЕ КОНЦЕРТ? ВОТ В ЧЁМ ВОПРОС!

http://muzlifemagazine.ru/blesk-skvoz-tuman/?fbclid=IwAR1mpsZ_qdvY1ubizQuPyp9IVhP3aHOph4oxy41vLH8Zfdd5kddHT0RYlGU