Автор Тема: Святослав Рихтер (1915-1997), великий русский пианист  (Прочитано 1432193 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 650
Меня попросили выложить запись с концерта 21/02/60 – Прага, Дом артистов «Рудольфинум», к 150-летию со дня рождения Фредерика Шопена.
Пока получился фрагмент концерта

Polonaise - Fantasy in A-flat, Op.61

Etude No.1 in C, Op.10
Etude No.2 in a, Op.10
Etude No.3 in E, Op.10
Etude No.4 in c-sharp, Op.10
Etude No.10 in A-flat, Op.10
Etude No.11 in E-flat, Op.10
Etude No.12 in c, Op.10
Etude No.5 in e, Op.25
Etude No.6 in g-sharp, Op.25
Etude No.7 in c-sharp, Op.25
Etude No.8 in D-flat, Op.25
Etude No.11 in a, Op.25

[Etude No.12 in c, Op.25]

плюс несколько прелюдий и фуг Шостаковича (студийная запись, сделанная в Праге) - 3-4/12/56:

https://yadi.sk/d/HafNrRWUgmnCL

Оффлайн pvn1706

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 12
А что об этом они бы сказали:
https://yadi.sk/d/BcEmQQzLgk5rC

(21/02/60 - Прага) ?

В метаданных файла указан 1956 год

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 650
А что об этом они бы сказали:
https://yadi.sk/d/BcEmQQzLgk5rC

(21/02/60 - Прага) ?

В метаданных файла указан 1956 год

Замечание интересное. Дело в том, что Рихтер 14/06/56 в Праге, в Доме искусств Рудольфинум, играл на бис Этюд оп.25/12. Вот программа того концерта:

SCHUBERT
Piano Sonata No.17 in D, D.850, Op.53 (2) (PRAGA PR 254 031 (CD)**)
----------------------
Annees de Pelerinage - 1st Year - Switzerland - No.6 - Vallee d'Obermann (4)

Etudes d'execution transcendante No.1 - Preludio (1)
Etudes d'execution transcendante No.2 - in a (3-4)
Etudes d'execution transcendante No.3 - Paysage (2)
Etudes d'execution transcendante No.5 - Feux follets in B-flat (1-2)
Etudes d’execution transcendante No.11 - Harmonies du soir in D-flat (1)

Mephisto Waltz No.1 (2-3)  (РТ)*

[Valse oubliee No.1 in F-sharp (1)

CHOPIN
Nocturne in F, Op.15/1 (2)
Etude No.12 in c, Op.10 (5)
Etude No.1 in C, Op.10 (4)
Etude No.12 in c, Op.25 (4)

DEBUSSY
Images - (SET II) - 1. Cloches a travers les feuilles (4)
Preludes, Book I - No.5 - Les collines d'Anacapri (4)

RACHMANINOFF
Prelude in g-sharp, Op.32/12 (1)]

Хочу обратить внимание участников, что в то время он выставлял себе оценки (они в скобках). Результаты что-то не очень.  :)
Как видите, в этом концерте этюдов Шопена гораздо меньше, чем 21/02/60. Неужели бис с выложенного диска записан 14/06/56 и приклеен к записям 21/02/60? Сейчас трудно что-либо сказать. Теоретически такая возможность существует, т.к. концерт 14/06/56 тоже записывался, что видно из списка: соната Шуберта издана официально, а Мефисто-вальс существует в виде РТ-записи.

Выкладываю также недостающее первое отделение 21/02/60:
CHOPIN
Ballade No.1 in g, Op.23
Ballade No.2 in F, Op.38
Ballade No.3 in A-flat, Op.47
Ballade No.4 in f, Op.52
 
https://yadi.sk/d/ogts5BERgnocU

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
   Сейчас по ТВ "Культура" идёт передача Г.Писаренко. Она рассказывает, хотя и не так много, о Н.Л.Дорлиак и С.Т.Рихтере. Очень живо и интересно.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 650

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 650
Сегодня, 10-го июня, исполняется 35 лет с того приснопамятного дня, когда я был представлен Рихтеру. Мои воспоминания помещены на рихтеровском сайте, но выкладывал ли я их здесь – не помню. Сделаю это сейчас, а если окажется, что они где-то уже есть, не обессудьте.

Киевский тетраптих Святослава Рихтера. Июнь 1980

Киевская филармоническая публика истосковалась по любимому залу. Вот уже который год он на ремонте. Oткрытие обещали в начале нового сезона. Вдруг стало известно, что это событие произойдет раньше – 7-го июня 80-го года, и предоставят сделать это Святославу Рихтеру! Не один концерт даст он, а целых четыре! Более того, именно мы, киевляне, станем свидетелями первого исполнения Рихтера и бородинцев с немецким контрабасистом Георгом Хертнагелем шубертовского квинтета “Форель”. Не буду описывать, чем было доставание билетов, причем обязательно на все концерты. Наконец они в кармане, и можно жить спокойно, с невыразимой радостью от скорой встречи с Музыкантом, его несравненным искусством.
На первый концерт приходим почти на час раньше – ведь событие особенное. Перед филармонией волнуется огромная толпа, многие без билетов. Милиции удается поддерживать порядок, но в воздухе чувствуется напряжение. Вдруг консерваторская молодежь находит решение - как муравьи, студенты карабкаются по пожарной лестнице на крышу, чтобы по другой лестнице спуститься к окну какого-то служебного помещения, осуществив на последней стадии опасный цирковой трюк, т.к. все это нужно проделывать над весьма глубоким рвом.
В фойе предвкушение праздника, каждый ощущает себя избранным. Наконец третий звонок, и вскоре уже звучит струнный квартет Шуберта. Да простится мне, но он воспринимается как “прелюдия”. Публика, при всех доброжелательных впоследствии отзывах об этом квартете, все же с нетерпением ждет продолжения, из-за которого, собственно, и пришла. Наконец второе отделение. Крышка рояля только слегка приоткрыта – должна сохраняться атмосфера “камерности”. Но эмоции слушателей приглушить невозможно – зал взрывается, услышав уже само ставшее музыкой или ее синонимом имя: “Святослав Рихтер”!
И вновь Шуберт - пятичастная (юношеская) Соната № 3, ми мажор, D.459. Не ошибусь, если выскажу предположение, что ее тогда услышали впервые и дилетанты, и профессиональные музыканты. Исполнитель смог донести непосредственность и обаяние молодости, уже отмеченные печатью гения. Приходила в голову мысль: “Кто еще решился бы исполнить такую внешне “невыигрышную”, но непростую по форме сонату? Кто бы смог так раскрыть ее стройность и законченность, так увлечь ею?” - Вопрос риторический. Поражаешься, насколько органичными были у него разные по форме и характеру шубертовские опусы. Эта музыка, затрагивающая нечто глубинное в душе, не являющаяся за исключением, пожалуй, одного лишь “Скитальца”, виртуозной по “внешним” параметрам, требует филиграннейшего владения инструментом, иначе малейшая оплошность разрушит хрупкий и прекрасный образ. Не должно быть никаких “склеек”, шероховатостей, прочих несообразностей. Техника должна быть такой, чтобы она не чувствовалась вообще, недопустим и намек на преодоление материала. Но ведь непосредственными, обаятельными шубертовские шедевры предстают и у других хороших исполнителей. Рихтеровский Шуберт, в полной мере и преизобильно обладая всеми перечисленными качествами, поражает гораздо большим – глубиной прозрений. Поражаешься откровениям композитора, ушедшего в столь молодом возрасте. В этом непостижимость гениальности! Но нужен был и другой гений, осмысливший и донесший великое наследие до нас. Какое колоссальное воздействие испытываешь, слушая, например, глубочайшие сонаты G-dur и посмертную B-dur в исполнении великого шубертианца! Прочтение надвременное, “окончательное”. Его искусство в целом, можно сравнить с айсбергом, поражающим гигантскими размерами и величием. Но, если задуматься, ведь невидимая-то, “подводная” часть гораздо объемнее и грандиознее. – Все это не так мысли, как их обрывки, посещающие во время антракта, а тем временем начинается следующее отделение – Квинтет!
Такого самозабвенного и радостного музицирования, такого одержимого духом творчества коллектива мне не приходилось слушать раньше. Все знают этот квинтет по крайней мере в записи, поэтому нет нужды описывать, как они играли. До сих пор помню улыбки на лицах соседей – в последней части хотелось прихлопывать, подпевать – полный восторг. Финал был исполнен на бис, публика долго не отпускала музыкантов. Думаю, многим знакомо такое послеконцертное состояние, когда не хочется идти домой, хочется обсуждать, вспоминать, делиться впечатлениями от особо поразивших фрагментов, хотя осознаешь, что слова здесь бессильны…
Следующий день был самым напряженным – два концерта. В двенадцать утра та же программа. Можно было внимательнее вслушаться в эту новую для себя сонату. Она начинала нравиться все больше. А квинтет снова прозвучал свежо и захватывающе.
О программе вечернего концерта знали накануне - Бетховен и Шуман. Но какие сонаты выберет Маэстро на сей раз? Пытались угадать. Вот и начало концерта. Ждем, что же объявит обаятельная ведущая. Какая неожиданность! – Первой прозвучит фа мажорная, соч. 10, №2 (Шестая). Признаться, она не числилась среди самых любимых мною бетховенских сонат. Куда больше меня интересовали последние или, скажем, "соседки" Шестой - Четвертая и Седьмая. Я отдавал должное имевшимся у меня записям, среди которых были “эталонные”, как считали некоторые критики. Скажу только, что все мои сомнения по поводу этой сонаты оказались напрасными. Маэстро обладал уникальным даром вести за собой. Как у него было все выстроено, какая необыкновенная ясность! О техническом совершенстве думать просто не приходилось, хотя, разумеется, в искрометном финале оно потрясало. Слушая финал понимал, что именно в таком темпе он и написан, и именно так достигается состояние радости и веселия! Прочтение разрушало прежние стереотипы, соната была открыта заново!
Не будучи музыкантом, я нуждаюсь в концертных исполнениях или записях. Часто бывало так, что хорошо зная иные вещи, все же не был удовлетворен их трактовками, интуиция подсказывала, что “предел” не достигнут. В таких случаях всегда пытался узнать, играет ли их Рихтер, а если играет, то как достать запись. Так было с великой сонатой “Hammerklavier”, но об этом позже.
После 6-ой – грандиозная ре минорная, соч. 31, № 2 (17-ая), с рихтеровской записью которой был хорошо знаком, но тут “живое” исполнение! В таких воспоминаниях нет места для обстоятельного анализа, да и не музыковед я. Но неправильно будет, если не поделюсь, что был свидетелем огромной драмы, созданной суровой и сильной личностью, композитором, победно шагающим из века в век и нашедшим достойного, конгениального интерпретатора, а мы были свидетелями удивительного союза двух гениев.
Второе отделение было посвящено Фантазии Шумана. У меня на слуху его запись, сделанная в Лондоне в 61-ом, каждый звук которой стал родным. Это романтика, но порой с отрешенно-аскетическим оттенком, чистотой, что-то больше эвзебиевское, по крайней мере, в крайних частях. Здесь же она наполнилась новым звучанием, стала выпуклее, насыщеннее, но осталось мощное организующее и созидательное начало, по которому безошибочно определяешь – это Рихтер!
Людям старшего поколения, бывавшим на концертах Святослава Теофиловича не надо рассказывать, как принимала его публика, об овациях сотрясавших залы, где бы он ни выступал. Даже не очень музыкальные люди, каким-то образом оказавшиеся здесь, понимали, что стали свидетелями необыкновенного явления, не укладывающегося в систему привычных “житейских ценностей”. А что говорить о знавших и любивших его искусство, для кого эти концерты становились потом ярчайшими воспоминаниями в жизни!
Без объявления прозвучали бисы - благородно исполненная 21-я прелюдия Шопена и прелюдия Дебюсси “Танец Пека” (Маэстро говорил “Пука”). Последнюю он сыграл неузнаваемо! Умом я, конечно же, понимал, что это “Танец”, и что “Пека”, но не представлял, что это может так звучать, хотя прекрасно был знаком с парижской записью 61-го года. Сотканное из невесомой паутинки, лучиков, бликов, дуновений ветерка исполнение превзошло все представления о возможностях фортепиано, человеческих возможностях, а для меня именно в тот вечер замечательная прелюдия была “закрыта”. На следующий день он сыграл ее снова и тоже с удивительным совершенством, но я уже был подготовлен. Программа последнего концерта была такой же, но не являлась механической копией, мы вновь стали свидетелями акта творения. На бис вместо Шопена был исполнен “Порыв” Шумана. Его интерпретация этой замечательной пьесы давно стала эталонной и оставалась такой всегда, какие бы изменения не претерпевала.
После концерта наша небольшая группка стояла во дворе филармонии. И тут мы увидели, как из служебного входа появляются бородинцы, присутствовавшие на концерте, а потом сам Маэстро, и все в хорошем настроении. Заметив стоявшего с нами своего старого приятеля, Всеволода Михайловича Воробьева, профессора киевской консерватории, он подошел и поздоровался за руку с ним, а потом с каждым из нас. Святослав Теофилович уехал в гостиницу, а мы долго шли по вечернему Крещатику, обсуждая услышанное и увиденное. Мне еще выпала честь провожать Маэстро на следующий день. Поезд уходил в семь сорок утра. Я приехал на вокзал несколько раньше. Появились сотрудники филармонии. Они волновались – произошла какая-то путаница с вагоном. Но где же Маэстро? Я увидел его, одиноко и спокойно шествующего по перрону - готовый сюжет для кисти художника. Глядя на него, вдруг понял: вот что значит “свободная личность”! Невозможно было представить, чтобы что-то пустое и суетное могло потревожить этого удивительного и необыкновенного человека. Тем временем провожающие успокоились, так как решили проблему с вагоном, а ничего не подозревавший Маэстро подошел к нашей группе. Будучи представленным ему Всеволодом Михайловичем, я выпалил: “Святослав Теофилович, Вы оказали определяющее влияние на формирование моего музыкального мировоззрения!” От неожиданности Рихтер схватился за голову: “Как это сложно!” Я понял, что сказал нечто неудобоваримое (чего только не бывает по молодости) и повторил более нормальным языком, что действительно приобщался к музыке благодаря его записям и концертам, тут же добавив, что уже много лет мечтаю услышать в его исполнении 29-ю сонату, забыв сказать, чью, но было и так понятно. “Какие трудные вещи Вы хотите слушать!” – снова схватился за голову Святослав Теофилович. “Я играл ее, играл, но это трудно, это очень трудно. Это одна их самых тру…, нет, это самая трудная вещь во всей музыке! Правда, Сева?” – “Вот поэтому и хочу услышать ее именно в Вашем исполнении!” – не унимался я. Но проводники уже начали торопить, надо было заходить в вагон…
Не спеша мы шли с вокзала, возвращаясь мыслями к волнующим эпизодам этих насыщенных дней, понимая, что стали свидетелями чуда, и имя ему Святослав Рихтер!

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Григ - Лирические пьесы (Осло, 1993)
http://youtu.be/MPZ-5KO8e3Y

Оффлайн Эрцог

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 91
https://www.youtube.com/watch?v=Z-c8WG2GTaI

С.Рихтер.

как прекрасно это. До диез мажорная.. сложнейшая, а у Рихтера льется как ручей.

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
29 июля 2015 20:00
Концертный зал радио "Орфей"
К 80-летию П. Шрайера.   
Концерт П. Шрайера и С. Рихтера. В программе произведения Ф. Шуберта. Запись из Белого зала Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина с фестиваля «Декабрьские вечера» от 10.12.1985г.
http://www.muzcentrum.ru/

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
В Москве появилась улица Рихтера - проектируемый проезд 6112 между Каширским шоссе и улицей Москворечье на юге города.

http://www.colta.ru/news/8077
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Antar

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 65
Случайно наткнулся на любопытную статью Ю.Борисова о Рихтере, Горовице и Плетневе. Не знаю, как для многих здесь, но она в свое время прошла мимо моего внимания.Написана в 2003-м (!!!) году для киевской газеты "День" http://www.day.kiev.ua/ru/article/kultura/chto-znaet-royal-chaykovskogo

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Sviatoslav Richter plays Tchaikovsky 2 Seasons and small pieces - video 1982
http://www.youtube.com/watch?v=R7EcrmbJ_6c

Оффлайн Эрцог

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 91
Сегодня день смерти С.Рихтера.

Оффлайн Antar

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 65
В фильме "Глинка" СТ в роли Листа играет , как известно, две вещи - "Рикорданцу"  и "Марш Черномора". Меня долгое время занимал вопрос - ведь для озвучки С.Т. должен был полностью записать обе фонограммы (по другому он не мог), чтобы потом использовать в монтаже. А могли ли они сохраниться? Или их порезали?  И где СТ делал запись - в том зале, где была съемка, а может в ДЗЗ? А вот рояль сохранился - сейчас он находится у подмосковного мастера-реставратора Алексея Ставицкого.Любопытную информацию об этом можно прочитать здесь http://mosregtoday.ru/upload/iblock/5c2/ENP_2015_08_11_N146_3571.pdf

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
В Москве появилась улица Рихтера - проектируемый проезд 6112 между Каширским шоссе и улицей Москворечье на юге города.

http://www.colta.ru/news/8077
   Удачно выбрано название. На этой улице расположена Детская школа искусств имени С.Т.Рихтера. В этой школе Рихтер играл в период с 1978 года по 1992 год. Всего дал свыше десяти концертов.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 650
В фильме "Глинка" СТ в роли Листа играет , как известно, две вещи - "Рикорданцу"  и "Марш Черномора". Меня долгое время занимал вопрос - ведь для озвучки С.Т. должен был полностью записать обе фонограммы (по другому он не мог), чтобы потом использовать в монтаже. А могли ли они сохраниться? Или их порезали? 
Однозначно сказать нельзя. Некоторое время тому назад разные люди задавали вопрос о существовании полного видео – 1-й Концерт Чайковского с Рождественским, отрывок из которого мы видим в фильме Монсенжона. Были догадки, что это запись с концерта и т.п. Я специально звонил Монсенжону и получил ответ, что это совсем не концертная запись, а фрагмент для снимавшегося фильма о Чайковском, который, кажется, так и не был закончен. Музыканты тогда сыграли только один небольшой фрагмент, а весь концерт или хотя бы 1-ю часть не исполняли полностью. Поэтому и с «Рикорданцей» могло случиться то же самое.
На днях пробовал найти программы петербургских концертов Листа, чтобы удостовериться, что он играл именно этот этюд. Ничего такого не нашел. Наткнулся на восторги наших музыкальных деятелей, слушавших короля пианистов, но в них ни слова об исполняемых произведениях! Как так можно писать? Хотя, если мне не изменяет память, Гейне об игре Паганини тоже ничего конкретного не поведал, ограничился эмоциями.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 650
По прослушании одесской передачи, посвященной 100-летию Рихтера, «Диалоги на Нежинской».
https://www.youtube.com/watch?v=JPV2OmlGFNY

Что-то роднит эту передачу с московской, «Загадка Рихтера», о которой уже писал.

Юрий Дикий (8’22”): «Играет, прямо скажем, не очень удачно – он об этом пишет. Удачно прозвучала 4-я Баллада.»

«Прямо скажем» может говорить только присутствовавший на том концерте, но никак не человек, пересказывающий слова Рихтера, например, из книги Монсенжона. Читать мы все умеем, книга доступна, поэтому человек, ее цитирующий никакими особыми знаниями не обладает. Мы принимаем к сведению слова самого Святослава Теофиловича, ему виднее, памятуя при этом о его беспощадной самокритичности.

Юрий Дикий (26’46”): «Я по сей день помню – соль-мажорная соната, соната Гайдна, как он играет четыре баллады…»

Я слышал воспоминания разных музыкантов старшего поколения, рассказывавших об отдельных произведениях в концертах Рихтера, не решавшихся перечислить всю программу – память подводила. Но ведь здесь «я по сей день помню»! Как же можно помнить то, чего не было в одном концерте?! Чья это «соль-мажорная соната»? Явно не Гайдна. Сонату № 54 in G, Hob.XVI:40 Рихтер впервые сыграл 21/10/86 в Нагано, а последний его концерт в Кишиневе состоялся 01/10/76. Скорее всего, рассказчик имел в виду 10-ю Бетховена, и то, что он забыл это указать, можно и простить – с кем не бывает! Но ведь четыре баллады он играл 01/03/60 (первый его приезд в Кишинев) вместе с 8-й Моцарта и 7-й Бетховена. Гайдна No.62 in E-flat, Hob.XVI:52 он играл на следующий день, но Шопен был другой – Полонез-фантазия, 5 этюдов оп.10, 10 прелюдий Рахманинова и еще три на бис. Ну а 10-ю Бетховена в Кишиневе Рихтер играл, но уже 14/06/63, вместе с сонатами №№9, 11. Во втором отделении были прелюдии и фуги Шостаковича, 6-я Соната Прокофьева и Мимолетности на бис. Не буду утомлять перечислением всех семи кишиневских концертов. Повторяю, человек вполне может ошибаться, но странно в таком случае слышать «я по сей день помню».

Феликс Кохрихт, ведущий, говорит (38’50”):
«… и эта нелюбовь, даже ненависть к матери, которую он боготворил в детстве.»

Думаю, нужно иметь такт и воздержаться от таких крайностей – «ненависть». Не дело постороннего человека пытаться объяснять, что творилось в душе Рихтера. На подобные мысли и, тем более, заявления должно быть наложено табу. И это не обсуждается.

Владимир Александрович Смирнов:
«моя мама уехала в 41-м году, то есть, он солгал…»

Я могу себе представить, что так позволительно было бы сказать иностранцу, не чувствующему оттенков языка, но здесь не тот случай. Рихтер не обладал полнотой информации, и за это никак нельзя называть его лжецом.

45’30” – «Он по десять раз в день менял мнения.»

Это заявление навеяно рассказом Башмета. «Десять» - явный перебор, сказано на эффект, но непонятно, о каких мнениях шла речь. Можно себе представить, что о погоде в течение дня мнение может измениться, о прослушанной записи – сколько угодно (сам изредка за собой замечал). Здесь же создается впечатление чуть ли не о некоей беспринципности. Нет конкретных примеров, и лично я к подобным вещам отношусь с подозрением.
Охотно верю, да и раньше имел некоторое представление, что Рихтер, любя театр, сам создавал его вокруг себя, увлекая людей из своего окружения. Недалекий человек усмотрит в этом манерность и вообще все, что угодно (в меру собственной недалекости). В таком случае лучше не браться судить о гении и, тем более, судить его. Участники передачи вроде бы и не судят, но акценты расставляют, как мне представляется, не те. Вот еще случай с растоптанными очками и его истолкование Башметом. Ну и что, что он привез линзы Рихтеру? А что прикажете топтать в ГМИИ? Картины? Не представляю, чтобы у Маэстро была под рукой иная удобная для топтания вещь. А как тогда объяснить учиненный им разгром квартиры, описанный Монсенжоном?
Пишу это и чувствую себя вовлеченным в не весьма чистоплотную работу по вылавливанию блох. Но зачем всем этим заполнять передачу, длившуюся час 16 минут? Неужели одесситам нечего поведать действительно интересного, принципиально «одесского»? Что-то, безусловно, прозвучало, за что им спасибо, но уверен, можно было бы найти более содержательные темы. Ведь Рихтер играл на двух роялях 2-й Концерт Прокофьева с упоминавшейся в передаче Людмилой Наумовной Гинзбург! Какой мог быть потрясающий рассказ! 

А теперь «догадка» В.А.Смирнова, поддержанная Диким. Это вообще ни в какие ворота!

46’45” – Рихтера начали обрабатывать.

Как говорят, с этого места поподробнее. Извольте давать четкие определения, говоря о таких серьезных вещах. Ни одного факта, одни домыслы, принимаемые безоговорочно. Что значит «обрабатывать»? Каков результат этой «обработки»? Его сделали своим агентом? Доносчиком? Слово брошено, а там думай, что хочешь. И ведь хочется иным деятелям! Я несколько раз прослушал это место. Совершенно бессвязный рассказ, закончившийся перескакиванием на надоевшую тему Рихтер-Гилельс. Никаких выводов о результатах «обработки» так и не сделали. Хотя нет, Рихтер побывал в осажденном Ленинграде. «Спецслужбы» ему этот концерт устроили? Но почему же по заявлению Дикого его там чуть не арестовали? Хорош агент! Или службы плохо сработали? В фильме Рихтер говорит, что ему было предписано покинуть Ленинград после концерта. Об аресте речь не шла. Люди, рассказывающие подобные небылицы, претендуют на особое знание, как если бы они были очевидцами. Ни дать, ни взять – Воланд за колоннами иродова дворца.
Еще раз повторю, что что-то из одесских мотивов меня заинтересовало, но манеры рассказчиков, искажения фактов, странные оценки и даже дикие домыслы – никак не украсили такую нужную и обещавшую быть интересной передачу из одного из родных городов великого Музыканта.

Оффлайн rethcir

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 78
На днях пробовал найти программы петербургских концертов Листа, чтобы удостовериться, что он играл именно этот этюд. Ничего такого не нашел.
Я.Мильштейн - Ф.ЛИСТ - Том 2


Оффлайн Antar

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 65
В фильме,конечно же,натяжка. "Рикорданцу" СТ играет в 3-й редакции, которая относится к 1851 году, и, соответственно, никак не могла быть исполнена в том концерте. Непонятно, как такой предельно педантичный человек, тем более в отношении всего, что касалось музыки, и вообще ненавидевший всяческую халтуру, допустил такую промашку... Может забыл дату ,или ему надо было дать по сценарию образец салонно-концертной пьесы и СТ посчитал что "Рикорданца" как нельзя лучше подходит для этого, тем более и звучит там всего- ничего - финальные пассажи... Отсюда понятно, что ни программы того времени, ни критические статьи никаких данных об этой вещи не содержат.   

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
В Москве появилась улица Рихтера - проектируемый проезд 6112 между Каширским шоссе и улицей Москворечье на юге города.

http://www.colta.ru/news/8077
   Пока что эта улица имеется лишь на карте Москвы. На днях я прошёлся по ней, и не узрел ни одной таблички с таким названием. Детская школа искусств имени С.Т. Рихтера имеет прежнюю нумерацию: Каширское шоссе, д. 42, корп. 3.
   Может быть, коллектив школы похлопочет, и на школьном здании (отнюдь не типовой архитектуры) появится табличка с новым названием улицы: "Святослава Рихтера", и зданию присвоят номер: "1" или "2"?

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 650
Re: Святослав Рихтер (1915-1997), великий русский пианист
« Ответ #4270 : Сентябрь 01, 2015, 08:20:23 »
«Мелодия» издаст неизвестные записи Святослава Рихтера к его юбилею

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/590327#ixzz3kSetLhdT

Собрание из 50 дисков включает фонограммы концертых выступлений и домашних репетиций пианиста
В октябре в честь столетия Святослава Рихтера фирма «Мелодия» выпустит собрание фонограмм его концертов на 50 дисках «Святослав Рихтер. Юбилейное издание». В него вошли ранее не издававшиеся записи двух произведений в исполнении Рихтера: Сонаты № 2 Ля мажор Кароля Шимановского и «Патетического концерта» для двух фортепиано Франца Листа (партию первого фортепиано исполняет Антон Гинзбург).

Помимо сольных произведений, в собрании представлены концерты для фортепьяно с оркестром и записи камерной музыки с Давидом Ойстрахом, Мстиславом Ростроповичем, Олегом Каганом, Наталией Гутман, Юрием Башметом, а также с Ниной Дорлиак, включая уникальную фонограмму домашней репетиции музыкантов.

PR-директор «Мелодии» Карина Абрамян рассказала «Известиям», что подобных изданий нет на музыкальном рынке.

— На наш взгляд, этот раритет придется по вкусу меломанам и коллекционерам. Работа над реставрацией и ремастерингом пленок (процесс обработки фонограмм, позволяющий улучшить их звучание при воспроизведении на звуковоспроизводящих устройствах. — «Известия») идет уже более полугода, потому что звук играет определяющую роль для ценителей музыки. А вступительное слово к юбилейному изданию написали знаменитые пианисты Дмитрий Башкиров и Владимир Ашкенази, — отметила Абрамян.

Записи Святослава Рихтера — бестселлер фирмы «Мелодия». Так, в 2014 году бокс из 4 CD «Рихтер играет Шуберта» возглавил рейтинг продаж лейбла в Европе, Азии и Америке. А на рынке виниловой продукции в число лидеров неизменно входит пластинка «Людвиг ван Бетховен. Святослав Рихтер».

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 650
Re: Святослав Рихтер (1915-1997), великий русский пианист
« Ответ #4271 : Сентябрь 19, 2015, 22:28:39 »
Не раз получал вопросы о возможных обновлениях знаменитой дискографии Атеша Танина. Они были, но он их почему-то на официальных ресурсах не выкладывал, посылал только друзьям. Теперь он проинформировал о новейших изменениях в дискографии (13/09/2015) участников форума почитателей Рихтера на Yahoo и разрешил мне дать ссылку на нашем форуме, что я с удовольствием делаю:

http://at-sr-eg.wix.com/recorded-pianists

Хочу проинформировать о некоторых изменениях в обозначениях. Теперь (РТА) – неофициальные аудио записи, (PTV) - – неофициальные видео записи.

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 186
Re: Святослав Рихтер (1915-1997), великий русский пианист
« Ответ #4272 : Сентябрь 21, 2015, 08:57:45 »
Спасибо! Жаль только, что последние записи Этюдов Шопена датированы 1989 г. Было бы интересно послушать - как их Рихтер играл в последний год своих выступлений.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 650
Re: Святослав Рихтер (1915-1997), великий русский пианист
« Ответ #4273 : Сентябрь 23, 2015, 09:15:53 »
Спасибо! Жаль только, что последние записи Этюдов Шопена датированы 1989 г. Было бы интересно послушать - как их Рихтер играл в последний год своих выступлений.

Большинство этюдов ор.25 он закончил играть в 89-м. Исключение –

Etude No.8 in D-flat, Op.25
* 22/08/92 - Asolo - Live - (PT)* Chiesa di  San Gottardo. XIV Festival Internazionale Incontri - encore
24/08/92 - Portogruaro. Estate Musicale a Portogruaro.
Duomo Concattedrale san Andrea - encore

Даты последних концертов, в которых были исполнены некоторые этюды ор.10:

* 03/04/89 - Polling - Live - (PT)* (вблизи Вейльхейма). Bibliotheksaal Polling.
12/03/90 - Marseille. Auditorium de la Faculte de Medecine. Концерт, посвященный памяти Пьера Барбизе.

15/01/95 - Santander. Santuario de la Bien Aparecida
18/01/95 - Santander. Sala Argenta
01/02/95 - Lissabon. Centro Cultural de Belem - Grande Auditorio
04/02/95 - Evora. Teatro Garcia de Resende

P.S. Странно, что Танин убрал звездочки возле (РТА)-записей. Раньше было понятно, что отсутствие звездочки означало, что о существовании записи он знает, но ее у него нет. Таким образом, было, например, известно о существовании некоторых поздних мадридских записей. Они до сих пор недоступны. Точнее, один коллекционер как-то уклончиво предлагал их достать взамен на видео какой-то репетиции Соколова. Какое видео – он точно не объяснял. Я пробовал предлагать ему другие раритеты, но безрезультатно.

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 186
Re: Святослав Рихтер (1915-1997), великий русский пианист
« Ответ #4274 : Сентябрь 23, 2015, 10:32:54 »
Если говорить о 1995 годе - обратил внимание, что в списке фигурируют записи "Отражений" и "Вальсов" Равеля, 2 Сонаты Прокофьева, а также Сонат Гайдна №№42, 47 и 51 (по Хобокену). Причем это - единственная запись 47 Сонаты!