Автор Тема: Святослав Рихтер (1915-1997), великий русский пианист  (Прочитано 1165062 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 396
    • Русское исполнительское наследие на CD
Можно ли поздравить нас с появлением еще одной записи Рихтера?

Да, скорее всего, это из "26/02/48 - Moscow. БЗК". 

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 396
    • Русское исполнительское наследие на CD
Посмотрел эл. каталог "ГТРФ-Аудитория" - там указаны по этому концерту только те произведения, которые у Вас отмечены звёздочками. Каталог, правда, очень неполный и старый, я даже удивился, что он ещё работает (искать там крайне неудобно). Ноктюрна там не нашёл. Единственное, что приходит в голову - он может храниться в виде вымонтировки как отдельный документ.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 584
Единственное, что приходит в голову - он может храниться в виде вымонтировки как отдельный документ.
Возможно, причина в том, что это бис.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Выставка "Шостакович - Рихтер. Вариации на тему эпохи" открывается в Москве

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/moskva/3772189
« Последнее редактирование: Ноябрь 10, 2016, 23:14:46 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 709
Выставка уже открылась. Вот впечатления Н. Зимяниной:
https://www.facebook.com/natalya.zimyanina/posts/850101161793600

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Выставка уже открылась. Вот впечатления Н. Зимяниной:
https://www.facebook.com/natalya.zimyanina/posts/850101161793600
   Эти впечатления заканчиваются так: "На снимке: Святослав Рихтер и Дмитрий Шостакович в артистической после премьеры Пятнадцатой симфонии в Большом зале консерватории 8 января 1972 г. Из архива Д. Шостаковича".
   Я вспомнил рассказ одного слушателя, посетившего эту премьеру.
 = Когда исполнение Сифонии закончилось, и зазвучали аплодисменты, Рихтер, продолжая аплодировать, встал в знак уважения к автору. Вслед за ним поднялся и весь зал. Рихтер... дирижировал публикой!". =

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 584
Выставка уже открылась. Вот впечатления Н. Зимяниной:
https://www.facebook.com/natalya.zimyanina/posts/850101161793600
Интересно было прочитать. Но удивило: «Так же действуют и ноты, лежащие на рояле в зале. Они открыты на ми-мажорной Сонате Шуберта, девочки сказали, это последнее, что стояло у Рихетра на пюпитре на даче на Николиной Горе, именно вот на этих страницах.» Бывая в квартире-музее, я видел их не лежащими, а стоящими на пюпитре и всякий раз проверял, открыты ли он на страницах 48-49. Считаю это важным – сохранить всё, как было.
Чувствую за собой вину – до сих пор не набрал в doc-формате дневники Виктора Зеленина. Он был до последнего дня с Маэстро. Его записи должны прочитать все любящие Святослава Теофиловича.

Шуберт. Соната No.3 ми мажор, D.459, ноты, стр. 48-49 (фотография сделана мною в июле 2005-го года перед Тарусским фестивалем): 
https://yadi.sk/i/qnvHNrjayTGZH

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 584
   Эти впечатления заканчиваются так: "На снимке: Святослав Рихтер и Дмитрий Шостакович в артистической после премьеры Пятнадцатой симфонии в Большом зале консерватории 8 января 1972 г. Из архива Д. Шостаковича".
Если бы они так заканчивались, было бы вполне нормально. Сегодня перед тем, как написать предыдущее сообщение, зашел на ФБ и увидел не очень приятную, да еще в такой теме, переписку Зимяниной и Де-Клерк. Всегда знаю, что там, где выясняют отношения женщины, бесхитростным мужикам делать нечего. Но вот в конце последовало заявление Зимяниной:
«Да, и я совсем забыла: где Рихтер - там скандал. Боже мой, как я могла это забыть! Стереть, что ли, все это к чертовой матери? Вот еще один пример того, как за уже ушедшим человеком тянется след его непростой судьбы».

Не могу ответить на ФБ – у меня нет таких возможностей, это связано, наверное, с настройками на ее странице. На ФБ на эти мерзкие слова не отреагировали. Вынужден отвечать здесь. Собственно, что отвечать? Считал ее раньше «нашим» человеком. Дружила она с достойнейшей Ираидой Тимофеевной Бобровской, которая о ней хорошо отзывалась. Известна пластинка, подготовленная Зимяниной и изданная «Мелодией», о комнате Рихтера в школе Искусств на Каширском шоссе. Некоторое время тому назад мы переписывались, перезванивались. Ну что же, это не первый человек, имеющий отношение к рихтеровской теме, с которым я порываю отношения.
И что это за тянущийся «след непростой судьбы»? Разве что такие вот критики и критикессы (недавно в другой теме вспоминали) хотят пристегнуть выдуманный их бредовой фантазией шлейф. Не выйдет!

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 584
Наткнулся в интернете на переработанный вариант издания: Бродский Н. Нюансы музыкальной Москвы. Иерусалим, 1991. Интересно было почитать о прославленных музыкантах, но что-то вызвало недоверие и даже неприятие.

О Рихтере, с которым, начиная с его приезда в Москву в 1937 году, мы были на одном курсе. В годы нашей учебы иллюстрации по истории музыки и анализу форм обычно играл Слава Рихтер. Все это читалось им с листа и звучало просто захватывающе. Часто раздавались аплодисменты. Возникала атмосфера концерта. Я заметил, что впервые исполняемое он играл более увлеченно, чем произведения, над которыми работал. Партитуры он играл так же феноменально, как изложение для фортепиано. Был он прост, обаятелен. В нем были детская застенчивость и поразительная скромность. О себе он никогда не говорил и вообще нисколько не отличался от остальных студентов.
Курс наш оказался на редкость дружным. Мы вместе проводили время, отмечали праздники в своем кругу, среди однокашников.
Пришла война. Курс рассыпался. Мы получили дипломы в разное время. Но осталась дружба. Остались встречи. Они стали обязательны и святы. Собираясь вместе, мы были счастливы: мы как бы молодели и смеялись взахлеб, как дети.
Для меня наша встреча за месяц до моего выезда стала прощанием. Собрались мы тогда на новой квартире Рих¬тера. Он стоял у двери в цилиндре и каждого встречал пи¬столетным выстрелом. Это был салют. Ко мне подошел Леня Живов. Сказал: «Как ты можешь уехать, оставив то дорогое, что мы имеем?» Стало тяжело до слез. Я не мог ответить.
Встречи продолжаются. Почта приносит письма и фото. Идет время, уходят люди, стареют лица. Грустно... Недавно пришло приветствие от Славы Рихтера, старого «одноклавишника» нашего удивительного курса...


А вот в этом что-то искусственное:

Вспоминаю, как Рихтера, уже прославленного музыканта, заставили играть на Всесоюзном конкурсе.

Читаешь, и чувствуешь злую волю НКВД. И Генрих Густавович, рекомендовавший выступить, тоже был под влиянием той страшной организации?
И уж совсем неискреннее и необъективное в оценке известного полонеза Шопена ля-мажор,кстати,входившего в репертуар Рихтера. И это только потому, что он нравился Сталину?

Сталин заметил, что ему у Шопена очень нравится одна вещь с «переливами». Названия он не помнил. Рядом стоял рояль, и Гилельс сел искать «переливы». Начал наигрывать одно, другое, и так прошелся по всему Шопену. Оказалось, что это Полонез ля мажор. Действительно, там первые фразы заканчиваются «переливами». Полонез ля мажор — самое бессодержательное из произведений Шопена. Он помпезно-декоративный, и его часто исполняют духовые оркестры.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Наткнулся в интернете на переработанный вариант издания: Бродский Н. Нюансы музыкальной Москвы. Иерусалим, 1991. Интересно было почитать о прославленных музыкантах, но что-то вызвало недоверие и даже неприятие.
...........................
А вот в этом что-то искусственное:
Вспоминаю, как Рихтера, уже прославленного музыканта, заставили играть на Всесоюзном конкурсе.
   До участия в том конкурсе Рихтер был известным, для кого-то обожаемым, но никак не прославленным музыкантом. Биографы отмечают, что именно начиная с того конкурса и пошла прославленность Рихтера.
   Никогда до того, ни после Рихтер ни в каких в конкурсах не участвовал.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 584
   До участия в том конкурсе Рихтер был известным, для кого-то обожаемым, но никак не прославленным музыкантом. Биографы отмечают, что именно начиная с того конкурса и пошла прославленность Рихтера.
   Никогда до того, ни после Рихтер ни в каких в конкурсах не участвовал.
Захотелось еще раз услышать рассказ Рихтера из фильма Монсенжона о начале творческого пути.

В сорок первом, тридцатого декабря, я в Большом зале первый раз играл концерт Чайковского, Первый, и как-то немножко утвердился.

Ну да, в Москве, наверное, он уже становился весьма известным музыкантом, но вряд ли эта известность была на уровне всего СССР. Но, n-ый слушая сейчас этот рассказ, я вдруг понял, что Рихтер ошибается – было это 30/12, но 1940-го года. Тогда дирижировал Константин Иванов. Вскоре – даты в тетради Рихтера нет – он сыграл этот концерт с Мелик-Пашаевым. Ну, а далее в фильме Монсенжона Рихтер продолжает: «… и потом в марте я же играл Пятый концерт Прокофьева под управлением автора.»
Действительно, 09/03/1941 в КЗЧ состоялся этот концерт. Можно представить, что выступление с Прокофьевым должно было обратить на себя внимание. Далее концерты исключительно в Москве в 41-м, 42-м и 43-м. Только 03/08/43 состоялся его концерт в Тбилиси, а потом в разных городах на Кавказе.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 584
Получил письмо от Читателя, который, увы, не может здесь публиковать свои сообщения. С его согласия выкладываю это письмо.

Мне представляется, что большую роль в известности Рихиера как раз сыграли выступления в военные годы. И прежде всего на радио. Как написал в своей книге воспоминаний музыкальный редактор Всесоюзного радио К.Х.Аджемов, Рихтер тогда много играл на радио (а тогда на радио нужно было играть прямо в радиостудии перед микрофоном, ибо записей тогда почти не делалось). А радио в виде черной тарелки (я еще успел застать в 1950-е такие "тарелки") было чуть ли не в каждой квартире и обычно практически не выключалось, ибо там же можно было услышать сводки информбюро, объявления о воздушной тревоге и др. Можно также напомнить, что в концерте по случаю 24-й годовщины Октябрьской революции в 1941 году, состоявшемся после знаменитого парада на Красной площади и торжественного заседания, проходившего на этот раз на станции метро Маяковская, наряду с другими известными артистами выступил и молодой Рихтер.

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
Хотелось бы узнать подробности от знающих. Рихтер в консерватории, как известно, говорил про экзамены в консерватории "я ничего не сдал". Насколько это абсолютно? Нейгауз, кажется, был ректором МГК 1936-37 и поэтому, вполне  реалистично, он "все обустроил". Но экзаменов при обучении нескольких лет, разумеется много. Очень много. Если не обращать внимание на предметы-специальности, там есть всегда еще куча других. Вот я и интересуюсь. Какие достоверные данные есть на счет насколько действительно "ничего не сдал". Трудно поверить, даже с учетом того, это Рихтер, он реально абсолютно ничего не сдавал все годы обучения. Что говорят документы (сохранившиеся) в МГК и, быть может, люди? Реально не сдал ни одного экзамена по историям кпсс, коммунизмам, лекциям по искусствам и т.д? Куча левых предметов...

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 584
Просматривал старые письма на компьютере, а среди них что-то из нашей переписки с Вадимом Могильницким. Вообще судьба подарила мне благодаря любимой теме добрых друзей, два из которых – Вадим и Витя Зеленин, и обоих, увы, нет.В те далекие годы читал книгу Вадима и недоумевал, откуда у него столько записей на слуху? Особенно мне было завидно, что он хорошо знает листовскую программу, изданную на REVELATION. Теперь это все у меня есть, и даже более того, но в те годы… Даже не представлял себе, что через несколько лет мы станем друзьями, ни разу лично не встретившись. Мы обменивались старорежимными бумажными письмами да еще редкими телефонными звонками – я звонил в далекий Челябинск. Он был заметно старше меня, но почти сразу же по телефону предложил перейти «на ты», добавив при этом: «Сколько той жизни?» Мне приятно, что в написании второй его книги «Рихтер-ансамблист» мне удалось оказать существенную помощь по части репертуара, дат концертов и проч. Книгу эту я получил по почте, но без автографа – Вадим уже покинул нас, а посылку отправила его жена. Сейчас декабрь, месяц его кончины, и произошло это 3-го числа 2012-го года. В память о друге выкладываю две его книги о нашем общем любимом музыканте и человеке.
В.А.Могильницкий. «Святослав Рихтер»:
https://yadi.sk/i/nCeXKdo333msD9

«Рихтер-ансамблист»:
https://yadi.sk/i/SHee9uHY33ms4W

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Получил письмо от Читателя, который, увы, не может здесь публиковать свои сообщения. С его согласия выкладываю это письмо.
...Можно также напомнить, что в концерте по случаю 24-й годовщины Октябрьской революции в 1941 году, состоявшемся после знаменитого парада на Красной площади и торжественного заседания, проходившего на этот раз на станции метро Маяковская, наряду с другими известными артистами выступил и молодой Рихтер.
   Тут необходимо сделать уточнение. Упомянутое торжественное заседание состоялось не после парада на Красной площади 7 ноября, а накануне, 6 ноября 1941 года.
   Кое-что об этом заседании можно найти здесь:
http://www.e-reading.club/chapter.php/55225/72/Sudoplatov_-_Raznye_dni_taiinoii_voiiny_i_diplomatii._1941_god.html

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 584
Случилось так, что мне пришлось на ученическом уровне освоить методику создания сайтов. Я, естественно, выбрал свою главную тему. Что и как получилось, судить не мне. Итак, я приглашаю желающих посетить новый сайт, посвященный Святославу Рихтеру:

https://svrichter.jimdo.com/

Там и форум есть. Регистрируйтесь, пишите.

Оффлайн keril

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 26
Юрий, спасибо за замечательный и интересный сайт!

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 584
У меня есть несколько статей о Рихтере на французском. Вот, если бы кто-нибудь смог их перевести. Одна из статей:

Le Monde de la Musique, 1985
https://yadi.sk/i/C-dx059Z35in57

https://yadi.sk/i/72k1xywB35inDo

https://yadi.sk/i/b9z9wyw835inL2

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 404
У меня есть несколько статей о Рихтере на французском. Вот, если бы кто-нибудь смог их перевести. Одна из статей:

Le Monde de la Musique, 1985
https://yadi.sk/i/C-dx059Z35in57

https://yadi.sk/i/72k1xywB35inDo

https://yadi.sk/i/b9z9wyw835inL2

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 404
А кто этот Эрик, с которым он беседует?

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 584
А кто этот Эрик, с которым он беседует?
Не знаю, но постараюсь спросить Монсенжона.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 584
Вот что рассказывает Святослав Теофилович в фильме Монсенжона о намерении поступать в класс Нейгауза:

«Мне просто ужасно понравилось, как он играл и как он себя вел. И я поехал туда, чтоб поступать в консерваторию, учиться у него, у него, да, да, да.» 

Сейчас я наткнулся в сети
https://www.youtube.com/watch?v=gPSNlPfWtkk

на интересное свидетельство Людмилы Наумовны Гинзбург о приезде Генриха Густавовича в Одессу, о данном им уроке, на котором он с Людмилой Наумовной разбирал сонату си минор Шопена. Урок длился четыре часа! Там же присутствовал Теофил Даниилович Рихтер, и на следующий день он сказал: «Пошлю Светика к Нойхаузу». Бесценное свидетельство от первого лица! По крупицам воссоздается общая картина.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 396
    • Русское исполнительское наследие на CD
Январь (У камелька), Декабрьские вечера, 1982 г. (видео)

https://www.facebook.com/gosteleradiofond/videos/716835151825802/

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 584
Январь (У камелька), Декабрьские вечера, 1982 г. (видео)

https://www.facebook.com/gosteleradiofond/videos/716835151825802/
Спасибо большое! Замечательный новогодний подарок, как раз зимняя тема. Хорошо помню сообщения в программе «Время» в те дни о новом фестивале. За кадром звучала музыка – именно «Январь». Потом появилось видео концерта (4/1/1982), но без этой пьесы. Гораздо позднее кто-то достал и выложил «Январь» в аудио варианте, но видео даже в 80-е не удалось увидеть. Может быть, москвичам повезло больше. Но до сих пор нет «Ноября». Можно как-то узнать в Гостелерадиофонде о существовании полной записи концерта? Ведь, насколько я знаю, ни у кого из моих друзей нет записей с этого концерта пьес Чайковского
Piano Piece - Romance in F, Op.51/5
Piano Piece - Reverie du Soir, Op.19/1
Piano Piece - Chanson triste, Op.40/2
Piano Piece - Meditation, Op.72/5

и Рахманинова
Piano Piece - Romance, Op.10/6
Polka de V.R.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 396
    • Русское исполнительское наследие на CD
Почему-то сразу почувствовал, что редкость. По описанию это фрагмент фильма-концерта "Декабрьские вечера", ТО "Экран", 1982 г.
Про полную запись не знаю - сетевые каталоги давно закрыты. Но, наверное, можно написать на сайт или ФБ (или позвонить).

P. S. Видимо, из этого фильма:

Фонд   Музыкальный фонд
Ном   40291
Название   Декабрьские вечера
Производство   т/о “Экран”
Год производства   1982
Жанр   фильм-концерт
Хронометраж   1:09:26
Автор сценария   Кантор Елена
Режиссер   Чекин Святослав
Оператор   Москвитин Николай, Горемыкин Вилий, Лебедев Валентин
Аннотация   Фильм рассказывает о первом фестивале русской камерной музыки в Музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина. Произведения М.Глинки, А.Бородина, А.Скрябина, А.Глазунова, М.Мусоргского, Н.Метнера и П.Чайковского в исполнении И.Архиповой (вокал), М.Воскресенского (фортепьяно), Государственного квартета им.А.Бородина, В.Лобанова (фортепьяно), Е.Нестеренко (вокал), Г.Писаренко (вокал), С.Рихтера (фортепьяно) и О.Кагана (скрипка). (Съемки в Белом зале Государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина )
http://www.gtrf-ra.ru/ru/gtrf_tele/12115
« Последнее редактирование: Январь 03, 2017, 14:59:25 от Максим »