Автор Тема: Святослав Рихтер (1915-1997), великий русский пианист  (Прочитано 1452027 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
тема о Лазаре Бермане меня не интересует. Наверное, хороший пианист, но, увы, вне моего поля зрения.

Как и Гилельс, и многие другие :)
А кто вообще находится В ВАШЕМ поле зрения ?
Такое впечатление, что Рихтер в вашем представлении завис в каком-то безвоздушном пространстве, где нету ни других пианистов, ни нотных текстов, ни вообще никого и ничего, кроме него - и никогда не было, ни до него, ни при нём, ни после него, поэтому его нельзя ни с кем сравнить, а его трактовки никак нельзя проверить и оценить.
Можно подумать, что речь идёт о вопросах веры, а не о музыке и трактовках исполнителей - вам ведь не нужны никакие аргументы, не так ли ? :)) Кстати, а на чём базируются ваши представления о "безупречности" той или иной трактовки ? Только на вере ? Но ведь ваши аргументы ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВНЕШНИЕ: о музыке вы вообще ничего не говорите, зато об общественно-политической ситуации, о своих общих впечатлениях и о том, кто и что подумал и как излил свою душу вы сказали много. Нет ли тут опять противоречия ? Я не вижу у вас никаких критериев оценки - вообще никаких.
А если вы уже верите и вам всё ясно, то не совсем понятна цель дискуссии :)) Есть ли в ней необходимость ?
К примеру, мне ещё далеко не всё ясно даже с Рихтером, иначе я бы тут не сидел и не дискутировал :))
« Последнее редактирование: Март 21, 2009, 18:37:29 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
А кто вообще находится В ВАШЕМ поле зрения ?
Такое впечатление, что Рихтер в вашем представлении завис в каком-то безвоздушном пространстве, где нету ни других пианистов, ни нотных текстов, ни вообще никого и ничего, кроме него - и никогда не было, ни до него, ни при нём, ни после него, поэтому его нельзя ни с кем сравнить, а его трактовки никак нельзя проверить и оценить.
.........
А если вы уже верите и вам всё ясно, то не совсем понятна цель дискуссии :))
Вы правы, кроме Рихтера меня почти никто не интересует.
Ещё в моём поле зрения В.Фуртвенглер, и ещё, совсем в небольшом количестве, пианиасты Гизекинг, Софроницкий, Г.Г.Нейгауз, Липатти, Гилельс, совсем-совсем немного Юдина.
Конечно, я пробовал слушать разных пианистов, но, как правило, испытывал разочарование. Хотя не всегда. Например, около года назад прослушал запись 23-й сонаты Бетховена в исполнении Софроницкого.Мне понравилось. Но ведь моё представление об исполнении этой сонаты Рихтером никак не изменилось. Предмет сравнения не возник.
Я почти не испытываю желания сравнивать Рихтера с кем-либо. Иногда это делаю, но не с целью проверки и оценки его трактовки, а для некоторого расширения кругозора и, конечно же, для оценки и проверки тех пианистов, которых с Рихтером сравниваю.
Такая позиция связана также и с недостатком свободного времени у меня. А когда оно появляется, предпочитаю слушать Рихтера, т.к. за 1 час истраченного времени получаю от Рихтера гораздо больше впечатлений, чем от кого-либо ещё.
« Последнее редактирование: Март 24, 2009, 15:15:01 от M.I. »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вы правы, кроме Рихтера меня почти никто не интересует.

:(( Я посыпаю голову пеплом в знак великой скорби.
Очень жаль, потому что всё познаётся в сравнении. Я лично вижу Рихтера в широком контексте и то не уверен, что достаточно хорошо знаю этот контекст, чтобы максимально точно судить и об этом контексте, и о Рихтере. И вообще, знаний много не бывает.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Кстати, а на чём базируются ваши представления о "безупречности" той или иной трактовки ? Только на вере ?
Именно так. На глубокой внутренней убеждённости. А как же иначе? Например, рассматриваю скульптуру О.Родена "Поцелуй", или читаю стихи Пушкина. Безупречность сразу видна невооружённом взглядом, и всякие объяснения и аргуметнты ничего не добавляют. Вот если спорить о не вполне совершенных созданиях творчества, сравнивать их, как скажем бывает на музыкальных конкурсах, то тут без аргументов не обойтись. А ещё часто не обойтись без авторитета судий, общественного положение участников и т.д. Как-то один несколько осведомлённый человек сказал мне: "Если бы Вы знали, что творится в музыкальном мире! Какие интриги!". Я не стал возражать ему, так как понял, что он говорит не о музыкальном мире, а об околомузыкальном, где кипят нездоровые страсти и царствуют интриги. В подлинно музыкальном мире всё спокойно, там царствует музыка. Просто не надо путать одно с другим. Помните, как на вопрос, обращённый к Рихтеру, вроде того: "Как Вы можете жить в таком (несвободном) государстве?", он ответил примерно так: "Я не живу в государстве. Я живу в музыке".

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Я лично вижу Рихтера в широком контексте
Это, вероятно, от того, что у Вас очень широкий взгляд на окружающий мир. Для меня же искусство Рихтера настолько широко и необъятно, что закрывает собой всякий контекст. Для меня его искусство - вполне самодостаточное явление, и понять его можно исходя из него самого, без сравнений с чем-либо ещё.
К слову сказать, кто-то на форуме, возможно даже Вы, сказал, что Рихтер ушёл в музыку, как в монастырь. А когда воспринимаешь искусство Рихтера, то как раз в этот монастырь и попадаешь. Находясь внутри его, в этом мире Рихтера, не нуждаешься больше ни в каком другом мире.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Совсем другого рода неудачу вспоминаю в связи с Первым Мефисто-вальсом. Рихтер в тот раз был просто одержим и ……не рассчитал силы. Темпы Рихтера превзошли даже его возможности, в результате чего последний раздел пьесы был совершенно изуродован: пассажи остались недоигранными, скачки все сплошь пошли "мимо денег" и т.п. Концертный зал по окончании исполнения почти не аплодировал, зато очень громко и недовольно гудел :))) Это был настоящий провал, какие у Рихтера случались чрезвычайно редко.
А нельзя ли, уважаемый Predlogoff, рассказать об этом случае подробнее? Когда и где проходил концерт, были ли Вы очевидцем описанного Вами происшествия, стал ли Рихтер в том концерте играть неудавшуюся пьесу заново, всё ли было в порядке с остальной часть программы, да и какая она была?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Совсем другого рода неудачу вспоминаю в связи с Первым Мефисто-вальсом. Рихтер в тот раз был просто одержим и ……не рассчитал силы. Темпы Рихтера превзошли даже его возможности, в результате чего последний раздел пьесы был совершенно изуродован: пассажи остались недоигранными, скачки все сплошь пошли "мимо денег" и т.п. Концертный зал по окончании исполнения почти не аплодировал, зато очень громко и недовольно гудел :))) Это был настоящий провал, какие у Рихтера случались чрезвычайно редко.
А нельзя ли, уважаемый Predlogoff, рассказать об этом случае подробнее? Когда и где проходил концерт, были ли Вы очевидцем описанного Вами происшествия, стал ли Рихтер в том концерте играть неудавшуюся пьесу заново, всё ли было в порядке с остальной часть программы, да и какая она была?

Я слышал это в записи, которой у меня нет, однако я её помню - но не научился пока что из головы в сеть выкладывать :)). К тому же в одной из книг или статей Г.Г.Нейгауза описан этот случай - после этого Рихтер сыграл Мефисто-вальс №1 на бис.
Поскольку информация о записанных концертах Рихтера на ДоРеМи страдает страшными пробелами, она может быть и не отражена там. А может, и отражена ! А может статься, что плёнка потеряна, как потеряна московская запись 5-й сонаты Скрябина - лучшей из слышанных мною.
А может, она тоже не отражена на ДоРеМи.
Всё может быть, потому что там страшный бардак. Как и во всей Вселенной, впрочем.

кто-то на форуме, возможно даже Вы, сказал, что Рихтер ушёл в музыку, как в монастырь. А когда воспринимаешь искусство Рихтера, то как раз в этот монастырь и попадаешь

Это не я сказал, это пианист Ан.Ведерников сказал Рихтеру, что тот ушёл в музыку, как в монастырь, а Рихтер с этим согласился: "Да, как в монастырь".
Однако тут же хочу отметить, что законы монастыря тоже надо знать, ибо "в чужой монастырь со своим уставом не ходят" (с).
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
А может статься, что плёнка потеряна, как потеряна московская запись 5-й сонаты Скрябина - лучшей из слышанных мною.
Какое исполнение 5-ой сонаты Вы имеете в виду? Если на концерте в МЗК 8.06.1961, то такая плёнка существует.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А может статься, что плёнка потеряна, как потеряна московская запись 5-й сонаты Скрябина - лучшей из слышанных мною.
Какое исполнение 5-ой сонаты Вы имеете в виду? Если на концерте в МЗК 8.06.1961, то такая плёнка существует.

Вот я так и думал !! А когда я говорил о том, что на ДоРеМи далеко не всё, мне кое-кто не верил: типа, не может быть, за рубежом лучше знают.
Как же, "знают" они. Как они могут "знать", если мы сами не всё знаем ?
Вот что там сейчас лежит:

http://www.doremi.com/rr.HTM

Scriabin

Piano Sonata No.5 in F-sharp, Op.53

30/10/60 - New York - Live - DOREMI DHR-7864-9 (6CD)**
1/6/62 - Vienna - Live - (PT)*Ý
11/7/62 - Kiev - Live - TNC H1467-68 (2CD)**
9&10/11/62 - Palermo - Live - DG 447 355-2 (2CD)**
30/6/72 - Tours - Live - encored - (PT)*
18/7/72 - Copenhagen - Live - (PT)*
18/9/72 - Venice - Live - ROCOCO 2144 (LP)**
24/9/72 - Prague - Live - PRAGA PR 254 056 (CD)**
27/10/72 - Warsaw - Live - MUSIC & ARTS CD-878 (CD)**
--------------

Как видите, даты, о которой вы говорите, тут нет.
А где сейчас эта плёнка ? Оцифрована ли ?
Кстати, я не уверен, что это та самая запись - надо слушать и проверять.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
А где сейчас эта плёнка ? Оцифрована ли ?
Кстати, я не уверен, что это та самая запись - надо слушать и проверять.
Упомянутая мной плёнка была на радио, возможно и сейчас там находится. Ещё есть с неё копия, которую я сделал на бытовом магнитофоне с радиопередачи, а с этой копии имеется оцифровка, которую произвёл Yuriy.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
А когда я говорил о том, что на ДоРеМи далеко не всё, мне кое-кто не верил: типа, не может быть, за рубежом лучше знают.
На ДоРеМи отражено отнюдь не всё, что издавалось на CD официально за рубежом.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 655
Хочу пригласить участников на сайт http://members.tripod.com/~sinadin/ и послушать фрагменты, выложенные там. Например, интересно узнать ваше мнение об исполнении этюдов Листа. К сожалению, это небольшие отрывки, но они впечатляют. Неужели он так играл? Нет ли здесь погрешностей записывающей аппаратуры? Совершенно непонятно, когда эти записи были сделаны.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
интересно узнать ваше мнение об исполнении этюдов Листа. К сожалению, это небольшие отрывки, но они впечатляют. Неужели он так играл? Нет ли здесь погрешностей записывающей аппаратуры?
Тут нужен эксперт с хорошим музыкальным слухом. Если воспроизведение шло быстрее записи, то должна повыситься тональность, и эксперт это заметит. Самому мне кажется, что воспроизведение этюдов Листа, и в самом деле, ускорено, как если бы, например, пластинку на 33 оборота в минуту прокрутили на 45 оборотов.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
всё познаётся в сравнении
Нет, принципиально не всё. В сравнении познаются детали и всё вспомогательное. Именно главное познаётся непосредственно. Например, первые познания младенца: о его матери, об усваемом им родном языке воспринимаются им непосредственно.
Талант именно тем и отличается от посредственности, что для своего роста мало нуждается в сравнениях, обучениях, школах, методиках. Неслучайно и наблюдение, что в талантливом взрослом человеке можно встретить черты детской непосредственности.

Чем же, как мне представляется, Рихтер отличается от многих и многих других музыкантов? Большинство из них, когда глядят на лист бумаги с нотным текстом, видят этот текст и слышат внутри себя ноты, тембры, длительности, динамику, мелодии, паузы и пр., и создают в себе нечто звучащее, которое потом стараются воспроизвести на инструменте. А Рихтер, читая нотый текст видит гораздо больше. Для него нотный текст - это открытое окно в мир композитора, в его эпоху. Он видит, вероятно, даже тот импульс (личный или внешний), который подтолкнул автора к созданию произведения. И видит он всё это без сравнения с чем-либо, а просто и непосредственно. Отсюда и возникает огромная убеждённость Рихтера в верности его трактовки исполняемого сочинения, и эта убеждённость непосредственно передаётся слушателю.

На рубеже 80 - 90-х годов в Артистической комнате Рихтера в ДШИ №3 (ныне это Детская школа искусств имени С.Т.Рихтера) на Каширском шоссе слушали запись одного отделения концерта Рихтера 2 марта 1956 года в БЗК, Лист - пьесы из цикла "Годы странствий". Закончилось прослушивание "Гондольерой, Канцоной и Тарантелой". Один из слушателей, уже побывавший к этому времени в Италии, изумлённо воскликнул: "Как? Рихтер тогда ещё не был в Италии, а всё так точно передал, как будто сам всё это видел!" (Рихтер впервые выехал на Запад - с гастролями - в 1960 году). По-моему, тут объяснение простое. Благодаря своему таланту, Рихтер, глядя в ноты, всё видел в них. Он смотрел в них как бы глазами автора, и через музыку видел Италию глазами Листа. И передавал виденное звуками рояля.
Есть известное выражение, понятное любителям географии: "По карте можно путешествовать так же интересно, как по земле" (от себя добавлю - надо лишь иметь воображение). Благодаря своей одарённости, Рихтер мог "путешествовать" через музыку, записанную нотами, по странам и эпохам, "заходить в гости" к авторам произведений, в их внутренний мир. А затем щедро делился увиденным со слушателем.
« Последнее редактирование: Март 24, 2009, 15:23:59 от M.I. »

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 655
А где сейчас эта плёнка ? Оцифрована ли ?
Кстати, я не уверен, что это та самая запись - надо слушать и проверять.
Упомянутая мной плёнка была на радио, возможно и сейчас там находится. Ещё есть с неё копия, которую я сделал на бытовом магнитофоне с радиопередачи, а с этой копии имеется оцифровка, которую произвёл Yuriy.

Слушайте:
Scriabin
Piano Sonata No.5 in F-sharp, Op.53
* 8/6/61 - Moscow - Live - (PT) [N]
http://www.sendspace.com/file/xw2g26

В гостелерадиофонде эта запись есть, но они перепутали дату:

«Из собрания Гостелерадиофонда»
         
8 апреля 1961 года Малый зал Московской консерватории
Без объявлений, с аплодисментами(5-й, 6-й ролики - без аплодисментов). 1:08:31 (8 роликов)
1-й ролик    0:13:39
ГАЙДН Йозеф (Австрия)
СОНАТА
для фортепьяно
соль минор Hob. XVI № 44
2-й ролик - 0:09:43
1   часть. Moderato
2   часть. Allegretto
СОНАТА
для фортепьяно
Си бемоль мажор
Hob. XVI № 41
1   часть. Allegro
2   часть. Allegro di molto
 
ШУМАН Роберт (Германия)
СОНАТА № 2
для фортепьяно
соль минор
Соч. 22
1   часть. Presto   3 часть.  Scherzo
2   часть. Andantino   4 часть. Rondo
 
3-й ролик - 0:17:45
  
ШОПЕН Фридерик (Польша)
 
БАРКАРОЛА
для фортепьяно
Фа диез мажор
Соч. 60
 
4-й ролик    0:08:49
  
ДЕБЮССИ Клод (Франция)
«ЧТО ВИДЕЛ ЗАПАДНЫЙ ВЕТЕР»
№ 7 из «24-х прелюдий для фортепьяно» (1-я тетрадь) Соч. 1910 г.
«ПРЕРВАННАЯ СЕРЕНАДА»
№ 9 из «24-х прелюдий для фортепьяно» (1-я тетрадь) Соч. 1910 г.
«ТАНЕЦ ПЕКА»
№ 11 из «24-х прелюдии для фортепьяно» (1-я тетрадь) Соч. 1910 г.
 
5-й ролик - 0:02:53
6-й ролик    0:02:50
7-й ролик - 0:02:39
 
СКРЯБИН Александр (Россия)
 
СОНАТА № 5
для фортепьяно
Соч. 53 (одночастная)
 
8-й ролик    0:10:13



Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Во-первых, я думаю, что Мацуев и Клайберн – всё-таки не пианисты «средней руки», а яркие музыканты в определенном творческом амплуа, в своей репертуарной сфере.
То, что Мацуев - "яркий музыкант в определенном творческом амплуа, в своей репертуарной сфере", это я только что узнал из интервью с ним, размещённом на другом потоке форума. Ещё бы, 300 исполнений Концерта Чайковского! И все разные! Это, пожалуй, ярче будет, чем взрыв атомной бомбы.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Слушайте:
Scriabin
Piano Sonata No.5 in F-sharp, Op.53
* 8/6/61 - Moscow - Live - (PT) [N]
http://www.sendspace.com/file/xw2g26

Юрий, спасибо огромное ! 
Изумительное исполнение, заслуживающее отдельного разговора. Я надеюсь, что мы дойдем до этой сонаты на форуме и неторопливо её обсудим.
Кстати, качество фонограммы получилось вполне нормальное, дающее возможность оценить нюансы. (Я ожидала, что будет хуже).
Ваша работа по собиранию записей Рихтера просто бесценна. 

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
о музыке вы вообще ничего не говорител :))
Именно так.
Я ничего не говорю о музыке, потому, что не существую в ней. Я говорю только о своих впечатлениях от музыки, т.е. о том, что даёт мне музыка. Я потребитель музыки, и, как потребитель, ценю только музыку отменного качества. А всякого рода подделки, недоделки, музыкально-исполнительский "самосад" - не приемлю.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я послушал - это в любом случае само по себе феноменально и это надо бы, конечно, публиковать !
Что-то приближающееся к тому, что находится у меня в памяти, но всё равно ещё не оно.
Я постараюсь объяснить музыку, находящуюся у меня в голове, словами :)
Что касается быстрых разделов сонаты, то в том памятном варианте они были сыграны в той же манере, в какой звучат и в этой записи - большие фрагменты объединены единым темпом, столь же резко-контрастно поданы перепады P и F, особенно в императивной связующей партии и т.д. Однако существенные отличия наблюдались и в медленной теме вступления, звучащей в экспозиции в Fis-dur, а разработке в Gis-dur - моя память хранит тот рихтеровский вариант, когда она была тогда сыграна ещё более компактно, на ещё более коротком дыхании, как бы с ремаркой "задыхаясь" - типично скрябинский штрих, отражённый, кстати, в длительностях этого момента. Можно пронаблюдать на различных вариантах рихтеровского исполнения 5-й сонаты, как с течением времени эта тема становилась у него всё более протяжённой, а хронометраж сонаты, всегда колеблющийся около 10 минут, в целом увеличивался. Т.е. со временем он стал сильнее в ней подчёркивать именно элемент "томления".
А вот на более раннем этапе, т.е. в конце 50-х годов (остатки этого подхода наблюдаются также в самом начале 60-х), тема томления была ещё более компактно, ещё ближе к авторским длительностям, ещё лаконичнее и строже изложена Рихтером, а вся соната продолжалась 9 минут с хвостиком, т.е. была невероятно спресованной во времени, и вся музыка раскрывалась, как мощная пружина. В том исполнении тема томления словно "прерывалась" всё время, задыхалась, будто на полуслове обрывалась, как бы "не имея сил" раскрыться, потенциал её устремлённости демонстрировался, но не получал развития, раскрываясь лишь по ходу действия при изложении в других фактурных вариантах.
Это было очень необычно и абсолютно бесподобно, я запомнил это детально.
Но где эта запись ?
"Будем искать" (с) :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Хочу пригласить участников на сайт http://members.tripod.com/~sinadin/ и послушать фрагменты, выложенные там.
Среди этих записей самым ценным для меня является четвёртая часть Сонаты Прокофьва. Исполнение очень сильное, стремительное, вызывает восхихение. Но звук? Или это запись из того периода времени, когда, выражаясь словами Г.Г.Нейгауза, "Рихтер поколачивал"?

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
С другой стороны, такие произведения, как... 7-я соната Скрябина, мне представляются более органичными и адекватными именно в ранних записях Рихтера.
Или, к примеру, допустимо ли играть в старости и средствами уже "потяжелевшего" пианизма сонаты Скрябина, особенно такие, как 4-я, 5-я, 6-я, 7-я, 10-я ?
Позвольте, к слову, привести высказывание Г.Г.Нейгауза, касающееся 7-й и 9-й сонат Скрябина. Его приводит И.Бэлза в статье <"Генрих Великий">, сб. "Генрих Нейгауз", составитель Е.Р.Рихтер, ИМИДЖ, Москва, 1992, стр.61.

"Так называемые адепты Скрябина оказали ему, а затем и его памяти поистине медвежью услугу. Я сам слышал, как Седьмую сонату называли "Белой мессой", а Девятую - "Черной". Но ведь сам Скрябин ничего подобного не говорил, а слова, сказанные им Надежде Николаевне, почувствовавшей и глубину, и значительность образов Девятой сонаты, удивительно поэтичны и человечны. О "подкрадывающейся смерти" говорили, думали и писали Гораций, Данте, Эдгар По, Пушкин, ее образ воплощали Грюневальд, Гольбейн, Дюрер. Весьма многозначительно говорят о том, что Скрябин читал Щюре и Блаватскую. И я их читал, причем Щюре даже с интересом, и вы, наверное, тоже. Но ведь из такого чтения гениальные произведения искусства родиться не могут. Они рождаются из благородных порывов человека, из его стремлений преобразовать мир, из претворения всего сложного мира человеческих чувств и мыслей..."

А гений и злодейство - вещи очень даже "совместные" :)).
Гений - это интеллект, и он может оказаться в мозгу человека любой нравственной категории. Существует ведь даже устойчивое словосочетание "злой гений" - разве это случайно ?
Но вот слова Г.Г.Нейгауза: "...гениальные произведения... ...рождаются из благородных порывов человека..." - как это созвучно пушкинскому: "Гений и злодейство - две вещи несовместные"!
« Последнее редактирование: Апрель 05, 2009, 21:49:27 от M.I. »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Но вот слова Г.Г.Нейгауза: "...гениальные произведения... ...рождаются из благородных порывов человека..." - как это созвучно пушкинскому: "Гений и злодейство - две вещи несовместные"!
:))
Г.Г.Нейгауз был неисправимый идеалист и оптимист !
Но вообще-то, он сам был весьма остёр на язык, язвителен, а часто и несправедлив, поэтому слушать его разглагольствования о "доброте души", скажу так, надо весьма осмотрительно :)
Кстати, подлинность слов о "белой мессе" давно уже доказана, не понимаю, зачем опять поднимать эту тему ? Их сказал Скрябин, значит так тому и быть. Насчёт "сатанического" в 9-й сонате даже сомневаться не приходится, как и по поводу "бедовости" в 6-й.
Кстати, Рихтер просто гениально ощущал и передавал скрябинский сатанизм - а в ранних его записях 7-й сонаты ощущается та самая "жестокость", о которой применительно к этому произведению говорил Сабанеев, оспаривая её "белизну".
И надо сказать, я полностью разделяю точку зрения Сабанеева: 7-я соната это вполне сатаническое произведение. Поэтому я думаю, что Скрябин ей польстил, именуя "белой мессой" - я, например, вижу, как там кнутом загоняют в это самое "светлое будущее". :))))))) И Рихтер на подходе к репризе и в начале репризы, а также в самом конце Сонаты это великолепно показал.
Кстати, вспоминаю опять слова Танеева по поводу скрябинской Мистерии - нельзя ли, мол, от неё где-нибудь застраховаться ? :)))) И вообще: что если, мол, кто-то не хочет Мистерии, то что ему тогда делать ? Ведь я так понимаю, Скрябин ни у кого согласия на Мистерию испрашивать не собирался: он бы её устроил, а мы все её потом бы расхлёбывали, по-видимому, так ? :))
Впрочем, Мистерию разыграла сама жизнь через 2 года после его смерти.
Что касается Рихтера, то этот "мистериальный" компонент скрябинского творчества он ощущал великолепно ! Да, между прочим, недавно вычитал слова Рихтера о событиях 30-х годов в России: когда идеалист Нейгауз охал по поводу "репрессий", Рихтер ему ответил: "Они сами этого хотели !"
Он имел в виду тот факт, что вся наша дореволюционная интеллигенция жаждала революции, а потом клялась революцией, ну совсем как Скрябин своей Мистерией :)) А потом революция "пожрала своих детей", т.е. саму интеллигенцию.
И Рихтер это прекрасно видел и понимал. Понимал он и то, что как с "чёрными", так и с "белыми" мессами опасно заигрывать !
Поэтому, я думаю, как свидетель очередной российской "мистерии", Рихтер получил такой громадный импульс в начале той эпохи, что мистериальные устремления Скрябина трактовал с гораздо бОльшим пониманием, чем, наверное, все слушатели полагали в те годы, когда он обрушивал на них свои скрябинские исполнительские шедевры.
« Последнее редактирование: Апрель 05, 2009, 22:58:25 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
недавно вычитал слова Рихтера о событиях 30-х годов в России: когда идеалист Нейгауз охал по поводу "репрессий", Рихтер ему ответил: "Они сами этого хотели !"
Он имел в виду тот факт, что вся наша дореволюционная интеллигенция жаждала революции, а потом клялась революцией, ну совсем как Скрябин своей Мистерией :)) А потом революция "пожрала своих детей", т.е. саму интеллигенцию.
И Рихтер это прекрасно видел и понимал.
Уважаемый Predlogoff! Вы и в самом деле полагаете, что ВСЯ дореволюционная интеллигенция хотела революции? Я знаю, что не вся. И полагаю, что в семействе Рихтера, да и Г.Г.Нейгауза тоже её не жаждали.
Что же касается "пожирания детей", то надо заметить, что революция "пожирала" не только своих детей, но и в значительной степени чужих, ну, и к тому же, "отцов" революции.
И, конечно же, интеллигенция никак не являлась "дитём" революции.
Хорошо бы не забывать и то, как революционер В.И.Ульянов (Ленин) относился к интеллигенции во время революции и гражданской войны, как сетовал М.Горькому, что вот, от интеллигенции ему досталась пуля (в шею, при покушении на него летом 1918 года). Люди старшего поколения досконально проходили всё это в учебных заведениях СССР.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032

Что же касается «ангельской» чистоты, то мне кажется, что такая характеристика в качестве общей оценки творческой деятельности С.Рихтера не очень уместна, т.к. ограничивает художественное значение его творчества. Музыкальная культура чрезвычайно богата, и произведения, которые находятся в её сокровищницах, заключают выраженное в музыке разнообразие человеческих эмоций, настроений, порывов, представлений о мире – там есть и светлое, и темное, и героическое, и трагическое, и небесное, и земное, и фантастическое. Репертуар Рихтера колоссален.
Попробую объяснить моё представление о чистоте в творчестве Рихтера с несколько иной точки зрения.
Вот стихотворение Пушкина "Возрождение", 1819 год.

Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуёй;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой *).
Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.

*) Примечание. В истории живописи известны неоднократные случаи, когда замечательные картины старых мастеров, не оцененные по заслугам, замазывались бездарными живописцами, которые, экономя холст, загрунтовывали их и "чертили" поверх свой "беззаконный рисунок".

1. Привёл это стихотворение не только потому, что очень его люблю, но ещё и потому, что слова "Созданье гения пред нами выходит с прежней красотой" как нельзя лучше характеризуют то, делал Рихтер своим исполнительским искусством в музыке
2. Вот эта самая "первоначальная чистота" - важнейшая стилистическая черта игры Рихтера. Именно она и есть то главное, что притягивает к себе слушателя. "Первоначальная чистота" в игре Рихтера находит отклик в душе любого слушателя, поскольку любая человеческая душа обязательно хранит воспоминания (иногда может быть даже почти утерянные) о своих "первоначальных, чистых днях".
 Примерно то же писал Г.Г.Нейгауз об игре Рихтера (привожу по памяти): "Своей игрой Рихтер обращается к лучшим сторонам души слушателя, иногда может быть не различимым невооружённым глазом".
"Побное притягивается подобным" говорили древние. В контексте данного разговора, можно чуточку изменить: подобное отзывается на подобое (хорошее отзывается на хорошее).
« Последнее редактирование: Апрель 10, 2009, 22:20:23 от M.I. »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Примерно то же писал Г.Г.Нейгауз об игре Рихтера (привожу по памяти): "Своей игрой Рихтер обращается к лучшим сторонам души слушателя

А вам не кажется, что подобная идеализация лишь ограничивает диапазон воздействия искусства Рихтера некими узкими рамками ? Что вообще представляют собой эти "лучшие стороны" ? А как быть с остальными "сторонами" ? Или подразумевается некий идеал "праведничества", никогда не встречающийся в реальности ? Но мы живём на Земле, а не в раю, поэтому вполне очевидно, что указанное Нейгаузом частное свойство это лишь ОДНА из сторон многообразного в своих проявлениях искусства Рихтера, которое потому и гениально, но не зациклено на какой-то одной сфере, какой бы "очаровательной" сама по себе она ни была.
Выше мы уже обсуждали, что творческий диапазон любого большого мастера, если он претендует на звание "гения", ОБЯЗАН содержать как можно более широкий спектр художественных проявлений.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица