Автор Тема: Евгений Онегин  (Прочитано 21307 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн pulenk

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 822
Евгений Онегин
« : Январь 11, 2009, 17:40:26 »
Что Вы думаете об этой великой русской опере? Я слышал что у нее сначала был другой конец. Кто - нибудь знает какой?

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Re: Евгений Онегин
« Ответ #1 : Январь 12, 2009, 13:21:53 »
Я слышал версию, что изначально последними словами Онегина были "О, смерть, о, смерть, иду искаааааать тебя". (Кстати, Колобов в "Новой опере" востановил именно этот текст, но на мой взгляд "Позор, тоска..." - сильнее). Так же там есть хоры на Греминском балу, которые обычно выкидываются, и печатаются не во всех клавирах.

А вообще, безусловно гениальная опера Чайковского, первая, которая имела настоящий успех. Там Чайковский нашёл наконец компромис между развитой партией оркестра и мелодичной партией у певцов. Предыдущая его опера - "Кузнец Вакула" (позже переделаная в "Черевички") провалилась именно из-за того, что "оркестру были отданы мелодические ноты, а певцам лишь гармонические" (По словам Э.Ф. Направника).

Я очень люблю оркестровою партию, особенно после того, как в одном любительском коллективе мне довелось аккомпанировать финальную сцену.

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
Re: Евгений Онегин
« Ответ #2 : Январь 12, 2009, 15:40:47 »
Эта опера, как и роман А.С. Пушкина, - лучшие среди наших.

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 399
    • Андрей Ковалев
Re: Евгений Онегин
« Ответ #3 : Январь 12, 2009, 16:00:54 »
Очень люблю "Евгения Онегина".

Оффлайн pulenk

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 822
Re: Евгений Онегин
« Ответ #4 : Январь 12, 2009, 17:27:33 »
Нет, я слышал, что сначала там вроде был Хэпи энд, но попросили его убрать. А точнее кто - нибудь знает чем она кончилась

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
Re: Евгений Онегин
« Ответ #5 : Январь 12, 2009, 19:48:28 »
Меня больше интересует вопрос интерпретации персонажа - Онегина.
От этого зависит - какие интонации должен вкладывать певец в заключительной сцене, с каким чувством она должна быть исполнена и, действительно, возможен ли хотя бы иллюзорный хэппи энд.

По сути Онегин получился как очень отрицательный образ - убил своего друга из чувства собственной гордости (гордыни), пытался соблазнить молодую жену доброго приятеля.

Однако, возможна и иная трактовка.
По роману Онегин - достаточно добродушный, образованный и даже щедрый человек.
Волочился за дамами, имел успех - но тут можно сказать, что и дамы им пользовались, ведь ему было всего 18 лет.

Татьяну в девичестве соблазнять не стал, хотя она ему и нравилась. За Ольгой приударил, чтобы просто досадить Ленскому и немного развлечься лёгким флиртом. Настолько ли он виноват в трагическом стечении обстоятельств, когда он вынужден был защищать свою честь?

Виноват ли он в том, что влюбился в Татьяну, когда она была уже замужем? Они и раньше имели друг к другу дружескую склонность, но она была неразвитой девочкой и он не пренебрегал ею - просто она ещё не интересовала его как женщина. Как друг была ему интересна.

"Позор, тоска... О, жалкий жребий мой!" - казалось бы, что он напоминает Германа - игрока, пытавшегося соблазнить красивую даму с высоким общественным положением. Но, с другой стороны, жалкий жребий может пониматься как то, что выпало ему судьбою. В таком случае он не игрок, а мужчина, просто боровшийся за любимую женщину.

Как известно, Пушкин роман не окончил. Онегин, по его замыслу, был убит в войне в Бессарабии или на Кавказе. Но хотел ли он быть убитым?

Быть может он просто хотел добиться уважения людей и в том числе Татьяны?
И настолько ли безнадёжно было его положение? Ведь ему было всего лет 26,  а Гремину около 50 (по крайней мере по нашим меркам).

Конечно, шансы его в отношении Татьяны были малы, но они были. Тем более, что она сама призналась ему в любви.
Наверное, нужно было просто быть неподалёку. Спокойно жениться и стараться подружиться с Татьяной безотносительно к обладанию ею - ведь у них это неплохо получалось.

Впрочем, рассуждать проще.
И всё же "Позор, тоска... О, жалкий жребий мой" можно спеть по-разному.
Хотя, признаться, я не вижу в его положении ничего позорного - скорее, он должен гордиться, так как полюбил настоящую женщину.
Но кто сразу способен разобраться в себе самом?

Оффлайн pulenk

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 822
Re: Евгений Онегин
« Ответ #6 : Январь 12, 2009, 19:52:26 »
Если так разобраться. То и дуэль между Онегиным и Ленским была не по правилам. Ее мог Зарецкий и отменить. Но им было скучно, захотелось острых ощущений.

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
Re: Евгений Онегин
« Ответ #7 : Январь 12, 2009, 20:08:08 »
Если так разобраться. То и дуэль между Онегиным и Ленским была не по правилам. Ее мог Зарецкий и отменить. Но им было скучно, захотелось острых ощущений.
Вряд ли.
Просто оба не считали себя вправе отказаться от защиты собственной чести - им казалось, что их честь - это самое главное.
Ленский прямо высказал Онегину, что тот бесчестен (и был прав). Онегин же не хотел отступиться из-за злости, к тому же, вероятно, он был уверен в своей победе. Ленскому же было всё равно, т.к. он потерял смысл жизни после потери веры в любовь Ольги.

Оффлайн pulenk

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 822
Re: Евгений Онегин
« Ответ #8 : Январь 12, 2009, 20:23:14 »
Дуэль была не поправилам. Во - первых если один из дуэлиантов опаздал, то она могла быть остановлена. Во - вторых секунданты должны быть равны по положению, а как Вы помните у Онегина секундантом был слуга

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
Re: Евгений Онегин
« Ответ #9 : Январь 12, 2009, 20:38:42 »
Дуэль была не поправилам. Во - первых если один из дуэлиантов опаздал, то она могла быть остановлена. Во - вторых секунданты должны быть равны по положению, а как Вы помните у Онегина секундантом был слуга
Да, что-то не удаётся "отмыть" Онегина.
А какой приятный и умный разговор вёл с Татьяной!

В общем, что-то не клеится этот образ как положительный.
Бардак - как он был в России, так и остался. :)

Оффлайн pulenk

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 822
Re: Евгений Онегин
« Ответ #10 : Январь 12, 2009, 20:51:55 »
Да, герой он положительный. Но немного эгоистический. А финал этой оперы был таковым: возвращался ревнивый муж и указал Онегину на дверь. Еще планировалось, что в опере будет еще одно действие, где Татьяна знакомится с Гремином

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
Re: Евгений Онегин
« Ответ #11 : Январь 12, 2009, 21:22:33 »
Да, герой он положительный. Но немного эгоистический. А финал этой оперы был таковым: возвращался ревнивый муж и указал Онегину на дверь. Еще планировалось, что в опере будет еще одно действие, где Татьяна знакомится с Гремином
По большому счёту, не жизненно это.
Ленского Ольга "кинула" - решил, что и жизнь ему не мила. Татьяна Онегина отвергла - впал в тоску, пошёл смерть себе искать.
Поэма, да и только. :)

Оффлайн Басов

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 142
Re: Евгений Онегин
« Ответ #12 : Январь 13, 2009, 07:49:03 »

 Ведь ему было всего лет 26,  а Гремину около 50 (по крайней мере по нашим меркам).

Меня удивляет постоянное преувеличение возраста мужа Татьяны. У Пушкина там ясно сразу, он с Онегиным ровесники, ну может постарше на  год-два.
                (Князь подходит
К своей жене и ей подводит
родню и друга своего…..
 С Онегиным он вспоминает
Проказы, шутки прежних лет.).
В текст оперы я сильно не вслушивался, не могу сказать, есть ли там прямое указание на возраст Гремина. Но! Как-то не могу я себе представить что заслуженный генерал 50 лет изливает душу мальчишке, годному в сыновья. «Онегин, я скрывать не стану…»  Да ладно бы, был бы этот мальчишка ровней ему по положению в свете, авторитету. А так: кто Гремин и кто Онегин? Все-таки следует признать, они ровесники.

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
Re: Евгений Онегин
« Ответ #13 : Январь 13, 2009, 10:09:59 »

 Ведь ему было всего лет 26,  а Гремину около 50 (по крайней мере по нашим меркам).

Меня удивляет постоянное преувеличение возраста мужа Татьяны. У Пушкина там ясно сразу, он с Онегиным ровесники, ну может постарше на  год-два.
                (Князь подходит
К своей жене и ей подводит
родню и друга своего…..
 С Онегиным он вспоминает
Проказы, шутки прежних лет.).
В текст оперы я сильно не вслушивался, не могу сказать, есть ли там прямое указание на возраст Гремина. Но! Как-то не могу я себе представить что заслуженный генерал 50 лет изливает душу мальчишке, годному в сыновья. «Онегин, я скрывать не стану…»  Да ладно бы, был бы этот мальчишка ровней ему по положению в свете, авторитету. А так: кто Гремин и кто Онегин? Все-таки следует признать, они ровесники.


Возраст в разные эпохи, разными поколениями и разными слоями общества трактуется по-разному.

Сам Пушкин писал свой роман сравнительно молодым человеком, окончив роман в 27 лет. Писал для своего поколения ("Друзья Людмилы и Руслана!").
Поэтому отставной генерал в возрасте 40 лет мог ему казаться почтенным "стариком" (тем более если тот был "в сраженьях изувечен").
Онегину при упомянутой встрече было около 30 лет.
Разница в 10 лет - вполне реальна для дружеских отношений с родственником ("родню и друга моего"). Часто братья, родные или двоюродные, имеют такую разницу.

Т.о. Гремину около 40 лет.
В нашем же представлении ("опалённому судьбой бойцу с седою головой") ему около 50, хотя такие отставные генералы встречаются и в более молодом и в более старшем возрасте.
Итак, по роману Онегину около 30, Гремину 40, Татьяне около 20.

Но в "переводе" на наши реалии Онегину около 40, Татьяне между 25 и 30, Гремину 50 или немного больше.
Всё это, разумеется, ИМХО.

Оффлайн Басов

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 142
Re: Евгений Онегин
« Ответ #14 : Январь 13, 2009, 17:00:33 »
Уважаемый  garans! Примем ненадолго Вашу оценку возрастов. Гремин старше Онегина на 10 лет. Тогда объясните: когда они успели проказничать и шутить в прошлые годы? Онегину 5 лет, Гремину 15. Судя по его дальнейшим поступкам, указанный Женечка поди ещё ходит в девчачьем платье и на горшок его садит няня. Онегину 10 лет, Гремину 20. Гремин уже закончил военное училище и во всю участвует в боевых действиях. Он что, с Онегиным в песочнице играет, когда в отпуск приезжает? Или вместе девчонок за косы дергают? Онегину 20, Гремину 30. Если Гремин к 40 годам генерал, то в 30 он полковник (и не паркетный полковник) Как-то не представляю, что у него такая компания, в которую Онегин входит (и какие-такие проказы он вспоминает в присутствии жены?). Единственное время, когда у них были совместные проказы - это детство, и разница в возрасте ну никак не может быть больше 2-3-х лет. Теперь мой расклад. В год убийства Ленскому осьмнадцать лет. Это видимо 18 (или 17). Примем Ольге по минимуму пятнадцать с половиной (ну никак не меньше). Татьяна старшая сестра. Плюс полтора года. Значит день рождения-17 лет. (январь месяц). Ленский убит в 18, Онегину 26 (Убив на поединке друга, Дожив без цели, без трудов, До двадцати шести годов). Весной (в начале лета) Ольга, не выдержав положенного траура, выходит замуж за улана. Татьяна с весны ходит в усадьбу Онегина, читает книжки. Параллельно отказывается выйти замуж за Буянова, Петушкова, Пыхтина. Мать решает вести её в Москву. Зимой (т.е. Татьяне 18) едут в Москву, выходят в свет, Знакомство с генералом. Написано "толстый этот генерал". Ну, при всем моем уважении к Александр Сергеевичу, был он статей не гвардейских, и даже не общевойсковых. И  вполне мог человека нормальной комплекции назвать толстым.  Значит Татьяне уже 18, Онегину 27. Допустим, через полгода вышла замуж за генерала, и еще через два года возвращается Онегин. Т.е. В конце Татьяне 20, Онегину 29, князю по максимуму 32 года.
Что касается "бойца с седою головой..." Было это уже конечно давно, дрессировали нас в Бердской бригаде на командиров спецгрупп и был у нас инструктор по рукопашному бою старший лейтенант лет 25. Седой весь. Не то что бы с проседью, а весь белый. Загорелое молодое лицо и белая голова. Аж жутко было. Где его так перекосило, может на запаске садился, или ещё что, не знаю. Т.е. Для Вас "боец с седою головой" это к полтиннику, для меня - около тридцатника. Так что не намного старше князь Онегина, ну а то что выглядел постарше...  И старый он не годами, а жизненным опытом, которого Онегин за всю свою жизнь не получит. Ну а что касается моральных качеств Женечки.... Не знаю как в Ваших кругах..  В наших - жена , сестра, невеста друга-это неприкосновенно.


Оффлайн pulenk

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 822
Re: Евгений Онегин
« Ответ #15 : Январь 13, 2009, 17:07:30 »
Да Вы правы уважаемый Басов. Но мне было смешно, когда я видел в театре 70 летнего Онегина и 25 летнего Гремина.

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
Re: Евгений Онегин
« Ответ #16 : Январь 13, 2009, 17:58:16 »
...
Ну а что касается моральных качеств Женечки.... Не знаю как в Ваших кругах..  В наших - жена , сестра, невеста друга-это неприкосновенно.
Не знаю, чем Вам не понравилась сестра друга.
И почему одни женщины (не близкие родственницы) неприкосновенны, а другие - нет.
По большому счёту неприкосновенны все женщины за исключением супруги. Но не все люди в это вписываются.

Что же касается Гремина... в любом случае ясно, что Татьяна сначала его не любила как мужчину.
Возможно, надеялась полюбить в будущем как мужа и отца своих детей. Он же был увлечён и ослеплён молодой женской красотой.
В наше время в таких случаях порой происходит адюлтер, развод и повторный брак.
И это - естественно.
Вопрос состоит только в том, пошёл бы Онегин на этот брак? По-видимому, Татьяна в это не верила.
Да и в словах-мотивах Онегина этого нет. Сл-но, он получил то, что заслужил, т.е. ничего.
« Последнее редактирование: Январь 13, 2009, 21:09:31 от garans »

Оффлайн pulenk

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 822
Re: Евгений Онегин
« Ответ #17 : Январь 13, 2009, 18:02:36 »
Онегин пошел бы на этот ,брак и они были бы счастливы. Но это были не те времена. Тогда разводы не разрешались - это был страшный грех.
« Последнее редактирование: Январь 13, 2009, 18:43:50 от pulenk »

Оффлайн Romy The Cat

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 188
Re: Евгений Онегин
« Ответ #18 : Январь 25, 2009, 19:10:13 »
For Russians any opera written on Pushkin poetry is deniably a treasure and Onegin unquestionably is at very pinnacle. Compare the librettos of Onegin’s and the Queen of Spades – the beauty and the beast… the Russian language and the freaking surrogate of the typical Leningrad’s linguistic corniness…. (Did I say “кривлянеe”?)

Anyhow, I see the duel scene was mentioned. I think it is very much irrelevant how much off the rules the duel was. This is an opera after all, not a documentary.  In my view the duel in this opera and the way in which Tchaikovsky intentionally interpreted it, is a murky battle of a popular and in my view incorrect myth about Tchaikovsky’s homosexuality. From this perspective I think it very eliminating scene...

The Cat

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Евгений Онегин
« Ответ #19 : Июнь 09, 2009, 19:03:23 »
Забавно ! :))

Ким Чен Ир поставил оперу "Евгений Онегин"

http://lenta.ru/news/2009/06/08/onegin/


 
Лидер КНДР Ким Чен Ир лично руководил постановкой оперы "Евгений Онегин" Петра Ильича Чайковского, создаваемой педагогами и студентами Пхеньянской консерватории имени Ким Вон Гюна. Об этом сообщает в понедельник северокорейское Центральное телеграфное агентство (ЦТАК).
Как уточняет агентство, Ким Чен Ир вызвался руководить процессом постановки "Евгения Онегина" сразу же, как только узнал о работе над оперой в Пхеньянской консерватории. Побывав на репетициях постановки, северокорейский лидер остался доволен работой труппы, похвалив профессионализм артистов и их энтузиазм.

Ким Чен Ир также выразил удовлетворение тем, что юные северокорейские студенты способны поставить любую зарубежную оперу. При этом он подчеркнул, что Северная Корея, "известная на весь мир пятью революционными операми", должна ближе познакомиться с мировой культурой.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Евгений Онегин
« Ответ #20 : Июнь 11, 2009, 18:06:51 »
Не посетил ли кто из москвичей 6 июня КЗЧ, где в концертном варианте исполнялась опера "Евгений Онегин" под управлением Горенштейна ?
« Последнее редактирование: Июнь 11, 2009, 18:59:27 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Евгений Онегин
« Ответ #21 : Июнь 13, 2009, 14:53:01 »
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=835&crubric_id=1002065&rubric_id=207&pub_id=1044099

ГАСО привел "Онегина"
ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Елена ЧИШКОВСКАЯ


 
М.Горенштейн и исполнитель партии Евгения Онегина В.Сулимский
Московская филармония отметила 210-летие со дня рождения А.С. Пушкина знаковым проектом - концертным исполнением оперы Чайковского "Евгений Онегин". Свою трактовку этой оперы предложил публике Марк Горенштейн, ставший за пульт возглавляемого им Государственного академического симфонического оркестра имени Е.Ф.Светланова. В вечере также приняли участие Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова и приглашенные солисты.

Десять лет назад Марк Горенштейн уже обращался к партитуре этой оперы, тогда еще с другим, руководимым им на тот момент оркестром, - РГСО "Молодая Россия". Тогда же была сделана редакция, получившая даже собственное название - "Татьяна Ларина". В ней текст Чайковского подвергся значительному сокращению, с тем чтобы единственной центральной фигурой в опере осталась лирическая героиня.

К очередной пушкинской дате дирижер решил вернуться к идее концертного исполнения "Онегина". Название на этот раз менять не стал, тем не менее опера все же подверглась значительным купюрам. Сам Марк Горенштейн объяснил их необходимость понятно и просто: то, что хорошо в спектакле, когда меняются декорации и артисты не только поют, но еще и играют, в случае со статикой концертного исполнения оборачивается скукой. Таким образом, из "Евгения Онегина", представленного на сцене КЗЧ, исчезли многие эпизоды. Не прозвучали хоры "Болят мои скоры ноженьки" и "Уж как по мосту-мосточку", исчез диалог Татьяны с няней из второй картины, предваряющий Cцену письма, не появился в Cцене дуэли Зарецкий со своей репликой "теперь сходитесь" и т.д. В данном случае такого рода купюры, наверное, действительно имели смысл.

Сокращения, как и обещал маэстро, не затронули главных событий и основного музыкального материала - ни один из главных героев не остался без своих коронных номеров.

Необходимо отметить, что Марк Горенштейн провел огромную работу с оркестром, заставив его проникнуться театральной спецификой. Оркестр звучал выверено и ярко, но не перекрывая солистов. Вокальный ансамбль также внес свою лепту в успех предприятия: на должном уровне выступили Ирина Долженко (Ольга), Владислав Сулимский (Онегин), Дмитрий Воропаев (Ленский).

Настоящей находкой стала сопрано Екатерина Годованец. Выпускница Парижской национальной консерватории, певица явила типично западный подход к исполнению: свой не слишком богатый темброво голос она сумела подать самым наилучшим образом. Отменная дикция, осмысленность каждой фразы, ни разу не изменившее чувство вкуса и меры расположили зал, хотя поначалу исполнение казалось стерильно-бесстрастным. Впрочем, уже в Сцене письма исполнительница почувствовала себя более раскованно и раскрылась как драматическая актриса, создав трепетно-нежный, но в то же время волевой образ своей героини. Думается, что в театре певица могла бы сегодня посоперничать с лучшими отечественными Татьянами. И было бы отрадно, если бы проект Марка Горенштейна дал исполнительнице именно такой старт.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн s.lugen

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 1
Re: Евгений Онегин
« Ответ #22 : Июль 09, 2009, 16:10:27 »
Что Вы думаете об этой великой русской опере? Я слышал что у нее сначала был другой конец. Кто - нибудь знает какой?
  Спросите у поклонника строительных люлек - господина Тителя. Он знает и как начать и как закончить эту оперу, в которой ради каких-то железок на сцене была проигнорирована великолепная крестьянская сцена. Думаю, что Ким Чен Ир это произведение поставил с большим уважением к автору!

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Партия Гремина
« Ответ #23 : Сентябрь 20, 2010, 21:16:22 »
У меня возникло несколько вопросов насчет партии Гремина.

1) Я прочитал в книжках-мемуарах И. Петрова и Рейзена  насчет партии Гремина. У меня сложилось впечатление, что лучшим Греминым в актерском плане принято считать Марка Осиповича. Есть ли у кого из форумчан иные соображения на этот счет (строго говоря, мне интересно то, что доступно в видеозаписях) ?
 
2) Имеются ли свободно доступные в Сети видеозаписи "Евгения Онегина" с Рейзеном в роли Гремина
(я не имею в виду видеоролик на youtube с юбилейным спектаклем) ?

3) Я послушал записи арии Гремина Рейзеном (год записи мне не известен, дир. - Мелик-Пашаев), Гмырей, Христовым, Михайловым и Гяуровым. Еще у меня где-то есть запись Бурчуладзе.

<В нижеследующем тексте в этом пункте, говоря о тембре, я подсознательно исходил из предположения, что Гремину - под 50, ну, или что его физиологический возраст эквивалентен современному 50-летнему мужчине, что, возможно, неверно -cм. ниже п.4) >

По-моему, и в чисто вокальном плане Рейзен считается "Греминым номер 1". Первое прослушивание исполнения Рейзеном мне показалось чуть ли не чрезмерно мягким и светлым для моего личного восприятия "бойца с седою головой". В тембральном плане мое восприятие  Гмыри, как я и ожидал, аналогично, поскольку Гмыря - кантанте. Конечно, Гремин - это партия для центрального баса, и низкий финал арии для кантанте сложен. Рейзен и в свои 90 лет блестяще спел арию, это что-то феноменальное, мне понравилось все, кроме - что ж сделаешь - си-бемоль с фермато (естественно, в последней фразе я имею в виду юбилейный спектакль). 

Из сказанного выше ясно, что исполнение Михайлова мне должно было сильно понравиться. Да, конечно, мощный финал очень впечатляет. Удивительно, но в имеющейся у меня записи (дир. А.Орлов, год опять-таки мне неизвестен - неужели такая старая запись ?) отдельные слова в исполнении  оказались неразборчивы. Низкий бас Михайлова, по-моему, хорош для этой партии, хотя исполнения Рейзеном и Гмырей мне кажутся тембрально более выровненными и "гладкими" - они, конечно, ближе к "бельканто".

После прослушивания записи Максима Дормидонтовича я уже предвкушал, как будет звучать Гяуров. И не оказался разочарованным. Его тембр - возможно, "золотая середина". В противоположность записям Рейзена и Гмыри слышно, как Гяуров "напирает" на филировке с усилением звука в некоторых верхах. У Чайковского такие филировки указаны, но в как мне кажется спокойном и сдержанном монологе Гремина (если обратиться к стихам) это лучше делать почти незаметно. Возможно, для Гяурова с его мощным басом вообще характерна несколько более форсированная манера вокала. Н. Гяуров, если я не ошибаюсь, пел в Большом, и ему близок русский язык, но в нескольких местах есть IMHO чуть-чуть неточное произношение, мое впечатление не испортившее.   

В записи Христова, хоть он и высокий бас, тембр имеет больше грудной компоненты и кажется мне более близким К (для) умудренному жизнью генералу в летах, чем у Рейзена или Гмыри. Потрясающе красиво спет Христовым низ в "лучистом". А вот финал арии меня - особенно после Михайлова - не впечатлил.   
 
А ведь еще нужно обратить внимание на передачу чувств в отдельных конкретных предложениях и словах (например, пение "холопьев" с некоторым презрением)! В общем, вряд ли кто-то один будет для меня абсолютным эталоном в арии Гремина.

Вопрос к уважаемым форумчанам - кто еще, по Вашему мнению, мог бы претендовать на звание "лучшего Гремина" ?

4) Кстати, а сколько Гремину ДОЛЖНО быть лет ?

... Если Гремин к 40 годам генерал, то в 30 он полковник
...
Т.е. Для Вас "боец с седою головой" это к полтиннику, для меня - около тридцатника. Так что не намного старше князь Онегина, ну а то что выглядел постарше...  И старый он не годами, а жизненным опытом...
Написано "толстый этот генерал". Ну, при всем моем уважении к Александр Сергеевичу, был он статей не гвардейских, и даже не общевойсковых. И  вполне мог человека нормальной комплекции назвать толстым. 

Под "должно" я подразумеваю, сколько лет можно было ожидать (типично) для боевого генерала в тот исторический период ?

И еще комментарий к давней дискусии на этот счет - к фразе "Толстый этот генерал". В те времена напрочь не было такого стремления к "стройности", если не к избыточной стройности, которое характерно в настоящее время, так что "толстый" для того времени сегодня было бы уж наверняка оценено именно как "толстый".     

5) В арии - замедление темпа на словах "Среди холодных приговоров ..." (комментарий Чайковского - "Menno mosso", менее подвижно). Но почему оно предложено здесь ? Кстати, например, в том же исполнении Христова это замедление темпа IMHO не выражено ярко.

А вот чуть ниже - начиная со слов "Она блистает...",  смена темпа логически естественно объясняется переходом от описания суетного мира к Татьяне, и там стоит комментарий композитора "ritardando poco a poco", понемногу постепенно замедляя.   

« Последнее редактирование: Сентябрь 20, 2010, 21:34:14 от Mikky »

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Re: Евгений Онегин
« Ответ #24 : Сентябрь 20, 2010, 21:33:17 »
Не нашёл на youtube, но я был под большим впечатлением от Гремина-Пирогова, когда первый раз прослушал "Онегина" 37 года с Лемешевым и Нарцовым.