Автор Тема: Михаил Плетнёв (р.1957, Архангельск), пианист, дирижёр, транскриптор  (Прочитано 229694 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 566
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Помещаю публикацию и именной поток Плетнёва, и в поток "Наша шумливая публика"...

Концерт Плетнева прошел под аккомпанемент мобильников

Текст: Татьяна Ткачева (Воронеж) http://www.rg.ru/2014/06/06/reg-cfo/pletnev.html
06.06.2014, 09:11

Пианист Михаил Плетнев дал в Воронеже сольный концерт под рингтоны, доносившиеся из разных уголков зала с необычной даже для неподготовленной публики частотой. Знаковое событие, несомненно ставшее одним из главных подарков местной публике в рамках IV Платоновского фестиваля, увы, запомнится многим не столько высочайшим уровнем исполнения классики, сколько явным фиаско многих ее воронежских поклонников.

За несколько часов до концерта другой гость фестиваля, московский музыкант и композитор Игорь Горский, заметил, что уровень Платоновского фестиваля вполне европейский - ведь здесь выступает как пианист Михаил Плетнев! Мол, когда он играет в Большом зале Московской консерватории, зрители "висят на люстрах". Интересно, какие они, эти зрители на других мероприятиях "европейского уровня"? Какие мелодии стоят у них на звонке? Что они делают при очередном звуке своего рингтона - нервно роются в недрах сумки, чертыхаются или сразу, как порядочные люди, берут трубку и несколько раз для верности повторяют, что "не могут говорить"? Сколько эсэмэсок успевают отослать до антракта? Сколько интернет-страниц пролистать на планшете? Как они открывают бутылки, когда начинают изнемогать от жажды после десятиминутного упоения искусством? А кашляют - на громких аккордах или на тихих?..

Каждая из этих досадных мелочей сама по себе - не трагедия, с кем не бывает. Но 5 июня в зале воронежского театра оперы и балета публика устроила себе настоящую звуковую и, по сути, этическую катастрофу. Когда люди покупают билеты, сетуя на их дороговизну, а потом по доброй воле слушают собственный рингтон вместо чужой виртуозной игры на рояле (впрочем, извиняясь громким шепотом за подобную слабость), это диагноз.

Конечно, у такого поведения немалой части публики были и объективные причины. Жарким летом воздух слишком сух, в зале оперного плоховато с вентиляцией, старые кресла и паркет скрипят при малейшем движении. В полуоткрытые для проветривания двери поневоле просочатся посторонние звуки (от звона посуды из буфета до музыки из уличных динамиков). Многим в принципе трудно просидеть два отделения, не зная об их содержании: изначально в программе были заявлены не конкретные произведения, а лишь авторы (Бах, Моцарт, Шуман, Скрябин), состав которых по факту оказался несколько иным (вместо Баха и Моцарта появились Бетховен и Шопен). Объявили только… цветы от губернатора. Не вполне узнавая и часто исполняемые произведения - Плетнев славится неординарными трактовками, да и привезенный им рояль Kawai имеет специфическое приглушенное звучание - растерявшиеся люди сильнее обычного путались в том, где "хлопать". Поначалу прерывали произведения в паузах между частями, заставляя Плетнева делать скупые жесты - не надо, мол, погодите, не кончил. Потом решили для верности не аплодировать вовсе до самого финала.

Это был удивительный концерт для настоящих ценителей музыки. С чисто плетневской "герметичностью" и кажущейся безыскусностью исполнения сложных пассажей. С его тончайшей нюансировкой. И будто бы с "четвертой стеной" на сцене, по сию сторону которой шуршал и шептался обыватель, не боящийся, что пианист помешает ему, взяв первые аккорды сразу после антракта - не дожидаясь, пока все угомонятся. Наверное, иначе нас не отрезвить и "глушилками".

Прямая речь
Петр Лаул, пианист, лауреат международных конкурсов в Бремене и победитель конкурса имени Скрябина в Москве, преподаватель Санкт-Петербургской консерватории:
- Михаил Плетнев - конечно, легенда, причем настолько, что даже не важно, что он собирается играть, поскольку как личность, как музыкальный мыслитель невероятно интересен сам по себе. К тому же он не относится к числу артистов, которые "дышать не могут" без рояля, а, напротив, как бы даже неохотно к нему возвращается, так что услышать его игру в последнее время большая удача. Что до манеры - то она трудноописуема, как любое настоящее искусство. Конечно, можно сказать, что Плетневу свойственна глубина и парадоксальность мышления, необычайно красочная звучность и совершенство педализации, внутренний огонь и глубокая интимность при внешней бесстрастности и холодности. Его трактовки - не эталон отношения к авторскому тексту, они всегда спорны, не могут и не должны понравиться каждому слушателю. Они будоражат воображение, порой тревожат, раздражают и даже злят. Но невозможно не отдавать им должное и не понимать, что это настоящее искусство, что перед тобой артист, каких единицы.
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Прямая речь
Петр Лаул, пианист, лауреат международных конкурсов в Бремене и победитель конкурса имени Скрябина в Москве, преподаватель Санкт-Петербургской консерватории:
- Михаил Плетнев - конечно, легенда, причем настолько, что даже не важно, что он собирается играть, поскольку как личность, как музыкальный мыслитель невероятно интересен сам по себе. К тому же он не относится к числу артистов, которые "дышать не могут" без рояля, а, напротив, как бы даже неохотно к нему возвращается, так что услышать его игру в последнее время большая удача. Что до манеры - то она трудноописуема, как любое настоящее искусство. Конечно, можно сказать, что Плетневу свойственна глубина и парадоксальность мышления, необычайно красочная звучность и совершенство педализации, внутренний огонь и глубокая интимность при внешней бесстрастности и холодности. Его трактовки - не эталон отношения к авторскому тексту, они всегда спорны, не могут и не должны понравиться каждому слушателю. Они будоражат воображение, порой тревожат, раздражают и даже злят. Но невозможно не отдавать им должное и не понимать, что это настоящее искусство, что перед тобой артист, каких единицы

Не могу согласиться с последним утверждением. Таких сегодня вовсе не единицы, наоборот: искажение авторского текста, авторских указаний - это уже какой-то стандарт. Это уже даже не оригинально. А что раздражают и злят - это точно. Как и всякая отсебятина.
Конечно, любая интерпретация в какой-то степени всегда является "отсебятиной", иначе она не именовалась бы "интерпретацией", но весь вопрос заключается в том, что именно идёт от исполнителя - оперирует ли он теми подвижными элементами, которые волей-неволей оставил на его усмотрение сам автор, или он меняет авторский замысел и текст? Вот вопрос, ответ на который для меня лично определяет отношение к интерпретации и её "своеобразию".
Недаром же рецензентка пишет, что в исполнении Плетнёва трудно узнать даже знакомые произведения! :)) Вот "похвалила"!
Как говорится, "не поздоровится от этаких похвал" (с).
Короче, при всём уважении к Петру и с учётом того, что сам он так вольно не "интерпретирует", я с ним в оценке нынешнего Плетнёва не соглашусь. Чем это лучше или хуже, допустим, Андершевского? Андершевский играл так, как будто на сцене сидел Плетнёв, и если закрыть сцену занавесочкой и никому не сказать об этом, то все пребывали бы в заблуждении. Можно подобрать ещё нескольких исполнителей, составляющих вполне очевидное европейское направление подобных "интерпретаций", в рамках которого плетнёвская фортепианная игра ни на секунду не показалась бы оригинальной.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 432
Пара пояснений.
Во-первых, я не имел в виду, что игра Плетнева - настоящее искусство, потому что он коверкает текст.  :) Нет, дело в действительно выдающихся, даже волшебных исполнениях, которые мне приходилось слышать живьем (хотя достаточно давно). Например, настоящее чудо - 18 пьес ор. 72 Чайковского.
Во-вторых, я Плетнева и сам не люблю, и многое с трудом воспринимаю. А еще с ужасом вспоминаю его мастер-класс в нашей десятилетке, то есть и в личностном плане он мне крайне неприятен. Но говорить об этом подробно в анонсе, данном по просьбе журналистки "Российской газеты", было бы менее уместно, чем на нашем форуме, верно?
В-третьих, я частенько бываю на Западе и вижу, что как раз там в большом почете, так сказать, "текстовый фетишизм". Люди увлеченно и педантично сравнивают точки и лиги в изданиях Беренрайтера и Хенле, и это хорошо, но только не как самоцель. Я считаю, главное, чтобы человеку было что сказать в исполняемой музыке. Если он находит возможным какие-то детали менять и делает это убедительно, почему бы и нет? Автор переживёт, ему уже ничто не угрожает.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
я не имел в виду, что игра Плетнева - настоящее искусство, потому что он коверкает текст.  :) Нет, дело в действительно выдающихся, даже волшебных исполнениях, которые мне приходилось слышать живьем (хотя достаточно давно). Например, настоящее чудо - 18 пьес ор. 72 Чайковского

Положим, это не очень показательный пример: именно ЭТОТ опус у него всегда получался гениально, в т.ч. он его прекрасно записал, и я считаю эту запись подлинным шедевром. Также записан он и по трансляции - помню даже была радиопередача с его комментариями к собственному исполнению. Но знаете, это больше напоминает о прекрасном прошлом Плетнёва, чем о его настоящем.

я частенько бываю на Западе и вижу, что как раз там в большом почете, так сказать, "текстовый фетишизм". Люди увлеченно и педантично сравнивают точки и лиги в изданиях Беренрайтера и Хенле

Но Запад многолик и отнюдь не монолитен! Фетишизм, я так понимаю, процветает больше в Германии, но там же параллельно существуют совершенно другие течения. Нам тут трудно представить себе подобный плюрализм, но если там уживаются среди "гениев" и Плетнёв, и Андершевский, а также много чудит Шифф, то, наверное, у них есть довольно широкая аудитория, которой как раз нравится вольное обращение с текстом, иначе такие исполнительские типажи не выстраивались бы в линию, которая вполне отчётливо прослеживается.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн pegassov

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 192
Но Запад многолик и отнюдь не монолитен! Фетишизм, я так понимаю, процветает больше в Германии, но там же параллельно существуют совершенно другие течения. Нам тут трудно представить себе подобный плюрализм, но если там уживаются среди "гениев" и Плетнёв, и Андершевский, а также много чудит Шифф, то, наверное, у них есть довольно широкая аудитория, которой как раз нравится вольное обращение с текстом, иначе такие исполнительские типажи не выстраивались бы в линию, которая вполне отчётливо прослеживается.

Простите, Вы правда считаете, что Плетнёв, Шифф и Андершевский выстраиваются в единую линию исполнительского волюнтаризма? Подскажите, пожалуйста, на основе каких материалов? Думаю, что при более подробном знакомстве с творчеством последних двух станет ясно, что к авторскому тексту они, в отличие от Плетнёва, относятся весьма бережно. Шифф, например, много изучает рукописи, теорию старинных исполнительских практик, так что "причуды" его интерпретаций всегда имеют под собой солидную научную базу.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вы правда считаете, что Плетнёв, Шифф и Андершевский выстраиваются в единую линию исполнительского волюнтаризма? Подскажите, пожалуйста, на основе каких материалов?

Ну как каких - я их самолично слушал в концертных залах, не говоря уже о записях.
Как ни странно, Шифф со своей "научностью" заезжает в такие дебри волюнтаризма, что просто мама дорогая. Достаточно послушать у него хотя бы 1-ю часть "Лунной" - особенно тот вариант, где он переусердствовал с педалью. Ну это вообще нечто.
Плетнёв и Андершевски, конечно, в моем представлении похожи ещё больше, чем они оба на Шиффа: они чудят на почве романтизации, а ещё вернее, субъективистского подхода к барокко и классицизму. Что, впрочем, более всего было свойственно как раз романтикам - и именно в таком ключе воспринимаются причуды обоих пианистов.
Я ведь на один из московских концертов Шиффа даже отклик сделал, где отметил многие странности его подхода, а также на Андершевского и Плетнёва (несколько раз).
Андершевский довольно точно воспроизводит ноты, как и Плетнёв тоже не уходит от них слишком далеко, но у обоих крайне непредсказуемы все остальные параметры - и динамика, и темпы, и нюансы, и педаль, и рубато временами абсолютно развратное. В общем, одного поля ягодки. Уж не знаю почему, но Андершевский не вызывает у меня такого раздражения, как Плетнёв, хотя общность их подходов абсолютно очевидна. И всё же Андершевский - тоже не мой герой.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн pegassov

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 192

Как ни странно, Шифф со своей "научностью" заезжает в такие дебри волюнтаризма, что просто мама дорогая. Достаточно послушать у него хотя бы 1-ю часть "Лунной" - особенно тот вариант, где он переусердствовал с педалью. Ну это вообще нечто.


В своей лекции о "Лунной" Шифф весьма убедительно утверждает, что авторское обозначение senza sordino обозначающее, буквально, "без демпферов" - это указание на то, что, в идеале, вся часть звучит на одной педали! На инструменте времён Бетховена такой эффект достигался проще и звучал чище, чем если на современном вдавить педаль в пол и держать до победного конца. Поэтому Шифф в своей записи "Лунной" очень тонко играет полу- и четвертьпедалями, добиваясь подобных красок. Музыка Бетховена же не застывший памятник самому себе, многие его открытия были весьма авангардными для своего времени! К сожалению, многое из классического наследия, водрузившись на постамент, становится с течением времени пародией на самое себя. Кто из пианистов выполняет авторское же указание alla breve в первой части "Лунной"? Как правило, устраивают скуку смертную, играя "по четыре". И таких примеров масса!

Оффлайн pegassov

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 192
Короче, при всём уважении к Петру и с учётом того, что сам он так вольно не "интерпретирует", я с ним в оценке нынешнего Плетнёва не соглашусь. Чем это лучше или хуже, допустим, Андершевского? Андершевский играл так, как будто на сцене сидел Плетнёв, и если закрыть сцену занавесочкой и никому не сказать об этом, то все пребывали бы в заблуждении. Можно подобрать ещё нескольких исполнителей, составляющих вполне очевидное европейское направление подобных "интерпретаций", в рамках которого плетнёвская фортепианная игра ни на секунду не показалась бы оригинальной.

Простите, конечно, но я не могу себе представить, чтобы можно было перепутать Андершевского и Плетнёва. У них же абсолютно разные подходы! Плетнёв - это постмодернистский интерпретатор, играющий с идиомами исполнительских стилей начала 20 века. Андершевский же гораздо искреннее - в прошлогоднем московском концерте поражала именно эта самозабвенность подачи. Не понимаю, где вы там услышали "непредсказуемые темпы, динамику, педаль", а также "развратное рубато"?

Я прочитал Вашу статью: о Шумане сказано немного, о Яначеке ничего. О Бахе только то, что он был "излишне романтизирован", с чем я не могу согласиться - как раз наоборот, он был выдержан в "исторически ориентированном" стиле, с изысканным варьированием повторениями (уж не это ли "отсебятина"? но это просто требование стиля!). С чем я был не согласен на концерте - так это с тем, что Сарабанда из 3-ей Английской сюиты была, по сути, сыграна дважды - в оригинальном виде и в "украшенном" автором виде, причём со всеми повторениями, так что один материал мы услышали аж четыре раза. Это, на мой взгляд, разрушает форму сюиты. Но что касается воплощения этой идеи, она была подана весьма убедительно и адекватно. Здесь у нас есть возможность для сравнения: Плетнёв играл эту же Английскую сюиту в МЗК, и вот его-то исполнение было по-настоящему романтизированным не в лучшем смысле слова. Если с кем-нибудь и сравнивать, то следовало бы называть имена Петри, Фишера, вот только без октавных удвоений в басах :)

А диск Андершевского с "Метопами", "Масками" и Третьей сонатой Шимановского? Разве там не поразительная точность и ясность исполнения, по адекватности затмевающая все остальные интерпретации? Мне кажется, эта запись явно заслуживает обсуждения в именном потоке пианиста.

В общем, если Андершевского и Плетнёва что-то и роднит, то это общая склонность к камерному, интимному типу музицирования. К их чести, они выбирают тот репертуар, который подобный подход допускает и даже предполагает.

Sergey

  • Гость
....Плетнёв вернулся к пианизму вовсе не потому, что он жить без этого не может, а ради бабла. Понятное дело, что не только сольными концертами, но и в качестве солиста с оркестром он будет собирать гораздо больше денег, нежели выступая только лишь в качестве дирижёра. А на рояле играть ему неохота: у него прямо на лице и на всей фигуре написано, КАК ему всё это осточертело. Но народ требует игры на рояле, бабло несёт - вот он и вылез опять к клавиатуре. А уж почти совсем было забросил. И чесс слово, лучше бы не продолжал.....
Бред какой! Как говорится в подобных случаях: Остапа понесло! Мне недавно один форумлянин в ЛС доказывал, что под ником "Предлогов" последние полгода пишет совсем другой человек. И приводил любопытные и по-своему убедительные доказательства этого, обосновывая это утверждение некоторыми особенностями стиля сообщений этого ника сейчас и прежде.
Мне вот все больше начинает казаться, что он прав. Прежнему Предлогову не нужно было объяснять, что панегирически восхваляемые им ныне некоторые молодые пианисты (вроде Гаврилюка) и Плетнев - в разных весовых категориях.
...Да и вообще, как будто нам некого из пианистов послушать что ли? Да многих можно назвать - Гаврилюк, Хозяинов, Володин, Луганский - каждый сильнее на порядок, чем Плетнёв сегодня...
Как теперь выражаются молодые: пацталом! От смеха! Боже мой, какие глупости пишет нынешний Предлогов 2!

« Последнее редактирование: Июнь 07, 2014, 18:41:05 от Sergey »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
если Андершевского и Плетнёва что-то и роднит, то это общая склонность к камерному, интимному типу музицирования. К их чести, они выбирают тот репертуар, который подобный подход допускает и даже предполагает.

:)) Далеко не всегда - особенно это касается позднего Плетнёва.
В вопросе о Плетнёве и Андершевском мы с вами пишем об одном и том же, просто относимся к этому по-разному, к тому же вы делаете акцент на различиях, а я - на сходстве.
Что касается Шиффа, то он попросту прикрывает псевдонаучностью свои фантазии. Кроме того, искажения могут быть связаны не только с заменой нот, но и со многими другими факторами. В частности, Шифф апологетизирует медленные части в ущерб быстрым - т.е. до такой степени, что в его исполнении ощущалось некоторое даже небрежение качеством быстрых частей, была в них какая-то эскизность, приблизительность, тогда как медленные части были до того чёткими и совершенными, что будто в камне были вырезаны. Я считаю, что это тоже искажение - искажение формы, - и вряд ли под это можно подвести какой-то "научный" фундамент.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн pegassov

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 192

Что касается Шиффа, то он попросту прикрывает псевдонаучностью свои фантазии. Кроме того, искажения могут быть связаны не только с заменой нот, но и со многими другими факторами. В частности, Шифф апологетизирует медленные части в ущерб быстрым - т.е. до такой степени, что в его исполнении ощущалось некоторое даже небрежение качеством быстрых частей, была в них какая-то эскизность, приблизительность, тогда как медленные части были до того чёткими и совершенными, что будто в камне были вырезаны. Я считаю, что это тоже искажение - искажение формы, - и вряд ли под это можно подвести какой-то "научный" фундамент.


Насколько я понимаю, речь идёт о концерте из трёх последних сонат Гайдна, Бетховена и Шуберта. В данном случае я согласен с тем, что имел место драматургический "перекос" в пользу медленных частей, но в контексте общей концепции концерта (о которой тоже можно спорить) - совершенно оправданный. Однако неверно делать из этого вывод, что "выпячивание медленных частей" - черта исполнительского стиля Шиффа. Это лишь приём, которым он воспользовался в данной конкретной программе. Не думаю, что здесь можно говорить о "научности", поскольку данный взгляд не иллюстрировался ни письменной, ни устной декларацией, - скорее уж о некой рациональной вербализуемой идее, лежащей в основе интерпретации.

Понимаете, Шифф относится к тому типу исполнителей, которые тем или иным образом встраивают свою интерпретацию в определённый контекст, поэтому, например, соната Шуберта может прозвучать совершенно по-разному в зависимости от того, что соседствует с ней в программе: Бах или Шёнберг.

Что касается наезда на "псевдонаучность" - объясните, на каких основаниях Вы делаете столь впечатляющее обобщение? Просто потому что такая "Лунная" отличается от привычной? Но привычное далеко не всегда бывает верным, наоборот, многие штампы и традиции ныне подлежат пересмотру (за что Вы же сами и ратуете, например, касательно Первого концерта Чайковского).

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Насчёт 1-го концерта - не очень удачная аналогия. В этом случае имеет место текстуальная путаница, которая восходит к авторским временам, в чём и сложность.
А другое дело, когда при исполнении сочинений, играемых веками, начинают выдумывать что-то лишь ради того, чтобы быть "не такими, как все". Это тогда нужно обращаться к фонографическому наследию Г.Гульда - прекрасный пример волюнтаризма. И этот пример продолжает, как видим, "вдохновлять" многих других пианистов, которые, не повторяя приёмы Гульда, выдумывают. тем не менее, что-то своё в тех случаях, когда выдумать уже фактически и нечего. И тогда высасывают из пальца.
Эти же сложности и у Плетнёва, если вернуться к герою этого потока.
Повторюсь, что я высоко чту его за ф-п обработки - это действительно гениально. Сюиты по балетам Чайковского - это нечто нетленное и на уровне значения сочинений самого Чайковского. Кстати, в своё время Плетнёв их великолепно сыграл и записал.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн pegassov

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 192
Насчёт 1-го концерта - не очень удачная аналогия. В этом случае имеет место текстуальная путаница, которая восходит к авторским временам, в чём и сложность.
А другое дело, когда при исполнении сочинений, играемых веками, начинают выдумывать что-то лишь ради того, чтобы быть "не такими, как все". Это тогда нужно обращаться к фонографическому наследию Г.Гульда - прекрасный пример волюнтаризма. И этот пример продолжает, как видим, "вдохновлять" многих других пианистов, которые, не повторяя приёмы Гульда, выдумывают. тем не менее, что-то своё в тех случаях, когда выдумать уже фактически и нечего. И тогда высасывают из пальца.
Эти же сложности и у Плетнёва, если вернуться к герою этого потока.
Повторюсь, что я высоко чту его за ф-п обработки - это действительно гениально. Сюиты по балетам Чайковского - это нечто нетленное и на уровне значения сочинений самого Чайковского. Кстати, в своё время Плетнёв их великолепно сыграл и записал.

Принимая во внимание очевидную спорность многих (если не сказать, "большинства") исполнительских решений Гульда, нельзя сводить его деятельность к одному "выдумыванию".

Понимаю, моя горячая защита некоторых пианистов может ввести в заблуждение, поэтому сразу оговорюсь, пока меня не обвинили в фанатизме - я не большой поклонник ни Шиффа ни, в ещё большей степени, Плетнёва в том, что касается многих конкретных исполнений. Но мне весьма симпатичен их аналитический подход к тексту, внимание к контексту и, в случае Шиффа, историческим исполнительским практикам.

К слову о гипертрофии медленных частей - в этом же ряду можно назвать "Скитальца" в исполнении Рихтера, где любые попытки продирижировать медленный эпизод "на два" (alla breve, как указано автором) обречены на провал. Где же тут декларируемая верность тексту?

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 566
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Михаил Плетнев анонсировал новый Рахманиновский фестиваль

Текст: Татьяна Ткачева (Воронеж) http://www.rg.ru/2014/06/06/reg-cfo/fest.html

06.06.2014, 17:40

С 15 по 21 июня в тамбовском селе Ивановка впервые пройдет международный Рахманиновский фестиваль, организованный Российским национальным оркестром во главе с Михаилом Плетневым при поддержке Минкультуры РФ и администрации области. Об этом сообщил сам пианист и дирижер после сольного концерта на Платоновском фестивале в Воронеже.

На открытой сцене в степи, рядом с музеем-усадьбой композитора, выступят такие известные музыканты, как Николай Луганский и Вазген Вартанян, РНО в полном составе и отдельные его солисты. Будут исполнены Второй и Третий концерты Рахманинова, ряд его произведений для скрипки, виолончели и фортепиано, концертная версия оперы "Алеко", хоровые и камерные вокальные произведения.

- Начнем с широко известных сочинений и оперы "Алеко", которую композитор написал по случаю окончания консерватории. Чайковский поставил ему "пятерку", окружив ее со всех сторон плюсами, - напомнил Михаил Плетнев. - Все у нас получится, как у Александра Ермакова (директора музея-усадьбы Рахманинова. -"РГ") может не получиться! Усадьба в Ивановке - это пример того, как можно из ничего, на пустыре, сделать почти без всякой поддержки такой музей, куда будут отовсюду стекаться паломники - люди, которым близка русская культура.

С Ивановкой связана история создания большинства рахманиновских сочинений (около 85 процентов его наследия). Композитор любил это имение своих родственников Сатиных и приезжал туда с 1902 по 1917 год -каждое лето, отказываясь от всех концертов, невзирая на размер гонорара. Трепетно относится к Ивановке и Михаил Плетнев, с 1987-го не упускающий возможности побыть на тамбовской земле. Здесь музыкант давал концерты под открытым небом -зрители собирались со всей округи -из сел, маленьких городов, Тамбова и Воронежа.

- Выступать в Ивановке было не так-то просто. Там нет не то, что концертного зала -просто места, где можно было бы играть. Некоторое время я выступал на сцене, расположенной не очень удачно: и публике неудобно, и звук куда-то уходит. Есть еще небольшая веранда, где умещается рояль и два-три певца. Поэтому разговор о проведении большого фестиваля с РНО не представлялся возможным. Мы ездили по амбарам, складам - ничего не подходило, - рассказал Плетнев. - В последний свой приезд в Ивановку год назад, прогуливаясь, я остановился прямо напротив усадебного флигеля: вот место! Там такой прямоугольник, где можно сделать зал. Я поделился этой мыслью с Александром Ивановичем Ермаковым, реакция была в целом позитивная, и мы стали думать уже предметно…

Рахманиновский фестиваль в Тамбовской области проводится больше 30 лет, в его орбиту традиционно входила и Ивановка. Теперь в усадьбе будет свой, отдельный музыкальный проект высокого класса. Да еще и open-air.

- Одно дело фестиваль в Тамбове, а другое -там, где Сергей Владимирович жил и работал. Где вам могут показать фотографию, на которой он корректирует Третью симфонию, и прямо куст найдут, около которого это происходило! Кстати, в Тамбове, как и в Воронеже, с концертным залом большая проблема, - отметил Михаил Плетнев. - Воронеж по культурному уровню и по масштабу проводимых мероприятий созрел для строительства настоящего концертного зала с качественной акустикой. Вот и ваша землячка, оперная певица Ирина Макарова, хочет сделать здесь свой фестиваль - а для вокала нужна акустика. Оперный театр в аварийном состоянии… Ну что это такое - какие-то дурацкие футбольные стадионы, игрушки какие-то строятся в стране, а на концертный зал денег нет.

На первый взгляд, затея более чем рисковая: какое-то далекое от туристических маршрутов село в Уваровском районе, 140 километров от Тамбова, больше двухсот от Воронежа, 600 от Москвы… Остановиться негде. Степь, чистое поле. Но собрать здесь публику, по опыту Плетнева, не проблема. И какую публику!

- Не знаю, как народ добирается, но зрителей там всегда достаточно, - добавил музыкант. - Был случай - Александр Ермаков попросил меня сыграть что-то вроде сольного концерта на рояле. Погода была не очень… Шофер запутался, ничего кругом нет, спросить не у кого… Когда мы все же добрались -с опозданием на два часа - пошел дождик. Зала под крышей, как я уже говорил, нет. Все слушатели ждали в кустах с зонтиками, кто-то скамеечку нашел… я играл почти три часа -и никто не ушел! Вот такая там замечательная публика. Это было несколько лет назад, и теперь зрителей стало еще больше. Поэтому, я считаю, пришло время попробовать сделать фестиваль. Все исполнители, с кем я говорил, отнеслись к этому с большим интересом. Может быть, на следующий год к нам приедут большие артисты международного уровня - музыку Рахманинова любят и ценят очень многие.

Подробную программу первого Рахманиновского фестиваля РНО в Ивановке можно изучить на сайте: ivanovka-museum.ru.

Стоимость билетов составит 300 рублей. Весь сбор от концертов участники направят на воссоздание музея-усадьбы С. В. Рахманинова в Ивановке.

Адрес:: Тамбовская область, Уваровский район, деревня Ивановка. Телефон для справок: (915) 864-10-55.

Прямая речь
Олег Полтевский, директор Российского национального оркестра:

- Имение в Ивановке было уничтожено после революции, и энтузиасты его год за годом восстанавливали, обустроили территорию, даже птиц завезли, чтобы флора и фауна соответствовали тому, что видел Рахманинов! Музыкальная и культурная жизнь в усадьбе давно кипит, регулярно проводятся выставки и концерты. Для первого раза мы запланировали два больших концерта (на открытии и закрытии с РНО и Михаилом Плетневым), в остальные дни будет звучать камерная музыка. Пианист Николай Луганский, тоже большой друг Ивановки, сначала отказался -был занят. Но потом заявил, что ради такого дела выкроит денек. С транспортной доступностью там трудновато, поэтому мы вместе с воронежскими партнерами организуем бесплатные автобусы из Воронежа до самой усадьбы для всех желающих.

Александр Ермаков, директор музея-усадьбы С. Рахманинова в Ивановке:

- Рахманинов всегда стремился в Ивановку, писал, что это как море без конца и края, где вместо воды -волны ржи. Это была его творческая лаборатория и семейный очаг. Во время гражданской войны юг Тамбовщины был охвачен крупнейшим крестьянским Антоновским восстанием, в течение полугода имение по нескольку раз в день переходило из рук в руки, и к марту 1923 года все там разобрали и разграбили. Мы воссоздали шесть из 24 строений, собираем в восстановленной избе музей гражданской войны. Русская провинциальная усадьба -то, чего нет нигде. Из нее вышла вся наша национальная культура XIX -начала XX века.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 566
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
06.06.2014 17:00  Маэстро Плетнёв сыграл для воронежцев, и отметил – хорошему звуку нужен новый зал

http://voronezh.rfn.ru/rnews.html?id=143007&cid=7

Услышать одного из лучших музыкантов нашего времени пианиста, дирижера и композитора Михаила Плетнева – большая редкость. Воронежцам повезло. Второй год подряд маэстро приезжает на Платоновский фестиваль. В прошлом году он стал лауреатом Платоновской премии и играл в столице Черноземья с Российским национальным оркестром. В нынешнем открыл фестиваль сольным концертом в театре оперы и балета. Исполнял Бетховена, Шумана и Скрябина. Играл пианист на рояле, специально привезенном в Воронеж из Москвы. А на следующий день Плетнев дал пресс-конференцию, где рассказал о новом фестивале Сергея Рахманинова, который пройдет на его родине в Ивановке Тамбовской области сразу после окончания фестиваля Платоновского. Еще маэстро посетовал на отсутствие в Воронеже хорошего концертного зала.

Михаил Плетнев, народный артист России: "Потребовать строительства настоящего акустического концертного зала. Для проведения всех тех замечательных мероприятий, которые здесь проводятся и Платоновским фестивалем, и вот сидит замечательная певица Ирина Макарова, которая тоже хочет проводить фестиваль. Нужно место, для вокала нужна акустика. Чтобы воронежцы по- настоящему наслаждались и могли оценить голоса".
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 566
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Откровения Михаила Плетнёва

Дневник Международного Платоновского фестиваля
Концерт выдающегося пианиста современности Михаила Плетнева ознаменовал открытие музыкальной программы Четвертого Международного Платоновского фестиваля. При полном аншлаге выступление знаменитого музыканта проходило в зале Воронежского театра оперы и балета.

Анна Шалагина, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России

Как будто и не было целого года, разделяющего Третий и Четвертый Платоновские фестивали, и нынешний начался attacca, вторгаясь в финал предыдущего. Во всяком случае, он явился естественным продолжением Третьего. Вспомним, что Третий Платоновский венчало выступление лауреата Премии имени Андрея Платонова, Народного артиста России Михаила Плетнева, тогда представшего в амплуа дирижера Российского национального оркестра. И сегодня на той же сцене воронежцы сразу же узнали знакомый образ-силуэт.

Словно закрытый в собственном мире, абсолютно далекий от светских чаяний публики и сценических претензий, этот человек-легенда, кажется, несет на себе бремя собственной славы, давно привык к нему и смирился с ним. Его известная нелюбовь давать интервью – это тоже нежелание обнажать душу. Весь облик музыканта – как черные кулисы, а на концерте только они и обрамляли сцену, как скромная рамка, вмещающая огромное художественное пространство.

Плетнев не «играл»: это было настоящее откровение художника. Программа клавирабенда, заявленная в анонсе, чуть шире, чем оказалась потом на концерте, была подобрана в классико-романтическом ключе: звучала музыка Бетховена, Шумана и Скрябина. При этом ожидаемый традиционный контраст, на котором строится любой концерт, на этот раз выглядел не столь традиционно.

Ни первое отделение, в котором исполнялись Бетховен и Шуман, вкупе со вторым, где звучал Скрябин, ни Бетховен в соседстве с Шуманом явных контрастов не обнаруживали. Скорее, возникало некое единство, гармоничная концепция, рожденная особым пониманием собственного звукового мира исполнителя.

Об индивидуальности интерпретаций Плетнева говорят давно: действительно, в них всегда слышен безошибочно угадываемый голос самого художника-интерпретатора, который становится тоже своего рода голосом автора, автора новой жизни старой музыки. Его несколько смягченная, чуть приглушенная интонация, неизменное туше с затихающими, истаивающими кульминациями. Знаменитое полетное пиано Плетнева, которое вызывает только один вопрос: как это возможно? В нынешнем концерте все это создавало искрящийся нюансами поток поэтического чувствования, вполне в стилистике романтизма, куда точно попадают и Шуман, и Скрябин, и Шопен - «на бис» был исполнен его Ре-бемоль-мажорный Ноктюрн.

Бетховен же, запрограммированный в нашем сознании на бурные коллизии, мощные оркестровые звучности, драматические кульминации, неожиданно тоже прозвучал не столь героически, и пианист обошелся без крупных мазков и здесь. Вполне убедительный подход, тем более, что исполнявшиеся Десятая и Семнадцатая бетховенские сонаты не отличаются ни плакатностью, ни декларативностью, а череда речитативов, хоралов, лирических высказываний и скерцозно-виртуозных пассажей обнаруживают в них такие смысловые подтексты, которые слушатель едва успевает расшифровывать и осознавать.

Множественность и неоднозначность смыслов, заложенных в нотном тексте, – это и есть главная задача и главная загадка пианиста, покоряющего публику неожиданностью своих решений. Не потому ли Плетнев выбрал и из шумановских произведений загадочную и неоднозначную по своим финалам «Юмореску» - музыку, длящуюся сорок минут, названную композитором «шуткой», но на самом деле мечтательную и лирическую. Не случайным в этом ряду «неожиданностей» хотя уже, понятно, неавторских, кажется и Камерный концерт в далеко не в камерном зале оперного тетра.

Диалог с публикой состоялся. Ведь публика невольно вовлекается в ауру художника. А звуковой мир Плетнева, если бы только можно было ограничить его парой определений, – это отточенность каждой детали, интонации, фразы, динамики, темпа. Филигранность, проверенная многократно и, кажется, не требующая от музыканта уже никаких эмоциональных усилий, и не побуждающая к усилиям слушателей, которым остается только наслаждаться подлинным искусством.

В последние годы Михаил Плетнев несколько отошел от практики сольных выступлений. С созданием своего нового детища – Российского национального оркестра – он погрузился в дирижерскую деятельность, но в последние пару лет концертные залы с радостью вновь встречают его как пианиста, и его участие в Платоновских фестивалях в Воронеже, без преувеличения настоящий подарок судьбы для нашего города.

В ближайших планах маэстро – проведение фестиваля Российского национального оркестра в Ивановке в Тамбовской области, о чем и поведал Михаил Васильевич журналистам вместе с директором РНО Олегом Полтевским и директором музея С.В.Рахманинова «Ивановка» Александром Ермаковым на пресс-конференции, проходившей на следующий день после знаменательного концерта.

Источник: газета «Коммуна» № 79 (26295), 07.06.2014г.
http://www.communa.ru/news/detail.php?ID=84327
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ну вот, пожалуйста! Недавно певцы с пеной у рта требовали "рецензий от профессионалов", и что же мы видим??

Анна Шалагина, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России

Ни первое отделение, в котором исполнялись Бетховен и Шуман, вкупе со вторым, где звучал Скрябин, ни Бетховен в соседстве с Шуманом явных контрастов не обнаруживали. Скорее, возникало некое единство, гармоничная концепция, рожденная особым пониманием собственного звукового мира исполнителя

Простите великодушно, но в переводе на русский язык с музыковедческого это означает, что пианист играл однотипно, не различая стилей. И к чему воротить всю эту всевдоучёную гору, если основная мысль столь проста и незатейлива? Кого она хочет убедить в том, что это "хорошо"? И что, кстати, в этом "хорошего"?
Безобразие.
Музыковед должен защищать прежде всего музыку, а критикесса защищает музыканта и любой его волюнтаризм, предпринятый в отношении музыки. Вот вам и "профессионализм".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 566
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Михаил Плетнев продирижирует Национальным одесским филармоническим оркестром в память жертв трагических событий 2 мая

http://www.annews.ru/news/detail.php?ID=277952

С 13 по 18 июня в Одессе пройдет Первый Международный Музыкальный Фестиваль Black Sea Music Fest (художественный руководитель - Хобарт Эрл). Планируется, что он станет ежегодным событием в культурной жизни Одессы. В этом году фестиваль будет посвящен творчеству Сергея Васильевича Рахманинова.

В рамках фестиваля в Одесской Филармонии пройдут концерты Национального одесского филармонического оркестра. 13 июня Хобарт Эрл будет дирижировать оперой «Алеко» с участием хора Одесской национальной музыкальной академии им. А.В. Неждановой (хормейстеры Галина Шпак, Валерий Регрут) и четырех молодых солистов из Одессы, лауреатов международных конкурсов Аллы Гаврилиной, Виктора Мельника, Андрея Харламова, Игоря Царькова. В программе 15 июня - Симфонические танцы и Концерт №2 для фортепиано с оркестром (солист Рустам Мурадов).

18 июня на концерте-закрытии фестиваля за дирижерский пульт встанет Михаил Плетнев, в этот вечер прозвучат Симфония №2 и Концерт №3 для фортепиано с оркестром, солировать в котором будет Константин Лапшин. Организаторы фестиваля посвящают концерт памяти погибших вследствие трагических событий 2 мая 2014 г. в Одессе.
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
18 июня на концерте-закрытии фестиваля за дирижерский пульт встанет Михаил Плетнев, в этот вечер прозвучат Симфония №2 и Концерт №3 для фортепиано с оркестром, солировать в котором будет Константин Лапшин. Организаторы фестиваля посвящают концерт памяти погибших вследствие трагических событий 2 мая 2014 г. в Одессе.

Это очень опасно - в стране, где воцарилась нацистская хунта, проводить концерты памяти тех, кто был ею заживо сожжён. Отдаю должное мужеству организаторов и участников и с большим беспокойством ожидаю 18 июня. И тех из нас, кто будет следить за этим фестивалем, прошу сообщать, что там происходит и чем дело закончилось. Я ожидаю вооружённых провокаций.
На самом деле, мои симпатии больше на стороне Спивакова, который открыто заявил, что больше к этим сволочам ни ногой после одесских событий, но, с другой стороны, Спиваков отказался выступать в Киеве, а Плетнёв-то выступит в Одессе с концертом-поддержкой, так что с моральной т.з. это допустимо и даже, пожалуй, необходимо.
Но это ЧРЕЗВЫЧАЙНО опасно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Званый гость _Михаил Плетнев
Опубликовано: 27 июня 2014 г.
интервью с музыкантом, руководителем Российского национального оркестра, Народным артистом РСФСР Михаилом Плетневым
http://www.youtube.com/watch?v=r6qoDe_lz80

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 566
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
РНО и Михаил Плетнёв дадут концерт к 200-летию дипотношений России и Швейцарии

http://www.epochtimes.ru/rno-i-mihail-pletnyov-dadut-kontsert-k-200-letiyu-dipotnoshenij-rossii-i-shvejtsarii-98942902/

Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнёва даст концерт, посвящённый празднованию 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией, 17 декабря 2014 года в Большом зале Московской консерватории.

Программу составили произведения Джоаккино Россини, Павла Юона и Михаила Плетнёва. Концерт станет кульминацией и ярким завершением юбилейных торжеств, проходивших на протяжении всего года и включавших в себя разнообразные события в области культуры, искусства, науки, образования, медицины и экономики.

В 2014 году отмечается 200-летие установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. В феврале 1814 года император Александр I отправил в Швейцарию официального представителя — Чрезвычайного Посланника и Полномочного министра Иоанна Каподистрию. Именно тогда и были официально установлены дипломатические отношения между двумя государствами. Старт масштабным празднованиям, посвящённым круглой дате, был дан зимой этого года в Сочи, во время проведения XXII Зимних Олимпийских игр.

В течение всего года юбилей отмечался разнообразными событиями в области музыки и танца, визуальных искусств, литературы, спорта, гастрономии, медицины, экономики и образования. Концерт Российского национального оркестра, который состоится 17 декабря в Большом зале Московской консерватории, станет кульминацией и торжественным финалом празднований в честь 200-летия российско-швейцарской дипломатии.

В концерте примет участие интернациональный состав исполнителей, чьё творчество так или иначе связано с культурами обеих стран. Выдающийся пианист, композитор и дирижёр, основатель Российского национального оркестра Михаил Плетнёв на протяжении многих лет выступал со швейцарскими коллективами, в 2008 – 2010 годах являлся главным приглашённым дирижером Симфонического оркестра итальянской Швейцарии (Orchestra della Svizzera Italiana), вместе с которым провёл большое количество выступлений и в самой Швейцарии, и за её пределами. Он также неоднократно участвовал в Международном музыкальном фестивале в Лугано, который с 2002 года проводится под патронажем знаменитой аргентинской пианистки Марты Аргерих.

Слушатели также познакомятся с одним из лучших камерных коллективов Швейцарии — Швейцарским фортепианным трио (Swiss Piano Trio). Основанное в 1998 году, Трио является победителем Международного конкурса камерной музыки в Кальтаниссетте (Италия, 2003 г.) и Международного конкурса имени Иоганнеса Брамса в Вене (2005 г.). Трио имеет репутацию одного из самых востребованных ансамблей, чьи концерты проходят в лучших залах мира. Обширная дискография Трио включает записи сочинений Дворжака и Моцарта, фортепианных трио Чайковского, Мендельсона, Шумана, швейцарских композиторов Павла Юона, Франка Мартена, Даниэля Шнайдера и многих других.

Вечер откроется увертюрой к опере Джоаккино Россини «Вильгельм Телль». Посвящённая легендарному народному герою Швейцарии — искусному лучнику и борцу за независимость Вильгельму Теллю, последняя опера Россини стала самым масштабным и значительным произведением, итогом его творчества. Увертюра к опере сегодня является популярнейшим произведением, звучащим в симфонических концертах по всему миру.

Центральное сочинение программы может смело претендовать на статус филармонической редкости. В исполнении солистов Швейцарского фортепианного трио и Российского национального оркестра прозвучит Тройной концерт Павла Юона — русского и швейцарского композитора, чье творчество одинаково тесно связано с русской, немецкой и швейцарской музыкальными традициями. Брат художника Константина Юона, воспитанник Московской консерватории (класс композиции Аренского и Танеева), после Октябрьской революции 1917 года Павел Юон эмигрировал в Швейцарию. Многие годы он являлся профессором Берлинской Высшей школы музыки, последние же годы жизни провёл в Швейцарии. В наши дни в Цюрихе действует Международное общество Юона, занимающееся изучением и пропагандой его творчества. Тройной концерт — одно из самых известных произведений композитора, практически не звучащее в отечественных залах.

Завершат концерт произведения Михаила Плетнёва, также не случайно вошедшие в программу вечера. Фантазия Helvetica для двух фортепиано и симфонического оркестра впервые была исполнена швейцарским Симфоническим оркестром Винтертура (Orchester Musikkollegium Winterthur) под управлением автора в декабре 2006 года. Два года спустя Helvetica прозвучала в Лугано на международном фестивале Марты Аргерих. Солирующие партии исполнили Марта Аргерих и Александр Могилевский, за пультом Оркестра итальянской Швейцарии стоял автор.

В Москве это сочинение прозвучало лишь однажды — в апреле 2007 года в рамках концерта, посвящённого 50-летию Михаила Плетнёва. Финальной точкой праздничного вечера станут «Два марша на швейцарские темы» Михаила Плетнёва, который в этот вечер предстанет перед публикой сразу в трёх ипостасях — композитора, солиста и дирижёра.

Информация предоставлена пресс-атташе РНО
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 566
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Михаил Плетнев привез в Германию исповедь Чайковского
 
Текст: Светлана Николаева
11.11.2014, 14:26

Один из лучших симфонических коллективов России - Российский Национальный оркестр (РНО) под управлением Михаила Плетнева начал свой тур по Германии, приуроченный к 25-летию падения Берлинской стены.

Выступления оркестра проходят в лучших залах Германии: открылись гастроли в зале знаменитой Берлинской филармонии, где прозвучал Второй концерт для виолончели с оркестром Дмитрия Шостаковича в исполнении Миши Майского и Четвертая симфония Петра Чайковского.

Надо заметить, что Михаил Плетнев включил Четвертую симфонию во все концерты тура. 12 ноября эта партитура прозвучит в Кельнской филармонии, а 14 ноября - в Мюнхенской филармонии Гайстаг. Выбор сочинения, написанного Чайковским в 1877 году в период  душевного кризиса, под тяжелым впечатлением Русско-Турецкой войны, и драматургия которого представляет столкновение человека с Роком, как это трактовал в свое время Бетховен, трудно назвать случайным. Это пронзительно тонкое попадание в атмосферу и дух сегодняшнего времени. И то, что эта душевная исповедь Чайковского будет звучать в Германии в эти дни, имеет глубокую внутреннюю коллизию.

В каждом зале с РНО и Михаилом Плетневым выступают выдающиеся солисты: Миша Майский в Берлине, Марта Аргерих в шумановской программе (Увертюра к опере "Геновева" и Фортепианный концерт)  - в Кельне, японская скрипачка Мидори Гото с Концертом для скрипки Чайковского - в Мюнхене.

А 17 декабря Российский Национальный оркестр выступит в  Москве в Большом зале консерватории с концертом, посвященным  200-летию установления дипотношений между Россией и Швейцарией. В программе прозвучат произведения Джоаккино Россини, Павла Юона и Михаила Плетнева.

Нынешние гастроли имеют особый акцент: тур РНО со своим руководителем Михаилом Плетневым вписан в празднование Германией 25-летия падения Берлинской стены. Выступления оркестра проходят в лучших залах Германии.

Полностью здесь http://www.rg.ru/2014/11/11/pletnev-site-anons.html
Che mai sento!

Оффлайн waretada

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
Летом случилось послушать сонату для виолончели и ф-но М. Плетнева. Сочинение приятно удивило. Оно слушалось. Навязчивый рефрен, всплывающий в голове практически всегда, если не сразу, то весьма скоро, когда случается сталкиваться с опусами современных авторов, в тот раз не нарисовался, и рука не тянулась прекратить терзание ушей доносящимся из наушников.
Словом, тем, кто еще не,  предлагаю попробовать послушать:
https://www.youtube.com/watch?v=8qRfiC-20yk

Да, в соседней музыкальной интернет-тусовке тогда же, летом,  обнаружилось обсуждение этого сочинения, в коем поучаствовали и проф. композиторы. Обсуждение крутилось в основном вокруг сравнения Плетнев-пианист vs Плетнев-композитор. Оценки – от сожаления, что так-де сложилась судьба у человека, до – «такого разрыва - ни у кого припомнить не могу. Когда настолько хороший исполнитель ( в этом случае - просто гений ) - настолько плохо сочиняет.»
http://classic-online.ru/ru/production/61825

Что в тех оценках объективного, а что  - генезисом из известных особенностей человеческой натуры, свойственным отдельным индивидам, предполагать не берусь. Мне - с моей колокольни кочки любителя музыки, отягощенного лишь слушательским опытом и каким-никаки умением нажимать на клавиши ф-но, сочинение понравилось. Для верности с пару  недель  назад сочинение переслушала.
Рефрен опять не нарисовался. Зато нарисовался вопрос -  что есть плохая музыка?  ::)

Для меня, например, к таковой, в частности,  точно относится фортепианный Кейдж, ибо от подобного мне становится физически плохо. Буквально. Однажды заставила себя прослушать все, что он натворил для этого инструмента. Еще одного подобного насилия над собственной психикой, я просто не выдержу.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 566
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Слава (_arlekin_)

Россини, Плетнев, Юон: РНО в БЗК, дир. Миша Дамев, сол. Михаил Плетнев, Дмитрий Калашников

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2991529.html

Концерт завершал цикл мероприятий в рамках года 200-летия с момента установления российско-швейцарских дипломатических отношений (за время которого, кстати, швейцарцы отказали в дипломатическом приеме председателю ГД РФ), а коль скоро Плетнев, не особо акцентируя этот момент, давно живет в Швейцарии и русскую духовность пропагандирует на весь мир оттуда, чего и нам желает (надеюсь), кому как ни ему подвести достойный итог празднованию знаменательного юбилея? Специфика подбора программы соответствующая: увертюра к "Вильгельму Теллю" Россини, "Швейцарская фантазия" собственного плетневского сочинения и "тройной концерт" Павла Юона. Плетнев, однако, выступал только как исполнитель, а дирижировал оркестром Миша Дамев, тоже как бы швейцарец - не первый раз, он уже работал, причем без особого успеха, на фестивале РНО в прошлом году, когда его чернокожая франко-канадская тезка Миша Брюггергосман незабываемо пела Равеля:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2658615.html

К увертюре Дамев подошел, так сказать, творчески, сыграв ее практически как развернутую симфоническую поэму, широко, пытаясь придать каждому из эпизодов как можно больше весомости - даже если вышло не до конца убедительно, то по замыслу любопытно.

Фантазия Плетнева для двух фортепиано и оркестра - вещь крайне подходящая к случаю тематически, что и говорить. В то же время недоброжелателей Плетнева-композитора мне понять гораздо проще, чем Плетнева-дирижера: плетневские опусы по меркам современной музыки не слишком актуальны, а по стандартам традиционной - мягко говоря, не вполне самостоятельны. Вот и "Helvetica" - партитура по большей части программно-изобразительная, в ней можно расслышать шум водопадов, мотивчики народных танцев, ритмы маршей, в том числе русских военных (видимо, идущих устанавливать дипломатические отношения с Швейцарией). Первую фортепианную партию автор взял на себя, вторую отдал юному воспитаннику (оччень симпатичному) Дмитрию Калашникову, которого родня после выступления завалила букетами. По счастью, "Швейцарская фантазия" пронизана не пафосом, а иронией, в ней много игровых, комических элементов, это облегчает ее восприятие - правда, юмор, насколько я могу судить - не самая сильная черта Плетнева и как человека, и тем более как композитора, вот и сочинение на швейцарские темы у него - одновременно легковесное и нудноватое, но при всем том непротивное.

Во втором отделении звучал еще один не перворазрядный швейцарский композитор - Павел Юон, свободно творивший музыку в Гельвеции, пока его родной и куда более знаменитый в итоге брат Константин живописал на родине Съезды Советов. Тройной концерт Юона, или, вернее, Концертные эпизоды (авторское определение формы) для трех инструментов и оркестра - вещь не самая репертуарная, но и не сказать чтоб совсем уж эксклюзивная, три года назад три года назад ее играли Вадим Холоденко, Александр Бузлов и японская скрипачка Маю Кишима с "Новой Россией" и Дмитрием Яблонским:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2156732.html

Ради праздничка солистами выступили участники швейцарского трио - Мартин Лукас Штауб (фортепиано), Анжела Голубева (скрипка) и Себастьен Зингер (виолончель). И может быть немного странно в разговоре о концерте, где сам Плетнев садился за рояль, делать акцент на другом пианисте, но Мартин Лукас Штауб, дяденька совершенно неартистической, скорее профессорской внешности, меня поразил, особенно в первой и третьей частях, где партия фортепиано выходит на первый план. Звук у Штауба великолепный, очень хотелось бы послушать его в сольнике или в камерном варианте с тем же трио (виолончелист Себастьен Зингер тоже прекрасный, скрипачка попроще) и с хорошим репертуаром, но и достаточно среднюю музыку Павла Юона швейцарцы преподнесли достойно.
Che mai sento!