Автор Тема: Михаил Плетнёв (р.1957, Архангельск), пианист, дирижёр, транскриптор  (Прочитано 234159 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 109
31.12.2015 БЗК
В.А.Моцарт    Увертюра к опере "Похищение из Сераля", kv.384
    Концерт для фортепьяно с оркестром №26 ре мажор, kv.537
    Торжественная месса до мажор, kv.33

Сладковский, выяснилось, как раз тот дирижер, с которым Михаилу Васильевичу играть очень комфортно: абсолютное взаимопонимание. Оркестр поддерживает каждую мысль и тему солиста, не выпячиваясь, уходя в аккомпанемент, где надо. Рояль звучал каким-то чистейшим звуком, особенно во второй части. При этом это была именно музыка классицизма с гармонией простоты (хотя барокко с украшательствами в концерте кое-где проглядывает). Моцартовская глубина звучала у солирующего фортепиано, а легкости и изящества добавлял именно оркестр. Каденция в 3-й части оказалась при всем лаконизме трагичной, современной, тогда как в 1-й очень проста и в то же время изысканна. А какие духовые! флейта была изумительна.
На бис была исполнена 2-я часть. Еще совершеннее, хотя это и невозможно. Гармония и соразмерность, звук редкой красоты. Было такое впечатление, что каждую ноту Моцарта МВ хочет донести до нас и показать ее первозданную красоту и смысл, ничем не исказив. Удивительное исполнение!
Во 2-м отделении прозвучала Торжественная месса до мажор, как выяснилось, совсем небольшая, очень солнечная, радостная. Моцарт сочинил ее перед отъездом из Зальцбурга. Пожеланием, причем актуальнейшим, на будущий год прозвучала последняя ее молитва: "Dona nobis pacem!" Действительно, очень хочется мира и гармонии. Во всем.

http://www.youtube.com/watch?v=6tsD9tCu0JY
https://www.youtube.com/watch?v=b7RRjDlPyx0&feature=youtu.be
« Последнее редактирование: Январь 02, 2016, 14:31:41 от Ирина67 »

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 109
«31 декабря мы с приятелем ходим на Михаила Плетнева»
Автор -- С.Бирюков

Все было сыграно Плетневым сногсшибательно просто, как не может, кажется, больше никто из наших теперешних пианистов. Звук — бесхитростный до идеальности: в прозрачном, как альпийское озеро, Моцарте и без того довольно тайн, чтобы его еще «усложнять». И точность потрясающая, а одну нотку где-то в побочной теме репризы первой части просто даже нужно было чуть-чуть смазать, чтобы оценить качество и ровность всех остальных звуковых жемчужин. На мой вкус, иногда даже звучание было чересчур ровным, словно Михаил Васильевич как интерпретатор хотел максимально отойти на второй план, а на первый вывести сам моцартовский текст. Правда, во второй части пианист все же дал волю прихотливым акцентам, без которых Моцарт (помните пушкинское — «незапный мрак иль что-нибудь такое») на самом деле непредставим. А вот в финале немного притормозил темп. Может быть, оттого концерт, показалось, лишился доли блеска и напора, с которым его обычно играют. С другой стороны, иногда полезно приглушить тон, чтобы тебя трепетнее слушали.
Читать полностью:
http://www.trud.ru/article/02-01-2016/1332886_31_dekabrja_my_s_prijatelem_xodim_na_mixaila_pletneva.html

В 1 амфитеатр-то билеты были по 4 тыс. А барышня из партера))

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 774
И я там был... (с) :)

Но не в буфете и не в партере, а в 1-м амфитеатре - и в нашем окружении все было пристойно :)

Что касается 26-го концерта и его исполнения Плетневым, то, конечно, это большое событие теперь - услышать маэстро за роялем, а не за дирижерским пультом! И само по себе это очень вдохновило!

Первая часть, однако, показалась несколько неровной, нервной что ли... Как будто М.В. заново знакомился с роялем... И мазнул маэстро не один, а как минимум два раза.
Цитировать
одну нотку где-то в побочной теме репризы первой части просто даже нужно было чуть-чуть смазать
- Ага, наверное, нарочно :) И в этой части мне - и со мной согласился и мой спутник, и встреченные после окончания концерта знакомые - не хватило исполнителю внутренней энергии, некоторой скрытой силы, что ли... Все было отстраненно (или, пользуясь философским жаргоном, "остраненно"), аполлонически и даже как бы заторможенно...

Вторая часть удалась значительно лучше - гораздо органичнее здесь слушалась и остраненность, и задумчивость, и внимательное вслушивание в каждую ноту... Продуманность каждого мотива была потрясающей, так что даже репризы звучали каждый раз несколько иначе, и слушать было чрезвычайно интересно! А когда эта часть прозвучала на бис, это было поистине идеальное исполнение!

К третьей части было слышно, что маэстро и сам разыгрался, свыкся с роялем и залом, и с оркестром они нашли общий язык - в первой части разок или два чуть не разошлись...

В "Торжественной мессе" девушки Кристина Мхитарян и Александра Кадурина были замечательны, а мужчин в 1-м амфитеатре было едва слышно...

Повторенная на бис последняя часть -  "Dona nobis pacem!" - "Даруй нам мир!" - прозвучала действительно как единое, идущее из глубины души желание исполнителей и слушателей. Прекрасное напутствие великого композитора всем нам в новом, наступившем году!
« Последнее редактирование: Январь 02, 2016, 23:35:30 от Sonik »

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 109
Да, "Даруй нам мир" было исключительно к месту. Я так понимаю, выбрали специально.
В концерте неверные нотки были, но это как-то не мешало восприятию.

С внутренней энергией все последние годы проблемы, нет ее, причем почему-то именно за роялем. А когда МВ на дирижерском месте, все присутствует.  Если говорить красиво, его пианизм меня переносит в царство Снежной Королевы. Такое отстраненное, бесстрастное совершенство.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 109
Вчера и сегодня прошли сольные концерты М.Плетнева в "Оркестрионе".
Вот отзыв о концерте Натальи Зимяниной https://www.facebook.com/natalya.zimyanina/posts/700445593425825?fref=nf&pnref=story
  Вчера долгой холодной дорогой домой из концертного зала «Оркестрион» в Новых Черемушках, да и еще полночи грыз меня сольный концерт Михаила Плетнева.
Надо ли говорить, каждый концерт Плетнева – событие историческое, каким бы он ни получился и что бы Плетнев ни играл. Сами программы – выбор Плетнева – уже примечательны. И всегда счастье для меня события, которые как-то скрасили бы всю сегодняшнюю безнадежность, подпитали бы мою волю.
  Вчерашний концерт Михаил Васильевич играл для семей чернобыльцев, врачей, детского дома (их с препятствиями специально везли на автобусах в Москву, из-за чего концерт задержался на полчаса), учащихся военно-музыкального училища (их было десятка три, в форме, но по лицам видно, что не просто «суворовцы», а музыканты). То есть, концерт был для тех, кому на Плетнева в обычных условиях явно не попасть.
Так почему этот концерт меня грыз? Я была повергнута в пространство, из которого все еще выбираюсь. Может, это и хорошо, что не хочется ни радио, ни музыки никакой, ничего.
  Плетнев весёленького не играет (а раньше, давно когда-то, бывало – например, незабываема Венгерская рапсодия Листа на съезде комсомола, хотя он сам об этом, сказал, не помнит). А вчера еще случился какой-то кризис в погоде, у меня у самой все перед глазами плыло. А ему каково. Он такой сгорбленный, почти шаркая ногами, вышел как будто не слишком охотно. Еще хуже, чем всегда.
Начал с Органной прелюдии и фуги ля минор Баха в переложении Листа. Немного будто имитировал ритмическую вязкость органа, но это очень подходящий прием. Фуга феноменальная. Кто там, Цезарь делал семь дел одновременно? У Плетнева каждый голос развивается сам по себе в голове; кажется, что у каждого своя особенная звучность, и они как-то неавтоматически, не в результате четкой нотной графики, а из-за головного заговора и взаимного устремления друг к другу приходят ко всеобщему звучанию.
<...>
  Почти не смогла внимательно слушать четырехчастную Сонату Грига и его же Балладу (это все первое отделение). По-моему, играл Плетнев, как никогда, внутрь себя, не выходя за звучность mf. Когда заканчивает часть – правая рука еще на клавиатуре, левую кладет на нее, чуть выше кисти, и только потом обе снимает. Внутренний вздох? Надо играть дальше… Настолько ничего внешнего, всё настолько интимно своё, от созерцательного до исповедального. Кто бы еще позволил себе играть на ползвучности, «не торопясь», ни к чему никого не агитируя. В Григе слышалась скорее грустная составляющая романтизма. Иногда мне казалось, что пианист вот-вот остановится, как в каком-то спектакле, и все надолго замрут. Простая балладная концовка, почти переводимая в слова «Да, вот так это было» заставила сжаться сердце – умеет он играть такие убийственные по своей выразительности фразы. И ни разу никакой агрессии.
  Сегодня день рождения Моцарта. И во втором отделении были три его сонаты - Ре мажор, до минор и Фа мажор. Мне кажется, Моцарта у нас лучше не играет никто. (Впрочем, есть и другое мнение: где-то лежит вырезанная рецензия из «Коммерсанта», как скверно играет Плетнев Моцарта. Это такие незабываемые исторические публикации.)
  …Боже ты мой, небольшой, не слишком приспособленный зал «Оркестриона», военный холод, не поймешь какой рояль – а что, так продюсерство наше великое замоталось в своем клубке, что невозможно устроить такой концерт для публики, которая жаждет это услышать незнамо как? В хорошем зале? И нет ни одного человека, который этому бы поспособствовал? «Невозможно договориться, вы же знаете Плетнева»? А я предполагаю, он этого ждет. Я даже догадываюсь, что такой его концерт в скромном «Оркестрионе» – тихий вызов существующему сегодня порядку, по которому никто никому не нужен. Больше никогда. По которому все – пошли вон.
  Поразили средние части сонат. Что за тонкие миры переговариваются в них между собой? Если бы со мной рядом сидел маленький ребенок, я бы сказала ему, что так разговаривают цветы.
  До-минорную Сонату хорошо помню в исполнении Гилельса. Мне кажется, она самая трагическая. Никакой бешеной энергии (начиная первым октавами) Плетнев в нее не вкладывает. Последние такты первой части у него о том, как просто и легко, как неудержимо уходит жизнь, страшно слушать. Третья часть уж такая горестная! С таким хрустальным изяществом – о неизбывном горе.
  Фа-мажорная – или я ее не слышала никогда, или не узнала (это не та, «школьная», другая). Если у Моцарта был заказчик – наверняка не понравилась. Чистый авангард. Сюрреалистическое сочинение. Вспомнила даже Боуи. Куда все-таки иногда заглядывает искусство. Надо ноты посмотреть. – Вот был мне сюрприз к дню рождения Моцарта!
На бис – Плетнев, выходя, показал пальцем: «одну вещь». Сыграл «Грезы любви» Листа – такой вот повальный поворот.
  В 90-е Плетнева упрекали в сухости, холодности и даже бессердечности. Он изменился? Времена изменились? У меня к нему ровное отношение, уже лет 35, наверное. Ровно восторженное. Надеюсь на многие еще концерты Михаила Васильевича, ловлю их. Кто еще играет сейчас в такой сдержанности, тонкости и тихости, пронимающей до дрожи. Среди всего это ора идиотов.
  Сегодня в «Оркестрионе» Плетнев повторяет программу в честь 100-летия своего педагога Тимакина. Ломиться не стоит, так как будет, говорят, вся ЦМШ.
  1 февраля он дирижирует в КЗЧ филармоническим концертом – Реквием Сен-Санса и Симфония Франка ре минор. Ничего не слышала.

<...>
Плетнев никогда не играет "не-хорошо". Это гениальный музыкант, и если вам кажется, что у него что-то не получилось, - это ваши проблемы. О каждом его концерте можно написать книгу. Да, он ярко выраженный мизантроп, и вчера у него было не лучшее настроение, как говорится, мерихлюндия, ну и?.. Я не получила заряда бодрости, как это было, например, на недавнем концерте Андрея Гугнина, но пережила огромную, очень богатую гамму эмоций, повода для которых не дает мне отвратительный в данное время мир вокруг. И, как всегда на концертах Плетнева, еще больше поняла про жизнь. За это ему большое человеческое спасибо.
« Последнее редактирование: Январь 28, 2016, 16:41:17 от Ирина67 »

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 109
Программа вчерашнего концерта:
I отделение
И.-С.Бах Органная прелюдия и фуга a-moll, BWV 543
Э.Григ  Соната e-moll в 4 частях, op.7
Э.Григ Баллада в форме вариаций g-moll, ор.24
  II отделение
В.-А.Моцарт Соната №9, D-dur, KV311,
Соната №14, с-moll, KV457
Соната №15, F-dur, KV533/494

Бис: Лист "Грезы любви"

« Последнее редактирование: Январь 28, 2016, 11:02:56 от Ирина67 »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 726
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Программа вчерашнего концерта:
I отделение
И.-С.Бах Органная прелюдия и фуга a-moll, BWV 543
Э.Григ  Соната e-moll в 4 частях, op.7
Э.Григ Баллада в форме вариаций g-moll, ор.24
  II отделение
В.-А.Моцарт Соната №9, D-dur, KV311,
Соната №14, с-moll, KV457
Соната №15, F-dur, KV533/494

Бис: Лист "Грезы любви"

Ирина, а каковы ваши впечатления?
Che mai sento!

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 109
С сайта РНО:
  В Концертном зале "Оркестрион" состоялись сольные концерты Михаила Плетнева.
Аудиторию первого из двух концертов, 26 января, составили врачи, воспитанники и педагоги подмосковных детских школ искусств, учащиеся военно-музыкальных училищ, семьи погибших на Чернобыльской АЭС.
  Концерт 27 января был посвящен 100-летию со дня рождения выдающегося музыканта, профессора Евгения Михайловича Тимакина, его слушателями стали педагоги и учащиеся Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории.
  В программе прозвучали сочинения Баха (Органная прелюдия и фуга ля минор в обработке Листа), Грига (Соната в 4-х частях и "Баллада") и три трехчастных сонаты Моцарта (Соната ре мажор, Соната до минор, Соната фа мажор).
  Концерты являлись благотворительными и бесплатными, вход на них осуществлялся по приглашениям.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 109
Первый день был благотворительный концерт, как раз на этот концерт я и попала. Второй -- для ЦМШ и других музыкальных школ, памяти Тимакина. Играл Плетнев на своем KAWAI.
Баха надо переслушивать, это настолько богато на полифонию. В фуге буквально слышны голоса сфер. 
Баллада Грига изобиловала контрастами, сама по себе романтичная, она к финалу перешла в степень бурной трагедии, причем на этот раз все fff и furioso были исполнены (обычно он играет раза в 2 тише) -- и разрешение прозвучало глухой безжизненной, еле слышной фразой  http://www.youtube.com/watch?v=jBBsGsU0GvU
Григ, можно сказать, всю душу вынул. Так это был сыграно жестко, резко, безжалостно. Трели просто мозг разрывали, и что-то в них было от Листа и Шумана, недаром на бис был Лист. Хотя и птичье в этих трелях и вообще высоких нотах было, импрессионизм где-то присутствовал, но в снятом виде.

Моцарт. Соната до минор -- первый раз услышала там в первой и во второй части множество моцартовских оперных мотивов. Вообще 2-я часть прозвучала очень лирично, голосоведение было очень задушевным и драматичным. А знаменитая первая часть -- ну что сказать, дирижер, он ведь иначе слышит, эти 2 регистра там так оркестрово звучали, такое это было наслаждение слушать... Кода первой части слилась в единый порыв (а педаль у Плетнева всегда применяется настолько к месту и дозированно) -- и окончилась энергично и трагично.
 3-я часть, и без того изобилующая контрастами, паузами, вся была построена на обрывах и вторжении внезапной тишины. И в этой тишине и был весь смысл, мне показалось. Драматичные взлеты обрывались паузой (без педали), мелодия рвалась, голос прерывался. Такая "безвыходность горя, безгласность".
  Ре мажорная соната -  в первой части выделен полифонизм, простота,  неспешность, классичность стиля. Все акценты, все контрасты сыграны были просто, звучно и энергично. Во второй части это был именно Моцарт, каким его все знают: непостижимый в своей абсолютной простоте и гармонии. Плетнев-дирижер был слышен в этой сонате, особенно в последней части: такой было ощущение, что он за роялем мыслил, как оркестровать эту музыку, и это было намеками в отдельных фразах.
  Но самое большое потрясение от сонаты фа-мажор, хотя я была уже сильно уставшая, чтобы воспринимать это живо. Во второй части сквозь сдержанный, строгий тон падающих осторожно аккордов просвечивает Дантов ад, место вечных мук и страданий. Мне кажется, 2-ю часть надо бы послушать раза 3-4, чтобы понять. И вдруг контрастом игрушечное начало рондо, в него врываются резкие аккорды, но не смущают его настрой. На фоне 2-й части это своеобразный  "заводной механизм" кукольной человеческой жизни. Бежим, спешим куда-то, притнацовывая, словно болванчики -- и на высокой ноте тут же идет разрешение и затихание.

Ну а "на сладкое" неожиданно нам приподнесли Листа https://www.youtube.com/watch?v=KHrUq34LoZ8&feature=youtu.be 

В общем, это было 2,5 часа праздника, столь редкого теперь.
« Последнее редактирование: Январь 28, 2016, 23:21:40 от Ирина67 »

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 109
Mikhail Pletnev: Mozart: Piano Sonatas
Аудиодиск, 2006. Deutsche Grammophon
01-03. Mozart Piano Sonata in C major, K.330
04-06. Mozart Piano Sonata in F major, K.332
07-09. Mozart Piano Sonata in C minor, K.457
10-12. Mozart Piano Sonata in A major, K.331
mp3

https://yadi.sk/d/7MJLA4HYo3sZK

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 109
Как-то я пропустила этот отзыв на новогодний концерт:
В Новый год – с Моцартом и РНО
Автор -- Ирина Шымчак

Фрагмент статьи:
  "С Плетневым всегда все непросто. Любая его программа наполнена смыслом и имеет множество подтекстов. Вот и в этом праздничном концерте выбор произведений был явно не случайным. Сказать, что программа была посвящена надвигающемуся 260-летию великого Моцарта – слишком просто. Цельность и наполненность каждого фрагмента, начиная с Увертюры к опере «Похищение из сераля», продолжая Концертом №26 для фортепиано с оркестром и заканчивая «Торжественной мессой», создали ощущение праздника, моцартовской легкости и радостной эйфории. Три произведения гения – три разные грани его творчества".
Еще фрагмент:
  "Плетнев появился на сцене очень сосредоточенный и отстранённый, и возникало такое впечатление, что ему ни до чего, кроме Моцарта, нет никакого дела. Впрочем, этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы его невероятное величие пианиста с легкостью заворожило зал и перекрыло любые несовершенства как для публики, так и на сцене, где блистательный Российский национальный и великолепный Александр Сладковский «сошлись в борьбе» друг с другом. Плетнев парил, создавая с помощью моцартовских нот свой особый, безграничный по глубине и красочности космос, и те упрощения, которые Моцарт допустил при написании концерта, казалось, только помогали ему в этом деле".
Статью можно прочесть целиком по ссылке:
http://muzklondike.ru/events/novogodniy_kontcert_s_rno_mikhailom_pletnievym_aleksandrom_sladkovskim

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 109
На сайте Филармонии будет трансляция сегодняшнего концерта:
http://meloman.ru/online/

РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРКЕСТР
ХОР АКАДЕМИИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА ИМЕНИ В.С. ПОПОВА
Дирижер – МИХАИЛ ПЛЕТНЕВ

В ПРОГРАММЕ:
СЕН-САНС
Реквием для солистов, хора и оркестра
ФРАНК
Симфония ре минор

Солисты:
АННА КРАЙНИКОВА
КСЕНИЯ ВЯЗНИКОВА
ИГОРЬ МОРОЗОВ
МАКСИМ КУЗЬМИН-КАРАВАЕВ

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 109
Сегодняшнее исполнение "Реквиема" Сен-Санса -- безусловно, событие. Хор Попова превзошел все мои ожидания, он гремел так мощно, что воздух сотрясался. Слева на балконе тромбоны, им отвечал орган, и красивейшие мелодии то воспаряли вверх, то рыдали скрипками.
В середине, где "Sanctus", просветленная музыка поднимала ввысь, тогда как последнее красивейшее скорбное песнопение напомнило о бренности всего и скоротечности. По-моему, сами солисты были потрясены этим музыкальным полотном. Пели они просто необыкновенно.
« Последнее редактирование: Февраль 02, 2016, 21:52:59 от Ирина67 »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 726
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Надя Игнатьева

https://www.facebook.com/nadia.ighnatieva/posts/685674781575091

Сегодня чуть было не проворонила концерт! Меж тем, если Симфония Франка относительно часто исполняется (кажется, последний раз я её слушала год назад), то Реквием Сен-Санса — второй раз в жизни сегодня слышу. Первый раз — в консерватории на втором курсе в записи на лекции старенького Георга Вильгельмовича Крауклиса. Оказывается, я ещё что-то помню от этих лекций...

Любопытное произведение, неброское, оно тем не менее не лишено выразительности и, кстати, моцартовских аллюзий. Если завтра не запутаюсь в ленте за утренним кофе, то проверю свои ощущения по нотам. Я себе отметила пару мест, но сделано столь тонко, что может и померещилось. Ещё очень удивилась услышав в Hostias стилизацию под протестанский хорал (правда вспомнила ein feste Burg в Гугенотах Мейербера и перестала удивляться). Очень красивый и сильный голос у сопрано (Анна Крайнева), совсем не понравился тенор — ни музыкально, ни вокально. У альта и баса не было развёрнутых сольных эпизодов, а в ансамбле даже тенор был ничего.

Очень порадовал хор. Отличная дикция и потрясающее, осмысленное звучание — сочетание, которое, должна заметить, сейчас встречается всё чаще и чаще, но далеко не повсеместно, поэтому я всякий раз, когда слышу, что у хора не только с динамикой, фразировкой и балансом всё ок, но ещё и все слова понятны, я радуюсь и вообще, чего ещё слушатель может желать?

Что же касается Симфонии Франка, то сегодня эта партитура обрела Листовский масштаб, какие-то небывалые бездны мне открылись в ней сегодня... Прямо кожей почувствовала, что Франк — недооценённый композитор.
Che mai sento!

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 109
Да, хор был выше всяких похвал!

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 109
Пишет _arlekin_:
  "Симфония Франка в этом вечере французского романтизма шла во всех смыслах вторым номером, а первым - редко исполняемый "Реквием" Сен-Санса. Хотя вроде бы он звучал в Доме музыки в прошлом году, но я не ходил и так или иначе услышал его впервые. Очевидно, что в этой музыке нет ни пронзительной ясности Моцарта, ни драматического накала Верди (если брать самые известные примеры "Реквиема"), и вообще внутри цикла практически отсутствуют контрасты, разве что выделяются из общего ровного звучания быстрый темп оркестрового вступления второй части Dies irae, обрываемый аккордами органа и трубным гласом тромбонов (в данном случае с портиков) и пафосная полифония хора в Sanctus в целом же настроение неизменно скорбное, но скорбь спокойная, благостная, подсахаренная - страсти отшумели, вечный покой уж наступил. Плетневу не всегда удается в тех случаях, когда он обращается к вокально-симфоническим жанрам, собрать достойный уровня РНО ансамбль солистов, но здесь повезло: Анна Крайникова (сопрано), Ксения Вязникова (меццо-сопрано), Игорь Морозов (тенор), Максим Кузьмин-Караваев (бас) - особенно выделялись "геликоновцы" Вязникова и Морозов. Основную содержательную нагрузку несет теноровая партия, и участие в исполнении "Реквиема" Сен-Санса с Плетневым - еще один важный шаг для Игоря Морозова, который в последние месяцы (буквально) делает большие успехи - я слышал его в "Садко" (Садко) и в "Онегине" (Ленский), хотя для французской музыки его голосу пока что не хватает пластичности, а манере пения - изысканности.
  Но в целом исполнение событийное, музыку "Реквиема" хочется слушать еще, причем не отдельными фрагментами, а полностью, в ней нет каких-то потенциально "шлягерных" номеров, но каждая часть по-своему прекрасна, и симфоническое интермеццо, и необыкновенный финальный Agnus dei".
http://users.livejournal.com/_arlekin_/3280471.html

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 109
У любого крупного художника и вообще деятеля есть понимание своей миссии. Если брать современников, есть оно у Гергиева, есть и у Михаила Плетнева. Уже то, что он подарил государству свой частный оркестр (если кто забыл, РНО до 2010 года был частным оркестром), поставило его в один ряд с нашими знаменитыми меценатами. Но кроме этого он, как и Гергиев, совершает массу просветительских гастрольных поездок, вложил большую сумму на восстановление Дома-музея С.В.Рахманинова в Ивановке, дает, как мы только что убедились, благотворительные концерты. И конечно, исполняет музыку, по тем или иным причинам подзабытую или редко исполняемую.
Я вот не помню, чтобы я у нас слушала "Реквием" Сен-Санса. Исполнять "Реквием" -- это всегда духовная работа и дирижера, и певцов, и оркестра, и не каждый на нее способен. А чтобы эта заупокойная месса прозвучала так, как она звучала вчера, нужно затратить огромное количество душевных сил. Нужно самому испытать потрясение, жить какое-то время в этом потрясении и потом ретранслировать его в зал.
Но этого мало. Не знаю, кто писал программку ко вчерашнему концерту, но мысль о том, что Сен-Санс как бы приблизил этим сочинением трагедию в своей жизни, не оставляла меня весь концерт. Именно так это и было исполнено Маэстро: как музыка, за право создать которую композитор заплатил огромную цену. Последнее песнопение, начавшееся проникновенной флейтой (глаз было не оторвать от Максима Рубцова, растворявшегося в этой музыке), потом кларнет, зарыдали скрипки -- и за ними голоса, -- это было то, что называется словом "катарсис".
Я вот только всегда думаю, что для того, чтобы этот "Реквием" или 6-ю Чайковского так исполнять, как это делает Плетнев, надо все это перечувствовать. Но тут уж от миссии никуда не деться...

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 109
Реквием с симфонией
Автор -- Ирина Муравьева

Михаил Плетнев сыграл с Российским Национальным оркестром французскую музыку
Редко звучащие на российской сцене французские партитуры XIX века - Requiem Камиля Сен-Санса и Симфония ре-минор Сезара Франка, прозвучали в Концертном зале Чайковского в именном филармоническом абонементе Российского национального оркестра (N 14). Дирижер Михаил Плетнев.

    Оркестр, отмечающий в этом сезоне свое 25-летие, предстал в оригинальной и драматургически стройной программе, составленной Михаилом Плетневым из сочинений, созданных во Франции в одно и то же время (в 1878 и 1877 годах). И хотя по жанру эти партитуры - Реквием Сен-Санса, католическая месса по усопшему, и романтически-взволнованная Симфония Франка с оптимистичным ликующим финалом - находятся на разных полюсах, обе прозвучали в интерпретации Плетнева как части общего музыкального целого.

  Интонация, заданная Плетневым в первой части Requiem - Kyrie (Господи) в репликах тромбонов и надрывном отклике струнных - вопрошающая, мучительная, повисающая в тишине, не растворилась и в ликующем финале франковской Симфонии. Сближал столь разные партитуры патетический строй плетневской интерпретации, артикулировавший каждый оркестровый звук, инструментальную группу, подъемы крещендо, жесткие обрывы пауз. Учитывались и дополнительные возможности выразительности. В Dies irae (День гнева), второй части Requiem, Плетнев разместил тромбоны на боковом балконе, и "зов" их эффектно вливался в мощную звуковую картину "судного дня" - с участием хора (Хор Академии хорового искусства им. В.С.Попова), органа и квартета солистов.

Далее -- по ссылке: http://www.rg.ru/2016/02/02/mihail-pletnev-predstavil-redkie-partitury-hih-veka.html

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 726
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Выкуп органиста
Михаил Плетнев извлек на божий свет редко исполняемый Реквием Камиля Сен-Санса, известного атеиста

В эпоху, когда уже существовали пышные, монументальные Реквиемы Берлиоза и Верди, Сен-Санс создал строгое, благородное сочинение, чья оркестровая фактура напоминает органное письмо (кое-где хор поет только с органом), стиль отличается сочетанием учености и простоты, отсутствует тяжелая медь (только в Dies irae тромбоны подключаются с балкона), а партии вокального квартета (за исключением разве что тенора – пел Игорь Морозов) нимало не амбициозны.

По контрасту во втором отделении Михаил Плетнев и Российский национальный оркестр блестяще сыграли на десять лет позже написанную Симфонию в трех частях Сезара Франка, где эффектно соединены позднеромантический тон, вагнеровская гармония и высокое мастерство развития.

Читайте полностью http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2016/02/02/626528-vikup-organista
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 726
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
1 февраля 2016 г.

РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРКЕСТР
ХОР АКАДЕМИИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА ИМЕНИ В.С. ПОПОВА
Дирижер – МИХАИЛ ПЛЕТНЕВ

В ПРОГРАММЕ:
СЕН-САНС
Реквием для солистов, хора и оркестра
ФРАНК
Симфония ре минор

Солисты:
АННА КРАЙНИКОВА
КСЕНИЯ ВЯЗНИКОВА
ИГОРЬ МОРОЗОВ
МАКСИМ КУЗЬМИН-КАРАВАЕВ

Иван Орлов
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=976454312429032&id=100001934181220

Реквиема Сен-Санса я не слышал.Вот какой тебе хочешь - вплоть до экзотических советских - а этого нет.. Что сказать - отныне это мой любимый реквием из всех. Рроссийский национальный вчера дополняли в его исполнении пять солистов - Леонид Огринчук сел за орган, а вокальные партии достались малознакомой мне сопрано Анне Крайниковой и очень хорошо знакомым меццо из Геликона Ксении Вязниковой, тенору из Геликона же Игорю Морозову(лучшая, на мой взгляд, находка Бертмана за последние годы) и замечательному басу Максиму Кузьмину-Караваеву. Хор был мой любимый - Академии Попова. Все вместе они сотворили настоящее чудо.

Музыка волшебная - удивительная лёгкость, лишённая легковесности и пронизанная светом - именно так и нужно прощаться с друзьями(а творение личному другу Сен-Санса и посвящено). Очень странные сочетания струнных и духовых - когда во второй части четыре тромбона начали свой запев, перешедший в горькую беседу с голосами органа и хором - я чуть не зарыдал.

Работа (впрочем - можно ли это работой считать??) Огринчука - выше всяческих похвал. Хор - вспоминаю санктус и бенедиктус - волосы шевелятся - великолепен. Анна Крайникова - хорошая, Вязникова - очень хорошая. Морозов всё растёт и растёт, и какой же замечательный опыт тому порукой. Максима я вообще очень уважаю - человек удивительной вокальной культуры и одарён щедро очень. Про оркестр и говорить не хочу - такого равновесия во всём я не вижу больше ни у кого в Москве, а индивидуально музыканты(все, все, что потрясающе) такого уровня, что любо-дорого.

Ну и венчал всё это великолепие Михаил Васильевич Плетнёв. Не думаю, что репетиций было много - и как удалось добиться этой цельности звука и динамического баланса - для меня загадка полная. Если вспомнить плетнёвскую манеру дирижирования, которую я определил бы как антиэкспрессионизм - и вообще безответная. После антракта была ре минорная симфония Франка - тоже потрясающая. Начинающаяся с мятежа, эта музыка постоянно задавала вопросы и вроде бы давала ответы на них - но уже в следующий миг оказывалось, что вопросы никуда не девались и на них снова нужно отвечать, и любое успокоение иллюзорно, а знание - зыбко. Мне она показалась едва ли не более горькой, чем Реквием в первом отделении - но света вокруг и внутри было столько, что можно было улицы освещать. Удивительный, потрясающий концерт.

И спасибо девчонкам из Филармонии - всегда узнаю что-то новое у них. Вчера вот узнал, что Сен-Санс, полжизни отпахавший на церковь, был атеистом… Забавная и горькая символика.
Che mai sento!

Оффлайн MarinaParitet

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 20
РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРКЕСТР
ХОР АКАДЕМИИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА ИМЕНИ В.С. ПОПОВА
Дирижер – МИХАИЛ ПЛЕТНЕВ
В ПРОГРАММЕ: СЕН-САНС Реквием для солистов, хора и оркестра
ФРАНК Симфония ре минор
А нет записи? Подскажите, пожалуйста! К сожалению, не владею так хорошо компьютером! Вижу трансляцию на сайте филармонии, но там постоянно комп виснит. Заранее спасибо!

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 109

Музыка волшебная - удивительная лёгкость, лишённая легковесности и пронизанная светом - именно так и нужно прощаться с друзьями(а творение личному другу Сен-Санса и посвящено). Очень странные сочетания струнных и духовых - когда во второй части четыре тромбона начали свой запев, перешедший в горькую беседу с голосами органа и хором - я чуть не зарыдал.

Про оркестр и говорить не хочу - такого равновесия во всём я не вижу больше ни у кого в Москве, а индивидуально музыканты(все, все, что потрясающе) такого уровня, что любо-дорого.

Ну и венчал всё это великолепие Михаил Васильевич Плетнёв. Не думаю, что репетиций было много - и как удалось добиться этой цельности звука и динамического баланса - для меня загадка полная. Если вспомнить плетнёвскую манеру дирижирования, которую я определил бы как антиэкспрессионизм - и вообще безответная. После антракта была ре минорная симфония Франка - тоже потрясающая. Начинающаяся с мятежа, эта музыка постоянно задавала вопросы и вроде бы давала ответы на них - но уже в следующий миг оказывалось, что вопросы никуда не девались и на них снова нужно отвечать, и любое успокоение иллюзорно, а знание - зыбко. Мне она показалась едва ли не более горькой, чем Реквием в первом отделении - но света вокруг и внутри было столько, что можно было улицы освещать. Удивительный, потрясающий концерт.

И спасибо девчонкам из Филармонии - всегда узнаю что-то новое у них. Вчера вот узнал, что Сен-Санс, полжизни отпахавший на церковь, был атеистом… Забавная и горькая символика.

Спасибо, Papataci. В своем отзыве Орлов совершенно прав, меня тоже поразила именно просветленность этой музыки.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 109
К юбилею коллектива обновился сайт РНО. По ссылке -- совершенно замечательный юбилейный альбом
http://www.rno.ru/lib/rno25/RNO25.pdf

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 109
Национальное достояние
http://www.lgz.ru/article/-5-6540-4-02-2016/natsionalnoe-dostoyanie-5-2016/

Четверть века назад затея выдающегося музыканта Михаила Плетнёва казалась почти безумием – создать оркестр без государственной поддержки. Но Российский национальный оркестр родился, и время подтвердило плетнёвскую правоту. Сегодня РНО – один из самых известных музыкальных коллективов не только страны, но и мира.

За эти годы с Российским национальным активно сотрудничали звёзды первой величины – М. Кабалье, Л. Паваротти, П. Доминго, Х. Каррерас, В. Репин, Е. Кисин, М. Венгеров, Д. Хворостовский… Извините, список не полный. Свой последний концерт в Москве легендарный дирижёр Евгений Светланов провёл именно с этим коллективом.

Выступать с плетнёвцами на одной сцене – всегда событие. «У РНО вы увидите ярко выраженный характер, своей яркой игрой оркестр напоминает вам о том, что русская культура – одна из самых великих в мире, – считает всемирно известный дирижёр Кент Нагано, не раз выступавший с коллективом. – Да, они играют блестяще, да, они высокие профес­сионалы, да, в оркестре много отличных солистов, но за этим есть и нечто большее – традиции великой культуры, которая слышна в их игре».

РНО всегда удивляет. В короткий отрезок времени он может участвовать в престижном международном фестивале и устроить собственный фестиваль Сергея Рахманинова в Ивановке Тамбовской области. Или придумать традицию – открывать музыкальный сезон в столице своим теперь уже знаменитым фестивалем РНО.

Коллектив первым (и единственным) в России удостоился престижной премии «Грэмми». А программа звукозаписей РНО более чем успешная. Запись к балету «Спящая красавица» по версии Би-би-си входит в мировой рейтинг и занимает четвёртое место среди самых популярных записей классической музыки за последние 75 лет.

В юбилейном сезоне оркестр востребован до чрезвычайности, февральские гастроли – сначала в Швейцарии, а потом 16 концертов в Америке.

Мы и в будущем ждём от прославленного коллектива триумфов. А как не ждать, если его худрук и главный дирижёр запросто может сесть за штурвал самолёта? Всем нам удачного полёта!
« Последнее редактирование: Февраль 04, 2016, 11:14:59 от Ирина67 »

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 109
Видео с концерта 27.01.2016.
Программу см. выше
https://www.youtube.com/playlist?list=PL1ukrJvLyWmdv7rgeHxG8YWWxAmhnfVs6