Автор Тема: Михаил Плетнёв (р.1957, Архангельск), пианист, дирижёр, транскриптор  (Прочитано 234111 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн msdubov

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 24
Записи с концерта 22 января 2001 года в БЗК по случаю присуждения Плетневу звания Почетного профессора МГК:

Оффлайн Liza

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 255
Видимо, потому что победитель конкурса им. Чайковского Михаил Плетнёв будет исполнять 1-й концерт Чайковского  ;D

Но вообще, так всегда бывает. Я имею ввиду повышение цен на оставшиеся билеты ближе к дате концерта. Хотя 20000 руб., меня, конечно, тоже удивило.

Не, наверное, потому, что если поставить обычную цену- 500 р, - то на концерт придут обычные меломаны, музыкантишки и педагоги, которые уже слушали Плетнева много раз. А вот если поставить цену от 20 т р , то таким образом можно приобщить к высокому искусству более широкие слои населения, которые за 500 р билет ни в жисть не купят, а купят только за приличную цену.  ;D

Оффлайн Лялька

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 84
Liza, когда началась продажа абонементов, то именно за 500 рублей (или около того) вполне можно было приобрести билет на концерт Михаила Васильевича. В данном абонементе было 4 концерта. Если разделить цену абонемента на количество концертов, то выходит вполне доступно. Надо просто купить билеты заранее. Чем ближе к дате, тем меньше билетов и дороже цена. Вполне логично и справедливо.  То же самое происходит и с билетами на поезд и самолёт.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 108
М. Плетнев исполняет 4-ю сонату Шуберта ля минор , D. 537.
Запись 1982 года.
Аудио.
https://www.youtube.com/watch?v=muc1RyHOQKA

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 716
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)

Прокофьев и Римский-Корсаков, РНО в КЗЧ, дир. Михаил Плетнев, сол. Борис Березовский

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3723145.html

И видеозапись концерта http://meloman.ru/concert/rno-pletnev-berezovsky-30-12-2017
Che mai sento!

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 729
В отличие от Шадронова я Римского-Корсакова люблю (хотя и не без снисходительности к этой своей "слабости"), так что удовольствие от концерта получила, можно сказать, двойное. И действительно, второе отделение тоже затмило для меня прекрасно прозвучавший 2-й концерт Прокофьева. В чем тут дело?
Во-первых, конечно, в качестве исполнения. Михаил Васильевич только на "Китеже" надел очки, а "Снегурочку" и "Салтана" практически дирижировал наизусть. И, судя по всему, он не только сам любит эту музыку, но и заразил своим отношением весь оркестр. Много было крупных планов (слушала онлайн), и ни разу не заметила я равнодушной или тем более скучающей физиономии. Наоборот, запомнилось, как М. Рубцов живо реагировал на первую же реплику ("крик петуха") соседа-гобоиста. Вообще гобоисту В. Назарову (специально нашла фамилию на сайте РНО) досталась одна из самых важных ролей в программе, и не случайно МВ первым поднял его в ответ на аплодисменты. А какие великолепные медные в РНО: один В. Лаврик чего стоит! В общем все прозвучало и живо, и сочно, и "вкусно".
А вторая причина особого моего удовольствия - детские (и юношеские) воспоминания. Я застала еще то время, когда по телеку под Новый год часто показывали мультик "Снегурочка" с музыкой Римского. Был мультик и по "Салтану" (не говоря уже о том, что я слушала оперу в Мариинке, опять-таки в нежном возрасте). А с "Китежем" познакомилась, конечно, позднее, но активно: в училище, помню, пели свадебный хор оттуда.
Короче, концерт был просто замечательный, причем отличился он и чудесным новогодним настроением, которое объединило и слушателей, и оркестрантов, и, конечно, главного волшебника - дирижера. Не помню другого такого случая, чтобы Михаил Васильевич столько  улыбался и вообще благодушествовал. А "бис" так и вовсе превратил в цирковой номер!
« Последнее редактирование: Январь 02, 2018, 18:08:52 от lina »

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 108
Концерт был прекрасный. Меня Китеж просто постряс. Буду переслушивать. Там много не вагнерианского, а национально-русского. Мотивы из церковных песнопений и народных песен. В чем Шадронов прав -  так это в том, что 3 сюиты прозвучали как единое произведение. Да, последняя часть - оркестровый шедевр. И белочка, и море, и Царевна-лебедь. Все было в высшей степени изобразительно. Да, это программа, так сказать, экспортного варианта. Он играл ее лет 15 назад. Только вместо Китежа,  кажется,  что-то другое игралось. Надо уточнить.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 729
Меня Китеж просто потряс. Буду переслушивать. Там много не вагнерианского, а национально-русского. Мотивы из церковных песнопений и народных песен.
Но и Вагнера там тоже много, вплоть до чистой "цитаты" колокольного звона (нисходящая секвенция квартовых мотивов). Только в "Парсифале" в основном в басах она излагается, и медленно, а у Римского - в верхах, радостными восьмушками. Ну и не зря "Китеж" называют "русским "Парсифалем".

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 108
В том-то и дело,  что акцента на Вагнере я в плетневской интерпретации не услышала. Вот Гергиев это выделяет. А тут... как-то больше русского,  мне кажется.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 729
С Гергиевым я не слышала. А любопытно было бы сравнить, конечно.

Оффлайн MV

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 145
С Гергиевым я не слышала. А любопытно было бы сравнить, конечно.
Эта же (штейнберговская) сюита из Китежа в исполнении Гергиева есть на classic-online.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 729

 Эта же (штейнберговская) сюита из Китежа в исполнении Гергиева есть на classic-online.

Спасибо, постараюсь послушать.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 729
Н. Сурниной тоже очень понравился предновогодний концерт; она пишет в ФБ:

Наталия Сурнина
31 декабря 2017 г. в 0:45 · Москва ·
Спасибо за бесценный подарок к новому году Московская филармония | Moscow Philharmonic Society.
Без пафоса, практически без СМИ и прочей шумихи РНО с Плетневым за пультом (это главное!) и Березовским за роялем сыграли, вероятно, лучший отечественный концерт года в моем личном рейтинге.
Второй фортепианный концерт Прокофьева в первом отделении и три сюиты из опер Римского-Корсакова - во втором. Было ТАК, что и Курентзис, и Юровский тихо курят в сторонке.
Ни Курентзис в "Золушке" год назад, ни Юровский в "Кантате к ХХ-летию Октября" не добрались до таких бездн в Прокофьеве. И ощущение, что добивался этого Плетнев одним взглядом, даже ни жестом. Что ему все ваши пляски с бубном, коллеги...
А Плетнев и русская музыка XIX века - как стало очевидно на необыкновенно живой, настоящей, самой лучшей за много-много лет "Русалке" Даргомыжского в сентябре - это отдельный захватывающий сюжет, о котором можно многое написать и за которым точно стоит следить неотрывно.
В общем, не пропускайте концертов РНО с Плетневым.
Спасибо, Михаил Васильевич! Сто раз "браво", Российский национальный оркестр!

https://www.facebook.com/nathalie.surnina?fref=ts

Оффлайн msdubov

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 24
Редкая запись "Рапсодии на тему Паганини" Рахманинова.

https://www.youtube.com/watch?v=5twykpsF8Gs

Михаил Плетнев, фортепиано
Валерий Гергиев, Филармонический оркестр Нидерландского радио
Амстердам, Концертгебау, 4 ноября 1989

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 729

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 108
Отзыв Н. Зимяниной на вчерашний концерт:
https://www.facebook.com/natalya.zimyanina/posts/1105160749620972?comment_id=1105226539614393&notif_id=1516530680809537&notif_t=feedback_reaction_generic

Вчера Михаил Плетенев в «Филармонии-2» поразил меня.
В программе был один Рахманинов (к 145-летию со дня рождения). Миниатюры в первом отделении (в том числе раритетные) и Первая соната - во втором.

Всё это был мороз по стеклу. (Даже в популярных до-диез-минорной и соль-минорной Прелюдиях). Два раза в первом отделении для мелькнула стихия (привычная мне) Рахманинова, но тут же исчезла (в Баркароле из «Салонных пьес» 10-го опуса и в Ре-мажорной прелюдии 23-го опуса). В целом играл, будто глубоко уйдя в себя, печальные, иногда трагические и даже похоронные воспоминания. Не Рахманинов, а тени в мифе Платона о пещере. Может, был нездоров. Может, ему смертельно надоела эта программа (мне сказали,. что он много играл ее на гастролях). Может быть, мы, зрители, были ему противны, да, глубоко отвратительны. Может быть, так: крайне утомленный жизнью человек, и всё. И будто бы отказался быть Артистом, а остался только пианистом, который сегодня, 20 января, вот такой.

Единственное, что я люблю в таких исполнениях – что снимается пионерский или слащавый налет с Рахманинова, который тоже был не сахарный человек. Слышишь голоса, которых раньше не слышала, чувствуешь настроения, которые раньше не чувствовала (в данном случае - загробные).
Форте не было совсем. В звуковом уголке от пиано p до пианиссимо ppppp мороз шел по коже. Но много и скучала от его равнодушия.

Рояль (его собственный, который за ним возят) то и дело звенел какой-то струной, и эти «дзынки» тоже были странны. Я помню, как в КЗЧ однажды лет двадцать назад у него лопнула струна, так он встал, обошел рояль и выдернул лопнувшую струну (где-то есть фото). Но тут играл и играл, подряд, без аплодисментов. Иногда было слишком густо и даже грязно звучала педаль, задевал не те ноты.
На бис сыграл до-диез-минорный Вальс Шопена потрясающе. Тоже трагически тихо, но как Артист.

Второй бис - очень интересный, сначала никак не могла угадать, что это, но в середине все же гармониями проглянул Рахманинов. Говорят, что это «Восточный эскиз» (1938 г.?), последнее сочинение Рахманинова для ф-но. (Подтвердите, кто точно знает). А весь остальной Рахманинов в программе - ранние пьесы. Что-то вроде концепции, видимо.

Мне кажется, этот вечер из меня вынул все силы.

Один гениальный педагог сказал на выходе из зала: «Теперь хочется послушать Горовица».

Тяжелый был день; на концерт от «Юго-Западной» человек сто стояло на филармонический автобус до концертного зала, было холодно. А обратно вообще не говорю, в какой ехали давке от зала до метро (наверное, такой аншлаг был тут первый раз). Лично я - в смертельной мерехлюндии.
Сегодня Плетнев повторяет в «Филармонии-2» эту программу. Если бы не так далеко, я бы послушала и второй раз – не из мазохизма, а из желания понять.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 108
Программа вчерашнего концерта в основном повторяет гастрольную программу С. Рахманинова 1911 года на юге России: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2304&level1=main&level2=articles

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 729
Отзыв Н. Зимяниной на вчерашний концерт:
https://www.facebook.com/natalya.zimyanina/posts/1105160749620972?comment_id=1105226539614393&notif_id=1516530680809537&notif_t=feedback_reaction_generic

 В целом играл, будто глубоко уйдя в себя, печальные, иногда трагические и даже похоронные воспоминания. Не Рахманинов, а тени в мифе Платона о пещере. Может, был нездоров. Может, ему смертельно надоела эта программа (мне сказали,. что он много играл ее на гастролях). Может быть, мы, зрители, были ему противны, да, глубоко отвратительны. Может быть, так: крайне утомленный жизнью человек, и всё. И будто бы отказался быть Артистом, а остался только пианистом, который сегодня, 20 января, вот такой.
(...)
Форте не было совсем. В звуковом уголке от пиано p до пианиссимо ppppp мороз шел по коже. Но много и скучала от его равнодушия.

Рояль (его собственный, который за ним возят) то и дело звенел какой-то струной, и эти «дзынки» тоже были странны. Я помню, как в КЗЧ однажды лет двадцать назад у него лопнула струна, так он встал, обошел рояль и выдернул лопнувшую струну (где-то есть фото). Но тут играл и играл, подряд, без аплодисментов. Иногда было слишком густо и даже грязно звучала педаль, задевал не те ноты.
На бис сыграл до-диез-минорный Вальс Шопена потрясающе. Тоже трагически тихо, но как Артист.

Второй бис - очень интересный, сначала никак не могла угадать, что это, но в середине все же гармониями проглянул Рахманинов. Говорят, что это «Восточный эскиз» (1938 г.?), последнее сочинение Рахманинова для ф-но. (Подтвердите, кто точно знает). А весь остальной Рахманинов в программе - ранние пьесы. Что-то вроде концепции, видимо.

Все верно сказала Наталья Михайловна, и я благодарна ей за то, что не стала искать обтекаемые формулировки и называть кислое сладким. Удивляюсь, правда, отчего она не упомянула о втором слагаемом того невеселого, мягко скажем, настроения, которое царило на концерте. Это инструмент Kawai, который он возил с собой на гастроли все лето и осень этого года. И дело не в зазвеневшей струне (я на нее не обратила даже внимания). Дело в тусклом, ватном звуке - как будто внутри встроена дополнительная левая педаль или как будто инструмент поставили на модератор.
Даже в летней записи (кажется, с Эдинбургского фестиваля)
https://www.youtube.com/watch?v=AaIS8KWt5Fs&t=3411s
 звучание более звонкое и отчетливое (т.е. запись улучшила, а не ухудшила качество звука!).
А бисы действительно были прекрасные. Сначала "Восточный эскиз" - крошечная пьеса 1917 года, а потом просто ошеломительный вальс cis-moll (который я уже последнее время не могу слышать по причине заигранности). Все там было сыграно свободно и "не по правилам" - рубато в непростительных дозах и даже другой, собственного сочинения средний голос в средней части! Но после исполнения партер встал (что было дальше, за спиной, не видела).
Не исключено, что сегодня программа будет исполняться по-другому - как знать?

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 108
Мне концерт очень понравился. Да, музыки было мало. а много философии, мрачной и безжалостной. Но мне это было интересно. Кстати, меня вот совсем не придавило этим настроением. может быть, потому, что сама жизнь в последнее время не дает поводов для веселья.

Оффлайн msdubov

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 24
Даже в летней записи (кажется, с Эдинбургского фестиваля)
https://www.youtube.com/watch?v=AaIS8KWt5Fs&t=3411s
 звучание более звонкое и отчетливое (т.е. запись улучшила, а не ухудшила качество звука!).

Абсолютно с Вами согласен. По моим наблюдениям, все, что Плетнев играл в последние года три-четыре, гораздо более выигрышно слушается в записи, чем вживую. Особенно это относится к фортепианным концертам (Шумана, Рахманинов etc.), в которых Плетнев элементарно тонет в оркестре, если слушать из зала.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 108
В Шумане -- да, тонет. А в последнем Сен-Сансе -- не утонул, выплыл.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 108
С фейсбука Майи Крыловой:
https://www.facebook.com/profile.php?id=100009819825423&hc_ref=ARRGfBxRMTwVIRlQHue0Sbyj-gztAH4nITFdv88BXtKu39-rSRFHM8QlkSUoo9WdDXw&fref=nf&pnref=story

Когда Михаил Плетнев играет на рояле, происходит много странных вещей. И даже со звеневшей струной в его личном рояле. Но струна - не самое интересное. Куда интересней другое. Плетнев выходит на сцену с таким отстраненным видом, как будто в зале нет ни единого человека. Играет он тоже "закрыто", внешне даже сумрачно, и глазом не моргнув, ну, почти скучно на него смотреть. Музыка (это был Рахманинов в Филармонии -2) просто возникает, длится, разворачивается, и многочисленные рубато идут для публики не как прием, за которым следует особо следить. а как естественная. сама собой разумеющаяся, органическая вещь. Плетнев не "копает вглубь" - но пропасть может быть глубокой. Не "вскрывает смыслы" - они сами вскрываются под его пальцами. Кто -то на концерте сказал, что аж зарыдал от избытка чувств. Это ерунда. Пианист не заставил меня взволноваться в таких сакраментальных формах, ничуть. Волнение растворено в глобальной уместности звучания. И ничто не лишнее. И нужно, чтобы "сахар" у Рахманинова был сахаром, надрыв- надрывом, русское поле - русским полем. С Плетневым понимаешь, зачем это.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 729
С фейсбука Майи Крыловой:
https://www.facebook.com/profile.php?id=100009819825423&hc_ref=ARRGfBxRMTwVIRlQHue0Sbyj-gztAH4nITFdv88BXtKu39-rSRFHM8QlkSUoo9WdDXw&fref=nf&pnref=story

 Волнение растворено в глобальной уместности звучания. И ничто не лишнее. И нужно, чтобы "сахар" у Рахманинова был сахаром, надрыв- надрывом, русское поле - русским полем. С Плетневым понимаешь, зачем это.

Этот отзыв я и имела виду: когда кислое называют сладким...

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 108
Я так и поняла  ;D

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 432
Ну вот послушал я вальс Шопена и не могу не отдать должное мастерству и масштабу личности, но вот нисколько не могу принять такой замогильный тон. Все-таки в музыке должна быть хоть какая-то толика радости, удовольствия. Помереть я всегда успею и без Плетнева.