Автор Тема: Михаил Плетнёв (р.1957, Архангельск), пианист, дирижёр, транскриптор  (Прочитано 229818 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
а также начал практиковать нивелирование резких звучностей даже там, где они нужны для контраста.За последнее его ругают уже лет 10.
А я в такой концепции (нивелирования резких звучностей и контрастов)  с интересом послушала бы  все 32 сонаты Бетховена в исполнении Плетнева

А от скуки не помрёте ?
Это интересно как эксцесс, но как правило - это невыносимо. Тем более, в больших количествах.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я все  слышала 5 концертов Бетховена в исполнении Плетнёва незадолго до перерыва в его исполнительской и не хотела бы услышать 32 сонаты-это выше моих слабых сил.

Вот-вот!
Я только что прочитал ваше сообщение! :)
Всё хорошо в меру.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
место прекрасного транскриптора никто у него не отнимет. Но это плюс к первому, а не вместо

Боюсь, что наоборот: с течением времени не 2-е будет + к 1-му, а 1-е будет + ко 2-му, т.е. Плетнёв-транскриптор в исторической перспективе переживёт Плетнёва-пианиста. Мне кажется, это ясно уже сегодня, хотя и собственные транскрипции, и многое другое, например, Чайковского и Шопена, Плетнёв играет превосходно.
Я также полагаю, что его исполнение Чайковского интересно не только само по себе, но и как хороший пример обращения выдающегося пианиста к фортепианному наследию великого русского композитора, и очень хотелось бы, чтобы фортепианный Чайковский был у нас не менее популярен, чем Шопен. Но для этого нужны такие пианисты, как Рахманинов, Гольденвейзер, Игумнов, Рихтер, Плетнёв - да, в исполнении Чайковского Плетнёва вполне можно числить в этом ряду.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А сегодня никто не был в "Оркестрионе" ?

2-й концерт Плетнёва в "Оркестрионе"
14-04-2013

1-е отделение
Бетховен, сонаты №№5, 10, 17

2-е отделение
Чайковский, 3 пьесы op.9, 2 пьесы op.10, 6 пьес op.19

бисы:
Моцарт, Рондо D-dur
Шопен, Баллада №4

Плетнёв полностью повторил всю программу, включая бисы, но сыграл это всё гораздо более собранно и мужественно. Парадокс состоит в том, что это не было так интересно, как то, что было вчера, хотя всё было более внятно, но, пожалуй, столь же "необязательно" в пианистическом отношении. Плетнёв как будто тяготится своим пианизмом или же не желает с ним возиться что ли. Впрочем, он уже стал легендой, и что бы и как бы он ни делал, всё будет встречено на ура.
Я лично жутко недоволен повторением программы, потому что первоначально клавирабенды должны были быть разными, зато можно было оценить, что у Плетнёва раз на раз не приходится и что у него семь пятниц на неделе.
« Последнее редактирование: Апрель 15, 2013, 10:50:48 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
ДР у человека, имеет право. Кстати, отличная идея, Плетнёв мог бы ею с Гергиевым и с Мацуевым поделиться, они, кажется, ещё не решили, что завтра сыграют. "А мы повторили..."

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
сыграл это всё гораздо более собранно и мужественно.
и
Парадокс состоит в том, что это не было так интересно, как то, что было вчера
Ха-ха!  Так будем слушать 32 сонаты все-таки во вчерашнем варианте  ;)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн boboruka

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 100
сыграл это всё гораздо более собранно и мужественно.
и
Парадокс состоит в том, что это не было так интересно, как то, что было вчера
Ха-ха!  Так будем слушать 32 сонаты все-таки во вчерашнем варианте  ;)
Ни за что!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
сыграл это всё гораздо более собранно и мужественно.
и
Парадокс состоит в том, что это не было так интересно, как то, что было вчера
Ха-ха!  Так будем слушать 32 сонаты все-таки во вчерашнем варианте  ;)

Ну не знаю.
Я надеюсь, что он просто не осилит все 32, да и зачем? Ему и без них есть чем заняться - в этой области он не очень силён, зато есть сферы, в которых у него мало конкурентов.
Кстати, я теперь уверен, что 4-я баллада Шопена вышла на бис не совсем "экспромтом", а вывалилась из той программы, которую он нам так и не сыграл - из той, где должны были быть Рахманинов и Шопен, как указывали в анонсах. Но он и эту-то выучил не шибко хорошо, так что куда уж 2-ю играть, тем более, в один день, как он первоначально собирался.
Недоучил, видать.
Вот и сыграл одну 2 дня подряд. Что ж, сравнить тоже было любопытно. Но ведь он недавно играл 24 Прелюдии Скрябина, ведь вполне можно было бы здесь повторить в одном отделении, а во 2-м - вообще что угодно и Шопена и Рахманинова. Впрочем, не мне решать, что ему надо было делать.
Но зато теперь я чувствую, что сыт Плетнёвым на долгие годы.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
концерт был  не "громадным", а сильно растянутым -- начали с большим опозданием, и перерыв было непомерно длинным; второе отделение еще не началось, когда на часах было без десяти девять -- я и в этом усматриваю признаки некоего заторможенного состояния музыканта

Но вчера было почти то же самое, 2-е отделение началось без двадцати девять, хотя тонус исполнения был совсем другим - концерт закончился в 10 вечера, а начался, правда, в 10-15 минут восьмого, т.е. без особого опоздания.
Но знаете, когда в былые времена концерты начинались в 19-30, то клавирабенды заканчивались, как правило, в начале десятого, т.е. в 21-05 или 21-15 - и это было вполне нормально, все расходились довольные исполнителями и друг другом. А вот НЕнормально, на мой взгляд, когда делают такие громадные клавирабенды, а главное, зачем ? Эта гигантомания охватила также наших молодых пианистов, которые не думают не только о публике, о и о себе, потому что сами плохо выдерживают, а иногда и не выдерживают такого напряжения ближе к финалу в ущерб качеству.
Ну помилуйте, играть больше часа подряд - кому это надо ? Это что - конкурс или гонки на выживание что ли ?
3 сонаты Бетховена у Плетнёва продолжаются ровно час, затем полчаса с хвостиком перерыв и 2-е отделение с 2-мя бисами - больше часа. Я считаю, что это чересчур. И публика вся извертелась, уже не зная, каким боком ещё повернуться, потому что их всего два (бока), как вытянуть ноги и куда их деть и т.п.

Идельно спланированный клавирабенд - это такой: 1-е отделение 35-40 минут, перерыв 10-15 минут, 2-е отделение - 35-40 минут, парочка бисов - минут на 10.
ВСЁ!!!!!!!!!!
Если большая вещь, то ей нужно посвятить отделение целиком. Вот, помню, Эмиль Григорьевич Гилельс, играя во 2-м отделении "Хаммерклавир", обошёлся вообще без бисов - а почему? Не только потому, что сыграть "Хамерклавир", как он говорил, это всё равно что толкнуть рекордный вес, но и потому, что за таким произведением не должно быть бисов, потому что всё уже сказано в основной программе, а также потому, что мастер прекрасно ощущает ФОРМУ концерта, в котором не должно быть ничего лишнего и отягощающего.
Вот программа последнего концерта Гилельса в Москве, учитесь у классиков жанра:

1-е отделение
Скрябин, соната №3, 5 прелюдий соч.74
Прокофьев, соната №3

2-е отделение
Бетховен, соната № 29, "Хаммерклавир"

Бисов не было.

Скрябин - 3-я соната на 18-20 минут, 5 прелюдий - 6-7 минут, 3-я соната Прокофьева - около 8 минут. Итого - 35 минут + аплодисменты.
15 минут перерыв.
Хаммерклавир - 45-50 минут.
ВСЁ!!!
И всё сказано!

В общем, я не могу понять, к чему всякие подвиги.
Или вот Андраш Шифф на концерте в Москве сыграл 3 больших сонаты БЕЗ ПЕРЕРЫВА!
А? Ну на фиг надо?
Перерыв - это не просто формальность, когда можно пойти в буфет поесть или ещё что сделать, это ещё и необходимый период для переваривания иной, так сказать, духовной пищи, для чего между духовными блюдами тоже необходим перерыв, как между блюдами в хорошем ресторане, иначе принятие пищи грозит сумбуром.
В общем, каждый оригинальничает по-своему, но я, к примеру, желал бы, чтобы все оставались в своей тарелке. Я считаю, что это не дело, когда клавирабенд продолжается больше 3-х часов пускай даже и с перерывом. Это ж не опера, ей-богу. Нельзя нарушать законы и рамки жанра.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 446
Мои впечатления от деятельности Плетнёва до сего момента таковы: Плетнёв - плохой композитор, нормальный дирижёр, выдающийся транскриптор и гениальный пианист. Позавчерашняя 4-я баллада меня шокировала.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
4-я баллада меня шокировала.

Что такое ? Всё так плохо ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 446
4-я баллада меня шокировала.

Что такое ? Всё так плохо ?

:)) Наоборот, всё очень даже гениально.

Оффлайн avg

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 445
Позавчерашняя 4-я баллада меня шокировала.

Шокировать -- значит очень сильно и неприятно поражать.

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 446
Позавчерашняя 4-я баллада меня шокировала.

Шокировать -- значит очень сильно и неприятно поражать.

Ну, в смысле, "культурный шок" ))

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мои впечатления от деятельности Плетнёва до сего момента таковы: Плетнёв - плохой композитор, нормальный дирижёр, выдающийся транскриптор и гениальный пианист

В целом согласен, но "пианиста" и "транскриптора" я поменял бы местами: Плетнёв - плохой композитор (ну в этом вряд ли можно сомневаться - а покажите мне хороших современных композиторов кроме 3-4-х), нормальный дирижёр (ну этого не отнять), выдающийся пианист и гениальный транскриптор.
Я бы так расставил, и не думаю, что Михаила Васильевича от этого убудет.
Я уверен, что композиторский дар его проявляется как раз в различного рода переложениях и в творческом отношении к ранее созданным чужим произведениям, потому что измыслить собственный музыкальный материал он не может, ибо при этом получается или плохой материал, или совсем не музыкальный. Но вряд ли его в этом можно обвинить персонально - это беда нашей эпохи. Вернее, это её клеймо, и иметь претензии если и можно к кому-то, то не к конкретным персонам, а к ситуации в целом.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн boboruka

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 100
Мои впечатления от деятельности Плетнёва до сего момента таковы: Плетнёв - плохой композитор, нормальный дирижёр, выдающийся транскриптор и гениальный пианистВыдающийся пианист?!он плетётся к роялю как на заклание. От одного вида тошнит.

В целом согласен, но "пианиста" и "транскриптора" я поменял бы местами: Плетнёв - плохой композитор (ну в этом вряд ли можно сомневаться - а покажите мне хороших современных композиторов кроме 3-4-х), нормальный дирижёр (ну этого не отнять), выдающийся пианист и гениальный транскриптор.
Я бы так расставил, и не думаю, что Михаила Васильевича от этого убудет.
Я уверен, что композиторский дар его проявляется как раз в различного рода переложениях и в творческом отношении к ранее созданным чужим произведениям, потому что измыслить собственный музыкальный материал он не может, ибо при этом получается или плохой материал, или совсем не музыкальный. Но вряд ли его в этом можно обвинить персонально - это беда нашей эпохи. Вернее, это её клеймо, и иметь претензии если и можно к кому-то, то не к конкретным персонам, а к ситуации в целом.

Оффлайн Mishul

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 16
Уважаемый Predlogoff
Вы не знаете, велась ли запись концерта?
Или может быть кто-то из посетителей форума его записал?
Не собираются ли выложить где-нибудь?

Оффлайн avg

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 445
Коллеги, пожалуйста, отделяйте свои слова от цитат. Вот  boboruka пишет:

Цитировать
Выдающийся пианист?!он плетётся к роялю как на заклание. От одного вида тошнит.

Эти слова "приклеены" к цитате, и выходит, что их говорит Muusika.

По существу вопроса: разве то, что Плетнев "плетется", как-нибудь отражает его качества музыканта? Давайте о них и говорить. Ну, а то, чтО происходит с Вами "от одного вида", все-таки лучше оставить при себе.
« Последнее редактирование: Апрель 17, 2013, 10:09:07 от avg »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вот оно что, а я не разглядел и решил, что процитировали, а свой текст не добавили :))
А Плетнёва обижать не надо, он и так весь несчастный.
Но как настойчиво убеждал всех нас ещё Томас Манн, ничто великое не создаётся счастливыми и здоровыми людьми, а всякая красота болезненна и недолговечна, поэтому придётся терпеть.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 446
За ТАКУЮ балладу Шопена можно простить всё, что угодно.

Оффлайн RexTremende

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 149
За ТАКУЮ балладу Шопена можно простить всё, что угодно.
ну, ему особенно прощать ничего не надо. Великий музыкант. Разве что слабую, невыразительную кульминацию в Балладе ;-)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
За ТАКУЮ балладу Шопена можно простить всё, что угодно.

Пожалуй что!
С тех пор, как меня ошарашила необычностью подхода к этой вещи грамзапись Иосифа Гофмана, которого я с тех пор считал самым радикальным и смелым её исполнителем, я не слыхивал ничего подобного. И нужно учесть, что Плетнёв, как ни странно, гораздо ближе к шопеновской стилистике, ибо не отличается фортепианным гигантизмом Гофмана, который не жалел самого мощного фортиссимо даже в Шопене, зато Плетнёв, не уступая ему в тонкости и деликатности передачи мелких деталей и обойдясь без громовых звучаний в кульминациях, произвёл ничуть не меньший по силе художественный эффект, в силу своей неожиданности подобный разорвавшейся бомбе.
Я до сих пор ошарашен. Помню, услыхав впервые запись Гофмана, я был просто ошеломлён - и вот теперь, на концерте Плетнёва, я испытал нечто идейно подобное. Ну никак не ожидал - как никто не ожидал ни самой Баллады, ни, тем более, такого её исполнения. Там всё бесподобно, включая, например, выход из "блуждания" фугато в начале репризы "на свет", т.е. обратно к мелодии, или такую "мелочь", как прозрачную и искрящуюся на педали хроматическую гамму в репризе, уходящую в басы - это ж надо было сделать такой художественный шедевр из самого банального пассажа!
Статью уже отправил для Бельканто, скоро её опубликуют.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Попытался найти в прессе о 2-х последних клавирабендах Плетнёва что-нибудь вменяемое, но вместо этого вижу один только бред. Даже цитировать неудобно такую чушь, а информативность близка к нулю.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Demian Poor

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 253
Шопен. Баллада №4
14-04-2013

http://youtu.be/77WKmBtaPnA

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 446